Свита воланда синоним

свита Воланда

Сам повелитель сил Тьмы в образе иностранца Воланда объявляется в Москве в сопровождении своей верной свиты: кота Бегемота, Коровьева-Фагота, Азазелло и вампирши Геллы.

Основная троица является группой ключевых персонажей в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а по совместительству яркими и загадочными личностями со своими оригинальными способностями и уникальными талантами. Все три персонажа играют в романе роль шутов и фигляров, их призвание – организация и демонстрация эпатажных и шокирующих московское общество выходок и шоу, а на самом деле раскрытие человеческих слабостей и пороков.

Характеристики героев свиты

Кот Бегемот

Кот Бегемот

Первый шут и любимчик Воланда это харизматичный и веселый проказник кот Бегемот. В книге Еноха из Ветхого Завета Бегемотом называют морское чудовище, беса, имеющего слоновью голову и клыки, человеческие руки, массивное тело с короткими ножками и маленьким хвостиком как у обыкновенного бегемота (отсюда и имя). У Булгакова морское чудовище превратилось в кота-оборотня, а его прототипом в реальной жизни был любимое домашнее животное писателя – огромный серый котяра по имени Флюшка. В романе кот Бегемот тоже имеет довольно внушительные размеры, однако цвет его шерсти – черный, все таки он представитель нечистой силы.

В романе кот Бегемот, как заправский шут гороховый в основном дурачится и шутит, устрашает жителей Москвы своими гигантскими размерами, разговаривает как человек и ходит на задних лапах, любит попить водочки или пива, курит сигареты. Он жутко обаятелен, любит поговорить, жуткий хвастун и наглец. Может выглядеть как человек с «кошачьей физиономией». Почти всегда действует-злодействует, безобразничает и выполняет поручения Воланда с участием своего неразлучного напарника Коровьева. На самом деле кот это демон на службе у дьявола, который на балу скинув с себя личину кота, превращается в худенького юношу пажа – «лучшего шута, существовавшего в мире».

Фагот

Фагот

Коровьев по прозвищу Фагот – верный помощник и напарник по шалостям кота Бегемота. Имеет сомнительную репутацию и является как он сам заявляет «черт знает кем»: магом, бывшим регентом, чародеем и иностранным переводчиком. Он самый старший черт из всех демонов, находящихся в услужении Сатаны, готовый всегда выполнить его указания. В былые времена он неудачно пошутил на тему света и тьмы, и был обречен стать вечным шутом в драных цирковых лохмотьях с мерзкими манерами кривляки.

Имеет очень высокий рост и худощавую фигуру, неприятную глумливую физиономию с усишками как куриные перья, носит клетчатый костюм, жокейскую шапочку и треснутое пенсне. Выглядит очень неопрятно и неряшливо, производит впечатление гадкого и мерзкого шута и кривляки. Везде и всюду неразлучен со своим напарником Бегемотом, вытворяя с ним различные непотребные вещи.

Азазелло

Азазелло

Азазелло – демон и помощник Воланда. В одной из книг Ветхого Завета упоминается падший ангел Азазель, обучивший мужчин владеть оружием, а женщинам показавший «блудливое искусство» раскрашивания лиц. Это человек с «разбойничьей рожей» небольшого роста, атлетического сложения, имеет рыжие волосы, бельмо на глазу и клык во рту, носит котелок и выполняет роль грубой силы. Он идеальный исполнитель, если требуется кого-то убить, побить или подстрелить. Это очень опасный тип, демон-убийца, который очень четко и организованно подходит к поставленным перед ним задачам. Женщин он не любит и не церемонится с ними, к своему хозяину относится с должным почтением и уважением.

Гелла

Гелла

Самый младший член свиты это вампирша Гелла, молодая ведьма с рыжими волосами и шрамом на всю шею. Вампиры во все времена считались низшими существами и поэтому её роль в свите Воланда второстепенна и незначительна.

Образ свиты в произведении

Свита Воланда

Свита Воланда, которая по сути представляет собой силы зла, на самом деле играет в романе довольно необычную роль. Обычно мы представляем что демоны и черти сбивают добропорядочных людей с пути истинного, соблазняя и искушая сладкими запретными плодами. Но в этом случае они выводят на чистую воду грешников скрывающихся под маской праведников, обнажают все скрытые пороки общества и наказывают (причем весьма своеобразно) тех, кто этого давно заслуживает.

Неслучайно, что почти все члены свиты представлены в комических образах, ведь чтобы не сойти с ума окончательно и снять то напряжение, которое испытывает читатель от трагических разрешений вопросов бытия и нагнетания негативных событий, доводящих до ужаса, можно только с помощью смеха и иронии.

Свита Воланда на протяжении многих веков занимается одним и тем же делом – жестко наказывает тех, кто недостоин света и покоя. Благодаря гениальному замыслу Булгакова они совсем не воспринимаются как абсолютное зло, ведь по мнению их хозяина Воланда без тьмы, не было бы и света.

­Пример сочинения 1

1Булгаков в своем романе поднимает множество тем, в том числе о том, что в любом деле нужны соратники. Даже сам Сатана появился в современной Булгакову Москве не один. Свита Воланда играет в романе немаловажную роль.

Коровьев

Члены команды Воланда несут в себе несколько образов. Они являются верными слугами своего хозяина, при этом выполняя роль шутов. Шутовство персонажей показательно – они глумятся над жителями Москвы, высмеивая все пороки в человеческих душах. Свита Воланда в «Мастере и Маргарите» состоит из четырех человек: Коровьев, кот Бегемот, Азазелло и ведьма Гелла.

                        Коровьев-Фагот – старший помощник Воланда. Внешне он чем-то напоминает музыкальный инструмент, название которого носит и сам. Длинный и худой, он готов сложиться перед собеседником в мнимом уважении, что потом позволяет напакостить ничего не подозревающему объекту внимания. В последней сцене мы видим, что Коровьев превращается в красивого рыцаря, имеющего очень мрачное лицо без тени улыбки. На вопрос Маргарите почему Фагот так сильно изменился, Воланд ответил, что тот неудачно пошутил, за что теперь ему приходится шутить гораздо дольше, чем предполагалось. Наказанием за нелепую шутку для Коровьева стали нелепая драная одежда и шутовские манеры.

