Выписать синонимы антонимы омонимы

Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию. Например:

В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения (пример):

Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: лицо – физиономия – рожа. Могут включать в себя слова разных стилей.

Синонимы, которые связывают части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, сближают по смыслу несинонимичные в языке слова (в условиях текста), называются контекстуальными синонимами, пример:

Проплывало голубое лето,
Уходило лето голубое.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sinonimy-omonimy-antonimy-paronimy — uchim.org

Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению.

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Пример:

Они сошлись. Вода и камень.
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин.)

Антонимы позволяют увидеть предметы, явления признаки по контрасту, как по крайней противоположности.

Паронимы – это однокоренные слова, одной и той же части речи, близкие по значению и звучанию. В предложении выполняют одинаковые синтаксические функции: глубинный – глубокий, геройство – героизм.

Смешение паронимов – это очень грубое нарушение литературных форм словоупотребления.

Видео по теме

Всё для учебы » Русский язык » Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Однозначные и многозначные слова

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

1 leksicheskoe znachenie

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

3 leksicheskoe znachenie

Примеры посмотри на картинке.

4 leksicheskoe znachenie

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

5 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

6 leksicheskoe znachenie

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

7 leksicheskoe znachenie

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

8 leksicheskoe znachenie

Подбери синонимы к следующим словам:

9 leksicheskoe znachenie

Вот что у тебя должно было получиться:

10 leksicheskoe znachenie

Подбери недостающее слово.

11 leksicheskoe znachenie

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

12 leksicheskoe znachenie

Подбери антонимы к словам:

13 leksicheskoe znachenie

Проверь себя:

14 leksicheskoe znachenie

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

15 leksicheskoe znachenie

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

16 leksicheskoe znachenie

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

17 leksicheskoe znachenie

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

18 leksicheskoe znachenie
Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:

19 leksicheskoe znachenie
Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Упражнение 1.

Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.

1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

2)Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то!

3)Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

4) Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла.

Упражнение 2.

Подберите синонимы к словам и составьте с ними словосочетания или предложения.

Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть, блестеть.

Упражнение 3.

Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.

1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.

2)Сказать, кричать, воскликнуть.

3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.

Упражнение 4.

Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.

1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был

весь охвачен огнем.

3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Упражнение 5.

Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения сцеплены между собой синонимами.

Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).

Упражнение 6.

К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.

Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.

Упражнение 7.

Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.

Упражнение 8.

Найдите в стихотворении разновидности омонимов, объясните их значение.

Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.

Упражнение 9.

Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить? Запишите слова в выбранные группы.

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать оберегать, решительный.

Упражнение 10.

Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.

1) Ученье – свет, а неученье — …

  1. Меньше говори, а …

  2. Корень учения горек, а плод …

  3. Мягко стелет, да …

  4. В глаза не хвали, а …

  5.  Сытый … не разумеет.

  6.  Ласточка день начинает, а соловей …

  7.  За маленьким погнался, а …

  8. Легко сказать, да….

  9. Правой рукой строит, а левой…

Упражнение 11.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.

1) Звание … обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив … (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, … отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос … дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Упражнение 12.

Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.

1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой).

2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).

4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький).

5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).

Упражнение 13.

Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.

1) Полный – пустой.
2) Посеешь – пожнешь.
3) Горек – сладок.
4) Свет – тьма.
5) Дело – потеха.

Упражнение 14.

Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?

1) Хороша веревка длинная, а речь короткая.

2) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

4) Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон).

5) Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний).

6) Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко).

7) Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг).

8) Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).

Упражнение 15.

Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.

1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).

2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.

3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).

4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).

5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).

6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).

8) У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).

Упражнение 16.

Прочитайте пары слов, подумайте, на какие две группы их можно распределить? Запишите полученные группы.

1) скосил траву – скосил глаза

2) косяк журавлей – дверной косяк

3) легкая задача – трудная задача

4) алфавит – азбука

5) старая квартира – новая квартира

6) старая квартира – новая квартира

7) суп из лука – стрелять из лука

8) метель – пурга

9) глухой голос – звонкий голос

10) свободное место – занятое место

Упражнение 17.

