Суффиксы антонимы и синонимы

Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Суффикс.

Суффикс (от лат. suffixus – приколоченный, прибитый) – значимая часть слова, которая находится в слове после корня и играет словообразующую или формообразующую роль:

Звезда – звезд-ный, столб – столб-няк;

Добрый – добрейший, читать – читал.

Как и префикс, суффикс не является обязательной частью слова.

Одно слово может иметь один или более суффиксов:

Добр-о; саб-ель-ник; образ-ова-нн-ость.

Классификация суффиксов.

Суффиксы классифицируются по значению, по функции и по форме.

По значению суффиксы могут быть:

омонимичными – имеют разное значении при одинаковом произношении и написании:

Артист-к-а, пиантист-к-а – кроват-к-а, голов-к-а.

синонимичными – имеют схожее значение, и различаются только сферой употребления:

антонимичными – придают слову оттенок субъективного оценивания:

Таз-ик – таз-ище-е; руч-к-а – руч-ищ-а.

По форме суффиксы делятся на:

Нулевой суффикс – это суффикс, который не выражается звуками или буквами, но придает словам определенное грамматическое значение.

К нулевым суффиксам относятся:

  • Нулевой суффикс глаголов повелительного наклонения:
    сядь, вынь, делай.
  • Нулевой суффикс глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода, которые также участвуют в образовании сослагательного наклонения:
    промокать – промок, промок бы; везти – вёз, вёз бы.

По функции суффиксы бывают:

Формообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых происходит образование форм одного и того же слова:

Веселый – веселее (сравн. степень);

Смотреть – смотрел (прош. время);

Почитать – почитывать (несов. вид).

Словообразующие суффиксы – это суффиксы, которые служат для образования однокоренных слов и других частей речи:

Читать – чита-тель, техника – технич-еск-ий.

Методическая разработка. Русский язык. Морфемный состав слова.

Методические разработки по русскому языку учителя начальных классов МБОУ «ЦО – гимназия № 30» г. Тулы Мартыновой Евы Викторовны.

«Изучение морфемного состава слова»

1)Объяснение значения ряда однокоренных слов с помощью «главного»;

1.Соленый, солить, засолить. Главное слово соль. Посмотрите на эти слова, и скажите, что они обозначают. (Ученики говорят). Общая часть родственных слов называется корнем. В этих словах есть общий корень «сол». А родственные слова называются однокоренными.

2.Даны три группы слов (на доске)

Гора, горный, пригорок, гореть.

Лес, лесной, лесенка, лесник.

Вода, водяной, водитель, подводник.

Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень.

2) замена описания понятия одним однокоренным словом;

1. Дом из дерева. (Изображение на доске) Какой это дом? (Деревянный). Ребята посмотрите вокруг, много ли вы видите предметов из дерева. (Да). Назовите несколько. (Парты, стулья, окно). То есть, эти предметы какие? (Деревянные). Таким образом, мы можем заменить описание понятия одним однокоренным словом.

3) «выращивание» слов из одного корня;

1.Прочитайте цепочки слов, разобрать по составу.(Ученики записываюти разбирают)

Что вы заметили вы заметили в этих цепочках слов?(Одинаковый корень)С помощью чего образовывались новые слова(Приставка, суффикс, окончания)

4) разграничение слов с омонимичными морфемами, слов с синонимичными морфемами;

Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:

носить – переносить – выносить – корень НОС

нос – носовой – носоглотка – корень НОС. Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений:

побить — избить; пошить – зашить; Омонимичные приставки, имея одинаковое буквенное оформление, различаются по значению, а иногда и по функции:

1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз;

2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно; По значению суффиксы могут быть

синонимичными — различаются сферой употребления:

омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение:

артист-к-а, гимнаст-к-а — голов-к-а, кроват-к-а .

5) исправление и объяснение детских словообразовательных ошибок;

1.Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.

Например: На всех окружающих мой друг запоглядывал весело.

( не запоглядывал , а поглядывал).

Его отец по национальности был грузинец, а мать осетинка.

(правильно будет грузин, т.к. в употреблении формы родительного падежа множественного числа имен существительных имеется определенная сложность, иногда добавляется окончание — ов или нулевое. Образование таких форм следует запомнить, верным будет «грузин», -ов не добавляется.)

