Значение синонимов редко совпадают

Для чего нужны синонимы? Презентацию подготовила: Конобеевская Александра Николаевна- учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4» г. Коломна

Для чего нужны синонимы?

Презентацию подготовила:

Конобеевская Александра Николаевна-

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4»

г. Коломна

Правильно сиди на уроке!

Правильно сиди на уроке!

Подбери слова близкие по значению РОДНИК

Подбери слова близкие по значению

РОДНИК

К словам в левом столбике подберите слова близкие по значению из правого столбика. АЛФАВИТ ПЛАМЯ ОГОНЬ АЗБУКА ДОКТОР ТОВАРИЩ ДРУГ ВРАЧ Как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения?

К словам в левом столбике подберите слова близкие по значению из правого столбика.

АЛФАВИТ

ПЛАМЯ

ОГОНЬ

АЗБУКА

ДОКТОР

ТОВАРИЩ

ДРУГ

ВРАЧ

Как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения?

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Прочитай пары слов. Объясни различия в значении слов в каждой паре. Если возникнут трудности, обратись за помощью к толковому словарю. друг – приятель темнота – мрак радость – восторг идти – плестись быстро – стремглав громкий - оглушительный Как называются такие слова? Подумай, для чего синонимы используются в речи?

Прочитай пары слов. Объясни различия в значении слов в каждой паре. Если возникнут трудности, обратись за помощью к толковому словарю.

друг – приятель

темнота – мрак

радость – восторг

идти – плестись

быстро – стремглав

громкий — оглушительный

Как называются такие слова?

Подумай, для чего синонимы используются в речи?

Правило Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

Правило

Синонимы это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

В русском языке существует словарь синонимов .

В русском языке существует словарь синонимов .

Работа по учебнику стр. 80, задание 2

Работа по учебнику

стр. 80, задание 2

Прочитай и отгадай загадку Не пускает за порог, Бьёт, кусает, валит с ног. Это холоду подруга – Белая и злая…

Прочитай и отгадай загадку

Не пускает за порог,

Бьёт, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга –

Белая и злая…

Проверь себя Не пускает за порог, Бьёт, кусает, валит с ног. Это холоду подруга – Белая и злая (вьюга)

Проверь себя

Не пускает за порог,

Бьёт, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга –

Белая и злая (вьюга)

Подбери синонимы к слову вьюга

Подбери синонимы к слову вьюга

Синонимы Вьюга Пурга Метель

Синонимы

Вьюга

Пурга

Метель

Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? Слова - синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна, Как много в них священного для нас!

Всегда ли синонимы могут заменять друг друга?

Слова — синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Прочитай правило Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются друг от друга тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

Прочитай правило

Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются друг от друга тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

Определи, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.  В этот миг раздался ( громкий, оглушительный ) треск.  Митя перешёл на ( громкий, оглушительный ) шёпот.  Пришлось ( идти, плестись ) на кухню и выключать чайник.  Мы с приятелями договорились ( идти, плестись ) на речку.

Определи, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.

В этот миг раздался ( громкий, оглушительный ) треск.

Митя перешёл на ( громкий, оглушительный ) шёпот.

Пришлось ( идти, плестись ) на кухню и выключать чайник.

Мы с приятелями договорились ( идти, плестись ) на речку.

Проверь себя В этот миг раздался громкий, оглушительный треск.   Митя перешёл на громкий шёпот.   Пришлось идти, плестись на кухню и выключать чайник.   Мы с приятелями договорились идти на речку.

Проверь себя

В этот миг раздался громкий, оглушительный треск.

Митя перешёл на громкий шёпот.

Пришлось идти, плестись на кухню и выключать чайник.

Мы с приятелями договорились идти на речку.

Работа в группах Упражнение в подборе синонимов

Работа в группах

Упражнение в подборе синонимов

Подбери синонимы к выделенным словам. дремучий лес опытный врач известный писатель простая задача увлекательная книга опытный пилот опытный летчик труднопроходимый лес неглубокая лужа интересная книга меткий выстрел точный выстрел усталый странник неправильный ответ тяжелое сражение легкая задача знаменитый писатель усталый путник мелкая лужа спокойный малыш ошибочный ответ тяжелая битва опытный доктор спокойный ребенок

Подбери синонимы к выделенным словам.

