Слайд 1
Путешествие в страну синонимов и антонимов.
Слайд 2
Антонимы-это слова, противоположные по значению .Например: труд-безделье, веселый-грустный, белый-чёрный. Синонимы- слова близкие по значению , но разные по написанию. Например: говорил-сказал , молвил, отозвался , пробурчал, большой- огромный , гигантский , громадный.
Слайд 3
Загадки.
Слайд 4
= ) 1.Далеко мой стук Слышится вокруг Червякам я враг, А деревьям друг.
Слайд 5
= ) 2. Как столкнутся – Стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьет – Тонкий что-нибудь прибьет.
Слайд 6
3. Вверх – вниз, вверх – вниз, Кататься хочешь- на нас садись.
Слайд 7
4. В кармане моём- Замечательный друг: Он знает, где север; И знает, где юг.
Слайд 8
= ) 5. Льётся речка — мы лежим, Лёд на речке – мы бежим.
Слайд 9
= ) 6 . Летом по лесу гуляет. Зимой в берлоге отдыхает.
Слайд 10
= ) 7 . Красное, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.
Слайд 11
« ИГРА НАОБОРОТ» Выполняйте противоположенное действие: 1) Опустите руки вниз. 2) Поднимете руки вверх. 3) Голову поднимите. 4).Привстаньте. 5).Сядьте. 6). Встаньте.
Слайд 12
« Народна мудрость.» 1) Учение – свет, а не учение — …. 2) Корень учение горек, да плот …. 3) Не бойся врага умного, бойся друга — …. 4) Лучше вещь новая, лучше друг — … 5) Умеет взять, умей и — ….
Слайд 13
«Напиши стихи» Скажу я слово высоко, А вы ответите: — …. Скажу я слово далеко, А вы ответите: — …. Скажу я слово трус, Ответите вы — …. Теперь начало я скажу, — Ну вы ответе…
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация «Путешествие в страну русского языка «Тема: Синонимы и антонимы».3 класс Школа России
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 65 человек из 29 регионов
- Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Путешествие в страну русского языка «Тема: Синонимы и антонимы».
3 класс Школа России -
2 слайд
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
И на парте все в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки вместе, спинки ровно,
И к уроку все готово! -
3 слайд
Станция «Кроссворд»
А
Л
Ф
А
В
И
ДЛ
Е
Ж
А
Щ
Е
О
П
Т
Е
К
С
А
З
У
Е
М
О
Е
С
И
К
А
Л
О
В
А
С
Н
О
Н
И
М
Ы
У
Б
В
Ы
Н
Т
О
Н
И
М
Ы -
4 слайд
Станция «Чистописания»
-
5 слайд
Доброе слово лечит – злое калечит.
14 марта
Классная работаДоброе – злое ;
Лечит – калечит;
-
6 слайд
Станция « Антонимы »
Низкий
Добрый
Щедрый
Север
ПлакатьВысокий
Злой
Скупой
Юг
Смеяться -
7 слайд
Низкий – высокий;
Добрый – злой ;
Щедрый – скупой;
Север – юг ;
Плакать – смеяться; -
-
-
-
-
-
-
-
15 слайд
Большой –
Высокий –
Толстое –
Длинный –
Грязный –
маленький;
низкий;
тонкое ;
короткий;
чистый; -
16 слайд
Слон большой, а мышка ……………
Зимой погода холодная, а летом …………
Платье хорошо новое, а друг ………………..
Станция « Грамотеек »
маленькая.
жаркая.
старый. -
17 слайд
Буратино потянулся
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Значит ключик не нашел,
А чтоб ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Покрутиться, повертеться,
Раз присесть и два присесть
И на место тихо сесть…Станция « Здоровья »
-
18 слайд
Станция « Синонимы»
Грустно – печально, невесело.
Смеялся – хохотали, заливались смехом. -
-
20 слайд
Игра « Подбери друга »
Алфавит –
Огонь –
Чистый –
Прыгать –
Красивый –
Друг —
Шалун –
Дети —
азбука;
пламя;
аккуратный;
скакать;
прекрасный;
приятель;
озорник;
ребята; -
21 слайд
Упражнение № 69 (стр. 42) – устно
Работа по учебнику
-
22 слайд
Упражнение № 70 (стр. 43)
Работа в парах
Чистая тетрадь —
Чистый воздух –
Чистое небо –
Чистая страница –
Чистые тарелки –опрятная;
свежий;
безоблачное;
новая;
вымытые; -
23 слайд
Весёлый зоопарк
Хитрый , как …..Колюч, как …..
Голодный, как ….
Труслив, как ….
Грязный, как….
-
-
-
26 слайд
Упражнение 71, стр. 43
Домашнее задание
Спасибо за работу! -
27 слайд
Я держу в ладонях Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь — это ж просто!
Лучик Солнца — это Вам! -
Краткое описание документа:
Презентация «Путешествие в страну русского языка «Тема: Синонимы и антонимы».3 класс Школа России.
Цель: формировать
умение грамотно использовать в речи слова синонимы и антонимы,
расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи: 1. Предметные.
- Формировать умение работать со словарем;
- Фомировать навык грамотного письма;
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;
- Совершенствовать каллиграфические навыки;
- Закреплять умение подбирать к словам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 238 328 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 29.07.2020
- 870
- 20
- 05.07.2020
- 507
- 5
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Канишева Марианна Александроана. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 2 месяца
- Подписчики: 4
- Всего просмотров: 95321
-
Всего материалов:
138
Конспект факультативного занятия по развитию речи
Тема: » В Стране Слов. Синонимы, антонимы и омонимы
в речи» (лингвистическая экспедиция).
