Знакомство с темой синоним

УМК «Школа России» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, часть 1, издательство «Просвещение»2013.

Этапы

урока

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть на нашем сегодняшнем уроке. Давайте проверим все ли у нас готово? У вас на столах должны лежать: дневники, учебники, тетради, ручки и карандаши. А теперь для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу! Молодцы, присаживайтесь.

(Проверяют готовность к уроку)

Постановка учебной задачи

Запись:

На опушке леса показался медведь. Медведь подошел к зарослям малины и медведь стал есть ягоды. Затем медведь бросился назад, в лес.

-Ребята, посмотрите, на доску. Наш друг иностранец написал письмо своему товарищу и попросил нас проверить, все ли у него правильно, поможем иностранцу?

-Все ли у него правильно?

-А что именно неправильно?

-А можем ли мы с вами как-то это исправить? Давайте попробуем.

-Ребята, а что это за слова такие, которые помогли нам исправить ошибку иностранца?

-Да

-Нет

-Слово медведь повторяется много раз.

-На опушке леса показался медведь. Зверь подошел к зарослям малины, и он стал есть ягоды. Затем хищник бросился назад, в лес

Учебное действие

Действие контроля

Действие самоконтроля

Давайте понаблюдаем за их свойствами и составим модель.

-У нас слово или слова?

-Обозначаем на схеме. (один из учеников работает у доски).

-Что есть у каждого слова?

-Обозначим значение кружочком

-Слово и значение связаны друг с другом?

-Обозначим это на схеме.

-Что означает каждое из слов, которыми мы заменили слово медведь? Давайте попробуем объяснить значение каждого.

-Ребята, значения этих схожи или различны?

-Как мы покажем это на схеме?

-А сейчас давайте попробуем их произнести. Одинаково звучат наши с вами интересные слова или по-разному?

-Как мы покажем это на схеме?

-Совершенно верно, ребята, так что же нам удалось узнать об этих словах?

-А хотели бы вы узнать, что удалось выяснить ученным по поводу данных слов и все ли мы с вами смогли заметить?

-Я предлагаю открыть наши с вами учебники на стр. 52 и прочитать правило внизу странички. Поставьте «+» над тем, что мы с вами уже знаем, и «!» рядом с тем, что неизвестно вам.

-Ребята, так как называются такие слова?

-Все ли нам с вами удалось заметить?

-Как вы думаете, пригодится ли составленная нами схема в дальнейшем на уроках? Давайте проверим.

-Перед вами на доске слова:

Кидать-бросать

Спешить-торопиться

Неприятель-враг

-Эти слова синонимы? Докажите почему.

-Поднимите руку, кто считает, что нет? Почему?

-Поднимите руку, кто считает, что являются? Почему?

-Вспомним, по каким признакам мы определяем, что слова являются синонимами?

— Какие вы молодцы! И открытие совершили, и смогли доказать, что эти слова однокоренные

-А теперь попробуйте самостоятельно найти слова синонимы:

Спеши на спеши, а поторапливайся

-Приятелей много, а друга нет

-Проверим, как вы справились с заданием документ камера

В каких случаях мы можем употребить 1-й синоним, а в каких второй?

Проведём опыт. По времени

-Когда делаешь что-то не один, а с друзьями, то работать становится намного интереснее. Поэтому поработаем в группах. Вспомним как нужно работать в группах? Попробуйте подобрать слова синонимы к следующим словам:

Друг, медведь, большой

1-2 слова. На выполнение 2-3 минуты. Какие слова подобрала 1 гр.? Согласна ли 2? Есть ли 2гр. что-то добавить?

-слова

-(рисует знак слов на доске)

-Значение

-Рисуют кружочек рядом со словами

-Да

-Соединяет значение и слов

(объясняют)

-Схожи

-Поставим = между значениями

-По-разному

-Поставим знак перечеркнутого равно между словами

-Что значения этих слов схожи и звучат они по-разному.

