Виды синонимов 10 класс

Синонимы — слова, как правило, одной части речи, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим.

Пример:

неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Слова, объединённые синонимическими отношениями, называются синонимическим рядом.

Доминанта — это стилистически нейтральное стержневое (основное) слово в составе синонимического ряда.

Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют её оценочными значениями.

Пример:

храбрый — неустрашимый, удалой, лихой, смелый, отважный, безбоязненный, бесстрашный.

Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов друг от друга, их разделяют на несколько групп.

1. Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos — обозначающий).

Пример:

молодость — юность, красный — багровый — алый.

2. Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но различаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся:

1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи.

Пример:

ср.: жить (межст.) — проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) — молодые (разг.);

2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки.

Пример:

ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) — башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул — ляпнул — брякнул — отколол — отмочил — выдал.

Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

3. Синонимы, которые различаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими.

Пример:

«И я пойду, пойду опять. Пойду бродить в густых лесах, степной дорогою блуждать» (Пол.); «А я пойду шататься, — я ни за что теперь не засну» (Л); «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком!» (Ес.)

— все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определённой цели», но они различаются семантическими оттенками:

слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу»;

в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела»;

глагол шляться подчёркивает неповиновение, непослушание.

Кроме того, приведённые синонимы отличаются и стилистической окраской:

бродить — стилистически нейтральное слово,

блуждать имеет более книжную окраску,

шататься и шляться — просторечные, причём последнее грубое.

Также выделяют синонимы контекстуальные (авторские), слова, сближающиеся своими значениями только в условиях данного контекста.

Пример:

«И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? — А что делать будешь? Лгать не хочу — сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась…» (Тургенев).

Синонимы привыкнуть, обтерпеться различаются стилистической окраской. Привыкнуть — общеупотребительное, обтерпеться — разговорно-просторечное.

Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли.

 повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений,  дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

  • повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений,
  • дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

 создать условия для развития  у обучающихся умений анализировать текст,  обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

  • создать условия для развития  у обучающихся умений анализировать текст,
  • обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

 воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь

воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь

смелый — храбрый, худой – тощий, прыгать–скакать, шалить – баловаться

смелый — храбрый, худой – тощий, прыгать–скакать, шалить – баловаться

Причины возникновения синонимов:

Причины возникновения синонимов:

лексические стилистические контекстные

лексические стилистические контекстные

Дракон В дверь диетической столовой Вошёл дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, халвы. Для этой пасти – Прочие сласти. Для этой головки – Перловки. Для этой глотки – Селёдки. Для этой башки – Пирожки. Для этой рожи – То же. Для этого личика – Два сдобных куличика. Что ещё? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку.   В. Берестов.

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

— Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

В. Берестов.

В стихотворении три ряда лексических синонимов: Голова - головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико.  В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.

В стихотворении три ряда лексических синонимов:

  • Голова — головка – башка;
  • пасть – глотка;
  • рожа – личико.

В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста .

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста .

Какие слова НЕ являются синонимами? 1. печально – грустно 2. советовать – рекомендовать 3. эффектный – эффективный 4. отличный – великолепный

Какие слова НЕ являются синонимами?

1. печально – грустно

2. советовать – рекомендовать

3. эффектный – эффективный

4. отличный – великолепный

Свежий хлеб – свежая рубашка – свежий журнал – свежий взгляд – свежий ветер – тихий сон – тихий человек – тихий голос – тихая езда -

Свежий хлеб –

свежая рубашка –

свежий журнал –

свежий взгляд –

свежий ветер –

тихий сон –

тихий человек –

тихий голос –

тихая езда —

 победить - одолеть, разбить, разгромить, побороть, сломить, осилить, восторжествовать, пересилить, справиться, взять верх, одержать победу…

победить — одолеть, разбить, разгромить, побороть, сломить, осилить, восторжествовать, пересилить, справиться, взять верх, одержать победу…

 Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги. Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.

  • Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
  • Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.

Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее Чтобы избежать повторов Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет Чтобы использовать синонимы как средство выразительности Или средство связи предложений

  • Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
  • Чтобы избежать повторов
  • Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
  • Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
  • Или средство связи предложений

 «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.» Л.Н. Толстой

«Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

Л.Н. Толстой

                                       Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Синонимы

Цель урока: 1)повторить и углубить знания учащихся по теме, познакомить с   видами синонимов: лексическими, стилистическими, контекстуальными, градацией, формировать умение находить синонимы в тексте, анализировать текст.

2) развивать речь учащихся,  языковоё чутьё, мышление,  самостоятельность

3) осуществлять  самоконтроль, самооценку учебной деятельности

Тип урока: повторение, закрепление и углубление знаний

Оборудование урока:  компьютеры, ЭФУ И.В Гусаровой «Русский язык, 10 класс»

Приложение Рабочий лист урока

                    Ход урока

I Организационный момент

II. Слово учителя. Сегодня на уроке  классную работу вы будете  выполнять не в тетрадях, а на рабочих листах, давать самооценку выполненной работы по каждому этапу, в конце урока поставите итоговую оценку

III. Проверка домашнего задания  

        1.Орфоэпическая работа

бухгалтеров

средства

недуг

газопровод

жалюзи

некролог

диспансер

квартал

отрочество

досуг

корысть

эксперт

2)Расставьте ударение в словах из орфоэпического словника (ЕГЭ, задание 4)

3) Объясните лексическое  значение подчёркнутых слов, составьте предложения: например: Досуг (?) свободное время. Объясните постановку знаков препинания в составленных предложениях  (коллективная проверка, самооценка  в рабочих листах)

    4) Повторяем паронимы

     В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное       слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Составьте словосочетания с паронимами

ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

На приёме в посольстве он ни разу не нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.

Петрова считали человеком молчаливым и СКРЫТЫМ.

В этом районе  города построены ВЫСОТНЫЕ дома.

Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.

Учащиеся находят паронимы скрытый —  скрытный, составляют словосочетания с паронимами.

Скрытный −− не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный (человек, люди, характер)

Скрытый – тайный, не  обнаруживающийся явно (смысл, вражда, намёк)

IV. Работа по теме урока

1. Постановка цели и задач

   Определяя лексическое значение слова, различая паронимы, мы использовали слова, которые называются…….   Что мы сегодня будем повторять на уроке? Учащиеся говорят, что это синонимы и формулируют цель урока.

 2. По электронному учебнику И.В. Гусаровой «Русский язык в 10 классе» стр. 228 учащиеся изучают материал самостоятельно и заполняют  на рабочем листе

 Вопросы  теории

1)Синонимы – это слова……………………………………………………………………….  

2).Назовите виды синонимов:…………………………………………………………………….

3).Контекстуальные синонимы  − это ………………………………………………..  

4) Использование синонимов помогает избежать…………………………………………..

5) Приём нагнетания синонимов называется ……………………………………………

 — Что вы знали о синонимах, а что было новым?

3. Тренировочные упражнения

Учащиеся выполняют упражнение на рабочих листах

 Найдите в предложениях синонимы. Какие из них следует отнести к  контекстуальным?