«Русский язык в умелых руках и
опытных устах красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен ”.
(А.И. Куприн)
Цели:
-
Наблюдать за особенностями слов: антонимов, синонимов и омонимов.
-
Выявить в ходе исследования, для чего нужны в речи (каково значение в речи, влияние на речь) антонимы, синонимы и омонимы.
-
Формировать умение распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте (речи), использовать их в речи.
-
Обогащать словарный запас учащихся.
-
Развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы.
-
Развивать умение работать самостоятельно и в паре (группе), настойчиво, преодолевая трудности на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: |
Создать условия для развития у учащихся умения: — использовать средства языка в устной и письменной речи; — находить, подбирать, употреблять в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы; |
Личностные: |
Уметь проводить самооценку успешности. |
Коммуникативные УУД: |
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; работать в паре (группе). |
Познавательные УУД: |
Уметь анализировать Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать. |
Регулятивные УУД: |
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свои предположения; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять самоконтроль. |
Методы, приемы: проблемный, частично-поисковый
Оборудование:
-
Мультимедийная презентация
-
Карточки с заданиями
Ход урока
1. Психологический настрой.
1 слайд
— Начиная наше занятие, мне бы хотелось, ребята, привлечь ваше внимание к словам известного писателя Александра Ивановича Куприна:
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Я надеюсь, что сегодня мы с вами убедимся в очевидности данного высказывания.
2. Введение. Актуализация темы. Целевая установка.
— Для того чтобы вы смогли сами определить тему занятия, хочу предложить вам отгадать загадку:
– «Крыльев нет, а быстро летает,
Выпустишь его – да потом не изловишь».
— Догадались, о чём идёт речь? (О слове).
-Вы правы, речи идёт о слове или о словах.
— Сегодня я предлагаю вам отправится в лингвистическую экспедицию.
2 слайд
— Люди, которые совершают подобные экспедиции, занимаются изучением особенностей языка. Мы побываем в удивительной стране.
3 слайд
— Как она называется? Страна Слов. Столица данной страны – город Словоград.
— Какова цель нашей экспедиции? Во время экспедиции мы вспомним то, что уже знаем о словах и сделаем новые интересные открытия, узнаем, какие слова делают нашу речь выразительнее и богаче.
— На чём мы можем отправиться в путь? (На самолёте, на машине, пешком и т.п.)
— Предлагаю на поезде, согласны?
Слайд 4
— Сядьте поудобнее. Поехали. (Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края…», на её фоне учитель читает стихотворение).
— Отправляемся мы с вами
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны без конца.
— Итак, мы прибываем в столицу Страны Слов, город Словоград.
Слайд 5
3. «По улицам города»
а) Улица Друзей (На слайде домики, цвета отличаются оттенками).
— Попадаем на первую улицу. Как она называется?
— Какие интересные здесь домики: они очень похожи один на другой, но отличаются деталями, оттенками. Живут в этих домиках слова, на первый взгляд разные, но по сути (по смыслу) очень похожие.
— Как они называются? (Синонимы.) Карточка на доску
— Что вы знаете о синонимах?
— Синоним – от греческого слова «синонимос» — «одноименный».
Синонимы – это слова-друзья. Они имеют полное или частичное совпадение значения при различном звучании и написании.
Ученик: «Пусть слова не схожи, но –
Их значение равно
Верная примета,
Что синоним это!»
— Приведите примеры синонимов.
— Какую роль выполняют синонимы в речи, мы сейчас попробуем выяснить. (Работа в парах).
Слайд 6
— Прочитайте отрывок из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца …», определите какого типа этот текст. (Отрывок дан на карточках)
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут.
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»
— Какого типа данный текст? Докажите, что это текст – повествование.
Текст-повествование — это сообщение, рассказ об определенном событии или событиях в его (их) временной последовательности (рассказывается последовательно). Можно задать вопрос: что случилось? что произошло?
— Найдите в тексте и подчеркните слова-синонимы.
собрались |
хихикнули |
— Проведём лингвистический эксперимент. Представим, что этих слов-друзей в тексте не будет. Что тогда получится. (Подготовленный ученик читает новый текст)
Слайд 7
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут». Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!»
— Чем данный текст отличается от первого текста? Какой текст понравился больше 1 или 2? Почему?
— Каких ошибок в построении текста-повествования помогли избежать синонимы? (Повторов)
Слайд 8
Сделаем выводы:
Синонимы – это слова-друзья. Они имеют полное или частичное совпадение значения при различном звучании и написании.
Основная функция синонимов — помогают точно выражать мысли, избегать повторов, делают речь яркой и выразительной. Сейчас мы в этом убедились.
Слайд 9
б) Улица Противоположностей (на слайде чёрные и белые домики).
— Мы на следующей улице. Обратите внимание на домики, в которых живут слова. Какого цвета домики? (Белые и черные – противоположные по цвету.)
— Значит и слова здесь живут противоположные по смыслу.
— Как они называются? (Антонимы)
— Что вы знаете об антонимах?
— Это слово произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы — слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.
Ученик: «Разобраться с ним несложно —
«Анти» – противоположно,
«Оним» – имя, нам известно, —
Привести пример уместно:
«Добрый» – «злой» наоборот …
«Сладкий», значит будет, — «горький», вот!»
— Приведите ещё примеры антонимов.
— Словам, живущим на улице Противоположностей всегда было трудно договариваться, так как они всегда имели противоположные взгляды, из-за этого они часто ссорились. Для того, чтобы их помирить, мы создадим ситуацию, в которой им придётся сотрудничать, выполнять одно общее дело.
