Умение различать синонимы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

-Здравствуйте!

Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе»

На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?

— Город этот не простой, он дремучий и густой.

Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь.

Приветствие

(Лес)

ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

  1. Минутка чистописания

  1. Словарная работа

Актуализация знаний

1) Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. На следующей рабочей строке записываем букву Сс до конца рабочей строки. На следующей рабочей строке запишите слоги «Со, су, се, са»

2) На следующей рабочей строке запишите с красной строки «Словарь» поставьте двоеточие, и записывайте слова через запятую «солома, Саша, сестра, сок».

Давайте проверим (проверка по образцу на слайде), у кого нет ошибок на полях нарисуйте солнце, у кого есть ошибки нарисуйте тучку.

— Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

Л

Е

С

Г

О

Р

Е

М

О

Р

О

З

Х

О

Т

Е

Т

Ь

Т

Е

М

Н

О

Т

А

— Итак, какие слова мы называем синонимами?

Подбор синонимов

Бор, беда, стужа, желать, потемки.

Метапредметные рез-ты:

-Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.

— На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её.

-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?

— Что такое родственные слова?

— Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднений

— Прослушав сказку, назовите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

— Почему, — спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

— Не огорчайся, — отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

— Почему, — спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, — к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы?

— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, это самая лакомая еда.

— Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

Почему они родственные?

— Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

— Какая общая часть у всех этих слов?

— Что такое корень?

Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-По каким признакам вы догадались, что это корень?

О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова корень?

  1. подземная часть растений;

  2. часть зуба, волоса

В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное.

2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик.

3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.

В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Человек без друзей- что дерево без корней.

4.Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как слова зовут такие?

Дети вместе однокоренные

— Что называется корнем слова?

Признаки родственных слов?

Как пишется корень в родственных словах?

1.Отгадывают загадку

2.Работа со словарем

3.Работа с пословицами

4. Подбор родственных слов

Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях)

Личностные УУД:

— формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности

— формировать мотивации к творческому труду.

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся бережному отношению к природе.

Реализация проекта выхода из затруднений

1.Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяц-хвастун, хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов.

— Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Летчик – пилот, липкий – клейкий,

Быстро – скоро, правильно – верно.

Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Какие родственные слова встретились? Какой корень?

— Что такое корень слова?

Вставляют в текст пропущенные слова

Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Вам даны карточки:

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

— В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

— Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.

Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Регулятивные УУД:  научатся действовать по плану

Подведение итогов урока

Как называется общая часть родственных слов?

Как по-другому называются родственные слова?

Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?

Осмысливают и отвечают.

Оценивают полученные знания с помощью смайликов

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся оценивать свою деятельность.

Рефлексия

И так, кому было все понятно и интересно на уроке поднимите правую руку, у кого были затруднения поднимите левую.

Поднимают руки

Д/з.

Выполнить упражнение 79 страница 59

Записывают в дневники

Технологическая карта урока

1. Сергеева Ульяна Алексеевна

2. Класс: 2          Дата: 6.10.2017г.          Предмет: русский язык          Тема: Что такое синонимы?

3. Место и роль в изучении в теме: урок изучения нового материала

4. Цель урока: познакомить с термином синоним.

5. Задачи:

Образовательные: ознакомить со словами-синонимами, формировать умения определять лексическое значение синонимов, подбирать синонимы к определенному слову.

Развивающие: развивать речь, развивать умение анализировать и обобщать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работах.

Дидактические средства:

Для учителя: презентация

Для обучающихся: тетрадь, учебник, карточки для парной работы.

Характеристика этапов урока

п/п

Название этапа, цель

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(формирование УУД)

1

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Фронатально

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствую учителя, проверяют свою готовность к уроку. Произносят вместе с учителем:

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.

Регулятивные (Р):  волевой саморегуляции

2

Проверка домашнего задания

Цель: повторить ранее изученный материал

Фронтально

Организует проверку усвоения знаний

Отвечают на вопросы, читают текст

Личностные (Л): проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Метапредметные:

Р: адекватное восприятие оценки учителя

Коммуникативные (К): развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

Познавательные (П): развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

3

Актуализация знаний

Цель: активизация имевшихся ранее знаний

Минутка чистописания  (фронтально)

Подготовка к письму: Пальчиковая гимнастика: Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни –

Раз, два, три, четыре, пять!

