Стилистические синонимы презентация

Скачать материал

без ожидания

«Русский народ создал русский язык..,
 яркий, как радуга, 
вслед весеннем...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 176 человек из 51 региона

  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Русский народ создал русский язык..,
 яркий, как радуга, 
вслед весеннем...

    1 слайд

    «Русский народ создал русский язык..,
    яркий, как радуга,
    вслед весеннему ливню,
    меткий, как стрелы,
    задушевный, как песня над колыбелью,
    певучий и богатый…».

    Л.Н. Толстой

  • Актуализация знаний

  • Актуализация знаний

  • Проанализируйте ряд слов
Лик, лицо, морда, 
рожа, харя, моська, 
рыло, физион...

    4 слайд

    Проанализируйте ряд слов

    Лик, лицо, морда,
    рожа, харя, моська,
    рыло, физиономия

  • Проанализируйте ряд слов
Лик (высокая лексика)
Лицо (стилистически нейтрально...

    5 слайд

    Проанализируйте ряд слов

    Лик (высокая лексика)
    Лицо (стилистически нейтральное слово)
    Морда (просторечное слово, сниженное)
    Рожа, харя, физиономия, моська ,
    рыло (просторечное, сниженное)
    Харя (просторечное, бранное)

  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

    6 слайд

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
    СИНОНИМЫ

  • Цели урока
 синонимы,
стилистическая окраска слов различать нейтральную и сти...

    7 слайд

    Цели урока

    синонимы,
    стилистическая окраска слов
    различать нейтральную и стилистически окрашенную лексику;
    подбирать стилистически нейтральные синонимы
    особенности употребления 
    синонимов в речи (в тексте)
    в соответствии с их стилистической окраской
    Вспомнить
    понятия:
    Научиться:
    Узнать:

  • Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

    8 слайд

    Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

  • Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

    9 слайд

    Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

  • Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически н...

    10 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

    10
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
Дуться – глагол. 
Нео...

    11 слайд

    (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
    Дуться – глагол.
    Неопределенная форма глагола, изъявит. наклонение
    Несовершенный вид
    Синонимический ряд:
    Дуться – сердиться – обижаться – оскорбляться — гневаться

    11
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически н...

    12 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
    Слово ДУТЬСЯ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ОБИЖАТЬСЯ.

    12
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически...

    13 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

    13
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попя...

    14 слайд

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
    Шлепнулся – глагол.
    Совершенный вид, изъявительное накл.
    Прошедшее время, ед.ч., м.р.

    14
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попя...

    15 слайд

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

    Синонимический ряд
    Шлепнулся – упал – бухнулся — грохнулся

    15
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически...

    16 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неиз­вестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

    Слово ШЛЕПНУЛСЯ можно заменить стилистически нейтральным синонимом УПАЛ.

    16
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Алгоритм выполнения задания 6 ОГЭ

1. Прочитайте предложение и определите лек...

    17 слайд

    Алгоритм выполнения задания 6 ОГЭ

    1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

    2. Определить часть речи, грамматические признаки слова.

    3. Подберите к этому слову возможные синонимы, составьте синонимический ряд .

    !!! Синонимы обязательно должны быть той же части речи, что и слово, которое требуется заменить.

    4. Определите, какой из этих синонимов наиболее употребителен; не носит оттенка книжности и разговорности; обладает минимальной экспрессией.

    Этот синоним и будет являться
    стилистически нейтральным.

  • Творческая работа в группах

    18 слайд

    Творческая работа в группах

  • Текст № 1 		У ручья выросла  красавица Роза. На ветку перед ней сел Соловей....

    19 слайд

    Текст № 1
    У ручья выросла красавица Роза. На ветку перед ней сел Соловей. С восхищением он смотрел на Розу, воспевая ее красоту. Соловьиные трели звучали над ручьем, и тот поддакивал им тихим журчанием.
    Но пришла осень. Опали лепестки прекрасной Розы. Ручей унес их вдаль, и смолкла соловьиная песня.
    (А.Смирнов)

  • Текст № 2 		А потом пришла Весна, и повсюду на деревьях появились взору мален...

    20 слайд

    Текст № 2
    А потом пришла Весна, и повсюду на деревьях появились взору маленькие почки и маленькие птички, и только в саду великана-эгоиста по-прежнему была Зима. Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный Ветер, и он прилетел. С головы до пят он был закутан в меха и целый день бушевал в саду и шумел в печной трубе.
    (О. Уайльд)

  •  
Рефлексия

  • Подведём итогиКакова была цель урока?