Слайд 10
Задание: дополните антонимами пословицы, объясните значение пословиц:
1) Глупый осудит, а ………………………….. рассудит.
2) ………………………… строит, а война разрушает.
3) …………………………………. по одёжке, а провожают по уму.
* Вспомните другие пословицы, которые содержат слова- антонимы.
— Когда антонимы стали участниками одного общего дела, они помирились. А вы помогли им.
Слайд 11
Сделаем вывод:
Антонимы — слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.
Основные функции употребления антонимов – противопоставление, они помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.
— А теперь немножко отдохнём. Слайд 12
Физминутка (проводит ученик)
Потрудились – отдохнём,
(Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём.
(Потянуться)
Руки в стороны, вперёд,
(Развести руки в стороны, вперёд)
Влево, вправо поворот.
(Повернуться вправо-влево)
Три наклона, прямо встать
(Наклоны влево-вправо, присесть)
Руки вниз и вверх поднять.
(Ходьба на месте)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься!
(Сесть за парты)
Слайд 13
в) Улица Двойников (на слайде домики внешне одинаковые).
— Продолжаем нашу экспедицию, мы попадаем на улицу Двойников. Кого называют двойниками в жизни? Какие слова можно назвать двойниками за внешнее сходство? Что вы знаете об омонимах?
— Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – одинаковый и онима – имя.
Омонимы — это слова, которые совпадают в звучании и написании, но их значения не связаны друг с другом.
Ученик: «Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
Но по смыслу, по значению
Быть мы разными хотим.
Мы — омонимы, друзья,
Путать нас никак нельзя».
— Приведите примеры омонимов.
Слайд 14
— А сейчас театральная минутка. Посмотрите инсценировку рассказа “Овсянка” Н. И. Сладкова. (Молодовец и Ершов)
Н. И. Сладков «Овсянка»
Встретились Миша с Гришей. Миша и говорит:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, –отмахнулся Гриша. – И у меня овсянка.
– Значит, и тебе овсянка нравится? – обрадовался Миша. – Правда, приятная?
— Жёлтая такая. Люблю. Особо горячую.
— Что жёлтенькая – это верно. Но почему горячая?
– Горячая, вкусная — особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? Ты в своём уме?
– А ещё хороша с маслом. Или с песком сахарным.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Миша.
– Как про что — про овсянку, – ответил Гриша.
– Про какую овсянку?! – крикнул Миша.
– Про самую обыкновенную – про какую ещё?
– И я про обыкновенную, про ту, что в саду у нас песни пела.
– Каша – и пела песни? – ахнул Гриша. – Ну ты даёшь!
– Какая каша, какая каша? – изумился Миша. — Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Неужели никогда не слыхал? – И добавил: – Бежим ко мне – мою овсянку слушать!
– А потом ко мне – мою овсянку кушать! – согласился Гриша.
И друзья побежали.
— Почему друзья сначала не поняли друг друга?
— Сколько значений имеет слово «овсянка»? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).
Слайд 15
(Показ картинки птицы овсянки. Звучит голос птицы овсянки.)
Слайд 16
— А сейчас следующее задание.
Задание: составьте и запишите 2 предложения с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение (по выбору).
Лук, ключ, лист, ствол, лук, коса, кран, ручка, соль.
Слайд 17
Сделаем вывод:
Омонимы — это слова, которые совпадают в звучании и написании, но их значения не связаны друг с другом.
Омонимы зачастую используются как средство языковой игры для создания особой выразительности художественного текста или речи вообще.
Слайд 18
— Мы попадаем в Переулок Курьёзов (курьёз фр. происхождения – забавный, смешной случай). В некотоҏыҳ случаях употребление омонимов может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму. Например, при комментировании футбольного матча имела место такая фраза: «Сегодня футболисты покинули поле без голов». – Что имелось в виду? Имелось в виду без забитых мячей, а звучит так, будто без головы. Или как в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти», которая посвящена исследованию детского языка, девочка Джана говорила знакомым, что её мама на луне, так как неоднократно слышала от взрослых, что мама уехала в отпуск на месяц. В данном случае недоразумение (непонимание) случилось из-за какого слова? Из-за слова «месяц» (небесное тело — луна, временной промежуток в календаре). Хочется обратить ваше внимание, что необходимо быть внимательным к языку и осторожным в словоупотреблении.
5. Итог урока или узелки на память.
— Наша экспедиция заканчивается. В какой стране мы побывали? (В Стране Слов). — Чем удивительна эта страна?
— Какая учебная задача была поставлена на уроке? Достигли ли мы цели?
— А сейчас я предлагаю составить мини-отчёт о проведённой экспедиции. Оформим его в виде таблицы, напишем отзыв об экспедиции, добавим фотографии.
Слайд 19
— На какие вопросы нам удалось найти ответы?
— Какие слова называются синонимами? Антонимами? Омонимами?
— Для чего нужны в речи синонимы, антонимы, омонимы? Какова их роль в нашей речи?
Хотели узнать |
Узнали |
|
1. Какие слова называются антонимами, омонимами, синонимами. 2. Для чего нужны в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы? |
Синонимы — это слова близкие по смыслу, относятся к одной части речи, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы — это слова, противоположные по смыслу. Омонимы – это слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению. |
Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства. Раскрывают противоположные явления, придают ясность. Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас. |
Слайд 20
— А сейчас я хочу вас попросить написать отзыв об экспедиции, используя план и опорные слова (книга отзывов).
