- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Что такое тургеневская девушка?
Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева.
Тургеневская девушка скромная, мечтательная, тонкая, ранимая и романтичная натура, которая, как правило, родом из глухих мест, воспитанная вдали от светской жизни. То, что она несколько нелюдима и замкнута не мешает ей быть достаточно умной и образованной. Для многих тургеневская девушка – дурнушка, не обладающая выдающейся красотой. Но будучи «некрасивой» внешне, внутри она прекрасна, ее внутренний мир богаче, чем у многих видных девушек. Ей свойственно без оглядки влюбляться в главного героя, для нее не важны не богатство не внешняя красота возлюбленного, ее интересуют лишь его истинные лицо, его качества и черты характера, такие как стремление служить народу. В проявлении своих чувств она порой искренна и верна настолько, что не способна увидеть недостатков любимого, который попросту не способен оценить ее самоотверженной любви. Ей свойственно идеализировать образ возлюбленного, она готова следовать за любимым даже вопреки запрету родителей.
Тургеневская девушка – сильная натура, хоть и может на первый взгляд показаться слабой, она способна идти к поставленной цели вопреки любым обстоятельствам и даже пожертвовать собой ради этой цели. Благодаря твердости своего характера она способна добиться в жизни гораздо большего, чем многие мужчины. В ней сочетаются любовь, упрямство и самопожертвование.
Взять в пример хотя бы образ тургеневской Аси – немного неуверенной в себе, ранимой, непорочной, искренней и благородной. Влюбившись она первой признается в своих чувствах, которые хоть и оказываются взаимными, но обрести счастье влюбленным так и не удается. Ее избранник оказывается не способен в полной мере оценить чувства девушки, для него на первом месте не любовь, а общественное мнение. Он не готов идти наперекор светским обычаям и жениться на девушке в благородности происхождения которой он не уверен. Ася будучи девушкой сильной, находит в себе решимость отказаться от своей любви. Эта история в очередной раз возвысила мягкий и в то же время твердый характер тургеневской девушки над трусостью и нерешительностью ее избранника.
Личная трагедия и отношение к любви
Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.
Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним – любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.
Героини
Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.
Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:
- Елена Стахова («Накануне»);
- Зинаида («Первая любовь»);
- Наталья Ласунская («Рудин»);
- Лиза («Дневник лишнего человека»);
- Ася из одноименного произведения;
- Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
- Вера («Фауст»).
Что касается романа «Отцы и дети», то Анна Одинцова не подходит на роль «тургеневской барышни». Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.
Кисейная барышня
Выражение, как нетрудно догадаться, появилось от слова “кисея” — легкой прозрачной ткани, которую очень любили молодые дворянки в России. Иначе говоря, “кисейная барышня” — это модница. Слово в обиход ввел критик Дмитрий Писарев. Негативные коннотации же к фразе добавились после статьи публициста Николая Шелгунова под названием “Женское безделье”. Затем скучающие, щеголеватые, недалекие светские красотки стали кочевать из произведения в произведение. “Кисейную барышню” упоминает Николай Лесков в “Островитянах”, у Софьи Ковалевской в повести “Нигилистка” и у Дмитрия Мамина-Сибиряка в романе “ Горное гнездо”.
Образ «тургеневских девушек»: характеристика
Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.
Все «тургеневские девушки» очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».
Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее – быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.
«Тургеневские барышни» могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.
Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.
Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.
Pin-up Girl
Впервые слово “пин-ап” ( от английского to pin up — “прикалывать”) стали употреблять в 1941 году. Тем не менее сама практика вырезать фото звезд из журналов или газет и затем прикалывать их на стену была еще раньше. Пин-ап-модели зачастую были манекенщицами или знаменитостями. Например, одной из самых известных пин-ап-моделей была Бетти Грейбл — американская актриса, певица и танцовщица. Ее знаменитое фото в купальном костюме сделало ее самой популярной моделью в период Второй мировой войны, а позднее снимок даже был включен журналом Life в список “100 фотографий, которые изменили мир”. Фотомодель Бетти Пейдж стала секс-символом второй половины пятидесятых в Америке и, как считается, предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых годов.
