Страх божий синоним

На букву С Со слова «страх»

Фраза «страх божий»

Фраза состоит из двух слов и 10 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «страх»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Страх Божий (автор: Даниил Плотников)15:25

Страх Божий

Видео Что такое страх Божий? Страх Божий – это страх любви. Страх животный – это страх наказания. (автор: Алексей Ильич Осипов)02:47

Что такое страх Божий? Страх Божий – это страх любви. Страх животный – это страх наказания.

Видео Евангелие дня: Страх Божий (автор: Царьград ТВ)03:53

Евангелие дня: Страх Божий

Видео Проповедь: "Почему для мудрости нужен страх Божий?" (Алексей Коломийцев) (автор: СЛОВО БЛАГОДАТИ [slovo.org])35:35

Проповедь: «Почему для мудрости нужен страх Божий?» (Алексей Коломийцев)

Видео Страх Божий | "Библия говорит" | 724 (автор: СЛОВО БЛАГОДАТИ [slovo.org])06:05

Страх Божий | «Библия говорит» | 724

Видео Что такое страх Божий? (автор: russianchurch)04:46

Что такое страх Божий?

Синонимы к фразе «страх божий»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + божественный закон −
  • + божий гнев −
  • + божье наказание −
  • + божье попущение −
  • + божьи заповеди −
  • + высшая справедливость −
  • + глупая баба −
  • + гнусное предательство −
  • + господа бога −
  • + грешный человек −
  • + губить свою душу −
  • + долго ли до греха −
  • + здрав разум −
  • + золотая рота −
  • + изрыгать хулу −
  • + мелкие прегрешения −
  • + невинное дитя −
  • + недобрый час −
  • + отец родной −
  • + повинная голова −
  • + поднять руку на −
  • + последний негодяй −
  • + род людской −
  • + слово и дело −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «страх божий» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

йижоб хартс 😀

Написание фразы «страх божий» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 ստրախ բոժիյ

в грузинской🇬🇪 სთრახ ბოჟი

в латинской🇬🇧 strakh bozhy

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80a5acer xn--90akgew

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cnhf[,j;bq

Написание фразы «страх божий» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠞⠗⠁⠓⠀⠃⠕⠚⠊⠯

Передача фразы «страх божий» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – –

Произношение фразы «страх божий» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «страх божий» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

erpnihgydd

Остальные фразы со слова «страх»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • страх американцев перед литературой
  • страх ареста
  • страх бедности
  • страх безработицы
  • страх безумия
  • страх берёт
  • страх беспомощности
  • страх близости
  • страх боли
  • страх будущего
  • страх вернулся
  • страх воды
  • страх возвращается
  • страх возмездия
  • страх возникает
  • страх возрастал
  • страх войны
  • страх волной
  • страх врагов
  • страх высоты
  • страх гибели
  • страх глаза
  • страх глубины
  • страх гнал

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bbkpu 06.01.2020 16:48

Что значит фраза «страх божий»? Как это понять?..

Ответить

@imhhiw 10.09.2022 07:32

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Страх Божий – это одно их ключевых понятий православной аскетики. Пробуждение страха Божия, как считает известный педагог С.С. Куломзина, есть одна из главных целей воспитания ребенка[1]. Страхом Божиим, по мысли одного из самых глубоких мистиков Православия аввы Исаака Сирина, открывается истинная жизнь и во взрослом подвижнике[2].

Пророк Моисей у горящего куста

Моисей из цикла «Пророки». Лилия Ратнер (1929-2016)

Страх Божий в Ветхом Завете

В Ветхом Завете страх Божий является синонимом истинного богопочитания. Это священное чувство реальности Божьего присутствия (иногда доходящее до ужаса) проявляется в трепетном служении Богу, в делах милосердия и жизни по заповедям. Жизнь в страхе Божием приносит благополучие, но открывается этот страх только смиренным.

Впервые упоминание страха Божия в Ветхом Завете встречается в рассказе об Аврааме, который оправдывается перед Авимелехом в том, что обманул его, выдав Сарру за свою сестру:

Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою. (Быт. 20:11)

Страх Божий является здесь синонимом истинного богопочитания, знания настоящего Бога.