 1) Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! (Ю. Герман) 2)Не понял, не уразумел, не дошло — значит, ты безнадёжно отстал (А. Озеров) 3)А перед ним распахнулся неведомый ещё мир… Мир беспредельных знаний, в которых он был ничем, пустяком, соринкой, попавшей в бурю (Ю. Герман) 4) Ты молода, бурна звучна, юна— тебя не старят годы, ты всё такая же, весна!(М.Светлов)5) И стоит он, околдован, не мертвец и не живой, сном

волшебным  очарован, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой (Ф. Тютчев)

 Проверяем, учащиеся выставляют оценки в таблицу

4 Работа с текстом

Познакомьтесь с фрагментом из повести Г. Владимова «Верный Руслан». В книге рассказывается о службе собак в одном из лагерей ГУЛАГА и об их бездомной жизни после закрытия лагеря. Время действия – 50-е – начало 60-х годов ХХ в.  Подумайте, почему автор из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал данный.  Определите тип речи текста, выпишите метафоры и эпитеты

  Ингус рос, и росла его слава. С лёгкостью необычайной переходил от одной ступени к другой — да не переходил, а перепрыгивал. Сухощавый, изящный и грациозный, он стрелою мчался по буму, играючи (легко, без труда) одолевал барьер и лестницу… Оправдал себя и в карауле, хотя хорошей злобности (агрессивности, враждебности) не выказывал, а скорее какую-то неловкость и смущение за дураков в серых балахонах, пытавшихся стащить (украсть, взять) у него мешок с тряпками. И самим балахонам делалось неловко, когда с такой грустью  смотрели на них эти янтарные (жёлтые, карие) глаза.

 Однажды он просто удрал (сбежал, скрылся) с площадки. Удрал вовсе из зоны. Он должен был пройти полосу препятствий с хозяином, но без поводка. И вот они вдвоём пробежали по буму, перемахнули (перепрыгнули, перескочили) канаву и барьер, прорвались в «горящее окно»… Ингус помчался дальше, перепрыгнул каменный забор и понёсся широкими прыжками по пустынному плацу … пересёк поле и скрылся в лесу… Что же он делал там, в лесу, когда его настигли (догнали, нашли)? Устроил, видите ли, «повалясики» в траве (стал валяться, кувыркаться, барахтаться в траве), нюхал цветы, разглядывал какую-то козявку (букашку, мушку), ползущую вверх по стеблю, и, как заворожённый, тоскующими (грустными, печальными) глазами провожал её полёт…

 5(дополнительно) упражнение 143  стр. 230 ЭФУ И.В.Гусарова «Русский язык, 10 класс»

 V. Рефлексия

    — Что я хорошо усвоил(а) на уроке?

    — Над чем нужно ещё поработать?

 VI. Учащиеся дают самооценку выполненной работы

орфоэпич.,лексич. работа

паронимы

теория

упражнение

Работа с текстом

Итоговая оценка

Домашнее задание: упражнение 141

 Использованная литература:

  1.  И. Г. Гусарова. Русский язык, 10 класс. Базовый и углублённый уровень, ЭФУ
  2. Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. Профильный уровень, 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М. 2010 г.



Скачать материал

Синонимика русского языкаМихайлова Татьяна Николаевна, учитель русского язык...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 409 человек из 66 регионов

  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 128 человек из 50 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Синонимика русского языкаМихайлова Татьяна Николаевна, учитель русского язык...

    1 слайд

    Синонимика
    русского языка
    Михайлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка, литературы и МХК МБОУ
    СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов г. Сургута

  • Лексические синонимыСлова, разные по звучанию, но близкие по лексич...

    2 слайд

    Лексические синонимы
    Слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению.
    Синонимический ряд состоит из слов одной части речи.
    Ребёнок, малыш, кроха, дитя, карапуз, малявка.
    Преодолеть, побороть пересилить, превозмочь, справиться, обуздать.
    Глупый, неумный, тупой, бестолковый, несмышлёный.

  • В состав синонимических рядов могут  входить фразеологизмы, архаизмы, неологи...

    3 слайд

    В состав синонимических рядов могут входить фразеологизмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, канцеляризмы.
    Страна (стилистически нейтральное)
    государство (официально-деловое)
    отчизна, отечество, держава (книжное)
    родина, земля (слова с эмоциональной окраской)
    царство (историзм)

  • Контекстные (контекстуальные) синонимыСлова, которые являются синонимами тол...

    5 слайд

    Контекстные (контекстуальные) синонимы
    Слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

    Например, слова студент и юноша в языке не являются синонимами. А в тексте могут быть.

  • Морфемные синонимы Синонимические различия  у однокоренных слов созда...

    6 слайд

    Морфемные синонимы
    Синонимические различия у однокоренных слов создают некоторые приставки и суффиксы.
    Раскинулась
    Пораскинулась (народно-поэтическая стилистическая окраска)
    Мария /ий/ (стилистически нейтральное имя)
    Марья /й/ (разговорное, народное)

  • Морфологические синонимыОбразуются при взаимодействии разговорного и кн...

    7 слайд

    Морфологические синонимы

    Образуются при взаимодействии разговорного и книжных стилей речи.

    1. Разговорные формы сущ. с нулевым в род. пад. окончанием вытесняют формы на –ов:
    сто граммов – сто грамм

  • 2. Книжные формы типа чашка чая, много народа теснят разговорные чашка чаю, м...

    8 слайд

    2. Книжные формы типа чашка чая, много народа теснят разговорные чашка чаю, много народу.

    3. Полные формы прилагательных в функции сказуемого вытесняют краткие формы:
    книга интересная – книга интересна.

    4. Сложная форма сравнительной степени прилагательных (более сложный) свойственна книжной (научной и деловой) речи. Форма сравнительной степени на –ей (быстрей, смелей) чаще встречается в разговорной и стихотворной речи.

  • Синтаксические синонимыЭто конструкции (словосочетания и предложения),...

    9 слайд

    Синтаксические синонимы

    Это конструкции (словосочетания и предложения), разные по строению, но близкие по смыслу.

  • В словосочетании:варенье из малины – малиновое вареньестая гусей – гусина...

    10 слайд

    В словосочетании:

    варенье из малины – малиновое варенье

    стая гусей – гусиная стая

    берег моря – морской берег

  • В простом предложении:Я люблю читать. – Люблю читать.Пахнет сирень. – Пахн...

    11 слайд

    В простом предложении:

    Я люблю читать. – Люблю читать.
    Пахнет сирень. – Пахнет сиренью.
    Ураган разрушил дом. – Дом разрушило ураганом.

  • Здесь просят не курить. – Здесь запрещается курить.Нужно говорить только п...

    12 слайд

    Здесь просят не курить. – Здесь запрещается курить.

    Нужно говорить только правду. – Говорите только правду.

    Кто не писал стихов в юности?!
    Все писали стихи в юности.

  • В сложном предложении:Дует ураганный ветер, выйти невозможно.Выйти невозмо...

