Тема урока: Слова, близкие по значению (синонимы) Цель урока: Познакомится со словами схожими по значению.
Составила: Кулиненко Н.И.
Что общего в этих словах?
- Дети, малыши, ребята, детвора.
В каком ряду записаны слова синонимы?
1.бояться, биться, сбиться.
2.сражаться, сражение, сразиться.
3.мужество, смелость, храбрость.
4.врач, терапевт, медсестра.
-запиши эти слова.
-раздели на слоги, поставь ударение.
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу.
Разнится лишь оттенками подчас.
Родимый край-Отечество-Отчизна,
Как много в них священного для нас.
Физ.минутка.
синонимы
антонимы
омонимы
(греческого)
Работа в паре.
печаль
луна
азбука
доктор
месяц
врач
прут
конь
лошадь
распорядок
режим
алфавит
хворостина
грусть
Проверочная работа.
1.Составь пары слов, близких по значению.
Мороз-______________,ветер-____________,печаль-_________
2. Составь пары слов, противоположных по значению.
Черный-____________, твердый-______________, добро-______
3.Выдели в словах корень.
Слон, слониха, слоненок, слонята. Белый, белеть, беленький.
4. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.
Бабушка, стена, дорога, слоненок, хорошо, молоко, школа, мама,
5. Обозначь в словах ударение.
Кошка, пенал, книга, тетрадь, домик, телефон, моряк, дерево.
6. Раздели слова для переноса.
Море, сток, дом, яма, деньки, чайка, ванна.
Рефлексия.
Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
КОНСПЕКТ
ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема:
«Употребление слов-синонимов»
Цель:
Формировать умение употреблять в устной речи слова-синонимы.
Задачи:
1. Формировать
знания о словах-синонимах.
2. Развивать
мелкую моторику пальцев рук и зрительно-двигательную координацию.
3. Воспитывать
самоконтроль во время самостоятельного выполнения заданий.
Оборудование: картинки
диких животных, мячик, карточки с заданием «Соедини по точкам» и «Лабиринт»,
передача «Шишкина школа. Синонимы», картинки для называния синонимов.
Ход
урока
1. Организационный
момент
Работа над
временными представлениями.
– Какое сейчас
время года?
– Какое время года
следует за осенью?
– Назовите поры
года по очереди.
– Назовите три
осенних месяца.
– Какой сейчас
месяц?
– Какой сегодня
день недели?
– Какой день
недели был вчера?
– Какой день
недели будет завтра?
– Перечислите дни
недели в прямом порядке.
– Перечислите дни
недели в обратном порядке.
2. Работа
по лексической теме «Дикие животные».
– Сегодня мы
продолжим говорить о диких животных. Давайте вспомним, каких животных мы знаем.
(Указываем на доску, называем изображённых на карточках животных)
– Чем дикие
животные отличаются от домашних?
Игра «Назови
семью».
– У каждого
животного есть семья. Давайте назовём всех членов семьи.
Папа – медведь,
мама – … (медведица), детеныш — … (медвежонок).
Папа – волк, мама –
… (волчица), детеныш — … (волчонок).
Папа – лось, мама –
… (лосиха), детёныш – … (лосёнок).
Папа – еж, мама –
… (ежиха), детеныш — … (ежонок).
Папа – заяц, мама –
… (зайчиха), детеныш — … (зайчонок).
Папа – лис, мама –
… (лисица), детеныш — … (лисенок).
Игра «Чей хвост».
На доску
вывешиваются животные, рядом лежат хвосты. Дети по очереди выходят к доске,
подбирают хвост и произносят полным предложением, чей хвост.
Игра «Лабиринт».
Детям раздаются
задания с лабиринтами. Нужно помочь зайцу добраться до морковки, прочертив ему
правильный путь.
Игра «Соедини по
точкам».
С помощью
карандаша дети соединяют точки, получая изображения диких животных.
Игра «Опиши».
– Будем по очереди
описывать животных. Для этой игры нам понадобится мячик. Каждый, кому передали
мячик, будет говорить, какое животное. Я начинаю. Волк серый. Каким ещё может
быть волк?
