Умение подбирать синонимы

Методические рекомендации по формированию учебного умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

Синонимы — это (греч. synonymos — одноименный) слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. 

Работа над синонимами начинается с первого класса уже на страницах «Азбуки».

Практически, в большей части рассказов и стихотворений, присутствующих в книгах для чтения, есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа: большой и огромный, хорошо и прекрасно, и т.д. Целесообразно также работать над синонимами из разных произведений.

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

  1. Умение обнаружить синонимы в тексте, объяснить значение и оттенки значений, найти различия между словами – синонимами;

  2. Умение подбирать синонимы, которые могут служить заменой данному, и выяснять оттенки значений, различий употребления;

  3. Специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и др.);

  4. Использование синонимов в речи, т.е. их активизация;

  5. Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); замена слова другими, синонимичными ему и более уместными в данном тексте.

При обогащении речи детей синонимами можно следовать двум направлениям:

  • при чтении текста, учащиеся находят в нем, небольшие синонимические ряды с уместным их использованием;

  • подбор синонимов самими детьми, который направлен на обучение детей точному употреблению слов. Обобщается внимание на оттенки синонимов.

Для работы с синонимами необязательно искать в тексте их группу, можно это сделать самостоятельно. Такой вид занятий очень эффективен, т.к. он заставляет детей использовать свой словарный запас и повышает, таким образом, уровень познавательности активности школьников.

Работа с синонимами должна проводиться в следующей последовательности:

  • подбор слов, близких по значению;

  • выяснение понимания детьми значений слов;

  • составление словосочетаний и предложений с синонимами для уточнения оттенков их значений;

  • использование слов-синонимов и составленных с ними предложений в речи (например, при составлении рассказа по картинке).

Такая работа способствует как обогащению и активизации словарного запаса детей, так и формированию умения подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

Как научиться подбирать синонимы к словам?Что вы Ваша речь была красивой и слаженной, без большого числа речевых поворотов необходимо просто уметь правильно подбирать синонимы к словам. Это вполне возможно сделать использую специальный словарь слов или просто программу, которая автоматически будет предлагать Вам замену. Подобрать синонимы к слову онлайн https://bezbukv.ru/synonym/ можно тут. Но есть некоторые нюансы в процессе подбора синонимов.

Чтобы точно понимать какие слова необходимо подобрать нужно четко знать определение слова синоним и типы его применения. Все синонимы пишутся и звучат абсолютно по-разному, но при этом имеют близкое значение. Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли на бумаге писателю необходимо отлично владеть знанием синонимов. Но не только в написании, а и в живом общении собеседник становится куда интереснее если он употребляет различные синонимы в разговоре.

Для того, чтобы корректно подобрать синоним к нужному слову нужно четко понимать его значение и в какой мысли оно должно быть употреблено, чтобы найти самое близкое по значению слово для замены. Все синонимы отличаются разной степенью окраса, например, умный, не глупый, гений – эти слова можно отнести к одному значению, но при этом они абсолютно по-разному описывают умственные способности человека.

Если Вам тяжело подбирать синоним самому при написании текста, но вполне можно обратиться к специальным программам, которых большое множество в современном интернете, и они Вам непременно подберут самый лучший вариант. Но если вдруг у вас не оказалось доступа к интернету вы всегда можете поискать синонимы в словарях, которые специально разработаны авторами для украшения нашей речи.

Все словари составлены уже несколько десятков лет назад, но актуальности они не потеряли и до настоящего времени. А если при написании текста на компьютере вы пользуетесь всем известной программой Ворд, разработчики уже заранее побеспокоились о Вас и заложили словари в программное обеспечение, при необходимости если программа считает, что слово требует замены она предлагает несколько вариантов автоматически.

Полезные навыки

18 окт 2021, 16:05

Как научиться подбирать синонимы к словам

Чтобы избежать большого количества речевых повторов при написании текста, необходимо уметь подбирать синонимы к слову. Это можно сделать при помощи специальных словарей или технологических средств.

Как подобрать синонимы к слову

Инструкция

Слово «синоним» происходит от греческого synonymon, что значит «однослов». Синонимы, как правило, относятся к одной части речи, имеют разное написание и звучание, но при этом близкое лексическое значение. Автору текста необходимо владеть навыками подбора синонимов для более точного выражения мысли, исключения тавтологии и придания эмоциональной окраски тексту. Синонимичные структуры обогащают и устную речь, делая ее образной и интересной.

