Свинцовая пластинка управление синоним

Выполните пожалуйста грамматическое задание у этого изложения

(1)Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (2) Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. (3) Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. (4) Ни шума, ни шорохов.
(5)На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (6) На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. (7) Снасть его незатейлива и надежна. (8) Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. (9)Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. (11)Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
(12)Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. (13)Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
(14)Рыбалка, конечно, удивительная вещь
грамматическое задание
3.Замените слово «удильщиков» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените слово «приютилось» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4.Замените словосочетание «свинцовая пластинка» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Замените словосочетание «прибрежные кусты» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в 5-8 классах»

Цель:оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-8) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

8

Синтаксический анализ сложного предложения

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1)Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (2) Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. (3) Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. (4) Ни шума, ни шорохов.

(5)На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (6) На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. (7) Снасть его незатейлива и надежна. (8) Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. (9)Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. (11)Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

(12)Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. (13)Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

(14)Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

      (ПоВ. Солоухину)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение».

Из предложений 6-11 выпишите слово, в котором правописание приставки НЕ зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Из предложений 19 выпишите слово, в котором правописаниесуффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Из предложений 1-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»

Замените слово «удильщиков» в предложении 5 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «приютилось» в предложении 5 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «свинцовая пластинка» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «прибрежные кусты» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12-14 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. — 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. — 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. — 4 пункт.

или

3 орф. — 5 пункт.

или

О орф. — 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. — 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

8 б.

7- 6 б.

5 — 4 б.

4-0 б.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»

Цель:оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-8) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Синтаксический анализ сложного предложения

8

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1) Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. (2) В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. (3) Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. (4) Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. (5) Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. (6) В этот день даже чайки истомлены зноем. (7) Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.

      (8) Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. (9) Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. (10) И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. (11) Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. (12) Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)

      (ПоМ. Горькому)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Из предложений 2-4 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Из предложений 58 выпишите слово, в котором правописаниесуффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Из предложений 14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «безграничную пустыню» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Заменитесловосочетание «беспорядочно валялись» (предложение 5), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Среди предложений 2-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-5 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 4-8 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. — 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. — 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. — 4 пункт.

или

3 орф. — 5 пункт.

или

О орф. — 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. — 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

8 б.

7- 6 б.

5 — 4 б.

4-0 б.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений»

Цель:оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-10) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

8

Синтаксический анализ сложного предложения

9

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

10

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1) Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. (2) Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. (3) Все казалось, что кто-то крадется к землянке. (4) Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. (5) Потом поднимала голову, прислушивалась. (6) Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. (7) В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. (8) Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. (9) Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.

(10) С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. (11) Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. (12) Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.

(13) Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. (14) День выдался светлее вчерашнего. (15)Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. (16) Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

      (Г. Марков)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполное действие».

Из предложений 2-10 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Из предложений 3-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких прилагательных пишется столько букв Н, сколько в полной форме»

Из предложений 1016 выпишите слово, в котором правописаниесуффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Замените слово «излишне» в предложении 11 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «пустяками» в предложении 8 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «зимнее время» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «шла легко» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 10-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-9 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 13-16 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-7 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 2-6 найдите сложноподчинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 13-16 найдите сложноподчинённое. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. — 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. — 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. — 4 пункт.

или

3 орф. — 5 пункт.

или

О орф. — 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. — 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

10 б.

9- 8 б.

7 — 6 б.

5-0 б.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Бессоюзные сложные предложения»

Цель:оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант состоит из двух частей.

Часть 1 – диктант.

Часть 2 (задания 1-10) – задания с кратким ответом.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1 – диктант.

Орфография. Пунктуация. Соблюдение основных орфографических, пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2 – грамматическое задание.

1

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

2

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

4

Словосочетание

5

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

6

Осложнённое простое предложение

7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

8

Синтаксический анализ сложного предложения

9

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях.