    13 слайд

    В сложном предложении:
    Дует ураганный ветер, выйти невозможно.

    Выйти невозможно: дует ураганный ветер.

    Дует ураганный ветер, и выйти невозможно.

    Выйти невозможно, потому что дует ураганный ветер.

  • Один только человек не участвовал в общей радости.Был только один человек, к...

    14 слайд

    Один только человек не участвовал в общей радости.
    Был только один человек, который не участвовал в общей радости.

    Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча.
    Когда Тоня проводила товарищей, она долго стояла молча.

  • Способы передачи чужой речи: Он сказал: «Приду вечером».Он сказал, что при...

    15 слайд

    Способы передачи чужой речи:

    Он сказал: «Приду вечером».
    Он сказал, что придёт вечером.

    Кто-то сказал: «Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом».
    Кто-то сказал, что многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом.

Краткое описание документа:

 Презентация «Синонимика русского языка» предназначена для учащихся 10-11 классов, поможет расширить знания о синонимах, полученные в 5-6 классах.В данной презентации дайтся классификация синонимов: лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы (синонимичные словосочетания, синонимичные простые и сложные предложения), синонимичные способы передачи, Содержится материал о нейтральных и
стилистически окрашенных синонимах, а также о контекстных (контекстуальных)
синонимах. Теоретический материал сопровождается примерами.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 233 888 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.03.2014
  • 1128
  • 1
  • 28.03.2014
  • 4984
  • 1

Рейтинг:
4 из 5

  • 28.03.2014
  • 8503
  • 5
  • 28.03.2014
  • 2056
  • 22
  • 28.03.2014
  • 1896
  • 2
  • 28.03.2014
  • 3249
  • 3
  • 28.03.2014
  • 636
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Цель: раскрыть понятие “синонимическое
богатство русского языка”.

Задачи:

  • углубить знания учащихся о синонимах;
  • выявить роль синонимов в тексте, их
    выразительно-изобразительную функцию;
  • рассмотреть, как используют синонимическое
    богатство русского языка мастера
    художественного слова.

Использован учебник: Бабайцева В.В. Русский
язык: Сборник заданий: 10-11 классы: Пособие для
школ и классов с углубл. изучением русского языка
к учебнику В.В. Бабайцевой “Русский язык. Теория.
5-11 классы”. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

Методическое обоснование. Тема “Синонимы”
знакома учащимся, они изучали ее в разделе
“Лексикология” в 5-ом классе:

  • определение: синонимы (гр. synonymos – одноименный) —
    слова, различные по звучанию, но одинаковые или
    близкие по лексическому значению;
  • понятие “синонимический ряд”;
  • роль синонимов в речи (делают нашу речь более
    точной, разнообразной, выразительной);
  • роль синонимов в тексте (помогают связывать
    части текста, позволяют избегать неоправданные
    повторы одного и того же слова);
  • контекстуальные (текстовые);
  • лексические и синтаксические синонимы (морской
    ветер — ветер с моря — синтаксические синонимы;
    говорить — выражаться — лексические синонимы);
  • синонимы: общеупотребительные, нейтральные в
    стилистическом отношении слова и стилистически
    окрашенные, эмоциональные, оценочные.

На уроках литературы и риторики дети узнали
такие стилистические фигуры речи, как градация,
амплификация, антитеза; такие тропы, как эпитеты
(в т.ч. цветовые), перифраза.

Все эти знания будут необходимы на данном
уроке.

На уроке учащиеся узнают о делении синонимов на
следующие группы:

  • абсолютные;
  • идеографические;
  • контекстуальные;
  • однокоренные;
  • стилистические.

Также десятиклассникам будет дана краткая
информация о морфологических и синтаксических
синонимах.

Анализируя тексты мастеров слова, ученики
систематизируют знания о
выразительно-изобразительной функции синонимов,
что позволит им самостоятельно отобрать тексты,
где налицо использование синонимического
богатства мастерами слова.

Дети должны не просто извлечь информацию, но
главное – составить связный, убедительный, яркий
ответ на тему “Синонимическое богатство
русского языка”. Подобные уроки помогают детям
грамотно анализировать тексты, составлять
собственные.

ХОД УРОКА

I. Интеллектуальная разминка.

4-ое лишнее. Обосновать ответ.

Песенный, временный, утренний, лиственный.

Ответ: лишнее слово “утренний” (с точки
зрения морфемики), т.к. оно имеет морфемный
состав: C U y , остальные: C U U y

Весной, утром, шагом.

Вопросы:

какое значение отличает эти слова друг от
друга?

Ответ: лексическое.

какое значение объединяет эти слова?

Ответ:

  • грамматическое: все слова — наречия;
  • имеют одинаковый морфемный состав: C ^ с какой
    частью речи наблюдается этимологическая связь?

Ответ: с существительными: ранней весной,
солнечным утром, вольным шагом.

Дополнение учителя: переход частей речи в
разряд наречий называется адвербиализацией
(запись слова и значения в индивидуальный
словарь, который ведет каждый ученик).

Методическое пояснение: интеллектуальные
игры помогают в подготовке детей к олимпиадам,
учат грамотно, с научной точки зрения
обосновывать свой ответ.

Индивидуальное задание (в тот момент, когда
идет интеллектуальная разминка, один ученик
работает у доски, после выполнения им задания он
включается в работу класса).

Словообразовательный разбор:

Безверье вера (приставочно-суффиксальный).

Транскрипция: [ б? иэзв? эр? й? ь]

По окончании интеллектуальной разминки
проверка индивидуальной работы.

Вопрос: что произошло на конце слова?

Ответ: редукция.

Задание: дайте объяснение данного термина.

Ответ: ослабление артикуляции звука и
изменение его звучания.

II. Проверка домашнего задания.

Дома учащиеся должны были:

познакомиться с написанием и лексическим
значением следующих слов: аббревиация,
артикуляция, аффикс, префикс, редукция
(использование словаря лингвистических
терминов);

выборочный анализ текста: задание 241 (В.В.
Бабайцева. Русский язык. Сборник заданий. 10-11
классы):

  • выразительное чтение;
  • тема, тип речи (с доказательством), стиль речи
    (без доказательства);
  • найти предложения со сравнением, определить вид
    сравнительной конструкции (придаточное предложение
    или обстоятельство);
  • выписать синонимы, обозначающие красный цвет,
    уточнить значение каждого цвета (использование
    толкового словаря);
  • назвать другие синонимы (самые яркие), выявить
    их значение.

Первое задание позволит детям повторить
термины (тема предыдущего урока), их характерный
признак и, следовательно, отличие терминов от
синонимов.

Второе задание непосредственно связано с темой
урока.

Под диктовку учителя дети пишут слова,
произносят по слогам и дают лексическое
толкование.

Аббревиация (от лат. сокращаю) — способ
образования слов от других слов или
словосочетаний;

Артикуляция (членораздельно выговаривать) —
работа органов речи, направленная на
производство звуков;

Аффикс — служебная морфема, общее название
всех морфем, за исключением корня;

Префикс (прикрепленное впереди) — приставка;

Редукция (объяснение см. выше).