Кот Бегемот

Огромный черный кот-оборотень ходит на двух задних лапах, чем сводит жителей Москвы с ума. Он обладает искрометным юмором, обожает шутить и периодически привирает. Иногда Бегемот превращается в человека-толстяка в рваной кепке. Лицо у этого человека не случайно очень похоже на кошачье В характере Бегемота комично сочетаются склонность к философствованию, интеллигентные манеры и жуликоватость, агрессивность. После посещения свиты Воланда Москвы, в городе начали ловить и истреблять черных котов – такой резонанс вызвал персонаж у жителей столицы. В последнем полете Бегемот предстает перед читателями в виде юного мальчика-пажа.           

                        Азазелло

Демон-убийца. Имея очень неприятную внешность, герой не претендует и на общительность. Замкнутый и грубый, он считает своей прямой обязанностью насилие и убийство, о чем прямо заявляет Маргарите при встрече. Азазелло некрасив и непропорционален. Он имеет маленький рост, но очень широкие плечи. Его отвратительное лицо выражает злобу, бельмо на глазу нагоняет неприятные чувства, а изо рта торчит клык. Азазелло является самым холодным и расчетливым помощником Сатаны.

Его невозможно застать за шуткой – он выполняет свои дела серьезно и точно.

Гелла

Ведьма – вампир имеет невероятную красоту и шикарные рыжие волосы. Она хитра и беспринципна, не носит никакой одежды и выполняет вспомогательные дела при необходимости. Вампирша относится к низшему разряду помощников Сатаны и даже не появляется в сцене последнего полета. Ей не в кого перевоплощаться – после смерти она сохранила свой человеческой облик, появился только шрам на лице и демонические повадки вампира. Гелла – единственная девушка в свите Воланда.

Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя яркие образы. Все герои, воплощающие нечистую силу, предстают перед читателем в совершенно неожиданных и непривычных образах. При создании каждого из образов Булгаков опирался на множество источников, в число которых вошли и Евангелие, и художественная литература, и даже словари и энциклопедии. Но все факты слились воедино в очень оригинальных характерах, которые были представлены Булгаковым читателю.


Пример сочинения 2

В романе «Мастер и Маргарита», Воланд – один из ключевых персонажей, олицетворение дьявола.

Булгаков наделяет Воланда асимметрией лица. У дьявола глаза разного цвета, брови на разном уровне, и зубы из разного металла. Воланд – мужчина за сорок лет, у него прекрасная царственная осанка и надменное отношение к окружающим. Он величественен и жесток.

Дьявол многолик. Так, он по-разному представляет москвичам цель своего визита. Автор описывает Воланда как карающую силу, которая решает судьбу некоторых персонажей романа. Одного только присутствия Воланда и его свиты в Москве достаточно, чтобы заставить москвичей продемонстрировать все свои низменные черты.

Дьяволу положена собственная свита. Возглавляет свиту Воланда Коровьев-Фагот – старший демон, рыцарь и черт, одевающий маски пьяницы, мошенника и проныры.

Еще один черт в свите Воланда, Азазелло – демон-обольститель. Именно он дает Маргарите волшебный крем. Азазелло выполняет функции убийцы, его орудие – это насилие.

Самый харизматичный член дьявольской свиты – это кот Бегемот, любимый шут Воланда. Этот невероятных размеров черный кот на самом деле является оборотнем, и в конце романа он предстает перед нами в образе мальчика-пажа. В романе кот олицетворяет один из смертных грехов – чревоугодие.

Также, в свите Воланда есть служанка – Гелла, девушка-вампир. Она хороша собой, и внешне похожа на ведьму. Поцелуй Геллы обращает Варенуху в вампира. Гелла не занимает высокой должности в свите Воланда, поэтому в конце романа Воланд о ней забывает.

Наверное, в насмешку, Булгаков наделяет всех представителей нечистой силы различными уродствами. У Воланда – кривое лицо, Бегемот непомерно толст, у Азазелло – бельмо на глазу, а у Коровьева-Фагота – невероятно узкие плечи. Никто из представителей дьявольской свиты не отличается красотой, у каждого в наличии очевидный дефект внешности.

На балу Воланда особенно заметна природа его силы. Он жив пока живут грешники, но сила его иллюзорна. Воланд не смог пригласить на бал живого человека, кроме Маргариты. Поклоняющаяся  дьяволу нечисть, присутствующая на балу сатаны, превращается в прах, лишь только живой праведный человек делает глоток крови грешника.


Пример сочинения 3

«Мастер и Маргарита» – это шедевр Михаила Булгакова, который раскрывает самую большую проблему в жизни человечества: добра и зла. Что такое добро и что такое зло на самом деле никто не знает. Поэтому существует много теорий и предположений на эту тему. Михаил Булгаков в романе по-своему показывает добро и зло. Последнее здесь представлено образом Воланда и его свиты: Коровьева, Азазелло, кота Бегемота и Геллы. Интересно, что описание этих персонажей не несет в себе негативного оттенка. Булгаковское зло выступает в роли справедливого судьи. Оно наказывает только тех людей, которые в чем-то провинились, и не приближается к хорошим людям, праведникам.

