-
Выразительные возможности синонимов
Обратить
внимание на ту или иную деталь, выразить
определённое отношение к названному
предмету или явлению, дать его оценку
и, следовательно, усилить выразительность
речи позволяет умелое использование
синонимов. Например: Кудрин засмеялся.
Все происшедшее показалось ему диким
бредом, нелепостью, сумбурной чепухой,
на которую стоит махнуть рукой и она
рассыплется, развеется, как мираж (Б.
Лавренёв). Используя приём нанизывания
синонимов бред — нелепость — чепуха,
автор добивается большой выразительности
повествования.
Синонимы
могут выполнять функцию сопоставления
и даже противопоставления обозначаемых
ими понятий. При этом внимание обращается
не на то общее, что характерно близким
предметам или явлениям, а на различия
между ними: Никитину
хотелось… не просто думать, а размышлять
(Ю. Бондарёв).
Нанизывание
синонимичных слов может приводить к
градации, когда каждый последующий
синоним усиливает (иногда ослабляет)
значение предыдущего: Она
[немка] была там, во враждебном мире,
который он не признавал, презирал,
ненавидел
(Ю. Бондарёв).
-
Выразительные возможности антонимов
В
качестве выразительного средства
создания контраста, резкого
противопоставления используются в речи
антонимы. Они лежат в основе создания
антитезы (греч. antithesis — противопоставление)
— стилистической фигуры, построенной
на резком противопоставлении слов с
противоположным значением. Этот
стилистический приём широко используют
поэты, писатели, публицисты, чтобы
придать речи эмоциональность, необычайную
выразительность. Так, пролог к поэме А.
Блока «Возмездие» целиком построен
на противопоставлении антонимичных
слов начало — конец, ад — рай, свет — тьма,
свято — грешно, жар — холод и др.:
Жизнь
— без начала и конца…
Познай,
где свет, — поймёшь, где тьма.
Пускай
же все пройдёт неспешно,
Что
в мире свято,
что
в нем грешно,
Сквозь
жар души,
сквозь
хлад ума.
-
Выразительные возможности омонимов
Омонимы
– это слова одинаковые по звучанию и
разные по значению. Лексические омонимы
объединяются в ряды. Они принадлежат к
одной части речи. От лексических омонимов
отличаются относительные омонимы
(омоформы, омофоны и омографы). При
омонимии между словами устанавливается
лишь звуковое тождество, а смысловые
ассоциации отсутствуют. Поэтому
столкновения омонимов всегда неожиданы,
что создают большие стилистические
возможности для их обыгрывания. Кроме
того, употребление омонимов в одной
фразе, подчёркивая значения созвучных
слов, придаёт речи экспрессию (миру
нужен мир). На омонимах строятся шутки
и каламбуры. Каламбуром называется
стилистическая фигура, основанная на
юмористическом использовании многозначных
слов и омонимов. В каламбурах совмещаются
прямое и переносное значение слов, в
результате чего происходит неожиданный
смысловой сдвиг. Мысль, выраженная в
каламбурной форме, выглядит ярче, острее.
Писатель обращает внимание на обыгрываемое
слово.
-
Выразительные возможности паронимов
Немалыми
выразительными возможностями обладают
слова-паронимы. Они служат средством
создания юмора, иронии, сатиры и т.д.
Например: —
Он [правнук] учится в школе с математическим
наклоном. — С наклоном куда? — С наклоном
в алгебру (из диалога известных
телевизионных героев Авдотьи Никитичны
и Вероники Маврикиевны); Когда ваш
свадебный кортеж? — Что вы болтаете?
Какой картёж?
(В. Маяковский).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Разработка урока по теме «Синонимы. Их выразительные возможности».
Разработка урока по теме «Синонимы. Их выразительные возможности».
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 109 человек из 45 регионов
- Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Синонимы.
Их выразительные возможности
10 класс -
2 слайд
Работа с понятиями
Знаю…
Синонимы – это…Выразительные возможности – это…
-
3 слайд
Работа с понятиями
Знаю… Узнал(а)…
Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх — ужас.Выразительные возможности синонимов — …
-
4 слайд
Выразительные возможности синонимов
Не секрет, что одну и ту же мысль можно преподнести по-разному.Например, диктор телевидения скажет так: «Сегодня по области наблюдались обильные осадки в виде снега, сопровождающиеся шквальным ветром».
А две старушки, пьющие на кухне чай, в беседе могут употребить такую фразу: «Да уж, навалило-то как снега! И ветрище – так с ног и сбивает!»
В художественной литературе это явление может быть представлено следующим образом: «Разметаемые сильным ветром снежные хлопья сыпались с неба, словно пух из вспоротой подушки».