Вопрос: Что объединяет все эти слова?

Ответ: это термины — лексика, ограниченная в
употреблении.

Вопрос: Какой характерный признак терминов?

Ответ: однозначность.

Задание 241. (текст представляю полностью:
отрывок из очерка М. Горького “Пожары”).

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный
вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее,
между черных стволов, безумно заметались,
запрыгали красные мохнатые звери. Они припадали
к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими
обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом,
ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес
хрустел, точно тысячи собак грызли кости.

Бесконечно разнообразно струились фигуры огня
между черных стволов, и была неутомима пляска
этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая,
кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой
рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти,
лезет, точно за медом, по стволу вверх, а
достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым
объятием багровых лап, качается на них, осыпая
хвою дождем золотых искр; вот зверь легко
переметнулся на соседнее дерево, а там, где он
был, на черных, голых ветвях зажглись во
множестве голубые свечи, по сучьям бегут
пурпуровые мыши, и при ярком движении их хорошо
видно, как затейливо курятся синие дымки и как по
коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных
муравьев.

Иногда огонь выползал из леса медленно,
крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и
вдруг, подняв острую морду, озирался — что
схватить? Или вдруг являлся сверкающий,
пламенный медведь-овсяник и полз по земле на
животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в
красную огромную пасть.

Выбегала из леса толпа маленьких человечков в
желтых колпаках, а вдали, в дыму, за ними, шел
кто-то высокий, как мачтовая сосна, дымный,
темный, шел, размахивая красной хоругвью, и
свистел. Прыжками, как заяц, мчится куда-то из
леса красный ком, весь в огненных иглах, как еж, и
сзади его машет по воздуху дымный хвост. И по всем
стволам на опушке леса ползают огненные черви,
золотые муравьи, летают, ослепительно сверкая,
красные жуки.

Задания по тексту:

Прочитайте текст выразительно.

Определите тему текста.

Ответ: Ночной пожар в лесу.

Определите тип речи, докажите.

Ответ: 1) В тексте говорится о признаках ночного
пожара в лесу. 2) Ко всему тексту можно поставить
вопрос: каково вокруг? 3) Текст можно
сфотографировать в одном кадре.

Следовательно, тип речи — описание состояния
среды. Язык текста соответствует данному типу
речи: частое употребление прилагательных,
широкое использование
выразительно-изобразительных средств языка:
метафор (“мохнатые звери”, “фигуры огня”,
“рыжий медведь”, “обнимает ветви … мохнатым
объятием багровых лап”, “осыпая хвою дождем
золотых искр”, “зверь”, “зажглись голубые
свечи”, “бегут пурпуровые мыши”, “сотни
огненных муравьев”, “пламенный медведь —
овсяник”, “толпа маленьких человечков в желтых
колпаках” и др. — речь идет об огне), эпитетов,
сравнений (об этом позже) и др.

Глаголы в данном описании выступают в форме
несов. вида настоящего и прошедшего времени,
формы глагольного времени обозначают не
последовательную смену деталей, частей, а их
расположение на одной плоскости.

Определите стиль текста (без доказательства).

Ответ: художественный стиль.

Найдите предложения со сравнением. Определите
вид сравнительной конструкции: придаточное
предложение или обстоятельство?

Ответ: придаточные предложения:

… и лес хрустел, точно тысячи собак грызли
кости. (Предмет сравнения: лес во время пожара,
образ сравнения: тысячи собак; признак сходства:
хруст леса во время пожара — собаки грызут кость).
Далее можно без пояснения.

Иногда огонь выползал из леса медленно,
крадучись, точно кошка на охоте за птицей …
(придаточное предложение — неполное предложение:
пропуск сказуемого “выползала”)

Обстоятельства (выборочно):

… ловкими обезьянами лезли вверх …(сравнение в
форме творительного падежа)

… шел кто — то высокий, как мачтовая сосна …

Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса
красный ком, весь в огненных иглах, как еж … и др.

III. Тема урока.

На доске тема “Синонимическое богатство
русского языка”.

Продолжаем беседу, опираясь на знания учащихся,
домашний текст и дополнительные сведения о
синонимах, имеющиеся на печатных листах,
полученных каждым учащимся. Весь раздаточный
материал выдан детям для использования при
написании ответа на вопрос билета.

Учитель: Работая над текстом, вы должны были
выполнить, кроме предыдущих, еще задания:
повторить сведения о синонимах, найти в тексте
синонимы, обозначающие красный цвет, определить,
чем отличаются эти синонимы по значению, какова
их роль.

Вопросы:

Дайте определение синонимов.

Ответ: Синонимы — слова, различные по звучанию,
но одинаковые или близкие по лексическому
значению (красный, багровый).

В раздаточном материале имеются следующие
сведения:

1-ая карточка. Состав синонимов
русского языка изучается уже более 200 лет. Первый
синонимический словарь вышел в 1783 году, автор — Д.
И. Фонвизин. Современная наука достигла больших
успехов в изучении и описании лексической
синонимии.

Словари синонимов:

  1. “Словарь синонимов русского языка” под
    редакцией Л.А. Чешко. Автор З.Е. Александрова (1968,
    1986).
  2. “Словарь синонимов русского языка” под
    редакцией А. П. Евгеньевой (1970) (2 тома).
  3. “Словарь синонимов. Справочное пособие” под
    редакцией А. П. Евгеньевой (1975).

(Пояснение: первые сведения представляет
детям учитель, материал остается у них. Кроме
раздаточного материала, у детей остаются записи,
сделанные ими самостоятельно по ходу урока,
необходимые для написания билета).

2-ая карточка.

I. Группы лексических синонимов:

  • абсолютные (языкознание — лингвистика);
  • идеографические (отличаются оттенками
    значения: робкий, боязливый, трусливый, несмелый);
  • контекстуальные (текстовые) (гордый, храбрый
    вид);
  • однокоренные (синонимичный — синонимический);
  • стилистические (лицо — рожа).

По ходу знакомства со второй карточкой, которая
также остается у учащихся, предлагаю следующие
задания детям:

Подобрать синонимы к словам (слова на доске)

эвфония (благозвучие)
полисиндетон (многосоюзие)
асиндетон (бессоюзие)
антитеза (противопоставление)
анафора (единоначатие)
эпифора (единоокончание)

Вопрос: к какой группе синонимов относятся
данные слова? (абсолютные)

Какую роль играют синонимы в данном случае?
(дают лексическое толкование слов).

3-я карточка.

Морфологические синонимы:(образуются при
взаимодействии разговорного и книжных стилей
речи)

разговорные формы существительных с нулевым
окончанием в родительном падеже множественного
числа вытесняют формы на — ов:

без погонов — без погонy

сто граммов — сто граммy

книжные формы (чашка чая , много народа) теснят
разговорные формы (чашка чаю , много народу)

полные формы прилагательного в функции
сказуемого вытесняют краткие: книга интересная —
книга интересна.

