Травля синоним буллинг

Значение слова «буллинг»

1. неол. действие (угроза, насмешка и т. п.), которое способно напугать, унизить и/или иным образом негативно воздействовать на человека

Все значения слова «буллинг»

Предложения со словом «буллинг»

  • Эти вопросы помогут ребёнку провести границу между игрой и травлей и вовремя осознать все негативные стороны буллинга.

  • Мы много лет изучали буллинг в стенах школ и в интернете и теперь решили написать эту книгу для тебя.

  • Буллинг остаётся очень серьёзной проблемой.

  • (все предложения)

#статьи

  • 6 июл 2022

  • 0

Что такое буллинг: в школе, у взрослых, в соцсетях

Буллинг и травля — это одно и то же? Чем буллинг отличается от конфликта? Как его предотвратить? Давайте разбираться.

Кадр: фильм «Папе снова 17»

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

В статье рассказываем:

  • что такое буллинг и какие у него есть виды;
  • как выглядит буллинг в школах;
  • чем буллинг отличается от конфликтов и розыгрышей;
  • как помочь ребёнку справиться с буллингом;
  • что делать, если ваш ребёнок буллит других;
  • что такое кибербуллинг;
  • какие книги помогут лучше познакомиться с темой.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

  • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
  • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
  • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

  • словесные оскорбления;
  • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
  • отбирают или портят вещи жертвы;
  • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
  • толкают жертву, кидают в неё предметы.

Вот как взрослые люди описывают травлю, с которой они столкнулись:

«Мальчики вплоть до 11 класса обзывали меня „свиньёй“ и „жирдяйкой“. В шестом классе они разрезали спортивные штаны, которые лежали в раздевалке, а потом смеялись, что штаны разошлись из-за веса».

«В столовой одноклассники кидались едой, поэтому приходилось есть в туалете, чтобы меня не могли достать. Как-то на уроке литературы одноклассник ради шутки толкнул меня со стула, и я упала вместе с партой, поцарапав всё лицо».

«Весь класс обзывал меня „хипстером“ и „бомжом“, некоторые писали это на двери моей квартиры. Мне пришлось закрыть все соцсети, прекратить со всеми любое общение и держаться обособленно».

Три главных отличия:

  • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
  • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
  • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

  • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
  • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

  • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
  • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
  • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
  • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
  • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
  • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
  • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
  • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.

Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

Агрессия возникает:

  • из-за сложностей с коммуникацией,
  • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
  • из-за давления учителей,
  • из-за возрастного или личностного кризиса.

В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

Что поможет:

  • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
  • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
  • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
  • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

Что поможет:

  • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
  • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
  • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

Формы кибербуллинга:

  • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
  • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
  • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
  • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
  • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

  • Наталья Цымбаленко, «Буллинг. Как остановить травлю ребенка». Книга основана на личном опыте и отражает современную образовательную реальность России: сотрудница правительства Москвы рассказывает, как ей удалось путём жалоб и судебных разбирательств остановить травлю в школе, где учится её сын. Также Наталья объясняет, кто и почему становится жертвой травли, что зависит от школы, а что — от семьи, когда стоит вмешиваться и есть ли юридическая ответственность за травлю.
  • Дэвид А. Лэйн, «Школьная травля (буллинг)». Это научный труд британского социального педагога, который представляет обобщённый и подкреплённый исследованиями взгляд на травлю как социальное явление.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Сборник советов и практическое руководство по противостоянию травле, написанное подростком для подростков. Книга создана при участии школьных учителей, психологов, родителей, а также детей, подвергавшихся травле в классе.

Художественные книги, в которых хорошо описаны чувства и переживания всех участников буллинга:

  • Анника Тор, «Правда или последствие». Шведский подростковый роман, в котором образно показана травма наблюдателя. Главная героиня хочет поддержать изгоя, но боится сама стать объектом насмешек.
  • Роб Буйе, «Всё из-за мистера Терапта». Американская история об учениках 6-го класса, переживающих буллинг, и молодом учителе, которому удаётся это остановить. Очень реалистичное описание сплетен и «девчачьих войн».
  • Владимир Железников, «Чучело». Классическое российское произведение о травле. Глубоко показывает переживания жертвы, вызывает сочувствие. Прочитанная в детстве, эта книга навсегда становится прививкой от попыток травли и неосознанных коллективных действий.