Внутренняя сила
Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ «тургеневской девушки» в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой – непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».
Критика[править]
Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева («Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте»).
« | И она [Ася], и Елена (жена Инсарова), и Одинцова (предмет любви Базарова) при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд, оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей. | » |
— Эдуард Надточий |
Лиза Калитина
Рассмотрим образ «тургеневских девушек» на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.
Бальзаковская дама
Давно стало расхожим выражение “бальзаковский возраст”. Он, как мы знаем из романа Оноре де Бальзака равняется 30 годам, роман так и называется — «Тридцатилетняя женщина». У его героини Жюли, впоследствии ставшей прообразом всех героинь бальзаковского возраста, непростая судьба. Нормы морали XIX века предписывали женщине быть прежде всего хорошей матерью, женой и домохозяйкой, но Жюли всей своей жизнью опровергает этот постулат, следуя за собственными чувствами, желаниями и личным счастьем. По сути, Жюли и женщины бальзаковского возраста — это не столько про возраст, сколько про отношение к жизни и к роли женщины. Впоследствии в массовом сознании понятие трансформировалось — и, слыша “женщина бальзаковского возраста”, мы думаем прежде всего о годах.
Любовь Лизы
Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.
Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.
Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.
Комсомолка
Фраза “студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица” из фильма “Кавказская пленница” — самая известная и в общем-то точная фраза, описывающая образ советской девушки. Комсомолка — девушка довольно идеалистичная, лишенная сомнений и противоречий. Она красива, здорова, идейна и устремлена в будущее. Комсомолка и вдохновляет на подвигиподвиги, и наставляет на истинный путь своих менее идейных товарищей. Нина из “Кавказской пленницы” ходит в походы и танцует твист, героиня фильма “Неподдающиеся” исправляет двух лодырей, работающих вместе с ней на заводе. А вот Катя из фильма “Высота”, на первый взгляд, из этого ряда выбивается. Она и курит, и даже татуировка у нее есть, и, судя по всему, веселая юность. Но, как вы понимаете, впоследствии Катя находит настоящего комсомольца и сама вступает в комсомол. Рита из “Покровских ворот” — красива, холодна, но не чужда искренним чувствам. И конечно же, носит комсомольский значок на лацкане.
Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»: план
Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:
- Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
- Общая характеристика главной героини.
- Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
- Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
- Отношения героини с возлюбленным.
- Сюжетная развязка и подведение итогов.
Повесть «Ася»
Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ «тургеневской девушки». «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.
Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление – слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.
Как обычно, «тургеневская девушка» открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.
Викторианская барышня
Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом. Одинокая женщина с ребенком становилась изгоем, а даже упоминания о сексе или сексуальности были постыдными. Примечательно, что предки Виктории явно не вели благочестивого образа жизни. Так, например, ее дядя, король Вильгельм IV, абсолютно не скрывал, что у него было десять незаконных детей. Викторианские нормы морали порой доходили до абсурда: античным статуям закрывали гениталии фиговыми листками, а для купания на пляже ставили специальные закрытые купальные машины. Викторианским девушкам предписывалось не только хранить физическую девственность до брака, но и не пытаться узнавать что-то о сексе или деторождении, поскольку это считалось постыдным. В свою очередь, замужние женщины не должны были снимать в присутствии мужа ночную рубашку, а в период беременности — появляться на людях.
Назад Далее
Чувства Аси
Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.
Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ «тургеневской девушки» безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.
Кто она такая?
Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и юность которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.
