Урок лексика синонимы

Тема урока: Лексика. Синонимы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник для 5 класса/Русский язык/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, ЛЛ.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение; Словарь синонимов русского языка, карточки с заданиями; презентация.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке; формировать умение находить синонимы к словам, отличать их от других лексических единиц, формировать функциональную грамотность, развивать УУД (учебные универсальные действия).

Задачи:

•        Образовательные: формировать знания о синонимах и об их употреблении в речи, умение находить синонимы к словам, показать отличие синонимов от других лексических единиц.

•        Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.

•        Воспитательные: посредством игры развивать коммуникативные способности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

развитие речемыслительных способностей учащихся,  формирование речевой культуры и воспитание человека, способного общаться с учетом речевой ситуации, в соответствии с морально-этическими нормами.

Метапредметные результаты: овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Предметные результаты: обогащение словарного запаса, совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня хорошее, доброе, удивительное, замечательное, чудесное  утро, и поэтому мы с вами отлично поработаем! Вспомним материал, изученный на прошлых уроках. Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика).

  1. Постановка учебной проблемы. Слово учителя (вводное объяснение учителя)

Учитель. Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного   класса (на слайде).

Анечка, каким тебе запомнился Герасим?
– Хорошим.
– Что ты можешь сказать о его собачке?
– Она тоже хорошая.
– А повесть в целом тебе понравилась?
– Она хорошая.
– Аня, в каком доме ты живешь?
– Большом.
– А семья, у вас какая?
– Большая.
– О чем ты мечтаешь?
– Чтоб стать большой.

Учитель. Понравились ли вам ответы Ани?
Ученик. Нет. Ответы однообразные, Похоже, что у девочки  неразвитая речь?
Учитель. Да, действительно, нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать другие, похожие по смыслу слова. Ребята, кто из вас уже догадался, о каких словах мы будем сегодня говорить?

Ученик. О словах, похожих друг на друга по смыслу.

Учитель. Правильно, и эти слова называются синонимами. Итак, сегодняшний урок посвящен употреблению синонимов в нашей речи. Ребята, а кто назовет тему нашего урока?

Ученик. Синонимы.

Учитель. Молодец! Запишем тему нашего урока.

Тема урока: Синонимы.

Учитель. Давайте подумаем вместе, чему мы должны научиться сегодня, что бы вы хотели узнать о синонимах? Какова будет цель нашего урока?

Ученики. 1)Нам надо узнать, что такое синонимы, 2)научиться находить их в тексте, 3) использовать в речи, 4)для чего синонимы употребляют в речи.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием, как синонимический ряд.

  1. Работа с учебником. Открытие нового знания (3-4 мин.). Сопровождающее объяснение учителя

Учитель. Ребята, а как вы думаете, где мы сможем узнать, что такое синонимы?

Ученик. В учебнике.

Учитель. Правильно. Давайте откроем учебники и прочитаем теоретический материал.

Чтение материала учениками.

Учитель. Что же мы узнали из учебника, кто скажет?

Ученики. Мы узнали, что в русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие.

Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Учитель: Итак, синонимы могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. Например, синонимы красный-алый-багровый. Красный – оттенок от светло-красного до коричневого, алый – ярко-красный цвет светлого оттенка, багровый – густо-красный цвет кровавого цвета.

Задание. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Ребята, попробуйте объяснить, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог.

Фронтальный опрос

 Результат. 

Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем по поводу своей  неловкости.
Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».

Учитель. Замечательно! «Синоним» – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает «соименный».

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Учитель. Давайте поработаем.

  1. Первичное закрепление

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Задание 1. Ребята, составьте цепочку из прилагательных, которые вы видите на доске, по степени увеличения признаков. Слова на доске записаны в следующем порядке: огромный, колоссальный, большой, гигантский, громадный.

Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

Учитель. Это не просто цепочка – это синонимический ряд, ребята.

Ученик. А что такое синонимический ряд?

Информирующее объяснение учителя

Учитель. Синонимический ряд – это группа из двух или более синонимов. В составе синонимического ряда выделяется какое-то одно слово. Оно становится основным, стержневым, опорным.

А теперь под каждым прилагательным подпишите существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например,  сад, дом, небоскреб, город, наводнение). Подумайте, а эти существительные являются синонимами между собой?

— Нет.

— А почему, как вы думаете?

— Потому что у этих существительных разное лексическое значение.

Учитель. А как вы думаете, ребята, в какой книге можно найти синонимы?

Ученик. В словаре синонимов.

Учитель. Правильно!

Учитель. Ребята, а теперь я вас попрошу поработать в группах, подобрать и записать синонимы к словам:

1 группа – друзья, знойный, изобразить, ложь, бежать, пламя.

2 группа – правда, радость, рослый, скорый, солнечный, ударять.

Проверка.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление новых знаний. Учитель. Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

Задание 3. Поработаем с текстом (на слайде). Читаем и находим синонимы. Текст:

Я шел во двор, чувствуя себя рекордсменом, чемпионом и победителем.

У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше – и то, что в детстве казалось громадным, стало обыкновенным.

— Что такое синоним?

Задание 5. Выполнит задание и сделайте вывод, для чего нужны синонимы. Устраните речевые повторы. Работа по карточкам.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. (Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся).

Учитель: Итак, для чего нужны синонимы?

Задание 6. Сгруппируйте слова в четыре синонимических ряда.