Постучали, повернули

И работать захотели –

Тихо все на место сели.

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений Ос, Со

Выполнение пальчиковой гимнастики стоя.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Л: проявление старательности

Метапредметные:

Р: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи

Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний.

Творческое задание (фронтально)

Индивидуальная работа у интерактивной доски

Взаимопроверка

Фронтально

Учитель показывает на инерактивной доске предложение: Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Дает задания для учеников:

1. Определить, сколько предложений в тексте

2. Запиши текст, правильно оформляя начало и конец предложения.

3. В 1 и 3 предложениях подчеркни основу предложений.

4. Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

Записывают предложение в тетради

Подчеркивают главные члены предложения

Находят переносное слово «пришла»

Л: умение слушать в соответствии с целевой установкой

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: развивать умение задавать вопросы, аргументировать свое мнении

П: стремиться получить результат

Предметные: умение использовать имеющиеся знания, выполнять задания.

4

Изучение нового материала

Цель: 1. найти ответ на проблемный вопрос.

2. согласовать цель и тему урока

Фронтально. Проблемный диалог

Учитель просит прочитать еще раз первое предложение. И задает вопросы:

1. Какими словами можно заменить слово пришла?

2. Чем похожи слова наступила, началась, пришла?

3. А как одним словом можно назвать такие слова?

Учитель задает другой вопрос:

— Значит какую проблему нам предстоит решить на уроке?

Учитель открывает на интерактивной доске проблемный вопрос

4. Где мы можем найти информацию?

Учитель предлагает открыть учебник на странице 52 и прочитать запись в желтой рамке.

Учитель задает обобщающий вопрос:

— Так как называются слова, близкие по значению?

Отвечают на вопрос:

Наступила, настала, началась.

Они близки по значению.

Дети затрудняются ответить.

Дети отвечают:

Определить, как называются слова, близкие по значению.

Варианты обучающихся: в Интернете, в справочнике, в библиотеке, в учебнике)

Открывают учебники и самостоятельно читают правило

Дети отвечают:

— Слова, близкие по значению называются синонимами.

К: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

5

Динамическая пауза

Цель: реализация здоровье сбережения на уроках

Фронтально

Предлагает отдохнуть:

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели – всё в полном порядке!

Дети выполняют действия по образцу.

Л: установка на здоровый образ жизни

6

Закрепление изученного материала

Цель: 1.осмысление темы нового материала

2. применение на практике и последующее повторение нового материала

В парах

Фронтально

Первичное закрепление, уточнение знаний. (Учебник, с. 53 упр. 68.)

Организует первичное закрепление

Выразительное чтение предложения (учебник, упр. 68), доказательство, что выделенные слова употреблены в переносном значении и являются синонимами. Списывание предложения.

Организует закрепление.

Закрепляют умение различать синонимы.

Закрепление умений обосновывать свой ответ, выразительно читать и различать синонимы.

К: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р: оценка, контроль, коррекция

7

Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание изученного на уроке

В парах, фронтальная

Взаимопроверка

Самооценка с помощью смайликов

Раздает карточки слов близких по значению, расположенных в два столбца.

Ученики выполняют задание: находят из каждого столбца близкие по значению слова.

(неразговорчивый –молчаливый, смелый – отважный, прекрасный – чудесный, еда – пища; думать – размышлять, лётчик – пилот, друг – товарищ.)

П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Л: формировать умение работать в парах, уважая мнение собеседника

8

Домашнее задание

Цель: закрепление изученного материала

Фронтально

Учитель записывает на доске домашнее задание упр.70,с.54 поясняет его.

Записывают в дневник домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Р: самоопределение к выполнению самостоятельных работ

9

Подведение итогов урока

Цель: обобщение урока

Фронтально

Открывает вопросы на интерактивной доске:

1. Какой новый термин узнали на уроке?

2. Какие слова называют синонимами?

Учитель завершает урок:

Вот и кончился урок

И и подводим мы итог.

