Суффиксы омонимы суффиксы синонимы

Презентация с комментариями. Урок русского языка в 4 классе «Суффиксы- омонимы и суффиксы-синонимы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Суффиксы синонимы Суффиксы омонимы

Что такое суффикс? Вспомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит после коня и служит для образования новых (родственных) слов. Кот – котИК Дом — домАШНий

Суффиксы — омонимы Найди суффиксы в словах: ремонтник осинник поильник соусник Во всех словах суффикс -ник, НО…. Суффикс — НИК у всех существительных придаёт различное значение новым словам. Суффиксы ОДИНАКОВЫЕ, но имеют разное значение, значит, это суффиксы — ОМОНИМЫ

Суффиксы — синонимы Суффикс вносит различные изменения в значение слова Дом – домик (уменьшительное) Рука – ручище (увеличительное) Соль – солонка (вместилище) Цирк – циркач (профессия) Нога – ножка (уменьшительное) Суффикс – ИК и суффикс –К служат для образования слов с уменьшительным значением! Имеют одно значение, но пишутся по-разному, значит, это суффиксы — СИНОНИМЫ

Домашнее задание: 1). С.78, плакат Летучей Мыши; 2).Упр. 77 (устно), 78 (письменно). . Внимательно читать и выполнять все задания к упражнению. Дополнительно: Выполнить разбор существительного ЛИСЯТ и глагола ВЕДЁТ (по домику) лисят – сущ., кто?, лисёнок, …. ведёт – гл., что делать?, …..

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Романова Анна ИвановнаНаписать 1004 24.06.2020

Номер материала: ДБ-1227758

    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0
    24.06.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате

Время чтения: 1 минута

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения

Время чтения: 1 минута

Путин поручил актуализировать Концепцию психологической службы в школах

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

ПНШ 4 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 11, с. 18 – 19

11. Прочитай слова. Выпиши в столбик сначала те из них, суффикс которых НЕ ИМЕЕТ уменьшительно-ласкательного значения. Суффикс выдели.

пулемёт/чик альбом/чик кулич/ик
газет/чик диван/чик кирпич/ик
автомат/чик стакан/чик мяч/ик
ракет/чик мотив/чик ключ/ик

Остальные слова подели на две группы: слова с суффиксом -чик- и слова с суффиксом -ик-. Запиши их во второй и третий столбики. Суффиксы выдели.

Сравни значения суффиксов в словах в трёх столбиках. Какие два суффикса являются суффиксами-синонимами? Какие два суффикса являются омонимами?

Суффиксы «-чик-» и «-ик-» во 2-м и 3-м столбиках – суффиксы-синонимы; суффиксы «-чик-» и «-чик-» в 1-м и 2-м столбиках – суффиксы-омонимы.

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ- арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно — ласкательным значением -к- полян к а, свин к а
-ик-, -ек паровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик- стуль чик , телефон чик
-ок- дым ок , кузов ок
-очк- коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-) девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк- пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-) берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк- гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек- лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-) баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения -ишк- ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши -онок- (-ёнок-) медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-) медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности -ин- фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности -инк- трав инк а, рос инк а
предмет -ник- парус ник , решеб ник
-ниц- вафель ниц а, сахар ниц а
-тель- проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства -ость-, -есть- честн ость , верн ость , гор есть
-от- чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия -ак- (-як-) рыб ак , бедн як , остр як
-ец- хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист- гитар ист , карат ист
-ник- охот ник , помощ ник
-чик- заказ чик , красав чик
-щик- гон щик , кабель щик
-тель- строи тель , повели тель
лицо женского пола чемпион к а, артист к а
-ниц- помощ ниц а, писатель ниц а
-ш- секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны -ак- (-як-) прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-) горож анин , римл янин
-ец- эстон ец , итальян ец
-ич- москв ич , псков ич

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

значение действия -а- пис а ть, чит а ть
-е- смотр е ть, красн е ть
-и- приход и ть, свет и ть
значение длительного, повторяющегося действия -ива- (-ыва-) проговар ива ть, дочит ыва ть
значение однократного, законченного действия -ну- свер ну ть, прыг ну ть
-ова- (-ева-) торг ова ть, танц ева ть

