Система упражнений по теме « Синонимы»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Саратов
Недовесова А.В.
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:
а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.
Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.
Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.
Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.
Спасает, охраняет, выручает, освобождает;
Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;
Активный, веселый, энергичный, забота;
Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;
Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].
Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.
1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.
2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.
Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?
Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;
Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.
б) на образование синонимического ряда.
Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.
Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый. По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.
Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
в) на работу со словарями.
Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.
Изображение человека на картине – … (портрет);
Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);
Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал, по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.
Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).
г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.
Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна);
Задуть – погасить (свет, пламя, долг);
Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);
Знойный – горячий (лето, привет, суп);
Дремучий – густой (волос, туман, лес);
Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);
Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
д) на определение оттенков значений слов-синонимов.
Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться
2. Пугаться
3. Спасаться
а) думать о возможной угрозе
б) испытывать страх
в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба
2. Мольба
3. Требование
а) настойчивая просьба о чем-либо
б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
е) на замену слов в предложении синонимами.
Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:
Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.
Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.
Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.
У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.
Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.
Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).
ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.
Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.
Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.
Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.
1. Он едва сдерживал раздражение.
2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.
3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.
Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].
Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий.
з) на распределение синонимов по смысловым группам.
Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.
1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;
2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;
3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.
и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.
Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.
Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище?
Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.
к) на подбор синонимов к многозначным словам.
Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.
Образец: добрая мысль – светлая мысль.
1. Богатый человек
2. Богатый зал
3. Богатый урожай
обильный
состоятельный
роскошный
Установи соответствие.
1. Мягкий диван
2. Мягкий свет
3. Мягкий песок
рыхлый
удобный
размеренный
Установи соответствие.
1. Крепкий человек
2. Крепкий организм
3. Крепкий лёд
твердый
сильный
здоровый
Установи соответствие.
1. Большой ребенок
2. Большой вопрос
3. Большой успех
важный
блистательный
взрослый
л) на подбор к фразеологическим оборотам слов, близких по смыслу.
Задание № 21. Подбери к словам фразеологизмы-синонимы, помещенные справа.
Обманывать
Мечтать
Пообещать
Медлить
витать в облаках
водить за нос
тянуть кота за хвост
дать слово
м) на замену слов синонимами в предложении.
Задание № 22. Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже. Спиши предложения.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Задание № 23. Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
Задание № 24. Подумай над значением глагола идти в следующих предложениях: 1. От печки идет тепло. 2. Время идет быстро. 3. Это платье ей идет. 4. Идет зима. Как вы думаете, каким синонимом можно заменить глагол идти в каждом из предложений? Выбери из данных глаголов: наступает, распространяется, летит, подходит.
н) на исправление речевых ошибок в предложениях.
Задание № 25. Исправь речевые ошибки в данных предложениях.
По нашей улице проходят троллейбусы и автобусы.
За ночь уровень воды увеличился.
Мальчик швырнул веский камень в воду;
Молодой молодец спас прекрасную царевну.
о) на разграничение синонимии от других языковых явлений.
Задание № 26. Прочти пословицы. Объясни, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении.
Хорошие речи хорошо и слушать;
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой;
У короткого ума длинный язык.
п) на составление текста при помощи синонимов.
Задание № 27. Составь рассказ о своем любимом писателе, используя данные синонимы: крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать; автор – писатель; герой – персонаж – образ – тип – характер; значение – роль. При необходимости можешь воспользоваться словарем синонимов.
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя Друг, доктор, Слова для |
Задание. |
Задание. |
Задание. |
Задание. |
Задание. |
Система упражнений по теме « Синонимы»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Саратов
Недовесова А.В.
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.
Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:
а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.
Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.
Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.
Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.
Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.
Спасает, охраняет, выручает, освобождает;
Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;
Активный, веселый, энергичный, забота;
Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;
Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].
Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.
1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.
2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.
Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?
Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;
Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.
б) на образование синонимического ряда.
Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.
Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый. По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.
Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
в) на работу со словарями.
Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.
Изображение человека на картине – … (портрет);
Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);
Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.
Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал, по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.
Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).
г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.
Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна);
Задуть – погасить (свет, пламя, долг);
Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);
Знойный – горячий (лето, привет, суп);
Дремучий – густой (волос, туман, лес);
Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);
Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
д) на определение оттенков значений слов-синонимов.
Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться
2. Пугаться
3. Спасаться
а) думать о возможной угрозе
б) испытывать страх
в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба
2. Мольба
3. Требование
а) настойчивая просьба о чем-либо
б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
е) на замену слов в предложении синонимами.
Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:
Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.
Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.
Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.
У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.
Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.
Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).
ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.
Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.
Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.
Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.
1. Он едва сдерживал раздражение.
2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.
3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.
Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].
Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий.
з) на распределение синонимов по смысловым группам.
Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.
1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;
2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;
3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.
и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.
Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.
Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище?
Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.
к) на подбор синонимов к многозначным словам.
Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.
Образец: добрая мысль – светлая мысль.
1. Богатый человек
2. Богатый зал
3. Богатый урожай
обильный
состоятельный
роскошный
Установи соответствие.
1. Мягкий диван
2. Мягкий свет
3. Мягкий песок
рыхлый
удобный
размеренный
Установи соответствие.
1. Крепкий человек
2. Крепкий организм
3. Крепкий лёд
твердый
сильный
здоровый
Установи соответствие.
1. Большой ребенок
2. Большой вопрос
3. Большой успех
важный
блистательный
взрослый
л) на подбор к фразеологическим оборотам слов, близких по смыслу.
Задание № 21. Подбери к словам фразеологизмы-синонимы, помещенные справа.
Обманывать
Мечтать
Пообещать
Медлить
витать в облаках
водить за нос
тянуть кота за хвост
дать слово
м) на замену слов синонимами в предложении.
Задание № 22. Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже. Спиши предложения.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Задание № 23. Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
Задание № 24. Подумай над значением глагола идти в следующих предложениях: 1. От печки идет тепло. 2. Время идет быстро. 3. Это платье ей идет. 4. Идет зима. Как вы думаете, каким синонимом можно заменить глагол идти в каждом из предложений? Выбери из данных глаголов: наступает, распространяется, летит, подходит.
н) на исправление речевых ошибок в предложениях.
Задание № 25. Исправь речевые ошибки в данных предложениях.
По нашей улице проходят троллейбусы и автобусы.
За ночь уровень воды увеличился.
Мальчик швырнул веский камень в воду;
Молодой молодец спас прекрасную царевну.
о) на разграничение синонимии от других языковых явлений.
Задание № 26. Прочти пословицы. Объясни, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении.
Хорошие речи хорошо и слушать;
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой;
У короткого ума длинный язык.
п) на составление текста при помощи синонимов.
Задание № 27. Составь рассказ о своем любимом писателе, используя данные синонимы: крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать; автор – писатель; герой – персонаж – образ – тип – характер; значение – роль. При необходимости можешь воспользоваться словарем синонимов.
Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс
Тема: «Слова синонимы».
Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению
русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка;
развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);
обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки,
взаимоконтроля.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что
синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать
её однообразия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и
оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы ;
Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих
действий;
Тест
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький,
крохотный.
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
__________________________________________________________________
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он
пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком—нибудь
укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и
голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
VII. Найдите синонимы в пословицах
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее .
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово
так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(____________)
Родник — И… (_____________)
Холод — М… (_____________)
Деятельный — А… (______________)
Критерии
за каждый правильный
ответ 1 балл
Отметки:
«5» — 23— 28 баллов
«4» — 17— 22 баллов
«3» — 11— 16 баллов
Источник:
1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва
«Просвещение» 2012г.
2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва
«Аст – Пресс» 1998г
3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей
русского языка, 2001г.
Ключ
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
(зной, жара, жарища, пекло)
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький,
крохотный
(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
( врач, пурга, крыша)
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он
пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка
выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком—нибудь
укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и
голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
VII. Найдите синонимы в пословицах.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово
так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М... (мороз)
Деятельный — А… (активный)
Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс
Тема: «Слова синонимы».
Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка; развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения); обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные: освоение умения находить синонимы ;
Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих действий;
Тест
I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
__________________________________________________________________
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
VII. Найдите синонимы в пословицах
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее .
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(____________)
Родник — И… (_____________)
Холод — М… (_____________)
Деятельный — А… (______________)
Критерии
№ |
Баллы |
|
I |
6 |
за каждый правильный ответ 1 балл |
II |
4 |
|
Ш |
5 |
|
IV |
2 |
|
V |
3 |
|
VI |
4 |
|
VII |
2 |
|
VIII |
2 |
|
Всего |
28 |
Отметки:
«5» — 23- 28 баллов
«4» — 17- 22 баллов
«3» — 11- 16 баллов
Источник:
1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва «Просвещение» 2012г.
2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва
«Аст – Пресс» 1998г
3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей русского языка, 2001г.
Ключ
I.Выберете близкие по смыслу слова
1) Враг — 1.Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый — 1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться — 1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения
1.Пекло, жара, зной, жарища
___________________________________________________________
( жара, зной, жарища, пекло)
2.Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный
(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)
III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:
1.Приятель, враг, товарищ
2.Огонь, дым, пламя
3.Алфавит, азбука, чистописание
4.Лошадь, конница, кавалерия
5.Шалун, тихоня, озорник
IV.Подберите к слову ребёнок синонимы
(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)
V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Разъярённая вьюга замела тропинки.
3. Человек спрятался от ливня под кровлей здания.
( врач, пурга, крыша)
VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
VII. Найдите синонимы в пословицах.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.
Работа — З…(занятие)
Родник — И… (источник)
Холод — М… (мороз)
Деятельный — А… (активный)
Цель: знакомство со
словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и
различием слов-синонимов; - учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную
активность, воспитывать культуру речи; - способствовать развитию аналитического
мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы; - воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу во время выполнения заданий в парах,
группах, умение уважительно относиться к позиции
другого человека, справедливо оценивать работу
другого, объяснять своё несогласие; - формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м гбуквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а гиспользование элементов
написания букв,
а и м г
шбуквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание
расположено на центральной улице города. Это
жилище предназначено для рабочих крупного
завода. Людям очень нравится новая постройка. - Строители возвели новый дом. Красивый дом
расположен на центральной улице города. Этот дом
предназначен для рабочих крупного завода. Людям
очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики
малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет детворе кататься с горки. - С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
сделали из снега холмик и заливают его водой.
Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши. - В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
превратил кролика в собаку. Потом волшебник
заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
понравилось выступление волшебника. Они громко
хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:
Скорый –
быстрый
Притворный –
лживый
Прекрасный –
чудесный
Огромный –
большой
Мощный –
сильный
Занимательный – интересный
Отважный –
смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
- Маленькая, огромная, крошечная,
малюсенькая, небольшая. - Охранять, караулить, сторожить,
лаять, стеречь. - Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить,
разбить. - Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
- Жаркий, горячий, целый, жгучий,
знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа.
(Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом.
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам,
авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
др. – М.: Вентана-Граф, 2009. - Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
Вентана-Граф,2011. - Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.
Виды работы с синонимами
Практический материал
Пилипенко Людмила Николаевна
Учитель высшей категории
МКОУ «Плодовская СОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
Упражнения
-
Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.
Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Он стоит зеленый.
Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.
Страшно простудиться? Значит, закаленный!
-
Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.
Герой воюет, а трус – …(грустит, горюет, печалится).
У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку… (замечаешь, подмечаешь, улавливаешь)
3. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.
На опушке леса показался медведь. … подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
4. Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого – либо признака:
Проследить, как нарастает сила гнева:
Гнев, злость ,раздражение, бешенство, ярость.
Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:
Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.
— Составить с этими словами предложение.
Например:
В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.
— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:
Большой, громадный, колоссальный.
Стеречь, караулить, охранять.
Храбрый, мужественный, смелый, отважный.
5. Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок
бесстрашный человек
безветренная погода
безоблачное небо
беспокойный сон
Занимательный материал
1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога». Что общего между ними и в чем разница?
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне. (В.Остин)
2. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы.
Неправда |
л |
о |
ж |
ь |
Темнота |
||||
Зной |
||||
Ураган |
||||
Несчастье |
||||
Ребята |
||||
Товарищ |
||||
Недруг |
Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг.
3. Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)
-
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы)
-
Золотистые копны соломы
На токах колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся)
-
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникшие ели
Зелень мрачную (берегут)
-
С развеселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас …. (мороз)
-
Веселый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается … (кругом)
4. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.
-
А у нас на площади
Стоят четыре лошади.
Дед тихонько лошадь тронет,
Скажет: «Лошади – не кони!»
Улыбается отец:
«Лошадь – пахарь,
Конь – боец!»
И тихонько взрослые
Объясняют мне:
«Груз везут на лошади,
Скачут на коне».
(Р. Дышаленкова)
2) Снег идет, кружит метель –
Белой пыли карусель.
Вьюга всех взъерошила,
Стежки запорошила.
Это, может быть, пурга
Понасыпала снега?
Или так метелица
Под окошком стелется?
Вот когда буран начнется,
В нем никто не ошибется!
-
Ныть позорно и грешно.
Плакаться противно.
А скулить уже смешно,
Хныкать примитивно.
Стонать? Сетовать? Пенять?
Трудно нытика понять.
Жаловаться можно…
Только осторожно.
-
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много с ними шума, толкотни,
Как надоели мне они!
(В. Берестов)
5) Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
(И. Токмакова)
6)Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный!
5. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?
– Спеши, не спеши, а поторапливайся.
– Приятелей много, а друга нет.
– Переливает из пустого в порожнее.
6. Замените высказывание одним словом
– Очень сильно хотеть что-то. (Желать)
– Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)
– Хворать, быть нездоровым. (Болеть)
– Украсить, придать красивый вид. (Нарядить)
7. Продолжите высказывания словами-синонимами.
Перечень букв в определенном порядке – это …(алфавит, азбука)
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это (градусник, термометр)
Человек на лошади – это… (всадник, наездник)
8 . Подберите синонимы с удвоенными согласными.
Больничный лист – … (бюллетень)
Специальность – …(профессия)
Обучение животных – …(дрессировка)
Скорый поезд – … (экспресс)
Асфальтированная дорога – … (шоссе)
Популярная игра на льду – … (хоккей)
Помещение в школе – …(класс)
Вид плавания – …(брасс)
9. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:
Большой, громадный, колоссальный. Стеречь, караулить, охранять .
Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.
Игры
-
Игра «Эрудит»
Ход игры: напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.
Главный – с
Мощный – и
Иностранный – н
Жадный – л
Густой – а
Большой – г
Смышленый – о
Занимательный – н
Прекрасный – и
Кроткий – м
Скорый – ы
Отчетливый – п
Буйный – р
Притворный – и
Жгучий – а
Смелый – т
Выносливый – е
Гостеприимный – л
Заискивающий – ь
Жгучий – и
Роскошный – ы
Бесстрашный – е
Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.
-
Игра «Замени слово»
Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.
Журавли караваном летят – стаей
На солнце темный лес зардел – покраснел
После зимней стужи – холода
Запел в лазури жаворонок – в голубом небе
Журавли курлычут – кричат
Ласточка щебечет – поет, заливается
Жаворонок летает – порхает, кружит, парит
Как называют такие слова?
-
Игра «Кто скажет иначе?»
Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним свое слово, тот и выиграл.
Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная,
героическая, неустрашимая;
Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;
Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;
Поет – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;
Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;
Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.
-
Игра «Кто внимательнее?»
Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.
-
Игра «Охота за синонимами»
Ход игры: водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синонимы, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.
Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.
-
Игра «Раскрой цветок»
Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.
Школьник
Спешить
Говорить
Изба
Дождь
Ученик
Торопиться
Шептать
Дом
Ливень
-
«Найдите лишнее слово»
Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т. е. слово, которое не подходит к другим по смыслу. Примерный набор слов:
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Умный, большой, громадный, крупный.
Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.
В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.
-
«Отгадай слово — синоним»
Алимджанова Фируза Жафаровна
Общеобразовательная специализированная школа №208
Узбекистан г.Ташкент
Преподаватель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: «Путешествие по морю слов «Синонимы» Закрепление».
2022 г
Технологическая карта урока |
||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Путешествие по морю слов «Синонимы».Закрепление |
||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов: 1 час |
||||||||||||||||||||||||||||
Краткая характеристика темы: учащиеся должны знать о роли использования синонимов в речи |
||||||||||||||||||||||||||||
Технология проведения учебного процесса Тип урока: закрепление Метод: проблемно — поисковый, интерактивный, демонстрационный, словесный. Форма: коллективная работа, индивидуальная и работа в группах. Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык 2 класс», тетрадь, плакаты, индивидуальные карточки в конвертах, предметные картинки., словарь «Словарь Синонимов». |
||||||||||||||||||||||||||||
Контроль: использование полученных ранее знаний в практической работе. |
||||||||||||||||||||||||||||
Оценка: рейтинг учеников объявляется в конце урока. |
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная: углубить знания и представления учащихся о словах близких по смыслу и значению, дать понятие синонимы, продолжить работу над умением работать со словами. Воспитательная: а) повышение интереса учеников к русскому языку; б) умение работать в коллективе, уважение к мнению одноклассников; в) прививать аккуратность и дисциплинированность ; г)воспитывать ответственность за результаты своего труда. Развивающая: развивать в учениках стремление к знаниям, активность на уроке, развивать устную и письменную речь, пополнять их словарный запас, умение использовать на практике. К1 ( 1коммуникативная компетенция): умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, ПК1 (1 Речевая компетенция (аудирование, чтение, говорение, письмо): понимает и передаёт содержание и основной смысл простого текста; понимает содержание прочитанного задания и текста, речь собеседника; в устной речи — в словах и предложениях соблюдает правильную интонацию; соблюдает правила чистописания. К2 умение пользоваться информацией с учебника К3 (Компетенция самосовершенствования):умеет адекватно оценивать свои действия, контролировать себя, быть честным, правдивым; |
||||||||||||||||||||||||||||
Процесс и технология урока. |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока
-
Организационный момент. Проверка посещаемости учеников, готовность класса к уроку
(1мин)
-
Психологический настрой (1 мин)
— Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)
Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и
объединяются в группы.
— Прошу всех присесть за свои рабочие места. .
Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно! (К1- умение воспринимать сказанное, нормы речевого этикета)
III. Сообщение темы занятия.
Учитель: — Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.
— Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.
Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.(3 мин)
— Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
— Легче друга потерять, чем ….. ( НАЙТИ)
— Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
— В бою горько, зато потом …. ( СЛАДКО)
— Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
— Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)
— Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)
— Дружбу помни, а зло …..( ЗАБЫВАЙ)
— Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.
— Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ закрепление»
Мы продолжим знакомство с этим понятием, будем учиться определять их в тексте.
Учитель:- В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Работать мы сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно.
IV. Проверка домашнего задания. Итог. (2 мин.) Пристань «Вопрос — ответ».
Учитель: — О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?
Ученик: — О словах-синонимах.
Учитель: Умница! Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
Ученик: — Слова, близкие по значению, например: папа-отец.
Учитель: — Хорошо!
Учитель: — Ребята, что значит определить лексическое значение слова?
Ученик: — Сказать, что обозначает это слово.
Учитель: — Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Где ещё можно узнать о словах – синонимах?
Ученик: — Есть словари синонимов.
Учитель: — Хорошо, молодец!
V. Путешествие на остров Синонимов.
-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание
1) Задание № 1 (2мин)
А) Инструкция:
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать синонимы этого слова и записать их.
(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы — 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
— ЗАПИШИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ
ДОРОЖКА
ТОВАРИЩ
ВРАЧ
СМЕЯТЬСЯ
СМЕЛЫЙ
ОБЛАКО
Б) Проверка. Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.
