Стилистические пометы синонимов

     Синонимы (гр.
synonymos — одноименный) – близкие или
тождественные по значению слова, которые
по-разному называют одно и то же понятие.
Синонимы отличаются друг от друга или
оттенком значения, или стилистической
окраской, или обоими признаками
одновременно.(румяный — розовощекий(различается
оттенками значения); преждевременный
— ранний, безвременный
(наряду с
семант.различиями стилевые и
стилистические).

3 основные группы синонимов:

  • Идеографические (семантические, различ.
    по смыслу)

  • Стилевые (относ. к одному из функциональных
    стилей)

  • Собственно стилистические(оценочно-экспрессивные
    оттенки)

Абсолютные синонимы (дублеты)-слова,
не имеющие различий.(в течение-в
продолжение; лингвистика- языкознание;
бегемот- гиппопотам;
орфография –
правописание
)

 Группа слов, состоящая из нескольких
синонимов, называется синонимическим
рядом
. Синонимические ряды могут
состоять как из разнокорневых(величие-грандиозность;
метель-буран
), так и из однокорневых
синонимов(лицо — лик, обогнать —
перегнать; рыбак — рыболов, рыбарь;

метель-метелица ).На первое место в
синонимическом ряду обычно ставится
определяющее по значению и стилистически
нейтральное слово — доминанта.(межстил.
гл. говорить- доминанта син.ряда, в
который входят лексемы молвить, изрекать,
бурчать
). Другие члены ряда уточняют
его семантическую структуру, дополняют
ее оценочными значениями. В синоним.ряду
могут быть объединены и отдельные слова,
и сочетания служебных слов(анонимный-
без подписи
), а также слова и
терминологические словосочетания,
фразеологизмы(авиация- воздушный
флот; дантист- зубной врач; много- куры
не клюют
)

  Синонимы всегда принадлежат к
одной и той же части речи. Однако в
системе словообразования каждый из них
имеет родственные слова, относящиеся
к другим частям речи и вступающие между
собой в такие же синонимические отношения;
ср. красивый — обаятельный, очаровательный,
неотразимый —> красота — обаяние,
очарование.

Ошибки при употр.синонимов:
неверное взаиморасположение синонимов
в предложении по степени качества(Так
относиться к нуждам избирателей- это
чудовищно, просто плохо
).

Русский язык богат синонимами. Однако
составители словарей синонимов используют
различные критерии их выделения. Это
приводит к тому, что синонимические
ряды разных лексикографов часто не
совпадают. Причина таких разночтений
кроется в неодинаковом понимании
сущности лексической синонимии.

Синонимы позволяют по-разному обозначить
одну и ту же ситуацию, приспособить речь
к конкретным ситуациям, обнаружить
языковое чутьё, богатство лексикона.
Чем большей точности хочет добиться
говорящий или пишущий, чем больше
внимания следует обратить на синонимы.

Синонимия свидетельствует о наличии
системных отношений в лексике.

17.Межстилевая, книжная и разговорная лексика. Стилистические пометы в толковых словарях русского литературного языка.

1)Лексика межстилевая (стилистически нейтральная)

Межст. л.– лексика, которая может
употребляться и в письменной речи (в
научных работах, в публицистике, в
официальных документах), и в обычном
непринужденном разговоре (время, год,
дом, жизнь, молоко, порция, размер, страна,
человек
; жить, забыть, меняться,
работать, ходить, хотеть
; большой,
главный, многий, первый, русский, честный
;
всегда, очень, там
)

Межст.л.-основа языка. Авторский язык
художественной литературы (за исключением
некоторых жанров, например сказа) состоит
в основном из межст.слов.

Межст. л. лишь называет, обозначает (но
не выражает отношения к называемому)
предметы, явления, свойства, качества,.
В современных толковых словарях
межст.слова даются без помет, что и
указывает на отсутствие стилистических
ограничений в их употреблении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пометы в Словаре не выполняют запретительную функцию, они вводятся, чтобы показать особенности употребления слов-синонимов в различных сферах речи, их отнесённость к тому или иному пласту лексики.