Отзывы участников экспедиции
План отзыва:
1. Адрес экспедиции (куда)
2. Цель экспедиции (зачем)
3. Результат (что узнали, открыли)
4. Впечатления (что запомнилось),
5. Пожелания (дальнейшие планы)
Опорные слова: …сегодня мы…, …в ходе экспедиции …, …лучше понять материал мне помогло…, …понравилось (не понравилось)…,
… особенно запомнилось …, …хотелось бы…
Слайд 21
— Фотоотчёт
— Ребята, в заключении мне бы хотелось вернуться к высказыванию Александра Ивановича Куприна:
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Действительно, мы убедились в очередной раз, для того, чтобы наша речь была точнее, ярче, образнее, выразительные надо уметь правильно использовать слова в речи, в том числе слова-синонимы, антонимы, омонимы. А помочь в этом могут словари-помощники: словарь синонимов, антонимов, омонимов, с которыми вы можете познакомиться на выставке книг.
6. Домашнее задание.
— Вы, наверное, поняли, что подобного рода экспедицию вы можете совершить и сами, не выходя из дома.
— Задание на дом: найдите интересные, на ваш взгляд, примеры синонимов, антонимов и омонимов, занимательные задания, игры с ними. Соберём копилку слов, игр.
Слайд 19
Слайд 1
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в страну
синонимов и антонимов
Слайд 3
Узнаем:
Что такое синонимы и антонимы.
Что они
обозначают?
Для чего нужны синонимы и антонимы?
Будем учиться:
Подбирать синонимы,
антонимы и употреблять их в речи.
Слайд 4
СИНОНИМЫ — ЭТО СЛОВА, БЛИЗКИЕ
ПО ЗНАЧЕНИЮ .
ОНИ
МОГУТ ЗАМЕНЯТЬ ДРУГ ДРУГА ПО ЗНАЧЕНИЮ. ЭТО СЛОВА-ДРУЗЬЯ.
Слова
– синонимы всегда близки по смыслу.
Разнятся лишь оттенками подчас:
Родимый край
– Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
Слайд 5
ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ СИНОНИМЫ?
Один и тот же предмет:
ПУТЬ – ДОРОГА
Один и тот же
признак:
ЗАБОТЛИВЫЙ – ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
Одно и то же действие:
ИЗВИНИТЬ — ПРОСТИТЬ
Слайд 7
Буря – ураган – тайфун – шторм –
шквал – циклон.
Красный – алый – пурпурный –
рубиновый – багровый – пламенный.
Идти – шагать – ступать –
шествовать –плестись –семенить.
Невероятно – невообразимо – немыслимо – неимоверно.
Слайд 8
НАЙДИТЕ СИНОНИМЫ В СТИХОТВОРЕНИИ
Бураны, вьюги и
метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели
мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал
без шума.
Слайд 9
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Бураны, вьюги и метели,
Как много
с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
–
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Слайд 11
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Бураны, вьюги и метели,
Как много
с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
–
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Слайд 13
Это дерево
большое
огромное
громадное
Это дерево
Это дерево
Слайд 15
работа
труд
смелый
храбрый
плакать
рыдать
дело
отважный
реветь
занятие
мужественный
хныкать
Слайд 16
ПРАВИЛО!!!
Синонимы – это слова близкие по смыслу, но
разные по написанию.
Врун , обманщик, плут , мошенник, мошенник.
Слайд 19
В ГОСТИ К СИНОНИМАМ . «КОГДА ТАК ГОВОРЯТ?»
Слайд 20
НАЙДИ СИНОНИМЫ
«Никого я не боюсь! –
крикнул Заяц на весь лес. Собрались тут старые зайцы,
сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают,
своим ушам не верят.
Слайд 21
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
«Никого я не боюсь! –
крикнул Заяц на весь лес. Собрались тут старые зайцы,
сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают,
своим ушам не верят.
Слайд 22
НАЙДИТЕ СИНОНИМЫ
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на
солнышке,
Мерзнет в жару.
Слайд 23
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на
солнышке,
Мерзнет в жару.
Слайд 24
Дуб дождя и ветра вовсе не
боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени
дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Слайд 25
«НАЙДИ ПАРУ»
Огонь
скакать
Шалун
аккуратный
Чистый
скакун
Конница азбука
Прыгать пламя
Конь кавалерия
Алфавит озорник
Слайд 26
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
Огонь – пламя
Шалун – озорник
Чистый- аккуратный
Конница –
кавалерия
Прыгать – скакать
Конь – скакун
Азбука — алфавит
Слайд 27
ИГРА «ПОДБЕРИ СИНОНИМ»
Золотистые копны соломы
На токах
на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу
……
спешат
торопятся
Слайд 28
ИГРА «ПОДБЕРИ СИНОНИМ»
Я трудилась не напрасно
И
запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от ……
труда
работы
Слайд 29
ИГРА «ПОДБЕРИ СИНОНИМ»
Листья в поле пожелтели,
И
кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную …
хранят
берегут
Слайд 30
ИГРА «ПОДБЕРИ СИНОНИМ»
Ясен тут ответ любому:
Пища, только по-другому.
Не
составит вам труда
Отгадать, что то…..
еда
Слайд 31
ИГРА «ПОДБЕРИ СИНОНИМ»
Надеюсь, вы друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом?
гостиница
Слайд 32
МЕТЕЛИЦА, МЕТЕЛИЦА
СНЕГ ПО ПОЛЮ СТЕЛЕТСЯ!
КТО
КРУЖИТСЯ, ВЕРТИТСЯ –ТОТ ЗАМЕТЕЛИТСЯ.
Слайд 33
ХОДИТ ОСЕНЬ, БРОДИТ ОСЕНЬ.
ВЕТЕР С КЛЁНА ЛИСТЬЯ СБРОСИЛ.
ПОД
НОГАМИ КОВРИК НОВЫЙ
ЖЁЛТО – РОЗОВЫЙ – КЛЕНОВЫЙ.