Доброта, здание, ссора, мягкосердечие, крик, конфликт, добродушие, строение, вопль, постройка, размолвка, галдёж.

  1. Самостоятельная работа.

Задание 7. Соединить линиями слова-синонимы в правой и левой колонках.

баловаться шалить

гувернантка длина

позволить мешать

желать хотеть

препятствовать няня

протяженность разрешить

  1. Рефлексия. Подведение итогов. Обобщающее объяснение учителя

Давайте вспомним, ребята, какова была цель нашего урока?

Ученики. Нам надо было узнать, что такое синонимы, для чего их употребляют в речи?

Учитель. А удалось ли нам достичь цели? Что вы узнали о синонимах? Какова роль синонимов в речи людей? Что такое синонимический ряд?

Ответы детей

IV. Домашнее задание. Расскажите о вашем любимом литературном произведении, используя данные синонимы:

Замечательный – известный

Изображать – показывать – описывать

Автор – художник слова – писатель

Герой – персонаж.

Ученики записывают домашнее задание в дневники, а синонимы в тетрадь.

Луговская средняя общеобразовательная школа №24

Учитель русского языка и литературы Медведева Т.Н. Класс 5 «Б»

Учебный комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Тема урока: Лексика. Синонимы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник для 5 класса/Русский язык/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, ЛЛ.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003; Словарь синонимов русского языка; Толковые словари русского языка/С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова (10 шт.); карточки с заданиями; иллюстрации к лингвистическому рассказу.

Цели урока: познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке; формировать умение находить синонимы к словам, отличать их от других лексических единиц, формировать функциональную грамотность, развивать УУД (учебные универсальные действия).

Задачи:

•        Образовательные: формировать знания о синонимах и об их употреблении в речи, умение находить синонимы к словам, показать отличие синонимов от других лексических единиц.

•        Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.

•        Воспитательные: посредством игры развивать коммуникативные способности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

развитие речемыслительных способностей учащихся,  формирование речевой культуры и воспитание человека, способного общаться с учетом речевой ситуации, в соответствии с морально-этическими нормами.

Метапредметные результаты: овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Предметные результаты: обогащение словарного запаса, совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ход урока

Методы и приемы

Методическое обоснование

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания

(2-3 мин.)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня хорошее, доброе, удивительное, замечательное, чудесное  утро, и поэтому мы с вами отлично поработаем!

 Как справились с домашним заданием?

Устная проверка упр.346 по цепочке.

У кого возникли трудности с выполнением упражнения? Кто помнит, как называлась тема нашего прошлого урока? Так какие же слова называются омонимами? Приведите, пожалуйста, примеры. Ребята, как вы считаете, зачем надо знать, что такое омонимы?

Ученик. Что бы правильно употреблять их в речи.

Цель: создать установку на успех; приучать учеников к ответу: что было задано, что сделал ученик, для чего?

III. Интрига.

Постановка учебной проблемы.

(2 мин.)

IV.Вербальная фиксация проблемы

(2 мин.)

Слово учителя (вводное объяснение учителя)

Учитель. Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного   класса.

– Анечка, каким тебе запомнился Герасим?
– Хорошим.
– Что ты можешь сказать о его собачке?
– Она тоже хорошая.
– А повесть в целом тебе понравилась?
– Она хорошая.
– Аня, в каком доме ты живешь?
– Большом.
– А семья, у вас какая?
– Большая.
– О чем ты мечтаешь?
– Чтоб стать большой.

Учитель. Понравились ли вам ответы Ани?
Ученик. Нет. Ответы однообразны,  похоже, что у девочки  неразвитая речь.
Учитель. Да, действительно, нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать другие, похожие по смыслу слова. Ребята, кто из вас уже догадался, о каких словах мы будем сегодня говорить?

Ученик. О словах, похожих друг на друга по смыслу.

Учитель. Правильно, и эти слова называются синонимами. Итак, сегодняшний урок посвящен употреблению синонимов в нашей речи. Ребята, а кто назовет тему нашего урока?

Ученик. Синонимы.

Учитель. Молодец! Запишем тему и тезис нашего урока, то есть мысль, которую мы будем доказывать.

Тема урока: Синонимы.

 Тезис: Синонимы это точность, выразительность, богатство нашей речи.

Учитель. Давайте подумаем вместе, чему мы должны научиться сегодня, что бы вы хотели узнать о синонимах? Какова будет цель нашего урока?

Ученики. Нам надо узнать, что такое синонимы, для чего их употребляют в речи?

Цель: пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации.

Цель: постановка собственных целей обучения.

V.Работа с учебником. Открытие нового знания.

(3-4 мин.)

VI.Тезисное повторение учителем основного содержания базовых понятий после объяснения нового перед первичным закреплением

(2 мин.)

Сопровождающее объяснение учителя

Учитель. Ребята, а как вы думаете, где мы сможем узнать, что такое синонимы?

Ученик. В учебнике.

Учитель. Правильно. Давайте откроем учебники на стр. 136 и прочитаем теоретический материал параграфа 67.

Чтение материала учениками.

Учитель. Что же мы узнали из учебника, кто скажет?

Ученики. Мы узнали, что в русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие.

Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Учитель. Замечательно! «Синоним» – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает «соименный».

