Сюжетный твист синоним

В наших статьях мы часто пользуемся профессиональной терминологией и сыпем направо и налево термины вроде «Спуск», «Ляссе», «Макгаффин» и «Клиффхэнгер». Нам вдруг подумалось, что далеко не все могут знать, что означает конкретный термин. И тогда мы решили собрать их в один подробный и обновляемый словарик.

Макгаффин на клиффхэнгерах

Клиффхэнгер — художественный приём, при котором герой сталкивается со сложной, на первый взгляд, неразрешимой проблемой, но повествование обрывается или переключается на другую сюжетную линию прежде, чем персонаж успевает её решить.

Клиффхэнгеры хорошо смотрятся на телевидении — это отличный стимул заставить зрителя дожидаться следующей серии любимого сериала. В литературе этот приём используется реже, и мы не рекомендуем ставить их в конце книги — это слишком жестоко по отношению к читателям. Идеальное место для клиффхэнгера, особенно если в вашем тексте несколько главных героев и сюжетных линий — в конце главы. Так, читатель будет куда охотнее перелистывать страницы, желая узнать, что же случится дальше. Подобным приёмом очень любят пользоваться авторы триллеров — Дэн Браун, Ли Чайлд и Дэвид Балдаччи.

Пригодится клиффхэнгер и в том случае, если вы выкладываете главы в интернете по мере написания — так читатели будут с ещё большим нетерпением поджидать следующего обновления.

Макгаффин — предмет, вокруг которого строится фабульная сторона произведения. Например, в фильмах об Индиане Джонсе макгаффинами выступали Ковчег завета, Камни судьбы и Святой Грааль. А в «Трёх мушкетёрах» макгаффином служила подвеска королевы, которую та неосмотрительно подарила герцогу Бэкингему.

Флешбэк — сцена, происходящая в прошлом. Как правило, используется для раскрытия прошлого персонажа и его мотивов. Иногда может служить сюжетным твистом, переворачивающим всё восприятие истории с ног на голову.

Флэшфорвард — сцены, происходящие в будущем. Используются значительно реже, поскольку почти всегда спойлерят читателю, что случится с героями дальше. По идее, к флэшфорвордам относятся и все случающиеся с персонажами видения или пророчества. Например, весь сюжет «Особого мнения» строится на том, что находящиеся в изоляции провидцы видят случающиеся в ближайшем будущем преступления и затем пытаются их предотвратить. А в «Шерлоке Холмса» Гая Ричи в сцене драки Шерлок сначала планирует, как он будет драться с противником, а затем делает в точности это.

Предыстория (бэк-стори) — история персонажа с рождения и до начала событий романа. Читателю знать эти подробности необязательно (и даже нежелательно), а вот автор должен знать все детали биографии персонажей назубок — в конце концов, именно пережитые ими события и накопленный опыт сделали действующих лиц такими, какими они являются на начало повествования.

Интерлюдия — небольшая вставка между главами. Интерлюдии могут быть не связаны напрямую с центральным сюжетом, однако иметь отношение к сеттингу, герою или сюжету. Как правило, авторы используют интерлюдии, чтобы рассказать об устройстве мира, описать какие-то другие важные события или поделиться своими философскими взглядами. Новозеландский писатель Олаф Бьёрн Локнит (также известный как питерский писатель Андрей Мартьянов) очень любил применять интерлюдии в своих книгах о Конане. Например, в романе «Талисман всадника» появляются «Записки между строк» — в них появляется второстепенный родственник одной из главных героинь, который пока только движется в сторону важных событий, но сыграет решающую роль в следующих частях.

Синопсис — краткий (на 2—3 страницы) пересказ всего сюжета вашего романа. Это не аннотация и незавлекательный сюжет, поэтому не надо оставлять концовку за кадром или бояться спойлеров. Синопсис нужен для того, чтобы убедить редактора и издателя: эта история выделяется на фоне остальных и заслуживает, чтобы её прочитали и издали.

Сеттинг — мир, в котором разворачивается действие романа. Может быть как реальным, так и вторичным — вымышленным. Сеттинг крайне важен, поскольку позволяет читателю перенестись в мир книги и почувствовать всё то, что чувствует и знает, а в некоторых случаях не знает главный герой.

Сюжетный поворот — событие (действие или обрывок информации), который поворачивает повествование в новом направлении.

Плот-твист (сюжетный твист, перевертыш) — особенно неожиданный сюжетный поворот, который переворачивает повествование с ног на голову и заставляет читателя заново переосмыслить, что же ему известно. Например, Холмс и Пуаро вместе ведут расследование и делают открытие, которое приводит их к выводу: убийца — Мориарти. Это — сюжетный поворот. Однако если Холмс и Пуаро ведут расследование, и Шерлок внезапно понимает, что убийца — Пуаро, и вообще, никакой это не Пуаро, а Мориарти, тогда перед нами — сюжетный твист. Подробнее мы писали о твистах в статье.

Драфт — полностью законченный черновик романа. В зарубежной практике авторы могут писать по два или три драфта, порой полностью переписывая отдельные сюжетные линии.

Приквелы и сиквелы

Приквел — роман, действие которого разворачивается в том же мире, что и события предыдущих книг автора, но ДО их начала. Самый известный пример — новая трилогия «Звёздных войн», в которой зрители встречают совсем ещё молодого Оби-Вана Кеноби, а Дарт Вейдер и вовсе девятилетний пацан.

Сиквел — роман, либо напрямую продолжающий события предыдущей книги, либо повествующий о дальнейших приключениях её героев. А вот здесь на сцену выходит уже диснеевская трилогия «Звёздных войн», в которой действие разворачивается спустя тридцать лет после финала «Возвращения джедая».

Спин-офф — роман, действующими лицами которого являются второстепенные герои предыдущих книг. Своеобразным литературным спин-оффом можно назвать пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», события которой разворачиваются параллельно «Гамлету», а на первый план выходят два второстепенных персонажа шекспировской драмы.

Прода — в том случае, если вы публикуете роман в интернете и выкладываете новые главы по мере написания, продой называется каждая следующая часть. Например: «налетайте, дорогие читатели, прода выложена. В новой главе вы узнаете, с какой скоростью бегают главные герои, если неудачно потревожат усыпальницу древнего чёрного мага».

Герои, злодеи и их мотивы

Протагонист — главный герой романа. В зависимости от сложности и структуры текста, в книге может быть как один, так и несколько главных героев.

Антагонист — герой, мешающий протагонисту добраться до поставленной им цели. Антагонист не обязан быть человеком или разумным существом, он может быть животным или даже силой природы. Так, к примеру, антагонистом романа Германа Мелвилла «Моби Дик» выступает вынесенный в заглавие книги белый кит.

Конфликт — столкновение интересов или целей. Конфликт может быть как внешним — столкновение между разными персонажами, так и внутренним. В последнем случае герой разрывается между двумя противоположными желаниями или стремлениями.