Но есть случаи, когда полная и краткая формы не
образуют синонимических пар:

а) Ты, Машка, злая. (полная форма смягчает оценку)

Ты зла. (более категоричный признак)

б)

Ребенок очень Дедушка еще
живой (подвижный) жив

простая форма сравнительной степени
прилагательного допустима во всех стилях речи, а
сложная форма свойственна в основном книжной
(научной и деловой) речи; (смелей — более смелый),
простая форма превосходной степени оценивается
как книжная, а сложная — более нейтральна
(высочайший — выше всех)

Синтаксические синонимы

в словосочетании: варенье из черники —
черничное варенье;

в простом предложении:

двусоставные односоставные (б/л)
Пахнет сирень. Пахнет сиренью.
о/л б/л
Всех не переспоришь. Всех не переспорить.
воскл. невоскл.

Кто не знает Пушкина?! — Все знают Пушкина.

в сложном предложении:

Дует ураганный ветер — выйти невозможно.

Выйти невозможно: дует ураганный ветер.

Дует ураганный ветер, и выйти невозможно.

Выйти невозможно, потому что дует ураганный
ветер.

Дует ураганный ветер, так что выйти невозможно.

Синонимы — простое и сложное предложения:

Пережитое не прошло даром. — То, что я пережил, не
прошло даром.

Синонимы — причастные, деепричастные обороты и
придаточные предложения:

Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча. —
Когда Тоня проводила товарищей, она долго стояла
молча.

Синонимы, различающиеся способами передачи
чужой речи:

Алеша сказал, что болен.

Алеша сказал: “Я болен”.

Пояснение: данный материал на уроке очень
кратко сообщается; учащиеся 10 класса способны
самостоятельно усвоить данную информацию дома.

Обращаемся к домашнему тексту.

Задание: Назовите синонимы, обозначающие
красный цвет.

Ответ:

  • красные звери
  • рыжий медведь
  • огненная шерсть
  • багровые лапы
  • огненные муравьи
  • пламенный медведь — овсяник (медведь,
    истребляющий овес на полях)
  • пурпуровые мыши
  • красная пасть
  • красной хоругвью (хоругвь — войсковое знамя)
  • красный ком
  • огненные иглы
  • огненные черви
  • красные жуки
  • “красный” — 5 раз
  • “огненный” — 4 раза.

Задание: Уточните значение каждого цвета.

Ответ:

  • рыжий — красно-желтый;
  • огненный — цвет огня, красный (искрящийся);
  • багровый — красный густого, темного оттенка;
  • пламенный — цвет огня (оттенок возвышенности,
    это цветовой эпитет)

[Задание: приведите пример, чтобы слово
“пламенный”стало метафорическим эпитетом.
Ответ: пламенная любовь (сильная, страстная,
горячая,
пылкая)].

  • пурпуровый — темно- или ярко-красный
    (однокоренной синоним — пурпурный).

Вопрос: синонимы образуют гнезда или ряды.
Какое слово из данного синонимического ряда
будет опорным?

Ответ: Красный. Недаром оно повторяется 5 раз.
Слово “огненный” тоже повторяется 5 раз, так как
описывается картина пожара. Поэтому повтор в
тексте вполне оправдан.

Вопрос: Какую функцию выполняют данные
синонимы?

Ответ: Являются цветовыми эпитетами; вместе с
существительными образуют метафоры: “красные
звери”, “рыжий медведь” и т. д.

Синонимы-прилагательные помогают создать
яркий, поэтический образ пожара. Кроме того,
оттенки красного цвета позволяют более точно
нарисовать предмет, избежать неоправданных
повторов.

Нагнетание в тексте синонимических тропов
создает такую стилистическую фигуру, как
амплификация.

Вопрос: Назовите еще самые яркие, на ваш взгляд,
синонимы. Определите их роль.

Они (мохнатые звери) … свистели, гудели, ухали …

Свистеть — издавать свист (резкий высокий звук).

Гудеть — издавать длительный, однотонный звук.

Ухать — издавать громкий, низкий и отрывистый
звук.

Синонимы передают звуки, которые слышатся в
ночном лесу во время пожара.

Иногда огонь выползал из леса медленно,
крадучись (украдкой, тихо, скрытно) — прием
градации — расположение ряда слов в порядке
нарастания (убывания) их смыслового и
эмоционального значения (в данном случае
нарастания)

… шел кто — то высокий … дымный, темный
…(градация)

… на черных, голых ветвях (контекстуальные
синонимы) и др.

Учитель: Продолжаем рассматривать, как мастера
слова используют синонимы в своих произведениях.

Раздаточный материал (тексты набраны для
каждого учащегося, их они могут использовать при
составлении ответа на тему “Синонимическое
богатство русского языка”).

Письма не было и не было, он теперь не жил, а
только изо дня на день существовал в
непрестанном ожидании. (И. А. Бунин. Митина
любовь.)

Уста и губы — суть их не одна.
И очи — вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим — глубокие тарелки.
А. Марков.

Задание: Найдите синонимы в первом и втором
текстах. Какая стилистическая фигура построена
на синонимах?

Ответ: 1) не жил — а существовал;

уста — губы; очи — гляделки.

Стилистическая фигура — антитеза (со — или
противопоставление контрастных понятий,
положений, образов).

Учитель: Синонимы могут в тексте
противопоставляться и сопоставляться, если
автор хочет обратить внимание именно на те
оттенки значений, которыми отличаются эти
близкие по смыслу слова. Чтобы научиться
использовать синонимическое богатство русского
языка, необходимо помнить, что важно не столько
то, что объединяет синонимы, сколько то, что их
разъединяет.

Обратимся к заданию 245 учебника.

Д. И. Фонвизин оставил нам “Опыт российского
сословника”, в котором он дает образцы
тончайшего толкования различий между
синонимами. Так, он пишет о словах “робкий” и
“трусливый”: “Робкий бежит назад, трусливый
нейдет вперед; робкий не защищается, трусливый не
нападает. Нельзя надеяться ни на сопротивление
робкого, ни на помощь трусливого”.

Вопрос: Какие чувства вызывают у вас робкий
человек и трусливый?

Ответ: Робкий вызывает чувство жалости,
трусливый — презрения.

Задание 246.

Вставьте вместо точек слово из скобок.
Мотивируйте свой выбор.

Слышалось (грустное, печальное) пение детских
голосов, это из улицы выходила похоронная
процессия (А. Н. Толстой).

Вот и старушку — то мою с (грустным, печальным)
чувством припоминаю теперь! (Ф. Достоевский).

Ответ: В первом предложении: “печальное
пение”, во втором: “с грустным чувством”. Слово
“печаль” вызывает чувство сожаления.

Учитель: Для писателей использование синонимов
— одна из сложных проблем — “муки слова”:
предстоит найти единственное, точное слово.

Задание: Выбрать, на ваш взгляд, самое точное
слово, объяснить пропущенную орфограмму и
расставить знаки препинания, графически
объяснить. Из какого произведения взято
предложение, о ком говорится?

