Существительные синонимы в тексте

Существительные — синонимы в художественных текстах.

Примеры.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Существительные — синонимы в художественных текстах?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Тема урока: «Существительные — синонимы, антонимы  и обращения в речи».

1. Кузнецова Гоар Геворговна

2. Предмет      русский зык

3. Класс          5

Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной,

   коммуникативной и эмоционально-выразительной функциях  

   имён существительных в речи;

   развивать умение наблюдать, делать выводы.

                           Обогатить речь школьников. Воспитать у ребят интерес к изучению          

                           русского языка.

Тип урока:

Урок закрепления изученного материала.

Формы работы учащихся: дифференцированно-групповые.

 Оборудование: мультимедийный проектор, тексты художественных произведений, карточки.

                                                                Эпиграф к уроку.

Учитель:                                                           Имя существительное – хлеб языка.

                                                                                        Л.Успенский.

Ι. Тема сегодняшнего урока «Роль существительных в речи». Мы уже начинали вести разговор на эту тему, сегодня продолжим его и попытаемся рассмотреть эту тему более глубоко. Об имени существительном очень точно сказал Л.Успенский.

  —  Кто помнит это высказывание?

(на экране после ответа учащихся высвечивается эпиграф к уроку).

  — Как вы понимаете это высказывание?

        ( высказывания ребят, домашнее сочинение-миниатюра на эту тему).

Учитель:

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом.

Существительным является почти каждое второе слово в нашей речи.

Ученые установили, что имена существительные появляются в речи ребенка в числе самых первых слов: мама, папа, баба… И это вполне понятно: ребенок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.

Но не только точность и ясность достигается употреблением существительных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

ΙΙ. Убедимся в правильности наших предположений.

Обратимся к тексту №1.

(класс разбит на 3 разноуровневые группы(1 – сильная) задание дифференцированное, распечатанные тексты у каждой группы)

Задание:

1.Проанализируйте тексты с точки зрения морфологии

2.Выразительное чтение.

(на выполнение 3 минуты)

        – Текст 3 группы (презентация, на экране текст)

Вечер. Огоньки.

                        Дальняя дорога.

                                        (В.Маяковский)

Ответ ученика: 3 существительных, 1 прилагательных;  существительные называют предмет.

– Что показалось особенным в тексте 2 группы с точки зрения морфологии? (нет глаголов, 3 союза, 1 наречие, 4 прилагательное, 7 существ.)

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

                                        (С.Аксаков)

–  Удалось ли поэту нарисовать картину?

 – Каким вы увидели пейзаж? (грустным и тоскливым)

 – А какую картину увидела 1 группа? 

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

                        (А.А.Фет)

Какая часть речи помогла Фету нарисовать её? (красивый ночной пейзаж:14 существительных, 6 прилагательных, 1 союз, 1 предлог)

Вывод: существительные помогают нарисовать картину, создают предметный ряд.

ΙΙΙ. Но имя существительное требует бережного и внимательного отношения, не всегда они могут украсить текст.

1. Текст №2. (экран)

У дедушки были пчёлы. Я ещё не знал, что пчёл дразнить нельзя. Однажды я нашёл палочку и решил поиграть с пчёлами. Но пчёлы меня не поняли, что я с ними играю, и начали злиться и летать вокруг меня.

Задание:

— Озаглавьте текст.

— Определите тип связи.

— Что выступает средством связи? (повтор существительного или лексический повтор- средство связи предложений в тексте)                                

— Украшает ли текст лексический повтор? (нет, он делает текст унылым и тяжёлым).

4 Работа с синонимами. Существительные –синонимы в текстах.

Учитель: Вспомните, что такое синонимы?

(Синонимы — слова, различные по звучанию и близкие по лексическому значению, относящиеся к одной и той же части речи.)

1 группа

При виде красоты природы я испытываю и умиление, и восторг и восхищение, и немое обожание.

–  найти синонимы, определить часть речи;          

  – Все ли синонимы одинаковы по настроению, эмоциональной окраске? Какое из них выражает нежное чувство, в каких чувство выражается более сильно и бурно, а какое слово произносится с тихим упоением? (вводится термин «градация»)

2 группа.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители, как много шуму, толкотни.

Как надоели мне они

Так проворчал Мороз угрюмый…

                                        (О. Бергольц)

   Найти синонимы ,произвести пунктуационный разбор (знаки препинания при прямой речи (в тексте карандашом, схему в тетради).

 5. Ознакомление учащихся с понятием текстовые  (контекстуальные) синонимы на примере фрагмента:

Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.

(М. Ф а р у т и н.)

Основные моменты беседы с использованием данного фрагмента. В этом тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь — любое дикое животное. Здесь слова лось и зверь — текстовые синонимы. Как видно из нашего примера, текстовые синонимы могут быть сцепляющими словами.

   а) Творческий диктант. Задание: в каждой паре предложений заменить второе сцепляющее существительное текстовым синонимом, выбрав его из следующих слов: животное, зверь, новичок, новосел, птица.

1. Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легким» тенями. 2. Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека. 3. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

Слова для выбора записываются на доске до урока.   Задание выполняется сначала коллективно, устно.  При этом важно подчеркнуть: текстовые синонимы подбираются с учетом контекста и законов благозвучия (в 1-м предложении — животные; во 2-м — новоселы; в 3-м — новичок.)

