Текст с контекстуальными синонимами

Обновлено: 04.05.2023

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

(См. приложения к уроку)

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.

Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.

Что такое синонимы

Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.

Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.

Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.

Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.

Как определить контекстные синонимы

Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:

  • Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
  • Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
  • Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
  • Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.

Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Примеры для ЕГЭ

Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.

Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:

Синонимы, которые полностью совпадают по значению, называются абсолютными: лингвистика – языкознание, орфография – правописание, азбука – алфавит; осьминог – спрут.

Однако чаще всего синонимы различаются:

1) оттенками лексического значения: красный, алый, пурпурный, багровый (различные оттенки красного цвета); хороший, отличный (разная степень обозначаемого признака);

2) принадлежностью к разным стилям речи, например: слово лицо употребляется в нейтральном стиле, физиономия – в разговорном, лик – в книжном;

3) эмоционально-экспрессивной окраской, например синонимы лицо, физиономия, лик не только употребляются в разных стилях речи, но и имеют разную эмоционально-экспрессивную окраску: лицо – нейтральную, физиономия – неодобрительную, лик – возвышенную.

Синонимы Общее лексическое значение Оттенки значений Эмоционально- экспрессивная окраска Сфера употребления
Смеяться «издавать смех» нейтральная
Посмеиваться «время от времени» нейтральная
Хихикать «исподтишка» неодобрительная разговорная
Хохотать «громко» нейтральная
Ржать «очень громко» неодобрительная просторечная

Контекстуальные (авторские) синонимы –слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте:Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его (И. Гончаров); …А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами (И. Тургенев). Вне такого контекста подобные слова синонимами не являются.

В тексте синонимы могут выполнять различные стилистические функции:

Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции

Что такое

Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.

Что такое синонимы?

Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.

Определение синонимов

Определение синонимов

Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.

Понятие о синонимах

С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:

Примеры синонимов к слову

Примеры синонимов к слову “еда”

Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.

Классификация. Виды синонимов

В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:

  • однокорневые – расследование и следствие;
  • разнокорневые – незрячий и слепой.

Разница между синонимами:

Основные виды синонимов в лексике:

  • семантические;
  • стилевые;
  • семантико-стилистические;
  • абсолютные;
  • контекстуальные.

Семантические

Стилевые (стилистические)

Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.

Абсолютные (полные, дублеты)

Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.

Примеры дублетов

Примеры дублетов

Контекстуальные

Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.

Фразеологизмы-синонимы

Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.

  • добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
  • кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
  • как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).

Синонимия морфем

Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:

  • абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
  • ананасовый – ананасный;
  • учеба – учение;
  • вражий – вражеский;
  • волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).

Синтаксические синонимы

Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:

Примеры синонимов разных частей речи:

Интересный факт: русский язык считается одним из самых богатых по количеству синонимов. Большинство (особенно фразы) невозможно перевести на другой язык, чтобы не упустить точный смысл и оттенок.

Что такое синонимичный ряд? Примеры

Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.

Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.

Синонимы обычно являются представителями одной и той же части речи. Но у каждого из них имеются родственные слова, которые могут относиться к другим частям речи. Причем между ними тоже возникают синонимические связи. Например:

Красивый – неотразимый, очаровательный, обаятельный.

Красота – неотразимость, очарование, обаяние.

Мысли – помыслы, размышления, раздумья, думы.

Мыслить – помышлять, размышлять, раздумывать, думать.

Если речь идет о производных словах, то между ними тоже наблюдается устойчивая синонимия. Например:

Гармония – благозвучие; гармонично – благозвучно, гармоничный – благозвучный, гармоничность – благозвучность.

Данная закономерность лучше всего отображает системные связи, которые присутствуют между лексическими единицами.

Пример разбора синонимичного ряда

Пример разбора синонимичного ряда

В русском языке очень много синонимов. Редко можно встретить синонимический ряд, состоящий всего из 2-3 членов – как правило, их намного больше. Тем не менее, при составлении словарей лексикографы пользуются разными критериями выделения синонимов. Именно по этой причине у разных авторов зачастую не совпадают ряды – каждый их них по своему воспринимает суть синонимии.