-Синонимы

-Да

-близкие по значению, различны по звучанию.

Отработка учебных умений на основе изученных понятий

Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать подальше.

-Найдите слова близкие по значению. В каких случаях мы можем употребить 1-й синоним, а в каких второй?

-А сейчас мы с вами посмотрим, как вы сами умеете употреблять синонимы в речи. Работать будем в парах. Перед вами на столах лежат карточки.

Ваша задача – выбрать из предложенных синонимов наиболее точный.

-Я читал … книгу.

Интересную, захватывающую.

-Мальчик споткнулся и ….

Шлепнулся, упал

-Олени….. паслись на лугу

Спокойно, равнодушно

-Выберете одно из 3-х предложений, которое вам понравилось больше весго. И напишите небольшой рассказ, состоящий из 3-х предложений.

-Да

Итог урока

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока и ответим на следующие вопросы:

* Какие слова называют синонимами?

*Для чего нужны синонимы?

(Отвечают на вопросы)

Макаренко Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ СШ № 85 г.Ульяновск

Знакомство с синонимами

Урок русского языка во 2 классе

Раздел: слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Цель: учиться находить и подбирать к словам синонимы.

Ход урока: 1. Орг. момент.

2.Определение темы.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели.

— откуда эти строки? (из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)

— (открыть доску): перед вами цветик-семицветик; но сегодня этот цветок не будет исполнять ваши желания, а будет давать вам задания, которые записаны на лепестках;

— выполнив все задания цветика-семицветика, вы должны понять, что же такое синонимы

— вспомните, как зовут главного героя сказки?

— (на доске):

Жила в одном городе Женя. Однажды послала мама Женю в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок. Взяла Женя баранки и отправилась домой.

— какие слова в этих предложениях часто повторяются?

— как можно изменить эти предложения, чтобы убрать повторяющиеся слова?

(Женя – девочка, дочка)

— (теория): Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, мы заменяем его другим, близким по смыслу. Например, о добросовестном ученике можно сказать так: (какой?) добросовестный – прилежный, старательный, усердный, трудолюбивый, работящий.

Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМЫ (карточку на доску).

— попробуйте определить тему урока

Слово СИНОНИМ произошло от греческого прилагательного «синонимос» — одноимённый. Слова-синонимы обозначают один и тот же предмет (Женя — девочка), один и тот же признак предмета (добросовестный – прилежный, старательный).

цель урока: находить и подбирать к словам синонимы

3. Выполнение заданий цветика-семицветика.

1 лепесток (жёлтый) – «Найди синонимы»

(на парте карточка со стихотворением В. Берестова «Мороз»)

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!» —

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лёд сковал без шума…

— прочитайте стихотворения и найдите в них слова, близкие по смыслу;

— объясните значения этих слов:

( Бураны, вьюги и метели – ветер со снегом.

Шум, толкотня, канитель – суета.)

— как называются такие слова?

2 лепесток (красный) – «Найди пару» (работа в парах)

— прочитайте слова левого и правого столбиков и соедините линией пары слов, близкие по смыслу (синонимы)

неуклюжий алый

красный ужасный

вкусный скупой

страшный косолапый

жадный аппетитный

— проверка; как называются слова, близкие по смыслу?

— на какой вопрос отвечают все слова? Что обозначают?

— какой частью речи являются?

3 лепесток (синий) – «Подбери оттенки к цвету»

— на доске слова: салатовый, алый, золотой, румяный, лимонный, изумрудный

— выберите и запишите признаки, обозначающие оттенки, к цвету

1 ряд: красный — ….. 2 ряд: жёлтый — ….. 3 ряд: зелёный — …..

— у каждого цвета есть свои оттенки: от более тёмного цвета к самому светлому

4 лепесток (зелёный) – «Отдохни минуточку» (физминутка)

5 лепесток (оранжевый) – «Пословицы и поговорки»

(у каждого карточка): прочитайте, найдите слова, близкие по смыслу (синонимы), подчеркните их

Спеши не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга нет.