Однако это не просто знание, но и святое чувство, указывающее на мудрость человека:

Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны. (Пс.18:10)

…и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум. (Иов.28:28)

Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его].  Хвала Ему пребудет вовек. (Пс.110:10)

Следует различать страх Божий как память о Боге, и ужас, который иногда посылает Господь для испытания или вразумления человека, ужас, который сопровождает богоявление. Ниже дано несколько примеров именно ужаса пред Богом:

Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня. (Иов. 9:34)

Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? (Иов. 13:11)

Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь. (Пс. 118:120)

Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих. (Исх.23:27)

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму… (Быт. 15:12,13)

Иногда священный страх могут вызывать и люди, определенные Богом на служение:

…с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя. (Втор. 2:25)

И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что [Сам] Господь воевал против врагов Израиля. (2 Пар. 20:29)

Страх Божий развивается от соприкосновения со святыней, и человек, который познал страх Божий, будет удерживаться от греха:

Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. (Исх. 20:18-20)

Настоящий страх Божий  ведет к покаянию:

И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила. И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя. (1 Цар. 12:18-19)

Он проявляется в благоговейном служении Богу, в уклонении от зла и следовании доброму:

Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. (Пс. 2:11)

Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. (Пс. 33:12-15)

Человек, живущий в страхе Божием, не погрешит и  будет праведен. Особенно жить в страхе Божием должны те, кто поставлен судить и управлять. Этот страх проявляется в справедливости, равном ко всем отношении, честности:

Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. (2 Цар. 23:1-3)

…и сказал судьям (Иосафат, царь Иудейский): смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и [Он] с вами в деле суда. Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства. И в Иерусалиме приставил Иосафат [некоторых] из левитов и священников и глав поколений у Израиля — к суду Господню и к тяжбам. И возвратились в Иерусалим. И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем: во всяком деле спорном, какое поступит к вам от братьев ваших, живущих в городах своих, о кровопролитии ли, или о законе, заповеди, уставах и обрядах, наставляйте их, чтобы они не провинились пред Господом, и не было бы гнева [Его] на вас и на братьев ваших; так действуйте, — и вы не погрешите. (2 Пар. 19:6-10)

Пример восстановителя Иерусалима Неемии показывает, что страх Божий проявляется в милосердии к единоверным братьям, т.е. страх Божий проявляется в отношении к людям:

Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа. И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?И я также, братья мои и [служащие] при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей. Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их. И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают. (Неем. 5:7-12)

Вместе с тем, Иов считает, что милосердие и сострадание нужно проявлять не ко всем, а только к тем, кто ходит в страхе Божием:

К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. (Иов. 6:14)

Страх Божий является большей драгоценностью, чем большие сокровища:

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. (Прит. 15:16)

Человек, ходящий в страхе Господнем, будет благополучен. Страх Божий возгревается от научения, однако сам человек должен искать этого научения:

Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. (Прит. 2:3-5) и прибегал он (Озия) к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. (2 Пар. 26:5)
(Далее Озия возгордился, захотел священнодействовать самочинно  и был поражен проказой).

Таким образом, гордость и страх Божий несовместимы:

Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. (Прит. 8:13)

За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. (Прит. 22:4)

Но только смиренный понимает,  что утвердить на путях страха Божия должен Сам Господь:

Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. (Пс. 85:11)

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. (Иер. 32:40)

Иисус и апостол Петр

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Елена Черкасова

Страх Божий в Новом Завете

В Новом Завете акценты смещаются. Ощущение страха Божия возникает в присутствии Иисуса, когда Он совершает чудеса. Этим же ощущением священного трепета проникнута и первохристианская община. Страх Божий настолько силен, что помогает даже превозмочь страх смерти. Вместе с тем, хотя страх Божий остается и продолжает рассматриваться как важный элемент духовной жизни, отношения, построенные на страхе, перестают быть доминирующими, постепенно уступая свое место сыновней любви, причем Сам Иисус постепенно учит своих учеников этому новому отношению к Богу.