На создание образа Воланда Булгакова вдохновил Гете и его произведение «Фауст». В эпиграфе к роману он цитирует «Фауста». Воланд в романе Михаила Булгакова – это образ сатаны, который так же, как и Фауст, стремясь сделать зло, всегда делает добро. Он является единственным персонажем, который фигурирует в двух сюжетных линиях романа: истории об Иешуа Га-Ноцри и современной автору Москвы. Воланд появляется в городе, чтобы посмотреть на современных москвичей, изменились ли они. Он устраивает им мини-тест, который жители с треском проваливают. Первое его появление происходит в аллее, где ведут беседу об Иисусе Христе поэт Бездомный и литературный редактор журнала, писатель Берлиоз. Автор дает такое описание персонажу: «…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был одет в дорогом сером костюме…». Помимо этого, он имел глаза разного цвета: один глаз был зеленый, а второй – черный. Не придавали ему шарму и кривой рот, и черные брови, одна из которых была выше другой. Воланд знакомиться с первыми москвичами и удивляется тому, что они не верят в Бога. Ведь если нет Бога, то нет и его, сатаны. То же самое по определению Булгакова: если нет зла, значит, нет и добра. Как мы можем узнать добро, если мы не знаем зла? Воланд видит глубину их духовного падения, и это его забавляет. Он собственно и прибыл в Москву, потому что она стала центром греховности и распутства. Он представляется профессором черной магии, который хочет провести сеанс в театре Варьете. Это самое лучшее место, где можно увидеть человека в толпе. Именно в толпе он теряет свое обличие и позволяет себе все, что побоялся бы сделать в одиночку. Психология гласит, что в толпе люди не несут ответственности за свои действия, ведь не понятно, кто и что совершил. И Воланд это прекрасно понимает. В театре он рассматривает людей, наблюдает за их поведением и как тот, кто жил еще во времена Иешуа, делает выводы, что люди не очень-то изменились. Все также любят деньги, все также легкомысленны, но и милосердие им не чуждо, вот только квартирный вопрос их испортил. Сам он в произведении, по сути, никому лично не причиняет зла, все делают его помощники, но только с его позволения. Рассмотрим поближе свиту профессора черной магии.

Одним из самых приближенных является Коровьев или, как его еще называют, Фагот. Согласно одной из теорий, он похож на персонажа Достоевского. Возможно, Булгаков намеренно воспользовался тем образом. В романе так описан его внешний вид: «Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет». Воланд называет его Фаготом. Это прозвище однозначно как-то связано с названием музыкального инструмента. Фагот – это длинная и гибкая труба. Персонаж из свиты Воланда высокого роста и любит прогибаться перед каждым встречным: «За столом покойного сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…» Помимо этого, его речь выглядит очень мелодичной. Он то кричит, то воет, то растягивает слова, то говорит козлиным голосом, то пищит: «…козлиным голосом запел длинный клетчатый…», «заорал дребезжащим тенором…» Коровьев представляет себя переводчиком профессора черной магии Воланда и говорит, что он бывший регент церковного хора. Фагот не отказывает себе в удовольствии поговорить с жителями Москвы и поиграть с ними в свою игру. Коровьев – очень хороший актер. Он любит разжалобить людей, показать, что хорошо понимает все их бедствия и сожалеет обо всех несчастьях на Земле. Но как только человек повернется к нему спиной, он либо идет к Воланду и рассказывает о его пороках, либо же сдает его местным властям. Этот образ не имеет аналогов. Сатана говорит о его происхождении и четко дает понять, что Коровьев – это не один из падших ангелов. Он когда-то был человеком. Но одна его неуместная шутка превратила Фагота в того, кем он сейчас является. Из свиты Воланда именно Коровьев является тем, кто больше остальных контактирует с людьми. И все-таки в нем осталось что-то человеческое. Это подтверждает один из эпизодов романа, когда он находится на балу сатаны. Именно Коровьев помогает Маргарите справиться с эмоциями, подсказывает, как она должна себя вести. Он прекрасно понимает насколько ей непросто и испытывает к ней жалость. Его настоящее лицо мы видим в последнем эпизоде. И там оно тоже человеческое. По моему мнению, Булгаков не зря приблизил вплотную Коровьева к Воланду и отчетливо дал понять, что он больше всех претендует на роль его правой руки. Возможно, люди страшнее, чем сам сатана. Это они обнимают и гладят по спине в тяжелые моменты жизни, но как только человек отвернется, в ту же спину вонзают кинжал. Таким был и Коровьев. Хотя автор не судит его за мелкие шалости, ведь в романе Фагот наказывал людей, которые этого заслуживали.

Второй представитель свиты – Азазелло. О нем есть воспоминания в Ветхом Завете. Там он Азазель, темный демон пустыни. За легендой Бог приказал своим ангелам уничтожить его, но он был настолько силен, что никому не удалось это сделать. Поэтому Бог отправил его в ад. Этот падший ангел научил людей создавать оружие и изготовлял женские украшения. Также Азазель был тем демоном, который научил женщин использовать краски для лица. В романе Азазелло создает крем для Маргариты. Он всегда появляется из ниоткуда с большим желанием убивать: «Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий». В произведении именно Азазелло до

Персонаж из свиты Воланда высокого роста и любит прогибаться перед каждым встречным: «За столом покойного сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…» Помимо этого, его речь выглядит очень мелодичной. Он то кричит, то воет, то растягивает слова, то говорит козлиным голосом, то пищит: «…козлиным голосом запел длинный клетчатый…», «заорал дребезжащим тенором…» Коровьев представляет себя переводчиком профессора черной магии Воланда и говорит, что он бывший регент церковного хора. Фагот не отказывает себе в удовольствии поговорить с жителями Москвы и поиграть с ними в свою игру. Коровьев – очень хороший актер. Он любит разжалобить людей, показать, что хорошо понимает все их бедствия и сожалеет обо всех несчастьях на Земле. Но как только человек повернется к нему спиной, он либо идет к Воланду и рассказывает о его пороках, либо же сдает его местным властям. Этот образ не имеет аналогов. Сатана говорит о его происхождении и четко дает понять, что Коровьев – это не один из падших ангелов. Он когда-то был человеком. Но одна его неуместная шутка превратила Фагота в того, кем он сейчас является. Из свиты Воланда именно Коровьев является тем, кто больше остальных контактирует с людьми. И все-таки в нем осталось что-то человеческое. Это подтверждает один из эпизодов романа, когда он находится на балу сатаны. Именно Коровьев помогает Маргарите справиться с эмоциями, подсказывает, как она должна себя вести. Он прекрасно понимает насколько ей непросто и испытывает к ней жалость. Его настоящее лицо мы видим в последнем эпизоде. И там оно тоже человеческое. По моему мнению, Булгаков не зря приблизил вплотную Коровьева к Воланду и отчетливо дал понять, что он больше всех претендует на роль его правой руки. Возможно, люди страшнее, чем сам сатана. Это они обнимают и гладят по спине в тяжелые моменты жизни, но как только человек отвернется, в ту же спину вонзают кинжал. Таким был и Коровьев. Хотя автор не судит его за мелкие шалости, ведь в романе Фагот наказывал людей, которые этого заслуживали.