Чтобы подобрать синоним к слову, необходимо, прежде всего, определить значение исходного слова, а затем поискать слова, максимально приближенные к этому слову по значению. При этом синонимы могут иметь разную степень эмоциональной окрашенности, а также относится к разным стилям изложения. Также синонимами могут быть не только слова, но и словосочетания, например: «потемки» — «ночная темнота».

Если самому подобрать синоним не удается, то можно воспользоваться помощью словаря синонимов. Таких изданий много. Составленные еще в начале прошлого века, они до сих пор не теряют актуальности. В книжном магазине можно приобрести словари синонимов русского языка и современных авторов. В интернете доступны как электронные версии печатных изданий, так и специальные программы-синонимайзеры, которые помогут сэкономить время на редактуре готового материала. Но, увы, их работа далека от совершенства и, как показывает практика, текст все равно приходится дорабатывать вручную.

Разработчики текстового редактора Word заранее побеспокоились о своих пользователей, включив функцию подбора синонимов в опции программы. Чтобы подобрать синоним к слову, нужно сначала его выделить в тексте, затем нажать правую кнопку мыши на выделенном слове, чтобы показалось контекстное меню. Далее вам необходимо выбрать раздел «Синонимы» и подобрать нужное слово из предложенного списка. С помощью этих простых действий речевые повторы можно быстро и легко заменить синонимами. В тезаурусе, который находится в разделе «Синонимы», также можно найти информацию о том, к какой части речи и к какому стилю относятся предлагаемые синонимы.

Существует много сайтов, направленных на повышение грамотности среди населения. Такие проекты дают возможность пользователям проверить правильность написания слова, повторить правила из школьной программы русского языка, поставить ударение в слове, а также подобрать синоним и антоним к заданному слову.

Логопедическое заключение: недостатки письма, обусловленные ФНР. II этап обучения.

Тема занятия: Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.

Цели: 

  1. Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.
  2. Формировать умение правильно подбирать синонимы.
  3. Заинтересовать учебным материалом по данной теме.
  4. Развивать навыки фонематического анализа.
  5. Развивать слуховое внимание, слуховую память.
  6. Развивать умение точно выполнять инструкции.
  7. Обогащать словарный запас в процессе упражнений подбора синонимов.

Оборудование: плакаты «Слова-приятели», «Ряды синонимов», «Древнерусский воин», 2 маски: тигра и льва, 6 перфокарт, 7 карточек с зашифрованной темой урока.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Симметричные рисунки.

Дети рисуют симметричные рисунки одновременно двумя руками по заданию логопеда.

  1. вверху: яблоко;
  2. внизу: ведро;
  3. вверху сердечко
  4. внизу: домик;
  5. вверху: груша;
  6. внизу: огурец.

II. Развитие слухового внимания, концентрации внимания

Логопед. Из далекого прошлого предки отправили нам зашифрованное послание. Мы должны прочитать его. Справится с заданием самый внимательный.

На доске вывешиваются лист с зашифрованной темой, такие же у детей на партах.

Зашифрованное письмо:

М

А

Р

С

О

Н

И

Н

К

Л

Н

М

П

О

Т

Г

Р

Н

В

Д

И

М

Д

З

А

Ы

В

К

III. Развитие умения точно выполнять инструкции

Логопед. Ключ от шифровки у меня, вы берите в руки свои волшебные карандаши и выполняйте мои инструкции.

  1. Обвести в кружок букву «С» в 1-й строке
  2. Кроме последней, зачеркнуть все буквы в 1-й строке
  3. Заключить в треугольник 4-ю букву во второй строке
  4. Заключить в квадрат последнюю букву во 2-й строке
  5. Зачеркнуть 1, 2, 3, 5 ,6 буквы в 3-й строке
  6. Подчеркнуть 1-ю букву в последней строке
  7. Обвести в овал 5-ю букву в 4-й строке
  8. Обведенные и подчеркнутые буквы прочитать, не переставляя. Какое слово получиться?