дремучий лес

опытный врач

известный писатель

простая задача

увлекательная книга

опытный пилот

опытный летчик

труднопроходимый лес

неглубокая лужа

интересная книга

меткий выстрел

точный выстрел

усталый странник

неправильный ответ

тяжелое сражение

легкая задача

знаменитый писатель

усталый путник

мелкая лужа

спокойный малыш

ошибочный ответ

тяжелая битва

опытный доктор

спокойный ребенок

Проверь себя. опытный врач дремучий лес известный писатель простая задача увлекательная книга опытный пилот опытный летчик труднопроходимый лес неглубокая лужа интересная книга меткий выстрел точный выстрел неправильный ответ усталый странник легкая задача тяжелое сражение усталый путник знаменитый писатель спокойный малыш мелкая лужа тяжелая битва ошибочный ответ опытный доктор спокойный ребенок

Проверь себя.

опытный врач

дремучий лес

известный писатель

простая задача

увлекательная книга

опытный пилот

опытный летчик

труднопроходимый лес

неглубокая лужа

интересная книга

меткий выстрел

точный выстрел

неправильный ответ

усталый странник

легкая задача

тяжелое сражение

усталый путник

знаменитый писатель

спокойный малыш

мелкая лужа

тяжелая битва

ошибочный ответ

опытный доктор

спокойный ребенок

Составь все возможные сочетания слов Задуть, погасить Старый, древний свеча свет человек дом Вороно́й, чёрный костюм конь

Составь все возможные сочетания слов

Задуть, погасить

Старый, древний

свеча

свет

человек

дом

Вороно́й, чёрный

костюм

конь

Проверь себя Старый, древний Задуть, погасить свеча свет человек дом Вороно́й, чёрный конь костюм

Проверь себя

Старый, древний

Задуть, погасить

свеча

свет

человек

дом

Вороно́й, чёрный

конь

костюм

Вороно́й – так говорят о масти животных: чёрный.

Вороно́й – так говорят о масти животных: чёрный.

Чем определяется выбор синонимов в речи? Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например: слова глядеть , болтать , дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, балова́ться.

Чем определяется выбор синонимов в речи?

Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например: слова глядеть , болтать , дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, балова́ться.

Определи, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках красивый молвить   сказать сказывать   рассказывать пригожий

Определи, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках

красивый

молвить

сказать

сказывать

рассказывать

пригожий

Проверь себя красивый молвить   сказать сказывать   рассказывать пригожий

Проверь себя

красивый

молвить

сказать

сказывать

рассказывать

пригожий

Работа в парах

Работа в парах

Рассмотри рисунок, прочитай слова. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках? Бры Очи Чело Ланита Перст Уста

Рассмотри рисунок, прочитай слова. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

Бры

Очи

Чело

Ланита

Перст

Уста

Проверь себя Бровь Глаза Лоб Щека Палец Рот

Проверь себя

Бровь

Глаза

Лоб

Щека

Палец

Рот

Подведение итогов

Подведение итогов

Какой новый термин узнали на уроке?  Какие слова называются синонимами?  Какую роль играют синонимы в речи?  Что нам может помочь в подборе слов – синонимов?

Какой новый термин узнали на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Какую роль играют синонимы в речи?

Что нам может помочь в подборе слов – синонимов?

Домашнее задание стр. 83, задание 8

Домашнее задание

стр. 83, задание 8

Урок родного русского языка

2 класс

Для чего нужны синонимы?

                                                                                                Учитель: Оксузьян Л.Б.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать представление о роли синонимов в речи;

Задачи:

 Формировать умение находить  синонимы;

• учить использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации;

• расширить словарный запас учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, смайлик «Улыбка».

Ход урока:        

 Орг. момент.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир родного русского  языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать родной русский  язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками  русского родного языка, его исследователями.

1.Актуализация знаний

Итак, начинаем исследование.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица? Назовите по одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?

-А у меня получились такие слова:

Радостное, счастливое, весёлое, довольное

— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

(Потому что эти слова  близки по смыслу).

— Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить одним словом:

Жили-были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:

-Какой, же ты толковый пёс!

Пёс стал спорить: -Нет, я не толковый, — а умный!

Кот говорит: -Как ты, пёс, любезно разговариваешь!

А пёс знай себе не соглашается:

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:

-Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно-вежливо — это слова…..(синонимы)

— Чем  мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?

— Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос зачем нужны синонимы?

— Система оценки на урока накопительная. Будьте активны в течение всего урока.

2. Совместное открытие знаний

-Что такое синонимы? (ответы детей)

1.-Прочитайте слово. Запишите.