Стилистические и эмоционально-экспрессивные пометы ставятся перед словом-синонимом. Приводятся ставшие традиционными в лексикографии два типа стилистической характеристики слова: эмоционально-экспрессивная и функционально-стилистическая – и, соответственно, традиционная система помет.

В Словаре используются традиционные для лексикографии функционально-стилистические пометы: высок. , книжн. , трад.-поэт. , устар. спец. , разг. , Данные пометы несут информацию об ограничении сферы и среды функционирования синонимов.

Помета высок. используется для слов высокого стиля, употребляющихся преимущественно в поэтической, ораторской и другой торжественно-приподнятой речи. Например:

ОРА́ТОР, высок. вити́я, высок. трибу́н, книжн. Демосфе́н, книжн. златоу́ст, книжн. Цицеро́н.

Тот, кто обладает даром красноречия.

Помета книжн. ставится у слов, не имеющих широкого распространения и свойственных преимущественно письменной речи, особенно научной и публицистической. Например:

НАПЫ́ЩЕННЫЙ, высокопа́рный, пы́шный, ходу́льный, книжн. ритори́ческий, книжн. ритори́чный, устар. велеречи́вый, разг. треску́чий, разг. шумли́вый.

Лишённый простоты, витиеватый, чрезмерно торжественный, высокомерный (о слоге, стиле, речи и т.п.).

Помета трад.-поэт. отмечает слова, традиционно употребляющиеся в поэзии. Например:

РУКА́, кисть, пясть, трад.-поэт. десни́ца, трад.-поэт. длань, трад.-поэт. шу́йца, разг. , шутл. клешня́, разг. , шутл. краб, разг. ла́па.

Часть тела человека от плеча до кончиков пальцев, предназначенная для выполнения сложных движений разной целенаправленности (обслуживание физиологических потребностей, производство материальных благ, художественных ценностей и т.п.), на которые способно только существо, обладающее высшими психическими функциями.

Помета спец. используется для слов, употребляющихся в определенной области науки, техники, искусства и т.д. Например:

НЕЦЕНЗУ́РНЫЙ, спец. ненормати́вный, спец. обсце́нный, спец. табуи́рованный, разг. ма́терный, разг. матерщи́нный, разг. непеча́тный.

Запрещённый к произношению в общественном месте или к опубликованию в любом виде по культурным, этическим и др. соображениям (о словах, выражениях или высказывании, тексте, содержащем такие слова); крайне непристойный, абсолютно недопустимый в литературной речи.

Помета разг. используется для слов, преимущественно употребляющихся как средство живого непринужденного общения. Например:

разг. БОЛТУ́Н, шутл. лепету́н, разг. балабо́л, разг. балабо́лка, разг. балала́йка, разг. болту́шка, разг. говору́н, разг. соро́ка, разг. стрекоту́н, разг. тарато́ра, разг. тарато́рка, разг. треску́н, разг. трещо́тка.

Тот, кто много и быстро говорит, часто бессодержательно.

Пометой устар. сопровождаются слова, уже вышедшие из активного употребления, а также слова устаревающие. Например:

устар. ХОДА́ТАЙ, проси́тель.

Тот, кто ходатайствует за кого-либо.

Эмоционально-экспрессивные пометы выражают устойчивое оценочное отношение говорящего к тому, что обозначается синонимом. Помета ласк. указывает на то, что слово выражает нежность, любовь, доброе отношение. Например:

НОС, ласк. но́сик, разг. , ласк. , шутл. носопы́рка, разг. , шутл. сопе́лка, разг. , ирон. хо́бот.

Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом и глазами; орган дыхания и обоняния.