POV (от английского Point of view) — точка зрения. Повествование в романе может вестись как от первого лица (я пошёл, я увидел, я победил), так и от третьего лица (Юлий пошёл, Юлий увидел, Юлий победил).

Как правило, если повествование ведётся от первого лица, в произведении действует только один главный герой (хотя рассказчик необязательно является главным героем, например, в записках о Шерлоке Холмсе главный герой — Холмс, но в то же время все истории мы слышим из уст Ватсона).

А вот если повествование ведётся от третьего лица, главных героев может быть несколько, и автор в разных главах попросту переключается с одного на другого. Так поступает Джордж Мартин в цикле «Песнь льда и пламени». В таком случае POV — это все герои, глазами которых мы видим происходящее.

Арка персонажа (путь героя) — процесс преображения героя во время истории. У арки героя должно быть начало, развитие и конец. Идеальный пример: протагонист долго запрягает, пускается в путь, встречает препятствие, героически его преодолевает и достигает поставленной цели.

Сюжетная арка — законченная сюжетная линия, в которой есть начало, развитие и логический конец. К примеру, Фродо Бэггинс во «Властелине колец» ставит себе целью избавиться от кольца, он несёт его сначала в Ривенделл к эльфам, затем — в Ородруин, чтобы расплавить ювелирное изделие в жерле Роковой горы. Претерпев многочисленные испытания, он избавляется от кольца и возвращается домой, но его жизнь никогда не станет прежней.

Трёхактная структура повествования — классическая драматургическая структура, в которой сюжет делится на три логически завершённых акта. У каждого из них есть начало, развитие и конец, но при этом первый акт формирует завязку истории, второй её развивает, а третий — финалит. Трёхактная структура распространена в кино и на телевидении, встречается и в книгах, но в отличие от кинематографа, в литературе трёхактная структура не является обязательной. К примеру, в четвёртом эпизоде «Звёздных войн» Люк в первом акте встречает дроидов и Бена Кеноби, узнаёт, что в его жилах течёт кровь джедая и принимает решение покинуть Татуин, во втором сталкивается с препятствиями и спасает принцессу Лею со «Звёзды смерти», а в третьем — помогает повстанцам уничтожить боевую станцию Империи.

Завязки, развязки и прочие подвязки

Экспозиция — часть текста, в которой читатель знакомится с героем и миром, где разворачивается действие книги. Разница с сеттингом следующая: сеттинг — это мир действия, а экспозиция — это то место, где нас в него погружают читателя.

Завязка — событие, с которого начинается действие. Например, в «Звёздных войнах» завязкой может служить бегство дроидов и знакомство Люка Скайуокера со старым Беном Кеноби.

Катализатор — часть завязки, побуждающее происшествие, которое приводит в действие события романа и побуждает протагониста отправиться в путь. Например, в тех же «Звёздных войнах» катализатор — это убийство дяди и тёти Люка штурмовиками.

Кульминация — наиболее напряжённый, решающий и переломный момент в сюжете, зачастую влияющий на взаимоотношения героев или противостояние между протагонистом или антагонистом. В «Звёздных войнах» кульминация — это атака повстанческих истребителей на имперскую боевую станцию и гонка Вейдера за Люком по каньону «Звезды смерти».

Развязка — элемент сюжета, в котором конфликт получает разрешение, а повествование подходит к финалу. В «Звёздных войнах» развязка — это взрыв «Звезды смерти» и последующее награждение повстанческих героев.

Подвязка — деталь женского гардероба, резинка или тесьма для фиксации чулок. Может фигурировать в сюжете только в том случае, если вы — французская королева, вы неосмотрительно подарили эту деталь гардероба своему британскому любовнику, и теперь вам позарез нужно её вернуть до того, как пропажи хватятся, а заодно ещё и избавиться от говорливого придворного гасконца, который вечно кричит «Зенит — чемпион!» В таком случае подвязка сыграет роль макгаффина.

Кризис — момент сюжета, в котором герой сталкивается с проблемой, требующей от него решительных действий или серьёзного эмоционального изменения. В пятом эпизоде «Звёздных войн» кризис наступает сразу после слов «Люк, я — твой отец».

Катарсис — те эмоции, которые мы переживаем в момент, когда Вейдер говорит: «Люк, я — твой отец». Спектр эмоций может быть очень широким, от восторга до слёз.

Форзац, нахзац и полный абзац

Форзац — элемент книжной конструкции, лист, соединяющий блок с переплётной крышкой (обложкой). Может выполнять декоративно-оформительскую функцию — в фэнтези на форзацах рисуют карты или сюжетные иллюстрации.

Нахзац — задний форзац. Да, у него есть отдельное название. Да, мы это знали. Теперь и вы знаете.

Каптал — элемент книжного переплёта, который крепит книжный блок к переплётной крышке и придаёт всей конструкции дополнительную прочность.


Хотите издать книгу, но не знаете с чего начать? Оставьте заявку в форме ниже и получите бесплатную консультацию по изданию


Ляссе — узкая тканевая лента, один конец которой крепится к корешку книжного блока. Выполняет роль закладки.

Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, объединяющих отдельные страницы в блок. Переплёт бывает цельный и составной, мягкий и жёсткий, обрезной и с кантом, а также интегральный.

Блок (книжный блок) — Ночь, улица, фонарь, простите… Книжный блок — все листы в книге, собранные по порядку, скреплённые нитками или клеем и готовые к вставке в переплётную крышку или обложку.

Корешок — край блока, в котором скреплены все технологические элементы издания — тетради, каптал, ляссе и всё прочее.

Титульный лист — одна из первых страниц книги, предваряющая основной текст. На титуле указываются главные выходные сведения — имя автора, названия книги, место издания, издательство и год выхода.


Важно! Обычно автографы ставятся именно на титульном листе между названием книги и издательством. Ещё их можно ставить на форзаце, но и Джордж Мартин, и Нил Гейман, и Стивен Кинг предпочитают титулы.


Авантитул — страница, перед титульным листом. Иногда дублирует часть информации с него.

Спуск — размещение полос книги на печатном листе для печати. После печати печатный лист разрезается и сшивается в единую тетрадку, поэтому все страницы на спуске должны быть размещены в строгом порядке.

Пример спуска из полос

Полоса — страница.

Авторский лист — используемая в России и других постсоветских странах единица измерения объёма литературного произведения. Исчисляется в знаках. Один авторский лист — 40 000 знаков, включая пробелы.

ISBN (международный стандартный книжный номер) — уникальный номер книжного издания, необходимый для автоматизации работы с изданием и распространения книги в торговых сетях. Состоит из пяти групп — общего для всех стран префикса 978, кода страны (для России это 5), кода издательства, кода книги и контрольной цифры.