Слайд 34
ШАГАЕТ КРАСАВИЦА,
ЛЕГКО ЗЕМЛИ КАСАЕТСЯ.
ИДЁТ НА ПОЛЕ, НА РЕКУ,
И ПО СНЕЖКУ, И
ПО ЦВЕТКУ. (ВЕСНА)
Слайд 35
Гляди поехала машина.
Из под колёс — фонтаном
пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать — АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль не
вроде КЛЯЧИ
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор …
ВОДИТЕЛЬ за рулём.
Иначе
Он называется
ШОФЁР…
СИНОНИМЫ
Слайд 36
Не хвали меня в очи, не брани за
глаза.
Печаль не красит,горе не цветит.
ПОСЛОВИЦЫ
ЗАГАДКИ
Морской разбойник, злой пират,
Синоним
слышать буду рад.
Ответ корсар.
Слайд 37
Подберите к данным словам синонимы
Работа
Мокрый
Друг
Влажный
Товарищ
Труд
Слайд 38
1) ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМ К СЛОВУ БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В)
борьба
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и
тот же вопрос, называются синонимами.
Слайд 39
2) КАКОЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СИНОНИМОМ
К СЛОВУ АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
Слайд 40
3) КАКАЯ ИЗ ДАННЫХ ПАР СЛОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
СИНОНИМАМИ?
А) метель – вьюга;
Б) сиять – сверкать;
В) торопиться –
спешка.
Слайд 41
4) КАКАЯ ИЗ ДАННЫХ ПАР СЛОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
СИНОНИМАМИ?
А) неправда – ложь;
Б) воображать – фантазия;
В) засмеяться –
захохотать;
Слайд 42
5) УКАЖИТЕ СТРОКУ, В КОТОРОЙ ВСЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ
СИНОНИМАМИ.
А) белый, бежевый, молочный;
Б) раскалённый, горячий, тёплый;
В) красивый, пёстрый,
цветной;
Слайд 43
ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
Свежий журнал
Свежее бельё
Свежий
вечер
Свежие обои
Новый – старый
Чистое – грязное
Прохладный – тёплый
Новые
– старые
Слайд 44
ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕВОДЧИК».
1. Доктор прописал пациенту инъекции.
2. Жгучая
метель завьюжила дорожки.
3. Караульный спрятался от ливня под
кровлей здания.
Слайд 45
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СИНОНИМЫ
Что случилось в пятом классе?
Что
за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают
Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и
Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка,
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверное,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
Слайд 47
Луна —
месяц
Пес —
собака
Доктор —
врач
Лошадь —
конь
Гиппопотам —
бегемот
Слайд 48
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И
посмотреть ги-ги-потама…
Нет, ги-попо-тото-потама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в
открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги… на бегемота,
Мы чаще
так его зовем.
Слайд 49
С самого утра во дворе слышны весёлые крики
ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега
холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с
горки.
С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
Сравните тексты:
Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль и избежать повторений одних и тех же слов.
Слайд 50
ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖАТ СИНОНИМЫ?
ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ.
помогают передать
мысль
и чувство
более точно
помогают сделать
нашу речь
красивой
помогают
расширить
словарный
состав языка
Слайд 51
АНТОНИМЫ
Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению. Слова-спорщики.
правда — ложь, вверх — вниз, добрый — злой,
говорить — молчать.
Слайд 53
добро – зло, сила – слабость, лето –
зима, верх – низ, мир – война, молодость –
старость.
хороший – плохой, толстый – тонкий, весёлый – печальный, близкий
– далёкий, большой – маленький.
работать – отдыхать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить – уходить.
рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда.
Антонимы
Слайд 58
Ученье-свет,не ученье-тьма.
Знай больше,а говори меньше.
В учёбе корень горек,зато
плод её сладок.
Не бойся врага умного,бойся друга глупого.
Лучшая вещь
– новая,лучший друг старый.
Мир строит,а война разрушает.
Антонимы в пословицах
Днём спит,
ночью летает.
Ответ сова.
ЗАГАДКИ
Слайд 59
Зима
Лето
Как и почему, по каким признакам мы противопоставляем
эти слова ?
Слайд 60
Зимой холодно , а летом тепло .
Зимой темно
, а летом светло .
Зимой день короткий , а
летом длинный .
Зимой природа замирает , а летом оживает .
Слайд 61
Зима – лето
Холодно – тепло
Короткий – длинный
Замирает —
оживает
Антонимы
Слайд 62
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ АНТОНИМЫ ?
Черный — белый
Большой —
маленький
Для сопоставления и противопоставления
Слайд 63
Для большей художественной выразительности
Слайд 64
Веселье –
грусть , печаль , тоска , уныние
.
Бедный –
богатый , состоятельный , зажиточный .
Мириться-
ссориться , ругаться,
браниться
.
Далеко –
близко , рядом.
Слайд 65
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала.
Делу всякому венец.
Называюсь
я конец.
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью
мука,
Я — для отдыха,для сна.
Называюсь тишина
СТИХИ
Слайд 66
Подберите к данным словам антонимы
Чистый
Храбрый
Радость
Грязный
Трусливый
Грусть
Слайд 67
АНТОНИМЫ – ЭТО СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ (ПРЕДМЕТЫ).