Мяч передаётся
детьми по очереди и каждый называет существительное и подходящее ему по смыслу
прилагательное.
Разучиваем
стихотворение по мнемотаблице «Хитрый ёжик».
Физкультмитнутка.
– Встаньте и
выйдете из-за парт. Уприте руки в бока, давайте представим, что мы медведи и
грозно потопаем. А теперь представим, что мы птицы. Расправьте руки, как крылья
и помашите ими. Птицы летят высоко в небе, встаньте на цыпочки и потянитесь
руками вверх. А теперь мы повращаем головой, как совы. Потянемся руками к
носочкам, будто становимся на четвереньки. Снова расправим руки, улыбнёмся друг
другу и сядем на места.
3. Знакомство
со словами-синонимами.
– Давайте
вспомним, на прошлом уроке мы говорили о таких словах, как антонимы или
слова-наоборот. То это за слова? Приведите пример.
– Сегодня мы
досмотрим передачу и узнаем намного больше.
Просмотр передачи
«Шишкина школа. Синонимы».
– О каких словах
шла речь в передаче? Как они называются? Что они означают? Какие вы запомнили
слова одинаковые по значению?
– Мы часто говорим об одном и том же, но
по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например,
большой человек, огромный человек. Как ещё можно его назвать? Маленькая
девочка, крошечная. Какие слова мы ещё подберём?
Игра «Найди друзей».
– Я зачитаю вам слова, а вам нужно будет найти среди них пары
слов-друзей. Готовы?
Слова: аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
– А теперь буду читать предложения, вам нужно найти в них
слова-друзья. Слушайте внимательно.
Слова:
Спасает, охраняет, выручает, освобождает;
Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;
Активный, веселый, энергичный, заботливый;
Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;
Наряд, украшение, пальто, одеяние.
Игра «Подбери
слова к картинке».
На доске
вывешиваются картинки, каждую из которых нужно называть разными словами с одним
смыслом.
Игра «Кто
внимательнее?»
– Теперь вы знаете,
кто такие слова-друзья и слова-наоборот. А сможете ли вы их различить? Сейчас я
зачитаю вам пары слов, а вы ответите, слова друзья это или же слова-наоборот.
Азбука – алфавит,
утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец –
начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.
4. Заключительная
часть. Подведение итогов.
– О каких словах
мы сегодня узнали? Какие задания мы выполняли? Какие из них вам понравились
больше всего?
Оценка успехов
каждого ребёнка.
Макаренко Елена Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ № 85 г.Ульяновск
Знакомство с синонимами
Урок русского языка во 2 классе
Раздел: слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цель: учиться находить и подбирать к словам синонимы.
Ход урока: 1. Орг. момент.
2.Определение темы.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели.
— откуда эти строки? (из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)
— (открыть доску): перед вами цветик-семицветик; но сегодня этот цветок не будет исполнять ваши желания, а будет давать вам задания, которые записаны на лепестках;
— выполнив все задания цветика-семицветика, вы должны понять, что же такое синонимы
— вспомните, как зовут главного героя сказки?
— (на доске):
Жила в одном городе Женя. Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок. Взяла Женя баранки и отправилась домой.
— какие слова в этих предложениях часто повторяются?
— как можно изменить эти предложения, чтобы убрать повторяющиеся слова?
(Женя – девочка, дочка)
— (теория): Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы заменяем его другим, близким по смыслу. Например, о добросовестном ученике можно сказать так: (какой?) добросовестный – прилежный, старательный, усердный, трудолюбивый, работящий.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМЫ (карточку на доску).
— попробуйте определить тему урока
Слово СИНОНИМ произошло от греческого прилагательного «синонимос» — одноимённый. Слова-синонимы обозначают один и тот же предмет (Женя — девочка), один и тот же признак предмета (добросовестный – прилежный, старательный).
— цель урока: находить и подбирать к словам синонимы
3. Выполнение заданий цветика-семицветика.
1 лепесток (жёлтый) – «Найди синонимы»
(на парте карточка со стихотворением В. Берестова «Мороз»)
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лёд сковал без шума…
— прочитайте стихотворения и найдите в них слова, близкие по смыслу;
— объясните значения этих слов:
( Бураны, вьюги и метели – ветер со снегом.