Второй представитель свиты – Азазелло. О нем есть воспоминания в Ветхом Завете. Там он Азазель, темный демон пустыни. За легендой Бог приказал своим ангелам уничтожить его, но он был настолько силен, что никому не удалось это сделать. Поэтому Бог отправил его в ад. Этот падший ангел научил людей создавать оружие и изготовлял женские украшения. Также Азазель был тем демоном, который научил женщин использовать краски для лица. В романе Азазелло создает крем для Маргариты. Он всегда появляется из ниоткуда с большим желанием убивать: «Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий». В произведении именно Азазелло достается роль палача. Он имеет много идей, как можно наказать порочных людей. Это он отправляет Лихачева в Ялту и разбирается с дядей Берлиоза, который приехал за наследством. Но Азазелло не спешит наказывать людей, он знает свое место и потому все время спрашивает разрешения у Воланда: «Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?» Этот образ – один из самых страшных в романе, несмотря на наличие в нем сатаны. Он жестокий и бессердечный хищник и убийца.

Еще один из свиты Воланда – кот Бегемот. Этот персонаж, несмотря на то, что он принадлежит к силам зла, является одним из литературных любимцев. Булгаков умело создал этого кота и наделил его человеческими качествами. Бегемот сидит за столом, пьет из стакана, ездит в общественном транспорте, отсылает телеграммы и, наконец, говорит. Его имя, Бегемот, так же как и Азазелло, взято со страниц Ветхого Завета. Это демон морей. В романе кот в основном заботится о своем благе. Он воплощает один из смертных грехов – ненасытность. Бегемот также может превращаться в человека, отдаленно напоминающего кота. Это значит, что он оборотень. Поначалу кот кажется милым большим существом. Но уже в театре мы видим сцену, как тот одним махом отрывает голову служащему.

Последней и видимо новенькой в свите является рыжая бестия Гелла. Она редко появляется на страницах романа. После ее встречи с директором Варьете становится понятно, что она вампир. Ее укус превращает его на вампира. Ее именем раньше называли потерянных девушек, которые сходили с острова и не возвращались домой. Булгаков так описывает ее внешность: «…вместо них появилась в передней совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическим блеском глазами».

Воланд и его свита являются злыми силами, которые всегда делали только добро. Они наказывали людей за греховные поступки, тем самым помогая добрым силам. Вероятно, что автор, используя эти образы, хотел подчеркнуть порочность русских людей. Ведь на фоне их греховности даже сатана и его свита выглядят праведниками. По сути Воланд не сделал никакого зла, да и его свита в основном была справедливой. Булгаковское зло – самое доброе в русском литературном мире.

ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»

ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;

  1. развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-

художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать

выводы;

  1. прививать интерес к художественной литературе.

ХОД УРОКА

  1. БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Работа с досье Воланда ( это задание давалось в качестве домашнего задания).

  1. Имя (прозвище):

-профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.

2. Дата и место рождения — не установлены.

3. Внешний вид, приметы:

-рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

4. Характер:

Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.

(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)

2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков.

-Какую роль оставил ему Булгаков?

Именно с этой целью он появился в Москве.

Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)

3. НОВАЯ ТЕМА.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Кого наказывает Воланд? За что? Как?
Берлиоза За безверие и догматизм Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие.
Ивана Бездомного За сочинение бездарных стихов Отправлен в психиатрическую больницу
Директора варьете Стёпу Лиходеева За пьянство, безделие и разврат Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту
Администратора Варенуху За ложь и хамство Превращают на некоторое время в вампира
Никанора Ивановича Босого За взяточничество Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу
Барона Майгеля За доносы и шпионаж Азазелло его убивает
Буфетчика варьете За жульничество, воровство и скопидомство Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени
Доктора Кузьмина Забыл клятву Гиппократа Доводит до сумасшествия
Поплавского, дядю Берлиоза Он хапуга Вышвыривают из квартиры
Финдиректора варьете Римского За бюрократизм Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой
Театрального начальника Семплеярова За многожёнство Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом

ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)

Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?

В чём его вина, не заслуживающая прощения?

-Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.

Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.

4. ВЫВОД.

Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена ( гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.

« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:

-расправиться с людскими пороками;

-нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

-унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

LiveInternetLiveInternet

Свита Воланда: кот Бегемот, Коровьев и Азазелло (Гелла отсутствует на картинке). Художник А. Бакулевский

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова — это группа ключевых персонажей произведения. Все члены свиты Воланда — это яркие и загадочные «личности» со своими особенностями. Ниже представлено описание свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в виде таблицы, имена и краткая характеристика героев.Также указано, кем являются члены свиты Воланда на самом деле.

Кто входит в свиту Воланда?

В свиту Воланда входят четыре ярких и запоминающихся персонажа:

  1. «Клетчатый» весельчак Коровьев
  2. Огромный говорящий Кот Бегемот
  3. Клыкастый разбойник Азазелло
  4. Рыжая ведьма Гелла

Описание свиты Воланда в таблице

В таблице ниже представлена краткая характеристика каждого из членов свиты Воланда:

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита»
Имя героя Описание героя
1. Коровьев Коровьев носит также прозвище Фагот. Очень высокий и худой мужчина в клетчатом костюме. Носит треснутое пенсне. Все время шутит и кривляется. Называет себя бывшим регентом (дирижером). Почти всегда действует со своим напарником – котом Бегемотом.

Подробнее о Коровьеве
>>

2. Кот Бегемот Черный кот огромных размеров, который разговаривает и ходит на задних лапах как человек. Иногда превращается в человека — толстяка с кошачьим лицом. Любит шутить и приврать. Почти всегда действует со своим неразлучным напарником – Коровьевым.

Подробнее о Бегемоте
>>

3. Азазелло Мужчина маленького роста, но с большими плечами. У него рыжие волосы, бельмо на левом глазу и торчащий клык во рту. Грубоват, не любит иметь дело с женщинами. Аккуратный и точный помощник.

Подробнее об Азазелло
>>

4. Гелла Служанка Воланда, единственная женщина в свите Воланда. Рыжая молодая ведьма с зелеными глазами и шрамом на шее. Все время ходит без одежды. Красивая девушка и надежная служанка Воланда.

Подробнее о Гелле
>>

Кем на самом деле являются члены свиты Воланда?