Переливать из пустого в порожнее.

— проверка; как понимаете последнюю поговорку?

6 лепесток (фиолетовый) – «Разгадай кроссворд»

— подбери слова, близкие по значению

п

е

м

ж

ч

о

с

а

а

р

д

м

р

л

о

у

е

к

ь

г

з

ш

у

л

с

и

н

о

н

и

м

ы

ы

й

ы

л

ы

с

н

й

р

й

у

й

т

ы

о

б

ы

й

й

о

й

й

1.Мокрый, влажный.

2. Знойный, жгучий, палящий.

3. Грустный, тоскливый.

4. Небесный, лазурный.

5. Холодный, ледяной, студёный.

6. Ароматный, пахучий.

7. Неглупый, разумный.

8. Мужественный, отважный, храбрый.

— какое получилось слово?

— что такое синонимы?

— как вы думаете, для чего человеку надо знать синонимы? (чем больше человек знает слов-синонимов, тем красивее его речь, тем точнее он выражает свою мысль)

7 лепесток (голубой) – «Домашнее задание» (разноуровневое).

1 группа: Замени подчёркнутые слова словами, близкими по смыслу (синонимами). Выбери подходящее слово в скобках. Запиши предложения.

Быстрая белочка прыгала по деревьям. (маленькая, проворная, весёлая)

Из чащи на поляну вышел неуклюжий медведь. ( лохматый, огромный, косолапый)

2 группа: Подбери и запиши к словам слова, близкие по смыслу (синонимы).

Тихий — ….. , маленький — ….. , нежный — …… , жёлтый — ….. , весёлый — ….. .

3 группа: Подбери и запиши слова близкие по смыслу (синонимы).

Очень сильный мороз — ……. , очень маленькая туфелька — …… , очень густой лес — …… , очень забавная история — …… , очень аккуратный вид — ….

Дата

28.09.15.

Русский
язык

Класс –
3 «В»

Учитель:
Сахариева Г.Б.

Тема

 Знакомство
с синонимами.

Цели

1.      Ознакомление
с понятием «Синонимы»
ознакомить с их признаками,

2.      Развитие
умение находить синонимы в тексте и уметь использовать их в речи.

Задачи

1.      Способствовать
умению находить  и называть синонимы.

2.     
Развивать 
навык сплоченной работы  в группе.

3.      Совершенствовать
умение оценивать себя, товарища по парте и работу всей группы.

Вид
урока

Урок
ознакомления с новой темой.

Этапы
урока, сроки

Форма работы

стратегии

Содержание урока

ресурсы

оценивание

Мотивационный

Этап

1.Игра

2.Работа по вариантам.

«Многозначные
и однозначные слова».

3.Коллективная
работа

«Говорящие
руки».

Игра
«Да-нет»

«Послушай
и сравни!»

Участники
образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий
дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После
этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. И выполняют
инструкцию учителя.

Актуализация
опорных знаний.

Ученики
по вариантам называют однозначные слова и многозначные слова. (первый вариант
готовит однозначные слова, второй вариант – многозначные слова).

Введение
в тему. На слайде «Грамматика» дается правило о синонимах. Дети прослушивают
объяснение материала и сравнивают данное объяснение с правилом в учебнике.
Прослушивание и чтение утверждения закрепит знания учащихся о синонимах.

Можно
самостоятельно подобрать слова или воспользоваться учебником.

Слайд в
разделе «Грамматика»: объяснение -2

Учитель
отмечает в таблице  ответы детей, где указывает количество правильно
названных примеров. (Для информированности о знаниях детей по предыдущей темы
и подготовленности домашнего задания)

Операционный

Этап

1.Индивидуальная
работа.

«Вставь
нужное слово!»

Дети
читают на экране четверостишия и вместо неверного утверждения вставляют
правильное слово». Проверяют работу по готовому ответу,  но сначала
обосновывают свой выбор.

