Стилистическое использование синонимов презентация

Скачать материал

без ожидания

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 176 человек из 51 региона

  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления...

    1 слайд

    Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов

  • Цели  урока:обучающие – познакомить учащихся с понятиями синоним и синонимич...

    2 слайд

    Цели урока:

    обучающие – познакомить учащихся с понятиями синоним и синонимический ряд;
    сформировать умение подбирать синонимы к словам;
    формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи;
    развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
    воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.

  • Повторение по теме «Лексика»Терминологический диктант1. Слова, одинаковые по...

    3 слайд

    Повторение по теме «Лексика»
    Терминологический диктант
    1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению , — это…
    2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению, — это…
    3. Словарный состав языка – это…
    4. Раздел науки, в котором изучается словарный состав языка, — это…
    5. Словарный запас конкретного человека – это…
    6. Слова, которые имеют два или более лексических значения называются…
    7. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются — ….
    8. Устаревшие слова – это…
    9. Новые слова называются ….
    10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, — это…

  • Исключите лишнее слово и объясните свой выбор. Сила, мощь, могущество, слабый...

    4 слайд

    Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.
    Сила, мощь, могущество, слабый.
    Большой, великий, огромный, громадный, счастливый.
    Блестеть, сверкать, сиять, снимать.
    Смелый, храбрый, мужественный, трусливый.

    — Чем различаются данные слова?
    — Что же такое синонимы?

  • Синонимы – это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие п...

    5 слайд

    Синонимы – это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению.
    Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.

  • Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух или более слов....

    9 слайд

    Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.
    Могут быть синонимические ряды:
    существительных (работа, труд, дело, занятие);
    прилагательных (влажный, мокрый, сырой);
    глаголов (бежать, спешить, торопиться);
    наречий (тут, здесь);
    фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).

  • Поработаем!1. Найди лишнее.
а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.
б...

    11 слайд

    Поработаем!
    1. Найди лишнее.
    а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.
    б) отлично, хорошо, потрясающе, тряска.
    в) хохотать, улыбаться, смеяться, одеваться.
    г) жаркий, палящий, знойный, холодный.

    2. Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:      
    трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

    3. Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.
    Просить, умолять, говорить
    Нестись, бежать, мчаться.

    4. Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.
    Кричать, шептать, говорить

  • Поработаем!5. Подберите к данным словам синонимы.
Родина, смелый, друг, блест...

    12 слайд

    Поработаем!
    5. Подберите к данным словам синонимы.
    Родина, смелый, друг, блестеть.

    6. Составь синонимический ряд, соединяя слова трех столбиков
    Волшебник еда коченеть
    пища мерзнуть питание
    зябнуть кудесник мешковатый
    использовать ошибочный маг
    неуклюжий употреблять применять
    неправильный нескладный неверный

    7. Какие из данных синонимов разговорные и просторечные?
    Болтать, разговаривать
    бродить, болтаться
    дуться, сердиться
    несется, бежит
    Устно составьте с ними предложения.

  • Поработаем!8. Заменить синонимом фразеологический оборот:
На скорую руку - 
К...

    13 слайд

    Поработаем!
    8. Заменить синонимом фразеологический оборот:
    На скорую руку —
    Куда глаза глядят —
    Спустя рукава —
    Хоть шаром покати —
    Повесить нос —
    Рукой подать –

    9. Цифровой диктант. Если вы согласны с утверждением то поставьте цифру 1, а если не согласны, то цифру 0. Сверьте свои ответы с доской.
    1. Синонимы отвечают на один и тот же вопрос.
    2. Синонимы относятся к разным частям речи.
    3. Синонимический ряд –это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.
    4. Синонимы помогают избегать повторов в речи
    5. Синонимы – это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение
    6. Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по написанию

  • Проверь себя!9. Цифровой диктант. 
Сверьте свои ответы с доской. 
1. 1 
2. 0...

    14 слайд

    Проверь себя!
    9. Цифровой диктант.
    Сверьте свои ответы с доской.
    1. 1
    2. 0
    3. 1
    4. 1
    5. 0
    6. 1

  • Работа с текстомУченики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик н...

    15 слайд

    Работа с текстом
    Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.
    — Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
    — Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.
    — У нас для тебя много хороших новостей, — сказали ребята.
    — Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — сказал Толя.
    — К нам в класс пришёл новый ученик, — сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
    — А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, — сказала Надя.
    — Жаль, что я не был там вместе с вами, — грустно сказал Толя.
    — Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — сказали ребята.

  • Работа с текстом- Вам понравился этот текст?

- Что портит этот текст? 

- Чт...

    16 слайд

    Работа с текстом
    — Вам понравился этот текст?

    — Что портит этот текст? 

    — Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным?

    — Как избежать подобных повторов? 

    — Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок.

  • Домашнее заданиеИсправить прочитанный текст, используя слова для справок, зап...

    17 слайд

    Домашнее задание
    Исправить прочитанный текст, используя слова для справок, записать текст в тетрадь, синонимы подчеркнуть.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 311 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.11.2018
  • 17274
  • 1308

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Урок .»Лексика «(6 класс)

  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Лексика. Культура речи
  • 18.11.2018
  • 1736
  • 15

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

                                                Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

        Развивающая

— создать условия для развития  у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

        Воспитывающая

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2.  и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

        Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

        Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

        Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

                                                                Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири.  В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов —  мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению.  Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль? 