10

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Текст диктанта

(1) Деревня была где-то за лесом. (2) Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3) Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4) Лес шумит, успокаивает. (5) В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6) Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

(7) Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (8) Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

(9) Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. (10) На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

(11) Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. (12) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (13) Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

(14) Мокрый снег напоил влагой пальто. (15) Холодно, и ноют обмороженные ноги. (16) Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. (17) Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Из предложений 11-17 выпишите слово, в котором правописание приставки  зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Из предложений 1317 выпишите слово, в котором правописаниесуффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Замените слово «урежется» в предложении 2 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «отмахать» в предложении 2 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «лесными тропинками»  (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «осенний день»  (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Выпишите грамматическую основу предложения 17.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 14-17 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-8 найдите бессоюзное. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 11-17 найдите бессоюзное. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 11-14 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Среди предложений 1-8 найдите сложносочинённое. Ответ запишите цифрой.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Оценка диктанта

Отметка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая

орфографическая

или

1 негрубая

пунктуационная

ошибка

2 орф. — 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

О орф. — 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные

4 орф. — 4 пункт.

или

3 орф. — 5 пункт.

или

О орф. — 7 пункт.

7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. — 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

10 б.

9- 8 б.

7 — 6 б.

5-0 б.

Контрольная работа по теме

«Сложные предложения с различными видами связи»

Цель:оценка качества подготовки по русскому языку учащихся 9 класса для выявления уровня освоения учебного материала, выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Кодификатор элементов содержания контрольной работы

задания

Проверяемые элементы содержания

Часть 1

1-10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского языка.

Часть 2

1-10

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях. Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм современного русского языка.

Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Каждый правильный ответ на задания части 1 – 1 балл, части 2 – 2 балла. Максимальное количество баллов – 30.

«5»

«4»

«3»

«2»

30-28 б.

27- 23 б.

22 — 15 б.

14-0 б.

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.

Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.

Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.

Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.

Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.

Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим,  даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.

В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна. 

Часть 2.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.

Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.

Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.

Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.

Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.

Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.

Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.

Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.

Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.

Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.

Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки  и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла  преданная  любовь  к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.

Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания  (2) и (3) что (4) если бы не было их  батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.

Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) когда она упала (5) многое изменилось.

Я помнил (1) что требуется сменить часового в саду (2) и (3) как только Семёнов освободился (4) поставил его на пост.

Мы выполоскали одежду (1) и (2) пока она сохла (3) на раскалённом песке (4) мы купались.

Володька знал (1) что врать он не умеет (2) и (3) что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том (4) что произошло на Домниковке.

Надо было отдохнуть (1) но Иван чувствовал (2) что (3) если присядет (4) то наверняка больше уже не встанет.

Немец стоял в тени (1) и (2) когда (3) Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча (4) то почувствовал (5) как бьет немца дрожь.

Часть 2.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.

Экзамен был назначен на следующий день и студенты которые жили в общежитии стали собираться группами чтобы повторить наиболее трудные вопросы по предмету.

Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок.

День был солнечный жаркий и всем нам захотелось поскорее поехать за город чтобы искупаться в прохладной реке.

Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он ступил на берег как провалился и увяз по колено.

Развитие естественных наук в наш век научно-технического прогресса идет столь быстрыми темпами что человек все больше проникает в тайны природы и ученые решают задачи которые еще недавно казались неразрешимыми.

К вечеру пошел дождь снег почти растаял и хотя дорога стала еще грязнее но все же лошадям стало легче идти.

Значительная часть пути была уже пройдена и люди решили что имеют право сделать кратковременный отдых чтобы не слишком устать.

Был девятый час утра и хотя жители уже давно встали людей на улице было немного.

Снег засыпал следы и если снегопад не прекратится к ночи следов можно будет не опасаться.

Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях.

Контрольные диктанты 9 класс

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в 5-8
классах»

Текст диктанта 1

(1)Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (2)
Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног.
(3) Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. (4) Ни шума, ни шорохов.

(5)На берегу приютилось несколько
удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (6) На песчаной
отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. (7) Снасть его
незатейлива и надежна. (8) Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки
(раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. (9) Грузик
у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка
плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места.
(11)Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

(12)Закинув удочки, рыболов
настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий
прутик, воткнутый в песок. (13)Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и
вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва,
серебряный язь.