Родина
–
Восход –
Грязь –
Свет –
Жара –
Правда-
Город —
чужбина
закат
чистота
холод
ложь
деревня
тьма
Добро –
Польза — Богач —
Друг –
Радость –
Лентяй –
Диалог
—
зло
вред
бедняк
враг
грусть
труженик
монолог
Слайд 68
АНТОНИМЫ – ЭТО СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ. (ПРИЗНАКИ)
Щедрый
–
Толстый –
Трудный –
Здоровый –
Честный –
Жёсткий –
Робкий –
Храбрый –
Быстрый –
скупой
тонкий
лёгкий
больной
подлый
мягкий
смелый
трусливый
медленный
Высокий
–
Горький –
Ветхий –
Полезный –
Глубокий –
Острый –
Мокрый —
низкий
сладкий
новый
вредный
мелкий
тупой
сырой
Слайд 69
АНТОНИМЫ – ЭТО СЛОВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ. (ДЕЙСТВИЯ)
Блестеть
–
Бледнеть –
Гасить –
Греть –
Помогать –
Ложиться –
Смеяться –
Говорить —
мерцать
краснеть
зажигать
охлаждать
мешать
вставать
плакать
молчать
Любить –
Мёрзнуть
–
Оборонять –
Тужить –
Спасти –
Огорчить –
ненавидеть
согреваться
нападать
радоваться
погубить
утешить
Слайд 70
СОСТАВИТЬ ПОСЛОВИЦЫ
Ученье –
свет,
Мягко стелет,
Трудно в ученье –
Утро –
Кто хочет много знать,
Лучше горькая правда,
легко в
бою.
чем красивая ложь.
тому надо мало спать.
вечера мудренее.
а неученье – тьма.
да жёстко спать.
Слайд 71
СОСТАВТЬ ПОСЛОВИЦЫ.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Мягко
стелет, да жёстко спать.
Трудно в ученье — легко
в бою.
Утро — вечера мудренее.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Слайд 72
«Наоборот».
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко,
А ты ответишь _________________,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ______________________.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь _______________.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты ____________________. Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: ______________.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай —
_________________________
Слайд 74
мало
много
ПЛАКАТЬ СМЕЯТЬСЯ
одевать раздевать
Слайд 75
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
добрый – зло
Антонимы?
Слайд 76
АНТОНИМЫ
добрый – злой
добро – зло
добрый – зло
Мир строит,
а война разрушает.
Слайд 77
Долго рисовала Маша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима
в дело:
«Ворон – чёрный, голубь – белый!»
Слайд 78
Вася птичкам сыплет крошки.
Сашу все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Саша – злой!
Слайд 79
Петя чай пил ледяной
И теперь лежит больной.
Если б
пил компот сливовый,
Был бы, как Степан – здоровый.
Слайд 80
М А Л Ы Ш К А
К Р
О Ш К А
М А Л Ю Т К
А
?
О Т В А Ж Н Ы Й
С М Е
Л Ы Й
Х Р А Б Р Ы Й
?
Что общего между словами ?
Слайд 81
М А Л Ы Ш К А
К Р
О Ш К А
М А Л Ю Т К
А
О Т В А Ж Н Ы Й
С М Е
Л Ы Й
Х Р А Б Р Ы Й
КТО?
Какой?
СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Слайд 82
М А Л Ы Ш К А
К Р
О Ш К А
М А Л Ю Т К
А
Слайд 83
О Т В А Ж Н Ы Й
С
М Е Л Ы Й
Х Р А Б Р
Ы Й
Слайд 84
Ч Ё Р Н Ы Й
Д О Б
Р О
П О М О Г А Т
Ь
?
Б Е Л Ы Й
З Л О
М Е Ш А
Т Ь
?
?
Г Р О М К О
Т И Х О
?
По каком принципу объединены слова?
Слайд 85
Ч Ё Р Н Ы Й
Д О Б
Р О
П О М О Г А Т
Ь
?
Б Е Л Ы Й
З Л О
М Е Ш А
Т Ь
?
?
Г Р О М К О
Т И Х О
?
Слайд 86
Слова,
близкие по значению, называются СИНОНИМЫ
Слайд 87
спасибо
благодарю
благодарствую
Пример:
«Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую»,-
сказала…»
А.С.Пушкин
Слайд 88
Слова,
противоположные по значению, называются АНТОНИМЫ
Слайд 89
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ ПЛЯСКА
Каким из двух синонимов:
голубой или лазурный – надо воспользоваться для описания данного
рисунка? Составьте с этим словом словосочетание.
Слайд 90
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ СОРЕВНОВАНИЕ
Какие глаголы-синонимы можно использовать
для описания нижнего рисунка? Запишите их.
Слайд 91
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ СОБРАНИЕ (ПРЕДМЕТОВ)
Слайд 92
СРАВНИТЕ ЭТИ ЁЛКИ ПО РАЗМЕРУ. ЗАПИШИТЕ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
С ПОМОЩЬЮ СИНОНИМОВ
Каким синонимом: коричневый или карий – нужно
воспользоваться для описания данного рисунка? Составьте словосочетание.
Слайд 93
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К РИСУНКУ: ЧТО ИЗОБРАЖЕНО? КАКИЕ СИНОНИМЫ
ПОМОГУТ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЭТИХ ВОИНОВ?
Слайд 94
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К РИСУНКАМ
Пассажир явно опаздывает. Что ему
нужно делать? Подберите и запишите синонимы – ответы.
Слайд 95
КАКОЙ ГЛАГОЛ БРОСАТЬ ИЛИ МЕТАТЬ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗДЕСЬ?
Слайд 96
УРОК 1. РЕДАКТОР
Доктор прописал пациенту инъекции.
Разъярённая вьюга замела
тропинки.
Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от
ливня под кровлей здания
Разбушевавшаяся метель засыпала дорожки.
Водитель снова начал
напряжённо вглядываться в темноту.
Сторож укрылся от дождя под крышей дома.