— Подберите к нему слова, похожие по смыслу – синонимы.

 Приятель, (друг, товарищ)

-Прочитайте синонимический ряд.

-Прочитайте следующее слово. Запишите.

Боязливый, ( пугливый, трусливый, робкий, несмелый)

-Подберите синонимы.

-Легко ли   подобрать синонимы к этому слову?

-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)

Показ словаря синонимов.

— В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.

— Я распечатала вам странички из этого словаря. Найдите и прочитайте синонимы к  слову боязливый.

— Какие ещё синонимы можно дописать?

— Какие слова можно назвать синонимами?

2.- Синонимы –это иногда и устаревшее название чего-либо. Рассмотрите рисунок на экране. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

3. Синонимы приходят к нам и из других языков. Рассмотрим это. Упр.1

-Прочитайте задание. Возьмите цветной карандаш и составьте пары стрелками. Работайте в парах. При необходимости можно посоветоваться с соседом. Когда закончите работу, возьмитесь за руки.

-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.

— Как вы понимаете значение этих слов?

Шоу, зрелище— представление, мероприятие развлекательного характера

Голкипер, вратарь— это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.

Отель, гостиница – это средство размещения, состоящее из определённого количества номеров.

— Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?

— Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

4. —Мы с вами вспомнили, что такое синонимы, учились их находить.

 — А для чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Исследуем эту проблему. 

а) – Прочитайте про себя первое стихотворение из упр.2. Прочитайте вслух выразительно.

1. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

— Прочитайте про себя стихотворение 2, его написала Ирина Токмакова. Прочитайте его выразительно.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Какое  вам понравилось больше? Почему?

 — Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они обозначают? ( ощущать холод)

— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите понравившееся стихотворение в тетрадь.

 Для чего нужны синонимы? 

(-синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,

-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)

-Проверим наш вывод. Прочитаем правило.

-Наше предположение подтвердилось?

Физкультминутка

б) –Кого называют редактором?

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно  проверяет и исправляет содержание книги, журнала, газеты.-

Предлагаю стать редакторами. Прочитайте текст упр.3

— Он вам понравился или нет? Почему?

-Что предлагаете сделать, как отредактировать текст?

— Где возьмёте слова-синонимы?

— Замените выделенные слова, где это надо, синонимами. Повторяющиеся слова зачеркните.

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий  _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.      

                                                                                                                                                                     — Прочитайте получившийся текст.

-Удалось нам отредактировать текст? Какие слова помогли нам это сделать?

-Для чего же нужны синонимы? (помогают избежать повторов)

в) -Продолжаем исследовать слова-синонимы.

— Прочитайте отрывок на экране.

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

 -Прочитайте выделенные слова.

— Можно ли их назвать синонимами? Почему? ( обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Кто покажет,  как  сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

-Кто покажет, как зайцы собрались.

— Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

— Что значит приплелись? ( пришли медленно)

Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как синий цвет имеет несколько оттенков-голубой, синий, фиолетовый.

— Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? (передать все оттенки речи, делают речь точной)

3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.

-Следующее упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к упр. 4

-Прочитайте слова первой строки.

-Назовите слова-синонимы.

-Подумайте, как составить сочетания слов.

— Составьте и запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите на новой строке с маленькой буквы.

-Проверьте себя (на экране)

-Если всё верно, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.

4. Рекомендации для домашнего задания.

— Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.5. Определите, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них.

5.Рефлексия

-Что такое  синонимы?

— Зачем они нам нужны? (они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли).

-Прочитайте вывод.

6. Подведение итогов урока.

-В начале урока я сказала, что система оценки накопительная. (оценивание)

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Приложение для распечатки (при отсутствии учебника у каждого ребёнка)

Для чего нужны синонимы?

Упр.1

В первом столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подбери к ним синонимы из второго столбика.

голкипер                зрелище

отель                        вратарь

шоу                        гостиница

Упр.2

  1. Зябнет осинка,                                2. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,                                    Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,                            Стынет на солнышке,

Зябнет в жару.                                    Мёрзнет в жару.

Синонимы-это слова, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

Упр.3

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий  _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.  

Слова для справок: пугливый, трусливый, несмелый

Упр.4

Запиши все возможные сочетания слов.

Задуть, погасить (свет, свеча),

старый, древний (дом, человек),

вороной, чёрный (костюм, конь).

Вороной –так говорят о масти животных (вороной конь)

Упр.5

Определи, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них. Запиши предложения.