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Ребята, лексика очень хорошо показывает нам, что язык есть отношение. Все в языке либо синонимично, либо омонимично. А синонимы и омонимы – это ведь и есть отношения. Ну, например, вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на синонимы? Нельзя говорить: Я единственный ребенок у моих родителей, но зато близнец. Близнецы – это всегда двое, по крайней мере, а иногда, изредка, трое. Близнецы – это означает, что есть один ребенок и другой ребенок, они родились одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы. Так же и в лексике — раз синоним, значит, должно быть другое слово с тем же значением. Как вы считаете, можно ли сказать: это слово среди всех других – единственный синоним? 

Ответы учеников.

Учитель. Давайте поработаем.

Цели: развивать умение пользоваться теоретическим материалом учебника, осмысливать цель чтения, формировать навык самостоятельной работы с учебной книгой,

Цель: помочь учащимся логически выстроить основные доказательства, освоить их не формально, а осознанно.

VII.Первичное закрепление

(3 мин.)

VIII.Работа со словарем.

(2 мин.)

IX.Закрепление новых знаний.

(3 мин.)

Инструктирующее и информирующее объяснение учителя.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Задание 1. Ребята, составьте цепочку из прилагательных, которые вы видите на доске, по степени увеличения признаков. Слова на доске записаны в следующем порядке: огромный, колоссальный, большой, гигантский, громадный.

Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

Учитель. Это не просто цепочка – это синонимический ряд, ребята.

Ученик. А что такое синонимический ряд?

Информирующее объяснение учителя

Учитель. Синонимический ряд – это группа из двух или более синонимов. В составе синонимического ряда выделяется какое-то одно слово, семантически максимально емкое. Оно становится основным, стержневым, опорным, нередко называемым доминантой.

А теперь под каждым прилагательным подпишите существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например,  сад, дом, небоскреб, город, наводнение). Подумайте, а эти существительные являются синонимами между собой?

— Нет.

— А почему, как вы думаете?

— Потому что у этих существительных разное лексическое значение.

Учитель. А как вы думаете, ребята, в какой книге можно найти синонимы?

Ученик. В словаре синонимов.

Учитель. Правильно! Там же мы с вами сможем найти и синонимические ряды. Давайте посмотрим, что это за словарь.

Инструктирующее объяснение учителя

Учитель показывает словарь синонимов, объясняет, сколько в нем содержится слов-синонимов, как они расположены, какие особые пометы содержат.

Учитель. Ребята, а теперь я вас попрошу поработать группами – 3 ряда – 3 группы.
Задание 2.

1.  Используя толковый словарь и словарь синонимов, определите лексическое значение слов: спасибо, благодарю, мерси.

2.  Каково общее значение этих слов?

3.  Какие из них употребляются в книжной речи?

4.  Какое слово очень редко употребляется в речи?

5.   Опишите ситуации, в которых вы можете использовать данные слова.

Фронтальный опрос

Цель: дать определение синонимического ряда, научить  строить синонимический ряд.

Цель: научить пользоваться  словарем синонимов.

Цель: развивать культуру речи, коммуникативные способности

X.Релаксация. Физкультминутка

(1 мин.)

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Цель: повысить интерес к предмету, сняв усталость, напряжение.

XI.Лингвисти-ческая сказка.

(2 мин.)

Информирующее объяснение учителя

Слово учителя. Послушайте, ребята,  одну историю. «Сидят слова, беседуют. Вдруг появляется среди них еще одно слово. Его учтиво спрашивают, этого пришельца: “А вы, какое слово? Что вы обозначаете?” А пришелец отвечает: “Я все обозначаю”. – “Как так все?” Слово качели говорит: “Вот я слово качели. Я обозначаю такое устройство, на котором можно качаться. А вы что?” – “А я все!” Другое слово говорит: “Вот я слово молоко. Я обозначаю такое вкусное вещество, которое очень полезно и детям, и взрослым. А вы?” – “Да что хочешь, то и обозначаю”. Тут как бросятся слова на пришельца, как начнут его колотить: “Да что ты, самозванец такой, все-то обозначаешь, ты что, весь словарь, что ли?”»

Учитель. Ответьте на такой вопрос: какое это было слово? Дети должны догадаться, что это слово все, или это, или он, оно, она.

Учитель. Значит, слово может многое обозначать, и могут быть слова, которые являются синонимами ко всем остальным словам, – это местоимения. Что значит синонимы? Они заменяют все другие слова, но они синонимы только в определенном контексте. Ведь эти слова могли бы не броситься колотить слово все или он, она, оно, а сказать: «Да ты ничего не обозначаешь, ты только в контексте можешь, то и другое обозначать».

Цель: мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо размышлять и действовать

XII. Закрепление новых знаний.

(5 мин.)

Инструктирующее и информирующее объяснение учителя.

Учитель. Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.

Задание 3. Запишем несколько глаголов к общему по смыслу упасть: шлепнуться, грохнуться, рухнуть. Ребята, попробуйте объяснить, какими смысловыми оттенками они различаются. Объяснение стройте как связный монолог.

Фронтальный опрос

Результат. 

Упасть может любой: женщина, ребенок, старик (нейтральное слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем по поводу своей  неловкости.
Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает «упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».

Задание 4. Устраните речевые повторы. Работа по карточкам.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. (Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)

Цели: поддержать активное восприятие новой информации; ее осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями; выведение знания на уровень понимания и применения.

Цель:

Научить выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

XIII.Лингвистический рассказ на тему «Исторические синонимы».

(2 мин.)