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Узнать больше

Автор статьи: Михайлов Григорий Александрович,
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр

Буллинг — синоним слова травля. Она бывает разных видов: кибербуллинг, дедовщина, моббинг. Может иметь психологическую или физическую форму, но всегда несет разрушительные последствия. В России термин «буллинг» стал популярен с появлением интернета и социальных сетей, хотя сама проблема существует уже очень давно. Разобраться в ее особенностях нам поможет врач-психиатр клиники «СОВА» Григорий Михайлов.

Почему начали говорить об этом только сейчас и так много?

Каждый из нас может вспомнить одноклассника или одноклассницу (или себя в прошлом), над которым подшучивали/запугивали/издевались/травили. С появлением интернета и социальных сетей стал понятен масштаб проблемы, и то, что это существует не только в определенном классе или школе, но и в любых других учебных заведениях, коллективах. Ну и, соответственно, появилось больше «сочувствующих» и «осуждающих».

Чем опасен буллинг?

Помимо физических увечий он несет опасность «моральных» или «душевных» травм. Так как по сути, это момент доминирования одним человеком (или группой) над другим (другими). Это настоящее насилие, только в случае буллинга, процесс издевательства может длиться многие годы. Если обычная неудача на работе может спровоцировать тревогу, то представьте, как длительная травля повлияет на еще не окрепшую детскую психику.

К чему могут привести подобные ситуации, если на них не обращать внимание?

К тяжелой депрессии или различным расстройствам личности, которые будут сопровождать человека на протяжении всей жизни. Травмы, нанесённые в детстве придётся прорабатывать в более осознанном возрасте. Поначалу ребенок может испытывать просто повышенную тревожность и искать проблему «в себе». После того, как он не найдет ответа, почему над ним издеваются, и поймет, что с этим ничего не может сделать, то может наступить апатия и бессилие. Естественно, психика у каждого человека имеет предел, и одним из наиболее простых выходов станет изолирование от общества в эмоциональном плане. Он перестанет общаться и контактировать с родными, близкими, сверстниками, получать удовольствие от жизни, так как вместе с изолированием «от плохого» происходит и изоляция «от хорошего».

Травля бывает только в школе?

Буллинг может быть в любом возрасте и в любом обществе. Тут суть в людях-агрессорах, которые пытаются компенсировать свои комплексы за счет других: путем унижения и доминирования.

Важно ли заступаться за человека, который подвергается буллингу на ваших глазах?

Заступаться, конечно же, стоит, но нужно адекватно понимать все риски, и к чему это может привести. Например, дети, которые издеваются над другими, сами по себе несчастны. Нужно вести грамотную работу со всеми участниками конфликта.

Какова, на ваш взгляд, ситуация с буллингом в России?

Я не считаю, что у нас буллинг встречается чаще, чем в других странах. В последнее время очень большой проблемой стало неуважение по отношению друг к другу. Каждый хочет поставить свои интересы выше других. Это проявляется не только в школе, но и на работе, и в социуме, и в общей системе межличностных взаимоотношений вне зависимости от города, страны или континента.

Буллинг возникает, когда есть проблемы в семье?

Далеко не факт, что в семье буллера есть буллинг. Нужно изначально понимать причину, что заставляет его издеваться над другими детьми? А поводов для этого может быть очень много, но конечная цель одна – получить любовь и уважение, как бы абсурдно это не звучало.

Можно ли справиться с этим в одиночку?

Ребенку сделать это очень трудно, ведь суть психического здоровья в рационализации и осознания проблемы. Единственное, что можно сделать в случае школьной травли, так это поговорить с родителями о переводе в другое учебное заведение или класс и просто уйти от насилия, не принимая его. Но тут встречаемся с множеством проблем. Первая заключается в том, что не каждый ребенок сможет быть настолько осознанным, чтобы понять все в своей голове и разложить это по полочкам. Второе, что не каждый родитель захочет услышать своего ребенка. Большинство выберут вариант – обесценить переживания и посоветуют дать сдачи.

А как в этом может помочь психиатр? Что за терапия?

Я практикую, в большей степени, когнитивно-поведенческую психотерапию. Это методика, которая помогает изменить убеждения и поведение, вызывающие невротические и другие патологические состояния. Что может сделать специалист? Помочь осознать ситуацию, не допустить прогрессирования психотравм или поработать с расстройствами личности, если они уже есть. На терапии я всегда изучаю личную историю каждого пациента, чтобы понять мотивацию его поступков: что мешает прийти к рациональному и «взрослому» восприятию окружающего нас мира, не бояться ответственности и своих эмоций.

80% моих пациентов в прошлом оказывались жертвами буллинга.