В этот миг раздался (громкий, оглушительный) треск.

Митя перешёл на (громкий, оглушительный) шёпот.

Для чего нужны синонимы?
Презентацию подготовила:
Конобеевская Александра Николаевна-
учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4»
г. Коломна

Правильно сиди на уроке!

Подбери слова близкие по значению
РОДНИК

К словам в левом столбике подберите слова близкие по значению из правого столбика.
АЛФАВИТ
ОГОНЬ
ДОКТОР
ДРУГ
ПЛАМЯ
АЗБУКА
ТОВАРИЩ
ВРАЧ
Как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения?

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Прочитай пары слов. Объясни различия в значении слов в каждой паре. Если возникнут трудности, обратись за помощью к толковому словарю.
друг – приятель
темнота – мрак
радость – восторг
идти – плестись
быстро – стремглав
громкий — оглушительный
Как называются такие слова?
Подумай, для чего синонимы используются в речи?

Правило
Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

В русском языке существует словарь синонимов.

Работа по учебнику
стр. 80, задание 2

Прочитай и отгадай загадку
Не пускает за порог,
Бьёт, кусает, валит с ног.
Это холоду подруга –
Белая и злая…

Проверь себя
Не пускает за порог,
Бьёт, кусает, валит с ног.
Это холоду подруга –
Белая и злая (вьюга)

Подбери синонимы к слову вьюга

Вьюга
Синонимы
Пурга
Метель

Всегда ли синонимы могут заменять друг друга?
Слова — синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна,
Как много в них священного для нас!

Прочитай правило
Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются друг от друга тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

Определи, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.
В этот миг раздался (громкий, оглушительный) треск.

Митя перешёл на (громкий, оглушительный) шёпот.
Пришлось (идти, плестись) на кухню и выключать чайник.
Мы с приятелями договорились (идти, плестись) на речку.

Проверь себя
В этот миг раздался громкий, оглушительный треск.

Митя перешёл на громкий шёпот.

Пришлось идти, плестись на кухню и выключать чайник.

Мы с приятелями договорились идти на речку.

Работа в группах
Упражнение в подборе синонимов

Подбери синонимы к выделенным словам.
дремучий лес
известный писатель
увлекательная книга
опытный летчик
неглубокая лужа
точный выстрел
неправильный ответ
легкая задача
усталый путник
спокойный малыш
тяжелая битва
опытный доктор
опытный врач
простая задача
опытный пилот
труднопроходимый лес
интересная книга
меткий выстрел
усталый странник
тяжелое сражение
знаменитый писатель
мелкая лужа
ошибочный ответ
спокойный ребенок

Проверь себя.
дремучий лес
известный писатель
увлекательная книга
опытный летчик
неглубокая лужа
точный выстрел
неправильный ответ
легкая задача
усталый путник
спокойный малыш
тяжелая битва
опытный доктор
опытный врач
простая задача
опытный пилот
труднопроходимый лес
интересная книга
меткий выстрел
усталый странник
тяжелое сражение
знаменитый писатель
мелкая лужа
ошибочный ответ
спокойный ребенок

Составь все возможные сочетания слов
Задуть, погасить
свеча
свет
Старый, древний
человек
дом
Вороно́й, чёрный
костюм
конь

Проверь себя
Задуть, погасить
свеча
свет
Старый, древний
человек
дом
Вороно́й, чёрный
костюм
конь

Вороно́й – так говорят о масти животных: чёрный.

Чем определяется выбор синонимов в речи?
Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например: слова глядеть, болтать, дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, балова́ться.

Определи, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках
красивый

сказать

рассказывать
молвить

сказывать

пригожий

Проверь себя
красивый

сказать

рассказывать
молвить

сказывать

пригожий

Работа в парах

Рассмотри рисунок, прочитай слова. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?
Очи
Ланита
Уста
Чело
Перст
Бры

Проверь себя
Глаза
Щека
Рот
Лоб
Палец
Бровь

Подведение итогов

Какой новый термин узнали на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Какую роль играют синонимы в речи?

Что нам может помочь в подборе слов – синонимов?

Домашнее задание
стр. 83, задание 8

Конспект урока русского родного языка. 2
класс

Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»

Цель:
обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены
с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся
научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать
свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:
учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая
Л.А., Богданов С.И.

Ход
урока

I.                 
 Организационный момент.

II.
Актуализация опорных знаний.

Запись под диктовку:
Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.

