Текст синонимы 2 класс

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя
слова для справок.

   Друг, доктор,
сила, неправда, поддержка, родник.

   Слова для
справок:
мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя
слова для справок.

   Друг, доктор,
сила, неправда, поддержка, родник.

   Слова для
справок:
мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя
слова для справок.

   Друг, доктор,
сила, неправда, поддержка, родник.

   Слова для
справок:
мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя
слова для справок.

   Друг, доктор,
сила, неправда, поддержка, родник.

   Слова для
справок:
мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя
слова для справок.

   Друг, доктор,
сила, неправда, поддержка, родник.

   Слова для
справок:
мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Подбери к данным словам синонимы, используя
слова для справок.

   Друг, доктор,
сила, неправда, поддержка, родник.

   Слова для
справок:
мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание.
Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

  
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили
новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно
мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Задание.
Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

  
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили
новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно
мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Задание.
Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

  
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили
новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно
мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Задание.
Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

  
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили
новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно
мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Задание.
Найди и подчеркни в предложениях каждой пары синонимы.

  
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили
новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно
мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Синонимы в тексте  2 класс  21 век Составила: Кулиненко Н.И.

Синонимы в тексте 2 класс 21 век

Составила: Кулиненко Н.И.

Минутка чистописания Пища кушанье еда снедь яства  -что объединяет эти слова?  (имена сущ., синонимы)  -эта буква в трёхсложном слове, выделяет согласный, непарный, мягкий звук.

Минутка чистописания

  • Пища кушанье еда снедь яства

-что объединяет эти слова?

(имена сущ., синонимы)

-эта буква в трёхсложном слове, выделяет согласный, непарный, мягкий звук.

 Хозяйка приготовила разную снедь, поджидала прихода гостей.  -задание по выбору Раздели на слоги.  Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения. Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения, поставь ударение.

Хозяйка приготовила разную снедь, поджидала прихода гостей.

-задание по выбору

  • Раздели на слоги.
  • Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения.
  • Раздели на слоги, подчеркни гл.члены предложения, поставь ударение.

Назовите слова близкие по значению . Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

Назовите слова близкие по значению .

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Сформулируйте тему урока Синонимы

Сформулируйте тему урока

Синонимы

 Синонимы  — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. Примеры: ветер — вихрь — шквал — ураган... 

Синонимы  — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение.

  • Примеры: ветер — вихрь — шквал — ураган… 

Имя существительное  Имя прилагательное  Глагол   труд работа дело занятие деятельность смелый храбрый отважный мужественный героический рыдать плакать реветь хныкать всхлипывать Распредели в 3 группы

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

  • труд
  • работа
  • дело
  • занятие
  • деятельность
  • смелый
  • храбрый
  • отважный
  • мужественный
  • героический
  • рыдать
  • плакать
  • реветь
  • хныкать
  • всхлипывать

Распредели в 3 группы

  Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся в одной части речи

  Синонимы, близкие по смыслу слова, относятся в одной части речи

- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют? Каплет, брызжет, Хлещет, льёт. Дождь на улице  идёт.   1. Замещение (неоправданные повторы) 2. Толкование (объясняет значение слова - идёт).

Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

  • Каплет, брызжет,
  • Хлещет, льёт.
  • Дождь на улице  идёт.

1. Замещение (неоправданные повторы)

2. Толкование (объясняет значение слова — идёт).

Чем непохожи синонимы? Идти – двигаться, переступая ногами. Бежать –  двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом. Лететь (перен.) – двигаться вперёд с очень большой скоростью (нестись, мчаться).

Чем непохожи синонимы?

Идти – двигаться,

переступая ногами.

Бежать – двигаться быстрым,

резко отталкивающимся от земли

шагом.

Лететь (перен.) – двигаться

вперёд с очень большой

скоростью (нестись, мчаться).

Для чего нужны синонимы? 1. Помогают избежать повторов. 2. Помогают передать мысль и чувство более ясно. 3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. 4. Объясняют значение неизвестных слов.

Для чего нужны синонимы?

1. Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль и чувство более ясно.

3. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой.

4. Объясняют значение неизвестных слов.

 С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

 С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

Запишите в тетрадь Ребята, дети, малыши, детвора.  -обведите мягкие согласные звуки

Запишите в тетрадь

Ребята, дети, малыши, детвора.

-обведите мягкие согласные звуки

Отгадайте слова После урока непременно Нужна ребятам   Перемена . На время что-то прекратив, Мы объявляем    Перерыв . В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим   Передышку .

Отгадайте слова

  • После урока непременно
  • Нужна ребятам

  Перемена .