Слайд в
разделе «Грамматика» задание -2

Взаимооценивание

(Учитель
дает готовые критерии для оценивания. Учащиеся оценивают с помощью знаков:
«звездочка – отлично, «квадрат»-хорошо, «треугольник»-удовлетоворительно.
Учитель спрашивает: у кого «Звездочки», у кого «квадратики, а укого
«треугольники»).  Оценивает работу сосед по парте.

2.Парная
работа

«Найди синонимы
в пословицах»

Дети
читают пословицы и находят в них синонимы, подчеркивают их.

Слайд в
разделе «Грамматика» задание -3

Самооценивание.
Впара выполняет совместно работу, читают пословицы, обосновывают свой выбор,
а затем проверяют по ответу на экране. Критерии те же, что при индивидуальной
работе. Дети еще не умеют составлять критерии оценивания. Поэтому на первые
два урока я даю им готовые критерии. Если учитель одобряет ответ пары, то
показывает с помощью большого пальца свою оценку и т.д.

3.Групповая
работа

Подбор
синонимов к словам. «Представитель».

Деление
на группы по интересам: «Кто любит кататься на коньках, а кто на лыжах?»
Образуются две группы, по 5 человек в каждой.

Каждая
группа совещается и подбирает пары слов. Представитель группы идет и
зачитывает свои ответы другой группе, и – наоборот. Вторая группа направляет
своего представителя с выполненным заданием. Группы выслушивают
представителя, исправляют ошибки и объявляют итоги проверки.

Слайд.
Даны слова.

Взаимооценивание.
Каждая группа слушает представителя другой группы, дополняет или исправляет
ошибки. Указывает количество правильных ответов и ставит свою оценку по
критерию, данному учителем.

На
слайде дается правильный ответ, дети сверяют свои работы, убеждаются  в
правильности выполненного задания. Оценку дает противоположная группа.

4.Индивидуальная.
парная работа

Подбор
синонимов. «Подбери пару»

Каждый
учащийся индивидуально выполняет задание, а затем идет взаимопроверка в паре.

Слайд с картинками.

Взаимооценивание.

Проверяют
по количеству правильных ответов. Критерии даны на доске.

Рефлексивный
этап

1.Индивидуальная
работа.

2.Домашнее
задание – дифференцированно:

«Пресс-конференция»

Отвечают
на вопросы учителя:

-самая интересная
работа;

-самая
сложная работа;

-самая
важная работа;

-самая
оригинальная работа.

сильным
ученикам: работа со словарем: подготовить задания  — примеры синонимов  для
игры на следующий урок.

Средним
ученикам: дописать предложения, подставив синонимы. Слабым ученикам подобрать
синонимы к словам: зной, мягкий,  красный, строить.

Словари
синонимов, антонимов.

Учитель
по оценочным листам групповой, парной и индивидуальной работы оценивает
ответы детей. Дает объективную оценка каждому, оглашает оценки за урок, у
кого «тройки», дает шанс подготовиться и получить на следующем уроке
положительную оценку.

Ожидаемый результат:

1.      Дети
узнали признаки синонимов, смогли употреблять их в речи.

2.      Им
понравилось работать в паре, в групповой работе.

3.      Дети
смогли объективно оценить себя, товарища по парте; пользоваться листами
оценивания, пользуясь критериями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 33»

 г. Тайга

ОТКРЫТЫЙ УРОК

во 2 «В» классе

на тему

«Что такое синонимы?»

Подготовила: учитель начальных классов

 Небогатова К.А.

2019 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: знакомство с  синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)

13. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Урок-путешествие по теме «СИНОНИМЫ» 5 класс

Урок объяснения нового материала с применением компьютерных и мультимедийных технологий

Тип урока: объяснение новой темы.

Форма урока: путешествие в страну Синонимов

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, зеркало, игрушка омовёнок Кузя.

Цели урока: 1) учебная: активизировать знания учащихся в области лексикологии, познакомить учащихся с синонимами как лексической группой слов; сформировать умения находить синонимы в тексте, самостоятельно подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи;

2) развивающая: развивать творческие способности, информационную культуру, сообразительность, логическое мышление, культуру речи, обогащать словарный запас школьников.

3) воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, к родной культуре, интерес к изучению русского языка.

I. Учитель. Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправимся в страну Синонимов с нашим старым знакомым домовёнком Кузькой — героем сказок Т.Александровой.
Итак, жил- был домовёнок Кузька, жил не тужил, пирожки поедал, молочком запивал. Но однажды у него с Наташей произошёл спор: Кузя утверждал, что «красный – он и есть красный». И тогда Наташа ему поведала о синонимах к слову красный.

Словарная работа, (стр.1). Выписать подчёркнутые словосочетания прил.+ сущ.:

алый парус – ярко-красный; пурпурная мантия – красно-голубой, малиновый;

Кумачовое знамя — ярко-красный; багровый кровоподтёк – кроваво-красный,

багряный лес – насыщенно красный; коралловые бусы – розово-оранжевый,

пунцовые губы – тёмно-алый; рубиновый камень – пурпурно-красный,

гранатовый браслет — темно-красный, вишнёвый с синевою цвет,

рдяные щёки – красный, алый

Актуализация знаний: Проверить готовность учащихся к уроку

Рефлексия (заполнить тест в начале урока и в конце)

Я знаю!

В начале урока

В конце урока

синонимы

омонимы

многозначные слова

слова в прямом и переносном значении

Однозначные и многозначные слова

II. Знакомство с темой урока, предварительным результатом, запись темы урока в тетрадь.(стр.2)

Учитель. Удивился Кузенька и решил отправиться в страну Синонимов. Давайте и мы отправимся вместе с Кузькой в сказочное путешествие к удивительным синонимам, чтобы уберечь нашего маленького непослушного героя от бед, ведь он совсем не знает синонимов. А чтобы помочь домовёнку, нам предстоит тоже узнать почти всё о синонимах.
III. Объяснение нового материала: знакомство с понятием синонимы, закрепление (стр.3)

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Волшебное зеркало нам будет показывать, где находится наш герой. Смотрите, Кузя идет мимо зоопарка. Он в опасности. Два огромных животных перегородили путь: бегемот и гиппопотам. Надо выяснить лексическое значение этих «животных»

Крупное парнокопытное животное, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки. Так ведь оно одинаковое, значит с одной стороны путь свободен. Ура! Кузе удалось обойти бегемота или гиппопотама. Вот мы и встретились с другим сходством слов: уже не по их внешнему виду, а по лексическому значению. Это явление называется синонимией(греческое synonymia – одноименность). Обратимся к «Энциклопедическому словарю юного филолога»:

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

Поразмышляем (стр.4):

Полное совпадение слов — синонимы:

Бегемот гиппопотам

(совмещаем картинки) Они одинаковые, значит, это полные синонимы:

Бегемот – гиппопотам;

Глядеть – смотреть

Полные синонимы оберегают нашу речь от ненужных повторов, делают её более разнообразной по звучанию.

А чтобы бегемот не догнал Кузю, мы подарим ему зеркало (стр5)

Задание: составьте диалог из 3-4 реплик о бегемотике, который смотрит в зеркало

на своё отражение, употребите синонимы. Диалог записать в тетрадь. (чтение, проверка диалога, знаков препинания)

Куда же дальше отправился наш домовёнок. Смотрите в зеркало. О! Это улица. «Смысловых синонимов» (стр.6).

Большинство синонимов только «очень близки» по смыслу: в их значениях все же есть какое-то несходство:

Сравните:

Высокий – рослый (дуб, человек)

Коричневый – карий (ствол, глаза)

Плачет – рыдает (две девочки)

Смеётся — хохочет (два мальчика)

Сильный — могучий

Надо правильно выбрать синоним. И мы поможем точно выразить Кузе мысль, чтобы он выбрался с этой улицы. (учащийся у доски подбирает к словам картинки)

Вывод: такие синонимы нужны для наиболее точного выражения мыслей

Учитель. Где же Кузька? Он возле ошибки, не может найти правильное решение.