— Какое слово
употреблено в переносном значении?  (Пришла)

III.
Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте еще раз
первое предложение. Каким  словом можно заменить слово пришла? (Наступила,
настала, началась)

— У слов наступила,
настала, началась, пришла близкие значения.

— Ребята, кто из вас
догадался, о чём сегодня  мы будем говорить на нашем  уроке?   (Ответы детей)

— Кто сможет определить
тему? (Ответы детей)  

IV.
Работа по теме урока.

Как
в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?

Что
такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80
определение.

Откройте
учебник на с. 80, прочитайте тему урока.  (Для чего нужны синонимы?)

Упр.1 (с.80) Работа в
парах.


Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь
за помощью к толковому словарю.


Вспомните, как называются такие слова.


Объясните, для чего их используют в речи.


В русском языке существует словарь синонимов.  (Учитель показывает словарь.)

V.
Физкультминутка

VI.
Закрепление изученного материала.

Упр.2.  (с.80)

— Прочитайте
стихотворение. Какой вы представили  себе осинку?

— Как автор это
показал?   (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим
значением «ощущать холод» )

— Помогло ли это создать
образ осинки?

— Всегда ли синонимы
могут заменять друг друга?  (Нет.)

— Значения синонимов
редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками
значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения
очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень
сильную вьюгу можно назвать пургой.

УПР.3 (с. 81) повышенной
трудности.

— Определите, в каких
предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из
них.

Выбор
синонимов часто определяется ситуацией общения. Например, слова глядеть,
болтать, дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в
разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с
незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует
употребить слова смотреть, разговаривать, баловаться.

Упр.
4. (с. 81-82) Работа в группе.

— Подберите синонимы к
выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с
записанными словосочетаниями.

VII.
Рефлексия.

Карточка 1.

 Определите, какой из
синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.

красивый – пригожий

сказать – молвить

рассказывать – сказывать

Карточка 2.

В каком столбике записаны
слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы
из второго столбика.

Голкипер     зрелище

отель            вратарь

шоу              
гостиница

VIII.
Подведение итогов урока.

Какие
слова называют синонимами?


Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?

Домашнее задание.
Упр.7.  (с.83)

Технологическая карта урока

Дата: 23.10.2021

Класс: 2 класс

Предмет: Родной русский язык

Учитель: Ермолина И.В.

Тема: Для чего нужны синонимы?

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

  • расширение понятийной базы о лексике русского языка; 

  • с помощью практических заданий обеспечение понимания учащимися роли синонимов в речи;

  • проведение синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса.

Личностные:

  • ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Метапредметные:

  • Познавательные УУД. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • Коммуникативные УУД. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ресурсы: УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

учебник с.80-83; мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений

  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица?

-А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное.

— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению?

Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи.

-Что такое синонимы?

-Назовите еще раз тему урока.

-Найдите ответ на этот вопрос в рамочке.

-Для чего же нужны синонимы? Прочитайте.

-Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений.

— Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной»)

-Как будем доказывать? (выполняя упражнения)

Улыбаются.

Дают ответы на вопрос.

(Потому что эти слова близкие по значению/смыслу).

Читают тему урока вслух.

Отвечают на вопросы.

Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя.

Обсуждают информацию.

Определяют цель и задачи урока.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Формулируют и принимают цель, учебные задачи.

3. Актуализация знаний.

Прочитайте слова (слайд 1), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю.

-Объясните, для чего в речи используют синонимы?

Выполняют задания учителя к упр.1.

Отвечают на вопросы.

Понимание учащимися роли синонимов в речи

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд 2).

Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

-Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами).

-Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2.

-Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике? Почему?

— Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они обозначают?

(ощущать холод)

— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

Физкультминутка

-Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы.

-Проверьте и оцените свою работу смайликом.

-Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя.

Проверяют и оценивают работу смайликом.

Делают вывод с опорой на «важную информацию».

Устанавливают причинно-следственные связи. Развивают речь, доказывают свое
мнение.

Отмечают богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств

Понимание учащимися роли синонимов в речи

Синонимические замены с учётом особенностей текста

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

5. Первичная проверка понимания

— Прочитайте отрывок (слайд 3).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Прочитайте выделенные слова.

— Можно ли их назвать синонимами? Почему?

(обозначают одно и то же — собраться в одном месте)

-Покажите, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

— Покажите, как зайцы собрались.

— Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

— Что значит приплелись?

(пришли медленно)

Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения.)

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.

— Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

-Выполните упр.3 на с.81, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов.