Основные суффиксы наречий

-е- трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о- весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и- героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а- издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

источники:

http://e-razumniki.ru/pnsh-4-klass-russkij-yazyk-uchebnik-1-upr-11-s-18-19/

http://budu5.com/manual/chapter/76

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Суффиксы синонимыСуффиксы омонимы

    1 слайд

    Суффиксы синонимы
    Суффиксы омонимы

  • Повторяем пройденное

    2 слайд

    Повторяем пройденное

  • Что такое суффикс?Вспомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит после кон...

    3 слайд

    Что такое суффикс?
    Вспомни!
    Суффикс – это часть слова, которая стоит после коня и служит для образования новых (родственных) слов.
    Кот – котИК
    Дом — домАШНий

  • Суффиксы - омонимыНайди суффиксы в словах:
ремонтник
осинник
поильник
соусник...

    4 слайд

    Суффиксы — омонимы
    Найди суффиксы в словах:
    ремонтник
    осинник
    поильник
    соусник

    Во всех словах суффикс -ник,
    НО….
    Суффикс — НИК у всех существительных придаёт различное значение новым словам.
    Суффиксы ОДИНАКОВЫЕ, но
    имеют разное значение, значит, это
    суффиксы — ОМОНИМЫ

  • Суффиксы - синонимыСуффикс вносит различные измененияв значение слова
Дом –...

    5 слайд

    Суффиксы — синонимы
    Суффикс вносит различные изменения
    в значение слова
    Дом – домик (уменьшительное)
    Рука – ручище (увеличительное)
    Соль – солонка (вместилище)
    Цирк – циркач (профессия)
    Нога – ножка (уменьшительное)
    Суффикс – ИК и суффикс –К служат для образования слов с уменьшительным значением!

    Имеют одно значение, но пишутся по-разному, значит, это суффиксы — СИНОНИМЫ

  • Домашнее задание:1).    С.78, плакат Летучей Мыши;...

    6 слайд

    Домашнее задание:
    1). С.78, плакат Летучей Мыши;
    2).Упр. 77 (устно), 78 (письменно).
    !!! Внимательно читать и выполнять все задания к упражнению.
    Дополнительно:
    Выполнить разбор существительного ЛИСЯТ и глагола ВЕДЁТ
    (по домику)
    лисят – сущ., кто?, лисёнок, ….
    ведёт – гл., что делать?, …..

Этап урока и его цели

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Эмоциональный настрой.

Цель: подготовить учащихся к работе.

— Ребята, я желаю вам удачи на уроке.

— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа». СЛАЙД 1

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем                       

Ни минуты не теряем.

Комментированная запись

Актуализация знаний

Цель. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызывая интерес к изучаемой теме.

1.- Прочитайте пословицу

Урок – это замочек, к которому нужно подобрать свой ключ. СЛАЙД 2

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Как называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?

Приведите примеры.

2.Словарная работа СЛАЙД 3

На доске записаны словарные слова. В чем будет состоять ваша задача?

М…шина

Ш…фер

В…кзал

втом…биль

Д…рога

— Назовите, что общего в этих словах?

— На какие группы можно разбить эти слова?

— Что такое синонимы?

СИНОНИМЫ (на доске- карточка)

— Подберите синоним к словам:

Дорога

шофер

— Запишите слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы.

!

СЛАЙД 4

3. Постановка учебной проблемы.

— Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:

«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и три».

— С какой частью слова будем сегодня работать?

— Исходя из этого, о чем пойдет речь на уроке?

— Дети высказываются.

— Омонимы (на доске- карточка)

— Вставить пропущенные буквы.

ВСЕ: им. сущ., нарицательные, ед. ч., словарные слова.

Машина, дорога – сущ. 1 скл.

Автомобиль, вокзал, шофер – сущ. 2 скл.

— Слова состоящие из 2 и 3 слогов;

— слова с ударением на 2 слог и на 3 (автомобиль);

— слова, которые начинаются с гласного звука (автомобиль);

— слова, которые начинаются с согласного звука (дорога, машина, шофер, вокзал);

— слова синонимы ( машина, автомобиль).