Возьмём, к примеру, ISBN 978-5-699-12014-7, в нём:

978 — это префикс,
5 — код страны,
699 — код издательства,
12014 — код конкретной книги,
7 — контрольная цифра.


В крупных издательствах ISBN присваивается автоматически.

УДК (Универсальная десятичная классификация) — используемая во всём мире система классификации произведений науки, литературы и искусства. По индексу УДК можно определить, к какой тематике и виду литературы относится книга. Посмотреть нужный УДК можно здесь.

ББК (Библиотечно-библиографическая классификация) — отечественная система библиотечной классификации изданий. Быстро узнать ББК для нужной темы можно на сайте elibrary.ru.

Цветопроба — способ получить предварительное представление о цвете в будущем тираже до его печати.


Все ли термины из нашей статьи вы знали? Повстречалось ли вам что-то новое? А может, мы забыли осветить какой-то важный термин? Делитесь своим мнением в комментариях.

Хорошая история всегда содержит несколько неожиданных сюжетных поворотов. Для тех, кто забыл, сюжетный поворот – это точка в сценарии, где история сворачивает в какое-то неожиданное русло. Таким образом, автор делает свое произведение более непредсказуемым, а значит и интересным для зрителей.

Сюжетные повороты бывают разными. Бывают масштабными, полностью перестраивающими путь героя – ключевые точки. Бывают маленькими, локальными – повороты внутри сцены, диалога и тд.

Но есть один вид сюжетных поворотов, который стоит более подробного и тщательного изучения. И это твисты.

Понятие сюжетного твиста

 Твист – это поворот в истории, который влияет не только на дальнейшее развитие сюжета, но и на уже произошедшие события. И в этом его ключевая особенность от остальных поворотных точек.

Сюжетный твист чаще всего строится на тайне, которую до поры до времени скрывают от зрителя. Тем самым вводя его в заблуждение, создавая ложное понимание сути событий. И только когда твист вскрывается, зритель может переосмыслить происходящее и понять, что на самом деле происходило в истории.

Например, можно рассмотреть уже ставший хрестоматийным пример твиста в фильме «Шестое чувство». В нем, главный герой в исполнении Брюса Уиллиса, вдруг понимает, что он уже давно мертв. И на протяжении всего фильма, он привидение, которое видит только обладающий экстрасенсорными способностями мальчик Коул.

Мало кто при первом просмотре смог заранее разгадать этот поворот. И когда этот твист, наконец, выстреливает, это не только приводит к неожиданному финалу, но и заставляет зрителя переосмыслить все увиденные ранее сцены.

М. Найт Шьямалан считается главным любителем твистов современного кинематографа. Без неожиданных поворотов у него не обходится ни один фильм. Но видимо сам он не всегда помнит об основных правилах правильного использования твистов, ведь в его фильмографии можно найти как одни из самых лучших, так и самые худшие твисты в кино.

Чаще всего твисты используются в остросюжетных жанрах: триллерах, ужасах, детективах, психологических боевиках. 

Но в принципе никто не мешает использовать этот прием, и скажем в комедии. Например, в середине фильма «Джамп Стрит 22»,  который в России вышел под названием «Мачо и Ботан 2» есть твист, когда выясняется, что один из героев переспал с дочкой их начальника. И это полностью переворачивает сцену, идущую за десять минут до этого: там этот начальник хвалил героя и «давал ему пять» за то, что тот, наконец, завалил студентку. Но в тот момент никто из них не знал, что это была за студентка.

Зачем нужен сюжетный твист

Одна из основных задач сценариста – развлечь зрителя. Если зрителю скучно, вряд ли он сочтет такое кино хорошим. 

А развлекать зрителя можно разными способами. Визуальными спецэффектами, пронзительным саундтреком, шутками, сценами с обнаженкой, хорошо подобранными актерами… Список приемов практически бесконечный. По сути, все правила, все ходы, все термины окружающие драматургию и кинопроизводство созданы и существуют только для того, чтобы веселить зрителя.

Но если говорить только о сценарном деле…

Обычно основная интрига заявляется в фильме в самом начале. Эта та самая точка, которая пробуждает интерес зрителя к истории. Убьет ли терминатор Сару Конор? Справится ли Сальери с завистью к Моцарту? Будут ли вместе Рос и Рейчел? Но где-то на середине повествования, история входит в колею. Акценты расставлены, кто герой, а кто злодей уже известно и уровень интереса зрителя начинает падать. Именно в этот момент на главную сцену и можно выдвинуть заранее заготовленный твист. 

Бам! Сюжет переворачивается с ног на голову. Ошеломленный зритель понимает, что его провели. Но он в восторге от этого.

Хотя сам термин «сюжетный твист» получило свое распространение благодаря кинематографу, сам прием известен еще с древних времен. Например, финальный поворот древнегреческого мифа о царе Эдипе – это хороший твист.

Что такое финальный твист?

Сюжетные твисты по определению не могут быть раскрыты в начале истории. Ведь определяющим фактором этого приема является переосмысление уже показанных событий.

Поэтому подходящее место для твиста – вторая половина истории. Твист может располагаться в срединной точке (центр второго акта), в конце второго акта, в кульминации или в финале.

Где расположить твист – зависит от истории. Например, типичный троп боевиков 80х-90х, когда лучший друг героя или его наставник оказывается предателем, часто появляется в середине. Ведь после этого герою не только надо еще все исправить и отомстить за обман.

Но все, же наибольшее распространение получили твисты расположенные ближе к третьему акту. Там этот прием обычно выстреливает лучше всего. Подавляющее большинство всех самых известных и мощных поворотов в истории кино находятся как раз в конце сюжета. Именно поэтому от обычных твистов очень быстро отделилась небольшая подгруппа – финальные твисты.

Как устроены сюжетные твисты

Как уже было сказано выше, в основе твистов, чаще всего лежит тайна. Эта тайна может быть известна кому-то из персонажей, но ее точно не знает зритель.

Как и всякая загадка, твист должен в первую очередь отвечать условиям первоначальной задачи. То есть он должен логично вписываться в рассказанную историю, а не превращаться в «бога из машины» или «рояль в кустах».

Создавая сюжет с твистом, сценарист как бы рассказывает две истории: ложную и настоящую. И при этом, как раз в ложной могут быть небольшие логические дыры, мелкие нестыковки. Особенно если они допущены намеренно. Главное, чтобы зрители даже заметив их, не сделали правильных выводов и не догадались об обмане раньше времени.

Наоборот, верхом мастерства будет расставить по всему сюжету подсказки, которые зритель так и не сможет разглядеть при первом просмотре. Например, в том же «Шестом чувстве» нет ни одной сцены после пролога, где к герою Брюса Уиллиса напрямую обращается кто-то кроме мальчика Коула. Но все это очень качественно замаскировано. Например, герой считает, что его жена не разговаривает с ним, потому что недовольна тем, что он вернулся на работу. А в сценах, когда персонаж Уиллиса обращается к другим персонажем, всегда есть несколько человек. И если выкинуть все реплики Брюса становится понятно, что люди общаются друг с другом, а фразы героя просто не слышат.