Информирующее объяснение учителя

(У детей на партах лежат иллюстрации)              

Слово учителя.                                                      

 Устаревать слова могут не только потому, что исчезают предметы и явления, которые они обозначают. Люди далёкого прошлого иначе называли голову, глаза, руки. Сейчас мы не говорим ЧЕЛО, УСТА, ЛАНИТЫ, РАМЕНА, ДЛАНЬ, а только – ЛОБ, РОТ, ЩЁКИ, ПЛЕЧИ, РУКА.

    Приведу другой, не менее интересный пример – местоимения: старые местоимения означали то же самое, что и современные. Но мы не говорим сейчас СЕЙ, ОНЫЙ, КОЙ (хотя в некоторых  деревнях последнее слово употребляется). А.С.Пушкин в повести «Дубровский» писал: «Кирилла Петрович гордился СИМ прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться ОНЫМ перед своими гостями, из КОИХ каждый осматривал его, по крайней мере, уже в двадцатый раз». Сейчас вместо СЕЙ и ОНЫЙ мы употребляем местоимение ЭТОТ.

 Учитель.   Если я не буду знать историю языка, не буду учиться владеть его богатствами, то не смогу говорить точно и выразительно. Ребята, а вы согласны с этим утверждением? Ответы детей.    

Цель: заинтересовать ребят историей языка.

XIV.Словарная работа

(0,5 мин.)

Информирующее объяснение учителя

Учитель. А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?

У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка – понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется “гумми эластикум”. Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся

Цель: расширить словарный запас учеников.

XV. Самостоятель-ная работа

(3 мин.)

Задание 5. Работа по вариантам (инструктирующее объяснение учителя)

            Вариант 1.

        Сгруппируйте слова в четыре синонимических ряда.

Доброта, здание, ссора, мягкосердечие, крик, конфликт, добродушие, строение, вопль, постройка, гвалт, размолвка, галдёж.

Вариант 2.

       К каждому существительному подберите подходящее прилагательное-синоним.

Ветер, климат, сок, день, взгляд: суровый, ледяной, холодный, студёный, морозный.

Контроль – взаимопроверка (ребята обмениваются тетрадями, проверяют, выставляют оценки).

Цель: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, развивать навыки самостоятельной работы.

XVI. Домашнее задание. Творческое задание.

(1,5 мин.)

Расскажите о вашем любимом литературном произведении, используя данные синонимы:

Замечательный – известный

Изображать – показывать – описывать

Автор – художник слова – писатель

Герой – персонаж.

Ученики записывают домашнее задание в дневники, а синонимы в тетрадь.

Цель: формировать способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательно-сть, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

XVII. Рефлексия. Подведение итогов.

(2 мин.)

Обобщающее объяснение учителя

Давайте вспомним, ребята, какова была цель нашего урока?

Ученики. Нам надо было узнать, что такое синонимы, для чего их употребляют в речи?

Учитель. А удалось ли нам достичь цели? Что вы узнали о синонимах? Можем ли мы утверждать, что Синонимы это точность, выразительность, богатство нашей речи?

Ответы детей.

Ребята, перед вами таблицы, они называются «Разговор на бумаге». Заполните их, пожалуйста.

Разговор на бумаге

Заполни таблицу, используя смайлики

  

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал)

«Мы» (комфортно ли было работать в  группах)

«Дело» (достигли ли цели учения)

Учитель. Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Всем спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.

Цель: выяснить, насколько учащиеся усвоили материал, достигнута ли цель урока.

Приложения

Приложение 1. Карточки с заданием 3.

Приложение 2. Иллюстрации к лингвистическому рассказу на тему «Исторические синонимы»

Приложение 3. Таблицы «Разговор на бумаге»

Приложение 1.

Задание 3.

Устраните речевые повторы.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

(Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)

Приложение 2. Иллюстрации к лингвистическому рассказу на тему «Исторические синонимы»

Приложение 3.

Разговор на бумаге

Заполни таблицу, используя смайлики

  

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал)

«Мы» (комфортно ли было работать в  группах)

«Дело» (достигли ли цели учения)

Список литературы

  • Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009
  • ГОС основного общего образования 2004 г.
  • Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – Арсирий А.Т. – М.: Просвещение. – 1995
  • Примерные программы по учебным предметам Русский язык – М.: Просвещение. — 2010
  • Словарь синонимов русского языка в двух томах/ Наука, Ленинград, 1971
  • Толковый словарь русского языка. – Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. – Москва. – 1999.
  • Учебник для 5 класса/Русский язык/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003
  • ФГОС основного общего образования/ Екатеринбург 19 октября 2011 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« СИНОНИМЫ»

Учитель русского языка и литературы:

Волошина Елена Петровна

Класс: 5

2017 г.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Синонимы»

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Формируемые универсальные учебные действия

Личностные: осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные:

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение

Предметные: знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов в речи, о словаре синонимов; подбирать синонимы к данным словам; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Лексика, синонимы, синонимический ряд, доминанта, градация

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Ресурсы: Русский язык. 5 класс.Учеб для образоват.организаций с прил. на электрон.носителе. /( Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;научн. Ред.Н.М.Шанский).- 2-е изд.-М.:Просвещение,2013.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный этап.

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, что «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

— Ребята, вы любите путешествовать?(ДА)

Предлагаю вам сегодня отправиться в экспедицию со сказочными героями.

— Назовём их. (Это Винни-Пух и Кристофер Робин)

Верно, это герои книги Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все» В 2016 году Винни-Пух отмечал свой юбилей, ему исполнилось 90 лет.