— Синонимы, слова, имеющие разное звучание, но близкие по смыслу.

Дорога — шоссе

Шофер — водитель

Взаимопроверка (по образцу)

Машина

шофер

вокзал

автомобиль

дорога

Самооценка по таблице

С суффиксом

Постановка учебной задачи.

Цель. Сформировать и согласовать тему и цель урока.

Работа в группе

Составьте ряд вопросов, на которые вы с уверенностью можете дать ответ.

СЛАЙД 5

— Откройте содержание учебника. Прочитайте тему урока.

— Сформулируем учебную задачу. На какие вопросы нам нужно будет ответить в конце урока? Затемнение

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Различение суффиксов. Значение суффиксов.

Имеет ли значение суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

Чем различаются суффиксы?

Этап открытия новых знаний.

Цель. Апробация способа действия, направленного на выход проблемной ситуации.

Работа по учебнику

-Для того, чтобы узнать о значении суффиксов, откройте учебник на странице15 и прочитайте задание к упр. 9.

— Сравните слова в двух столбиках.

— Одинаковую ли работу выполняют суффиксы -щик- и -чик- в этих словах?

К какому выводу мы пришли?

— Можно ли сказать, что суффиксы-синонимы?

— Являются ли слова на цветном фоне родственными?

— Запишите их так, чтобы корни находились один под другим.

— Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

— Разберите слова по составу. (Один ученик у доски)

СЛАЙД 6

!

— Правда ли, ли что в одном из этих слов два суффикса?

— Какая орфограмма есть в слове КЛАДОВЩИК?

СЛАЙД 7 — затемнение

кладовщик

буфетчик

сварщик

грузчик

угольщик

обходчик

чеканщик

лётчик

часовщик

переводчик

закройщик

укладчик

Сравнивая слова в двух столбиках, ребята убеждаются в том, что суффиксы «-чик-» и «-щик-» выполняют одинаковую работу: указывают на профессию или вид деятельности человека.

Вывод: Суффиксы по — разному звучат, но имеют одинаковое значение.

Суффиксы по разному звучат, но имеют одинаковое значение. Это суффиксы — синонимы

СУФФИКСЫ СИНОНИМЫ — карточка

Алгоритм

Взаимопроверка (по образцу)

клад/ов/щик

у/клад/чик

Самооценка по таблице

Физминутка

Цель. Снятие утомления через физические упражнения.

— Прежде чем выполнить задание немного отдохнем.

В нашем классе любят шутки,

Посмеёмся полминутки.

Ты налево посмотри и соседу подмигни,

Ты направо посмотри и соседке подмигни.

Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.

Посмотри на потолок, а потом на свой носок.

Закрываем все глаза,

Отдохнуть ведь им пора.

Помечтали, позевали

И опять работать стали.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель. Организовать решение учащимися практических заданий в паре.

-1. Работа по учебнику (стр.16, №10)

— Прочитайте предложения и объясните значения слов.

— Каким словарем можно воспользоваться?

— Работа с толковым словарем (эксперты зачитывают значение слов)

2.Работа в паре.

— Сравните пары слов.

-Являются ли слова в парах родственными?

— А в последней паре?

— Докажите, что в последней паре разные корни?

(погонять) погонщик

(погон) погончик

— Суффиксы (-щик- и –чик-) во всех парах слов выполняют одинаковую работу или разную?

-Какой из этих суффиксов указывает на вид занятий человека?

— А какой суффикс обладает уменьшительно- ласкательным значением?

Оцените свою работу в паре

СЛАЙД 8

На столе у вас карточка

Можно ли сказать, что суффикс -чик- в словах из предыдущего упражнения и суффикс -чик- в словах из этого упражнения- это суффиксы омонимы.

-Произносятся одинаково, но обозначают совершенно разное.

3. — Какой вывод можно сделать?

Слайд 9 — Затемнение

— Толковым словарем

Загонщик – тот, кто загоняет зверя в определённое место.

Погонщик – тот, кто гонит скот в каком – то направлении.

Наборщик – тот, кто набирает текст.