Воланд и его свита: кот Бегемот, Коровьев, Гелла (Азазелло отсутствует на картинке). Художник В. Ефименко

В конце романа «Мастер и Маргарита» читатели узнают всю правду о помощниках Воланда. На самом деле члены свиты Воланда — это демоны, «нечистая сила», помощники сатаны. Итак, список членов свиты Воланда с описанием их «истинного лица»:

  • Коровьев
    — это рыцарь-демон, мрачный темно‑фиолетовый рыцарь, который никогда не улыбается.
  • Кот Бегемот
    — демон‑паж, молодой демон-шут в свите Воланда.
  • Азазелло
    — демон безводной пустыни, демон‑убийца.
  • Гелла
    – о ее «настоящем лице» ничего не известно. Вероятно, все потому что Булгаков не завершил свой роман.

Это была таблица с описанием членов свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова (имена и краткая характеристика героев), а также материалы о том, кем на самом деле являются члены свиты Воланда.

Смотрите также:

Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Противопоставление добра и зла через образ Воланда

Образ Воланда отличается от привычного описания Сатаны и тем, что он вовсе не совершает никакого преднамеренного зла. Он скорее предоставляет человеку осознанный выбор, за который в последствии может наказать. Таким образом, Воланд из «Мастера и Маргариты» скорее вершит справедливость, чем несет в себе зло. С помощью такого приема, Булгаков доносит до читателя мысль о том, что добро и зло на самом деле неотделимы друг от друга. Они не являются настолько противоборствующими силами, как нам часто может казаться. В мире, как и в каждом человеке, добро и зло сосуществуют. И каждый сам решает, какую сторону ему принять.

Воланд воздает каждому человеку по заслугам. Он добр к Маргарите, которая стойко вынесла все тяготы своего положения. Он позволяет героине вновь обрести своего возлюбленного и быть рядом с ним. Он дарует Мастеру и Маргарите вечный покой, отправляет их в мир без суеты и беспокойства. Если эта пара не заслужила вечного света (как Иешуа), то покой и вечное умиротворение – это их удел. Воланд весьма великодушен, он никого не обманывает, не завлекает для совершения грехов. Подарок в виде вечного покоя и человеческого счастья – в его власти.

Характеристка Воланда в романе Булгакова отличается от привычного описания Дьявола. В этом новаторство и смелость автора. Благодаря такому образу персонажа, автор раскрывает новые горизонты в сознании читателя, расширяет рамки его сознания. С помощью такого приема писатель доносит до читателя мысль о неразделимости добра и зла, об их общем начале. Зло вершит не Дьявол, а сам человек.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Воланд из «Мастера и Маргариты», дать внешнюю характеристику герою, описать его образ и сравнить с привычном образом Дьявола.

Непривычность образа

Главным отличием булгаковского Дьявола от привычного для народа образа является отношение к людям. Герой предстает не наглым обманщиком, а скорее замкнутым исследователем. Он наблюдает за людьми, ожидает принятия решения каждым из них. Профессор черной магии предстает перед читателями воспитанным и изящным старцем в красивой дорогой одежде. Булгаков не делает из Воланда Сатану в привычном обличии. Благодаря этому он показывает, что Дьявол не всегда выглядит так, как мы ожидаем и может явиться в самых различных образах. Образ Сатаны в романе «Мастер и Марагрита» весьма обаятелен. Героя автор показывает мудрым и рассудительным. Он уверен в себе и представителен. Привычных подлостей и гадостей Булгаковский Сатана не совершает. Этим он и отличается от привычного для всех людей образа.

Цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» (30 цитат)

«Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. Как и в любом значительном произведении, в романе «Мастер и Маргарита» много смыслов. Это, конечно, роман о реальности Бога и Дьявола. Это роман о любви, о правде, об искуплении. Цитаты Воланда из «Мастера и Маргариты» вы найдете у нас.

Я люблю сидеть низко – с низкого не так опасно падать.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла?

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

Рукописи не горят.

Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Вздор! Лет через триста это пройдет.

Вино какой страны Вы предпочитаете в это время дня?

Каждому воздастся по его вере.

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?

…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Праздничную полночь иногда приятно и задержать.

Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи.

то-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!

Факт — самая упрямая в мире вещь.

Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.

— …но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? — Сам человек и управляет.

— Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!

Всё будет правильно, на этом построен мир.

Странно ведут себя красавицы.

Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.

А не надо никаких точек зрения, просто он существовал, и больше ничего.

Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил… его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, чем он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!

Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла…

Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио. Сообщают о них всегда какие-то девушки, невнятно произносящие названия мест. Кроме того, каждая третья из них косноязычна, как будто таких нарочно подбирают.

Это прозвище дьявола было почти неизвестно русской публике. Да и в «Фаусте» И. В. Гете оно появляется только однажды. «Faland» — по-немецки «лукавый». На Руси, кстати, у черта было такое же прозвище.

Опять же, как не поиграть с читателем в «Угадайку»? Булгаков (к счастью) — не Чернышевский. Не скажет на первой странице заветное слово, чтобы потом долго, умно и скучно объяснять, для чего же это слово было сказано. Имя «иностранного консультанта» не вызывало никаких ассоциаций, и только через некоторое время догадывался читатель: а ведь, пожалуй, это он.

Точно так же позволено было читателю поломать голову над загадочными именами подручных Воланда. Имена эти — производные греческих и древнееврейских слов. И, если знать перевод, они во многом теряют свою загадочность. Давайте-ка пролистаем «дьявольскую колоду» черной магии и проникнем в тайну имен дьявольских подручных.

Начнем с «вальта». Как уже говорилось, это — Абадонна, демон войны, хладнокровный и равнодушный убийца.

— Абадонна — негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда.
 — Да перестаньте, — крикнул Воланд, — до чего нервозны современные люди… Ведь видите же, что он в очках. Кроме того, никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-либо преждевременно…
 — А можно, чтобы он снял очки на секунду? — спросила Маргарита…
 — А вот этого нельзя, — серьезно сказал Воланд и махнул рукой Абадонне, и того не стало.