 б) Редактирование текста. (по вариантам, задание дифференцированное, экран)

(для слабых учащихся предлагаются ключи (слова-синонимы: косолапый, мишка,зверь).

Повадился в деревню м..дведь. Чуть смеркнется – м..дведь тут как тут. Решили охотники поймать м..дведя: пр..везли л..вушку, мёдом о..мазали, з..рна насыпали. А м..дведь всё с..ел и был таков!

Вывод:

Для чего служат синонимы в речи?

(Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать лексических  повторов слов. Выбирая из синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство.)

6 . Работа с антонимами. На экране текст

Войска идут и день, и ноч(?),

Им становится невмочь.

— Ребята, какие два существительных вас заинтересовали? Чем они являются? Давайте поработаем над существительными — антонимами.

Задания:

1 группа – вспомнить пословицы с антонимами (труд – лень; мать – мачеха; свет – тьма) (работа групповая)

 2 группа. Найти антонимы, определить их роль, объяснить орфограммы

В тех краях, кошельком

М…рят всё на свете,

Правда ходит босиком,

Катит лож(?  в карете.

Лож(?) всегда опередит

Истину немножко.

Но не (бойтесь): победит

Правда – босоножка.

                                      (С. Маршак)

Вывод:

 Существительные -антонимы придают речи особую остроту, эмоциональность,

антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контраст.

 7  Имена существительные в роли поэтического обращения.

Учитель:

— Послушайте несколько отрывков из стихотворений разных авторов. Определите, в каких примерах использован прием поэтического обращения?

1) Что затуманилась, зоренька ясная, Пала на землю росой? Что ты задумалась, девушка красная, Очи блеснули слезой?

(А. Вельтман)

2) Не кричи так жалобно, кукушка, Над водой, над стужею дорог!

(Н. Рубцов)

3) Удивительно качнется стена, Поплывут облака над домами… Заиграй, заблистай куполами, Разбуди мою душу, весна!

(А. Передреев)

Задание:

Из художественных произведений выпишите предложения с обращениями, выраженными именами существительными:

а) собственными;

б) нарицательными одушевленными;

в) нарицательными неодушевленными.

VΙΙ. Итог урока.

— Какова же роль имён существительных? (ребята по памяти воспроизводят все пункты плана. Каждому ребенку выдается памятка «Роль существительных в речи»).

Памятка.

Роль существительных в речи.

1. Помогают нарисовать картину, создают предметный ряд.

2. Лексический повтор:

а) средство связи предложений в тексте;

б) отрицательная роль – делает текст унылым и однообразным;

в) положительная роль:

– в художественном стиле как средство выразительности (для выражения авторской идеи);

 – характерен для научной речи (термины придают речи точность, ясность, строгость)

3. Существительные — синонимы помогают избежать лексических повторов, делают текст более ярким и выразительным, оживляют повествование.

4. Существительные — антонимы придают речи особую остроту, эмоциональность.

VIII. Домашнее задание.

1 группа – сочинение-миниатюра с использованием синонимов и антонимов-существительных, план;

2 группа – план с приведением примеров (сочинение по выбору);

3 группа – план,

Учитель:

— Вот как много интересного, удивительного мы сегодня узнали об имени существительном. И наш урок хочется закончить словами К. Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Что такое синонимы? Определение и примеры

Синонимы — это сло­ва одной части речи, раз­лич­ные по напи­са­нию и зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по значению.

Узнаем, что такое сино­ни­мы в рус­ском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь поль­зо­вать­ся лек­си­че­ским богат­ством рус­ско­го язы­ка, хоро­шо вла­деть речью, важ­но зна­ние и пра­виль­ное упо­треб­ле­ние линг­ви­сти­че­ских средств, созда­ю­щих точ­ную и логич­ную речь. Такими лек­си­че­ски­ми сред­ства­ми язы­ка явля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы, омо­ни­мы.

Например, паде­ние сне­га в вет­ре­ную пого­ду мож­но обо­зна­чить словами-синонимами:

  • метель
  • пур­га
  • мете­ли­ца
  • вью­га
  • буран

По сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му соста­ву выде­ля­ют сино­ни­мы одно­кор­не­вые (след­ствие — рас­сле­до­ва­ние) и раз­но­кор­не­вые (сле­пойнезря­чий).

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют виды синонимов:

  • семан­ти­че­ские
  • сти­ли­сти­че­ские
  • абсо­лют­ные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические сино­ни­мы раз­ли­ча­ют­ся толь­ко оттен­ка­ми зна­че­ния и обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд.

Семантический ряд

Синонимами явля­ют­ся слова:

  • бой
  • бит­ва
  • сеча
  • сра­же­ние.

Они обра­зу­ют семан­ти­че­ский ряд, в кото­ром сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ное и наи­бо­лее общее по смыс­лу сло­во «бой» высту­па­ет в каче­стве глав­но­го. Существительные «бит­ва» и «сра­же­ние» при­над­ле­жат книж­но­му сти­лю. Слово «сеча» носит арха­ич­ный оттенок.