Показательные примеры:

Возьмем ребенка с моделью семьи, в которой строгая мама постоянно ограничивала интересы ребенка и прививала ему разные «правила» (приходить домой в 21:00, получать одни пятерки и так далее). Ребенок будет расти в постоянном стрессе, так как не сможет во всех случаях вписываться в правила «любящего» родителя, и образ мышления у него будет соответствующий: нужно вписываться в определённые рамки, чтобы быть «хорошим». Такой школьник будет пытаться соответствовать рамкам более сильной личности (буллера) и искать недостатки в себе, чтобы не испытывать стыд за свои поступки.

Вторую ситуацию разберем с моделью семьи, где мама излишне опекает ребенка. Постоянно говорит, что ему нужно сделать, решает за него все проблемы и пытается сделать его жизнь «лучше». Ребенок в таком случае полностью лишается самостоятельности и на своем пути начинает искать более сильную личность. В случае агрессии буллера, будет постоянно бояться дать отпор, так как попросту не будет верить в свои силы и во всех неудачах винить себя. Такой образ мышления наиболее соответствует зависимому типу (соответствует и детям, живущим в семьях с одним авторитарным мнением).

Третью ситуацию разберем с примером насилия в семье. Насилие не обязательно должно быть физическое, оно может быть и моральное. Ребенок, живущий в постоянном страхе быть униженным, будет бояться буллера. Скорее всего, решит прогуливать школу и не рассказывать родителям, чтобы они его не опозорили еще сильнее.

Какие рекомендации может дать специалист?

Подводя итог, хочу сказать главное, слушайте и слышьте своих детей. Воспринимайте их позицию, как равную себе, и будьте готовы к долгим дискуссиям. Многие родители думают, что воспитывают и заботятся о ребенке, а на самом деле за счет него реализуют свои желания, сводя к минимуму самостоятельность ребенка и разрушая все логические связи. Каждому человеку в этом мире есть, что рассказать своему психотерапевту. И если вдруг произошла такая ситуация, что ваш ребенок стал жертвой буллинга, то объясните ему, в первую очередь, что его вины в этой ситуации нет. Например, расскажите об этом завучу, обратитесь в ПДН или перейдите в другую школу, даже если она далеко от вашего дома. От того, что вы лишний раз прислушаетесь к ребенку — никому хуже не станет. А, вот, если начнете обесценивать переживания ребенка, то обязательно увидите негативные последствия в будущем.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Все синонимы в одной строке

гон, гонение, гоньба, натравливание, остракизм, ru.synonym.one, охота, преследование, провоцирование, рвота, тошнота, угонка, изведение, гнобление, охота за ведьмами, охота на ведьм, фекаломет, моббинг, изгнание, отстрел, облава, оцепление, бег, лов, ловитва, ловля, ru.synonym.one, промысел.

Понравился сайт?

Этот поиск занял 0.0069 сек. Подумайте, как часто вы ищете, чем заменить слово? Наверное, часто. Добавьте в закладки synonym.one, чтобы быстро находить синонимы, антонимы и значения. (нажмите Ctrl + D на клавиатуре).

буллинг

буллинг
буллинг
сущ.

, кол-во синонимов: 1

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «буллинг» в других словарях:

  • БУЛЛИНГ ПЕРСОНАЛА — агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т.п. Буллинг может принимать следующие поведенческие формы: крики и оскорбления, неприятие иной… …   Словарь бизнес-терминов

  • БУЛЛИНГ ПЕРСОНАЛА — агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т.п. Буллинг может принимать следующие поведенческие формы: крики и оскорбления, неприятие иной… …   Энциклопедия трудового права

  • Задирание (психология) — Задирание. Задирание (травля, буллинг от англ. bully задирать, запугивать)  агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников) со стороны остальных членов коллектива или …   Википедия

  • Задирание — У этого термина существуют и другие значения, см. Травля (значения). Задирание Задирание (травля, буллинг от англ. bully задирать, запугивать)  агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и… …   Википедия

  • Насилие над детьми — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Насилие в школах — Насилие в школах  эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школ, или учениками по отношению к учителю. Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Бесшумный перезвон ветра — Soundless Wind Chime …   Википедия

  • Грязные танцы (фильм) — Грязные танцы Dirty Dancing Жанр мелодрама Режиссёр Эмиль Ардолино Продюсер Doro Bachrach, Элинор Бергстин, Митчел Кэннолд …   Википедия

  • Кон, Игорь Семёнович — Игорь Семёнович Кон Дата рождения: 21 мая 1928( …   Википедия

  • Грязные танцы — Dirty Dancing Жанр …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тпу синоним
  • Точное выражение синоним
  • Травля в интернете синоним
  • Тощица синоним
  • Точное время синонимы