IV. Объявление темы и целей занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы узнаем, какие слова показывают себя синонимами и научиться подбирать к заданным словам, близкие им по значению.

V. Объяснение темы занятия

Логопед. Подбор прилагательных к существительным. Чтобы добиться своих целей, я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревню Русь. На границе этой прекрасной страны мы встречаем стража – древнерусского воина.

Вывешивается картина с изображением воина.

— Воин, он какой? Подберите имена прилагательные к существительному «воин». Прилагательные, напечатанные на полосках, вывешиваются рядом с картиной «Воин»

Дети могут назвать прилагательные: красивый. Сильный, высокий, храбрый, смелый, отважный.

VI. Подбор синонимов к заданному слову

Если в ответах детей не звучат синонимы, логопед помогает в подборе синонимов наводящими вопросами:

  • Какое другое слово со значением храбрый можно еще назвать?
  • Как по-другому можно сказать: храбрый?
  • Как другими словами сказать храбрый?
  • Каким словом другим по звучанию, но тем же по значению можно заменить слово храбрый

В итоге беседы на доске остаются 3 прилагательных: храбрый, смелый, отважный.

VII. Беседа

Вопросы для беседы:

  • Все эти слова обозначают одну и ту же черту характера и ли разные?
  • Слова: храбрый, смелый, отважный говорят об одном и том же?
  • Все эти слова обозначают одно и то же?
  • А как они звучат?
  • Слова, которые обозначают одно и то же, но звучат по разному, называются…?

VIII. Хоровое проговаривание правила

Слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию, называются синонимами.

IX. Развитие фонематических процессов на ряде синонимов: храбрый, смелый, отважный

Логопед. Любой воин, охраняющий границу, должен обладать замечательным слухом. Вы будущие воины, и мы сейчас  проверим ваш слух.

Предлагается игра «Угадай словечко».

  1. В этом слове 4-й звук [б] (храбрый)
  2. В этом слове 5-й звук – шипящий (отважный)
  3. В этом слове всего 6 звуков (смелый)

X. Практическая работа. Нахождение синонимов в тексте

Логопед. Древнерусским воинам нужно было проявлять: храбрость, смелость, отвагу, но иногда хитрость и осторожность во время охоты на диких зверей.

Мотивация прослушивания: Вы сейчас будете вместе с воином находиться в засаде и отбирать слова, похожие по значению: это слабые места зверя. Ну-ка, кто самый хитрый охотник?

Слова, близкие по значению, записать в тетрадь, чтобы не забыть.

XI. Инсценирование сказки «Тигр-лев и лев-тигр»

Тигр-лев – это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая.

Лев-тигр – наоборот. Сначала желтая, потом черная.

И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот такой тигр-лев.

Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе – левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой ррры!

Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! – и пошел правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, как тигр-лев.

И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись.

А откуда они взялись? Лев тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы.

(Е. Измайлов)

XII. Беседа по содержанию сказки

Вопросы для беседы:

  • Как вы поняли сказку?
  • Что на самом деле происходило в сказке?
  • Как автор разными словами дает одно и то же изображение?
  • Какие гривы у зверей? (лохматая, косматая)
  • Какими были сначала звери? (маленький, небольшой)
  • Какими потом стали звери? (большой, немаленький)
  • Что делали они хвостом? (вертел, крутил)
  • Откуда взялись эти необычные звери? (выдумка, небылица)

Вывод: слова, обозначающие одно и то же, но звучащие по-разному, называются синонимами.

XIII. Запись в тетрадях

Вертел – крутил;

выдумка – небылица;

храбрый – смелый – отважный.

XIV. Практическая работа. Исключение из ряда слов несинонимического понятия

Логопед. Пока мы с вами наблюдали, в ряды воинов пробрались враги.

Игра «4-й лишний». Указать 4-е (лишнее) слово (с иным, чем у остальных слов значением). Объяснить, почему это слово является лишним. На доску вывешивается лист А-3, напечатаны ряды:

  1. слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
  2. крепкий, далекий, прочный, надежный;
  3. понять, разобраться, запомнить, уразуметь.