У каждого на парте карточка с предложением.

Его (грязные, запачка…ые) перчатки казались
нарочно сшитыми по его (маленькой, небольшой)
аристократической руке и когда он снял одну
перчатку то я был удивлен худобой его (бледных,
белых, бескровных) пальцев.

Ответ: Роман “Герой нашего времени” М.Ю.
Лермонтова, повесть “Максим Максимыч”. Портрет
Печорина (через восприятие Максима Максимыча).

Его запачканные перчатки казались
нарочно сшитыми по его маленькой
аристократической руке, и когда он снял одну
перчатку, то я был удивлен худобой его бледных
пальцев.

Объяснение выбора слов: Печорин — аристократ,
всегда аккуратен, поэтому слово “грязные”
неуместно; слово “запачканные” обозначает
временный признак (обстоятельства жизни).

Аристократическая рука — маленькая (оттенок
изысканности, утонченности).

Пальцы бледные, так как их просто не
коснулось солнце, но они еще и слабые (“удивлен
худобой”).

Схема:

сложное синтаксическое целое, состоит из двух
частей, соединенных сочинительной связью. Iая
часть — простое предложение, IIая
сложноподчиненное с придаточным времени.

Учитель: Слово производит эстетическое
впечатление тогда, когда в художественной речи
соответствует идейной направленности
произведения, способствует благозвучию фразы.

Задание: Карточка с текстом.

К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин (хандра).

Вопрос: Из какого произведения, кто автор?

Ответ: А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

Задание: Выписать синонимичные слова и
словосочетания. Что отражает данный подбор
синонимов?

Ответ:

  • непорочны — благочестия полны;
  • величавы — неприступны;
  • умны — осмотрительны.

Данный подбор синонимов отражает
последовательное движение мысли поэта при
создании образа чопорной светской дамы.

Задание: Карточка.

Во время сессии трудно приходится тем
студентам, у которых много пропусков и прогулов,
пробелов и недоработок.

Задание: Найдите синонимы. Уместно ли здесь их
употребление?

Ответ: пропуски — прогулы; пробелы — недоработки.

В данном случае неумелое использование
синонимов порождает речевую избыточность. Проще
сказать: Во время сессии трудно приходится
студентам, которые пропускали занятия и не
усвоили тех или иных разделов программы.

Учитель: Использование нескольких синонимов
подряд лишь тогда эстетически оправдано, когда
каждый новый синоним уточняет, обогащает
значение предыдущего или вносит иные оттенки
экспрессивной окраски.

Например, В. Г. Белинский о стихах А. С. Пушкина:

“Все акустическое богатство, вся сила русского
языка явились в нем в удивительной полноте; он
нежен, сладостен и мягок, как ропот волны, тягуч и
густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и
чист, как кристалл, душист и благовонен, как
весна, крепок и могуч, как удар меча в руке
богатыря”.

IV. Итог урока.

Вопрос: Какова роль синонимов в речи?

  1. С помощью подбора синонимов можно объяснить
    лексическое значение слова.
  2. Делают речь более точной, выразительной,
    позволяют избежать неоправданных повторов,
    связать части текста.
  3. На основе синонимов строятся такие средства,
    как эпитеты, метафоры, градация, амплификация,
    антитеза.
  4. Правильное, умелое употребление синонимов
    помогает понять идею произведения, авторскую
    позицию.

V. Домашнее задание.

Подготовить рассказ на тему “Синонимическое
богатство русского языка”, используя материалы
с урока.

Виды синонимов

Стилистическое
богатство русского языка обеспечивает,
прежде всего, его лексическая, морфемная,
морфологическая и синтаксическая
синонимия.

  1. Лексическая
    синонимия.

Наиболее
представительной и функционально
разнообразной в языке является
лексическая синонимия. Языковой единицей
лексической синонимии является слово.
Лексические синонимы-сокровищница
русского языка и речи. Они позволяют
выразить тончайшие оттенки мысли и
чувства.

(
дом-жилище,
смелый-храбрый, бежать-мчаться )

  1. Морфемная
    синонимия.

Говоря
о морфемной синонимии, следует отметить,
что явление синонимичности прослеживается
только у приставок и суффиксов. Причём
одна морфема может полноценно заменить
другую только в редких случаях, и поэтому
они имеют конкретное значение и небольшое
число синонимов.

Например,
приставка по-
придаёт некоторым приставочным глаголам
народно-поэтическую стилистическую
окраску: раскинутьсяпораскинуться,
надвинуться-понадвинуться
.

Николай
Гаврилович Чернышевский отметил:
«Чрезвычайно оригинальное явление в
русском языке-образование особенной
сравнительной степени с предлогом по
(потише, полегче)-подобного явления не
представляет ни один европейский язык,
кроме русского».

Суффикс
-ся
служит средством словообразования и
формообразования и придаёт высказываниям
разговорный и народно-поэтический
характер, если стоит после гласных. Эту
же стилистическую окраску придаёт
глаголам в форме инфинитива суффикс
-ти
вместо -ть.
Сравним: думать-думати,
бежать-бежати
и другие.
Александр Сергеевич Пушкин в повести
«Капитанская дочка» (Глава VII) использовал
такие строчки:

Не
шуми, мати зелёная дубровушка,
Не
мешай мне, доброму молодцу, думу думати…

На
морфемные синонимы не влияет сфера
употребления, они зависят от морфемного
состава слова, который сложился
исторически.

  1. Морфологическая
    синонимия.

Это
такие синонимы, которые представлены
различными вариантными морфологическими
формами и различаются стилистической
окраской. В отличие от лексических для
них характерна не столь эмоционально
экспрессивная, сколько функциональная
окраска. Примеры:

без
погонОВ- без погон, люблю рисовать-люблю
рисование, ехать лесом-по лесу,
ярчайший-самый яркий.

  1. Синтаксическая
    синонимия.

Под
синтаксической синонимией подразумеваются
различные синтаксические единицы,
разные по строению, но близкие по смыслу.
«Едва ли какой другой язык мира обладает
таким богатством синонимических
оборотов, как русский язык», — признавал
Виктор Владимирович Виноградов. Примеры
синтаксической синонимии:

а)
в словосочетании: варенье
из клубники-клубничное варенье

б)
синонимы-разновидности двусоставных
предложений: Кто
не любил в детстве бегать по лужам?! —
Все любили в детстве бегать по лужам
.

в)
В сложном предложении: Я
люблю осень: в ней сочетаются самые
яркие краски.-Я люблю осень, потому что
в ней сочетаются самые яркие краски
.
(синонимы-сложные бессоюзные и
сложноподчинённые предложения).

г)
Синонимы-простые предложения и сложные:
Увиденное
поразило меня.-То, что я увидел, поразило
меня.

д)
Синонимы-причастные, деепричастные и
другие обороты и придаточные предложения:
Решив задачу,
Максим облегчённо вздохнул.- Когда
Максим решил задачу, он облегчённо
вздохнул.