Цель: лясы точить
Задание: кто быстрей
заменит синонимами все слова в предложении
Врач
назначил
больному
уколы.
Слайд 97
УРОК 2. ПЕРЕВОДЧИК
ПРОВЕРКА
Цель: говорить по-русски
Задание: заменить иноязычные
слова русскими синонимами
воспоминания
недостатки
доказательства
воодушевление
вратарь
Слайд 98
УРОК 4. ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ СЛОВ
Свирепый, жёсткий, лютый, злой
(враг), безжалостный, бессердечный.
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок)
Задача: «по
росту становись!»
Поставить синонимы в порядке возрастания признака
ШЕРЕНГА
В-1
В-2
Слайд 99
ПОДУМАЙ!
Задуть, потушить, выключить, погасить
задуть
погасить выключить
потушить
Слайд 104
ПОНАБЛЮДАЙ ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕМ СИНОНИМОВ В РЕЧИ.
Приятелей много –
а друга нет.
Слайд 105
КРУПНЫЕ МОХНАТЫЕ СНЕЖИНКИ КРУЖИЛИСЬ В ВОЗДУХЕ.
Крупные – большие,
огромные.
Мохнатые – лохматые, косматые.
Кружились – вращались, вертелись.
Слайд 106
УМОЛЯТЬ, ПРОСИТЬ, КЛЯНЧИТЬ.
Миша клянчил у учительницы,
чтобы его
спросили на уроке.
Слайд 107
ХИХИКАТЬ, ГОГОТАТЬ, СМЕЯТЬСЯ, ХОХОТАТЬ.
Вера с Ниной тихонько гоготали
над ним.
Слайд 108
ДУРАЧИТЬСЯ, ШАЛИТЬ, ОЗОРНИЧАТЬ.
Когда Карлсон прилетал к
Малышу, то они все время шалили.
Слайд 109
ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ, УЧИТЬ.
Космонавты зубрят космическое пространство.
Слайд 110
РАБОТА В ПАРАХ
1 карточка:
Вежливый — …, … .
2
карточка:
Злой — …, … .
3 карточка:
Опрятный — …, …
.
Слова для справок:
учтивый, сердитый, любезный, жестокий, чистый, аккуратный.
Слайд 111
ПРОВЕРЯЕМ :
Вежливый – учтивый, любезный.
Злой – сердитый, жестокий.
Опрятный
– чистый, аккуратный.
Слайд 112
Какие слова называются синонимами?
Синонимы
– это слова, разные по звучанию и написанию, но
близкие по значению.
Для чего нужны синонимы в речи?
Благодаря использованию
синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
.
ЛЕК
СИ
КА
Слайд 113
ДЛЯ ЧЕГО ИЗУЧАЮТ СИНОНИМЫ, КАКУЮ РОЛЬ ОНИ ИГРАЮТ
В РЕЧИ?
Чтобы дети много знали.
Чтобы было не скучно
Чтобы наша
речь стала выразительнее и ярче.
Слайд 114
ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ?
Узнали, что сегодня
понедельник.
Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть
умным.
Узнали, что такое синонимы
Слайд 115
ЧТО ТАКОЕ СИНОНИМЫ?
Это слова, близкие по значению и
одинаковые по звучанию.
Это слова близкие по значению и отвечающие
на один и тот же вопрос.
Это слова, близкие по значению
и имеющие общую часть – корень
Слайд 116
Дорога-
Простор-
Прохлада-
Птичка-
Метель-
Родина-
Источник-
Холод-
СИНОНИМЫ — ЭТО СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. ПРЕДМЕТЫ
путь,
линия,
колея.
ширь,
даль,
приволье,
раздолье.
свежесть,
холодок.
птаха,
пичужка,
пичуга.
вьюга,
буран,
пурга,
ураган.
отечество,
отчизна.
ключ,
родник.
мороз,
стужа.
Слайд 117
СИНОНИМЫ — ЭТО СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. ПРИЗНАКИ
Страшный-
Быстрый-
Печальный-
Белый-
Душистый-
Мокрый-
Старый-
Красивый-
Вкусный-
ужасный,
жуткий,
чудовищный.
проворный,
резвый.
грустный,
унылый,
тоскливый.
белоснежный,
молочный,
снежный.
ароматный,
пахучий.
ароматный,
пахучий.
ветхий,
дряхлый.
прекрасный,
живописный.
аппетитный,
лакомый.
Слайд 118
1. Закончите предложение
1 вариант Синонимы-это …
2 вариант Антонимы- это…
Слайд 119
2. Выпишите парами
1 вариант Синонимы
2
вариант Антонимы
отважный, смелый, высокий, низкий, громко, тихо, абонент,
холод, стужа, жара, зной, плохой, хороший,
Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы».
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok_antonimy_sinonimy.docx | 34.9 КБ |
Урок русского языка в 5 классе на тему:« Как определить лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы».
Педагогическая цель: создать мотивацию на совместную работу, закрепить умениеопределять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы,формировать умение работать со словарями,делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.
•умение адекватно воспринимать оценки.
• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя;
•выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;
умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской, толковый словарь, словари антонимов и синонимов; ИКТ: проектор, экран, компьютер, интернет — ресурсы.
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, игровые технологии, проблемное обучение, информационные компьютерные технологиис применением элементов интерактивности,групповые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, т ехнология формирующего оценивания.
Прозвенел звонок веселый –Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Ребята, желаю Вам на уроке: Раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции. Наш эпиграф:
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
— Это слова из нашей новой темы, которую мы начали изучать на предыдущем уроке.
- Слова — …. всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна…
Как много в них священного для нас!
— А что такое лексика? Синонимы? Антонимы?