Похожим образом построен и фильм «Игры разума». Половина персонажей общается только с главным героем, но все это выстроено логично и никто этого не замечает. Но почему никто при первом просмотре не обращает внимание на кадр, где маленькая девочка гоняется по полю за голубями, а они не разлетаются от нее? 

Так что повторим: ложная история может иметь нестыковки. А вот настоящая… В ней логика должна быть железобетонной, иначе зритель просто не поверит в такой твист. Обманутый, он будет внимательно вспоминать и анализировать каждую просмотренную сцену, чтобы убедиться, что такой поворот действительно мог быть, просто он его не заметил. И если зритель найдет доказательство, что такой твист на самом деле нереалистичен…

Например, скомканный и непродуманный третий акт фильма «Иллюзия обмана» пытается заставить зрителя поверить в абсолютно глупый и нелогичный твист. Оказывается агент ФБР, который весь фильм гонялся за героями-грабителями и есть их тайный наниматель, который таким образом тестирует свою будущую команду, а заодно мстит давнему врагу. Это даже звучит безумно глупо: пройти сложный отбор и отработать десять лет в ФБР, чтобы проверить мастерство уличных фокусников. Кто в такое поверит?

Этот поворот явно придумался в последний момент. Ведь в фильме есть сцены, где расследование зашло в тупик и этот агент психует, разбрасывает документы и ругается. Вот только в этот момент он находится в комнате один. Зачем этот спектакль, если он заранее знал, кто эти грабители и как они будут действовать дальше?

Так что если, вы – начинающий сценарист и собираетесь строить историю с сюжетным твистом, помните: недостатки ложной истории можно замаскировать, а зрителя отвлечь.

А вот истинный сюжет должен:

  • иметь четкую причинно-следственную связь
  • подтверждаться на уровне мелких деталей (как минимум не противоречить деталям)
  • совпадать с мотивацией персонажей
  • по-хорошему шокировать зрителя

Несколько твистов в истории

Прописать несколько переворачивающих сюжет точек – это для сценариста задача со звездочкой. Но если это удается, фильм стопроцентно станет хитом.

Например, два крупных твиста сделали классикой фильм Альфреда Хичкока «Психо». Первый, происходит в середине фильма, когда героиня, которую все считали главным действующим лицом, вдруг погибает. А второй, когда выясняется, что мама Нормана Бейтса, главный антагонист фильма – давно умерла. И на самом деле, все убийства совершал сам Норман.

Еще более интересный пример – фильм «Престиж» Кристофера Нолана. 

Там можно насчитать четыре твиста.  Первый, когда один из героев – персонаж Хью Джекмана, похитив дневник своего соперника – Кристиана Бейла, отправляется в путешествие, чтобы раскрыть тайну фокуса с перемещением, а потом узнает, что этот дневник был подделкой. 

Второй твист, когда зрители узнают, что якобы погибший Джекман – вполне жив, здоров, да еще и все это время был богат. 

Третий твист, уже под конец: персонаж Бейла рассказывает, что у него был брат-близнец, с которым они долгие годы делили одну жизнь на двоих, периодически меняясь местами.

И наконец, финальный твист: один кадр,  по которому становится ясно, как чего стоила персонажу Джекмана его версия трюка с телепортацией.

Если, вы когда-нибудь попытаетесь провернуть что-либо подобное, в своих сценариях помните: просто объединить все эти повороты в логичную структуру, учесть все мелкие детали и  проследить мотивацию персонажей в каждой конкретной сцене в этом случае недостаточно. Чтобы такая сложная конструкция сработала, каждый следующий твист должен быть мощнее предыдущего. Только так эта история будет соответствовать законам драматургии.

Примеры удачных сюжетных твистов

  • «Исчезнувшая» реж Дэвид Финчер, сцен. Гиллиан Флинн
  •  «Достать ножи» реж. и сцен. Райан Джонсон
  • «Китайский квартал» реж. Роман Полански, сцен. Роберт Таун
  • «Планета обезьян» реж. Франклин Шеффнер, сцен. Пьер Буль (роман), Майкл Уилсон, Род Серлинг
  • «Семь» реж. Дэвид Финчер, сцен. Эндрю Кевин Уокер
  • «Олдбой» реж. Пак Чхан Ук, сцен. Пак Чхан Ук, Хван Чо Юн, Лим Чхун Хён, Лим Чун Хюн
  • «Помни» реж. Кристофер Нолан, сцен. Кристофер Нолан, Джонатан Нолан
  • «Первобытный страх» реж. Грегори Хоблит, сцен. Уильям Дил, Стив Шэган, Томми Ли Уоллес
  • «Бойцовский клуб» реж. Дэвид Финчер, сцен. Чак Паланик, Джим Улс

Примеры плохих сюжетных твистов

Твисты из всех приведенных ниже фильмов так или иначе выбивают зрителя из повествования. Либо отсутствием логики, либо нестыковками в деталях, либо отсуствием мотивации персонажей.

Конечно, есть твисты испорченные плохой реализацией. Например, в фильме «Счастливого дня смерти» убийцей в маске в итоге оказывается хрупкая девушка, хотя до этого в фильме хорошо было видно, что у преступника мужское телосложение. Но так, как такие проколы не относятся к сценарному мастерству, мы их включать в этот список не будем.

  • «Знаки» реж. и сцен. М. Н. Шьямалан.
  • «Кровавая жатва» реж. и сцен. Александр Ажа
  • «Планета обезьян» реж. Тим Бертон, Уильям Бройлес мл., Лоуренс Коннер, Марк Розенталь
  • Анимационный сериал «Скуби-Ду» сцен. Джо Руби, Кен Спирс
  • «Мертвая тишина» реж. и сцен. Джеймс Ван
  • «Исходный код» реж. Данкан Джонс, сцен Бен Рипли

Запускаем новую рубрику — «Словарь». В этом выпуске: аутлайн, катарсис, тритмент, синопсис, сеттинг, флэшбэк и флэшфорвард, в чем разница между сюжетом и фабулой, а также зачем нужна сценарная заявка.

Аннотация

[Annotation]

— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя

Антагонист

[Antagonist/Heavy]

— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
 

Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.  

Антигерой

[Antihero]

— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста

 Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне

Арка героя/Сюжет героя

[Character arc/Character development]

— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории

 — А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.

Аутлайн 

[Outline/Step outline]

— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов

 Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.

В 2004 году британский сценарист Dan Bronzite придумал и успешно выпустил на рынок специальный софт для написания сценариев — Movie Outline.   

Внутренний монолог

[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]

— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
 

Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.    