Синонимами быва­ют сло­ва одной части речи, напри­мер:

  • высо­ко­мер­ный, гор­дый, над­мен­ный, важ­ный, спе­си­вый;
  • раз­ру­шать, ломать, гро­мить, крушить;
  • печаль­но, груст­но, неве­се­ло, тоск­ли­во, нерадостно.

В сино­ни­мич­ном ряду «ломать», «раз­ру­шать», «гро­мить», «кру­шить» отме­ча­ет­ся нарас­та­ние дей­ствия по его интен­сив­но­сти (ломать — кру­шить). Эти сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся оттен­ка­ми зна­че­ния, назы­ва­ют­ся семан­ти­че­ски­ми сино­ни­ма­ми.

Слова, состав­ля­ю­щие семан­ти­че­ский ряд, могут иметь тон­чай­шие оттен­ки в зна­че­ни­ях, кото­рые без кон­тек­ста, как пра­ви­ло, не раз­ли­ча­ют­ся. Вот, напри­мер, как Д. Фонвизин объ­яс­ня­ет сло­ва «вет­хий», «древ­ний», «ста­рин­ный», «ста­рый»:

Старо то, что дав­но было ново, ста­рин­ным назы­ва­ет­ся то, что ведет­ся издав­на. Давно то, чему мно­го вре­ме­ни про­шло. В насто­я­щем упо­треб­ле­нии вет­хим назы­ва­ет­ся то, что от ста­ро­сти истле­ло или обва­ли­лось. Древне то, что про­ис­хо­ди­ло в отда­лен­ных веках… Старый чело­век обык­но­вен­но любит вспо­ми­нать дав­ние про­ис­ше­ствия и рас­ска­зы­вать о ста­рин­ных обы­ча­ях; а если скуп, то в сун­ду­ках его най­дёшь мно­го ветхого.

Стилистические сино­ни­мы при­над­ле­жат раз­ным сти­лям речи, начи­ная со сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го и закан­чи­вая про­сто­реч­ны­ми сло­ва­ми, например:

  • ходить, бро­дить, шатать­ся, сло­нять­ся, шлять­ся, таскаться;
  • ску­пой, скря­га, ску­пер­дяй, сква­лы­га, ска­ред, жадина;
  • выго­вор, заме­ча­ние, вну­ше­ние, пори­ца­ние, голо­во­мой­ка, наго­няй, нахло­буч­ка, взбучка.

Очень важ­но чув­ство­вать тон­чай­шие смыс­ло­вые и эмоционально- экс­прес­сив­ные оттен­ки сино­ни­мов, что­бы наи­бо­лее точ­но выбрать сло­во и тем самым достичь точ­но­сти выра­же­ния. Например, гла­гол «узнать» име­ет боль­шое коли­че­ство сти­ли­сти­че­ских вариантов:

  • испы­тать, под­верг­нуть­ся, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попро­бо­вать, испы­тать на соб­ствен­ной шку­ре (разг.);
  • изжить (уст.)

Стилистические сино­ни­мы, обо­зна­чая одно и то же явле­ние дей­стви­тель­но­сти, име­ют раз­ную сфе­ру употребления:

  • про­вин­ция (нейтр.) — глу­хо­мань (разг.);
  • отец (лит.) — батюш­ка ( устар.);
  • печаль­ный (нейтр.) — кру­чин­ный (нар.-поэт.).

Синонимы назы­ва­ют­ся абсо­лют­ны­ми, если раз­ные сло­ва обо­зна­ча­ют одно и то же и не име­ют ни семан­ти­че­ских, ни сти­ли­сти­че­ских различий:

  • беге­мот — гиппопотам;
  • пото­му что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую груп­пу состав­ля­ют кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы. Контекстуальные сино­ни­мы — это сло­ва, сбли­же­ние кото­рых по зна­че­нию про­ис­хо­дит толь­ко в усло­ви­ях опре­де­лен­но­го кон­тек­ста. Вне это­го кон­тек­ста они не явля­ют­ся сино­ни­ма­ми. В боль­шин­стве слу­ча­ев кон­тек­сту­аль­ные сино­ни­мы име­ют экс­прес­сив­ную окрас­ку. Их зада­чей явля­ет­ся не назвать явле­ние, при­знак или про­цесс, а оха­рак­те­ри­зо­вать его. Например, в опре­де­лен­ных кон­текстах гла­гол «гово­рить» (ска­зать) име­ет синонимы:

  • бро­сить
  • про­ро­нить
  • уро­нить
  • бряк­нуть
  • отко­лоть
  • смо­ро­зить
  • выдать
  • загнуть
  • ввер­нуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы при­зва­ны раз­но­об­ра­зить нашу речь. Чтобы не повто­рять­ся, мы исполь­зу­ем сло­во с тем же зна­че­ни­ем, но зву­ча­щее по-другому, то есть сино­ним. Иногда сино­ним нужен, что­бы под­черк­нуть тон­кое раз­ли­чие оттен­ка смыс­ла, для более точ­но­го назва­ния близ­ких, но все же раз­ли­ча­ю­щих­ся пред­ме­тов, их свойств или действий.