Поразмышляем (стр.7): найдите в словаре синонимов слово ошибка, объясните значение каждого слова и сравните их.

погрешность — ошибка лёгкая, незначительная;

оплошность — случайная ошибка;

ляпсус — досадная ошибка;

промах — ошибка неумышленная, по незнанию

Задание: А чтобы точно убедиться, что Кузя ничего не перепутает, употребите одно из этих слов в предложении и запишите его (проверка нескольких вариантов предложений).

Вывод: такие синонимы нужны для наиболее точного выражения мыслей

Учитель. Кузя попал в болото к лягушатам (стр. 8). Разноцветные ли лягушата? Назовите и запишите цвет каждого лягушонка разными словами? Как называются эти слова?

Учитель. А чтобы придать сил нашему герою, выполните задание (стр.9): к данным словам подберите синонимы усилительного характера (запись синонимов у доски):

Удивить –

Тревога –

Огромный –

Страх –

Талантливый –

Сильный –

Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

По-разному трудятся в стране Синонимов, делая речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений, другие — позволяют говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре. Как же Кузе в этом разобраться? Поможем!

Стилистические синонимы (стр.10):

Разговорный стиль нейтральный стиль высокий стиль

Гляделки глаза очи

Задание: найдите синонимы и распределите их по стилям:

Проверка:

Разговорный стиль нейтральный стиль высокий стиль

Брехун врун лгун

мордашка лицо лик

Дрыхнуть спать почивать

Долговязый высокий —

Надуть обмануть —

— слушать внимать

глазеть смотреть взирать

шмякнуться упасть низвергнуться

Учитель. Решил Кузя удивить жителей страны синонимов. Открыл им древнюю ЭКСКУРСИЮ по себе (стр.11).

Найти синонимы: глаза, ладонь, шея, очи, веко, вежды, ланиты, щёки, выя, левая рука, правая рука, шуйца, уста, губы, лоб, чело, палец, зрачок, десница, перст.

(подбор синонимов у доски).

Учитель. Распрощался Кузенька со стилистическими жителями и отправился к синтаксическим.
Синтаксические синонимы:

Пахнет черёмухой. — Черёмуха пахнет.

Совсем он запутался, помогите выполнить задание(стр.12): замените синонимичным предложением (учащиеся по очереди записывают предложения на доске):

1. Долгая прогулка утомила его.

2. Известная пианистка с блеском исполнила трудную сонату.

3. Ветер колеблет занавеску.

4. Тоска сжимала моё сердце.
Учитель. Справились, молодцы. А наш Кузя уже у текстовых синонимов(стр.13):

появляются они только в определённом тексте:

Строки А.С.Пушкина:

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури…

Лазурь – небо

Строки Ф.И.Тютчева:

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Лазурь – свет

Учитель. Сейчас наш герой среди пятисловных, семисловных и даже десятисловных и более синонимичных рядов (стр.14):

Смелый — мужественный, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый и т.п.

Хорошо – отлично, славно, великолепно, прекрасно, неподражаемо, чудесно, даровито,

талантливо, чудно и т.п. Ему предстоит построить свой ряд местоимений к слову удивительный, но он маленький и слабенький. А мы? (запись синонимичного ряда в тетрадях, проверка, сверка с доской)

Учитель. Кузя попал в сокровищницу страны сининимов (стр.15). Синонимы: слово и фразеологическое сочетание:

Быстро – во всю мочь, во весь опор, во всю прыть, сломя голову, на всех парусах.

Задание: замените фразеологизмы одним словом:

Зарубить на носу —

Бить баклуши —

Клевать носом —

Мозолить глаза —

Рукой подать —

Кот наплакал –

Учитель. Пора подкрепиться. Закрепим знания (стр.16):

1. Замените синонимами повторяющиеся слова, запишите в тетрадь исправленный вариант:

1) По дороге в школу дети переходили через железную дорогу.