В каких рядах не все слова являются синонимами? Синонимы запишите, объясните их значение.

1) нездоровый, больной, хилый

2) умный, сообразительный, головастый

3) трудный, тяжелый, нелегкий

4) горевать, печалиться, плакать

Упражнение 18.

Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.

1) компания – кампания

2) расплачусь – расплачусь

3) мой (полы) – мой (портфель)

4) лук (растение) – лук (орудие)

5) ты мне дорога – дорога длинная

Упражнение 19.

К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.

а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;

б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;

Упражнение 20.

К данным словам подберите антонимы.

Большой

длинный

левый

горячий

скупой

сладкий

мир

друг

радоваться

труд

жар

рабство

опускать

начало

можно

Упражнение 21.

О чём (о ком) идёт речь? Определите, что это за слова, ответы запишите.

1) Она пуще неволи; если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.

2) Его встречаем мы в грамматике; на нём говорят в определённых районах;

3) Он может быть человеческий и грамматический.

4) Они помогают улучшить зрение, служат для определения победителя.

5) Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой;

6) Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи

Упражнение 22.

Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.

Определите, что общего между данными словами:

 Подушка, характер, требования;

Старик, вопрос, воображение;

Нитка, тетрадь, работа;

Проспект, архитектор, предложение;

Знаток, город, перемена;

Дуб, держава, талант;

Друг, ответ, выигрыш.

Упражнение 23.

Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
— Что вы? – шепчет червячок, —
Сладкий у него бочок.

Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы? 

Упражнение

24.

Найдите в предложениях омоформы, запишите их.

 1) Каков ни есть, а хочет есть.

  1. Побелил с утра я потолок  –   к вечеру картошки потолок.

3) Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».

4) Велели Поле полоть в поле.

5) Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат   свой нож берет, присвистывая, точит.

6) Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.

Упражнение 25

Из предложенных слов выпишите:

              1) ряды однокоренных слов

              2) ряды синонимов

                     Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

Упражнение 26.

Подбери к подчеркнутым словам антонимы.

Будничный день

Веселая история

Интересный репертуар

Скрытный характер

Сказать правду

Большой оптимист

Сильно любить

Уехать на юг

Исчезнуть в волнах

В первую очередь

Заканчивать урок

Встретить карлика

 Упражнение 27.

Дать толкование слов (лексическое значение слов). Составить с ними словосочетание или предложение.

1) Ретивый – усердный,   старательный,   живой.    

2) Гантель – гимнастический  снаряд в виде двух     чугунных шариков, соединенных короткой рукояткой.

3) Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

4) Лазоревый – тоже что и  лазурный     (небо,  глаза).

5) Сувенир – памятный    подарок.

6) Янтарный – сделан из янтаря (окаменевшая смола древних хвойных деревьев) н-р: янтарное ожерелье.

Упражнение 28.

Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.

1) Под корой тихонько рой: вдруг окажется там рой.

2) Я люблю ваш пятый класс, мне работать с вами класс.

3) Пироги хочу я печь, мне поможет в этом печь.

4) Не люблю я горький лук, для игры мне нужен лук.

5) Мой сосед – крутой боксёр, у него есть злой боксёр.

Упражнение 29.

Какие прилагательные можно использовать в качестве общего определения к «тройкам»?

1).Человек, задача, металл

2).Океан, бой, платье

3).Человек, голос, место

4).Чай, любовь, время

5).Стук, слова, имя

6).Тон, лицо, кожа

7).Трава, мёд, дым

8).Игра, сад, дом

9).Горох, ремонт, тарелка

10).Шум, выставка, взгляды

11).Ящик, человек, надежды

12).Воздух, журнал, рана

13).Время, копия, науки

14).Работа, хлеб, кофе

1.Агрессивный

2.Благородный

3.Большой

4.Воздушный

5.Глубокий

6.Глухой

7.Горячий

8.Громкий

9.Грубый

10.Густой

11.Детский

12.Интересный

13.Крепкий

14.Ласковый

15.Лёгкий

16.Мелкий

17.Новый

18.Последний

19.Постоянный

20.Родной

21.Свежий

22.Сильный

23.Сложный

24.Тонкий

25.Точный

26.Тревожный

27.Чёрный

Например: время, копия, науки — 13); Точный – 25.