Постепенно страх Божий, характерный для отношения к Богу в Ветхом Завете, начинает относиться к Самому Христу:

И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк. 4:37-41)

И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. (Исцеление расслабленного, Лк. 5:26)

Этот же страх присутствует в первохристианской Церкви:

Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. (Деян. 2:43)

Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались. (Деян. 9:31)

Именно этот страх как живое знание реальности Бога превозмогает страх смерти и дает силы противостоять гонениям:

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. (Мф. 10:28)

Это – одно из последствий Крестной смерти Спасителя, победившего смерть:

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. (Евр. 2:14,15)

Апостолы в своей проповеди учат о страхе Божием:

И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего. (1 Пет. 1:17)

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (2 Кор. 7:1)

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия, повинуясь друг другу в страхе Божием. (Еф. 5:17,21)

И предупреждают, что отсутствие страха может стать причиной большого падения:

Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. (Рим. 11:20,21)

Страх Божий – это также и средство для вразумления и исправления:

И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. (Иуд. 1:22,23)

Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. (2 Кор. 5:11)

Итак, страх Божий как ощущение реальности Бога остается. Однако меняется сами отношения между Богом и человеком: Бог перестает быть только Владыкой и Судией, а открывается еще и как Отец (молитва «Отче наш»), Друг и Брат (Ин. 15:14-15, Мф. 12:50).

Христос учит не бояться Себя:
Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. (Ин. 6:20)

и постепенно страх Божий в виде ужаса перед трансцендентным Богом должен уступить место другому состоянию – любви к Богу, ставшему нам максимально близким:

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. (Еф. 2:13)

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:14,15)

…ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. (2 Тим. 1:7)

Страх Божий является первой ступенью, без которой невозможно богопознание. Но оканчивается он любовью, которая постепенно изгоняет страх из сердца человека, всецело преданного Богу:

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4:18)

Как выразил это преп. Антоний Великий, «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его» [3]


[1] С.С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети. М., 1994. С. 28 и сл.

[2] Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. Репринт. М., 1993. С. 3.

[3] Достопамятные сказания, о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1999. С. 29

Поделиться ссылкой:

Что такое «страх божий»? Значение словосочетания в словарях и простыми словами, примеры употребления в тексте

Cловосочетание СТРАХ БОЖИЙ означает:

— богобоязненность — переживание, связанное с фактом возможного нарушения человеком предписаний религии и уверенностью, что за этим последует возмездие со стороны сверхъестественных сил.

Источник: Исторический словарь

Значение термина «страх божий» в других словарях

— см. Богоиилненность.

Источник: Философский словарь

Cловосочетание «страх божий» является ответом на вопросы

  • Вопросы, в которых ответом является словосочетание «страх божий» не найдены.

Страх божий

Страх божий
Прост. Экспрес. Очень много. — Эх, сколько я за свою жизнь кляузников повидал. Страх Божий. Если о всех помнить — кровь испортится, — наставительно сказал Саныч (В. Ерёменко. Провалы памяти).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Страх божий» в других словарях:

  • Страх Божий — см. Страх, страшиться …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Страх Божий — одна из христианских добродетелей, суть которой состоит в благоговении и любви к Богу, в вере в беспредельную святость Божию. Это тревожное сознание своей ничтожности перед ним, своей греховности и опасение огорчить Его своим поведением. Это… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Страх Божий — (1Пет.1:17 ). Страх Божий есть Христианская добродетель, такое благоговение к беспредельной святости Божией и такое опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, что невольно развивает в Христианине особенную бдительность, смирение и… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Страх Божий — чувство, сознание постоянного присутствия Бога, видящего все происходящее и вследствие этого постоянное нежелание сделать что л. богопротивное, недостойное, несообразное Его заповедям, беспокойство о своем несовершенстве. Имей всегда в сердце… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СТРАХ БОЖИЙ — благоговение к беспредельной святости Божьей, опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, боязнь потерять любовь Бога. «Начало мудрости страх Господень» (Притч. 9: 10). Через страх Господень человек преодолевает страх животный,… …   Русская история