— Ребята, вспомните, зачем собирались друзья в экспедицию?( Чтобы найти и открыть Северный Полюс)

3.Посмотрим сценку из этой сказки:

Доброе утро, Кристофер Робин! 
— Привет, Винни-Пух.

— Что будем делать?
— Мы отправляемся в экспедицию.

— Отправляемся в искпедицию? Никогда ни одной не видел. А где она, эта искпедиция?
— Экспедиция, глупенький мой мишка. Не «ск», а «кс».
— А-а, … Понятно.

— Мы должны отыскать и открыть Северный Полюс.
— А-а!  А что такое Северный Полюс?

— Ну, это такая штука, которую открывают.

— А-а, понятно. А медведи помогают его открывать?

— Конечно, помогают. И Кролик, и Кенга, и все. Это же экспедиция. Экспедиция — это вот что значит: все идут друг за другом, гуськом… Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собрались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

— Про что не забыть?

— Не про что, а то, что едят.

— А-а!  А мне показалось, ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

4. Определение темы урока. Беседа по сценке.

-Ребята, чего не знал Винни-Пух?( Он не знал, что такое «провизия»)

— А вы слышали такое слово? Что оно означает?

-Как ещё можно назвать еду?

 (Продовольствие, провиант, продукты, снедь)  

— Что общего у всех этих слов?  (Значение, часть речи)

-Как называются такие слова?(Синонимы)

Правильно, это и будет темой нашего урока, запишем её в наши маршрутные листы.

5. Постановка целей и задач урока.

-Поставим для себя цели нашей экспедиции. Что мы будем выяснять?( Что такое синонимы? В чём их особенность? Для чего они нужны? Можно ли без них обойтись?)

-Чему мы будем учиться?(Находить синонимы в тексте и употреблять их в речи?)

6. «Лексический диктант»

-Чтобы наша экспедиция была успешной, вспомним изученное по теме: «Лексикология». Ваша задача, по лексическому значению угадать слово и записать его в маршрутный лист.

Все слова языка (Лексика).

Раздел лингвистики, изучающей лексику (Лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (Однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (Многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (Омонимы).

Слова с противоположным лексическим значением (Антонимы).

Проверка.

Итак, вы успешно выполнили задание и наша экспедиция отправляется.

7.Работа с текстом.

— Посмотрите на предложенный текст? Назовите его особенности?(Это диалог)

-Дайте определение, что такое диалог?(Диалог-это разговор двух или более лиц)

— Сколько человек участвует в разговоре?(пять)

-Назовите персонажей участвующих в диалоге?

Автор

Кристофер Робин

Винни-Пух

Пятачок

Сова

Чтение текста по ролям:

Экспедиция подошла к речке, которая весело вертелась и кувыркалась среди высоких каменных берегов, и Кристофер Робин сразу оценил обстановку.

— Это как раз подходящее место для засад.

— Какой сад? — шепнул Винни-Пух Пятачку. — Может, там малина есть?

— Дорогой мой Пух, — сказала Сова покровительственным тоном, — неужели ты не знаешь даже, что такое засада?

— Сова, — сказал Пятачок, строго посмотрев на неё, — Пух ведь не с тобой шептался, а со мной, и совершенно не обязательно было тебе…
— Засада, — сказала Сова, — это вроде сюрприза.
— Малина иногда тоже, — сказал Пух.

— Засада, как я собирался объяснить Винни-Пуху, — сказал Пятачок, — это вроде сюрприза.

— Если на тебя внезапно наскочат, это называется засадой, — сказала Сова.

— Засадой, Пух, называется, когда на тебя внезапно наскочат, — объяснил Пятачок.

Пух, который теперь уже знал, что такое засада, сказал, что однажды куст малины наскочил на него внезапно, когда он, Пух, падал с дерева и ему пришлось потом целую неделю вытаскивать колючки.

— Никто не говорил о малине, — довольно сердито сказала Сова.

— А я говорил, — сказал Пух.

Учитель:

— Ребята, поможем Винни-Пуху, объясним, что такое засада? (капкан, мышеловка, осложнение,  затруднение, трудность, ловушка, проблема, сети,  западня)

Запишите названные слова в маршрутные листы.

Проверьте. Вам помогут рисунки-подсказки.

Как называются слова, которые мы записали?(синонимы) Попробуйте дать определение, что такое синонимы.( Синонимы –это слова разные по звучанию и написанию, но сходные по значению)

8.Этимологическая страничка.

-А вот как Мудрая сова объясняет значение этого слова в переводе с греческого языка. Прочитаем.

.Мудрая сова: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos — «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» .

Учитель: Греческая приставка СИН — (СИМ) встречается во многих словах.

Назовите, в каких? (симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. ) Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

А теперь обратимся к определению, которое даёт нам учебник. Прочитаем.

9.На основе определения составим кластер, указав особенности синонимов.

Кластерот (англ.) группа, пучок, гроздь: графическая модель-схема.

Постараемся помочь нашим героям узнать новое о синонимах.

Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».

Термины: синонимический ряд, доминанта, градация.

Обратимся к словарю синонимов. Откроем его и посмотрим, как он устроен. Найдите слово «заботливый» стр.125( Словарь Александровой),

стр.119

Прочитаем словарную статью.

Заботливый, внимательный, исправный, прилежный, (благо)попечительный, радетельный, рачительный, ревностный, старательный, тщательный, усердный, хлопотливый, кропотливый, аккуратный; запасливый. Недремлющее (недреманное) око. Ср. Внимательный и Усердный.
 