Трактирщик – хозяин трактира.

наборщик

наборчик

трактирщик

трактирчик

барабанщик

барабанчик

загонщик

загончик

погонщик

погончик

Подведение итогов работы в паре.

Мы обсудили и пришли к такому мнению:

Что все слова в парах являются родственными, кроме последней пары.

-В последней паре (погонщик- погончик) первое слово образовано от основы глагола (погонять), а второеот основы существительного (погон).

— Суффикс «-щик-» указывает на род деятельности, а суффикс «-чик-» имеет уменьшительное ласкательное значение.

Самооценка по таблице !

Карточка

буфетчик

наборчик

грузчик

трактирчик

обходчик

барабанчик

лётчик

загончик

переводчик

погончик

укладчик

1. Суффикс –чик указывают на профессию или вид деятельности

2.Суффикс –чик имеет уменьшительно- ласкательное значение

Вывод. Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение.

Первичное закрепление.

(Самостоятельная работа)

Цель. Формирование умения применять полученные знания на практике.

Самостоятельная работа

— Прочитайте задание к упр. 11.

-Какое действие будете выполнять сначала?

-Кто желает выполнить первую часть?

-Кто желает вторую? Третью?

СЛАЙД 10

-В каких столбиках являются суффиксами — синонимами?

-В каких столбиках являются суффиксами — омонимами?

— Сравните значения суффиксов в словах в трёх столбиках.

— Какие два суффикса являются суффиксами – синонимами?

— Какие два суффикса являются суффиксами-омонимами?

Самооценка СЛАЙД 1

!

Тест — Найдите верные утверждения и подчеркните их.

Самопроверка по образцу

— чик – -чик- — ик

(род деятельности) (ум.-ласк.) (ум.-ласк.)

пулеметчик альбомчик куличик

газетчик диванчик мячик

ракетчик кирпичик ключик

автоматчик стаканчик

мотивчик

-Суффиксы «-чик-» и «-ик-» во втором и третьем столбиках – суффиксы синонимы.

-Суффиксы «чик» и «чик» в 1-м и 2-м столбиках – суффиксы омонимы

Самооценка ученика по алгоритму:

1.Что надо было сделать?

2.Справился с заданием или нет?

3.Выполнил задание самостоятельно или нет?

4.Где была допущена ошибка?

Лист самооценки.

Рефлексия учебной деятельности.
Цель. Зафиксировать новое содержание. Изученное на уроке. Соотнести поставленную цель и результат. Способствовать формированию самооценки.

Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Трудились дружно.

— Подведём итог урока.

-Какую задачу мы ставили в начале урока?

— Получили ответ на поставленные нами вопросы?

— Какую работу выполняют суффиксы? 

! — понял, смогу объяснить соседу.

? — сомневаюсь, что понял.

— я вспомнил

— я узнал

— я научился

Имеет ли значение суффикс?

Какие бывают суффиксы по значению?

Чем различаются суффиксы?

Вывод. Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение.

Вывод: Суффиксы по — разному звучат, но имеют одинаковое значение.

Домашнее задание.

Тетрадь на печатной основе – упр. 5

Урок русского языка в 4 классе, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема. Различение суффиксов. Значения суффиксов.

Предмет: русский язык, усвоение новых знаний. На усвоение данного материала отводится 1 час.

Цель: создать условия для формирования умения различать суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы (чик-, -щик-).

Задачи:

1. Учить различать суффиксы – синонимы и суффиксы – омонимы на примере суффиксов – чик — и –щик-

2. Активизировать развитие познавательного интереса, развивать умение обобщать, сопоставлять, анализировать учебный материал

3. Побуждать познавательный интерес к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь

регулятивных:

— Способность принять учебную задачу на основании того, что уже усвоено, и того, что еще не известно

— Способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий

— Способность сличать способ действия и его результата с эталоном

— Способность исправлять результаты своих действий

— Способность осознать уровень усвоения

познавательных:

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

— Осознание и построение речевого высказывания в устной форме

— Извлечение необходимой информации из учебников

— Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

— Построение логической цепи рассуждения

коммуникативных:

— Сотрудничество в поиске и сборе информации

— Умение полно и точно выражать свои мысли

— Умение принимать решение

Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Технологии: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь

буфетчик

наборчик

грузчик

трактирчик

обходчик

барабанчик

лётчик

загончик

переводчик

погончик

укладчик

буфетчик

наборчик

грузчик

трактирчик

обходчик

барабанчик

лётчик

загончик

переводчик

погончик

укладчик

буфетчик

наборчик

грузчик

трактирчик

обходчик

барабанчик

лётчик

загончик

переводчик

погончик

укладчик

буфетчик

наборчик

грузчик

трактирчик

обходчик

барабанчик

лётчик

загончик

переводчик

погончик

укладчик

буфетчик

наборчик

грузчик

трактирчик

обходчик

барабанчик

лётчик

загончик

переводчик

погончик

укладчик

.

Лист самооценки

Критерии:

Да + нет —

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

Словарная работа

Разбор слова по составу

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа в группе, паре , высказывал свое мнение.

Тест

Итого:

тест

-Найдите верные утверждения и подчеркните их.

  1. Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

  1. Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

  1. Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

  1. Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

5) Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение — это суффиксы — омонимы

Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение — это суффиксы – синонимы

6) Суффиксы по — разному звучат, но имеют одинаковое значение — это суффиксы – синонимы

Суффиксы по — разному звучат, но имеют одинаковое значение — это суффиксы — омонимы

— У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их. 

(задание на индивидуальных карточках) 

1)      Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2)      Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3)      Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4)      Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Различение суффиксов. Значения суффиксов».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…

Формировать представление о понятии информация. Использовать критерии для обоснования своего суждения

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 11

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме.

– Прочитайте слова. Выпишите в столбик сначала те из них, суффикс которых не имеет уменьшительно-ласкательного значения.

– Выделите суффикс.

– Остальные слова разделите на группы: слова с суффиксом —чик— и слова с суффиксом —ик-. Запишите их во второй и в третий столбики.

– Выделите суффиксы.

– Сравните значения суффиксов в трех столбиках. Какие два суффикса являются суффиксами-омони-
мами?

– Какие два суффикса являются суффиксами-синонимами?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся делят слова на группы:

пулемет/чик

газет/чик

автомат/чик

ракет/чик

альбом/чик

диван/чик

стакан/чик

мотив/чик

кулич/ик

кирпич/ик

мяч/ик

ключ/ик

– Суффиксы —чик— и —ик— во 2-м и 3-м столбиках – суффиксы-синонимы.

– Суффиксы —чик— и —чик— в 1-м и 2-м столбиках – суффиксы-омонимы

Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Демонстрировать достижение договоренностей и согласование общего решения. Формировать умение разрешать конфликты в групповой и парной
работе

Упражнение 12

– Прочитайте словосочетания. Написание какой орфограммы проверяется в этом упражнении?

– Какие согласные звуки в некоторых словах чередуются с нулевым звуком?

– Маша считает, что это чередования [т]/[-]; [д]/[-]. Вы согласны с мнением Маши?

– Подтвердите примерами из упражнения.

– Выпишите все словосочетания, в которых есть слова с чередованием согласного с нулевым звуком. В скобках напишите проверочное слово

Учащиеся читают подряд все словосочетания и каждое слово с выделенными звукосочетаниями сравнивают с родственными ему словами: капу[сн]ый – капус[т]а: чередование нулевого звука в прилагательном со звуком [т] в существительном [-]/[т]; пару[сн]ый – пару[с], пару[с]ина: нет чередования; сви[сн]ул – свис[т]: чередование нулевого звука в глаголе со звуком [т] в существительном [-]/[т] и т. д.

Подтверждают мнение Маши: пра[зн]овать – праз[д’]ен ([-]/[д’]); нае[з’н’]ик – ез[д’]ить

([-]/[д’]), ез[д]ок ([-]/[д]); звё[зн]ое – звез[д]а
([-]/[д]); по[з’н’]ий – опоз[д]ать ([-]/[д])

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Названий профессий – великое множество. В этом мы убедились, выполняя задания. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом, расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.

– Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

– Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!» Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

– Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!» Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.