Что мы сделали для ее достижения?

Пол...

    22 слайд

    Подведём итоги
    Какова была цель урока?

    Что мы сделали для ее достижения?

    Получили ли мы возможность достичь цели?

  • Оцените свою работу на урокеЗаполнить лист самооценки деятельности на уроке

    23 слайд

    Оцените свою работу на уроке
    Заполнить лист самооценки деятельности на уроке

  • Вернемся к формуле успехаЗависит ли ваш успех от старания, внимания и сообраз...

    24 слайд

    Вернемся к формуле успеха
    Зависит ли ваш успех от старания, внимания и сообразительности?

    Если у вас все получилось, возьмите синие ромашки.
    Если вам для успеха нужно больше старания, или внимания, или сообразительности, возьмите желтые ромашки.
    Если у вас не получилось сегодня, не расстраивайтесь: у вас обязательно получится завтра. Вам нужно взять белые ромашки.

  • IIIIIIПрикрепите свои ромашки в соответствующую часть рисунка

    25 слайд

    I
    II
    III
    Прикрепите свои ромашки в соответствующую часть рисунка

  • Выберите
 стилистически  нейтральные словаВосхитительно! 

Классно!

Супер!...

    26 слайд

    Выберите
    стилистически нейтральные слова
    Восхитительно!

    Классно!

    Супер!

    Замечательно!

    Клево!

    Чудесно!

    Хорошо!

    Пойдет!

  • § 25
Что нового узнали из
 § 25
 Синее задание: 
упр. 197

2. Желтое задание:...

    27 слайд

    § 25
    Что нового узнали из
    § 25

    Синее задание:
    упр. 197

    2. Желтое задание:
    упр. 196

    Домашнее задание

  • Все в твоих руках…

  • Использованная литератураЛ.И. Новикова Забота о стиле. Дидактические...

    30 слайд

    Использованная литература
    Л.И. Новикова Забота о стиле. Дидактические материалы
    о стилистике и культуре речи. – Русский язык. — № 8. 2001.
    http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 311 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

  • 10.03.2018
  • 694
  • 0
  • 10.03.2018
  • 6608
  • 47
  • 10.03.2018
  • 384
  • 0
  • 10.03.2018
  • 2270
  • 1
  • 09.03.2018
  • 427
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

Лексика. Стилистически нейтральные синонимы.
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г.Реж

  • Цели: 
    Повторение и закрепление знания по теме «Лексика»; подготовка к сдаче ОГЭ.
  • Задачи:
    1. Показать синонимическое богатство русского языка. 
    2. Создать условия для
    •знакомства с нейтральными синонимами;
    •совершенствования навыков работы с лексическими синонимами; 
    •умения подбирать стилистически нейтральные синонимы.

Что такое синонимы?

  • Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по звучанию. Само слово «синоним» происходит от греческого «synonymos» — что в переводе означает «одноименный, однородный».

Примеры синонимов

  • Веселый – радостный, оживленный, шутливый, праздничный, задорный, потешный.
    Охотник – зверобой, промысловик, следопыт, егерь.
    Беречь – жалеть, хранить, защищать, ограждать.

Стилистически-нейтральные синонимы

  • Нейтральные синонимы – группа слов, имеющих одинаковый смысл и не несущих выраженной эмоциональной нагрузки.
  • Пример: смотреть – глядеть, быстрый — скорый.
  • Стилистические синонимы – группа слов, от выбора которых зависит стиль всей фразы.
  • Пример: лоб – чело, улыбаться – лыбиться, снобизм – выпендреж.
  • Контекстные синонимы – слова, которые не являются синонимами в строгом понимании этого слова, однако в контексте конкретной фразы используются для выражения одной и той же мысли.
  • Пример: «День был августовский, знойный, томительно-скучный» (А. П. Чехов).