Диалог

[Dialogue/Lines]

— обмен репликами между двумя и более персонажами
 

Драфт/Черновик/Набросок

[Draft]

— один из черновых вариантов сценария
 

Завязка

[Inciting incident/Catylist/Setup]

— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия

 В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.

Заявка/Сценарная заявка

[Request/Query letter]

— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.

 Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.

Идея

[Idea/Concept]

— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
 

Катарсис

[Catharsis]

— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
 

Композиция

[Composition]

— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
 

Конфликт

[Conflict/Complication/Confrontation]

— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
 

Кризис

[Crisis]

— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
 

«Крючок»

[Hook]

— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
 

Кульминация

[Climax/High point/Zenith/Apex/Crescendo]

— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом

 В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки

Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.   

Логлайн

[Logline/Premise]

— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте

Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
   

МакГаффин

[MacGuffin]

— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет

Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок

Монолог

[Monologue]

— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
 

Линейное повествование

[Linear narrative]

— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
 

Нелинейное повествование

[Nonlinear/Disjointed/Disrupted narrative]

— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий

Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.   

Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт

[Peripeteia/Peripety/Plot point]

— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
 

Побочная сюжетная линия

[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]

— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
 

Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент

[Treatment]

— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария

Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
 

Пролог

[Prologue]

— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
 

Протагонист

[Protagonist]

— главный герой, как правило, «положительный»

Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.   

Развитие

[Rising action/Confrontation]

— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
 

Развязка

[Denouement/Resolution/Tag]

— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
 

Режиссерский сценарий

[Shooting script]

— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
 

Синопсис

[Synopsis]

— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)

Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).   

Сеттинг

[Setting/Locale]

— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.

Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки 

Спекулятивный сценарий

[Spec script/Speculative script]

— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
 

Структура

[Dramatic structure]

— последовательность событий, происходящих в фильме
 

Сценарий

[Screenplay/Script]

— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма

Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок

Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
 

Сценарный доктор/Скрипт-доктор

[Script doctor]

— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
 

Сюжет

[Plot/Story/Beat/“A” story]

— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
 

Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка

[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]

— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
 

Тема

[Theme/Topic]

— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
 

Точка невозврата/Центральный поворот

[Midpoint/Point of no return]

— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
 

Трехактная структура

[Three-act structure]

— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
 

Фабула

[Fabula]

— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет

«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.   

Финал

[finale/ending]

— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
 

Флэшбэк

[Flash-back]

— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое

Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один. 

Флэшфорвард

[Flash-forward/Flash-ahead]

— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему

Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов.  Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.   

Экспозиция

[Exposition/Set up]

— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
 

Эпилог

[Epilogue]

— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.

Источник: tvkinoradio.ru

Что это и зачем он нужен в тексте? Разбираемся в умении удивлять читателя.

«Люк, я твой отец!» — вот каноничный пример сюжетного твиста. Твист — событие, которое переворачивает сюжет с ног на голову, ошарашивает и шокирует читателя. Это место в тексте, когда аудитория восклицает: «Что?!», «Вот это да!», «В смысле?!». Но, в отличие от простого сюжетного поворота, твист — еще и переосмысление: он влияет не только на развитие сюжета, но и на уже случившиеся события. Мы собрали примеры и советы, как грамотно добавить твист в свою историю.

Зачем нужен твист?

С английского «twist» переводится как «крутить», «поворачивать». Это часть сюжета, в которой история сворачивает в неожиданное русло.

Не нужно путать твист с кульминацией (высшей точкой напряжения) и конфликтом (столкновением интересов). Твист — это именно поворот, который меняет взгляд читателя на историю. Твисты используются не только в литературе, но и в кино и видеоиграх, потому что они делают сюжет непредсказуемым, а значит, более захватывающим.

Примеры. Осторожно, спойлеры!

  • В книге Анны Матвеевой

    «Каждые сто лет»

    героиня долгие годы была уверена, что читает дневник своей бабушки: на это указывали фамилия, эпоха, схожие черты характера. Но в конце первой части читатель узнает, что «бабушка» героини — совершенно чужой человек.

  • В мифе о царе Эдипе случается еще более драматичный твист, также основанный на ложном родстве. Согласно пророчеству, Эдип должен был убить собственного отца; чтобы избежать этого, Эдип оставил родителей и в случайной ссоре убил незнакомца. Позже оказалось, что родители были приемными, а убитый незнакомец и есть настоящий отец Эдипа.

Виды твистов

Официальной классификации, на которую можно сослаться, нет. Тем не менее твисты можно разделить на несколько групп по тем функциям, которые они выполняют:

  • финальный твист самый мощный поворот сюжета, который переворачивает смысл всей истории;

  • ненадежный рассказчик: в реальности события разворачивались совсем не так, как их видел главный герой и, соответственно, читатель;

  • сорванная маска: герой оказывается не тем, за кого себя выдавал, напарник — на самом деле злодей, ближайший друг — убийца, а Лея — сестра Люка;

  • ленивый автор: довольно спорный твист, когда все невероятные события, случившиеся с героями, оказываются сном.

Как написать твист

  • Твист проще всего построить на тайне: до поры до времени скрывать нечто, вводить читателя в заблуждение — а затем резко раскрыть карты. Например, в рассказе

    «Последнее дело Шерлока Холмса»

    мы смотрим на события глазами Ватсона и не сомневаемся, что Холмс погиб. Но затем, в рассказе «Пустой дом», мы видим произошедшее с точки зрения Холмса и понимаем, что события действительно сложились так, что Холмс выжил, просто до поры до времени мы об этом не знали.

  • Твист лучше ставить во второй половине текста. На старте истории достаточно заявленной интриги. А вот к середине, когда читатель уже знаком с раскладом, знает, кто герой, а кто злодей, — самое время для неожиданного поворота.

  • Твист не должен стать роялем в кустах. Неожиданный поворот в сюжете — здорово. Но писателю нужно постараться и все-таки оправдать его появление в своем произведении. В тексте можно оставлять следы и намеки, которые, после того, как вы раскроете карты, сложатся у читателя в единую картину: «Так вот что это было!»

  • Хорошая история содержит несколько неожиданных поворотов. Но, включая в текст несколько твистов, помните: каждый следующий должен быть сильней предыдущего, чтобы история соответствовала законам драматургии.

Несколько книг, в которых вы найдете отличные твисты

автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Содержание

  1. Plot twist – хороший, плохой, злой. Что это значит в играх и кинематографе?
  2. Приведем примеры Plot twist
  3. Планета обезьян
  4. Империя наносит ответный удар
  5. Plot twist в Bioshock Infinite
  6. Plot twist – хороший, плохой, злой
  7. Что такое плот твист (Plot Twist)? Разъяснение термина из видеоигр и кино
  8. Плот Твист – особенности построения сюжета
  9. Что такое plot twist (плот твист)? Объясняем про термин из кино и игр
  10. Приведем примеры Plot twist
  11. Планета обезьян
  12. Империя наносит ответный удар
  13. Plot twist в Bioshock Infinite
  14. Видео
  15. Зачем нужен сюжетный твист
  16. Doki Doki Literature Club! Пленницы жанра
  17. Поворот второй: эмергентный оппортунизм
  18. Примеры удачных сюжетных твистов
  19. Основные правила
  20. Забавные игры. «Как думаете, у них есть шанс?»