  • На время что-то прекратив,
  • Мы объявляем

  Перерыв .

  • В борьбе, в труде устали слишком –
  • Дают уставшим 

Передышку .

Физ.минутка

Физ.минутка

Работа по вариантам.  (найди лишнее слово) 1 вариант. Красивый, миленький, ужасный, хорошенький, прекрасный. Бежать, спотыкаться, торопиться, спешить, мчаться. Вьюга, пурга, иней, метель, буран. Волшебство, колдун, маг, чародей, волшебник. 2 вариант. Путь, дорога, шоссе, путешествие, тропинка. Жаркий, горячий, жгучий, холодный, знойный. Врач, лечит, доктор, лекарь, медик. Разговаривать, общаться, диалог, беседовать, молвить.

Работа по вариантам. (найди лишнее слово)

  • 1 вариант.
  • Красивый, миленький, ужасный, хорошенький, прекрасный.
  • Бежать, спотыкаться, торопиться, спешить, мчаться.
  • Вьюга, пурга, иней, метель, буран.
  • Волшебство, колдун, маг, чародей, волшебник.
  • 2 вариант.
  • Путь, дорога, шоссе, путешествие, тропинка.
  • Жаркий, горячий, жгучий, холодный, знойный.
  • Врач, лечит, доктор, лекарь, медик.
  • Разговаривать, общаться, диалог, беседовать, молвить.

Вставь пропущенное слово Нам надо ________ школьное имущество. Часовые ___________ вход в штаб . Пётр Васильевич ________ сад. Охранять, сторожить, беречь

Вставь пропущенное слово

  • Нам надо ________ школьное имущество.
  • Часовые ___________ вход в штаб .
  • Пётр Васильевич ________ сад.
  • Охранять, сторожить, беречь

Распределите в 3 столбика  Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело. 1.Беда, горе, несчастье. 2.Буря, ураган, шторм. 3.Труд, работа, дела.

Распределите в 3 столбика

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

  • 1.Беда, горе, несчастье.
  • 2.Буря, ураган, шторм.
  • 3.Труд, работа, дела.

Рефлексия Я понял…………………… Мне понравилось…………………….. Было трудно……………………..

Рефлексия

  • Я понял……………………
  • Мне понравилось……………………..
  • Было трудно……………………..

Ф. И. _____________________________                  

1. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.

-Какой же ты толковый пёс!

-Нет, я не толковый, а умный!

-Как ты пёс, любезно разговариваешь!

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:

лес                   стужа

мороз              беда

жара                бор

горе                 холод

3. Подбери  синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.

тихая музыка    _____________________            

тихий ребёнок    ______________________          

тихий ход    _______________________

Слова для справок: негромкий, спокойный, медленный.

Ф. И. _____________________________

1. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.

-Какой же ты толковый пёс!

-Нет, я не толковый, а умный!

-Как ты пёс, любезно разговариваешь!

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:

лес                   стужа

мороз              беда

жара                бор

горе                 холод

3. Подбери  синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.

тихая музыка    _____________________            

тихий ребёнок    ______________________          

тихий ход    _______________________

Слова для справок: негромкий, спокойный, медленный.

Ф. И. _____________________________                             2 вариант           

1. Подбери  синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.

плотный туман    _____________________            

плотная  бумага    ______________________          

плотный  обед   _______________________

Слова для справок: прочный, густой, сытный.

2. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.

-Какой же ты толковый пёс!

-Нет, я не толковый, а умный!

-Как ты пёс, любезно разговариваешь!

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:

стужа             лес  

беда               мороз    

бор                 жара      

холод             горе

Ф. И. _____________________________                           2 вариант           

1. Подбери  синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.

плотный туман    _____________________            

плотная  бумага    ______________________          

плотный  обед   _______________________

Слова для справок: прочный, густой, сытный.

2. Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.

-Какой же ты толковый пёс!

-Нет, я не толковый, а умный!

-Как ты пёс, любезно разговариваешь!

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:

стужа             лес  

беда               мороз    

бор                 жара      

холод             горе

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Тест УМК «Школа России», Канакина В.П. Горецкий В.Г., 2 класс

Тема: «Слова синонимы».

Цель: закрепить знания о словах синонимах; прививать интерес к изучению русского языка, показать детям лексическое богатство русского языка; развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения); обогащение словарного запаса; развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; осознать, что синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить синонимы ;

 Коммуникативные: принимать на себя ответственность за результат своих действий;

                                              Тест

I.Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)

1) Враг —                                1.Лгун

                                            2. Хвастун

                                            3.Противник

                                            4.Неприятель

                                            5.Болтун

2)Смелый —                             1.Храбрый

                                            2.Честный

                                            3.Добрый

                                            4.Мудрый

                                            5.Отважный

3)Смеяться —                          1.Петь

                                            2.Хихикать

                                            3.Беседовать

                                            4.Плакать

                                            5.Хохотать

II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения:

1.Пекло, жара, зной, жарища

___________________________________________________________

2.Микроскопический, большой,  огромный, гигантский, маленький, крохотный.