  • ску­чал по дому — ску­чал о доме;
  • река течёт меж­ду кру­ты­ми бере­га­ми — меж­ду кру­тых берегов.

Итак, сино­ни­мы исполь­зу­ют­ся в речи:

  1. для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли (влаж­ный и мок­рый);
  2. для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки (упал и бряк­нул­ся, шмяк­нул­ся, шлеп­нул­ся);
  3. как сред­ство для пре­одо­ле­ния неоправ­дан­но­го повто­ра одно­го и того же слова;
  4. как спо­соб свя­зи сосед­них пред­ло­же­ний в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взвол­но­вать — тро­нуть — потрясти;
  • кле­ве­та — наго­вор — поклеп — напрас­ли­на — навет;
  • понят­но — тол­ко­во — вразумительно;
  • зна­ме­ни­тый — при­знан­ный — попу­ляр­ный — прославленный;
  • близ­кий — ближ­ний — сосед­ний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, но и сло­во­со­че­та­ния и устой­чи­вые обо­ро­ты речи — фра­зео­ло­гиз­мы.

Сочетания «хоть пруд пру­ди», «тьма-тьмущая», «куры не клю­ют», «полон рот», «хоть отбав­ляй», «девать неку­да» сино­ни­мич­ны наре­чию «мно­го».

Слову «быст­ро» экви­ва­лент­но зна­че­ние сино­ни­мич­ных устой­чи­вых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сло­мя голову;
  • в мгно­ве­нье ока;
  • высу­нув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем при­ме­ры сино­ни­мич­ных пар фразеологизмов:

  • сидеть сло­жа руки — бить баклуши;
  • тянуть кани­тель — чере­па­шьим шагом;
  • намы­лить шею — про­драть с песочком;
  • водить за нос — вти­рать очки;
  • стре­ля­ный воро­бей — тер­тый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сло­жить голо­ву — сыг­рать в ящик;
  • не раз­мы­кать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же пес­ню — кру­тить шарманку;
  • дать импульс — вне­сти све­жую струю.

Благодаря сино­ни­мам, наша речь ста­но­вит­ся образ­ной, выра­зи­тель­ной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

Какие бывают и что такое синонимы в русском языке

Синонимия (от греч. – одноименность) – смысловая схожесть слов, словосочетаний, фраз (при сохранении различий смысловых оттенков, стилистической окраски)….

Примеры

  • мужество – храбрость,
  • капля в море – кот наплакал.

Что такое синонимы в русском? Это слова близкие по содержанию, но различные по написанию. Дают определение одного и того же понятия, но могут различаться по степени, контрастности, интенсивности значения.

  • старый дом – подчеркивается возраст постройки,
  • ветхий дом – внимание акцентируется на физическом состоянии.

Как правило, относятся к одной части речи.

  • существительное – замок, дом, строение,
  • прилагательное – алый, красный, багровый.

Синонимы в русском языке предназначены для обогащения речи и устранения повторений. Они расширяют лексикон, позволяют точнее высказываться, делают художественные тексты более гармоничными, насыщенными. Употребление архаичных терминов придает тексту своеобразную стилистику.

Важно! Нельзя утверждать, что близкие по смыслу термины всегда равнозначны. В зависимости от содержания текста, неверно подобранная замена может сильно исказить его смысл.

Синонимические группы

Несколько слов, близких по смыслу, создают синонимические группы.

Рассмотрим примеры синонимических групп.

Синонимы к слову «необходимо»

«Необходимо» означает острую потребность в чем-либо, нечто, без чего нельзя обойтись.

В зависимости от контекста и вкладываемого смысла, ему на замену могут стать следующие слова:

  • должен – долг, прямое обязательство,
  • надо – необходимость, не зависящая от желания,
  • надлежит – правило,
  • нуждаться – испытывать потребность,
  • следует – неписаное правило,
  • желательно – необязательно к выполнению, но рекомендуемо,
  • приходится – навязанное обстоятельствами действие,
  • неизбежно – нечто, чего нельзя избежать в силу обстоятельств.

Пример: «Мне необходимо вылететь первым рейсом» – «Мне желательно вылететь первым рейсом».

«В частности» синоним

«В частности» употребляется для выделения объекта на общем фоне в значении «например», «в том числе».

Тождественные понятия:

  • например,
  • так,
  • а именно,
  • хоть бы,
  • особенно,
  • к примеру,
  • именно.

Пример употребления тождественных терминов к слову «в частности»:

  • На стройке много трудолюбивых ребят. Вот, хоть бы, Ваня.
  • На стройке много трудолюбивых ребят. Вот, например, Ваня.

Разновидности

Какие бывают синонимы? Их основные различия.

Полные – максимально близки по лексическому значению. При подмене смысл сказанного не изменится. Относятся, преимущественно, к научной терминологии, являются исконно русскими, либо заимствованными терминами:

  • азбука – алфавит,
  • бегемот – гиппопотам.

Частичные – совпадают лишь по некоторым критериям. При подмене смысл сказанного может измениться:

  • закрыть дверь – спокойное действие, не проявляющее агрессии,
  • захлопнуть дверь – агрессивное действие, сопровождаемое громким звуком и неуравновешенным эмоциональным состоянием.

Частичные разделяют на контекстные, стилистические, семантические.