Plot twist – хороший, плохой, злой. Что это значит в играх и кинематографе?

Plot twist – неожиданный сюжетный поворот, который полностью меняет направление развития сюжета и идет вразрез с ожидаемым исходом событий. Это популярный прием, часто используемый в художественной литературе, кинематографе и видеоиграх.

Plot twist применяется для того, чтобы разрушить ожидания аудитории, которая начинает догадываться о возможном варианте развития истории. Часто этот прием используется для “встряски” аудитории, освежения или усложнения сюжетной линии.

Приведем примеры Plot twist

Далее мы приведем несколько примеров использования этого приема. Осторожно: спойлеры!

Планета обезьян

В фильме “Планета обезьян” команда астронавтов совершает посадку на неисследованной планете и обнаруживает, что на планете проживает раса разумных обезьян. Однако, ближе к концу фильма они обнаруживают фрагмент Статуи Свободы, выступающий из песка на пляже (Plot twist). Команда начинает догадываться, что они находятся на Земле, а обезьяны построили свою цивилизацию на руинах сгинувшего человечества.

Империя наносит ответный удар

В фильме “Империя наносит ответный удар” Люк Скайуокер неожиданно узнает, что один из жесточайших людей в галактике – его отец.

Plot twist в Bioshock Infinite

В Bioshock Infinite довольно запутанный сюжет, после прохождения игры может понадобиться некоторое время на то, чтобы присесть и все обдумать. Игра содержит сразу несколько значимых сюжетных поворотов, но больше всего эмоций вызывает неожиданное родство с Элизабет, правда о происхождении Захарии Комстока и финальная сцена с крещением, вызывающая настоящую бурю эмоций. Множество игроков после прохождения третьей Bioshock обсуждали ее на форумах, пытаясь разложить в голове сюжет по полочкам.

Soma предпринимает попытки заигрывать с человеческой психологией и делает это успешно. Бродя по тоннелям подводной станции, герой игры постепенно понимает, что он – всего лишь копия сознания некогда жившего человека, помещенная в кибернетический организм. В процессе игры этот процесс придется пройти еще раз, а заодно и “позаботиться” о старой копии. В конце игроку нужно перенести свое сознание на борт ракеты к уже хранящемуся там разуму своей подруги и запустить себя с ней на Луну. Но когда процесс завершается и ракета улетает, сознание главного героя остается в прежнем носителе-роботе. В этот момент все опасения игрока подтверждаются – это именно копирование, а не перенос сознания. Перед глазами мелькает незавидная судьба прежних копий, а потом игрок понимает, что он остался один в темных тоннелях разваливающейся исследовательской станции под тоннами воды. Вокруг него – деградировавшие и сошедшие с ума особи, на поверхности – настоящий армагеддон, а единственная вменяемая личность, с которой можно поговорить, улетела с его копией.

Plot twist – хороший, плохой, злой

На основе этих примеров становится ясно, что сюжетные повороты – важный литературный прием, позволяющий сделать историю непредсказуемой. Они вызывают яркие эмоции у аудитории и украсят любую хорошую историю. Впрочем, существуют и примеры плохих использований этого приема. Один из ярких примеров – маховик времени в книгах Джоан Роулинг, который плохо вписывается в мир ее книг, создает противоречия в логике сюжета и начисто игнорируется в дальнейших произведениях. Но еще более запоминающейся стала фраза: “Спасибо, Марио! Но наша принцесса в другом замке”. Этот сюжетный поворот оказался настолько раздражающим, что стал мемом и его помнят по сей день.

Источник

Что такое плот твист (Plot Twist)? Разъяснение термина из видеоигр и кино

Термин Plot Twist (он же «поворот сюжета») широко распространён среди сценаристов кинематографа. В играх встречается относительно недавно, лишь лет 20. И немудрено, поскольку киноискусство развивается более века, а игровая индустрия – относительно молодое творческое направление.

Что такое плот твист? Речь о внезапной смене ракурса подачи, когда друг оказывается врагом, а мотивация злодея делает его не таким уж и отрицательным. Примеры? Искусственный интеллект GlaDOS в Portal, первоначально помогавший главному герою, а в конце оказывается, что именно он и стал причиной череды загадочных событий.

В разы круче концепция реализована в System Shock 2. Или вспомните фильм «Бойцовский клуб», где у протагониста обнаруживалось раздвоение личности. Ещё более шокирующая развязка наступала в фильме «Прибытие» режиссёра Дени Вильнёва.

Плот Твист – особенности построения сюжета

Стивен Кинг неоднократно говорил в интервью, что предпочитает писать свои книги с финала. В этом случае перед глазами всплывает последняя сцена, а затем постепенно раскручивается клубок интриг, приведших к этим событиям. Добавляются герои, реплики, места действия. Полезно рисовать на бумаге карту и составлять блок-схему, отражающую взаимоотношения между персонажами.

Отвечая на вопрос, что такое Plot Twist, важно отметить, что официального использования в русском языке нет. Заимствование новое, добавляется в отечественную лингвистику постепенно и на данный момент считается сленгом. Соответственно, писать можно как в одно слово, так и словосочетанием.

Источник

Что такое plot twist (плот твист)? Объясняем про термин из кино и игр

Приведем примеры Plot twist

Далее мы приведем несколько примеров использования этого приема. Осторожно: спойлеры!

Планета обезьян

В фильме “Планета обезьян” команда астронавтов совершает посадку на неисследованной планете и обнаруживает, что на планете проживает раса разумных обезьян. Однако, ближе к концу фильма они обнаруживают фрагмент Статуи Свободы, выступающий из песка на пляже (Plot twist). Команда начинает догадываться, что они находятся на Земле, а обезьяны построили свою цивилизацию на руинах сгинувшего человечества.

Империя наносит ответный удар

В фильме “Империя наносит ответный удар” Люк Скайуокер неожиданно узнает, что один из жесточайших людей в галактике – его отец.

Plot twist в Bioshock Infinite

В Bioshock Infinite довольно запутанный сюжет, после прохождения игры может понадобиться некоторое время на то, чтобы присесть и все обдумать. Игра содержит сразу несколько значимых сюжетных поворотов, но больше всего эмоций вызывает неожиданное родство с Элизабет, правда о происхождении Захарии Комстока и финальная сцена с крещением, вызывающая настоящую бурю эмоций. Множество игроков после прохождения третьей Bioshock обсуждали ее на форумах, пытаясь разложить в голове сюжет по полочкам.