2.Учитель читает детям слова (Пылесосю, побежу, ложу, ездию, хочут, жжчет, писательщик, ежица) и просит сказать как будут правильно читаться эти слова. Дети отвечают ( Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт, писатель, ежиха). Запомните и не совершайте ошибок.

6) конструирование слов по следам редактирования с правильным использованием тех же морфем;

1.Посмотрите слова написанные мальчиком Даней, какие ошибки он совершил? В какой части слово он их допустил, почему? Разберите слова по составу, исправить ошибки в написании прилагательных.

Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, гиганцкий, рыбацский(Кузнецкий, матросский, французский, солдатский, близкий, гигантский, рыбацкий)

7) определение значения морфемы по ряду одноморфемных слов;

1. Выделите приставку в этих прилагательных, и определить ее значение: Без голосый, без болезненный, бес плановый ( лишенный чего-либо)

2.Разобрать слова по составу и определить значение суффикса

Клюкв енн ый, клятв енн ый, утр енн ий, традици онн ый (признака или свойства)

8) составление слов по заданному значению морфем;

1.Выделите суффикс, составьте 2-3 примера с данным суффиксом

Мастер-мастер иц а, царь-цар иц а, император-императр иц а.

(Суффикс иц-лицо женского пола, образованное от лица мужского пола)

2.Выделить приставку, составить 2-3 примера с данной приставкой

(Приставка до -доведения действия до его завершения, конца)

9) анализ «ненастоящих» слов;

1.Учитель рассказывает: слово медведь это название животного, слово кактус-называет растение. А вот И. Токмакова придумала слово «плим». Можно ли его назвать «настоящим» словом?

Ложка – это ложка
Ею суп едят;
Кошка – это кошка,
У кошки пять котят.
Тряпка – это тряпка,
тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово –
Смешное слово «ПЛИМ»,
И повторяю снова «плим, плим, плим».
Прыгает и скачет «плим, плим, плим»,
Ничего не значит «плим, плим, плим».

Перед нами ничего не значащее слово ПЛИМ.

Что же это такое? У него есть морфологические признаки — это существительное, мужской род, единственное число.

Если бы плим не прыгал и не скакал, мы могли бы принять его за междометие или звукоподражание. Одушевлённость не определяется, но Ирина Токмакова, автор стихов, написала его со строчной буквы: мы знаем, что это не имя собственное. Это не слово в общем понятии. так как оно не несет никакой смысловой нагрузки. не относится ни к одной части слова.

2.Учитель предлагает поиграть с этим стихотворением в игру «Добавь словечко»

Ложка — это ложка,
Ложкой суп . (едят)
Кошка — это кошка,
У кошки семь . (котят).
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру . (стол).
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова —
Плим, плим, плим.
Не прыгает, не скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

3. Учитель предлагает прочитать этот стих с разной интонацией и произнести слово «плим» с разной интонацией. Учитель предлагает придумать свое слово и подставить его в стих за место «плим».

10) конструирование слов по заданной модели;

1. По модели [ ] + арь образуйте слова со значением человек (библиотекарь, аптекарь) ,птица (глухарь), предмет (букварь, словарь ).

2. Запишите слова по заданной модели [___]+к+а обозначая их состав(березка, бородка, ягодка)

3. Кто напишет больше слов, образованных указанным способом?

[ ] + говорить(Поговорить, заговорить, наговорить)

4. Образуйте слова по модели [___]+ ят +□ , дети приводят примеры (Лисята, медвежата, котята т. д.)

5.Напиши по 2-3 существительных к каждым из суффиксов (-оньк-;-еньк-;-ишк-;-ышк-;-ик-;-ек-)

11) морфемный анализ слова;

1.Выполните морфемный анализ данных слов

1) насекомое, 2) спят, 3) пекарня,4)наследница, 5) ждать, 6) жгут (существительное), 7) жгут (глагольная форма)

12) наблюдение за использованием слов с определенными морфемами в текстах;

На данном этапе урока реализуется следующая целевая установка: формирование умений учащихся различать слова и разные формы одного и того же слова с помощью словообразовательных и формообразовательных морфем. (предлагаются две группы слов: писать – писатель, окно – подоконник; пишу – пишет, делаю – делаем.)