- Проверим домашнее задание — Упражнение 244
- Назовите слова, в которых есть орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова
- Назовите слово, в котором есть орфограмма – проверяемая согласная в корне слова
- Назовите слово, в котором есть орфограмма – непроверяемая гласная в корне слова
- Самооценка – вывод.
- Актуализация. Деконструкция — работа с материалом
Запишите число, вид работы:
…. в страну синонимов и антонимов
- А тему урока вы назовёте сами, подсказкой будет наш эпиграф.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Итак, тема нашего урока… — Путешествие в страну
синонимов и антонимов. Как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие, с какой целью мы отправляемся в страну синонимов и антонимов?
Начинаем наше волшебное путешествие
1.Соедини синонимы: Дорога вьюгаМетельзнойныйЖаркиймолвитьСказатьборотьсяВоевать путь
2. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке
Прочный, храбрый, крепкий, твердый
Шалун, проказник ,баловник, лентяй
Сказать, произнести, наблюдать молвить
3. В каждом ряду синонимов подчеркни слово,в котором признак выражен сильнее.
Прохладный, ледяной, холодный.
Симпатичный, прекрасный, очаровательный.
Веселье, радость, восток.
Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.
- Наш вывод: синонимы – близкие по значению слова. Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.Среди синонимов может быть такое слово, в котором признак выражен сильнее.
1.Соедини антонимы: Быстрый друг щедрый потерять ложь
Найти медленный враг правда скупой
2.Подчеркни антонимы к выделенным словам:
Здоровье -болезнь,беда, веселье
Говорить – сказать, молчать, молвить
3. Восстанови пословицы, используя антонимы
- Маленькое дело лучше большого ….. (безделья) .
2) Корень ученья горек, да плод его …..(сладок) .
3) Легко сказать, да ….. сделать.(трудно)
Оцени свою работу: Неверно выполнил большуючасть заданий. Испытывал затруднения. Справился со всеми заданиями.
- Наш вывод:антонимы – противоположные по смыслу слова. Антонимы являются одним из способов толкования лексического значения слова.Антонимы часто встречаются в пословицах.
- Реконструкция — создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения. Задания для групп.
- Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин.)
Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная? Мария ответила, что изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – ярко-зелёный, драгоценный камень, и капля не может быть изумрудной. Витя сказал, что слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
Как вы считаете, чьё рассуждение верно и почему?
А. Права Мария В. Оба правы
Б. Прав Витя Г. Оба не правы
- Ответ: Витя прав (Ответ Б).Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. Изумрудная капля — это эпитет.
- Был чудесный зимний день. Ярко сияло солнце. Блестел снег. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. (М. Ефетов.)
Катя считает, что в этом тексте есть три синонима – глагола.
Митя считает, что здесь четыре синонима – глагола.
Кто из них прав? Почему? Докажите?
А. Права Катя В. Оба правы
Б. Прав Митя Г. Оба не правы
- Ответ: Катя права (ответ А) — здесь три синонима – глагола, различающиеся оттенками значения: светило, блестел, сверкали. Отливая – не глагол, не синоним.
- Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки. (М.Пришвин)
Петя считает, что в этом предложении есть сравнение, а Оля говорит, что здесь есть так называемые контекстные синонимы.
Кто из них прав? Почему? Докажите?
А. Права Оля В. Оба правы
Б. Прав Петя Г. Оба не правы
- Ответ: Правы оба (Ответ В). Белые лилии — дамы в кринолинах Их можно назвать и сравнением, и контекстным синонимом.Контекстные синонимы – это синонимы внутри одного предложения или текста.
- Наш вывод: Синонимы позволяют выразить мысль наиболее точно, различаются оттенками значений, помогают разнообразить нашу речь. Синонимы нужны для усиления эмоциональности речи. Антонимы придают речи точность, выразительность. Антонимы служат для противопоставления контрастных понятий, для создания художественного образа.
- Наш вывод: Синонимы делают нашу речь разнообразной и выразительной, различаются оттенками значений, могут быть художественным средством.Контекстные синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
- Наша физминутка
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком опять встаём
Ну-ка хлопни громче всех!
- Какие слова использованы в нашей физминутке? К какой части речи относятся?
- Королевство словарей — Интересные факты:
- Словарь С.И.Ожегова, 57 тыс. слов;
- 4-х томник Д.И. Ушакова, 85 тыс. слов;
- 17-ти томный словарь современного русского языка, 120 тыс. слов;
- Толковый словарь В.И. Даля, 200 тыс. слов, (30 тыс. пословиц)
Выполним упражнение — Упражнение 246
- Богатырь, ложа, Святки
- Наш вывод: Лексическое значение слова мы можем определить …
- Способ первый —
- Способ второй —
- Способ третий —
- Способ четвёртый —
VII. Домашнее задание — дифференциация:
1. Составить словарь антонимов (5 слов)или Составить словарь синонимов(5 слов). Тематика словарей может быть разнообразная: 1) школьный словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь, 5) словарь вежливых слов и т. д.
2. Написать сочинение (рассказ), используя синонимы и антонимы.
3. Домашнее задание — Упражнение 247 — работа с толковым словарём.
VIII. Социализация — соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
Оцениваем себя. Ребята, Вам удалось сегодня на уроке: Раскрыть свою индивидуальность? Проявить себя творчески? Получить положительные эмоции
IX. Рефлексия -наши выводы
- Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль «Фотоэффект» для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи.
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне.
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет.
Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам «Транспорт», «Движение в большом городе», «Правила дорожного движения». В материалах к уроку имеютя: .
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб».
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2020/03/27/plan-konspekt-uroka-sinonimy-antonimy-5-klass
Adblock
detector