Soma предпринимает попытки заигрывать с человеческой психологией и делает это успешно. Бродя по тоннелям подводной станции, герой игры постепенно понимает, что он – всего лишь копия сознания некогда жившего человека, помещенная в кибернетический организм. В процессе игры этот процесс придется пройти еще раз, а заодно и “позаботиться” о старой копии. В конце игроку нужно перенести свое сознание на борт ракеты к уже хранящемуся там разуму своей подруги и запустить себя с ней на Луну. Но когда процесс завершается и ракета улетает, сознание главного героя остается в прежнем носителе-роботе. В этот момент все опасения игрока подтверждаются – это именно копирование, а не перенос сознания. Перед глазами мелькает незавидная судьба прежних копий, а потом игрок понимает, что он остался один в темных тоннелях разваливающейся исследовательской станции под тоннами воды. Вокруг него – деградировавшие и сошедшие с ума особи, на поверхности – настоящий армагеддон, а единственная вменяемая личность, с которой можно поговорить, улетела с его копией.

Видео

Зачем нужен сюжетный твист

Одна из основных задач сценариста – развлечь зрителя. Если зрителю скучно, вряд ли он сочтет такое кино хорошим.

А развлекать зрителя можно разными способами. Визуальными спецэффектами, пронзительным саундтреком, шутками, сценами с обнаженкой, хорошо подобранными актерами… Список приемов практически бесконечный. По сути, все правила, все ходы, все термины окружающие драматургию и кинопроизводство созданы и существуют только для того, чтобы веселить зрителя.

Но если говорить только о сценарном деле…

Обычно основная интрига заявляется в фильме в самом начале. Эта та самая точка, которая пробуждает интерес зрителя к истории. Убьет ли терминатор Сару Конор? Справится ли Сальери с завистью к Моцарту? Будут ли вместе Рос и Рейчел? Но где-то на середине повествования, история входит в колею. Акценты расставлены, кто герой, а кто злодей уже известно и уровень интереса зрителя начинает падать. Именно в этот момент на главную сцену и можно выдвинуть заранее заготовленный твист.

Бам! Сюжет переворачивается с ног на голову. Ошеломленный зритель понимает, что его провели. Но он в восторге от этого.

Хотя сам термин «сюжетный твист» получило свое распространение благодаря кинематографу, сам прием известен еще с древних времен. Например, финальный поворот древнегреческого мифа о царе Эдипе – это хороший твист.

Doki Doki Literature Club! Пленницы жанра

«Doki Doki» – ещё один пример игры, построенной на стандартах ожидания.

Являясь по форме визуальной новеллой с игровым процессом, в основе которого лежит симулятор свиданий, игра, имея тысячи похожих прототипов, в прошлом году взорвала Интернет. Причина тому – серия шокирующих виражей, к которым большинство оказалось не готово.

Создателям нужно отдать должное — Doki Doki Literature Club! удается достаточно долго притворяться обычным представителем жанра. Игрока поначалу встречают веселые мелодии, беззаботные персонажи, светлые фоны, простенькие мини-игры и незамысловатая завязка.

Но милое и бестолковое развлечение постепенно превращается в кошмар. Игра методично действует на подсознание, подкидывая жуткие образы, странные глитчи и заводя сюжет в кулуары какого-то необъяснимого, психиатрического ужаса – как если бы вы вдруг осознали, что, читая этот текст, сидите с выключенным монитором.

Кульминацией всего этого процесса становится обрушение четвёртой стены – причём разработчики выжали из этого приёма максимум. Мало того, что одна из героинь по сюжету демонстрирует самосознание, она также может распознать как и на чём вы играете, вплоть до того, ведётся ли запись процесса.

Doki Doki Literature Club! неоднократно критиковалась за подобную реалистичность подачи, отмечая опасность для особо впечатлительных и людей с неокрепшей психикой.

Тем не менее, игра снискала огромную популярность и была скачана в Steam более 2 миллионов раз.

Купить рекламу Отключить

Поворот второй: эмергентный оппортунизм

Я стараюсь следить за тем, что замышляют все враги и персонажи игроков; в некоторых кампаниях это проще, чем в других. Например, это особенно трудно в моей кампании «Зенит-3», потому что в супергеройской (по своей природе) игре так много злодеев!

Приключение — это, по сути, одна из двух вещей: либо неигровой персонаж делает что-то, что должно вызвать ответ или реакцию игровых, либо НИП реагирует или отвечает на что-то, что сделали игроки (в некоторых случаях одновременно происходит и то, и другое). Я не могу с уверенностью предсказать, что будут делать игроки (хотя могу сделать обоснованные предположения); но я точно знаю, что задумал главный злодей приключения. Каждый раз, когда я планирую действие неигровых персонажей, я бегло просматриваю мысленный каталог других врагов в игре (независимо от того, знают о них герои или нет) и задаю четыре вопроса:

  1. Создает ли это возможность для второго НИП приблизиться к осуществлению своих планов?
  2. Представляет ли это угрозу целям второго НИП?
  3. Может ли второй НИП получить преимущество в будущем, если сейчас решит стать участником этих событий?
  4. Обладает ли второй НИП характером, который бы сподвигнул его участвовать в ситуации?

Если на любой из этих вопросов я отвечаю «да», то у меня есть потенциальный сюжетный поворот, и можно переходить ко второму набору из трех вопросов:

  1. Повредит ли вовлечённость второго НИП в данной ситуации моим долгосрочным планам в отношении любого из персонажей (игрока или неигрового)?
  2. Обладает ли второй НИП таким характером, который бы рассматривал любой риск, связанный с его участием, как неприемлемый?
  3. Сделает ли его участие текущую ситуацию более интересной?

Если что-то указывает на то, что второй НИП не стал бы участвовать (по любой причине), я создаю рациональную причину для него не делать этого, несмотря на потенциальную выгоду и/или принуждение сделать это, если у меня ещё нет такой причины. Если причина тривиальна, вроде «не узнал об этом вовремя», то я обычно не считаю нужным записывать её на данном этапе; если это что-то более интересное, тогда это стоит записать.

Но если звёзды сойдутся, второй НИП может быть записан как сюжетный поворот. Обратите внимание, обычно он будет квалифицироваться таковым из-за ключевого слова «интересный», в первую очередь с точки зрения динамики отношений между двумя неигровыми персонажами, которые либо уже существуют, либо будут развиваться в ходе встречи.