Задание 6

  • Замените разговорное слово …  в предложении … стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Алгоритм выполнения задания

  • 1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
  • 2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
  • 3. Определите, какой из этих синонимов:
  • Наиболее употребителен.
  • Не носит оттенка книжности и разговорности.
    Обладает минимальной экспрессией.
  • Стоит первым в синонимическом ряду, открывая его. Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

Примеры заданий

  • (34)Здесь можно бегать стремглав, резвиться, гоняться за бабочками, барахтаться в траве – всё было позволительно. 
  • Замените разговорное слово «стремглав» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Примеры заданий

  • (34)Здесь можно бегать стремглав, резвиться, гоняться за бабочками, барахтаться в траве – всё было позволительно. 
  • Замените разговорное слово «стремглав» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • Очень быстро, стремительно

(11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

  • (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
  • Замените разговорное слово «влепить» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…
  • Замените разговорное слово «шугануть» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

  • (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
  • Замените разговорное слово «влепить» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ударить.
  • (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…
  • Замените разговорное слово «шугануть» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Прогнать.

(9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.

  • (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.
  • Замените просторечное слово «драпать» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием.
  • Замените разговорное слово «дубасить» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом.

(9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.

  • (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.
  • Замените просторечное слово «драпать» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Убегать.
  • (16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием.
  • Замените разговорное слово «дубасить» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Бить.

(6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. 

  • (6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. 
  • Замените разговорное слово «паренёк» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (23)Лишь раз в жизни играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и ещё рубль в долг. (24)Но на том и кончилось моё знакомство с азартными играми.
  • Замените разговорное слово «продул» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом.

(6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. 

  • (6)Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего. 
  • Замените разговорное слово «паренёк» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Мальчик.
  • (23)Лишь раз в жизни играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и ещё рубль в долг. (24)Но на том и кончилось моё знакомство с азартными играми.
  • Замените разговорное слово «продул» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Проиграл.

 (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. 
 (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. 

  • Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (34)Спервá сядь вон там, поодаль.
  • Замените просторечное слово «спервá» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. 
 (8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. 

  • Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Очень.
  • (34)Спервá сядь вон там, поодаль.
  • Замените просторечное слово «спервá» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Сначала.

 (53)Постойте, мальцы… (54)Вот картошек варёных возьмите.

  •  (53)Постойте, мальцы… (54)Вот картошек варёных возьмите.
  • Замените просторечное слово «мальцы» в предложении 53 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище.
  • Замените разговорное слово «выказать» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(53)Постойте, мальцы… (54)Вот картошек варёных возьмите.

  • (53)Постойте, мальцы… (54)Вот картошек варёных возьмите.
  • Замените просторечное слово «мальцы» в предложении 53 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Дети, ребята.
  • (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище.
  • Замените разговорное слово «выказать» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Показать, выразить.

(15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.

  • (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.
  • Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.
  • Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.

  • (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.
  • Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Сказал.
  • (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.
  • Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Маленький.

(9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистýю.

  • (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистýю.
  • Замените просторечное слово «подчистýю» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. 
  • Замените разговорное словосочетание «набит битком» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистýю.

  • (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистýю.
  • Замените просторечное слово «подчистýю» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Полностью.
  • (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. 
  • Замените разговорное словосочетание «набит битком» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Полный, полон.

(37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

  • (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
  • Замените разговорное слово «почудилось» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (13)На кого гневалась?
  • Замените книжное слово «гневалась» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

  • (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
  • Замените разговорное слово «почудилось» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Показалось.
  • (13)На кого гневалась?
  • Замените книжное слово «гневалась» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Злилась.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.

  • (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
  • Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.
  • Замените разговорное слово «кинулись» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.

  • (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
  • Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Пошептались.
  • (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет.
  • Замените разговорное слово «кинулись» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Бросились, подбежали.

(12)Этого не забудешь вовек. 

  • (12)Этого не забудешь вовек. 
  • Замените слово высокого стиля «вовек» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (11)А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, всё собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
  • Замените просторечное слово «таращился» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(12)Этого не забудешь вовек. 

  • (12)Этого не забудешь вовек. 
  • Замените слово высокого стиля «вовек» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Никогда.
  • (11)А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, всё собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
  • Замените просторечное слово «таращился» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Смотрел.

(3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты.

  • (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты.
  • Замените разговорное слово «строчат» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (38)Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
  • Замените разговорное слово «массу» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты.

  • (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты.
  • Замените разговорное слово «строчат» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Стреляют.
  • (38)Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
  • Замените разговорное слово «массу» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Много.

(6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. 

  • (6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. 
  • Замените разговорное слово «одолеть» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (17)Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. 
  • Замените разговорное слово «замаячили» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. 

  • (6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. 
  • Замените разговорное слово «одолеть» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Изучить.
  • (17)Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. 
  • Замените разговорное слово «замаячили» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Появились.