– Вот какие интересные истории мы услышали!

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– Сообщение 1-е. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С. Я. Маршака) «Лудильщик».

Стишок про лудильщика, парня веселого.

Он плавит свинец и блестящее олово.

Он варит лекарства в походной аптеке

Больной сковородке, кастрюле-калеке.

Он чайник исправит – и чайник здоров.

Он врач сковородок, профессор котлов.

Он лечит кофейнику носик и донце,

И старый кофейник сверкает, как солнце.

– Сообщение 2-е. Стихотворение Джанни Родари (в переводе С. Я. Маршака) «Старье берем».

– Эй, старичок «Старье берем»!

Что ты несешь в мешке своем?

– Несу башмак без каблука,

Один рукав без пиджака,

Смычок без скрипки и ошейник,

Безносый чайник и кофейник

Да котелок из чугуна,

Насквозь проржавленный, без дна.

– Сообщение 3-е. Стихотворение «Точильщик» Джанни Родари о человеке, чьей профессии больше не существует.

На педаль нажимая ногою,

Он вращал колесо ремешком.

Колесо он носил за спиною,

А ходил по дорогам пешком

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков.

Осуществлять самоконтроль по эталону. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Осуществлять само- и взаимоконтроль

Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 6

Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания.

Цель: учить писать слова с ранее изученными орфограммами; формировать умение различать суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы.

– Вставьте пропущенные буквы.

– Найдите слова, в которых суффиксы —чик— и —щик— указывают на вид занятий.

– Найдите слова, в которых суффикс —чик— имеет уменьшительно-ласкательное значение.

– Найдите слова, в которых суффикс —ик— имеет уменьшительно-ласкательное значение.

– Синим карандашом подчеркните суффиксы-омонимы

Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы.

Рассуждение ученика: Вставляю пропущенные буквы: на странице (на земле́), чистой и новой (како́й?), красивое (како́е?), перьев (ь разделительный), ручек (ручка – беглый гласный), тоненький (м. р., И. п.), солнечный (м. р., И. п.), может (мочь), за речью (ь разделительный),
последить (сле́жка), переводить (перево́д), чёрный (м. р., И. п.), маленький (м. р., И. п.), белой
(како́й?), с пеной (со стено́й), в дымке (в земле́), чёрной (како́й?), ночью (ь разделительный), белым (каки́м?), к пушкам (к деревня́м), захочу
(за́пись), улечу (полёт), на одуванчике (на столе́), на диванчике (на столе́), развалился (раз- – приставка), жилища (жить; жи-ши), платье (ь разделительный), работа (сл. слово).

1. Слова, в которых суффиксы —чик— и —щик— указывают на вид занятий. Переводчик – переводить (гл.); перевод/ + чик + …= переводчик. Наводчик – наводить (гл.); навод/ + чик + … = наводчик. Пулеметчик – пулемет (сущ.); пулемет/ + чик + … = пулеметчик. Каменщик – камень
(сущ.); каме[н’]/ + щик + … = каменщик.

2. Слова, в которых суффикс —чик— имеет уменьшительно-ласкательное значение. Буксирчик – буксир (сущ.); буксир/ + чик + … = буксирчик.

Диванчик – диван (сущ.); диван/ + чик +… = диванчик.

3. Слова, в которых суффикс —ик— имеет уменьшительно-ласкательное значение. Лучик – луч
(сущ.); луч/ + ик + … = лучик. Мячик – мяч (сущ.); мяч/ + ик + … = мячик.

Синим карандашом подчеркиваю суффиксы-омонимы – это суффиксы —чик— в словах 1-й и 2-й групп. Например, переводчик – буксирчик

Анализировать объекты с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Приведите примеры суффиксов-синонимов. Приведите примеры суффиксов-омонимов.

– Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

понял…

выполнил…

умею…

Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Учебник, упражнение 12 (2-я часть)

Записывают домашнее задание

Формировать
навыки самоорганизации

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.


#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Суффиксы антонимы и синонимы
  • Суффикс синоним к суффиксу их
  • Суффикс синоним к слову медузиха
  • Суффикс синоним иха
  • Суффикс приставка синонимы