Ответы
Варвара Орлова
Простите за прущего из меня граммар-наци, но «тургенЬевская» — смахивает на оскорбление ))), и не думайте о комплИментах! ))) А по сути, смотря кто и как употребляет этот эпитет. Вы же знаете, что в России и слово «интеллигент» может быть ругательным, и «бандит» — ласкательным ))).
Степа Охримчук
Если бы я помнил что это такое))но если судить что тургенев человек как и писатель неплохой то это должно быть комплиментом)))только парень его озвучивший наверняка работает в библиотеке или слишком много читает и будет наверняка в очках)))
Andrew Michaelsen
Комплимент, если человек знает изначальный смысл эпитета. Сейчас в него вкладывают немного другой смысл, и появились оттенки жалости и покровительственной, хоть и доброй, усмешки.
Boir Saidov
Думаю Да.. Тургенев-гений, а женские образы просто нет аналогов в мировой литературе,хотя бы Ася-тургеневьская девушка это символ чистоты,простоты и душевного целомудрия
РП
Рина Полтавець
Я думаю что комплимент. «Тургеневская девушка» — тонко чувствующая, одухотворенная и возвышенная, мечтательная и романтичная, искренняя и образованная.
СБ
Станислав Божков
ну ваще то правильнее это Тургеневская женщина— Виталя— думаю это в те времена константа была— ведь были же тогда и бабы и мужики на земле нашей Русской
Лариса Вахрушева
парень с девушкой познакомились кино мороженое он ей -Ну че к тебе пойдем или ко мне? девушка удивленно -ну я не знаюююю.парень -ой…да ты проблемная!))
Чёртов Ноябрь
Раьше это было — так. Потом — совсем не так.. Вот теперь — снова в моду входит — и хорошее образование, и скромность, и — искренность, и — достоинство..
Mu
Murmash
тургеневская девушка — сложно сказать насколько это комплимент, скорее можно так сказать как бы это назвать … женский подвиг чтоли….
Андрей Михалев
я думаю да, потому что это чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье, чистая, скромная и образованная.
ЛА
Лариса Агафонова
Да, когда-то «тургеневская девушка» считалось комплиментом. Прочитайте что-нибудь из Тургенева. Может, и сами будете так считать.
Киви
Многие не знают даже, что это означает и, уверен, воспримут это, как-будто их оскорбили возрастом доисторического материализма
Светлана Карпухина
Сложно сказать однозначно, всё зависит от того, какой себя данная девушка представляет или какой хочет быть в глазах окружающих
ИК
Иса Кетебаев
я считаю, что да! В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе.
ТА
Татьяна Архипова
Тургеневская. Комплимент сомнительный, так как имеется в виду романтичная простушка. В наше время это скорее насмешка.
Д(
Дмитрий (Р Б, Гомель)
если посмотреть выражение что есть оно…ну кому как..ну вообще озночает сентиментальность, непомерную скромность)
ТП
Татьяна Пружанская
Ну во первых» Тургеневская», а во вторых кто к чему стремится,то что для одной комплимент,для другой оскорбление….
Борис Федотов
Когда разговариваешь с автоинспектором позиция «тургеневской девушки» проигрышна. С ними нужно пожестче.
ДШ
Дмитрий Шорохов
нет, это девушка Тургенева, представьте сколько ей д.б. лет? Если Тургеневу сейчас было бы 194 года???)))
ТА
Тимофей Алещенко
на мой взгляд «Тургеевская девушка»это комплемент,т.к Тургенев писал о красивых и добрых девушках!
Почему «тургеневская барышня» — не комплимент: многие бездумно используют это обидное словосочетание
«Ты такая нежная и изящная — прямо-таки тургеневская девушка!» — говорят некоторые с целью подчеркнуть достоинства внешности собеседницы. А ведь на самом деле подобный термин некорректно использовать при описании внешнего вида женщины. И вот, почему.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Все мы очень разные — и по-своему прекрасные. Одних девушек сравнивают с голливудскими актрисами. А других — с героинями романов из прошлых веков.