Слайд 1ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«СИНОНИМЫ: ВЫСОКИЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ И СНИЖЕННЫЕ»
Выполнили ученицы 8

А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Дёмышева Алина Дмитриевна и

Самигуллина Диана Джамильевна Руководитель: учитель русского языка и
литературы Воробьёва Л.В.

Подольск
2013 год

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА  «СИНОНИМЫ: ВЫСОКИЕ, СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ И СНИЖЕННЫЕ»Выполнили ученицы 8 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа


Слайд 2Почему я не слушал на уроках про синонимы?

Почему я не слушал на уроках про синонимы?


Слайд 3Цели и задачи нашей работы
Цель работы: помочь учащимся 9-классов подготовиться

к заданию В 1 тестовой части ГИА.
Для достижения этой

цели были поставлены следующие задачи:
1) вспомнив изученное по теме «Синонимы», глубже освоить данную тему;
2) провести лингвистическое исследование и сделать выводы на основании его результатов;
3) собрать и проанализировать языковой материал;
4) создать конечный продукт – небольшой словарь синонимов.

Цели и задачи нашей работы	Цель работы: помочь учащимся 9-классов подготовиться к заданию В 1 тестовой части ГИА.


Слайд 4Синонимы – это слова одной и той же части речи,

которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг

от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синонимы

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но


Слайд 6 Группа слов, объединённых синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. Например: спать

– почивать – дрыхнуть.

Группа слов, объединённых синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. Например: спать – почивать – дрыхнуть.


Слайд 7Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок – ромашка.

Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные понятия: дом –

квартира.

Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок – ромашка. Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные


Слайд 8 Синонимы могут различаться:
1) компонентами лексического значения (например, жадный

– скупой: общий компонент смысла – «одержимый страстью к деньгам»,

но жадный имеет ещё компонент «стремящийся захватить чужое», а скупой – «неохотно отдающий своё»); ср. также слова идти – брести, открыть – распахнуть;

Синонимы могут различаться:1) компонентами лексического значения (например, жадный – скупой: общий компонент смысла – «одержимый


Слайд 92) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные,

высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать – почивать –

дрыхнуть, есть – вкушать – жрать, здравствуй – привет – здорово;

2) стилем употребления: у стилистически нейтрального слова могут быть книжные, высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать


Слайд 103) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня:

слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой, несерьёзный», не содержащийся

в слове разговор, при этом болтовня имеет сниженную по сравнению со словом разговор окраску); ср. также идти – тащиться – шествовать – переться;

3) и тем и другим одновременно (например, разговор и болтовня: слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой,


Слайд 114) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично

(открыть глаза, рот, книгу и т. д. – разинуть рот)

или полностью (позиционные синонимы – слова с одинаковым понятийным содержанием, но с полным несовпадением лексической сочетаемости): совокупность животных в языке называется по-разному в зависимости от того, о каких животных идёт речь: стадо коров; отара овец, стая птиц, волков, косяк рыб, свора собак, табун лошадей;

4) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично (открыть глаза, рот, книгу и т. д.


Слайд 125) степенью современности: шея – выя, рыбак – рыбарь, вертолёт

– геликоптер;

5) степенью современности: шея – выя, рыбак – рыбарь, вертолёт – геликоптер;


Слайд 136) сферой употребления: повар – кок (проф.), петух – кочет

(диал.), родители – предки, шнурки (жарг.). Некоторые исследователи не считают

слова, различающиеся степенью современности и сферой употребления, синонимичными.

6) сферой употребления: повар – кок (проф.), петух – кочет (диал.), родители – предки, шнурки (жарг.). Некоторые


Слайд 14 Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются

полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание – лингвистика, бросать –

кидать, тушить – гасить, в течение – в продолжение). Полных синонимов в языке не очень много.

Синонимы, между которыми нет указанных различий, называются полными (абсолютными) синонимами, или дублетами (языкознание –


Слайд 15 Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания

– фразеологизмы: умереть – отдать богу душу. Фразеологизмы могут вступать

в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отбросить коньки.

Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания – фразеологизмы: умереть – отдать богу душу.


Слайд 16 Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделятся также

контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые вступают в синонимические отношения

только в определённом контексте (например, сказать – прошепелявить – брякнуть – рявкнуть – заикнуться).

Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделятся также контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые вступают


Слайд 17Стили речи
Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка,

разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от

того, где, с кем и зачем мы говорим.

Стили речи	Стили речи – системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших


Слайд 18Стили речи
Разговорный
Книжные
Научный
Официально-деловой
Публицисти-ческий
Художест-венный

Стили речиРазговорныйКнижныеНаучныйОфициально-деловойПублицисти-ческийХудожест-венный


Слайд 19Разговорный стиль
Характерные для разговорного стиля языковые средства

на уровне лексики и словообразования:
– использование разговорной и просторечной

лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);
– преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;
– экспрессивность и оценочность в лексике и слообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);
– частое использование фразеологизмов

Разговорный стиль  	 Характерные для разговорного стиля языковые средства на уровне лексики и словообразования:	 – использование


Слайд 20Стилистические пласты лексики
Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная

(межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если, из-за и др.).

Стилистические пласты лексики	Основу словарного состава языка составляет стилистически нейтральная  (межстилевая) лексика (кровать, спать, большой, весело, если,


Слайд 21
Лексика высокого стиля

Высокая
Книжная
Официальная
титанический
избранник
творец
кончина
беспрецедентный воззрение
декларировать чрезвычайно
удостоверить соучастие вследствие

Лексика высокого стиля ВысокаяКнижнаяОфициальнаятитаническийизбранник творец кончинабеспрецедентный воззрениедекларировать чрезвычайноудостоверить соучастие вследствие


Слайд 22
Лексика «низкого стиля»

Разговорная
Просторечная
Работяга
электричка
вздремнуть безалаберный большинство междометий: эх, ага и др.
Балбес
трепач
муторно
паршиво
вляпаться

Лексика «низкого стиля» РазговорнаяПросторечнаяРаботягаэлектричкавздремнуть безалаберный большинство междометий: эх, ага и др.Балбестрепачмуторнопаршивовляпаться


Слайд 24Стилистические пометы

«бран.» — бранное
«высок.» — высокое
«ирон.» —

ироническое
«книжн.» — книжное
«неодобр.» — неодобрительное
«офиц.» — официальное
«прост.» —

просторечное
«разг.» — разговорное и др.

Стилистические пометы «бран.» - бранное «высок.» - высокое «ирон.» - ироническое «книжн.» - книжное«неодобр.» - неодобрительное «офиц.»


Слайд 25Лингвистическое исследование
Задание № 1. Замените разговорное слово «раскошелиться» в предложении

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Сейдахмат собирается скоро в город,

в город деньги нужны будут, потому не может она раскошелиться.
Задание № 2. Замените разговорное слово «скаредничаешь» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Так уж я и поверю. Скаредничаешь, старик, деньгу копишь. А куда?
Задание № 3. Замените разговорное слово «сгинула» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Но мальчик знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать, после того как они разошлись с отцом, оставила сына у деда, а сама уехала в город; как уехала, так и сгинула.
Задание № 4. Замените разговорное слово «оторопел» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Дед оторопел бы от дива такого и не знал бы, как ему быть.
Задание № 5. Замените разговорное слово «куражиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Дед коня примет, жена бежит самовар ставить; все вроде только его и ждали, а он начинает куражиться.

Лингвистическое исследованиеЗадание № 1. Замените разговорное слово «раскошелиться» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.Сейдахмат собирается


Слайд 27Алгоритм выполнения задания В1

1.Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного

в задании слова.
2.Подберите к этому слову возможные синонимы.
3.Определите, какой из

подобных синонимов
наиболее употребителен;
не носит оттенка книжности и разговорности;
обладает минимальной экспрессией;
стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

Алгоритм выполнения задания В1	1.Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.	2.Подберите к этому слову возможные


Слайд 28Словарь синонимов
…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

Словарь синонимов …нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.