Чтобы мы смогли разобраться с новым материалом и научились разграничивать между собой словообразовательные и формообразовательные морфемы, проанализируем следующие примеры. (писать – писатель, окно – подоконник) — Какие изменения произошли в данных словах?( изменилось лексическое значение слова)- При помощи каких морфем образованы новые слова?( ПИСАТЕЛЬ — При помощи суффикса тель- , ПОДОКОННИК — с помощью приставки под- и суффикса ник -)

13) лингвистический эксперимент, связанный с использованием морфем в словах текста

1.Подставьте к глаголу «лить» разные приставки

… лить чай в чашку; …лить цветы; …лить воду из ведра; …лить сок из банки в кувшин; (Налить, перелить, полить, вылить)Что происходит с этими словосочетаниями? Изменяется ли смысл? Какое значение получают данные глаголы с изменением приставки?

источники:

http://www.calc.ru/Suffiks.html

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-russkiy-yazik-morfemniy-sostav-slova-3390172.html

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.


#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на главную, на стр. “Словообразование в таблицах“, “Словообразовательный анализ”

Oksana-Nekrasova

Oksana-Nekrasova Эксперт

1040

90 подписчиков

+ Филолог   + Блогер

Вопрос на форуме эксперта

спросил(а) 21 апреля 2015 г.

Омонимия, антонимия и синонимия морфем. Что это такое?

Омонимы, синонимы, антонимы, все это понятно. А как могут быть эти явления у суффиксов, приставок и окончаний?

Ответ эксперта

Oksana-Nekrasova

Oksana-Nekrasova ответилa 28 апреля 2015 г.

Явления синонимии, антонимии, омонимии могут быть и у морфем.

При синонимии морфемы различаются по фонемному составу, но схожи по значению.

выбрать – избрать (приставки вы-, из-)
домина – домище (суффиксы -ин-, -ищ-)
стола – занавески (окончания родительного падежа единственного числа -а, -и)

При антонимии морфемы различаются по фонемному составу и имеют противоположные значения.

связать – развязать (приставки с-, раз-)
домик – домище (суффиксы -ик-, -ищ-)

При омонимии морфемы совпадают по фонемному составу, но различаются по значению.

скатиться с горы – сходить в магазин (приставка с- в первом случае обозначает движение вниз, во втором – движение в пространстве туда-обратно)
домина – горошина (суффикс -ин- в первом слове имеет увеличительное значение, во втором — единичное)
из двери – к двери – о двери (одинаковое окончание -и имеет три разных значения)

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Что такое суффикс, антоним,синоним!!!??

Ответы на вопрос

Суффикс это часть слова,которая стоит после корня:малЕНЬКий-еньк суффикс.

Антоним это слово противоположное по значению данному слову:горячий-холодный.

Синоним это слово близкое по смыслу к данному слову:большой-огромный.

Суффикс — значимая часть слова, котрая стоит после корня и служит для образования новых слов и форм слова 

Антонимы — это слова, противоположные по значению (чёрный — белый, день — ночь) 

Синонимы — слова близкие по значению, разные по написанию (красный — алый) 

Новые вопросы

Учитель:  Устюгова Евгения Дмитриевна

Предмет Русский язык

Класс:4

Программа: Перспективная начальная школа

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний (
по типологии Р.Г. Чураковой)

Тема:

Различение суффиксов. Значения суффиксов

Цели:

Образовательная:

Познакомить с работой суффиксов – чик — и –щик-

Деятельностная:
формирование универсальных учебных действий:

регулятивных:


Способность
принять учебную задачу на основании того, что уже  усвоено, и того, что еще
не известно

Способность
самостоятельно определять последовательность выполнения действий

— Способность сличать
способ действия и его результата с эталоном

— Способность
исправлять результаты своих действий

— Способность осознать
уровень усвоения

познавательных:

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели

— Осознание и построение речевого высказывания в устной форме

 — Извлечение необходимой информации из учебников

— Анализ объектов с целью выделения существенных и
несущественных признаков

—  Построение логической цепи рассуждения

коммуникативных:

— Сотрудничество в поиске и сборе информации

— Умение полно и точно выражать свои мысли

— Умение принимать решение

Задачи:

1. Учить
различать суффиксы – синонимы и суффиксы – омонимы на примере суффиксов – чик
— и –щик-

2. Активизировать
развитие познавательного интереса, развивать умение обобщать, сопоставлять,
анализировать учебный материал

3. Побуждать познавательный
интерес к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь

Основные
понятия:

Суффикс

Суффиксы-
омонимы, суффиксы- синонимы

Межпредметные
связи:

Ресурсы:

Основные: Учебник русского языка 4 класс Учебник в
трех частях. Часть 1

.Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова

 Русский язык: 4 класс: Методическое
пособие/Т.А.Байкова, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова- 2-е изд.-М.:
Академкнига/ Учебник ,2013

Дополнительные:

Чуракова
Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе М.: Академкнига/
Учебник ,2011

Проектор,
экран

Технологии:

Технология
проблемного обучения

Здоровьесберегающая
технология

Технология
развивающего обучения

Организация
пространства:

Классно-урочная

Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД, ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин).