На западе женщин сравнивают с описанием таких легендарных книжных героинь, как, к примеру, Скарлетт О’Хара («Унесенные ветром»), Ребекка Шарп («Ярмарка тщеславия») или Эсмеральда («Собор парижской Богоматери»). У нас же в привычку вошло говорить о красоте с упоминанием термина «тургеневская барышня».
В искусстве «тургеневскими барышнями» принято называть не только героинь романов самого Тургенева, но и многих женских персонажей из других классических произведений 19 века. А также девушек на картинах художников этого культурного периода.
Из-за былой распространенности в литературе и искусстве сегодня многие считают термин «тургеневская барышня» изысканным комплиментом, описывающим идеал женской внешности.
В массовом представлении облик «тургеневской девушки» сочетает тонкие, но при этом очень выразительные черты: например, большие глаза, аккуратный нос и романтичные золотистые кудри. Красота такой девушки заключается именно в ее аристократичности. Что уж говорить, сегодня к этому термину прибегают даже некоторые косметологи — когда хотят объяснить, почему, к примеру, девушке не стоит следовать тренду на «улучшайзинг» и делать большие губы, не гармонирующие с ее остальными чертами.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Читай также: Мужчина мечты: 10 самых романтичных героев мирового кино
Впрочем, описывая достоинства внешности комплиментом «тургеневская девушка», люди забывают о том, что сам писатель вкладывал в это понятие. Его героини даже по меркам своего времени не считались классическими красавицами. А иногда описывались как откровенные дурнушки.
Вот несколько кратких описаний внешности героинь из произведений Тургенева.
«В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным» (Марианна Синецкая из романа «Новь»)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Во всем ее существе <…> было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных» (Елена Стахова из романа «Накануне»)
«Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу…» (Ася из повести «Ася»)
Литературные критики всегда подчеркивали, что описывая своих героинь, Тургенев сознательно делал их «серыми мышками» и неканоничными красавицами. В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень грамотно. Особенно, если предположить, что после разговора с тобой она станет гуглить, а как же именно выглядят эти тургеневские дамы!
Тургеневские барышни
Мудрость форума:
Мужчина и женщина
11 ответов
Последний —
23 мая 2012, 17:06
Перейти
Гость
у моего мужа идеал Тургеневские барышни, но он привык что я решаю все бытовые проблемы в семье, работаю юристом и по роду профессии не могу являться тургеневской барышней я пытаюсь объяснить. что с такой женщиной жить в таком комфорте как сейчас у него не получится. отдавая мне 30 тысяч и все проблемы взвалив на меня
Гость
Меня литератор в школе так называл))
Гость
Меня литератор в школе так называл))
Таня
Тургеневская девушка — это не синоним ведомого, слабого существа с потупленными глазками. Это умные, искренние, душевно чистые и глубокие девушки. Вспомните Лизу, Марианну, Джемму. А не помните — так перечитайте.
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Личная любовная трагедия
Узнаваемый литературоведческий термин возник неслучайно, его основой являются реальные печальные события в жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Сын властной матери, он был вынужден отказаться от своей первой возлюбленной, простой девушки, которая родила ему ребенка, но была отдана практически насильно замуж за другого.
Но самым знаменитым любовным романом Тургенева стали отношения с Полиной Виардо. Писатель длительное время жил в Европе, чтобы находиться поближе к этой певице, однако она была замужем. Вокруг странного трио ходили различные слухи, даже по сей день исследователи спорят о природе взаимоотношений русского классика и семейства Виардо. Но факт остается фактом — писатель был несчастлив в личной жизни.
Свой женский идеал он перенес на страницы своих произведений. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип.
Общая характеристика типажа
Основными героинями, которых можно отнести к данной группе, относятся Елена Стахова («Накануне»), Ася (повесть «Ася»), Наталья Ласунская — героиня романа «Рудин». Анна Одинцова из главного романа Тургенева «Отцы и дети» не является представительницей тургеневских барышень.