Контекстные

alt=»Какие бывают и что такое синонимы в русском языке» width=»400″ height=»300″ />Контекстные синонимы, это слова, которые считаются близкими по значению в конкретном предложении. Свойственны авторскому тексту и художественной литературе. По отдельности, контекстные синонимы никак не связаны между собой.

Пример контекстных:

Ее речь была ужасной и корявой.

Слова «ужасной», «корявой» – близки по смыслу, так как характеризуют конкретный объект (речь), образуя смысловой синоним к понятию «безграмотная». По отдельности, принадлежат к различным синонимическим группам и имеют различное лексическое значение:

  • ужасной – внешний вид (не красивой, жуткой, уродливой),
  • корявой – форма объекта (кривой, не ровной, искривленной).

Стилистические

Стилистические синонимы – это слова, описывающие один объект, но различающиеся по стилю. Подразумевают существенные стилистические различия понятий.

Под понятием стиль подразумеваются стили написания текстов – художественный, научный, публицистический и т.д. Стилистика касается не только общего объема написанного, но и отдельных элементов – слов. Научная терминология дает четкое описание объекта. Художественная – пресыщена подтекстом, дополнительным смыслом, направлена на многогранное описание объекта.

Примеры стилистических:

  • Глаза – термин, описывающий часть человеческого тела. Присущ художественной и научной литературе, не несет в себе ярко выраженных характеристик, дополнительного смысла.
  • Очи – термин, описывающий глаза, но дающий им дополнительную смысловую характеристику (красивые, обладающие необычайным блеском, выразительностью). Устаревшее слово, допустимое к употреблению только в художественной литературе, так как явно приукрашивает понятие «глаза».
  • Буркалы – просторечие, дающее грубое определение понятию «глаза»: широко раскрытые, вытаращенные. Редко используется в художественной литературе, не применяется среди научных текстов.

Важно! При подмене, смысл сказанного может сильно измениться.

Семантические

Семантические синонимы очень близки по значению, различаются по смысловым оттенкам либо некоторым элементам значений.

  • быстро – события происходят без задержек, за короткое время,
  • скоро – через небольшой промежуток времени,
  • мгновенно – за доли секунд, очень быстро.

Важно! При подмене, смысл сказанного критично не изменится.

Что означает нейтральный синоним? Это синоним, который выступает основным определением, не давая объекту ярко выраженной характеристики.

Примеры нейтральных синонимов:

  • Мальчик был маленьким – нейтральный. Определяет габариты ребенка без конкретизации роста или веса.
  • Мальчик был коротышкой – не нейтральный. Термин «коротышка» дает определение роста и, зачастую, используется, как оскорбление.

Или другие примеры:

  • Документ – нейтральный. Подразумевает под собой множество бумаг, имеющих различное юридическое значение.
  • Паспорт – не нейтральный. Термин, описывающий один единственный вариант документа, обладающий определенной физической формой и юридическим значением.

Синонимический ряд

Группа слов, обладающих общим лексическим смыслом, следующих друг за другом по убыванию (нарастанию) признака, создает синонимический ряд.

Во главе синонимического ряда всегда стоит нейтральный синоним (доминанта), который дает объекту основную характеристику.

К примеру: цвет, тон, оттенок.

Эти слова составляют синонимический ряд, который дает определение цвета:

  • Цвет – доминанта. Термин, имеющий четкие, известные параметры (синий, красный, зеленый).
  • Тон – задает общее направление цветовой гаммы, создавая группы (бежевые тона, холодные тона – синий, фиолетовый, зеленый, теплые тона – красный, оранжевый, желтый).
  • Оттенок – производная тона, дающая более тонкое определение цвета (темно-красный, светло-зеленый).

Синонимичные словосочетания

Синонимичные словосочетания это словосочетания, обладающие идентичностью лексического значения, но они написаны с использованием различных видов связей (согласование, управление, примыкание).

Синонимичные словосочетания состоят из 2 частей:

  • Главное слово. При изменении связи остается в исходном состоянии, либо заменяется однокоренным.
  • Зависимое слово. Заменяется однокоренным из другой части речи.

Город ночью – Ночной город.

Что? – город, когда? – ночью. Что? – город, какой? – ночной.

Город – главное слово, полностью сохранившее падеж, часть речи и грамматику.

Ночью – наречие, ночной – прилагательное. Общий корень – «ноч».

Ребенок гуляет – ребенок на прогулке. Кто? – ребенок, что делает? – гуляет. Кто? – ребенок, где? – на прогулке.