На слух дети должны исключить лишние слова из следующих рядов:

  1. думать, ехать, размышлять, соображать;
  2. грустный, печальный, унылый, глубокий;

XV. Практическая работа. Распределение слов по синонимическим рядам

Логопед. Лишних мы из рядов воинов исключим. Сейчас нам нужно разложить порох по пороховницам. У каждого из вас порох (отдельное слово на полосках бумаги) и пороховницы (спичечные коробки). Ваша задача: быстро и правильно распределить слова, близкие по значению в разные коробки.

Если 6 учеников, необходимо подготовить 12 синонимических рядов.

Примеры:

  1. пища, корм, еда;
  2. неизвестный, незнакомый, безвестный;
  3. быстрый, скорый, поспешный.

XVI. Работа с перфокартами. Подбор синонимов к заданному слову

Логопед. Оружие готово к бою. И воину предстоит сейчас проверить, насколько вы меткие стрелки. У каждого из вас 7 возможностей попасть в цель. Вам необходимо верно подобрать синонимы к данным словам и записать их на листочках.

Перфокарты

XVII. Итог занятия проводится в беседе

Вопросы для беседы:

  • О чем мы сегодня говорили на занятии?
  • Что запомнили?
  • Какие слова называются синонимами?
  • Понравилось ли вам путешествие в Деревню Русь?

II. Развитие слухового внимания,
концентрации внимания

Логопед. Из далекого прошлого предки отправили нам
зашифрованное послание. Мы должны прочитать его. Справится с заданием самый
внимательный.

На доске вывешиваются лист с зашифрованной темой, такие же у детей на
партах.

Зашифрованное письмо:

М

А

Р

С

О

Н

И

Н

К

Л

Н

М

П

О

Т

Г

Р

Н

В

Д

И

М

Д

З

А

Ы

В

К

III. Развитие умения точно выполнять инструкции

Логопед. Ключ от шифровки у меня, вы берите в руки
свои волшебные карандаши и выполняйте мои инструкции.

1.     
Обвести в кружок букву «С» в 1-й строке

2.     
Кроме последней, зачеркнуть все буквы в 1-й строке

3.     
Заключить в треугольник 4-ю букву во второй строке

4.     
Заключить в квадрат последнюю букву во 2-й строке

5.     
Зачеркнуть 1, 2, 3, 5 ,6 буквы в 3-й строке

6.     
Подчеркнуть 1-ю букву в последней строке

7.     
Обвести в овал 5-ю букву в 4-й строке

8.     
Обведенные и подчеркнутые буквы прочитать, не
переставляя. Какое слово получиться?

IV. Объявление темы и целей занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы узнаем, какие слова
показывают себя синонимами и научиться подбирать к заданным словам, близкие им
по значению.

V. Объяснение темы занятия

Логопед. Подбор прилагательных к существительным.
Чтобы добиться своих целей, я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревню
Русь. На границе этой прекрасной страны мы встречаем стража – древнерусского
воина.

Вывешивается картина с изображением воина.

— Воин, он какой? Подберите имена прилагательные к
существительному «воин».
Прилагательные, напечатанные
на полосках, вывешиваются рядом с картиной «Воин»

Дети могут назвать прилагательные: красивый. Сильный,
высокий, храбрый, смелый, отважный.

VI. Подбор синонимов к заданному слову

Если в ответах детей не звучат синонимы, логопед помогает
в подборе синонимов наводящими вопросами:

         
Какое другое слово со значением храбрый
можно еще назвать?

         
Как по-другому можно сказать: храбрый?

         
Как другими словами сказать храбрый?

         
Каким словом другим по звучанию, но тем же по
значению можно заменить слово храбрый

В итоге беседы на доске остаются 3 прилагательных:
храбрый, смелый, отважный.

VII. Беседа

Вопросы для беседы:

         
Все эти слова обозначают одну и ту же черту
характера и ли разные?

         
Слова: храбрый, смелый, отважный говорят об одном и
том же?

         
Все эти слова обозначают одно и то же?

         
А как они звучат?

         
Слова, которые обозначают одно и то же, но звучат
по разному, называются…?

VIII. Хоровое проговаривание правила

Слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию,
называются синонимами.

IX. Развитие фонематических процессов на ряде
синонимов: храбрый, смелый, отважный

Логопед. Любой воин, охраняющий границу, должен
обладать замечательным слухом. Вы будущие воины, и мы сейчас  проверим ваш
слух.