К примеру, один специалист уверен в том, что синонимы обязательно должны обозначать одно и то же понятие, и принимает это явление за ключевой признак. Другой же считает более важной способность синонимов заменять друг друга. А, согласно третьему мнению, решающее условие – близость слов по лексическому значению. Причем эта точка зрения может быть реализована в нескольких вариантах:

  • тождественность лексических значений;
  • тождественность или близость лексических значений;
  • только близость лексических значений.

По мнению известного советского лингвиста Розенталя, автора множества учебных пособий по русскому языку, самым важным условием для слов-синонимов является их семантическая близость, в особых ситуациях – тождественность.

Синонимы чаще всего указываются на одно и то же явление объективной действительности. Постепенно у слов возникают новые значения, происходит развитие языка. Номинативная функция синонимов предоставляет возможность создавать из них незамкнутые ряды, которые иногда пополняются новыми словами.

Эти изменения влияют и на остальные уровни синонимии, нарушая или создавая новые системные связи родственных слов. Так появились синонимичные ряды с существительными: утонченность – щепетильность – деликатность и глаголами: мечтать – грезить.

Значение в речи и в тексте

В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.

Значение синонимов

Значение синонимов

Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.

Функции синонимов в тексте:

  1. Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
  2. Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
  3. Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
  4. Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
  5. Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.

Как появляются синонимы?

Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.

Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.

Чем отличаются синонимы от антонимов?

Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.

Примеры антонимов

Примеры антонимов

Как подобрать синонимы к слову?

Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.

Интересный факт: программа Word для набора текста имеет полезную функцию, о которой многие не знают. Она подсказывает синонимы для выбранного слова. Достаточно нажать на него правой кнопкой мыши и выбрать соответствующий пункт в появившемся меню.

Синонимы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ .

Цель: воспитывать личность,

имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;

умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.

Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):

— умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;

— вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;

— способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;

— умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.

Средообразо

вательные действия учителя

Способы жизнедеятельности учащихся

Сфера развития

личности учащегося

Эпиграф урока: Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Лев Успенский.

Направленного внимания, визуализации, акцентирования

Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках

1Организационный

Организация совместной деятельности

Соблюдение правил поведения на учебном занятии

Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Коллективной работы, заинтересованности

Интеллектуальная, эмоционально — нравственная

Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство – человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.

Речь, звезды сиянье,

Похолоданье рос, вино.

И терпеливое молчанье,

Когда оно обречено…

Гул от лесосплава,

Иль след гусиный по волне,

Пришла по собственной вине?

Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?

Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:

Будь осторожен, выбирая слово:

Им осчастливить можно и убить.

Коллективной работы, заинтересованности

Соприкосновение с поэтическим творчеством

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – цель наших уроков русского языка.

Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.

Наблюдательность – ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.

3.Этап систематизации и обобщения изученного материала

Озадачивание в области решения учебных задач

Что вы знаете о синонимах?

Слова-синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество- Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний

Интеллектуальная, поведенческо – волевая, эмоционально — нравственная

Организация коллективной исследовательской деятельности.

Обобщение совместно с учащимися.

Озадачивание в области созидания и творчества.

Обобщение совместно с учащимися.

Лингвистические эксперименты.

Наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

Работа с технологической картой.

Первый эксперимент:

В утреннем лесу.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?

Наблюдения детей:

1.Если вместо слова изумрудная ( капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.

2.Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.

Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Второй эксперимент.

Работа с текстом.

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось.

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.

Наблюдения детей: синонимы – глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.

Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?

Опускаем третий, затем второй синонимы – создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.

Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.

заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,

Коллективной работы, заинтересованности.

Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества

Соприкосновение с поэтическим творчеством.

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.

Рассказ о художнике и его картине.

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.

— Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?

-Какую задачу ставил перед собой художник?

-Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.

— Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?

1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.

2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.

Работа со словарём синонимов.

Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.

Есть волшебная страна,

Что распахнута перед вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена,

Правит ими государь

По прозванию СЛОВАРЬ.

Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева ( устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.

Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.

Читайте также:

      

  • Я духовная личность сочинение
  •   

  • Мой папа работает слесарем ремонтником сочинение
  •   

  • Как нужно относиться к окружающим сочинение
  •   

  • Когда я стану родителем я буду строить свою семью на следующих основах сочинение мини
  •   

  • Роль звуков в человеческой речи сочинение рассуждение

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: « Синонимы. Контекстуальные синонимы. Употребление синонимов в тексте».

Тип урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ.

Цель: воспитывать личность,

имеющую знания о синонимах и синонимических рядах, контекстуальных синонимах;

умеющую подбирать синонимы и составлять синонимические ряды, использовать контекстуальные синонимы в речи; грамотно обогащать свой словарный запас.

Компетенции учащихся (формируются посредством обучения учащихся активным способам жизнедеятельности):

— умение задавать вопросы, формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;

— вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, гибкость ума, фантазия;

— способность осознавать цели учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка;

— умение отыскивать и преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, способность к толерантности.

Ход урока

Этап

урока

Средообразо

вательные действия учителя

Содержание

(средства)

Способы жизнедеятельности учащихся

Сфера развития

личности учащегося

Ниша

Стихии

Оформление

Презентация (Power Point), рисунки учащихся, технологические карты, портрет и картина « Февральская лазурь» художника И.Э.Грабаря, синонимические словари.

Эпиграф урока: Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.

Лев Успенский.

Направленного внимания, визуализации, акцентирования

Сосредоточение на основных смысловых элементах уроках

Интеллектуальная,

эмоционально — нравственная

1Организационный

Организация совместной деятельности

Взаимное приветствие

Порядка

Соблюдение правил поведения на учебном занятии

Поведенческо — волевая

Обсуждение

Ребята, как вы понимаете слова Успенского, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Коллективной работы, заинтересованности

Сообщение, сомнение

Интеллектуальная, эмоционально — нравственная

Оповещение

Обсуждение

Общаясь друг с другом или поверяя бумаге свои мысли и чувства, мы редко задумываемся над тем, каким неоценимым богатством одарила нас природа. Это богатство – человеческая речь, Слово, которое таит в себе огромные возможности.

Что слово?

Речь, звезды сиянье,

Похолоданье рос, вино.

И терпеливое молчанье,

Когда оно обречено…

Что слово?

Гул от лесосплава,

Иль след гусиный по волне,

Иль слава та,

Что, как опала,

Пришла по собственной вине?

В.Цыбин.

Всегда ли мудро и верно распоряжаемся мы этим великим даром?

Иногда мы пренебрегаем простейшей истиной, о которой напоминает Н.М.Грибачёв:

Будь осторожен, выбирая слово:

Им осчастливить можно и убить.

Познания

Коллективной работы, заинтересованности

Соприкосновение с поэтическим творчеством

Сообщение, сомнение,

сотрудничество

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

.

Оцеливание

Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – цель наших уроков русского языка.

Сегодня мы проведём лингвистический эксперимент, сделаем вывод о роли синонимов в речи.

Наблюдательность – ценное свойство: она необходима моряку, охотнику, натуралисту, живописцу, писателю. Постарайтесь развить в себе наблюдательность.

Акцентирования, внимания

Сосредоточение

Интеллектуальная

3.Этап систематизации и обобщения изученного материала

Озадачивание в области решения учебных задач

Что вы знаете о синонимах?

Слова-синонимы всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество- Отчизна,

Как много в них священного для нас!

Познания, интеллектуального труда, заинтересованности, усовершенствования имеющихся знаний

Сообщение, сопоставление знаний учащихся с полученным заданием.

Интеллектуальная, поведенческо – волевая, эмоционально — нравственная

Организация коллективной исследовательской деятельности.

Обобщение совместно с учащимися.

Озадачивание в области созидания и творчества.

Обобщение совместно с учащимися.

Лингвистические эксперименты.

Наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

Работа с технологической картой.

Первый эксперимент:

В утреннем лесу.