Примеры синонимов в русском языке

Вывод

Синонимы делают речь богаче, а смысл сказанного точнее, но они не всегда взаимозаменяемы. Могут, как придать предложению насыщенности, так и полностью изменить его смысл, вплоть до смены комплимента на ругательство.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-sinonimyi.html

https://tvercult.ru/obrazovanie/kakie-byivayut-i-chto-takoe-sinonimyi-v-russkom-yazyike

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
В художественной речи всегда очень много описаний, а значит, много существительных, создающих материальный мир в виртуальном пространстве
воображения.
Удержать внимание читателя, сделать описание и повествование интересным помогают художественные тропы. Самые важные из них — метафора и сравнения. Точное сравнение делает предмет или явление запоминаемым благодаря ассоциативному ряду, рождает эмоциональный, эстетический, интеллектуальный отклик в душе читателя: как град посыпалась картечь, как натянутый платок, гладко залитый каток. Еще в большей степени это относится к метафоре, которая строится на сходстве или контрасте различных явлений. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении: медвежья походка, лучистый взгляд, серебряный голосок. Каждая из этих метафор заменяет собой целый комплекс признаков, сразу оживающих в нашем сознании: «…в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинно алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя… Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения». (А. Грин. «Алые паруса» )
Невозможно представить себе художественную речь без использования выразительных возможностей синонимов и антонимов. Благодаря синонимам
писатель выделяет и доносит до читателя самые важные его смыслы, точно
и разносторонне представляет характер персонажей и их взаимоотношения. Антонимы, как концентрированное выражение противоположности, емко и
быстро дает понять разницу между значимыми для нас явлениями: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, леди пламень Не столь различны меж собой».
Нередко имена существительные в поэтических текстах выступают в роли
обращений, направленных совсем не на людей, а на стихии, моря, реки, времена
года, животных, явления природы:
Заиграй, заблистай куполами,
Разбуди мою душу, весна!
(А. Передреев)

 
Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
(Н. Рубцов)

 
Эх ты, удаль молодецкая,
Эх ты, девичья краса!
(М. Кольцов),
тем самым олицетворяя и одушевляя их для читателя, делая равноправным партнером для поэтического общения.
2.
Существительные−синонимы обладают похожим смыслом, но имеют свои
оттенки для конкретного описания (еда, пища, снедь, трапеза, кушанье, корм,
провизия).
Существительные−антонимы имеют противоположное значение, что позволяет создавать яркие контрастные образы («Толстый и тонкий» А. П. Чехов, «Война и мир» Л. Н. Толстой).
3.
В роли поэтического обращения имена существительные обогащают текст («Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» А. С. Пушкин).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
с. Киевка

План – конспект

  урока русского языка в 4-м классе

с использованием здоровьесберегающих

приёмов и средств обучения

Тема: Роль имён существительных в предложении и в речи.
Многозначные слова, синонимы, антонимы.

                                                   
Разработала  и  провела

                                                   
учитель начальных классов

                                                   
МКОУ СОШ №4

                                                   
Сурнева Светлана Григорьевна

                                                                    2012
год

Тема урока: «Роль имён существительных в предложении и в
речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы»

Цели урока:

1.     Образовательная: расширить
 представление учащихся о значении слова, выяснить какую роль в речи играют
имена существительные – синонимы, антонимы, многозначные слова; формировать
навыки работы со словарной статьёй.

2.    
Развивающая: развивать
у учащихся потребность в творческой деятельности и самовыражении,
самоактуализации через различные виды деятельности, способствовать развитию
умения анализировать, наблюдать, строить прогнозы.

3.    
Воспитательная:
Пробуждать у учащихся познавательный интерес, воспитывать чувство
коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества, коммуникативные умения.

Оборудование:

  • мультимедийный
    проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • карточки со словами;
  • тест для оперативного
    контроля;
  • словари;
  • песочные часы (через 15 минут
    «Смена динамических поз»), держалки, сенсорные кресты.

Ход
урока

1. Мобилизующее
начало урока

Учитель:
Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном
и о прочем.

Дети: О том, что в
жизни хорошо:

Учитель: : и
хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то
знаем мы:

Учитель: : а
что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель:
Поговорим.

Вместе: Нам будет
интересно!

2.
Актуализация знаний

(СЛАЙД 1) Запись
даты

Какую большую тему
мы начали изучать?

(СЛАЙД 2)Что такое
имя существительное? (Часть речи). Продолжите фразу: «Я знаю, что…»

3.Языковая
разминка

Письмо под
диктовку:
Друг
познаётся в беде.

1ученик пишет у
доски

Что необычного в
этом предложении? (Это пословица)

Как вы понимаете
смысл этой пословицы?

Какое задание
можно предложить? (Выделить грамматическую основу, обозначить части речи)

Сколько
существительных в этом предложении?

А сейчас попробуем
убрать имена существительные из предложения и посмотрим. Что получается.

Каким членом
предложения является существительное друг?

А существительное в
беде
?

Значит, какой вывод можно
сделать?

 (СЛАЙД 3)

(Имена
существительные в предложении могут быть как главными членами, так и
второстепенными
).

А какова роль
имён существительных в предложении?

(Почти
каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в
художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными
можно нарисовать картины природы, окружающего мира
). Существительные
поясняют то, о ком? или о чём? говорится в предложении, указывают на предмет,
совершающий действие, распространяют предложение.  Лена вышивала салфетку. Саша
ходил в магазин за хлебом.

4.
Проблемные вопросы

— Какие виды
письменной работы с текстом приходится вам выполнять? (Письмо диктантов,
списывание, изложение, сочинение). С каким видом работы бывают проблемы?
(Сочинение, изложение). Почему? С чем именно бывают проблемы? (Повторы,
неверное употребление слов, неумение точно сформулировать свою мысль). Каковы
пути решения этой проблемы? (Расширять словарный запас, больше читать). Какие
слова могут помочь? (Синонимы, антонимы, многозначные слова)

— Какую цель поставим перед собой
на урок? (Выяснить, какую роль в речи играют существительные — синонимы,
антонимы и многозначные слова).
Какие учебные задачи можно сформулировать?