Слово «абадон» семитского происхождения и означает «уничтожение», «истребление». В современном иврите существуют однокоренные слова, имеющие смысл «теряться», «пропадать», «кончать жизнь самоубийством». У многих семитских народов, населявших восточный берег Средиземного моря, Абадонном звали бога Солнца. Солнце в этих краях — совсем не ласковое среднерусское «солнышко», а, в самом деле, испепеляющий все убийца, от которого надо скрываться.

Древние греки перенесли этого бога в свой пантеон под именем «Аполлион» (губитель) и тоже сделали богом Солнца и беспощадным убийцей. Одним из атрибутов Аполлиона-Аполлона был лук с разящими без промаха стрелами. Красивый поэтический образ для губительных солнечных лучей! Гораздо позже убийца стал покровителем искусств и окружил себя сонмом красавиц-муз. В реальной жизни такое тоже случается.

Следующая «карта» — десятка. Это — содержательница «малины», вампиресса Гелла.

Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.

Гелла — имя древнегреческого происхождения. На средиземноморском острове Лесбос (не все жительницы которого — лесбиянки!) так называли безвременно погибших девушек, которые после смерти превратились в вампиров. Очевидно, не успев вдоволь нацеловаться при жизни.

А слово «малина», которым называют свою квартиру воры, совсем не связано с душистой лесной ягодой. Это искаженное ивритское слово «мелуна», то есть «конура, ночлежка». «Гостиница» же, а также «отель» на иврите называются однокоренным словом «малон».

Из свиты Воланда самые деятельные и проворные — Азазелло, Коровьев-Фагот и незабвенный кот Бегемот. Почему этого «обаятельного» (по словам Азазелло) шутника писатель назвал гиппопотамом?

Как раз наоборот! Это гиппопотам назван по мифологическому чудищу Бегемоту. Об этом создании говорит Бог праведнику Иову, когда хочет доказать свое могущество и слабость человека (Иов.40:10−19).

Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой…

«Бегема» на иврите — «скотина, зверь». «Бегемот» — множественное число от этого слова, «звери». Тысячесильный Бегемот — олицетворение всех диких зверей, повелитель наземных животных. В демонологии этим словом стали обозначать демона плотских желаний и звериных наклонностей. Одно из любимых обличий этого демона — большой черный кот. Именно так и разгуливает по Москве шут из свиты Воланда.

…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.

Дружок Бегемота, Коровьев-Фагот, тоже не прочь пошутить и поюродствовать. И имя у него тоже странное. Ведь фагот — это деревянный духовой инструмент басового тембра. Не так ли?

Так-то так, но в данном случае никакой связи с названием музыкального инструмента нет. Имя демона Фагота происходит от древнегреческого слова «фаго» — «пожираю». Так что кривляющийся Коровьев, хищник-пожиратель, исполнитель «грязных» дел. Ведь Воланд в романе себя деяниями — злыми или добрыми — особо не утруждает. Осуществляет, так сказать, общее руководство. Теоретизирует. А основную «работу» за него выполняет тот же Коровьев. В «связке» с Бегемотом и с Азазело.

Ну, вот и до последнего из подручных Воланда добрались. В заключительной главе романа он предстает в своем настоящем виде: «демон безводной пустыни, демон-убийца». В арабских, домусульманских еще, сказаниях Азазель и Аввадон — братья-убийцы. Человек, взглянувший в глаза Аввадону, обречен. Приговор вынесен. А Азазель этот приговор исполняет. Совсем как в книге:

Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди…

В книге Б. Акунина «Азазель» шеф объясняет юному Эрасту Фандорину, а заодно и читателям, кто же такой этот демон.

Азазель — это падший ангел… Про козлов отпущения помните? Так вот, их, если вы запамятовали, было два. Один во искупление грехов предназначался Богу, а второй — Азазелю, чтоб не прогневался. У евреев в «Книге Еноха» Азазель учит людей всякой дряни: мужчин воевать и делать оружие, женщин — красить лицо и вытравливать плод. Одним словом, мятежный демон, дух изгнанья.

«Книга Еноха» — это факультативное чтение, в канон священных книг она не входила. Но рассказ в ней о заслугах падшего ангела Азазеля перед человечеством весьма красочен и очень напоминает более поздние греческие мифы о титане Прометее. Азазело в романе Булгакова — убийца и обольститель. Именно его послали к Маргарите Николаевне с предложением, от которого она не смогла отказаться.

К счастью для нас, господа читатели. Благодаря этому мы смогли увидеть во всей красе бал, который устроил в пролетарской Москве сам Сатана.

Что еще почитать по теме?

Как войти в историю мировой литературы? История публикации романа «Мастер и Маргарита»
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: слишком тонкая полемика?
«Мастер и Маргарита». Как М. Булгаков показал христианство?

воланд

воланд
воланд
сущ.

, кол-во синонимов: 2

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «воланд» в других словарях:

  • ВОЛАНД — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной… …   Литературные герои

  • ВОЛАНД — Всесоюзное общество любителей анархизма в неформальном движении с 1989 организация Источник: kultura/LO1.htm …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Воланд — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011) …   Википедия

  • ВОЛАНД —         Персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мир потусторонних сил. В. это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа). В. во многом ориентирован на Мефистофеля… …   Энциклопедия Булгакова

  • Воланд (персонаж Булгакова) — Воланд (персонаж Булгакова) …   Википедия

  • Воланд Апартаменты — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Комсомола 14/2, Калининский район …   Каталог отелей

  • Воланд — В оланд, а …   Русский орфографический словарь

  • Воланд — іменник чоловічого роду, істота літературний персонаж …   Орфографічний словник української мови

  • Велунд — Воланд. Запрос «Воланд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Воланд, Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland)  персонаж мифов и литературы Европы. Первоначально  бог кузнец. После т …   Википедия

  • Вейланд — Воланд, Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland)  персонаж мифов и литературы Европы. Первоначально  бог кузнец. После того, как язычество было вытеснено христианством в подполье, он, как и многие другие языческие боги, приобретает бесовские черты,… …   Википедия

На чтение 7 мин. Опубликовано 25.05.2020 Обновлено 25.05.2020

В романе Михаила Булгакова главный герой — Воланд — появляется перед читателем в сопровождении весьма живописных персонажей. Спутники выполняли при нём роль помощников, шутов и послушных инструментов в дьявольских руках. В отвратительных шутках и разыгрываемых ими спектаклях прослеживается нить высмеивания пороков, присущих обществу. Роль свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» рассмотрим ниже, раскрывая образ каждого из её членов отдельно.