(14)Рыбалка, конечно, удивительная вещь!
(142 слова)

      (По В. Солоухину)

Грамматическое задание

1.     
Замените слово «удильщиков» в предложении 5
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

1.     
Замените слово «приютилось» в предложении 5
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2.     
Замените словосочетание «свинцовая пластинка» (предложение
10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.     
Замените словосочетание «прибрежные кусты» (предложение
3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3.     
Выпишите грамматическую основу предложения 11.

3.     
Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме

«Сложносочинённые предложения.
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»

Текст диктанта 2

(1) Под
легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью,
ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами
серебряных улыбок.(2) В пространстве между морем и небом носился веселый
плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. (3) Все было
полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий
воздух и желтый песок. (4) Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в
безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то
вдали. (5) Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на
песке. (6) В этот день даже чайки истомлены зноем. (7) Они
сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.

      (8) Солнце
начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно,
плескаясь о берег. (9) Солнце садится, и на желтом песке ложится
розоватый отблеск его лучей. (10) И жалкие кусты ив, и перламутровые
облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному
покою.(11) Ночные тени ложатся не только на море, но и на
берег. (12) Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и
синее, усеянное звездами небо. (165 слов)

      (По М. Горькому)

Грамматическое задание

п/п

1
вариант

2
вариант

1.     
Замените слово «носился» в предложении 2
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

1.     
Замените слово «носился» в предложении 2
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

2.     
Замените словосочетание «безграничную пустыню» (предложение
4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3.     
Замените словосочетание «беспорядочно
валялись»
 (предложение 5), построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.

2.     
Выпишите грамматическую основу предложения 4.

3.     
Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме

«Сложноподчинённые
предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений»

Текст диктанта 3

(1) Затопив
в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла
спать. (2) Первые полчаса было как-то тревожно и
неуютно. (3) Все казалось, что кто-то крадется к
землянке. (4) Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие
люди. (5) Потом поднимала голову,
прислушивалась. (6)Оказывается, это похрустывало сено под ее
телом. (7) В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в
зимнее время и ничто ей не грозит. (8) Вся тревога от возбуждения и
мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. (9) Она
уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.

(10) С
рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. (11) Шла, как вчера,
легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на
остановках. (12) Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит
сухарями — и снова в путь.

(13) Тайга
лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. (14) День выдался
светлее вчерашнего.(15)Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки
деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились,
как горящие свечи. (16) Виднее становились и затесы на стволах, за
которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

      (Г. Марков)

Грамматическое задание

Замените
слово «излишне» в предложении 11 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените
слово «пустяками» в предложении 8 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените
словосочетание «зимнее время» (предложение 7), построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Замените
словосочетание «шла легко» (предложение 11), построенное на
основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую
основу
 предложения 5.

Выпишите грамматическую
основу
 предложения 2.

Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме

«Бессоюзные сложные
предложения»

Текст диктанта 4

(1) Деревня
была где-то за лесом. (2) Если идти в нее по большой дороге, нужно
отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь
урежется вдвое. (3) Толстые корни обхватили извилистую
тропу. (4) Лес шумит, успокаивает. (5) В стылом воздухе
кружатся жухлые листья. (6) Тропинка, петляя среди деревьев,
поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника,
выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет
тебя никуда.

(7) Но
вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (8) Их становится
больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев,
ни тропы.

(9) Осенний
день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. (10) На лес
наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

(11) Жутко
и страшно в темноте, а Марина совсем одна. (12) Идти дальше
рискованно: осенью северные леса страшны волками. (13) Марина
забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

(14) Мокрый
снег напоил влагой пальто. (15) Холодно, и ноют обмороженные
ноги. (16) Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали
петухи. (17) Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)

Грамматическое задание

Замените
слово «урежется» в предложении 2 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените
слово «отмахать» в предложении 2 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените
словосочетание «лесными тропинками»  (предложение 2),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените
словосочетание «осенний день»  (предложение 9), построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую
основу
 предложения 1.

Выпишите грамматическую
основу
 предложения 17.

Контрольная работа №5 по теме

«Сложные предложения с
различными видами связи»

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте
которых в предложении должны стоять запятые.

1.     
Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину
холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного
белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.

2.     
Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против
течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все
увидели тянущую лодку упряжку собак.