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные

  1. лицо, лик, рожа;
  2. ныть, жаловаться, стенать;
  3. идти, шествовать, брести;
  4. идти, шествовать, брести;
  5. постичь, понять, уразуметь.

Для чего нужны в тексте стилистические синонимы?

Задание №6

        Прослушайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

— Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

                        В. Берестов.

Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста.   Но стилистические синонимы позволяют  понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика)

Возвратимся к началу урока. Что было заявлено  в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?

Чтобы определить, какие синонимы называют  контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 — пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 — рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к стихотворению В. Берестова?

Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику Власенкова. Откройте с.30, читаем теоретический материал. Затем выполняем упр. 45

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем три вида синонимов( лексические, стилистические, контекстуальные).  

Поняли, для чего они нужны в тексте:

 — чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

— чтобы избежать стилистических ошибок;

— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

— чтобы использовать синонимы как средство выразительности – градацию.

А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

Домашнее задание:

Но синонимы могут быть использованы и как средство связи предложений в тексте. См. памятку «Средства связи предложений». Эта тема выносится на ЕГЭ и встречается в заданиях А7, А8 и В7. Алгоритм выполнения этих заданий у вас есть. Дома выполните их варианты.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов



Слайд 2

Описание слайда:

Повторение по теме «Лексика»
Терминологический диктант
1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению , — это…
2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению, — это…
3. Слова, которые имеют два или более лексических значения называются…
4. Устаревшие слова – это…
5. Новые слова называются ….
10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, — это…


Слайд 3

Описание слайда:

Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.
Сила, мощь, могущество, слабый.
Большой, великий, огромный, громадный, счастливый.
Блестеть, сверкать, сиять, снимать.
Смелый, храбрый, мужественный, трусливый.
— Чем различаются данные слова?
— Что же такое синонимы?


Слайд 4

Описание слайда:

Синонимы – это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению.
Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

Описание слайда:

Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.
Могут быть синонимические ряды:
существительных (работа, труд, дело, занятие);
прилагательных (влажный, мокрый, сырой);
глаголов (бежать, спешить, торопиться);
наречий (тут, здесь);
фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).


Слайд 9


Слайд 10

Описание слайда:

Поработаем!
1. Найди лишнее.
а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.
б) отлично, хорошо, потрясающе, тряска.
в) хохотать, улыбаться, смеяться, одеваться.
г) жаркий, палящий, знойный, холодный.

2. Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:      
трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

3. Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.
Просить, умолять, говорить
Нестись, бежать, мчаться.

4. Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.
Кричать, шептать, говорить


Слайд 11

Описание слайда:

Поработаем!
5. Подберите к данным словам синонимы.
Родина, смелый, друг, блестеть.
6. Составь синонимический ряд, соединяя слова трех столбиков
Волшебник еда коченеть
пища мерзнуть питание
зябнуть кудесник мешковатый
использовать ошибочный маг
неуклюжий употреблять применять
неправильный нескладный неверный


Слайд 12

Описание слайда:

Поработаем!
8. Заменить синонимом фразеологический оборот:
На скорую руку —
Куда глаза глядят —
Спустя рукава —
Хоть шаром покати —
Повесить нос —
Рукой подать –
9. Цифровой диктант. Если вы согласны с утверждением то поставьте цифру 1, а если не согласны, то цифру 0. Сверьте свои ответы с доской.
1. Синонимы отвечают на один и тот же вопрос.
2. Синонимы относятся к разным частям речи.
3. Синонимический ряд –это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.
4. Синонимы помогают избегать повторов в речи
5. Синонимы – это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение
6. Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по написанию


Слайд 13

Описание слайда:

Работа с текстом
Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.
— Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
— Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.
— У нас для тебя много хороших новостей, — сказали ребята.
— Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — сказал Толя.
— К нам в класс пришёл новый ученик, — сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
— А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, — сказала Надя.
— Жаль, что я не был там вместе с вами, — грустно сказал Толя.
— Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — сказали ребята.


Слайд 14

Описание слайда:

Работа с текстом
— Вам понравился этот текст?

— Что портит этот текст? 

— Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным?

— Как избежать подобных повторов? 

— Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок.


Слайд 15

Описание слайда:

Домашнее задание
Исправить прочитанный текст, используя слова для справок, записать текст в тетрадь, синонимы подчеркнуть.


Слайд 1

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические

особенности употребления синонимов

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов


Слайд 2

Цели урока:

обучающие – познакомить учащихся с

понятиями синоним и синонимический ряд;
сформировать

умение подбирать синонимы к словам;
формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи;
развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.