У меня бывали случаи, когда второй злодей появлялся и захватывал контроль над ситуацией, заставляя изначального злодея вступить в союз с героями, чтобы вместе разрушить свой первоначальный заговор. Бывало, что второй злодей появлялся и боролся с первым за контроль над ситуацией, потому что только один может извлечь из неё выгоду. Бывало, что злодеи оказывались заклятыми врагами друг друга. Бывало, что второй злодей появлялся и говорил персонажам: «Его [первого злодея] нужно остановить, даже если для этого нам придется работать вместе!». Бывало, что второй злодей вмешивался косвенно, потому что его текущие действия оказывали отрицательный эффект на планы первого злодея, или наоборот — действия первого мешали планам второго. А бывало, что второй злодей появлялся и говорил: «Ваш план меня заинтересовал, но я считаю, что выявил недостаток. Почему бы не сделать [x]…» (это особенно неприятно для игроков, если они планировали использовать этот недостаток!).

Каждый из этих примеров может быть квалифицирован как сюжетный поворот!

Кроме того, даже величайшие злодеи совершают ошибки — и далеко не все злодеи являются великими. Если комбинация обещает быть сколь угодно интересной, это может быть достаточной причиной для привлечения второго злодея, даже если (по логике) он не должен этого делать. Настоящим убийцей является вопрос 5 — если ответ на него «да», то я не буду этого делать, несмотря ни на что.

Это что касается заранее спланированных действий НИП. Другая часть картины складывается из реакции игроков на эти заранее спланированные действия и последующего незапланированного ответа НИП на действия игроков. Когда решения принимаются в игре, я использую короткий список второстепенных персонажей, которые могли бы быть вовлечены, и быстро прохожусь по тем же восьми вопросам, обычно даже не проговаривая каждый мысленно. Требуется всего секунда или около того для принятия решения о введении осложнения когда-нибудь в будущем, когда данный НИП всё обдумает и поймёт, что ему пора действовать. Никогда не пренебрегайте временем в пути!

Этот прием полагается на тот факт, что в ролевой игре реальный круг злодеев может быть шире того, который виден в начале приключения; в отличие от романа или телешоу, где это считалось бы deus-ex-machina (внезапное введение персонажа, который ранее не появлялся в сюжете), это создаёт более обширные возможности в ролевых играх.

Примеры удачных сюжетных твистов

  • «Исчезнувшая» реж Дэвид Финчер, сцен. Гиллиан Флинн
  • «Достать ножи» реж. и сцен. Райан Джонсон
  • «Китайский квартал» реж. Роман Полански, сцен. Роберт Таун
  • «Планета обезьян» реж. Франклин Шеффнер, сцен. Пьер Буль (роман), Майкл Уилсон, Род Серлинг
  • «Семь» реж. Дэвид Финчер, сцен. Эндрю Кевин Уокер
  • «Олдбой» реж. Пак Чхан Ук, сцен. Пак Чхан Ук, Хван Чо Юн, Лим Чхун Хён, Лим Чун Хюн
  • «Помни» реж. Кристофер Нолан, сцен. Кристофер Нолан, Джонатан Нолан
  • «Первобытный страх» реж. Грегори Хоблит, сцен. Уильям Дил, Стив Шэган, Томми Ли Уоллес
  • «Бойцовский клуб» реж. Дэвид Финчер, сцен. Чак Паланик, Джим Улс

Основные правила

Определившись с тем, что признанные литературные приемы для закручивания сюжета не работают в условиях ролевой игры, и что при этом закручивание сюжета является её необходимой частью, мы должны найти новые приёмы, которые черпают силы в природе ролевых игр, а не борются с ней. Начать следует с установления нескольких основных правил, которым должны следовать наши техники. Именно нарушение этих основных правил исключает из арсенала мастера традиционные приемы создания сюжетных поворотов. На самом деле, следующие восемь правил были сформулированы движением от обратного: с помощью вопроса «что с ними не так?», заданного применительно к этим традиционным техникам.

  1. Мастер не может скрывать или искажать факты, которые персонажи должны быть в состоянии обнаружить.
  2. Мастер не может лгать игрокам, хотя он может ввести их в заблуждение или позволить им самим сделать это — но остерегайтесь склонности к подтверждению собственной точки зрения.
  3. Сюжетный поворот должен логически вытекать из комбинации фактов, наблюдаемых персонажами, и других фактов, в которые они не были посвящены, но которые станут ясны в процессе раскрытия поворота.
  4. Создание образа должно быть последовательным в пределах разумной нормы. Это означает, что персонаж может притворяться тем, кем он не является, но должна существовать возможность заметить это, если только он не является непревзойденным актером; вне преднамеренного обмана со стороны персонажа, его личность должна быть последовательной, какой бы сложной она ни была.
  5. В идеале, сюжетный поворот должен сделать мир игровых персонажей более богатым, более детальным и более существенным.
  6. Сюжетный поворот не должен зависеть от поведения персонажей игроков, насаждаемого мастером. Ошибочное поведение персонажей, основанное на неправильном понимании ситуации игроками, — это нормально.
  7. Сюжетный поворот не должен отнимать у персонажей игроков возможность что-то предпринять в ситуации, в которой они оказались, и не должен сужать их дальнейшие действия до единственного варианта.
  8. Ключом к хорошему сюжетному повороту является фактор неожиданности. Сюжетный поворот должен не только сохранять неожиданность, но и наносить «удар» в нужный момент. Идеальный сюжетный поворот заставит челюсть игрока отвиснуть от удивления (мне это удалось только четырежды, что показывает, насколько это сложно).

Забавные игры. «Как думаете, у них есть шанс?»

Оригинальный фильм Михаэля Ханеке, как и переснятый им же ремейк в Голливуде – прекрасный пример разрушения четвёртой стены в кинематографе.

Главные злодеи фильма – парочка садистов, мучающих ни в чём неповинную семью – периодически не только напрямую обращаются к зрителю картины, но и открыто говорят о своих мотивах: «Мы должны развлечь вас, показать то, на что способны».

Если учесть, что фильм – одна большая метафора, становится понятен и эпизод с перемоткой, когда один из злодеев хладнокровно забирает появляющийся у героев шанс.

Индустрия развлечений потеряла чувство меры, а зритель, как статистическая единица, стал важнее того, что творится на экране. Адская машина перемалывает всё живое и человеческое, играя чувствами и судьбами персонажей, лишь бы заставить наблюдателей досмотреть до конца. Особенно такой подход характерен для современных ток- и реалити-шоу. Как говорится – шоу маст гоу он.

Собственно, сам фильм – это и есть диалог со зрителем, а несчастная семья, как это не печально, лишь инструмент, через который он будет транслироваться.

Но не буду ударяться в подробности, фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Собственно, на этом всё. Я не стал рассматривать совсем уж очевидные примеры ломания четвёртой стены, когда, например, герои The Sims начинают махать игроку руками, призывая обратить внимание на их потребности, и прочие подобные эпизоды.

Хочется надеяться, что с развитием индустрии развлечений и виртуальной реальности приём получит своё развитие в будущем, а нас будет ждать ещё не одна удивительная история.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сюжетность синоним
  • Сюжетно ролевая игра синоним
  • Сюжетная канва синоним
  • Сюжетная ветка синоним
  • Сюжетная арка синоним