От сырости ёжится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зелёной ладошке ольхи.

Г. Граубин

Задания: Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная словом зелёная. Как от этого изменится текст?

Наблюдения детей:

1.Если вместо слова изумрудная ( капля) поставить его синоним зелёная, то капля сольётся с листом, её совсем не будет видно.

2.Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля – переливающаяся в лучах солнца, а не просто зелёная.

Вывод из наблюдений: Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Второй эксперимент.

Работа с текстом.

Петух.

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – всё горело, сверкало, переливалось.

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы.2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если убрать сначала слово переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте.

Наблюдения детей: синонимы – глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки.

Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?

Опускаем третий, затем второй синонимы – создаётся впечатление незавершённости текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту.

Вывод: следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершённо.

Творчества,

заинтересованности, иллюстрирования, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения

Акцентирования, внимания

Коллективной работы, заинтересованности.

Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества

Соприкосновение с поэтическим творчеством.

Сообщение, сомнение, сотрудничество.

Сосредоточение, сопоставление.

Сохранение знаний

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Озадачивание в области созидания и творчества, расширяющее минимальный базовый уровень знаний учащихся.

Оповещение.

Обсуждение

Озадачивание

Оповещение

Формирование навыков сбора и систематизации лексического материала к устному высказыванию по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь»

Рассказ о художнике и его картине.

Игорь Эммануилович Грабарь( 1871-1960) – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. « Февральская лазурь», написанная в 1904 году, — одна из лучших его картин. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот И.Э.Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно. Вот как он пишет об этом в своих мемуарах: « Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликивание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. « Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я».

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на берёзу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворённый природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок.

— Что общего в этом описании с изображённым на картине художника?

-Какую задачу ставил перед собой художник?

-Он хотел изобразить всё ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны.

— Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, т.е на горизонте?

1. Составьте синонимический ряд к этим оттенкам цвета.

2. А снег- какой он на солнце и в тени? Составьте синонимический ряд.

Работа со словарём синонимов.

Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они образуют синонимический ряд. Один из синонимов является основным, главным и помещается в словарях первым.

Есть волшебная страна,

Что распахнута перед вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена,

Правит ими государь

По прозванию СЛОВАРЬ.

Лазурь: 1. светло-синий цвет, синева ( устар. и высок.); 2.краска светло-синего цвета.

Небо: голубое, лазоревое, синее, бездонное, небесно-голубое.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

Поиска, творчества, самосовершенствования, заинтересованности, всеобщего внимания.

Коллективной работы, заинтересованности.

Совершенствование в области созидания и творчества, сомнения

Сосредоточение, сопоставление.

Сохранение знаний

Сохранение знаний

Интеллектуальная,

эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Организация коллективной частично – поисковой деятельности

Обобщение совместно с учащимися.

Организация коллективной частично-поисковой деятельности.

Обобщение совместно с учащимися.

Наблюдения над текстами.

Медвежата.

У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Весёлые малыши хорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

Задания: Укажите, какие слова-заменители используются к слову медвежата , какими средствами связываются предложения в тексте.

Но являются ли эти слова синонимами? И да и нет. Положим, к слову шалуны синонимами будут слова: баловники, озорники, но никак не медвежата. В то же время слово медвежата в данном тексте заменяется словами: шалуны-весёлые малыши.

Такие слова, которые являются синонимами только в данном тексте ( или контексте), и называются контекстуальными синонимами. Они являются синонимами только в данном тексте, а вне текста они уже не синонимы.

Давайте убедимся в сказанном. Для этого попробуем использовать те же синонимы( медвежата- весёлые шалуны ) в другом контексте.

В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лёжа на боку, мать осторожно держит тёмно-бурых ( детёнышей) около своей груди, кутая их в своей косматой шерсти. Она закрывает (их) от холода лапой и головой, согревая своим дыханием.( Медвежата) питаются молоком матери.

Да, действительно, такая замена будет неуместна. В первом тексте речь идёт о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Поэтому им там легко и весело. Во втором же тексте – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей: мать их закрывает от холода лапой и головой.