При написании сочинения следует показать, что это очень разные девушки с различными судьбами и характерами. Однако они имеют определенные общие черты:
- Женственность. Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц.
- Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой. Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь.
- Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные.
К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо. А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры.
Жертвенность как великая сила
Тема безответной любви и готовности принести собственное счастье в жертву ради возлюбленного нашла у Тургенева особенно яркое выражение. Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла.
Лиза в «Дворянском гнезде» противопоставляется распутной и бессовестной женщине Варваре Лаврецкой, которая не испытывает к супругу каких-либо чувств, изменяет ему, но считает, что надо «держать лицо» и пускать пыль в глаза представителям света. Для нее нет ничего святого, узы брака для этой развратной женщины незначимы.
Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного. Узнав о приезде законной жены, Лаврецкий, человек благородный и честный, сталкивается с непростым выбором. Вернуться к Варваре означает навсегда расстаться с Лизой. Однако разводы в те годы не практиковали. Мужчина в сомнениях, он не хочет лишаться только что обретенной любви.
Решение за него принимает хрупкая Лиза. Она решительно говорит любимому, что их дальнейшие встречи невозможны.
Аналогично мотив жертвенности звучит и в истории Елены Стаховой. Лишившись избранника, эта девушка решается продолжить его борьбу. Марианна, девушка из «Нови», оказывается в гуще революционных событий.
Можно выделить следующие отличительные черты, свойственные героиням Ивана Сергеевича:
- Глубокая жертвенность.
- Готовность служить своему возлюбленному или великому делу.
- Упорство.
- Сила духа.
Они живут сердцем, а не разумом, не лукавят, чисты перед собой и перед Богом.
Ася — ярчайший образец
Рассматривая определение термина тургеневской барышни, следует привести в пример прежде всего Асю, героиню одноименной повести. Она молода, взбалмошна, но уже познала горечь потерь. Это сильная и цельная натура, которой не повезло встретиться со слабым и бесхарактерным мужчиной. Герой, покоривший сердце Аси, не просто ее недостоин. Он настолько слаб, что побоялся своей любви, предпочел разлуку семейному счастью с девушкой яркой и нестандартной.
Многие исследователи творчества Тургенева уверены, что в этом образе можно проследить биографические черты. Писатель длительное время испытывал на себе гнет излишне властной и требовательной матери, из-за которой он и стал несколько неуверенным в себе, неспособным к активным действиям. Этими чертами он и наделил своего героя, отвергшего искренние Асины чувства.
Эту героиню нельзя назвать «скромняшкой», Ася — незаконнорожденная дочь крестьянки и барина, с детства отличалась смелостью и решительностью. О ее прошлом сказано мало, но читатель может догадываться о том, что едва ли оно было безоблачным. В современные Тургеневу времена к таким детям относились пренебрежительно, добиться чего-либо в жизни им было очень сложно.
Но Ася — это представительница того типа женщин, который вызывал искреннее восхищение писателя. Она не является классической красавицей с сочным телом, скорее, это миловидная девочка, непосредственная и очаровательная. От нее исходит положительная энергия, так и веет добром. Постепенно становится понятно, что несмотря на забавные детские выходки, Ася очень хорошо понимает свое непростое положение. Однако это не мешает ей в полной мере отдаться любовному чувству.
Поняв, что она влюблена, эта духовно богатая девушка словно ощутила крылья за спиной. Однако ее избранник предал ее, побоявшись мнения света и самого себя.
Таковы героини тургеневской прозы, важнейший типаж отечественной литературы. Они сильны духом. Нередко картины, которые словесно рисует классик, поражают воображение. Казалось бы, хрупкая нежная девушка, Лиза или Ася, оказывается способной к таким поступкам, которые ставят в тупик мужчин.