Цели:

— Формирование
положительного отношения к изучаемому предмету, уверенность в своих силах

Настрой на урок в стихотворной форме:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,      
                     
                     Ни
минуты не теряем.


Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит стать настоящими исследователями. Я
желаю вам быть внимательными, вдумчивыми, сосредоточенными, тогда у вас все
получится.

Интерактивная
доска

Слайд
1

Личностные УУД:

 приобретение веры в себя, в свои потенциальные
возможности

II. Актуализация знаний (2мин).

Цель


Повторить знания о суффиксе


Что знаете о суффиксе?


Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов.


Что такое синонимы?


Синонимы, слова, имеющие разное звучание, но близкие по смыслу.


Что такое омонимы?

-Омонимы
— это слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в своем
значении.

Слайд
2

Коммуникативные
УУД:


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные
УУД:


осознание того, что уже усвоено, способность осознать уровень усвоения

III. Введение в тему урока (определяем основной
вопрос урока)
( 2 мин).

Цель:

— Определить, над
какой частью слова будем работать, с какими понятиями встретимся.


С какой частью слова будем сегодня работать?


С суффиксом.


Какие ещё понятия нам встретятся на уроке?


Синонимы, антонимы.

 Откройте
учебник на стр. 15. Прочитайте тему урока.


Различение суффиксов. Значения суффиксов.

Учебник
русского языка, 4 класс, 1 часть (авторы: М.Л.Каленчук, Н.А. Чуракова)

Регулятивные
УУД:


осознание того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить.

Познавательные
УУД:


самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные
УУД:


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

(15 мин).

Цель:

— В результате
совместной исследовательской деятельности  узнать о работе суффиксов

-чик-       и -щик-

Организация наблюдения  (упр.9)

Фронтальная работа

— Сравните слова в двух столбиках

— Одинаковую ли работу выполняют суффиксы –
щик- и – чик- в этих словах? Что же они обозначают?

( Сравнивая слова в двух столбиках,
обучающиеся убеждаются в том, что суффиксы – чик- и – щик- выполняют
одинаковую работу)

— Можно ли сказать, что в данных словах это
суффиксы-синонимы

— Да, потому что они указывают на профессию
или вид деятельности человека.

Продолжаем наблюдение. Выполняем упражнение
10.

— Объясните значение слов, выделенных 
жирным шрифтом.

(Обучающиеся, опираясь на контекст, а также
на значения слов, родственных незнакомым словам и понимание значения суффикса
–щик-, объясняют  смысл слов)

загонщик— тот, кто загоняет зверя в
определенное место;

погонщик – тот,
кто гонит скот в определенном направлении;

наборщик – тот,
кто набирает текст;

трактирщик
хозяин трактира.

Работа в парах:

Задание: сравнить пары слов. Являются ли
слова в парах родственными словами?

наборщик —  наборчик;

трактирщик –трактирчик;

загонщик- загончик;

погонщик-погончик.

Сравнивая пары слов, обучающиеся убеждаются,
что слова во всех парах, кроме последней, родственные.

-Почему слова последней пары не являются
родственными?

— Слово погонщик произошло от основы  глагола 
погонять, а слово погончик – от основы  существительного погон.

Суффиксы –
чик- и –щик- во всех парах слов выполняют одинаковую работу или разную?

— Суффикс -щик-   указывает народ
деятельности человека, а суффикс -чик-  имеет уменьшительно-ласкательное
значение.

— Можно ли сказать, что суффикс –чик-  в словах
из предыдущего упражнения и суффикс –чик- в словах из этого упражнения – это
суффиксы-омонимы?

— Да, Это суффиксы-омонимы, поскольку они
звучат одинаково, а обозначают разное.

Сделаем вывод:


Когда суффиксы –щик- и чик- являются суффиксами-синонимами?