Содержание

  1. Из кого состояла свита Воланда
  2. Кот Бегемот
  3. «Клетчатый» Фагот
  4. Клыкастый разбойник Азазелло
  5. Рыжеволосая ведьма Гелла
  6. Последствия пребывания свиты в Москве

Из кого состояла свита Воланда

Одними из главных героев произведения являются члены свиты Воланда. Это очень яркие, разные и запоминающиеся персонажи:

  • Кот Бегемот.
  • Фагот, он же Коровьев.
  • Азазелло.
  • Гелла.

Чтобы лучше понять свиту Воланда, кратко представим их характеристику в таблице.

Имя Описание
Бегемот Огромный чёрный кот, ходящий на задних лапах и иногда превращающийся в человека, но с кошачьим лицом. На первый взгляд — добрый весельчак, но способен на жестокие поступки.
Фагот Он же Коровьев — высокий худой мужчина, постоянно ходит в костюме в клеточку и носит треснутое пенсне. Постоянный спутник кота и сообщник в его шалостях.
Азазелло Невысокий широкоплечий человек с бельмом на глазу. Он точен, аккуратен в исполнении поручений, резок и груб.
Гелла Красивая девушка с зелёными глазами. Молодая ведьма постоянно ходит обнажённой и выполняет мелкие поручения Воланда.

Рассмотрим каждого из этих персонажей более детально.

Кот Бегемот

Большой чёрный кот-оборотень, который ходит на двух лапах, умеет разговаривать, чем шокирует горожан. Чувство юмора сочетается у него с любовью к философии, интеллигентными манерами, любовью к сочинению, но и с жестокостью вместе с тем.

Кот Бегемот

Чтобы лучше понять характер этого подручного Сатаны, обратимся к истории возникновения и его имени, и персонажа вообще. Вероятно, Булгаков использовал в качестве прототипа Бегемота из апокрифической книги. Согласно исследованию И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» и М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», это было чудище, или демон, который обладал слоновьей головой, хоботом и клыками, человеческими руками, громадным животом и толстыми задними ногами и назывался Бегемотом. Олицетворял этот бес собой удовлетворение желаний желудка, или, другими словами, чревоугодие.

В «Мастере и Маргарите» он изображён чёрным котом, но с человеческими руками. В праздничную ночь Мастер сказал: «Мне кажется почему-то, что вы не очень-то кот…» Непосредственным прототипом был собственный кот Булгакова Флюшка. Чёрный окрас животного выбран как олицетворение нечистой силы.

Благодаря искромётному юмору этого члена шайки, Бегемот стал самым ярким и любимым героем романа. Он постоянно шутит, смешно врёт, придумывает розыгрыши, чем сводит москвичей с ума. Посредством этого персонажа Михаил Афанасьевич показывает собственное чувство юмора и способность к самоиронии.

Описывая обжорства кота в Торгсине, автор высмеивает порок чревоугодия, которым одержимы городские посетители заведения, и сам он в том числе, в то время как люди на периферии живут впроголодь.

«Клетчатый» Фагот

Фагот-Коровьев — старший в шайке мессира. Одним он представляется бывшим регентом церковного хора, другим — переводчиком у фокусника-иностранца. Исследователи в фамилии Коровьев находят ссылку на других героев — Коровина у Достоевского в «Селе Степанчикове и его обитателях» и статского советника Теляева из «Упыря» Алексея Толстого. Приспешник Воланда наделён некоторыми общими чертами с этими персонажами.

Фагот-Коровьев

Второе имя — Фагот — ассоциируется с музыкальным инструментом. Возможно, с этим связана проделка Коровьева со служащими филиала Зрелищной комиссии, в которой жертвы, помимо собственного желания, хором пели «Славное море священный Байкал» под руководством зачинщика проделки. Он такой же тонкий и длинный, в любой момент готовый согнуться пополам, якобы чтобы угодить, но на самом деле задумывая очередную проделку. Некоторые считают, что это имя происходит от французского «fagot», означающего связку веток и символизирующего еретика.

Подручный Воланда легко меняет маски — то он мошенник, то пьяница — регент хора, то гаер, то переводчик богатого иностранца. Он неразлучен с Бегемотом, участвует во всех его шалостях, дурачится и издевается над людьми. Только в конце романа автор показывает его настоящее лицо — печального рыцаря, не смотрящего ни на луну, ни на землю.

На вопрос Маргариты, отчего он так изменился, Воланд ответил, что тот когда-то неудачно пошутил по поводу света и тьмы, из-за чего он вынужден шутить намного дольше, чем ожидал — наказан шутовским гаерским видом и смешной одеждой.

В полёте он выглядит настоящим демоном мрака, рыцарем Фаготом, отлично знающим цену человеческим слабостям и добродетелям.

Клыкастый разбойник Азазелло

Пламенно-рыжий демон-убийца, или демон пустыни, обладающий неприятной внешностью и выполняющий функции главного злодея — убийцы и обольстителя. Он отталкивает злобным выражением лица, отвратительным бельмом и торчащим изо рта клыком.

Клыкастый разбойник Азазелло

Имя его автор романа взял из Ветхого Завета. Падшего ангела, который научил людей изготавливать оружие и украшения, звали Азазель. Он научил мужчин воевать, а прекрасную половину человечества — обольщать и лгать. Этот демон обитал в пустыне, поэтому в день искупления люди наряжали козла подарками, увивали его рога лентами и отпускали в пустыню, чтобы умилостивить злобного духа смерти.

Наверное, Азазелло был послан к Маргарите, чтобы передать ей чудодейственный крем и подготовить королеву к балу, потому что уже имел опыт привлечения женщин к «блудливому искусству» использования косметики.

Но главная роль Азазелло — злодейства и убийства. Он сам говорит об этом женщине: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь ещё пустяк в этом роде — это моя прямая специальность…» Ведь именно этот подручный мессира убил барона Майгеля, выставил из злополучной квартиры дядю покойного Берлиоза и отправил Стёпу Лиходеева в Ялту.