3.     
Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2)
когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог
вторгнуться в его тесный маленький мирок.

4.     
Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь
(3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.

5.     
Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный
пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то
таинственная жизнь.

6.     
Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы
сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был
природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы
Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.

7.     
Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось
(3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.

8.     
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и
естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и
переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и
есть тот самый герой.

9.     
Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки
детей стало строгим,  даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и
умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою
вину (4) им всё же пришлось выслушать.

10.  В
такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович
и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как
велика (6) и как прекрасна эта страна. 

Часть 2.

Спишите.
Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы
предложений.

1.     
Единственное средство умственного общения людей есть слово и для
того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при
каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

2.     
Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла
обо мне.

3.     
Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни
дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно
спали.

4.     
Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду
можно было угадать что ему все известно.

5.     
Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и
мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.

6.     
Когда певец закончил свое выступление все стали громко
аплодировать и казалось что овации не будет конца.

7.     
Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду
потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.

8.     
Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал
из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему
дорога.

9.     
Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все
попытки в этом направлении кончились полной неудачей.

10.  Все
небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как
будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

Контрольные диктанты 9 класс.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в 5-8 классах»

Текст диктанта 1

(1)Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (2) Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. (3) Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. (4) Ни шума, ни шорохов.

(5)На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (6) На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. (7) Снасть его незатейлива и надежна. (8) Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. (9) Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. (10)Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. (11)Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

(12)Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. (13)Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

(14)Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

      (По В. Солоухину)

Грамматическое задание

  1. Замените слово «удильщиков» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените слово «приютилось» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «свинцовая пластинка» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  1. Замените словосочетание «прибрежные кусты» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»

Текст диктанта 2

(1) Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.(2) В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. (3) Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. (4) Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. (5) Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. (6) В этот день даже чайки истомлены зноем. (7) Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.

      (8) Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. (9) Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. (10) И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою.(11) Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. (12) Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)

      (По М. Горькому)

Грамматическое задание

п/п

1 вариант

2 вариант

  1. Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените слово «носился» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «безграничную пустыню» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  2. Замените словосочетание «беспорядочно валялись» (предложение 5), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
  2. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Сложноподчинённые предложения. Основные группы сложноподчинённых предложений»

Текст диктанта 3

(1) Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. (2) Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. (3) Все казалось, что кто-то крадется к землянке. (4) Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. (5) Потом поднимала голову, прислушивалась. (6)Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. (7) В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. (8) Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. (9) Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.

(10) С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. (11) Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. (12) Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.

(13) Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. (14) День выдался светлее вчерашнего.(15)Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. (16) Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

      (Г. Марков)

Грамматическое задание

Замените слово «излишне» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «пустяками» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «зимнее время» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «шла легко» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Бессоюзные сложные предложения»

Текст диктанта 4

(1) Деревня была где-то за лесом. (2) Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3) Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4) Лес шумит, успокаивает. (5) В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6) Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

(7) Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (8) Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

(9) Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. (10) На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

(11) Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. (12) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (13) Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

(14) Мокрый снег напоил влагой пальто. (15) Холодно, и ноют обмороженные ноги. (16) Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. (17) Деревня, оказывается, была совсем рядом. (168 слов)

Грамматическое задание

Замените слово «урежется» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените слово «отмахать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «лесными тропинками»  (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «осенний день»  (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Выпишите грамматическую основу предложения 17.

Контрольная работа №5 по теме

«Сложные предложения с различными видами связи»

ВАРИАНТ 1.

Часть 1.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.
  2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
  3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
  4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.
  5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
  6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.
  7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.
  8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.
  9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим,  даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
  10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна. 

Часть 2.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы, составьте схемы предложений.