Какое слово вам было новым из этого синонимического ряда? (радетельный, рачительный)

Значит, словарь помог нам узнать новое слово?

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющее слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

 Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

Работаем со словарём синонимов. Найти и записать синонимический ряд из 3-4-х слов:

1 ряд – к слову «друг» ( приятель- товарищ-дружок- корешок)

2 ряд- к слову «красный» (алый-багровый-багряный-пунцовый)

3 ряд – к слову «бояться» ( страшиться-опасаться-пугаться-робеть)

Запишите найденный синонимический ряд в маршрутный лист.

Учитель:

-Чем отличаются слова в синонимическом ряду? (Слова в синонимическом ряду отличаются оттенками значений и эмоциональной окраской).

— Как расположены слова в синонимическом ряду?( По степени нарастания или ослабевания их смыслового значения)

Верно, при таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления.

Такое свойство синонимов называется ГРАДАЦИЕЙ

Градация — в переводе с латинского «постепенное повышение»– группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Градацию используют поэты и писатели в своих произведениях.

Например, в сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»

«Вверх по лестнице» поднимаются желания старухи: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой – Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей – Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою.

На месте ветхой землянки сначала появляется изба со светелкой, потом – высокий терем, а там и царские палаты. Чем более неуемные и вздорные требования старухи вынужден передавать золотой рыбке старик, тем суровее, грознее встречает его море: море слегка разыгралось – помутилось синее море – не спокойно синее море – почернело синее море – на море черная буря.

Это примеры контекстуальных синонимов.

11.Закрепление изученного материала.

А сейчас я порошу выйти к доске 4 человека и, посоветовавшись в группе, выполнить задание. Построиться так, чтобы из слов получился синонимический ряд и определить доминанты.

МЕТЕЛЬ-ВЬЮГА- ПУРГА- БУРАН

Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

Ученик: Силою ветра.

Метель— обычно при низовом ветре

Вьюга – обычно при верховом ветре

Пурга— это более сильный снегопад с сильным пронизывающим ветром и снегопадом.

Буран— чрезвычайно сильная, обычно внезапная метель, снежная буря

МАЛЕНЬКИЙ- НЕБОЛЬШОЙ- МИНИАТЮРНЫЙ- КРОШЕЧНЫЙ-

БЕЖАТЬ- НЕСТИСЬ -МЧАТЬСЯ- -ЛЕТЕТЬ

Учитель:

Сейчас нам ребята продемонстрировали примеры градации. Писатели часто используют этот прием. Чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности, они употребляют синонимы в порядке усиления действия.

Мы еще не раз с ним встретимся на уроках русского языка и литературы.

12.ФИЗМИНУТКА. Игра в мяч.

Приятель-друг изба-дом

Противник-враг дорога-путь

Шагать-идти чело-лоб

Учитель-педагог глаза- очи

Родник-ключ ложь- обман

Доктор-врач смелый- храбрый

Тепло- жара красный- алый

Холод-мороз, стужа сильный- здоровый

Мокрый- сырой, влажный флаг- знамя

Вкусный- аппетитный, лакомый. заяц- косой

13. Стилистическая функция синонимов.

Учитель

-Ребята, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный характер.

Возьмем для примера предложение.

— Прочитаем.

.

Винни-Пух бодро шёл по тропинке, Пятачок семенил, стараясь не отставать, а Ослик плёлся позади всех.

— Назовите синонимы в этом предложении.

(В этом тексте синонимами будут глаголы шёл-семенил-плёлся)

-Чем отличается глаголы?

Глаголы семенил и плёлся отличаются от своего синонима шёл тем, что они уместны только в разговорной речи. В толковых словарях эти глаголы имеют помету «разговорное». Синоним шёл  является стилистически нейтральным. Нейтральные слова могут свободно употребляться в любом языковом стиле.

14. Задание. «Найди пару»

Как вы знаете, ребята, Винни-Пух никогда не дружил с пчёлами. Поэтому, узнав о том, что он путешествует с вами, пчёлы приготовили вам своё задание.

Посмотрите на слайд, выясните, что надо сделать?(Найти пару)

ласковый весело

светит ясный

блестит поют

шумят(деревья) сверкает

щебечут (птицы) шелестят

солнечный сияет

радостно приветливый

 Проверьте выполненное задание.

15. Редактирования текста.

-Как вы думаете, для чего нужны синонимы?

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения какого — то признака или действия предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое — то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
Прочитайте текст. Кое задание нужно выполнить?
Нужно заменить подчеркнутые слова синонимами для устранения повтора.

Однажды Вини-Пух гулял по лесу и пел одну из своих шумелок. Нарвал на полянке целую охапку цветов для своего друга – Пятачка. Вдруг он увидел высокий –превысокий дуб. На самой его вершине жили пчёлы. Чтобы полакомиться мёдом, Вини стал подниматься на вершину дерева. Он поднимался всё выше и выше, напевая про себя свою песенку. Вот медвежонок поднялся ещё немножечко повыше и… свалился, обломив с хрустом несколько веток.

Слова для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
Какой текст у вас получился. Прочитайте.