Предлагается игра «Угадай словечко».

1.     
В этом слове 4-й звук [б] (храбрый)

2.     
В этом слове 5-й звук – шипящий (отважный)

3.     
В этом слове всего 6 звуков (смелый)

X. Практическая работа. Нахождение синонимов в
тексте

Логопед. Древнерусским воинам нужно было проявлять:
храбрость, смелость, отвагу, но иногда хитрость и осторожность во время охоты
на диких зверей.

Мотивация прослушивания: Вы сейчас будете вместе с
воином находиться в засаде и отбирать слова, похожие по значению: это слабые
места зверя. Ну-ка, кто самый хитрый охотник?

Слова, близкие по значению, записать в тетрадь, чтобы не
забыть.

XI. Инсценирование сказки «Тигр-лев и лев-тигр»

Тигр-лев – это лев-тигр, только наоборот. И все у них
наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая,
черная, желтая.

Лев-тигр – наоборот. Сначала желтая, потом черная.

И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва
косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое
длиннее правого. Вот такой тигр-лев.

Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим.
Стал большим и пошел себе – левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой
ррры!

Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал
не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! – и пошел правой, левой, правой, левой.
И хвостом по дороге крутил, как тигр-лев.

И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса.
Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал
пройтись.

А откуда они взялись? Лев тигр из выдумки. Зато тигр-лев,
уж конечно, из небылицы.

(Е. Измайлов)

XII. Беседа по содержанию сказки

Вопросы для беседы:

         
Как вы поняли сказку?

         
Что на самом деле происходило в сказке?

         
Как автор разными словами дает одно и то же
изображение?

         
Какие гривы у зверей? (лохматая, косматая)

         
Какими были сначала звери? (маленький, небольшой)

         
Какими потом стали звери? (большой, немаленький)

         
Что делали они хвостом? (вертел, крутил)

         
Откуда взялись эти необычные звери? (выдумка,
небылица)

Вывод: слова, обозначающие одно и то же, но звучащие
по-разному, называются синонимами.

XIII. Запись в тетрадях

Вертел – крутил;

выдумка – небылица;

храбрый – смелый – отважный.

XIV. Практическая работа. Исключение из ряда
слов несинонимического понятия

Логопед. Пока мы с вами наблюдали, в ряды воинов
пробрались враги.

Игра «4-й лишний». Указать 4-е (лишнее) слово (с иным,
чем у остальных слов значением). Объяснить, почему это слово является лишним.
На доску вывешивается лист А-3, напечатаны ряды:

1.     
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

2.     
крепкий, далекий, прочный, надежный;

3.     
понять, разобраться, запомнить, уразуметь.

На слух дети должны исключить лишние слова из следующих
рядов:

1.     
думать, ехать, размышлять, соображать;

2.     
грустный, печальный, унылый, глубокий;

XV. Практическая работа. Распределение слов по синонимическим рядам

Логопед. Лишних мы из рядов воинов исключим. Сейчас
нам нужно разложить порох по пороховницам. У каждого из вас порох (отдельное
слово на полосках бумаги) и пороховницы (спичечные коробки). Ваша задача:
быстро и правильно распределить слова, близкие по значению в разные коробки.

Если 6 учеников, необходимо подготовить 12 синонимических
рядов.

Примеры:

1.     
пища, корм, еда;

2.     
неизвестный, незнакомый, безвестный;

3.     
быстрый, скорый, поспешный.

XVI. Работа с перфокартами. Подбор синонимов к
заданному слову

Логопед. Оружие готово к бою. И воину предстоит сейчас
проверить, насколько вы меткие стрелки. У каждого из вас 7 возможностей попасть
в цель. Вам необходимо верно подобрать синонимы к данным словам и записать их
на листочках.

Перфокарты

 

XVII. Итог занятия проводится в беседе

Вопросы для беседы:

        
О чем мы сегодня говорили на занятии?

        
Что запомнили?

        
Какие слова называются синонимами?

        
Понравилось ли вам путешествие в Деревню Русь?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Умение планировать синонимы
  • Умение петь синоним
  • Умение объяснять синоним
  • Умение общаться с людьми синоним
  • Умение не сдаваться синоним