Цели урока: обучающие – познакомить учащихся с понятиями синоним и синонимический


Слайд 3

Повторение по теме «Лексика»
Терминологический диктант
1. Слова,

одинаковые по звучанию и написанию, но

совершенно разные по лексическому значению , — это…
2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению, — это…
3. Словарный состав языка – это…
4. Раздел науки, в котором изучается словарный состав языка, — это…
5. Словарный запас конкретного человека – это…
6. Слова, которые имеют два или более лексических значения называются…
7. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются — ….
8. Устаревшие слова – это…
9. Новые слова называются ….
10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, — это…

Повторение по теме «Лексика» Терминологический диктант1. Слова, одинаковые по звучанию и


Слайд 4

Исключите лишнее слово и объясните свой

выбор.
Сила, мощь, могущество, слабый.
Большой, великий,

огромный, громадный, счастливый.
Блестеть, сверкать, сиять, снимать.
Смелый, храбрый, мужественный, трусливый.

— Чем различаются данные слова?
— Что же такое синонимы?
Исключите лишнее слово и объясните свой выбор. Сила, мощь, могущество, слабый.Большой,


Слайд 5

Синонимы – это слова, разные по

звучанию, но одинаковые или очень близкие

по значению.
Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.
Синонимы – это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9

Синонимический ряд – это группа синонимов,

состоящая из двух или более слов.

Могут быть синонимические ряды:
существительных (работа, труд, дело, занятие);
прилагательных (влажный, мокрый, сырой);
глаголов (бежать, спешить, торопиться);
наречий (тут, здесь);
фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).
Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух или более


Слайд 10


Слайд 11

Поработаем!
1. Найди лишнее.
а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно,

ежевика.
б) отлично, хорошо, потрясающе, тряска.
в) хохотать,

улыбаться, смеяться, одеваться.
г) жаркий, палящий, знойный, холодный.

2. Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:      
трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

3. Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.
Просить, умолять, говорить
Нестись, бежать, мчаться.

4. Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.
Кричать, шептать, говорить
Поработаем!1. Найди лишнее.а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.б) отлично, хорошо, потрясающе, тряска.в)


Слайд 12

Поработаем!
5. Подберите к данным словам синонимы.
Родина,

смелый, друг, блестеть.

6. Составь синонимический ряд,

соединяя слова трех столбиков
Волшебник еда коченеть
пища мерзнуть питание
зябнуть кудесник мешковатый
использовать ошибочный маг
неуклюжий употреблять применять
неправильный нескладный неверный

7. Какие из данных синонимов разговорные и просторечные?
Болтать, разговаривать
бродить, болтаться
дуться, сердиться
несется, бежит
Устно составьте с ними предложения.
Поработаем!5. Подберите к данным словам синонимы.Родина, смелый, друг, блестеть.6. Составь синонимический


Слайд 13

Поработаем!
8. Заменить синонимом фразеологический оборот:
На скорую

руку —
Куда глаза глядят —

Спустя рукава —
Хоть шаром покати —
Повесить нос —
Рукой подать –

9. Цифровой диктант. Если вы согласны с утверждением то поставьте цифру 1, а если не согласны, то цифру 0. Сверьте свои ответы с доской.
1. Синонимы отвечают на один и тот же вопрос.
2. Синонимы относятся к разным частям речи.
3. Синонимический ряд –это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.
4. Синонимы помогают избегать повторов в речи
5. Синонимы – это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение
6. Синонимы — это слова, близкие по значению, но разные по написанию
Поработаем!8. Заменить синонимом фразеологический оборот:На скорую руку - Куда глаза глядят


Слайд 14

Проверь себя!
9. Цифровой диктант.
Сверьте свои

ответы с доской.
1. 1
2.

0
3. 1
4. 1
5. 0
6. 1
Проверь себя!9. Цифровой диктант. Сверьте свои ответы с доской. 1. 1


Слайд 15

Работа с текстом
Ученики пришли навестить своего

одноклассника Толю. Мальчик не ходил в

школу: сломал ногу, играя в футбол.
— Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
— Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.
— У нас для тебя много хороших новостей, — сказали ребята.
— Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, — сказал Толя.
— К нам в класс пришёл новый ученик, — сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
— А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, — сказала Надя.
— Жаль, что я не был там вместе с вами, — грустно сказал Толя.
— Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, — сказали ребята.
Работа с текстомУченики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил


Слайд 16

Работа с текстом
— Вам понравился этот

текст?

— Что портит этот текст? 

— Что

необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным?

— Как избежать подобных повторов? 

— Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок.
Работа с текстом- Вам понравился этот текст?- Что портит этот текст? -


Слайд 17

Домашнее задание
Исправить прочитанный текст, используя слова

для справок, записать текст в тетрадь,

синонимы подчеркнуть.
Домашнее заданиеИсправить прочитанный текст, используя слова для справок, записать текст в тетрадь, синонимы подчеркнуть.


  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 27.04.2023 14:07

Халаева Людмила Ивановна

Учитель русского языка и литературы

рейтинг2 138
место18 918

Синонимы и точность речи

25.10.2021 22:03

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроке родного русского языка в 6 кл.. по теме «Лексика».

Просмотр содержимого документа

«Синонимы и точность речи»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стилистический нейтральный синоним уставился
  • Стилистическими синонимами являются
  • Стилистический нейтральный синоним украдкой
  • Стилистический синоним экий
  • Стилистический синоним чувствовать