— Что это
за слова? 2. Где их найти? 3. Когда и как их использовать?

(СЛАЙД 4)

(ПРИЛОЖЕНИЕ
1)
На
держалке:
Ключевые
слова урока:

                               
Лексика

                          
     Многозначные слова

                              
 Синонимы

                             
  Антонимы       

5.Формирование
новых знаний

Из чего состоит
речь? А из чего состоят предложения? Все слова, которые есть в языке, образуют
его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ.

(СЛАЙД 5)

ЛЕКСИКА
– это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

— Чем больше слов
знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.
Ребята, а что нужно делать, чтобы обогатить свою речь?

— Читает ли
кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?

— Полезное ли это
дело – чтение словарей?

 Работа с
учебником

Давайте узнаем
мнение одного французского поэта.

(СЛАЙД 6)

Упр.109.,
стр. 90.

Чтение задания текста.

(СЛАЙД 7)

Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный
человек постоянно обращается к словарю.
Давайте считать эту мысль эпиграфом
к сегодняшнему уроку.

Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и
культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. Постоянно
пользуйтесь словарями и справочниками. Они должны быть в каждой домашней
библиотеке.

  • Какое еще предложение выражает
    главную мысль текста?
  • Сколько
    полезного можно почерпнуть из чтения словарей! (
    Запись в
    тетради)

О чем говорит
звездочка справа над словом «филологической»? (Нужно узнать
лексическое значение этого слова, обратиться к словарю.)
— Учебник, стр.
137. Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа,
выраженную в языке и литературном творчестве.

— Так что значит
узнать лексическое значение слова? (Определить его смысловое значение.)

— Но не всегда мы
знаем лексическое значение. А что же нам поможет? (Толковый словарь)

(СЛАЙД 8)

Практическая
работа по определению лексического значения слов

Класс делится на 4
группы.

Задание. Найти
значение слов в словаре.

1-я группа –
байдарка

2-я группа –
вахтёр

3-я группа –
репутация

4-я группа – ярлык

Проверка: дети
зачитывают значение слов.

— Задания к упражнению: разобрать
имена существительные как часть речи.

I вариант Поэт — кто?, н.ф. поэт, сущ.,
одуш., м.р., в ед. ч., глав.член предложения- подлежащее.

II вариант Словари — что?, н.ф. словарь,
сущ., неодуш., во мн. ч., второст. член предложения.

III вариант (У) писателя — у кого?, н.ф.
писатель, сущ. одуш., в ед. ч., второст. член предложения.

— Найдите и прочитайте предложения, которые соответствуют таким
схемам:

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

На держалке:   А: «П?»

                           [=]?!

А: «П?» – это предложение с прямой речью. Слова автора – перед прямой
речью.

[=]?! Предложение по цели высказывания вопросительное,

 по интонации – восклицательное, простое,
распространённое.

 (Стук в дверь. Вносят посылку, на которой написано:
«Очень важно! Всё свежее!»)


Ребята, что же может быть в этой посылке?  Предположите! Достаю рубашку, хлеб,
фрукты, газету.

Объясняют
значения словосочетаний. (Свежие фрукты – не приготовленные, свежая рубашка –
чистая, свежий хлеб – только испечённый, свежая газета – только выпущенная)


А что сюда не положили, но тоже может быть свежим? Высказывают предположения.  (Воздух,
ветер, голова или мысли, идеи.)

 —
Что можем сказать о слове «свежий». (Слово «свежий» имеет несколько значений,
оно многозначное)


Да, ребята. Например, у слова идти  26 значений! Продолжите цепочку. Человек идёт…(время,
снег, платье, урок…). Многозначное слово свежий – прилагательное, идти
– глагол, а мы поговорим о многозначных именах существительных.

Работа со словарём в учебнике

Найдите
в конце учебника и прочитайте статью о слове ГРОЗА.Что обозначают цифры
1 и 2 в словарной статье?

1.Атмосферное
явление – бурное ненастье с громом.     

2.О
ком-нибудь или чём-нибудь наводящем ужас, внушающем сильный страх.

В каком значении
может употребляться это существительное?

Составьте
предложение по картине со словом гроза в значении атмосферного явления.

(СЛАЙД 9)

Запишите. Летом
была сильная гроза.

Запишите
предложение по картине со словом гроза в переносном значении.

(СЛАЙД 10)

Пираты  –
гроза морей.

Обозначьте имена
существительные.

Как называются
слова, которые пишутся одинаково и имеют несколько значений? (Многозначные
слова)

(СЛАЙД 11)

Имена
существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении.
Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение
является одним из значений многозначного слова. Все значения многозначного
слова чем-то похожи, имеют что-то общее.

— Как появляется у
слова переносное значение? Люди наблюдают окружающий мир, внимательно
присматриваются к отдельным предметам, сравнивают их и замечают сходство. На
основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, то есть
слово употребляется в переносном значении.