Какие же заменители используются во втором тексте?

( Медведица-мать, медвежата- тёмно-бурые детёныши -они)

Использование контекстуальных синонимов зависит от темы, содержания текста, их применение основано на уподоблении одного предмета другому.

Творчества,

заинтересованности, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения.

Коллективной работы, заинтересованности.

Поиска, творчества, самосовершенствования.

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества.

Сосредоточение, сопоставление.

Сохранение знаний.

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Организация частично – поисковой деятельности

  1. Рассмотрим ещё один текст.

Задание: проследите за использованием синонимов в данном тексте. Можно ли назвать эти синонимы контекстуальными?

Пчёлка.

Целое лето пчёлка собирает нектар с садовых и полевых цветов. С белой ромашки маленькая труженица перелетает на душистую кашку. С раннего утра до позднего вечера заботливая хлопотунья переносится с большого цветка на маленький.

Творчества,

заинтересованности, всеобщего внимания,

самоутверждения, взаимоуважения

Совершенствование полученных знаний и умений в области созидания и творчества.

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Обобщение совместно с учащимися

Пчёлка- маленькая труженица- заботливая хлопотунья – эти контекстуальные синонимы точно характеризуют пчёлку как труженицу. Таким образом, контекстуальные синонимы, прежде всего, слова-характеристики. Правильно пользоваться синонимами – большое искусство.

Акцентирования внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная

Озадачивание в области решения учебных задач

Обобщение и систематизация полученных знаний

Самостоятельная работа.

Задание: исправить речевые ошибки в тексте, используя контекстуальные синонимы-заменители.

Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на него и ударил его по затылку. Он кубарем покатился на землю. Он в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Он вскочил, стал оглядываться по сторонам. Но кругом никого не было.

Заинтересованности, иллюстрирования, коллективной работы.

Усовершенствования имеющихся знаний.

Сохранение и совершенствование полученных знаний, состязание, соревнование

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

Обобщение итоговое

Уместное употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать постоянно свой запас слов, пользоваться толковыми и синонимическими словарями.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами…

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Акцентирования внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная, эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

4.Этап информации о домашнем задании

Оповещение

Написать сочинение-миниатюру « Зимний день», используя синонимы и контекстуальные синонимы.

Всеобщего внимания

Сохранение знаний

Интеллектуальная, поведенческо – волевая

Оценивание

Краткие комментарии оценок.

Спасибо за сегодняшний урок!

Стимулирования, положительной мотивации

Сочувствие, сопереживание, состязание

Интеллектуальная,

эмоционально – нравственная, поведенческо — волевая

ГУ «Физико-математический лицей…»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: « Синонимы. Контекстуальные синонимы».

(Урок-исследование)

Автор: Заика Галина Ивановна, учитель первой категории

Стаж работы: 28 лет

Домашний адрес: 5-1-92; телефон: 25-53-84

Город Костанай, 2012 год

Контекстные синонимы — это… Примеры предложений с контекстными синонимами

Синонимы — это слова, равнозначные или похожие по значению. Синонимы пишутся по-разному, но означают примерно одно и то же. Примеры синонимов: идти — шагать; гигантский — огромный; бегемот — гиппопотам.

Контекстный синоним — это слово, которое равнозначно другому слову лишь в определенной ситуации, в конкретном контексте. Например: душная, гнетущая атмосфера; пустынная, неприветливая равнина. В русском языке душный и гнетущий, пустынный и неприветливый — разные понятия, но в данном случае они близки по значению.

Контекст — это относительно законченная по смыслу часть текста или высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов. В то же время контекст помогает прояснить значение каждого слова.

Слова, тождественные по лексическому значению только в контексте, также называют контекстуальные синонимы, ситуативные синонимы, авторские синонимы.

Пример контекстных синонимов

На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Анна Ахматова

Верста, миля, километр — различные меры длины, не равные друг другу. Но в поэтической речи они становятся синонимами, обозначающими большое расстояние.

В других случаях эти же слова не будут равнозначны, поэтому подобные синонимы называют ситуативными или окказиональными.