е)
Синонимы, различающиеся способами
передачи чужой речи: Мой тренер сказал:
«Лучшие
игроки поедут на областные соревнования».-
Мой тренер сказал, что лучшие поедут на
областные соревнования.

Таким
образом, можно сделать вывод, что
синонимы-универсальное явление, так
как характерны для всех единиц языка.
С их помощью можно выразить различные
мысли, разнообразить свою речь, сделать
её образной и более выразительной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое синонимы: примеры синонимов

Синонимы (от древнегреческого συνώνυμος, «одноименный») — это похожие по значению слова, которые пишутся и произносятся по-разному. Пример синонимов: идти — шагать; смелый — храбрый; веселье — радость .

Смысл синонимов может совпадать полностью или частично. Синонимы могут иметь в основе один и тот же корень ( неграмотный — безграмотный ) или разные корни ( плохой — ужасный ).

Как правило, слова-синонимы не полностью тождественны друг другу. Каждый из них имеет свой оттенок значения. Например: врач — доктор — медик — эскулап.

Несколько слов-синонимов образуют синонимиче­ский ряд. Например: юноша — молодой человек — подросток — отрок — недоросль — парень — пацан . Все эти слова похожи, но несколько отличаются и по смыслу, и по стилю.

Синонимами могут быть не только слова и словосочетания, но также устойчивые обороты речи — фразеологизмы . Слово « много » можно заменить идиомами «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «хоть отбавляй» .

Синонимы позволяют точнее выразить свою мысль, избежать ненужных повторений, выразить отношение к предмету, соблюсти определенный стиль.

Синонимы и антонимы

В отличие от синонимов антонимы — слова, противоположные по значению. Примеры антонимов: горячий — холодный .

Таким образом, «антоним» — антоним слова «синоним».

Виды синонимов

Существуют следующие виды синонимов:

Абсолютные синонимы — это полностью тождественные слова. Например, бегемот — гиппопотам или век — столетие .

Семантические (смысловые) синонимы отличаются оттенками значения. Пример: неприятный, мерзкий, отталкивающий, отвратительный, противный .

Стилистические синонимы отличаются эмоциональной окраской либо принадлежат к разным языковым стилям. Например: нейтральное слово ходить и просторечное шляться ; враг и устаревшее неприятель .

Многие синонимы одновременно отличаются и значением, и экспрессивной окрашенностью. Например: актер и комедиант .

Примеры синонимов в русском языке

Синонимы к слову говорить — вещать, выражаться, высказываться, излагать, лепетать, молвить, мямлить, ораторствовать, произносить, разглагольствовать, сказать, тараторить, твердить, утверждать .

Синонимы к слову данные — информация, показания, материалы, сведения, файлы, факты, цифры, эмпирика.

Синонимы к слову думать — вникать, воображать, ворочать мозгами, взять в голову, допускать мысль, задумываться, кумекать, ломать голову, мечтать, мозговать, мыслить, намереваться, носиться с мыслью, планировать, полагать, помышлять, размышлять, рефлексировать, решать, соображать, судить, шевелить извилинами.

Синонимы к слову есть — глотать, жрать, кушать, лопать, наворачивать, питаться, рубать, трескать, уписывать, уплетать, хавать .

Синонимы к слову жара — баня, высокая температура, духота, жарища, зной, пекло, тепло, теплынь.

Синонимы к слову интересный — достойный внимания, животрепещущий, занимательный, занятный, забавный, захватывающий, любопытный, небезынтересный, не оторвешься, нескучный, примечательный, смотрибельный, увлекательный.

Синонимы к слову каждый — всякий, любой, произвольный, отдельный, первый попавшийся.

Синонимы к слову красивый — бесподобный , великолепный, видный, дивный, изящный, нарядный, прекрасный, прелестный, привлекательный, пригожий, роскошный, смазливый, хороший, щегольской .

Синонимы к слову нейтральный — безучастный, бесстрастный, индифферентный, непредвзятый, никакой, равнодушный, спокойный, средний, сухой, хладнокровный.

Синонимы к слову объяснять — вносить ясность, излагать, иллюстрировать, интерпретировать, комментировать, описывать, освещать, проливать свет, разжевывать, раскрывать, растолковывать, трактовать.

Синонимы к слову человек — гомо сапиенс, индивид, индивидуум, личность, некто, персона, субъект, смертный, физическое лицо, царь природы.

Подобрать подходящий синоним поможет словарь синонимов русского языка .

Источник статьи: http://www.anews.com/p/98824369-chto-takoe-sinonimy-primery-sinonimov/

Синонимы

В настоящее время существуют разные точки зрения на определение, виды и употребление синонимов в речи. Рассмотрим тему детально с разных сторон. Некоторые сведения будут знакомы по школьной программе, о некоторых узнаете впервые.

Что такое синонимы?

Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. Если кратко: синонимы — слова с близким значением.

Развитое умение пользоваться богатствами русского языка, в том числе синонимами, говорит о высоком профессионализме и мастерстве человека, как писателя.

Примеры синонимов

Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.

  • Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
  • Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
  • Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
  • Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
  • Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
  • Ах (междометие) — ахти, ох, ух.

В словаре synonymonline.ru вы найдёте ещё больше примеров — воспользуйтесь формой поиска или алфавитным указателем.

Синонимические ряды

Группа слов из нескольких синонимов называется синонимическим рядом, который может состоять как из разнокоренных, так и из однокоренных слов: лицо — лик, рыбак — рыбарь, рыболов.

В синонимическом ряду первым ставится слово — доминанта. Оно является основным и стилистически нейтральным. Другие слова могут быть разных экспрессивно-стилистических оттенков: храбрый (нейтральное) — удалой (народнопоэтическое), неустрашимый (книжное), лихой (разговорное). В синонимичном ряде могут присутствовать фразеологизмы: Много — через край, тьма тьмущая, куры не клюют.

Виды синонимов

Рассмотрим точки зрения известных лингвистов на тему деления синонимов на виды.

Деление Розенталя Д.Э.

Так как полностью тождественных слов в русском языке мало, поэтому говорят, что синонимия может проявляться в большей или меньшей степени. Различают несколько видов синонимов:

  1. Абсолютные или полные;
  2. Семантические;
  3. Стилевые или экспрессивно-стилистические;
  4. Семантико-стилистические.

Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед.

Семантические синонимы еще называют понятийные, идеографические. Это слова, отличающиеся оттенками в значениях. Семантические синонимы способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.), родители (общеупотр.) — родаки (жарг.).

Синонимы с экспрессивно-эмоциональной окраской помогают употреблять в речи именно те слова, которые уместны в данной речевой ситуации. Это создает прекрасные возможности для творчества, что очень ценят художники слова.

Семантико-стилистические — синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление; блудить (простореч.) — идти в поисках верного пути.

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.

Мы в деревню привезли Жучку. Наша лайка стала помощницей деду на охоте. Собака показала себя с лучшей стороны. Слова «Жучка», «лайка» и «собака» являются контекстуальными синонимами.