  • Страх Божий —    христианская добродетель, заключающаяся в благоговении перед беспредельной святостью Бога и опасении оскорбить чем либо Его величие. Развивает в христианине особое смирение, бдительность и усердие в молитве. Такой человек считает огромным… …   Православная энциклопедия

  • Страх Божий — – означает вообще одну из великих добродетелей и обязанностей человека и имеет разные значения: а) страх, боязнь, опасение наказания от Бога, как низшая степень добродетели страха Божия; б) удивление, трепет, ужас пред величием событий; в)… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Страх Божий (Господень) —  ♦ (ENG fear of God (the Lord)  (лат. timor Dei)     рабский страх перед Богом, основанный на угрозе Божьей кары. Сыновний страх признает, что Божественная личность обладает высшей справедливостью, а потому внушает к себе страх и почтение,… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Страх Божий — одна из величайших христианских добродетелей: боязнь наказания за грехи, сочетаемая с сыновьей любовью к Богу и со стремлением к благочестию, чистоте и святости …   Православный энциклопедический словарь

  • СТРАХ БОЖИЙ — см. Богоиилненность …   Атеистический словарь

  • О страхе Божием Энциклопедия изречений
  • Слово о страхе Божием и о любви Божией свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О страхе Божием прп. Авва Дорофей
  • О страхе Божием Сборник
  • О страхе Божием С.И. Фудель
  • Страх Божий. Что это значит? свящ. Георгий Чистяков
  • Страх Божий свящ. Игорь Прекуп
  • Страх Божий и любовь к человечеству К.Н. Леонтьев
  • О Страхе Божием архим. Софроний (Сахаров)
  • О страхе Божием свщм. Сергий Мечёв
  • Страх Господень cоставитель К.В. Гриценко
  • О Страхе Божием и о Последнем Суде преп. Ефрем Сирин

«Начало мудрости – страх Господень»
(Пс.110:10)

Страх Бо́жий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией. Такой страх является добродетелью, душеспасительным страхом.

Страх Божий основан на желании не потерять связь с Богом и выражается в духовной бдительности, внимании к своим мыслям и поступкам. Страх Божий избавляет от гнева Божьего.

Слово «страх» (греч. φόβος – фобос) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος – тромос), но означало уважение.

strah bozhij - Страх Божий

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Величие премудрости и страха Божия (Сир.1:1-5, 11-18).

Через страх человек достигает любви, а не иначе

«Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».

«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.

Преп. Исаак Сирин учит:
«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх (1Ин.4:18)».

Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели (Притч.8:13; Пс.33:23; 1Кор.13:8)… Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (1Кор.13:13). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (Лк.17:10), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Дорофея, – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх (1Ин.4:18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».

«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».

Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».

Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».

«…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень (Притч.1:7). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех».

Как приобрести страх Божий?

Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень: 

  1. Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
  2. Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
  3. Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
  4. Что Его даже и ангельские чины трепещут.
  5. Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
  6. Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…

Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит (Сир.1:13), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой. Например, прошением из молитвы свт. Иоанна Златуста: “Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое”.

Страх сатанинский

Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… (Пс.24:14; 33:16; 90:10)».

Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар, что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

Так, император Петр I, не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник: «И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кулиеры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».

Наконец, случается с человеком безотчётный страх от бесов, или страхования. Преподобный Иоанн Лествичник о нём говорил: «Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».

Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состарится с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».

Цитаты о страхе Божием

«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.
В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим».
святитель Тихон Задонский

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч.2:3-5). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч.8:13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.
Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2Пет.2:4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного».
епископ Феофан Затворник

«Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу».
святитель Филарет, митрополит Московский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень

«Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4:18).
священник Георгий

«Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким».
прп. Исаак Сирин

«Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение (Флп.2:12). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая».
преп. Антоний Великий

«Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести».
преп. Амвросий Оптинский

«Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния».
преп. Петр Дамаскин

«Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание».
святитель Иоанн Златоуст

«По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия».
святитель Игнатий Брянчанинов

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица. Выражение «побойся Бога» используют, чтобы пристыдить человека, остановить его на греховном пути.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Страус синоним
  • Страттера синонимы
  • Стратсессия синоним
  • Стратосфера синоним
  • Стратостат синоним