Запись ответа: 13)-25

__________________________________

Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

1.    
Омонимы – это
слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова –
омонимы,  запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы  ели там?

— Лисички!      _____________________   ,  
________________________

2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию
и написанию.

К данным словам подобрать и записать синонимы.

мама — ________________________        храбрый- _______________________      

худой — _______________________         мудрый —
________________________ 

3.    
Антонимы – это
слова с противоположным значением.

К данным словам подобрать слова антонимы.

друг — ____________________             весёлый —
____________________________

добрый — _________________             стоять —
_____________________________

______________________

Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

1.    
Со словом коса
составьте два предложения, различные по значению.

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.     Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова
синонимами.

  Стояло жаркое
лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети
загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

3.    
Сравни два предмета
по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по
смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей
__________________________.

                        Щука (какая?) крупная рыба, а
плотва — ______________________.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар
_________________________.

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик
_______________________.

______________________

Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

1.         
Проверьте,
понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика
значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.

Задирать
нос                                         волноваться, нервничать

Сидеть как на
иголках                         бездельничать

Водой не
разольёшь                            зазнаваться, важничать

Бить
баклуши                                       усердно, старательно

Кот
наплакал                                         не работает

Взяться за
ум                                         очень мало

Засучив
рукава                                      неразлучные, очень дружные

Спустя
рукава                                       стать умнее, рассудительнее, благоразумнее

Валится из
рук                                      кое-как                    

 Бежать сломя голову                            очень
спешить, торопиться

______________________

Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

1.      
Найди
соответствия.

Слова, близкие по лексическому значению,
но различные по звучанию

Антонимы

Слова, противоположные по лексическому
значению

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные
по лексическому значению

Синонимы

2.      
Подбери синонимы

печальный-   
_________________       маленький-__________________

враг- 
_____________                            умный-______________________

отважный
—   ___________                    война-______________________

3.      
Подбери антонимы.

мокрый
— ______________               быстрый-___________________

тихо-
_________________                трудно-____________________

открытый-______________             
день- _____________________

4.      
Подчеркни омонимы.

Ручка,
зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

Синонимы, антонимы, омонимы

Синонимы

Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.

Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).

Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).

Синонимы объединяют в синонимические ряды. Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта — это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный, отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами».

Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.

Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:

  • оттенками лексического значения (давний, старый, бывший, древний, старинный);
  • стилевой принадлежностью (смеяться, хохотать, хихикать, скалить зубы).

Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:

  • (звук, голос) негромкий, слабый, приглушённый, еле слышный;
  • (человек) нешумный, послушный, кроткий, спокойный, молчаливый, по­корный;
  • (сон) спокойный, беззаботный, мирный, сладкий, лёгкий;
  • (ход, походка) бесшумный, медленный, неторопливый, неслышный.

Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.

Антонимы

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Омонимы

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:

Свет1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!

Свет2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выез­жать в свет. Вращаться в свете.

Свет1 и Свет2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.

Существует несколько разновидностей омонимов.

Виды омонимов:

  1. Морфологические омонимы, или омоформы — слова, совпадающие по звуча­нию, но обладающие разными лексическими и грамматическими значениями. Например: три (количественное числительное в форме И. п.) — три (глагол тереть в форме повел, накл.), знать (существительное ж. р., в форме И. п.) — знать (глагол в неопр. форме).
  2. Фонетические омонимы, или омофоны — слова или формы слов с разны­ми значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Например: костный — косный; лиса — леса; пруд — прут, кампания — компания.
  3. Графические омонимы, или омографы — слова или формы слов с разными значениями, отличающиеся друг от друга по звучанию только местом ударе­ния. Например: зАмок — замОк; бОльшим — большИм; крУжки — кружкИ; бЕлки — белкИ; пАрить — парИть.

Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.


Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«

Синонимы, антонимы, омонимы

Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы

Вернуться в раздел «Лексика и фразеология».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выпиливать синоним
  • Выпиливание синоним
  • Выпивающий человек синонимы
  • Выпивать синонимы прикольные
  • Выпивание синоним