Различия между словам зачастую стираются, если использовать их в переносном значении.

Шум, шорох, шепот, говор — различные понятия. Но если сказать шум волн, шорох волн, шепот волн, говор волн — читатель поймет, что речь идет об одном и том же. Слова превратились во взаимозаменяемые контекстуальные синонимы.

Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

В данном случае контекстуальные синонимы — раскрывает, расправляет, вспыхивают. Такие соответствия не найти в словарях синонимов, потому что они индивидуальные, авторские.

Перифраз, метафора и другие литературные тропы могут порождать контекстные синонимы. Например, у М.Ю. Лермонтова в перечислении «звучал булат, картечь визжала» булат — синоним холодного оружия, сабель и штыков. Это пример метонимии.

Также взаимозаменяемыми синонимами могут быть видовые и родовые наименования — так называемые гипонимы. Например: Я позвал собаку. Барбос подошел. Овчарка села рядом. В данном случае речь идет об одном и том же животном, поэтому слова Барбос, собака, овчарка синонимичны.

Примеры контекстных синонимов

Ломоносов — гений — любимое дитя природы.
В.Г. Белинский

Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо…
Н.В. Гоголь

Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою.
Ф.М. Достоевский

Плачьте, милостивый государь, Александр Кононович, плачьте, надевайте глубокий траур, нашивайте плёрезы, опепелите Вашу главу…
П.Т. Полеводин. Из письма о гибели М.Ю. Лермонтова

Как я мелок, ничтожен… Я жалок, нищ духом…
И.А. Гончаров

Старику хотелось важных, серьезных мыслей…
А.П. Чехов

Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.
С.Я. Маршак

28 мая 2019

  • Другие новости

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку

В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания:

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

 Чтобы выполнить  задание 22,  надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

 Синонимы– слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

 Антонимы — слова одной части речи, противоположные по  значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

 Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется. Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы.

КОНТЕ́КСТ — относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь,  сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть,  слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

 Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.

2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность. Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить.

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить  холод. Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять.

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др. 

 Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде).

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  (тропа – ниточка)

2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают)  Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

 Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить. У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить. Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал.

_____________________________________________________________________________________

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Сравните предложения:

1)  Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.
2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.  
2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Примеры предложений с контекстными антонимами.

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.
2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил,  при подчиненных же диким медведем рыкал.

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.

Узнаем, что такое синонимы в русском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание  и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.


Определение

Греческим термином синонимы, что переводится как одноимённость, называются слова, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются по написанию и звучанию, а также оттенками значения или стилистической окраской.


Что такое синонимы


Дополнительный материал

А вот какое определение синонимам дает Википедия.


Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:

  • метель
  • пурга
  • метелица
  • вьюга
  • буран.

По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепойнезрячий).

В лексике русского языка различают виды синонимов:

  • семантические
  • стилистические
  • абсолютные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.

Семантический ряд

Синонимами являются слова:

  • бой
  • битва
  • сеча
  • сражение.

Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.

Синонимами бывают слова одной части речи, например:

  • высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
  • разрушать, ломать, громить, крушить;
  • печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.

В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.

Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:

Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.

Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:

  • ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
  • скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
  • выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.

Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:

  • испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
  • изжить (уст.).

Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:

  • провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
  • отец (лит.) — батюшка ( устар.);
  • печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).

Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:

  • бегемот — гиппопотам;
  • потому что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую группу составляют контекстуальные синонимы.

Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами.

В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:

  • бросить
  • проронить
  • уронить
  • брякнуть
  • отколоть
  • сморозить
  • выдать
  • загнуть
  • ввернуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.

  • скучал по дому — скучал о доме;
  • река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
веселье — радость грусть
аккуратно — опрятно неряшливо
грусть — печаль веселье
гостеприимно — радушно неприветливо
громко — оглушительно тихо

Итак, синонимы используются в речи:

  1. для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
  2. для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
  3. как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
  4. как способ связи соседних предложений в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взволновать — тронуть — потрясти;
  • клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
  • понятно — толково — вразумительно;
  • знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
  • близкий — ближний — соседний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.

Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».

Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сломя голову;
  • в мгновенье ока;
  • высунув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:

  • сидеть сложа руки — бить баклуши;
  • тянуть канитель — черепашьим шагом;
  • намылить шею — продрать с песочком;
  • водить за нос — втирать очки;
  • стреляный воробей — тертый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сложить голову — сыграть в ящик;
  • не размыкать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
  • дать импульс — внести свежую струю.

Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

Тест

Языковые и контекстуальные синонимы

Синонимы – это слова, которые близки или тождественны по значению и различаются экспрессивностью и стилистическими особенностями. Они бывают разных видов, например, языковые, стилистические. Существуют также и контекстуальные синонимы.

В более широком определении это слова, имеющие близкие или тождественные значения, выражающие одно понятие, подчёркивающие различные его признаки, различающиеся при этом экспрессивными стилистическими особенностями, сочетаемостью. Это понимание свойственно современным лингвистам и сложилось почти во всех европейских языках.

Синонимы и части речи

Языковые и контекстуальные синонимы характеризуются ещё и тем, что они всегда относятся к одной и той же части речи. Условия морфологической общности необходимо в их определении. Таким образом, в русском языке к ним можно отнесли слова миг и мгновение, студень и холодец, громадный и огромный, врать и лгать, словно и будто и так далее.

Виды синонимов

В русском языке насчитывается больше десяти тысяч синонимических рядов, а различные виды выделяются на основании содержательного критерия.

— Дублеты – абсолютные синонимы, то есть слова, полностью тождественные по значению (бегемот и гиппопотам, лингвистика и языкознание).

Чистых дублетов в языке мало. Слова бегемот и гиппопотам различаются по признаку научный и ненаучный, свой и чужой. Проблема возникает, когда понятия близки по значению. Носители языка достаточно легко определяют стилистическое различие между ними интуитивно. Сложнее, когда речь идёт о смысловых синонимах: дом и здание – единица «дом» используется только при разговоре о том, где живут люди. Это родовидовые отношения включения.

— Понятийные, идеографические или семантические синонимы – слова, которые характеризуют разные степени проявления признака. Например: красивый и прекрасный.

— Стилистические синонимы – слова, которые дают разную эмоционально-оценочную характеристику обозначаемого: убежать, удрать или смыться; очи, глаза или зенки.

— смешанный тип – семантико-стилистические синонимы, которые различаются и частью концептуального значения, и коннотациями. Например: боязливый, пугливый, трусливый.

Языковые и контекстуальные синонимы

Синонимы, закреплённые в языковой практике, и имеющие в составе понятийного макрокомпонента общие семы вне зависимости от контекста, называются языковыми: алый, ярко-красный, багровый и так далее. Такие слова остаются синонимами всегда, независимо от контекста, в котором употребляются. Для них составляются специальные словари.

Речевые или контекстуальные синонимы обнаруживают близость значений только в конкретном тексте и не имеют общих сем в языке. Для их сближения достаточно понятийной соотнесённости, то есть ими могут становиться слова, вызывающие в сознании говорящего или пишущего определённые ассоциации. Абсолютно разные понятия могут вступать в синонимические отношения, означать одно и то же и свободно заменять друг друга в определённом контексте, но только в его пределах. В словарях они не фиксируются.

Контекстные синонимы: что такое, примеры — ЕГЭ

Содержание:

Синонимические отношения в языке — проявление структуры лексической системы. Связи между словами возникают на основе сопоставления, тематической и профессиональной общности, противопоставления и т.д. Лексические и контекстные синонимы — большой пласт словаря русского языка.

Синонимы — слова, объединенные общностью значений, относящиеся к одной части речи и различающиеся оттенками смысла или сферой речевого использования. Например: горе — несчастье, языкознание — лингвистика, антитеза — противопоставление.

Контекстные — или контекстуальные — синонимы обладают особыми признаками.

Контекстные синонимы — это слова, синонимия которых проявляется исключительно в данном тексте.