III. Определите и вычеркните «лишнее» слово

1.Приятель, враг, товарищ

2.Огонь, дым, пламя

3.Алфавит, азбука, чистописание

4.Лошадь, конница, кавалерия

5.Шалун, тихоня, озорник

IV.Подберите к слову ребёнок синонимы

__________________________________________________________________

V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами

1.  Доктор прописал пациенту инъекции.

2.  Разъярённая вьюга замела тропинки.

3.  Человек спрятался от ливня под кровлей здания.

VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

VII. Найдите синонимы в пословицах

1.   Спеши – не спеши, а поторапливайся.

2.  Приятелей много, а друга нет.

 3. Переливает из пустого в порожнее

VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.

Работа —           З…(____________)

Родник —          И… (_____________)

Холод —           М… (_____________)

Деятельный —  А… (______________)

               Критерии

             №    

               Баллы

 

I

6

за каждый правильный ответ 1 балл

II

4

 

Ш

5

 

IV

2

 

V

3

 

VI

4

 

VII

2

 

VIII

2

 

Всего

28

 

Отметки:

«5» — 23- 28 баллов

«4» — 17- 22 баллов

«3» — 11- 16 баллов

Источник:

1.В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс Москва «Просвещение» 2012г.

2.А.Нарушевич, Е.Попова «Тесты по русскому языку» Москва

«Аст – Пресс» 1998г

3. Словарь «Синонимов» Александрова 3.Е. серия: Библиотека словарей русского языка, 2001г.

Ключ

I.Выберете близкие по смыслу слова

1) Враг —                             1.Лгун

                                         2. Хвастун

                                         3.Противник

                                         4.Неприятель

                                         5.Болтун

2)Смелый —                         1.Храбрый

                                        2.Честный

                                        3.Добрый

                                        4.Мудрый

                                        5.Отважный

3)Смеяться —                      1.Петь

                                        2.Хихикать

                                        3.Беседовать

                                        4.Плакать

                                        5.Хохотать

II. Расставьте и напишите синонимы в порядке возрастания значения

1.Пекло, жара, зной, жарища

___________________________________________________________

( жара, зной, жарища, пекло)

2.Микроскопический, большой,  огромный, гигантский, маленький, крохотный

(Микроскопический, крохотный, большой, огромный, гигантский)

III. Определите и вычеркните «лишнее» слово:

1.Приятель, враг, товарищ

2.Огонь, дым, пламя

3.Алфавит, азбука, чистописание

4.Лошадь, конница, кавалерия

5.Шалун, тихоня, озорник

IV.Подберите к слову ребёнок синонимы

(малыш, дитя, крошка, деточка, малютка, детёныш)

V. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами

1.  Доктор прописал пациенту инъекции.

2.  Разъярённая вьюга замела тропинки.

3.  Человек спрятался от ливня под кровлей здания.

( врач, пурга, крыша)

VI. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

VII. Найдите синонимы в пословицах.

1.   Спеши – не спеши, а поторапливайся.

2.  Приятелей много, а друга нет.

  3. Переливает из пустого в порожнее.  

VIII. Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.

        Работа —             З…(занятие)

        Родник —             И… (источник)

        Холод —              М… (мороз)

        Деятельный —      А… (активный)

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Конспект урока по предмету

«Русский язык» во 2 классе.

УМК «Начальная школа 21 век»

Тема: «Синонимы в тексте».

Составила и провела

учитель начальных классов

Васильева С.В.

27 февраля 2015 года

Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.

Задачи:

Образовательные:

— моделирование ситуаций, описанных в тексте,

— создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить синонимы в тексте;

— продолжать учиться работать со словарём;

— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Развивающие:

— развивать навыки контроля и самоконтроля;

— развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

— формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

— проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формируем умение высказывать самые простые правила.

Регулятивные УУД:

— формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

— формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

— формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

формируем умение определять основную мысль текста;

формируем умение на основе анализа делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

— формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

— находить синонимы в тексте;

— подбирать синонимы к словам;

— продолжать учиться работать со словарём;

— редактировать текст, отдельные предложения.

Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Материально-техническое оснащение урока:

1) для учителя – классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. — М.: Вентана – Граф, 2013г

2) для всего класса: карточка с заданием для работы в парах №1

3) для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. — М.: Вентана – Граф, 2013, карточки для групповой работы №2

Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Организационный момент.