-
5 слайд
Актуальность
Синонимы как средства речевой выразительности делают нашу речь образной. Задания, связанные с синонимами, есть в тестовой части ЕГЭ.
Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
Сложно-туго -
6 слайд
Проблема
Нахождение и употребление синонимов вызывает затруднение. -
7 слайд
Цель
Изучение выразительных возможностей синонимов для повышения речевой культуры. -
8 слайд
План работы
1.Рассмотреть основные группы синонимов.
Продукт: графический конспект.
2.Определить выразительные возможности синонимов.
Продукт: памятка другу «Выразительные возможности синонимов».
Применить теорию на практике (задания ЕГЭ).
Продукт: выполненное упражнение.
3.Сделать вывод. -
9 слайд
Графический конспект
-
10 слайд
Памятка другу
«Выразительные возможности синонимов» -
11 слайд
Памятка другу
«Выразительные возможности синонимов»
Глаза-очи.Мария-Марья.
Книга интересная – книга интересна.
Гусиная стая – стая гусей.
-
12 слайд
Синонимы в заданиях ЕГЭ
№ 22
1. Из предложений 8–11 выпишите слово со значением: «1. только ед. Исступление, безудержная ярость, буйство, 2. проявление разнузданной жестокости».
(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)Неистовство
-
13 слайд
Рефлексия
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я научился…
У меня получилось…
Мне надо поработать над…
Я доволен тем, что… -
14 слайд
Домашняя работа
Квест «Синонимы». -
15 слайд
Об авторе:
Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 234 201 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Рейтинг:
5 из 5
- 09.12.2016
- 1181
- 0
- 09.12.2016
- 1316
- 57
Рейтинг:
5 из 5
- 09.12.2016
- 3215
- 18
- 09.12.2016
- 607
- 0
Рейтинг:
3 из 5
- 09.12.2016
- 1523
- 9
- 09.12.2016
- 425
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Прохоренко Людмила Викторовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 9 лет и 5 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 313394
-
Всего материалов:
104
Слайд 1
Синонимы.
Их выразительные возможности
10 класс
Слайд 2
Работа с понятиями
Знаю…
Синонимы – это…
Выразительные возможности
– это…
Слайд 3
Работа с понятиями
Знаю… Узнал(а)…
Синонимы – это
слова, разные по звучанию, но близкие
по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения: страх — ужас.
Выразительные возможности синонимов — …
Слайд 4
Выразительные возможности синонимов
Не секрет, что одну
и ту же мысль можно преподнести
по-разному.
Например, диктор телевидения скажет так: «Сегодня по области наблюдались обильные осадки в виде снега, сопровождающиеся шквальным ветром».
А две старушки, пьющие на кухне чай, в беседе могут употребить такую фразу: «Да уж, навалило-то как снега! И ветрище – так с ног и сбивает!»
В художественной литературе это явление может быть представлено следующим образом: «Разметаемые сильным ветром снежные хлопья сыпались с неба, словно пух из вспоротой подушки».
Слайд 5
Актуальность
Синонимы как средства речевой выразительности делают
нашу речь образной. Задания, связанные с
синонимами, есть в тестовой части ЕГЭ.
Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
Сложно-туго
Слайд 6
Проблема
Нахождение и употребление синонимов вызывает затруднение.
Слайд 7
Цель
Изучение выразительных возможностей синонимов для повышения
речевой культуры.
Слайд 8
План работы
1.Рассмотреть основные группы синонимов.
Продукт: графический
конспект.
2.Определить выразительные возможности синонимов.
Продукт: памятка другу
«Выразительные возможности синонимов».
Применить теорию на практике (задания ЕГЭ).
Продукт: выполненное упражнение.
3.Сделать вывод.
Слайд 9
Графический конспект
Слайд 10
Памятка другу
«Выразительные возможности синонимов»
Слайд 11
Памятка другу
«Выразительные возможности синонимов»
Глаза-очи.
Мария-Марья.
Книга интересная
– книга интересна.
Гусиная стая – стая
гусей.
Слайд 12
Синонимы в заданиях ЕГЭ
№ 22
1. Из
предложений 8–11 выпишите слово со значением:
«1. только ед. Исступление, безудержная ярость, буйство, 2. проявление разнузданной жестокости».
(8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, её населяющих. (9)Что заставляет её, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости? (Г.Смирнов)
Неистовство
Слайд 13
Рефлексия
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на
уроке я научился…
У меня получилось…
Мне надо
поработать над…
Я доволен тем, что…
Слайд 14
Домашняя работа
Квест «Синонимы».
Слайд 15
Об авторе:
Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка
и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного творческого
объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44