  1. Единственное средство умственного общения людей есть слово и для того чтобы общение это было возможно нужно употреблять слова так чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
  2. Я не слышал о чем говорили мои соседи но мне казалось что речь шла обо мне.
  3. Мы приехали в Петровское ночью и я спал так крепко что не видел ни дома ни березовой аллеи и никого из домашних которые уже все разошлись и давно спали.
  4. Старик подозрительно взглянул на меня и уже по одному взгляду можно было угадать что ему все известно.
  5. Чем ближе мы подходили к лесу тем прохладнее становился воздух и мы уже подумывали не лучше ли вернуться назад.
  6. Когда певец закончил свое выступление все стали громко аплодировать и казалось что овации не будет конца.
  7. Скоро выпал первый снег а река все еще не поддавалась холоду потому что все что замерзало по ночам вода разбивала днем.
  8. Ехать с отцом мальчику очень хотелось но он еще никогда не выезжал из родной деревни и ему было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.
  9. Я надеялся уснуть чтобы переждать самое жаркое время дня но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.
  10. Все небо было усеяно мигающими звездами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

На букву С Со слова «свинцовая»

Фраза «свинцовая пластинка»

Фраза состоит из двух слов и 18 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «свинцовая»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Проигрыватель пластинок своими руками. Простейший Патефон. (автор: Дмитрий Компанец)08:14

Проигрыватель пластинок своими руками. Простейший Патефон.

Видео Антиквариат : винил пластинки цена (автор: FullSD)05:54

Антиквариат : винил пластинки цена

Видео Свинец + Алюминий = Эксперимент (автор: ARS Pro)15:35

Свинец + Алюминий = Эксперимент

Видео DEAD BLONDE - Мальчик на девятке (Official Audio) (автор: Peter Explorer)03:36

DEAD BLONDE — Мальчик на девятке (Official Audio)

Видео Как самому сделать листовой свинец. Листовой свинец для кормушки. (автор: Андрей Слепнёв)04:50

Как самому сделать листовой свинец. Листовой свинец для кормушки.

Видео Как сделать форму для листового свинца (автор: slavnatik)11:17

Как сделать форму для листового свинца

Синонимы к фразе «свинцовая пластинка»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + в процессе плетения −
  • + вспененный полиэтилен −
  • + вырезать круг −
  • + гигроскопическая вата −
  • + двусторонний скотч −
  • + деревянная палочка −
  • + деталь игрушки −
  • + жил животных −
  • + клей высохнет −
  • + край плёнки −
  • + крепкая бечёвка −
  • + мелкие гвозди −
  • + моток шпагата −
  • + мягкая проволока −
  • + на тканевой основе −
  • + натянуть шнур −
  • + особый раствор −
  • + просверлить отверстие −
  • + прочные нитки −
  • + разный диаметр −
  • + разрезать на полосы −
  • + слой цемента −
  • + специальное кольцо −
  • + цилиндрическая поверхность −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «свинцовая пластинка» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

акнитсалп яавоцнивс 😀

Написание фразы «свинцовая пластинка» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в латинской🇬🇧 svintsovaya plastinka

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80adaxzgr7b6e xn--80aaxicoksj

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cdbywjdfzgkfcnbyrf

Написание фразы «свинцовая пластинка» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠺⠊⠝⠉⠕⠺⠁⠫⠀⠏⠇⠁⠎⠞⠊⠝⠅⠁

Передача фразы «свинцовая пластинка» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – – ⋅ – – ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ –

Произношение фразы «свинцовая пластинка» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «свинцовая пластинка» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

ebdasgbnwjänerdaxn

Остальные фразы со слова «свинцовая»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • свинцовая армия
  • свинцовая болванка
  • свинцовая бомба
  • свинцовая вода
  • свинцовая гирька
  • свинцовая голова
  • свинцовая дробь
  • свинцовая картечь
  • свинцовая краска
  • свинцовая крыша
  • свинцовая оболочка
  • свинцовая очередь
  • свинцовая печать
  • свинцовая пилюля
  • свинцовая плита
  • свинцовая пломба
  • свинцовая примочка
  • свинцовая пуля
  • свинцовая пыль
  • свинцовая руда
  • свинцовая рука
  • свинцовая смерть
  • свинцовая стена
  • свинцовая тишина

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bujnz 10.01.2020 13:22

Что значит фраза «свинцовая пластинка»? Как это понять?..

Ответить

@hvdzzs 16.09.2022 08:43

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свинца окись синоним
  • Свинтус синоним
  • Свинтил синоним
  • Свинское поведение синоним
  • Свинское отношение синонимы