Формирование самооценки готовности к уроку

— Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок?

Проверим, всё ль у нас в порядке: учебник, карандаш, тетрадка, дневник, тетрадь, пенал, 1 карточка, 2 карточка, оценочный лист, сигнал.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой.

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня у нас открытый урок, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. К нам на урок пришли гости, повернёмся к ним, поприветствуем их кивком головы.

Улыбаются, поворачиваются, кивают гостям головой.

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

2.Актуализация знаний

(подводящий диалог).

Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

На прошлой неделе после урока окружающего мира я случайно услышала спор между ребятами нашего класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, отгадав загадки (1 слайд).

  • Без рук, без ног, с рогами,

Ходит под небесами (месяц).

  • В голубой станице –

Девица круглолица.

Ночью, ей не спится – В зеркало глядится (луна).

— Один ученик говорил, что видел вечером красивую луну, другой утверждал, что это был месяц.

— Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? (луна и месяц – слова, близкие по смыслу). Это синонимы.

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

— Откройте учебник на с.55. Прочитаем тему урока.

Ученики читают загадки.

Отгадывают загадки.

Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы.

3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы.

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

.

— Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока?

(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию).

— Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах. Прочтите определения на доске. Найдите правильные определения синонимов. (2 слайд)

1. Синонимы – слова, в переводе с древнегреческого, значат «одноимённые».

2. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

3. Синонимы – слова, имеющие несколько значений.

4. Синонимы – слова, противоположные по значению.

5. Синонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

Покажите сигналом, правильное ли первое определение (2, 3. 4, 5).

Кто выбрал всё правильно – балл в оценочный лист.

Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность утверждения.

Проявлять интерес к новому содержанию,

понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя.

Иметь представление о неизученном предметном содержании

и способах его применения.

— Мы выяснили, что нам известно о синонимах.

А тема урока: синонимы в тексте.

— Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. (3 слайд)

1. Текст, состоит из нескольких предложений.

2. Заголовок не связан с текстом.

3. Текст имеет начало.

4. Предложения в тексте не связаны по смыслу.

Назовите номера верных утверждений.

Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл.

— Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи.

Дети читают утверждения, выбирают верные, показывают сигналом правильность ответа одноклассника.

4.Изучение нового учебного материала.

а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно)

а) работа с учебником, упр. 2

Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Решать проблему с помощью выбранного метода.

— Работаем по учебнику.

Упр. 1.

Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы).

— Составьте план работы.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

(Е. Колтай)

Самопроверка.

Покажите сигналом, как вы выполнили задание: правильно – зелёный, выписали не все синонимы – красный. У кого зелёный сигнал – балл себе в оценочный лист.

— Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

1. Чтобы не было повторов.

2. Объясняет (толкует) значение слова — идёт.

Упр. 2.

— Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Покажите сигналом, правильно ли … определил жанр. Если вы правильно определили жанр – балл.

Какую особенность вы заметили в этом стихотворении?

— Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами?

— Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено?

— Сравните стихотворения 1 упражнения и 2 упражнения. Что вы можете о них сказать?

Читают задание.

Составляют порядок выполнения задания:

1.Читаю текст.

2.Нахожу синонимы.

3.Выписываю их в тетрадь.

Показывают сигналом правильность ответа одноклассника.

Высказывания ребят.

В упр.1 много синонимов, а вупр.2 автор не использовал синонимы.

Проявлять интерес к новому содержанию занятия,

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Физминутка.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

а) Работа по учебнику (упражнение 3).

б) Работа в парах по карточке.

в) Формулировка вывода.

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.

Дифференцированная работа.

В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?

Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.

Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.

— Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.

Прочитайте задание и текст упражнения.

— Вы заметили, о каких словах забыл Миша?

— Подберите синонимы к слову бежать и отредактируйте текст.

Работаем в парах. Редактируем на карточке 1. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом.

(4 слайд)

Первые 5 пар, которые раньше всех выполнят задание, получат 1 балл. Готовность покажите сигналом.

Проверка. (слайд)

— Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения?

— Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.

Высказывания детей.

Дети работают самостоятельно в парах. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Формулируют вывод.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

г) Работа в группе (учебник, упражнение 4).

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

— Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. Прочитайте задание упражнения 4.

У нас будут работать 6 групп.

1. Никита, Костя, Витя, Алиса.

2. Диана, Руслан, Саша, Даня.

3.Вика, Влада, Игорь, Ваня.

4. Рома, Катя, Полина, Сережа.

5. Света, Эля, Ярик, Денис.