(26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

  • (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.
  • Замените разговорное слово «разбазаривать» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  • (6)Три дня пришлось уламывать. 
  • Замените разговорное слово «уламывать» в предложении 6 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

  • (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.
  • Замените разговорное слово «разбазаривать» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Тратить.
  • (6)Три дня пришлось уламывать. 
  • Замените разговорное слово «уламывать» в предложении 6 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.
  • Уговаривать.

(38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».

  • (38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».
  • (40)Вот так всё и обошлось.
  • Замените разговорное слово «угомонилась» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

 (38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».

  •  (38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».
  • (40)Вот так всё и обошлось.
  • Замените разговорное слово «угомонилась» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
            • Успокоилась.

Интернет-источники

  • https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c69/00035440-14fe8b12/img23.jpg
  • http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-sinonimy-privodim-primery/
  • http://4ege.ru/
  • http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
  • https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s571ec6ca8ce5a9c1/image/i4fe8f88ed2fa3211/version/1420543358/image.png
  • http://ru.sch55.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=1523

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

                                                Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

— познакомить с градацией как средством выразительности речи.

        Развивающая

— создать условия для развития  у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

        Воспитывающая

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Этап усвоения новых знаний:
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2.  и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

        Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

        Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

        Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

                                                                Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири.  В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов —  мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению.  Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль? 

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные

  1. лицо, лик, рожа;
  2. ныть, жаловаться, стенать;
  3. идти, шествовать, брести;
  4. идти, шествовать, брести;
  5. постичь, понять, уразуметь.

Для чего нужны в тексте стилистические синонимы?

Задание №6

        Прослушайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

— Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

                        В. Берестов.

Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста.   Но стилистические синонимы позволяют  понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика)

Возвратимся к началу урока. Что было заявлено  в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?

Чтобы определить, какие синонимы называют  контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 — пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 — рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к стихотворению В. Берестова?

Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику Власенкова. Откройте с.30, читаем теоретический материал. Затем выполняем упр. 45

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем три вида синонимов( лексические, стилистические, контекстуальные).  

Поняли, для чего они нужны в тексте:

 — чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

— чтобы избежать стилистических ошибок;

— чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

— чтобы использовать синонимы как средство выразительности – градацию.

А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

Домашнее задание:

Но синонимы могут быть использованы и как средство связи предложений в тексте. См. памятку «Средства связи предложений». Эта тема выносится на ЕГЭ и встречается в заданиях А7, А8 и В7. Алгоритм выполнения этих заданий у вас есть. Дома выполните их варианты.

Слайд 1Стилистические синонимы

Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные

условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Стилистические синонимыСтили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших


Слайд 3

Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать,

спать, большой, весело, если, из-за). Это слова, которые не закреплены за каким-нибудь определенным стилем и могут употребляться в любой ситуации. Нейтральная лексика лишена особой экспрессии, эмоций

Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за). Это


Слайд 4

К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности

(но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика (не выходит за пределы русского литературного языка): чепуха, наобум, халтурить, работяга.

К разговорной лексике относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). Разговорная лексика


Слайд 5

Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи.

Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в речи недостаточно образованных людей, характеризуя их культурный уровень: обормот, дрыхнуть, облапошить.

Просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи. Грубовато-экспрессивные слова звучат чаще всего в


Слайд 6

Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У

этих слов сильно выражена экспрессия, способность передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям. Чрезмерная грубость делает эту лексику недопустимой в речи культурных людей. Сравните: лицо (нейтр.) = харя, рыло, репа.

Грубо-просторечная лексика отличается от грубовато-экспрессивной лексики большей степенью грубости. У этих слов сильно выражена экспрессия, способность


Слайд 7
Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи

образованных людей: давеча, небось, отродясь.

Собственно-просторечная лексика – простонародные слова, не рекомендованные к употреблению в речи образованных людей: давеча, небось, отродясь.


Слайд 8
Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и

поэтической речи (дерзание, титанический, избранник, творец, отчизна).

Высокая лексика характеризуется торжественностью, поэтичностью, она употребляется преимущественно в ораторской и поэтической речи (дерзание, титанический, избранник, творец,


Слайд 9
Стилистические синонимы — это слова, тождественные по своему значению и различные

по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления.

Стилистические синонимы - это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную


Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!