ДОРОЖКА — ТРОПИНКА
ТОВАРИЩ — ДРУГ
ВРАЧ — ДОКТОР
СМЕЯТЬСЯ — ХОХОТАТЬ
СМЕЛЫЙ — ХРАБРЫЙ
ОБЛАКО — ТУЧА
2)Задание № 2 « Найди лишнее слово» (2мин)
— Запишите слова парами, найдите лишнее слово.
ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)
АЛФАВИТ АЗБУКА КНИГА
ПЕЧАЛЬНЫЙ РАДОСТНЫЙ ГРУСТНЫЙ
СТОРОЖИТЬ ОХРАНЯТЬ УБЕЖАТЬ
— Будут ли эти слова синонимы? Почему? Определить часть речи синонимов.
3) Задание № 3 (2мин) « Угадай животного»Учитель читает синонимы, дети должны угадать животного
К3 (Компетенция самосовершенствования):умеет адекватно оценивать свои действия, контролировать себя, быть честным, правдивым;
4) Задание № 4 Интерактивная игра «Подбери синонимы» Каждой группе даются слова, дети должны подобрать синонимы. Работа по картинке. Пишут в виде кластера. (К1-умение воспринимать сказанное) (3 мин)
А) Инструкция:
У вас на листочке написано слово и картинка, вам необходимо подобрать синонимы этого слова и записать их.
VI. Работа по учебнику. Дети читают стих.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу
Я от вас друзья не скрою
Ручку – я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
1) Орфографическая минутка. ( 2мин)
В горах, рассвет, чаша, верблюд, солнце, душистые, над степью, лечу, Ташкент, ночка.
Дети читают слова по цепочке и называют орфограммы.
2) Упражнение 328.( 3мин)
Подберите синонимы к данным словам. Запишите слова в тетрадь.
Храбрый, большой, трудный.
У доски работают три ученика.
(К2- умение пользоваться информацией с учебника)
VII.Физкультминутка в музыкальном сопровождении на компьютере. (2мин)
VIII. Закрепление изученного материала.
1)Практическая работа учащихся. «Выставка картинок» (3мин)
Устроена выставка слов — луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
— Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?
ЛУНА — МЕСЯЦ СОБАКА — ПЁС ДОКТОР — ВРАЧ
ЛОШАДЬ — КОНЬ БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ
— Продолжите фразу:
— Полученные подписи — это слова — ::..(синонимы)
— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
— Путешествие продолжается .Мы прибыли на остров, где стоит «Гора находок».
2) Интерактивная игра «Гора находок»( 3 мин)
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе. Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их. Работа в группах. (К1-умение воспринимать сказанное)
Задание для 1 группы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 группы.
Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 3 группы.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 4 группы.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Проверка.
— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
— Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)Ответ спикера.
Путешествие продолжается, мы прибыли в «Бухту творчества».
3)Интерактивная игра «Доскажи словечко» (К1-умение воспринимать сказанное) ( 3мин)
1 группа
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)
2 группа
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)
3 группа
Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)
4 группа
С аша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)
IX. Обобщение пройденного.
Контрольные вопросы. (Вопросно – ответная беседа). ( 3 мин)
X. Рефлексия ( 2 мин)
— Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю слов, встаньте в круг и возьмитесь за руки.
— Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.
— Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
XI. Домашнее задание по учебнику стр 132, упражнение 331с разъяснением. ( 2мин)
В конце урока, дети вместе с гостями поют песню «Улыбка», караоке. ( 3мин)
Данный материал можно использовать на уроке русского языка во 2 классе для отработки, закрепления или проверки знаний обучающихся по теме: «Слова, слова, слова». В игре требуется из двух предложенных вариантов выбрать подходящее слово-синоним. Презентацию можно рекомендовать для индивидуальной работы дома. УМК Школа России (или другие УМК).
Презентация содержит 10 слайдов с заданиями. Для выбора ответа — кликнуть по мячу. Если ответ неверный — мяч летит мимо корзины. Переход к следующему заданию — клик по заставке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.