Работа в парах. Составьте 
и запишите  предложения с любым из этих  существительными в разных значениях. (Проверка)

— В каком словаре
можно найти многозначные слова? (В толковом словаре)

— А какие ещё
словари бывают? Послушайте диалог о словарях. (Читают двое детей
по ролям)

Сколько разных
словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать —
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические,
И, конечно, не забудьте —
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём,
И будете знать вы всё обо всём!
В.В. Васильева

(СЛАЙД 12)

Физкультминутка

Фильм  “А
словари бывают разные…”

— Вы познакомились
с разными словарями. Словарь – это очень нужная и полезная книга. С некоторыми
словарями вы подробнее можете познакомиться на выставке словарей в нашей
школьной библиотеке.

Игра
«Узнай словарь»

— Ребята,
отгадайте о каком словаре сейчас пойдёт речь?

 «Благодаря
мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной,
выразительной».
  (Словарь синонимов).

(СЛАЙД 13)

— Что
такое синонимы?
 

(СЛАЙД 14)

Вывод. Зачем в
речи нужны слова синонимы? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной,
выразительной, разнообразной и точной)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)Игра «Подбери
пару»
(на
деревянные планки  прикреплены  карточки со словами,  дети по очереди подбегают
и называют их синонимы)

— А сейчас о каком
словаре пойдёт речь?

«Моя
словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но
эти слова противоположны по значению».
 (Словарь
антонимов).

(СЛАЙД 15)

Вывод. Какие
слова называются антонимами? (Разные по звучанию слова с противоположным
значением).

 (СЛАЙД 16)

Вывод. Зачем в
речи нужны слова антонимы?

(ПРИЛОЖЕНИЕ
2)
Игра
«Раз, два, три – говори!»  
(Учитель произносит слова, играющие по
очереди быстро называют антонимы)

 (СЛАЙД 17)

–Прочитайте
3 словарные статьи из разных словарей. Определите из какого словаря каждая
словарная статья.

Вывод: Синонимы
в речи используются: для более точного выражения мысли, для выражения
эмоциональной окраски, как средство преодоления неоправданного повтора одного и
того же слова. Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого
противопоставления признаков, явлений.

6.Закрепление. 
Оперативный контроль

Давайте подведем итог
нашей работы. Вам предлагается тест. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) В нём 7 вопросов.
Выберете верный ответ и обведите кружочком. (Задания на листах). Самопроверка.  

Критерии — (СЛАЙД
18)

Впишите уровень
владения материалом на сегодняшний день в листок. Кто доволен своим
результатом? Кто будет стремиться его улучшить? Каким образом?

(СЛАЙД
19)

7. Домашнее
задание:

тв. задание
(упр.115)

(Записать текст
“Роль имен существительных в речи”, привести примеры, кому трудно привести
примеры, можно воспользоваться учебником)  или: найти как можно
больше пословиц и поговорок, в которых используются синонимы или антонимы.

Можно придумать
задание себе самим, то есть проявить свое творчество. У кого уже есть задумка,
и он хочет ею поделиться? (Варианты  выполнения домашнего задания: подобрать
синонимы, антонимы, многозначные слова по разным темам; выполнить рисунки;
найти примеры использования изученных слов в литературных произведениях и
афоризмах; составить свои словари в помощь будущим первоклассникам и т.д.)

Выставление
отметок за урок

8. Итог
урока. Рефлексия

Над какой
частью речи работаем?

— Какую роль в
речи играют существительные-синонимы, антонимы и многозначные слова?

— А зачем  нужно
знать значения многозначных слов, синонимов, антонимов?

 Итак, сегодня мы
говорили о роли имён существительных в предложении и речи, многозначных словах,
синонимах, антонимах.

 — Давайте хором
прочитаем стихотворение:

Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец —
Это главное наследство,
Понимать должны мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

(СЛАЙД 20)

— Ребята, вы
молодцы!

Всем
спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подровняйтесь,

Со всеми
попрощайтесь.

(СЛАЙД 21)

Резервный  материал:

·       
А
вот интересный случай, который произошёл в начале прошлого века. В Московском
театре Корша с успехом дебютировал молодой актёр Александр Пожаров. Поклонники
его таланта не раз прерывали сценическое действие восторженными криками:
«Пожаров! Пожаров!» Однажды кому-то в последних рядах послышалось: «Пожар!
Пожар!» Зрители бросились к выходу. Брандмейстеры схватились за брандспойты.
Началась невообразимая паника. В тот же вечер виновника переполоха вызвали в
дирекцию и предложили немедленно переменить фамилию. И не стало Пожарова. На
сцену пришёл Александр Алексеевич Остужев. Тот, кто заслуженно прославился
неповторимым исполнителем ролей Ромео, Отелло. Эта новая фамилия явилась
своеобразным антонимом прежней.

·                   
Отгадайте:

Я —  синоним слова
ВСЕЛЕННАЯ и антоним слова ВОЙНА. (Мир)

В одном значении
синоним слова МНОЖЕСТВО, в другом – антоним слова СУША. (Океан или море)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Существенное влияние синоним
  • Существительные синонимы буря
  • Существенно это синоним
  • Существительные с синонимами без не
  • Существительное синоним разрешение