  • Тип файла:

    ppt / pptx (powerpoint)

  • Всего слайдов:

    19 слайдов

  • Для класса:

    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11

  • Размер файла:

    78.00 kB

  • Просмотров:

    48

  • Скачиваний:

    2

  • Автор:

    неизвестен

Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд

Урок русского языка в классе

Содержание слайда: Урок русского языка в 10 классе на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Машинская СОШ» Тосненского района Ленинградской области
Рыжикова Р.Е.


№2 слайд

Цели урока Обучающая -

Содержание слайда: Цели урока: Обучающая

— повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;
— дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;
— познакомить с градацией как средством выразительности речи.


№3 слайд

Цели урока Развивающая -

Содержание слайда: Цели урока: Развивающая

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);
— обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.


№4 слайд

Цели урока Воспитывающая -

Содержание слайда: Цели урока: Воспитывающая

— воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;
— воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.


№5 слайд

Актуализация опорных знаний

Содержание слайда: Актуализация опорных знаний
Что такое синонимы?
Виды синонимов:
Лексические
Стилистические
Контекстные (контекстуальные)


№6 слайд

Проверка усвоения

Содержание слайда: Проверка усвоения сформированных умений
Лексические синонимы
Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:
настоящий
конечно
Отечество
красивый


№7 слайд

Задание В какой строке слова

Содержание слайда: Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?
карандаш, стол, лампа
ученик, школа, портфель
сад, лес, берёза
дом, изба, лачуга


№8 слайд

Задание Какие слова НЕ

Содержание слайда: Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?
печально – грустно
советовать – рекомендовать
эффектный – эффективный
отличный – великолепный


№9 слайд

Задание Найдите синонимы к

Содержание слайда: Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений.
Какова роль синонимов в этом тексте?
Подчеркните синонимы в последнем предложении.
ТЕКСТ:
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
Из рассказа В.П. Астафьева


№10 слайд

Задание О чём рассказывает

Содержание слайда: Задание №5
О чём рассказывает автор?
Каково лексическое значение слова «кедрач»?
А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»?
Какова роль синонимов в последнем предложении?
Какая картина возникает в нашем воображении?


№11 слайд

Роль синонимов в тексте

Содержание слайда: Роль синонимов в тексте
Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать картину огромной, величественной, мрачной, даже зловещей тайги.
Синонимы шорох, шуршание, шелест создают впечатление необычайной тишины.


№12 слайд

Стилистические синонимы

Содержание слайда: Стилистические синонимы
Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:
лицо, лик, рожа;
ныть, жаловаться, стенать;
идти, шествовать, брести;
идти, шествовать, брести;
постичь, понять, уразуметь.


№13 слайд

Прочитайте текст Дракон В

Содержание слайда: Прочитайте текст
Дракон
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
— Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.


№14 слайд

Вопросы и задания к

Содержание слайда: Вопросы и задания к стихотворению
Какие ряды синонимов встретились в стихотворении? Выпишите их.
Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? Объясните это.
Какую роль выполняют стилистические синонимы?


№15 слайд

Роль стилистических синонимов

Содержание слайда: Роль стилистических синонимов

позволяют определить стилистическую принадлежность текста;
позволяют понять авторское отношение к описываемому


№16 слайд

Контекстные синонимы В

Содержание слайда: Контекстные синонимы
В стихотворении три ряда лексических синонимов:
Голова — головка – башка;
пасть – глотка;
рожа – личико.
В данном контексте эти слова называют один и тот же предмет – голову дракона. Следовательно, это синонимы, но только в данном тексте.


№17 слайд

Синонимы используются как

Содержание слайда: Синонимы используются как средство выразительности
Градация (от латинского gradatio – постепенное возвышение) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Например: …вы должны были… испустить ручьи…реки, озёра, океаны слёз! (Ф.М.Достоевский)


№18 слайд

Синонимы средство связи

Содержание слайда: Синонимы – средство связи предложений в тексте
Синонимы (в том числе и контекстные) используются как средство связи предложений в тексте
Например:
Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.


№19 слайд

Для чего нужны синонимы в

Содержание слайда: Для чего нужны синонимы
в речи?
Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее
Чтобы избежать повторов
Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет
Чтобы использовать синонимы как средство выразительности
Или средство связи предложений


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стилистические синонимы поцеловать
  • Стилистические синонимы поездка
  • Стилистические синонимы письмо
  • Стилистические синонимы перерыв
  • Стилистические синонимы отменить аннулировать