Хорошо вы потрудились

Вам пора и отдохать

Переменку веселитесь

И начнем урок опять!

Дети отвечают:

— Синонимы.

— Разные по написанию и близкие по смыслу.

Дети уходят на перемену.

П: фиксируют материал, изученный на уроке

Тема урока: Синонимы

Цель урока:

  • формирование представлений о многозначности слов русского языка,

  • формирование умения различать синонимы, синонимы и родственные слова;

  • развитие монологической речи учащихся, интереса к предмету, умения анализировать языковой материал и выделять лишнее;

  • воспитание творческого отношения к делу, аккуратности и культуры общения.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

2.

Проверка домашнего задания.

Упр. 50

-Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним

3.

Чистописание

трамвай, билет

С данными словами составьте предложения.

РТ упр. 5

4.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о синонимах

Стр 17 – чтение темы урока.

Упр. 51 – устно. Лошадь – кобыла, гиппопотам — бегемот, пес – собака.

Работа над новой темой.

  1. Учитель: – Подберите к слову авария близкое по значению слово.

Ученик: – Катастрофа.

Учитель: – Подберите родственные слова к слову авария.

Ученик: – Аварийный, аварийщик.

– Выписать слова, близкие по значению, в один столбик, противоположные по значению в другой столбик. Ученики выполняют работу у доски и в тетрадях. Получается запись:

зима – лето огонь – пламя

конец–начало дело – занятие

грусть– веселье

лентяй – труженик

трусость – смелость

Учитель: – Какие слова вы записали в каждый столбик?

Ученик: – Мы записали близкие по значению слова во второй столбик, а слова противоположные по значению в первый столбик.

Учитель: – Прочитайте правило на стр. 17.

Слова близкие по значению, – это синонимы.

Учитель: – А чем похожи слова– синонимы?

Ученики:– Они отвечают на один вопрос – что?

Учитель: – А что это значит?

Ученик: – Они относятся к одной части речи. Эти слова – имена существительные.

Учитель: – А как вы думаете, могут ли быть синонимы– глаголы? Синонимы– прилагательные?

Ученики: – Могут. Например, смелый – храбрый, бежать– мчаться…

Учитель: – Синонимы украшают нашу речь, без них она была бы бедной. Было бы скучно, назвать одним словом ЛОШАДЬ и гордого КОНЯ, и быстрого ЖЕРЕБЦА, и старую КОБЫЛУ, и резвую ЛОШАДКУ.

И без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной. Сыграем в игру “Наоборот”, чтобы хорошо это понять.

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:……

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ………

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …..

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай:…..

Что такое синонимы? Всегда ли они могут заменять друг друга? Давайте проверим. Подберите синонимы к словам здравствуйте (привет, приветик, здравия желаю, здорово, мое почтение, наше вам с кисточкой), до свидания (пока, всего хорошего, до встречи, честь имею кланяться). (Слова записываются на доске.) Какие слова вы можете употребить в разговоре с директором школы? со своим близким приятелем? Сделаем вывод: слова-синонимы не всегда могут заменять друг друга. Их выбор зависит от ситуации общения.

5.

Наблюдение над особенностями синонимов

Упр. 52- комментированное письмо.

Упр 53 – работа по вариантам

6.

Физкультминутка

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
Лучики лицо согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами уж стали.
Хорошо мы отдохнули!
И на место все вернулись.

7.

Зрительный диктант.

Стр. 18 – строки из стихотворения А. Хайта первый куплет. Самопроверка.

9.

Итог урока.

— Задайте друг другу вопросы о синонимах

10.

Домашнее задание.

Упр. 54, 55 — подготовиться

11.

Рефлексия

Урок:

  • привлек меня тем…

  • показался интересным…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навел меня на размышления…

Карточка № 1 (3-1-13) Ф.И. ____________________________________________

Спиши слова в два столбика: в левый напиши слова, которые начинаются с гласного звука, в правый — слова, которые начинаются с согласного звука.

Огород, жильё, кувшин, рыжик, ужин, чугун, улица, тишина, осень, встреча, этажи.

