__________________________________
Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Омонимы – это
слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова –
омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! _____________________ ,
________________________
2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию
и написанию.
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама — ________________________ храбрый- _______________________
худой — _______________________ мудрый —
________________________
3.
Антонимы – это
слова с противоположным значением.
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг — ____________________ весёлый —
____________________________
добрый — _________________ стоять —
_____________________________
______________________
Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Со словом коса
составьте два предложения, различные по значению.
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова
синонимами.
Стояло жаркое
лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети
загорали под его жаркими лучами.
Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.
3.
Сравни два предмета
по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по
смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей
__________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а
плотва — ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар
_________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик
_______________________.
______________________
Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Проверьте,
понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика
значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.
Задирать
нос волноваться, нервничать
Сидеть как на
иголках бездельничать
Водой не
разольёшь зазнаваться, важничать
Бить
баклуши усердно, старательно
Кот
наплакал не работает
Взяться за
ум очень мало
Засучив
рукава неразлучные, очень дружные
Спустя
рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
Валится из
рук кое-как
Бежать сломя голову очень
спешить, торопиться
______________________
Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
1.
Найди
соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные |
Синонимы |
2.
Подбери синонимы
печальный-
_________________ маленький-__________________
враг-
_____________ умный-______________________
отважный
— ___________ война-______________________
3.
Подбери антонимы.
мокрый
— ______________ быстрый-___________________
тихо-
_________________ трудно-____________________
открытый-______________
день- _____________________
4.
Подчеркни омонимы.
Ручка,
зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Этот материал должен быть в тетради-справочнике.
Тема: Лексика
Лексика — это…
Лексикология — это…
Лексикография — это…
Этимология — это…
Прямое и переносное значение слова.
Слово однозначное, многозначное, (омонимы).
Способы объяснения лексического значения слов (параграф 39, с.95).
Две вклейки (или переписать вручную). Главное — чтобы были вклеены и выучены значения тех терминов, которые на белом фоне. То, что на жёлтом фоне, — по желанию.
Лексические группы слов. Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы. Таблица1
Термины лексикологии. Что такое фразеологизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы.
Также в будет проверяться ведение тетради для правил:
- Тетрадь подписана и обёрнута (если она стандартного размера).
- Есть содержание, в содержании темы: «Чередующаяся гласная в корне», «Правописание О-Е после шипящих», «Лексика».
- Вклеены распечатки по темам «Чередующаяся гласная в корне», «Правописание О-Е после шипящих», текст про Жору-обжору, в нём выделены слова, где после шипящих и Ц пишется О.
- Структурно-логические схемы
- Русский язык
- Омонимы. Синонимы. Антонимы
Омонимы. Синонимы. Антонимы
Скачать схему без водяного знака
1761
admin
Смотрите также
Синонимы, антонимы
Межъязыковая омонимия
Отличие союзов от омонимичных местоимений и наречий
Омонимы
1 вариант
- Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Омонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Синонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Антонимы |
- Подбери синонимы
Веселый- дом-
Друг- умный-
Беречь- война-
- Подбери антонимы.
Горячий- быстрый-
Войти- трудно-
Открытый- огонь-
- Подчеркни омонимы.
Ручка, лисички, воздух, небо, труба, телефон, кран.
2 вариант
- Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Синонимы |
- Подбери синонимы
Печальный- маленький-
Враг- умный-
Нести- война-
- Подбери антонимы.
Мокрый — быстрый-
Тихо— трудно-
Открытый- огонь-
- Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Карточка по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»
-
Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.
Суслик выскочил из норки
И спросил у чёрной норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! _____________________ , ________________________
-
К данным словам подобрать и записать синонимы.
мама — ________________________ храбрый- ________________________
худой — _______________________ мудрый — ________________________ печальный- __________________ доктор-__________________________
отважный — ___________________ пилот-___________________________
-
К данным словам подобрать слова антонимы.
друг — ____________________ весёлый — ____________________________
добрый — _________________ стоять — _____________________________
мокрый — _________________ быстрый-____________________________
тихо- ____________________ трудно-______________________________
открытый-________________ день- ________________________________
-
Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию |
Антонимы |
|
Слова, противоположные по лексическому значению |
Омонимы |
|
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению |
Синонимы |
-
Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, лист, телефон, кран, гранат, норка.
-
Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.
По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.
Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ______________________.
По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________________.
По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар ________________________________.
По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _____________________________.
Выполнил (а) _____________________________________________________