-Проверим работу и оценим смайликом.

Читают отрывок на слайде.

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

Делают вывод.

Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя.

Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом.

Формируют чувство красоты и выразительности речи, стремятся к совершенствованию речи.

Понимание учащимися роли синонимов в речи

6. Первичное закрепление

Работа с учебником. Выполнение задания 7 на стр.83. Встречались вам эти слова? Какие из них самые необычные?

-Оцените работу смайликом.

— Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы.

-О чём узнали на уроке?

— На какие вопросы вы получили ответы?

— Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Выполняют самостоятельно задание 7. Оценивают.

Отвечают на вопросы.

Понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Выполните задание на выбор:

упр. 5 или 6 на с.81-83.

-А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81-82 и постарайтесь найти (вспомнить) сказки, в которых встречаются слова из упр.7.

Записывают информацию о домашнем задании

Выбор способа закрепления учебного материала.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

-По желанию можно

оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики.

(выставление отметок)

-Мы достигли поставленной цели на уроке? Справились с задачами? Что было сложно на уроке? За что можно себя похвалить?

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям).

Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Презентация к уроку русского языка «Для чего нужны синонимы?»

Для чего нужны синонимы.ppt

Для чего нужны синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

Значения синонимов редко совпадают полностью

Значения синонимов редко совпадают полностью

Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще синонимы отличаются друг от друга оттенками значений.

3

Старый дом, старый человек, древний человек, вороной конь, чёрный костюм 4

Старый дом, старый человек, древний человек, вороной конь, чёрный костюм 4

Старый дом,
старый человек,
древний человек,
вороной конь,
чёрный костюм

4

Для чего нужны синонимы? Помогают избежать повторов

Для чего нужны синонимы? Помогают избежать повторов

Для чего нужны синонимы?

Помогают избежать повторов.
Делают речь более яркой и выразительной.
Помогают точно и образно выражать мысли.

5

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Синонимы к словосочетанию «редкое совпадение»

Прямых синонимов не найдено.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шансонетка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: свидетель, уникум, счастливчик, лысый, фигурант
  • Места: один, быль, проплешина, тёмная, купа
  • Предметы: том, уникум, вкрапление, отгадка, иней
  • Действия: исключение, стечение, разное, курьёз, обстоятельство
  • Абстрактные понятия: случай, случайность, общее, правда, сожаление

Ассоциации к слову «редкий»

Ассоциации к слову «совпадение»

Предложения со словосочетанием «редкое совпадение»

  • Мне выпала неожиданная радость обнаружить в нём родственного человека с редким совпадением душевных разъёмов.
  • Такое редкое совпадение человеческих атомов.
  • А возможно просто редкие совпадения.
  • (все предложения)

Сочетаемость слова «совпадение»

  • случайное совпадение
    простое совпадение
    странное совпадение
  • совпадение интересов
    совпадение имён
    совпадение событий
  • вероятность совпадения
    цепь совпадений
    возможность случайного совпадения
  • совпадения бывают
    совпадения случаются
  • не может быть простым совпадением
    не верить в совпадения
    оказаться простым совпадением
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «редкий»

  • РЕ́ДКИЙ, —ая, —ое; —док, —дка́, —дко; ре́же, редча́йший. 1. Состоящий из далеко друг от друга расположенных однородных предметов или частиц; не частый, не густой. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РЕДКИЙ

Значение слова «совпадение»

  • СОВПАДЕ́НИЕ, -я, ср. 1. Одновременность каких-л. фактов, событий. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СОВПАДЕНИЕ

Афоризмы русских писателей со словом «редкий»

  • Критика у нас считается самым лёгким ремеслом; за неё берутся все с особенной охотой, и редко кому входит в голову, что для критики нужно иметь талант, вкус, познания, начитанность, нужно уметь владеть языком.
  • Как редко дается большая страсть. Но когда приходит она — ничего после нее не остается, кроме всеобщей песни.
  • Брак по любви… О, это, конечно, очень хорошая вещь! К сожалению, такие браки очень редки. Чаще всего под ними разумеются браки по влюбленности. Да ведь такие браки — самые ужасные из всех! Ужаснее даже, чем холодные браки по взаимному расчету. Там люди, по крайней мере, видят, что берут.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Информационная часть технологической карты

Предмет, класс

Родной (русский) язык 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Учитель

Авилкина Ирина Витальевна, учитель МБОУ «Европейский лицей» п.Пригородный

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Для чего нужны синонимы? Урок №9.