Шум, толкотня, канитель – суета.)
— как называются такие слова?
2 лепесток (красный) – «Найди пару» (работа в парах)
— прочитайте слова левого и правого столбиков и соедините линией пары слов, близкие по смыслу (синонимы)
неуклюжий алый
красный ужасный
вкусный скупой
страшный косолапый
жадный аппетитный
— проверка; как называются слова, близкие по смыслу?
— на какой вопрос отвечают все слова? Что обозначают?
— какой частью речи являются?
3 лепесток (синий) – «Подбери оттенки к цвету»
— на доске слова: салатовый, алый, золотой, румяный, лимонный, изумрудный
— выберите и запишите признаки, обозначающие оттенки, к цвету
1 ряд: красный — ….. 2 ряд: жёлтый — ….. 3 ряд: зелёный — …..
— у каждого цвета есть свои оттенки: от более тёмного цвета к самому светлому
4 лепесток (зелёный) – «Отдохни минуточку» (физминутка)
5 лепесток (оранжевый) – «Пословицы и поговорки»
(у каждого карточка): прочитайте, найдите слова, близкие по смыслу (синонимы), подчеркните их
Спеши не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливать из пустого в порожнее.
— проверка; как понимаете последнюю поговорку?
6 лепесток (фиолетовый) – «Разгадай кроссворд»
— подбери слова, близкие по значению
п |
|||||||
е |
м |
||||||
ж |
ч |
о |
с |
||||
а |
а |
р |
д |
м |
|||
р |
л |
о |
у |
е |
|||
к |
ь |
г |
з |
ш |
у |
л |
|
с |
и |
н |
о |
н |
и |
м |
ы |
ы |
й |
ы |
л |
ы |
с |
н |
й |
р |
й |
у |
й |
т |
ы |
||
о |
б |
ы |
й |
||||
й |
о |
й |
|||||
й |
1.Мокрый, влажный.
2. Знойный, жгучий, палящий.
3. Грустный, тоскливый.
4. Небесный, лазурный.
5. Холодный, ледяной, студёный.
6. Ароматный, пахучий.
7. Неглупый, разумный.
8. Мужественный, отважный, храбрый.
— какое получилось слово?
— что такое синонимы?
— как вы думаете, для чего человеку надо знать синонимы? (чем больше человек знает слов-синонимов, тем красивее его речь, тем точнее он выражает свою мысль)
7 лепесток (голубой) – «Домашнее задание» (разноуровневое).
1 группа: Замени подчёркнутые слова словами, близкими по смыслу (синонимами). Выбери подходящее слово в скобках. Запиши предложения.
Быстрая белочка прыгала по деревьям. (маленькая, проворная, весёлая)
Из чащи на поляну вышел неуклюжий медведь. ( лохматый, огромный, косолапый)
2 группа: Подбери и запиши к словам слова, близкие по смыслу (синонимы).
Тихий — ….. , маленький — ….. , нежный — …… , жёлтый — ….. , весёлый — ….. .
3 группа: Подбери и запиши слова близкие по смыслу (синонимы).
Очень сильный мороз — ……. , очень маленькая туфелька — …… , очень густой лес — …… , очень забавная история — …… , очень аккуратный вид — ….
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
г. Тайга
ОТКРЫТЫЙ УРОК
во 2 «В» классе
на тему
«Что такое синонимы?»
Подготовила: учитель начальных классов
Небогатова К.А.
2019 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: знакомство с синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята!
— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
— Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в порядке,
Если делаешь зарядку.
— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).
— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
— Произнесите звуки, которые обозначает буква С
— Что вы о них можете рассказать?
— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
— Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).
— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
— Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
— Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?
— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. —Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный ?
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
Мороз золотой
Жёлтый озорник
Пламя квакушка
Печаль грусть
Блестеть огонь
Шалун холод
Лягушка сверкать
Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше —
10. Самостоятельная работа. Тест.
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
11. Домашнее задание:
— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)
13. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.