6. Работает со мной: Эвелина, Артем, Вероника, Андрей.

Работаем на карточке 2. Первая справившаяся группа зарабатывает балл.

Проверка. (слайд)

Ребята передвигаются по классу для работы в группе.

6.Подведение итогов урока.

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

— Давайте подведём итоги.

Чему мы учились на уроке?

Вы работали самостоятельно, в парах, в группах.

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое, самым лёгким.

Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?

— Находить синонимы, редактировать (исправлять) текст, предложения.

— Когда что-то сочиняем сами, чтобы не было повторов.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

7.Самооценка своей работы. Домашнее задание.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.

У кого 6 баллов – это «5»,

5 — 4 – это «4». Поставьте себе оценку. Нарисуйте своё настроение на уроке.

Поднимите руки, те, кто получил – «5», «4». Очень хорошо.

Остальным ребятам я желаю, удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится.

А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание. Посмотрите внимательно на свою карточку самооценки.

-Те, у кого фишка жёлтого цвета – записывают:

– Уч. стр. 58, упр. 5.

Ребята, у которых фишка зелёного цвета – записывают:

– Уч. стр. 58, упр. 6.

— Прочитали своё задание. Всё ли понятно?

— Сегодня, мы с вами ещё раз убедились в том, как богат, могуч великий русский язык.

Будем учиться пользоваться своим богатством.

Вы молодцы, спасибо за урок!

Урок окончен. Можно встать.

Ребята поднимают руку.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Цели урока:    

Наблюдать за возможностями использования синонимов в речи.

Учить редактировать предложения.

Задачи урока:

1. Обучающие:

Сформировать умение называть признаки синонимов; расширить словарный запас обучающихся.

2. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, интерес к познанию нового.

3. Воспитывающие:

Воспитывать дружеские отношения к друг другу, взаимопомощь.

Предметные УУД:

1. находить слова-синонимы в тексте;-

2. использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

3. осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные УУД:

1.способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению

2. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

Коммуникативные: умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Познавательные: формировать умения находить синонимы, Различать синонимы и родственные слова.

План урока:

1.Организационное начало 1-3 мин.

2. Словарная работа

3. Актуализация знаний 5-7 мин.

4. Физминутка 2-3 мин.

5. Открытие новых знаний 20 мин.

6. Рефлексия. Итог урока

7. Домашнее задание.

Организационное начало урока                         

Приветствие. Организация рабочего места.

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

А чтобы урок прошёл всем впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

— Открываем тетрадь записываем число, классная работа.                                  

Словарная работа                       

-Проведём словарную работу, запишем слово «Быстро»

Слово быстро — наречие, окончания нет, корень «быстр», суффикс «о».

— Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои  пальчики.(Пальчиковая гимнастика)

— Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение-помощник:

Я тетрадь открою и с наклоном  положу,

Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

Конспект урока по русскому языку Синонимы в тексте

Задание №6.Вставьте нужные слова в предложения из слов, данных за чертой.

Читаем сначала слова: сторожить, беречь, охранять, а затем работаем с предложениями.

Нам надо ________ школьное имущество.

Часовые ___________ вход в штаб.

Пётр Васильевич ________ сад.

Охранять, сторожить, Беречь

Задания №7.Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

1.Беда, горе, несчастье.

2.Буря, ураган, шторм.

3.Труд, работа, дела.

Итог урока. Рефлексия.           

Дети формируют итог с помощью опорных слов:

Я понял……………………

Мне понравилось……………………..

Было трудно……………………..

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Домашнее задание

Учебник стр.58, упражнение №6.

Весь материал — смотрите документ.

Родной (русский) язык во 2 классе

Тема: Синонимы в тексте

Цель: закрепить умение употреблять синонимы в речи и умение писать тексты избегая повторов;

расширить словарный запас, развивать речь,

Ход урока

1. Орфографическая минутка.

Спиши предложения разделив слова для переноса.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

Подбери синоним к слову утопал (ушел, убежал, удрал).

2. Самоопределение к деятельности.

Соедини синонимы.

Для чего нужны в речи синонимы?

2.Работа по теме урока

Прочитай текст. Подбери синонимы к слову крохотный и вставь их в текст. Спиши текст.

Котенок

У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой _________________, что ещё плохо

ходил. Его________________ лапки заплетались, __________________ глазки смотрели жалобно.

(маленький, небольшие, малюсенькие ,крошечный, чуточный, еле заметный)

____________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Текст с синонимами небольшой
  • Текст с синонимами 2 класс
  • Текст с контекстуальными синонимами
  • Текст с контекстными синонимами
  • Текст с антонимами синонимами