В каждый столбик напиши ещё по два слова. Подчеркни гласные буквы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2 (3-1-13) Ф.И. __________________________________________

Какую одну и ту же букву надо добавить к этим словам, чтобы получились новые?

…рот, …лад, …оса, …лубок, …ров, …роль, …рай

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 1 (3-1-13) Ф.И. ____________________________________________

Спиши слова в два столбика: в левый напиши слова, которые начинаются с гласного звука, в правый — слова, которые начинаются с согласного звука.

Огород, жильё, кувшин, рыжик, ужин, чугун, улица, тишина, осень, встреча, этажи.

В каждый столбик напиши ещё по два слова. Подчеркни гласные буквы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: «Синонимы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов.

2. Практические: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

развивать умение находить синонимы в тексте;

формировать умение использовать синонимы в речи;

развивать умение различать синонимы в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения;

учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивать умение подбирать синонимы к слову.

  1. Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

учебник, словари русского языка (орфографический, толковый, синонимов); карточки индивидуальные.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Минута релаксации

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности.

Приветственное слово учителя.

— Добрый день, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

  1. Актуализация прежних знаний.

  1. Ответьте на вопросы:

— Что такое лексика?

— Какая наука о языке изучает лексику?

— Какие слова называются однозначными? многозначными?

— Что такое омонимы?

— Что такое антонимы?

2. Выпишите словосочетания с многозначными словами в первый столбик, а с омонимами во второй.

вид на море – вид спорта

шелковое полотно – полотно конвейера

курносый нос – нос самолёта

свадебный наряд – наряд милиции

кузнечный горн – звонкий горн

вращающийся вал – городской вал

ловить мяч – ловить момент

лист бумаги – капустный лист

  1. Вызов. Формирование новых понятий и знаний.

  1. Словарная работа.

Громада, громоздить, громоздкий,

громадный.

____________________

Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)

  1. Лексическая разминка.

Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер.

Громоздкий, громадный,…

  1. Знакомство с новыми понятиями.

Синонимыслова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом.

Могут быть синонимические ряды

существительных (работа – труд – дело – занятие);

прилагательных (влажный – мокрый – сырой);

глаголов (бежать – спешить – торопиться);

наречий (тут – здесь);

фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом).

Перемена.

Что случилось в пятом классе?

Что за шум здесь, что за гам?

Скачут Таня, Витя, Саша,

Прыгают Наташа с Машей.

Засмеялись Толя с Пашей,

Прыснули от смеха Даши,

Захихикал и Захар.

Мимо парт несётся Сонька,

А за ней бежит Алёнка,

Мчатся, никого не видя,

Женька, Оля, Надя, Дима,

И летят во весь опор

Лена, Галя и Егор.

А в сторонке, у окошка,

Очень тихо, про себя,

Учит правило, наверно,

Ученик – отличник Гена.

Что же здесь произошло?

Это просто ПЕРЕМЕНА!

Словом, всё здесь хорошо!

Найти синонимы в этом стихотворении.

4. Использование синонимов в художественных текстах.

Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль.

Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла.

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-то-пама…

Нет, ги-попо-тото-попама…

Нет, ги-тото-попо-потама…

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоём

Взглянуть на ги… на бегемота.

Мы чаще так его зовём.

Я думаю, гиппопотама

Зовут так трудно для того,

Чтоб сторож из глубокой ямы

Пореже вызывал его.

С.Я.Маршак

  1. Физкультминутка.

  1. Осмысление. Формирование новых умений и навыков.

  1. Работа с упражнением в учебнике.

  1. Отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.

1)большущий

исполинский

огромный

большой

2)божественный

красивый

роскошный

прекрасный

  1. Практическое упражнение по подбору синонимов.

скупой

кидать

очи

спешить

неприятель

товарищ

Задание. Подберите синонимы к следующим словам:

скупой, кидать, очи, спешить, неприятель, товарищ.

Проверьте себя:

скупой

жадный

кидать

бросать

очи

глаза

спешить

торопиться

неприятель

враг

товарищ

друг, приятель

  1. Практическое упражнение.

Задание. Найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова:

Болтать – разговаривать

Порицание – головомойка

Бродить – болтаться

Дуться – сердиться

Искать – копаться

Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны (атака, наступление).

2) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … по телефону (беседа, разговор).

3) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

VI. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие слова называются синонимами?

— Что такое синонимический ряд?

— Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться?

— Будут ли являться синонимами следующие слова: чудесный, красота?

Тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание Б) сражаться В) борьба

2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО?

А) бегло Б) стремительно В) быстрый

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый — человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный — невесомый

В) молодость – юность – молодеть

  1. Домашнее задание.

Синонимы к слову «различать»

  • различить, разглядывать, разглядеть, разбирать
  • различить, дифференцировать, разграничивать
  • различить, видеть, въезжать
  • различить, распознавать, отличать, определять, угадывать
  • распознавать, отличать, ощущать
  • разглядывать, разглядеть, замечать, смотреть, наблюдать
  • разглядывать, разглядеть, рассматривать, опознавать, смотреть, узнавать, наблюдать
  • видеть, замечать, смотреть, находить
  • видеть, слышать, слыхать, узнавать, видать
  • замечать, примечать, выдавать, отчеканивать
  • выделять, признавать
  • делить, разделять, рознить, размежёвывать, разъединять
  • смотреть, любоваться
  • зреть, лицезреть
  • разбирать, развешивать, разлагать, рассортировать, сортировать
  • оценивать, ценить, предпочитать
  • разбрасывать, разбивать, разбить, разламывать
  • улавливать, чуять
  • делать различие, проводить различие, устанавливать различие
  • проводить грань

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: курултай — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • угадывать, рассмотреть, обозначаться, определить, осязать, прорисовываться, различать, различаться, разглядеть, улавливать, распознавать, ориентироваться, отличать, вырисовываться, проступать
  • скрадывать, сливаться, теряться
  • характерные признаки
  • характерно наличие
  • чёткие границы
  • блоковый нерв
  • наружное ухо
  • костная проводимость
  • степень развития
  • сфинктер зрачка
  • биполярная клетка
  • передняя комиссура
  • щелевая лампа
  • конечный мозг
  • форма предмета
  • зрительное восприятие
  • спектральные цвета
  • в зависимости от преобладания
  • центральная ямка
  • ретикулярные волокна
  • расплывчатые контуры
  • задняя мозговая артерия
  • червь мозжечка
  • средняя лобная извилина
  • цветовые оттенки
  • имеющий сходство
  • покровительственная окраска

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: знакомый, человек, индивидуум, рационалист, языковед
  • Места: просвет, тень, быль, один
  • Предметы: предмет, пелена, том, кант, первооснова
  • Действия: различение, распознавание, разное, абрис, сравнение
  • Абстрактные понятия: различие, разница, отличие, одинаковость, понятие

Ассоциации к слову «различать»

Предложения со словом «различать»

  • Религиозное чувство в человеческом обществе пробуждается значительно раньше, чем люди начинают различать добро и зло.
  • Несмотря на то что грузины говорили едва слышно, он отчётливо стал различать голоса.
  • Он уже научился различать даже на расстоянии, кто из них кто.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «различать»

  • Отряд действительно приближался, и уже теперь Ксения Яковлевна явственно различала фигуру своего жениха.
  • В пестром смешении звуков знакомых // Птиц различать, узнавать насекомых.
  • Действительно, вдали, из-за кустов, показывается чуть заметная точка, которая мало-помалу разрастается, и через несколько минут вы уже начинаете ясно различать очертания лодки.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Афоризмы русских писателей со словом «различать»

  • В старом славянском языке все-таки есть веские, добротные и образные слова, но необходимо различать их язык церковной догматики и проповеди от языка поэзии.
  • Умейте различать, что звучит крепко и дано надолго, от словесной пыли, которую завтра бесследно разнесёт холодный ветерок разума, любителя точности и ясности.
  • Мы принимаем все, что получаем,
    За медную монету, а потом —
    Порою поздно — пробу различаем
    На ободке чеканно-золотом.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Умение разговаривать синоним
  • Умение радоваться мелочам синоним
  • Умение работать в команде синоним
  • Умение прощать синоним
  • Умение продавать синоним