Беседа по тексту:

— Какие правила поведения в лесу нарушил Вини-Пух?( нарушал тишину, нарвал цветов, обломил ветви дерева)

-Почему нельзя шуметь в лесу?(распугаешь лесных жителей, им это неприятно)

-А почему нельзя рвать цветы?( из некоторых делают лекарства, они нужны насекомым, они пьют из них нектар)

-Почему нельзя ломать ветви деревьев?(Каждая веточка -для дерева деточка)

-Кого потревожил Вини-Пух?(пчёл)

— К чему бы привело уничтожение пчёл?(пчёлы опыляют растения, множество цветов бы погибло, нарушилось бы экологическое равновесие)

Мудрая Сова услышала, что в лесу происходят беспорядки и повесила объявление:

Внимание! Внимание! Экстренное сообщение!

2017 год- год Экологии.

Соблюдайте правила поведения в лесу.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Правила поведения в лесу:

Не шумите в лесу!

Не рвите без пользы цветы!

Не обижайте лесных жителей!

Не оставляй мусор в лесу!

Не разжигай костёр!

Соблюдайте эти правила, живите с природой в полном согласии!

Делаем вывод: Для чего нужны синонимы?

1. Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль и чувство более ясно.

3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.

4. Объясняют значение неизвестных слов.

16 Рефлексия:

Составить синквейн о синонимах.

Вспомним алгоритм написания синквейна:

1 строка — Имя существительное

2 строка – Два прилагательных

3 строка – Три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – 1слово-резюме

17. Оцени свою работу на уроке:

«5», «4», «3»

18. Домашнее задание: Сделай подарок Винни-Пуху на День рождения. Составь о нём кроссворд, используя синонимы.

19. Итог урока.

Ура! Полюс! Наконец-то мы с вами достигли цели! Винни-Пух так обрадовался, что даже запел одну из своих любимых шумелок:

Все вышли в ИСКПЕДИЦИЮ

(Считая и меня).

Сова, и Ру, и Кролик,

И вся его родня!

Вся наша ИСКПЕДИЦИЯ

Весь день бродила по лесу,

Искала ИСКПЕДИЦИЯ

Везде дорогу к Полюсу.

И каждый в ИСКПЕДИЦИИ

Ужасно был бы рад

Узнать, что значит Полюс

И с чем его едят!

Рабочая тетрадь к уроку
DOC / 3.06 Мб

 СИНОНИМЫ  5 класс

СИНОНИМЫ

5 класс

Выпишите слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения. Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей.

Выпишите слова одной и той же части речи,

которые обозначают одно и то же, но

могут отличаться оттенками

лексического значения.

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе. Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах. Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении. Вихрь – порывистое круговое движение ветра. Буря – ненастье с сильным разрушитель- ным ветром.

Вьюга снежная буря, сопровождаемая

ветром, заставляющим снег носиться,

кружиться в воздухе.

Пурга сильная снежная буря на

открытых пространствах.

Метель снежная буря, сопровождаемая

сильным ветром в одном направлении.

Вихрь порывистое круговое движение

ветра.

Буря ненастье с сильным разрушитель-

ным ветром.

Вьюга  Пурга  Метель  Вихрь  Буря СИНОНИМЫ

Вьюга

Пурга

Метель

Вихрь

Буря

СИНОНИМЫ

СИНОНИМЫ – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

СИНОНИМЫ – слова одной и той же

части речи, которые обозначают одно

и то же, но отличаются оттенками

лексического значения и употреблением

в речи.

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения СОБАКА ПЁС

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

СОБАКА

ПЁС

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ТКАНЬ МАТЕРИАЛ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ТКАНЬ

МАТЕРИАЛ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ИЗБА ДОМ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ИЗБА

ДОМ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения СТУЖА МОРОЗ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

СТУЖА

МОРОЗ

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ДИСКУССИЯ СПОР

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ДИСКУССИЯ

СПОР

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ЛАССО АРКАН

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ЛАССО

АРКАН

Подберите к существительному синоним мужского рода и составьте с данными словами распространённые предложения ПЛАМЯ ОГОНЬ

Подберите к существительному синоним

мужского рода и составьте с данными словами

распространённые предложения

ПЛАМЯ

ОГОНЬ

Презентация выполнена Цаплиной Викторией Леонидовной, учителем ГБОУ СОШ № 557 Невского района г. Санкт-Петербурга

Презентация выполнена

Цаплиной Викторией Леонидовной,

учителем ГБОУ СОШ № 557

Невского района

г. Санкт-Петербурга

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с
понятием синонимы, синонимический ряд;
обеспечить восприятие и понимание смысловых
стилистических различий синонимов; закрепить
умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в
тексте, определять оттенки лексического
значения, подбирать синонимы к данному слову,
употреблять синонимы в речи с целью ее
обогащения, а также определять их стилистическую
окраску (разговорный, нейтральный, книжный
стили), пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III/ Лексическая работа.

— По лексическому значению определите слова и
запишите их в тетрадь.

— Раздел в русском языке, изучающий словарный
состав языка и лексическое значение слов
(лексика).

— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы).

— Слова, имеющие несколько лексических значений
(многозначные слова).

— Слова, имеющие одно лексическое значение,
называются (однозначными)

— Помимо прямого значения слова могут иметь
другое, необычное (переносное)

— Прочтите, какие слова у вас получились.

Презентация.

(На экране проецируются слова: лексика,
омонимы, многозначные слова, однозначные слова,
переносное значение). Слайд № 2

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните
пройденный материал. Я думаю, что вы готовы
узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок:
собираясь в экспедицию на Северный полюс,
Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он
говорит Вини-Пуху:

— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они
собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не
забыть провизию.

— Про что не забыть?

— Не про что, а то, что едят.