Цель урока

Дать представление о роли синонимов в речи.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы

воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; обогащать активный и пассивный словарный запас.

 формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения (КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (ПУУД)

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

учебник с.80-83

мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

-Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка.

-Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

— Повернитесь друг к другу и скажите такие слова:

— Я умею думать,

— Я умею рассуждать,

— Что полезно для работы,

— То и буду выполнять.

— У меня получится,

— И у тебя тоже.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Повторяют за учителем настраиваются на работу.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица?

-А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное.

— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению? (Синонимы)

-Прочитайте слова (слайд), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю.

-Объясните, для чего в речи используют синонимы?

Улыбаются.

Дают ответы на вопрос. (Потому что эти слова близкие по значению/смыслу).

Выполняют задания учителя к упр.1.

Отвечают на вопросы.

(затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

-Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи.

-Что такое синонимы?

-Назовите еще раз тему урока.

-Найдите ответ на этот вопрос в рамочке.

-Для чего же нужны синонимы? Прочитайте.

-Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений.

— Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной»)

-Как будем доказывать? (выполняя упражнения)

Читают тему урока вслух.

Отвечают на вопросы.

Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя.

Обсуждают информацию.

Определяют цель и задачи урока.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд).

Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

-Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами).

-Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2.

-Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике,? Почему?

— Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они обозначают?

(ощущать холод)

— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы.

-Проверьте и оцените свою работу смайликом.

-Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя.

Проверяют и оценивают работу смайликом.

Делают вывод с опорой на «важную информацию».

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

— Прочитайте отрывок (слайд).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Прочитайте выделенные слова.

— Можно ли их назвать синонимами? Почему?

(обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Покажите, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

— Покажите, как зайцы собрались.

— Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

— Что значит приплелись?

(пришли медленно)

Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.

— Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

-Выполните упр.3 на с.82, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов.

-Проверим работу и оценим смайликом.

Читают отрывок на слайде.

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

Делают вывод.

Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя.

Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

— Прочитайте еще раз «важную информацию» о синонимах. Что нам осталось доказать?

( синонимы делают речь яркой, выразительной)

-Вам предстоит самостоятельная работа по карточке. Чтобы с ней справиться, выполним устно упр. 6 на с. 82-83.

-Какую сказку А.С.Пушкина мы читали в этом году? («Сказка о рыбаке и рыбке»). А.С.Пушкин в сказке использовал определенные эпитеты. Вам нужно их выбрать из ряда синонимов и записать получившиеся словосочетания.

-Выполните самостоятельную работу по карточке:

Выбери из скобок слово, которое автор употребляет в сказке. Выпиши словосочетания.

(Ветхая, старая, дряхлая) землянка,

(драгоценная, золотая, прекрасная) рыбка, (жестокая, суровая, грозная) стража, асковое, нежное, доброе) слово.

Проверь себя по учебнику «Литературное чтение» на с.90,91,98.

-Оцените работу смайликом.

— Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы.

-О чём узнали на уроке?

— На какие вопросы вы получили ответы?

— Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Дети еще раз читают «важную информацию» и определяют, какой пункт осталось доказать.

Выполняют подготовительное упр.6

Выполняют самостоятельную работу по карточке.

Осуществляют самопроверку, оценивают работу смайликом.

Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

-По желанию можно

оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики.

(выставление отметок)

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям).

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор:

упр. 5, 7 или 8 на с.82-83.

-А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81

Записывают информацию о домашнем задании

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад по русскому языку на тему синонимы

Содержание

  • 1.

    Презентация по русскому языку на тему синонимы

  • 2.

    Синонимы – это слова одной части речи,

  • 3.

    Слайд 3

  • 4.

    Спиши, найди, подчеркни

  • 5.

    Подбери

  • 6.

    Запиши все

  • 7.

    Какой из синонимов встречается в русских народных сказках.Красивый – пригожийСказать – молвитьРассказывать — сказывать

  • 8.

    Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

  • 9.

    В первом столбике слова, которые пришли в

  • 10.

    Слайд 10

  • 11.