2) Ему было трудно учиться в таких трудных условиях.

3) В этом рассказе писатель показывает русских крестьян, показывает

их жизнь и показывает красоту родной природы.

4) Это выдающийся человек, и у него выдающаяся память и

выдающиеся способности.

ПРОВЕРКА!

1) По пути в школу дети переходили через железную дорогу.

2) Ему было трудно учиться в таких сложных условиях.

3) В этом рассказе писатель показывает русских крестьян, рисует их жизнь и изображает красоту родной природы.

4) Это незаурядный человек, и у него редкая память и выдающиеся

Найдите (стр.17) неудачно использованные слова и замените их уместными синонимами:

1) У Пушкина были дружки среди декабристов.

2) Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

Учитель. Домовёнок пришел к заимствованным словам (стр. 18), к которым подобрали синонимы:

Дискуссия – спор; лингвистика – языкознание; лидер – руководитель; антракт – перерыв.

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).Учащиеся дают толкование слова, записывают его в словарь.
Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entreмежду и acte— действие)
Учитель. Кузя в библиотеке (стр.19). Синонимия – сокровищница для художественной литературы! ЗАДАНИЕ: найдите синонимы.

Зачем они используются автором?

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки

Пирожки.

Для этой рожи

Тоже.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

( Валентин Берестов.)

Учитель. Домовенок в государство лилипутов попал (стр.20).

«В государстве лилипутов всё было маленьким: маленькие дома, маленькие магазины,

маленькие улицы, маленькие деревья, маленькие животные, маленькие автомобили,

маленькие магазины

Вам не нравится рассказ? Почему? Но ведь у лилипутов было всё маленькое!

Задание: с помощью синонимов разрешите задачку.

Подсказка: крошечный, небольшой, крохотный, миниатюрный, малюсенький,

IV. Итог урока. Вот и закончилось наше путешествие Кузя вернулся к Наташе цел и невредим, а уж сколько он нового узнал, какие сделал выводы с вашей помощью, ребята. Вы были молодцы, настоящие друзья! (стр.21):

1. Синонимы нужны для наиболее точного выражения мыслей.

Большинство синонимов только «очень близки» по смыслу:

в их значениях все же есть какое-то несходство;

2 .Синонимы связывают части текста и позволяют избегать

неоправданных повторов одного итого же слова;

3. Употребление синонимов делает нашу речь

более точной, яркой и выразительной.
Вот какое богатство у нас в руках! Нам остается только не быть ленивыми, равнодушными, надо искать точные слова и умело делать их выбор. Ведь синонимы рождаются в языке, чтобы показать какие-то новые признаки и явления

уже известного.

V. Задавание на дом:

На выбор:

Составить «разноцветный словарик синонимов»

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Вот какое богатство у нас в руках!»

Список использованной литературы:

Подгаецкая И.М. Постникова И.И. Необъятный мир слова: Кн. Для учащихся. М.Просвещение, 1995.

Я познаю мир: Дет.энцикл.:Русский язык/С.В.Волков; под общ.ред.Е.М.Ивановой. – М.: ООО»Издательство Астраль», 2001.

Добрый конь

Оставить по себе добрую память

Помогите, люди добрые

Осталось добрых пять километров

Не позорь моё доброе имя

Наши добрые друзья

Пожелать доброго здоровья

Будьте добры, позвоните позже

По доброй воле

Пожелание доброго пути

Добрый совет

Добрый конь

Оставить по себе добрую память

Помогите, люди добрые

Осталось добрых пять километров

Не позорь моё доброе имя

Наши добрые друзья

Пожелать доброго здоровья

Будьте добры, позвоните позже

По доброй воле

Пожелание доброго пути

Добрый совет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Знакомство изучение синонимы
  • Знакомиться с книгой синоним
  • Знакомиться с документами синоним
  • Знакомая улица синоним
  • Знакомая тропинка синоним