Языковое окружение слова называется контекстом. Наиболее полно смысл языковых единиц выявляется именно в той лексике, которая с ними связана в предложении.

Контекстные синонимы это подтверждают. Общность значений этих слов становится понятной только из сопоставления с окружающим их текстом. В словарях такие отношения не фиксируются, потому что относятся к сфере авторского употребления, индивидуального отбора слов. Например, в предложении «заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной невозможно» слова единственную, неповторимую сближаются по смыслу. В обычных же условиях они синонимами не являются.

Контекстные синонимы могут показывать примеры близких значений на протяжении всего текста или в конкретном предложении. На этом основано задание ЕГЭ.

Как определить контекстные синонимы

Знать, что такое контекстные синонимы, необходимо, чтобы найти их в тексте. Запомним, что они должны принадлежать к одной и той же части речи. Чаще всего это имена существительные, прилагательные, глаголы или наречия:

  • Мы увидели лодку, пришвартованную к берегу. Артем помог нам разместиться в ней, взял весла, и мы отправились в путь. Наше утлое суденышко покачивало на волнах.
  • Нет, мое первое, нежное, удивительное чувство любви я никогда не забуду.
  • Максим несся по улице, стремясь догнать ускользающее время. Он всем телом рассекал воздух, упорно останавливавший его силой сопротивления.
  • Мутно, сурово, неприветливо взглянула на него жизнь при самом его рождении.

Найти примеры контекстуальных синонимов в определенном фрагменте текста — экзаменационное задание, которое встречается в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Примеры для ЕГЭ

Контекстные синонимы — это примеры авторского отбора языкового материала. Внимательное чтение текста поможет их отыскать.

Посмотрим на пример задания из ЕГЭ. Найдите в тексте контекстные синонимы:

Задание:

  1. Гарри с усмешкой наблюдал за своим знакомым.
  2. Он понимал, что ему не следует сейчас говорить — не тот случай.
  3. Джакомо интересовал его как личность и как объект наблюдений.
  4. Гарри сам удивлялся тому, как повлияли на этого неуверенного в себе юношу его слова.
  5. Однако он с азартом опытного игрока хотел дождаться финала представления. (контекстные синонимы: Джакомо — юноша)

Задание:

  1. Бывали дни, когда жители поместья желали всей душой отдаться музыке — и тогда в усадебном доме начиналось действо.
  2. Раскрывались окна в гостиной, впуская аромат садовых цветов в дом.
  3. Снимался чехол со старого рояля.
  4. Приглашенные чинно рассаживались на венских стульях вокруг инструмента — и лились, лились из растворенных окон в парк удивительные, завораживающие звуки.
  5. И таяли сердца слушающих, и так хотелось любить, обнять весь мир. (контекстуальные синонимы: музыка — звуки, любить — обнять)

Урок на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку в 10 классе + презентация

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте 65.5 КБ
Приложение к уроку на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте 51 КБ
Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте 78 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2. и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов — мастерство писателя . Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот « массив деревьев»? ( величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, ( Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

источники:

http://bingoschool.ru/manual/kontekstnyie-sinonimyi-chto-takoe-primeryi-%E2%80%94-ege/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/12/urok-na-temu-leksicheskie-stilisticheskie-kontekstnye

Светило науки — 65 ответов — 0 раз оказано помощи

Слова, которые сближаются по значению только в условиях одного контекста, называются контекстуальными(ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами: На сотни верст, на сотни миль, на сотникилометров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (А. Ахматова). Контекстуальные синонимы не отражены в словарях синонимов. В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются. Так, девочку можно назвать малышкой, красоткой, хохотушкой, капризой, кокеткой; собаку — Жучкой и т.д. 

Текст(4 — 5 предложений) с контекстуальными синонимами.

Вы открыли страницу вопроса Текст(4 — 5 предложений) с контекстуальными синонимами?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Текст с антонимами синонимами
  • Текст редактор синонимов
  • Текст про синонимы
  • Текст посвящен синоним
  • Текст переделать используя синонимы