Когда они имеют одинаковое значение


Приведите пример


Сварщик, грузчик. Суффиксы–щик- и чик- указывают на профессию человека


Когда суффиксы –чик- и чик- являются суффиксами-омонимами?


Когда эти суффиксы имеют разное значение.

-Приведите
пример


Например, грузчик, барабанчик. В первом слове суффикс     –чик- указывает на
профессию человека, а во втором слове     – чик- имеет
уменьшительно-ласкательное значение.


Сравним наш вывод с выводом  Летучей Мыши

(Чтение
вывода на стр.18.)

ФИЗМИНУТКА ( для глаз)

Слайд
3

Слайд
4

Слайд
5

Регулятивные
УУД:


способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий
при решении учебных задач


способность сличать способа действия и его результата с заданными эталонами


способность к саморегуляции.

Коммуникативные
УУД:


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные
УУД:


осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-извлечение
необходимой информации из учебника; определение основоной и второстепенной
информации


рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса усвоения;

Оцените,
как поняли, какую работу выполняют суффиксы
(геометрические фигуры

Прямоугольник
– понял, смогу объяснить соседу

Треугольник
– понял

Квадрат
– сомневаюсь, что понял

Круг
– не понял )

Познавательные
УУД:


анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

-синтез-
составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов

Регулятивные
УУД:

Способность
исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, возможные
ошибки;


способность осознать, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить,
способность осознать уровень усвоения

Коммуникативные
УУД:


 сотрудничество в поиске и сборе информации

Оцените
свою работу в парах

(оценивается активность работы  в паре; обозначается цветовыми кругами

Красный
– работал активно,

Зеленый
– работал не всегда активно)

V. Формулирование темы, задач  урока

(  2мин).

Цель: 

Формировать
способность принимать учебную задачу на основании того, что уже известно, и
того, что ещё не известно.


Сформулируйте тему урока


Суффиксы –чик- и -щик- . Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы.

-Какую
задачу поставим перед собой?


Учиться различать суффиксы-омонимы и суффиксы-синонимы.

 Слайд
6

Регулятивные
УУД:


способность принять учебную задачу на основании того, что уже усвоено и
известно, итого, что еще не известно


способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий
при решении учебных задач

Коммуникативные
УУД:


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VI. Применение нового знания

( 13мин).

Цели:


учить применять полученные знания на практике

Самостоятельная
работа

Упр.11
(стр.18)

Цель
упражнения- проверить, насколько хорошо обучающиеся представляют разницу
значений суффиксов-омонимов, сходство значений суффиксов-синонимов.

 В
1-й столбик выпишут слова: пулеметчик, газетчик, автоматчик, ракетчик.

Оставшиеся
слова поделят еще на 2 группы

2)
альбомчик, диванчик, стаканчик, мотивчик

3)
куличик, кирпичик, мячик, ключик.

Взаимопроверка


Чем являются суффиксы – чик- и –ик во 2 и 3 столбиках?


Суффиксами-синонимами, потому что имеют уменьшительно-ласкательное значение


В каких столбиках записаны слова с суффиксами- омонимами? Почему?


1-м и 2-м , так как в 1-м суффикс –чик- указывает на род деятельности, а во
2-м – имеет уменьшительно-ласкательное значение.

Познавательные
УУД:


рефлексия способов действия, контроль и оценка результата усвоения

Коммуникативные
УУД:


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные
УУД:

-способность
начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные
реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени.

Оцените
свою работу

( «Шкала успеха»)

VII. Домашнее задание ( 3мин).

Цель:  

Закрепить
полученные знания

Повторить
вывод Летучей Мыши на стр. 18

1
уровень – стр. 19, упр. 12.

2
уровень – придумать 5 пар слов, с суффиксами-синонимами и 5 пар слов с
суффиксами — антонимами.

Слайд
7

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке  (2 мин.).

Цель:

Обобщить,
систематизировать полученные знания

— Какая тема нашего урока?

— Суффиксы –чик- и -щик- . Суффиксы-синонимы
и суффиксы-омонимы.

-Какую задачу ставили перед собой?


Учиться различать суффиксы-омонимы и суффиксы-синонимы.

Слайд
6(вернуться к нему)

Оцените свою работу на уроке ( «Шкала
успеха»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Суффикс синоним к слову медузиха
  • Суффикс синоним иха
  • Суффикс приставка синонимы
  • Суфражистка синоним
  • Суть синоним научный