Слайд 31Чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам

говорить и писать на этом языке.
Богатство стилистических оттенков русской лексики

требует особенно внимательного отношения к слову.

Чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке.Богатство стилистических


Слайд 32Список литературы
1. Гоголь Н. В. Мёртвые души: Поэма./Вступит. статья П.

Г. Антокольского. – М.: Худож. лит., 1980. – 400 с.
2.

Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 208 с.
3. Драбкина С. В. Субботин Д. И.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013.Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. – М: Интеллект-Центр, 2013. – 208 с.
4. Егораева Г. Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).Сборник экзаменационных тестов / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 93с.
5. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. Книга для внеклассного чтения. VIII-X классы. М., «Просвещение», 1977. – 192 с.
6. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 317 с.
7. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, Издательство «ЧеРо», 2006. – 240 с. – (Московский университет – школе)
8. Розенталь Д. Э. Современный русский язык /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова. – 10-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. 9. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 384 с. – (ГИА-9.)
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 352 с., ил.

  Интернет-ресурсы:
http://www.fipi.ru/

Список литературы1. Гоголь Н. В. Мёртвые души: Поэма./Вступит. статья П. Г. Антокольского. – М.: Худож. лит., 1980.


Что такое синонимы: примеры синонимов

Синонимы (от древнегреческого συνώνυμος, «одноименный») — это похожие по значению слова, которые пишутся и произносятся по-разному. Пример синонимов: идти — шагать; смелый — храбрый; веселье — радость .

Смысл синонимов может совпадать полностью или частично. Синонимы могут иметь в основе один и тот же корень ( неграмотный — безграмотный ) или разные корни ( плохой — ужасный ).

Как правило, слова-синонимы не полностью тождественны друг другу. Каждый из них имеет свой оттенок значения. Например: врач — доктор — медик — эскулап.

Несколько слов-синонимов образуют синонимиче­ский ряд. Например: юноша — молодой человек — подросток — отрок — недоросль — парень — пацан . Все эти слова похожи, но несколько отличаются и по смыслу, и по стилю.

Синонимами могут быть не только слова и словосочетания, но также устойчивые обороты речи — фразеологизмы . Слово « много » можно заменить идиомами «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «хоть отбавляй» .

Синонимы позволяют точнее выразить свою мысль, избежать ненужных повторений, выразить отношение к предмету, соблюсти определенный стиль.

Синонимы и антонимы

В отличие от синонимов антонимы — слова, противоположные по значению. Примеры антонимов: горячий — холодный .

Таким образом, «антоним» — антоним слова «синоним».

Виды синонимов

Существуют следующие виды синонимов:

Абсолютные синонимы — это полностью тождественные слова. Например, бегемот — гиппопотам или век — столетие .

Семантические (смысловые) синонимы отличаются оттенками значения. Пример: неприятный, мерзкий, отталкивающий, отвратительный, противный .

Стилистические синонимы отличаются эмоциональной окраской либо принадлежат к разным языковым стилям. Например: нейтральное слово ходить и просторечное шляться ; враг и устаревшее неприятель .

Многие синонимы одновременно отличаются и значением, и экспрессивной окрашенностью. Например: актер и комедиант .

Примеры синонимов в русском языке

Синонимы к слову говорить — вещать, выражаться, высказываться, излагать, лепетать, молвить, мямлить, ораторствовать, произносить, разглагольствовать, сказать, тараторить, твердить, утверждать .

Синонимы к слову данные — информация, показания, материалы, сведения, файлы, факты, цифры, эмпирика.