    Используемая литератураhttp://ruzacbs.ru/sites/default/files/inline/images/d0eb76736979.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/0fe5fde8-b640-4a86-8e61-c6b541466a0d/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/3391ea57-7a83-4323-a61d-f69263486ea9/s1200?webp=falsehttps://yandex.ru/collections/card/5b410c17a947cc670853dbe6/https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20к%20слову%20человек&stype=image&lr=75&source=wiz&p=1&pos=77&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimgp.golos.io%2F0x0%2Fhttp%3A%2F%2Fwww.tvoyrebenok.ru%2Fimages%2Fillustrators%2Fzoland%2Fb%2F29.jpghttps://yandex.ru/search/?text=картинка%20к%20слову%20гостиница&lr=75&clid=2361918-33&win=413

Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значениюСинонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.Значения синонимов редко совпадают полностью.Синонимы отличаются друг от друга оттенками значений.МЕТЕЛЬВЬЮГА

Слайд 1Синонимы.

Презентацию
составил учитель МБОУ «СОШ № 80» г. Владивостока
Кокарева Татьяна Степановна

Синонимы.


Слайд 2Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по

значению
Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.
Значения синонимов редко совпадают полностью.
Синонимы отличаются друг от друга оттенками значений.

МЕТЕЛЬ

ВЬЮГА

Синонимы – это слова одной части речи, совпадающие или близкие по значениюСинонимы помогают точно выразить мысль, избежать


Слайд 3 Объясни значение слов
Друг

– приятель
Темнота – мрак
Радость – восторг
Идти – плестись
Быстро – стремглав
Громкий — оглушительный

Объясни значение словДруг – приятельТемнота – мракРадость – восторгИдти


Слайд 4 Спиши, найди, подчеркни синонимы.
Зябнет осинка,
Дрожит на

ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
(И. Токмакова)

Спиши, найди, подчеркни синонимы.Зябнет осинка, Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару.


Слайд 5 Подбери синонимы к словам.
Дремучий лес


Известный писатель –
Опытный доктор –
Увлекательная книга –
Лёгкая задача –
Спокойный малыш —

Подбери синонимы к словам.Дремучий лес –Известный писатель –Опытный доктор –Увлекательная книга


Слайд 6 Запиши все возможные словосочетания.
Задуть, погасить (свет,

свеча)
Старый, древний (дом, человек)
Вороной, чёрный (костюм, конь)

Запиши все возможные словосочетания.Задуть, погасить (свет, свеча)Старый, древний (дом, человек)Вороной, чёрный (костюм,


Слайд 7Какой из синонимов встречается в русских народных сказках.
Красивый – пригожий
Сказать –

молвить
Рассказывать — сказывать

Какой из синонимов встречается в русских народных сказках.Красивый – пригожийСказать – молвитьРассказывать - сказывать


Слайд 8Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?


Слайд 9В первом столбике слова, которые пришли в русский язык из других

языков. Подбери к ним синонимы из второго столбика. Запиши пары слов.

Голкипер зрелище
Отель вратарь
Шоу гостиница

В первом столбике слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подбери к ним синонимы из


Слайд 11Используемая литература
http://ruzacbs.ru/sites/default/files/inline/images/d0eb76736979.png
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/0fe5fde8-b640-4a86-8e61-c6b541466a0d/s1200?webp=false
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/3391ea57-7a83-4323-a61d-f69263486ea9/s1200?webp=false
https://yandex.ru/collections/card/5b410c17a947cc670853dbe6/
https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20к%20слову%20человек&stype=image&lr=75&source=wiz&p=1&pos=77&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimgp.golos.io%2F0x0%2Fhttp%3A%2F%2Fwww.tvoyrebenok.ru%2Fimages%2Fillustrators%2Fzoland%2Fb%2F29.jpg
https://yandex.ru/search/?text=картинка%20к%20слову%20гостиница&lr=75&clid=2361918-33&win=413

Используемая литератураhttp://ruzacbs.ru/sites/default/files/inline/images/d0eb76736979.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/33827/0fe5fde8-b640-4a86-8e61-c6b541466a0d/s1200?webp=falsehttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/3391ea57-7a83-4323-a61d-f69263486ea9/s1200?webp=falsehttps://yandex.ru/collections/card/5b410c17a947cc670853dbe6/https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20к%20слову%20человек&stype=image&lr=75&source=wiz&p=1&pos=77&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimgp.golos.io%2F0x0%2Fhttp%3A%2F%2Fwww.tvoyrebenok.ru%2Fimages%2Fillustrators%2Fzoland%2Fb%2F29.jpghttps://yandex.ru/search/?text=картинка%20к%20слову%20гостиница&lr=75&clid=2361918-33&win=413


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Значение синонимов в русском языке
  • Значение синонимов в речи
  • Значение синонимов в произведениях
  • Значение синонима гнев
  • Значение синонима бешенство