— А-а! — сказал Пух радостно.- А мне показалось,
что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и
скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы
слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд
3

— Что общего у всех этих слов? (Значение, часть
речи)

Такие слова называются синонимами. Слайд № 4

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое
синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны
и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они
необычны и интересны. Мы будем учиться находить
синонимы в тексте и употреблять их в речи.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от
греческого слова sinоnimos — «одинаковый,
одноимённый» Слайд № 5

По-гречески часть «ним» означает «имя».

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во
многих словах: симфония, симпатия, синтаксис,
синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и
перестала выступать как приставка, но все эти
слова несут в себе оттенок её значения —
«общность, совместимость»

Учитель: Русский язык богат синонимами.
Например, для обозначения чего- либо небольшого
по размеру в речи используются прилагательные:
небольшой, маленький, крошечный,
микроскопический, карликовый, а большого по
размеру — большой, громадный, огромный,
гигантский и др.

Все эти слова — синонимы.

Слайд № 6

— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет — что
обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

— Подберите синонимы к словам Слайд № 7

— Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что
обозначают? Слайд № 8

Вывод: синонимы обозначают один и тот же
предмет, одно и то же действие.

Слайд № 9

— Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

— Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда,
изгородь, загородка)

— Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

Слайд № 10

— Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы
можем назвать его? (бодрый, радостный,
неунывающий)

— Какой частью речи они являются? (прил.)

Слайд № 11

— Посмотрите на данные слова (загрустить,
затужить, печаль, пригорюниться)

— Какое слово здесь лишнее? (печаль)

— Какой вывод мы можем сделать?

Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части
речи.

Слайд № 13, 14

— Посмотрите на экран и скажите, что обозначают
эти слова.

— Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками
лексического значения)

Слайд № 15

— Посмотрите на картинку. Кого вы видите там?
(бегемота)

— А оказывается его можно назвать по-другому —
гиппопотам. Это слова — синонимы. Различаются они
тем, что слово бегемот употребляется чаще в
разговорной речи, а слово гиппопотам, как
правило, употребляется в научных произведениях

А сейчас поиграем в лото. (Приложение
1)

Слайд № 16

— Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются
синонимы? Слайд № 17

Вывод: синонимы отличаются друг от друга
оттенками лексического значения и употреблением
в речи.

— А теперь давайте дадим определение синонимам.
Пополните свои словарики новым определением.

(Запись термина и его определения в словарик.)
Слайд № 18

VI. Физкультурная минутка.

Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой — встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

Работа со словарем.

Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

На уроках мы с вами уже работали со многими
словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним
словарем — словарем синонимов.

— Давайте откроем словарь синонимов и
посмотрим, как он устроен.

— Найдите слово «ГРОМКИЙ»

— Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

Учитель: Каждая словарная статья словаря
синонимов состоит из нескольких примеров,
образующих синонимический ряд, который
  начинается со стержневого слова (его ещё
называют доминантой)
Оно является наиболее
употребительным. В словаре синонимов стержневое
слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова
в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами,
иллюстрирующими употребление каждого из
синонимов в художественной литературе.

— Найдите в словаре синонимов синонимический
ряд и назовите стержневое слово.

— А теперь подумаем вместе, для чего же создан
такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу
речь; для того, чтобы найти точное слово, показать
богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для
обозначения признака предмета существовало
вместо многих синонимов только одно какое-то
слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

— Рассмотрим данный текст. Слайд № 20

Что вам не нравится в этом тексте? (повтор
одного и того же слова.)

Это речевой недочет. Можно ли
его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова
синонимами для устранения повтора

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах.
Для чего нам нужны синонимы?

Слайд № 21 (помогают избежать повторов,
передать мысль и чувство более ясно, делают нашу
речь эмоциональной и красивой, объясняют
значение неизвестных слов)

Тренировочные упражнения

1. Карточки (Приложение 2) Слайд
22

2. Заменить все слова синонимами. Слайд №
23-26

3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях
материалом для справок и словарем, что данные
ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка,
тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха;
снежная буря; перечень букв в определенном
порядке; узкая полоска земли.

— По словарю синонимов определите лексическое
значение в первой группе слов.

(Пурга — сильная снежная буря на открытых
пространствах)

(Метель — снежная буря, сопровождаемая сильным
ветром в одном направлении)

(Буран — метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют
одно и то же явление — снежную бурю, но разными
словами).

VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5
слов из словаря и подобрать к ним синонимы.

VIII. Итоги урока.

— Что же вы узнали на уроке о синонимах?

Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они
наши большие друзья и помощники. Синонимы —
могучее средство, с помощью которого можно
разнообразно и выразительно высказать свои
мысли во всех стилях речи. Синонимы используются
для преодоления неоправданного повторения
одного и того же слова. Употребляются синонимы и
для связи частей текста. Синонимы делают нашу
речь яркой и эмоциональной.

Рефлексия. Слайд № 28

  • Было интересно:
  • Особенно понравилось:
  • Оказалось неожиданным:

Литература.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
    языка. — М.: 1986
  2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный
    курс «Лексика и фразеология русского языка», —
    М.: Просвещение, 1991
  3. Дидактический материал к учебнику русского
    языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А.
    Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская — М.:
    Просвещение, 1989
  4. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением
    информационных технологий.- М.: Издательство
    «Глобус», 2010

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Урок доброты синоним
  • Уроженцы синоним
  • Урожденный синоним
  • Уродцы синоним
  • Уродующий синонимы