Синонимы к слову думать — вникать, воображать, ворочать мозгами, взять в голову, допускать мысль, задумываться, кумекать, ломать голову, мечтать, мозговать, мыслить, намереваться, носиться с мыслью, планировать, полагать, помышлять, размышлять, рефлексировать, решать, соображать, судить, шевелить извилинами.

Синонимы к слову есть — глотать, жрать, кушать, лопать, наворачивать, питаться, рубать, трескать, уписывать, уплетать, хавать .

Синонимы к слову жара — баня, высокая температура, духота, жарища, зной, пекло, тепло, теплынь.

Синонимы к слову интересный — достойный внимания, животрепещущий, занимательный, занятный, забавный, захватывающий, любопытный, небезынтересный, не оторвешься, нескучный, примечательный, смотрибельный, увлекательный.

Синонимы к слову каждый — всякий, любой, произвольный, отдельный, первый попавшийся.

Синонимы к слову красивый — бесподобный , великолепный, видный, дивный, изящный, нарядный, прекрасный, прелестный, привлекательный, пригожий, роскошный, смазливый, хороший, щегольской .

Синонимы к слову нейтральный — безучастный, бесстрастный, индифферентный, непредвзятый, никакой, равнодушный, спокойный, средний, сухой, хладнокровный.

Синонимы к слову объяснять — вносить ясность, излагать, иллюстрировать, интерпретировать, комментировать, описывать, освещать, проливать свет, разжевывать, раскрывать, растолковывать, трактовать.

Синонимы к слову человек — гомо сапиенс, индивид, индивидуум, личность, некто, персона, субъект, смертный, физическое лицо, царь природы.

Подобрать подходящий синоним поможет словарь синонимов русского языка .

Источник статьи: http://www.anews.com/p/98824369-chto-takoe-sinonimy-primery-sinonimov/

Классификация синонимов в русском языке. Стилистические и семантические синонимы. Употребление синонимов

Показателем богатого словарного состава языка является наличие большого числа синонимов. Это понятие относится к науке о словах и словарном составе языка — лексикологии. В статье речь пойдет о синонимах как языковом явлении, и будет рассмотрена классификация синонимов в русском языке.

Происхождение и значение понятия

Слово «синоним» имеет греческое происхождение. Так называют слова, обычно принадлежащие к одной части речи, совпадающие или близкие в своих значениях. Например: бегемот — гиппопотам, заканчивать — финишировать, смотреть — видеть. В синонимах закреплены более тонкие оттенки значений слов, уточнения признаков и отношения к предмету со стороны говорящего, к примеру: любить — обожать — восхищаться.

Классификация

Классификация синонимов имеет три основания:

  1. По степени схожести значений.
  2. По функциональности.
  3. По структуре.

Каждый тип имеет свои характеристики и особенности употребления. Они будут разобраны ниже.

Классификация синонимов по схожести

Выделяют два типа синонимов:

  • полные (также абсолютные, точные, дублеты);
  • неполные (частичные).

Абсолютные синонимы — слова, значение которых полностью совпадает. Это явление в языке крайне редкое и чаще носит временный характер. Впоследствии значения модифицируются и уже перестают быть абсолютно синонимичными.

Примеры абсолютных синонимов в русском:

  • правописание — орфография;
  • азбука — алфавит;
  • сторожить — стеречь;
  • лингвистика — языкознание.

Несмотря на кажущуюся взаимозаменяемость, эти синонимы имеют различную сочетаемость с другими словами. Например, можно сказать «когнитивная лингвистика», а вот термин «когнитивное языкознание» в речи не используется.

Что касается частичных синонимов, то они имеют схожие значения, слегка отличающиеся оттенками и употреблением в речи. Примеры частичных синонимов:

  • сказать — говорить — произносить;
  • болезнь — недуг;
  • холод — мороз — стужа;
  • жара — зной;
  • трудный — тяжелый;
  • зародыш — эмбрион;
  • врач — доктор.