При выполнении поручений хозяина он всегда точен и серьёзен. Его главная функция заключается в насилии. В последнем полёте рыжий убийца предстаёт перед читателями сосредоточенным рыцарем в стальных доспехах с пустыми чёрными глазами убийцы.

Рыжеволосая ведьма Гелла

Самый незначительный персонаж в свите Воланда — красивая рыжеволосая девушка с зелёными глазами. Имя было взято из энциклопедии Брокгауза и Ефрона со статьи «Чародейство». Там так именовались безвременно погибшие девушки с острова Лесбос, после смерти становившиеся вампирами.

Рыжеволосая ведьма Гелла

Гелла — наглая и беспринципная, из одежды она иногда надевает только передник служанки, чем шокирует посетителей Нехорошей квартиры № 50. Вампирша выполняет мелкие поручения хозяина, целует и превращает в вампира несчастного Варенуху. Причём, черты её поведения при этом схожи с поведением вампиров из повести «Упырь» Алексея Толстого — то же щёлканье зубами и причмокивание.

Следует отметить, что в сцене полёта свиты ведьма отсутствует — либо из-за своей незначительной роли, либо она осталась в качестве вампира на земле, либо автор просто в силу неоконченности романа не успел прописать её роль.

Последствия пребывания свиты в Москве

Спутники Воланда в Москве учиняют много неразберихи и беспорядков. В буйной свите мессира:

  • шут и мастер розыгрышей — Кот Бегемот;
  • болтливый и развязный «клетчатый» Коровьев-Фагот;
  • отталкивающий и мрачный Азазелло;
  • развязная красавица Гелла.

Эти силы ада то по одному, то объединяясь между собой, создают жуткие, но чаще комичные, ситуации. Нужно отметить, что во всех этих проделках расчёт идёт на человеческие пороки и слабости, и каждая жертва шайки сама виновата в происходящем.

Стёпа Лиходеев

Например, Стёпа Лиходеев, переброшенный из Москвы в Ялту: «…вообще они, — докладывает Коровьев, говоря о Стёпе во множественном числе, — в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки. — Машину зря гоняют казённую! — нябедничал и Кот».

За свои низменные желания герои романа наказаны: Стёпа побывал в Ялте, хитрый дядя Берлиоза выставлен из квартиры, карьеристу Римскому так доказывают наличие «явлений необыкновенных», что он становится моментально стариком.

Можно сказать, что свита Воланда не столько сбивает с пути истинного честных и добропорядочных людей, сколько раскрывает проступки и преступления уже состоявшихся злодеев. Словами и проделками подручных Сатаны Михаил Булгаков освещает тему бюрократии, воровства, нечистоплотности чиновников, жадности, чревоугодия и других пороков человечества.

Пребывание Воланда и дьявольских ассистентов в Москве значительного урона не наносит, но карает некоторых деятелей, преступивших Христианскую мораль.

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита»: описание, таблица с характеристикой (список)

svita-Volanda-Master-i-Margarita-Bulgakov-opisanie
Свита Воланда:
кот Бегемот, Коровьев и Азазелло
(Гелла отсутствует на картинке).
Художник А. Бакулевский

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова — это группа ключевых персонажей произведения.

Все члены свиты Воланда — это яркие и загадочные «личности» со своими особенностями.

Ниже представлено описание свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в виде таблицы, указаны их имена, краткая характеристика, а также то, кем являются члены свиты на самом деле.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Кто входит в свиту Воланда?

В свиту Воланда входят четыре ярких и запоминающихся персонажа:

  1. «Клетчатый» весельчак Коровьев
  2. Огромный говорящий Кот Бегемот
  3. Клыкастый разбойник Азазелло
  4. Рыжая ведьма Гелла 

Описание свиты Воланда в таблице

В таблице ниже представлена краткая характеристика каждого из членов свиты Воланда:

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

Имя героя

Описание героя

1. Коровьев

Коровьев носит также прозвище Фагот. Очень высокий и худой мужчина в клетчатом костюме. Носит треснутое пенсне. Все время шутит и кривляется. Называет себя бывшим регентом (дирижером). Почти всегда действует со своим напарником – котом Бегемотом.

Подробнее о Коровьеве >>

2. Кот Бегемот

Черный кот огромных размеров, который разговаривает и ходит на задних лапах как человек. Иногда превращается в человека — толстяка с кошачьим лицом. Любит шутить и приврать. Почти всегда действует со своим неразлучным напарником – Коровьевым.

Подробнее о Бегемоте >>

3. Азазелло

Мужчина маленького роста, но с большими плечами. У него рыжие волосы, бельмо на левом глазу и торчащий клык во рту. Грубоват, не любит иметь дело с женщинами. Аккуратный и точный помощник.

Подробнее об Азазелло >>

4. Гелла

Служанка Воланда, единственная женщина в свите Воланда. Рыжая молодая ведьма с зелеными глазами и шрамом на шее. Все время ходит без одежды. Красивая девушка и надежная служанка Воланда.

Подробнее о Гелле >>

Кем на самом деле являются члены свиты Воланда?

svita-Volanda-Master-i-Margarita-Bulgakov-opisanie
Воланд и его свита:
кот Бегемот, Коровьев, Гелла
(Азазелло отсутствует на картинке).
Художник В. Ефименко

В конце романа «Мастер и Маргарита» читатели узнают всю правду о помощниках Воланда. На самом деле члены свиты Воланда — это демоны, «нечистая сила», помощники сатаны.

Итак, список членов свиты Воланда с описанием их «истинного лица»:

  • Коровьев — это рыцарь-демон, мрачный темно‑фиолетовый рыцарь, который никогда не улыбается. 
  • Кот Бегемот — демон‑паж, молодой демон-шут в свите Воланда. 
  • Азазелло — демон безводной пустыни, демон‑убийца. 
  • Гелла – о ее «настоящем лице» ничего не известно. Вероятно, все потому что Булгаков не завершил свой роман.

Это была таблица с описанием членов свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова (имена и краткая характеристика героев), а также материалы о том, кем на самом деле являются члены свиты Воланда. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свистопляска синоним стилистически нейтральный
  • Свистать всех наверх синонимы
  • Свисающий синоним
  • Свисать синоним
  • Свисание синоним