Такой вид синонимии ограничен только рамками контекста, носит индивидуальный характер и не рассматривается в словарях синонимов. Разграничение в русском языке должно быть строгим, а не примерным. Это и ставит под сомнение правомерность выделения этих слов в разряд контекстуальных синонимов.

Деление Леканта П.А.

Лекант П.А. выделяет абсолютные, стилистические синонимы и рассматривает их примерно так же, как описано выше. А вот семантические синонимы полноправно называет квазисинонимами (от лат. «quasi» «почти, приблизительно», греч. «synonymos» «одноименный») или мнимыми/частичными синонимами. У квазисинонимов лексические значения совпадают, но не полностью. Они, в отличие от абсолютных синонимов, не во всех контекстах взаимозаменяемы.

Лекант П.А. делит квазисинонимы на 2 вида.

  • Слова, частично совпадающие лексическим значением: дорога — тропинка, нести — тащить, день — сутки. Они состоят в видо-видовых отношениях. Каждый синоним отличается своей особенностью в лексическом значении. Два слова «жадный» и «скупой» в одном контексте могут заменять друг друга как полноценные синонимы, а в другом нет.
    Свои деньги он раздал бедным, его считают не жадным (то есть «не скупым»).
    Для сравнения другой контекст.
    Он жадный: так и хочет захватить побольше. (Здесь нельзя заменить на «скупой»).
    Или еще: в синонимах «бежать» и «нестись» первое слово имеет значение шире, а второе подчеркивает особенность.
  • Слова-синонимы, взаимозаменяемые только в рамках контекста, состоят в родо-видовых отношениях, то есть обозначают видовые и родовые понятия: собака — овчарка — Дружок, полезные ископаемые — металл — железо.

Фразеологические синонимы

Все лингвисты рассматривают фразеологические синонимы, как отдельный вид в рамках большой темы о фразеологии. Фразеологизмы также образуют синонимические ряды и обладают теми же свойствами, какие имеют обычные синонимы.

Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской.
Камня на камне не оставить (книжн.) — учинить расправу (общеупотр.) — разделать под орех (разг.) — задать перцу (разг.).

Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности. Каждый следующий фразеологизм называет более интенсивное действие по сравнению с предыдущим.
Лить слезы — обливаться слезами — утопать в слезах — выплакать все слезы.

У некоторых фразеологических синонимов могут повторяться компоненты.
Игра не стоит свеч — овчинка выделки не стоит; задать баню — задать перцу; повесить голову — повесить нос; гонять собак — гонять лодыря.

Богатство фразеологических синонимов, как и лексических, создают огромные выразительные возможности языка.

Использование синонимов в речи

В общих чертах синонимы используются в речи для:

  1. Более точного и верного выражения мысли (сравните: чужой и зарубежный);
  2. Придания эмоциональной окраски (более точное и яркое выражение мысли);
  3. Избегания тавтологии (повторений);
  4. Связи смежных предложений в тексте.

Очень подробно эту тему описывает Розенталь Д.Э.

Синонимы в русском языке выполняют важную функцию выразительности речи. Они создают неограниченные возможности более точного их употребления. Работая над текстом, мы особое внимание уделяем подбору синонимов во избежание тавтологии. Употребляем то единственное слово, которое наиболее подходит. При этом выбор точного слова обусловлен особенностями индивидуального стиля.

Синонимы в тексте могут выполнять разные функции:

  1. Функция уточнения;
  2. Функция сопоставления;
  3. Функция противопоставления;
  4. Функция замещения;
  5. Функция усиления.

Функция уточнения используется для уточнения одного понятия.
Передо мной был простой человек, обычный и ничем не примечательный.

Функция сопоставления предполагает, что синонимы в одном контексте могут иметь разные оттенки значений.
Я верю в добро, нет, скорее даже верую в него.

Функция противопоставления
Она не говорила, а шептала, чтобы ее никто не слышал.
Он не смеялся, а громко хохотал.

Функция замещения используется во избежание тавтологии.
Мама подарила дочери шкатулку небесного цвета. Удивительно, но этот ларчик очень подходил к глазам маленькой девочки.

Функция усиления предполагает, что синонимы могут употребляться в качестве однородных членов предложения и способствовать усилению выражения.
Солдаты в бою были храбрые, отважные и необыкновенно стойкие.
Нанизывание синонимов часто порождает градацию.
Наша река была большая, даже огромная.

Синонимы и ассоциации

Не путайте синонимы с ассоциациями, которые иногда имеют близкое лексическое значение. Например, для слова лето ассоциациями могут выступать «каникулы» и «Египет», которые не являются синонимами (не везде и не у всех лето — это каникулы или Египет).

Источник статьи: http://synonymonline.ru/synonyms.html

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.

Узнаем, что такое синонимы в русском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание  и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.


Определение

Греческим термином синонимы, что переводится как одноимённость, называются слова, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются по написанию и звучанию, а также оттенками значения или стилистической окраской.


Что такое синонимы


Дополнительный материал

А вот какое определение синонимам дает Википедия.


Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:

  • метель
  • пурга
  • метелица
  • вьюга
  • буран.

По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепойнезрячий).

В лексике русского языка различают виды синонимов:

  • семантические
  • стилистические
  • абсолютные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.

Семантический ряд

Синонимами являются слова:

  • бой
  • битва
  • сеча
  • сражение.

Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.

Синонимами бывают слова одной части речи, например:

  • высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
  • разрушать, ломать, громить, крушить;
  • печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.

В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.

Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:

Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.

Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:

  • ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
  • скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
  • выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.

Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:

  • испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
  • изжить (уст.).

Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:

  • провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
  • отец (лит.) — батюшка ( устар.);
  • печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).

Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:

  • бегемот — гиппопотам;
  • потому что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую группу составляют контекстуальные синонимы.

Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами.

В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:

  • бросить
  • проронить
  • уронить
  • брякнуть
  • отколоть
  • сморозить
  • выдать
  • загнуть
  • ввернуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.

  • скучал по дому — скучал о доме;
  • река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
веселье — радость грусть
аккуратно — опрятно неряшливо
грусть — печаль веселье
гостеприимно — радушно неприветливо
громко — оглушительно тихо

Итак, синонимы используются в речи:

  1. для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
  2. для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
  3. как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
  4. как способ связи соседних предложений в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взволновать — тронуть — потрясти;
  • клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
  • понятно — толково — вразумительно;
  • знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
  • близкий — ближний — соседний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.

Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».

Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сломя голову;
  • в мгновенье ока;
  • высунув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:

  • сидеть сложа руки — бить баклуши;
  • тянуть канитель — черепашьим шагом;
  • намылить шею — продрать с песочком;
  • водить за нос — втирать очки;
  • стреляный воробей — тертый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сложить голову — сыграть в ящик;
  • не размыкать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
  • дать импульс — внести свежую струю.

Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

Тест

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды искусств синоним
  • Виды и синонимы беременности
  • Виды города синоним
  • Виды антонимы синонимы омонимы
  • Виду того что синоним