Разница в значении проявляется обычно в употреблении синонимов. Можно сказать «зародыш человека» и «эмбрион человека». Но нельзя сказать «эмбрион цветка». Слово «тяжелый» может относиться не только к сложности выполнения, но и к массе, в отличие от слова «трудный»: можно сказать «тяжелый камень», но никак не «трудный камень». Есть выражение «зубной врач», но «зубного доктора» нет. А под словом «холод» далеко не всегда подразумевается минусовая температура.

Синонимы по функциональности

Эта классификация синонимов включает три типа:

Первый тип называется также идеографическими синонимами. Семантические синонимы различаются нюансами значения. Обычно они раскрывают разные стороны предмета. Стилистическая окраска их нейтральна. В основном такие синонимы используются в языке для более точной передачи отношения и выражения мысли. Примеры семантических синонимов:

  • смелый — храбрый — отважный;
  • страх — ужас;
  • молодой — юный;
  • одаренный — талантливый;
  • красивый — прекрасный.

Стилистические синонимы имеют разную стилистическую окраску. Синонимичные группы выделяются на основании противопоставления стилистически нейтрального слова стилистически окрашенному. Поэтому употребление их обусловлено конкретной речевой ситуацией и стилем речи. Часто в этих случаях синонимы являются диалектными или архаичными единицами. Можно привести такие примеры стилистических синонимов:

  • храбрый — бравый;
  • юноша — отрок;
  • глаза — очи — зенки;
  • любовный — амурный;
  • спать — почивать — дрыхнуть;
  • лицо — физиономия.

В приведенных примерах первое слово всегда является нейтральным, в отличие от остальных. Очевидно, что слово «дрыхнуть», имеющее разговорный стилистический оттенок, неуместно использовать в тексте, к примеру, научной тематики. Также неуместно использование архаизмов в разговорной речи или диалектизмов в деловом общении.

Среди семантических синонимов распространено явление эвфемизации. Эвфемизмы — слова, использующиеся для смягчения неприятных или неприличных слов. К примеру:

  • туалет — уборная — санузел — дамская комната;
  • умереть — отойти — почить — преставиться.

Семантико-стилистические синонимы чаще всего встречаются в лексике. Этот тип объединяет слова, отличающиеся и нюансами значения, и стилистической окраской, например, синонимичный ряд: есть — кушать — лопать — жрать. Процесс поглощения пищи, обозначенный словами «кушать» и «жрать», будет выглядеть совершенно по-разному.

Классификация по структуре

По структуре синонимы делятся на:

  • разнокоренные (например, семантический — смысловой, действительный — реальный, больница — госпиталь);
  • однокоренные (красить — окрашивать, дарить — задаривать, любовь — влюбленность).

Контекстуальные синонимы

Отдельной группой в классификации синонимов можно выделить контекстуальные. Они воспринимаются как синонимы лишь в определенном контексте. В обычной речи такие слова в синонимический ряд не выстраиваются и могут вообще иметь мало общего.

На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров.

Очевидно, что выделенные слова хоть и обозначают расстояние, но не являются синонимами в полном смысле слова. Но в условиях контекста их значения становятся синонимичны.

Он свое отгулял, отскрипел, оттянул, отбоярил, отмыкался, сник, отмаячил.

Однородные сказуемые в этом примере также являются контекстуальными синонимами.

Источники синонимов в языке

Существует два способа появления в языке синонимов:

  • Заимствования из других языков: свободный — вакантный, китаевед — синолог, растительность — флора.
  • Словообразование: волчица — волчиха, дарить — подарить — передарить — задарить, красный — прекрасный — красивый.

Функции синонимов в речи

Синонимы играют важную роль в любом языке. Употребление синонимов делает речь богаче, выразительнее, насыщеннее, помогает избежать тавтологии (повторов однокоренных слов).

В связи с этим можно выделить две основные функции синонимов:

  • семантическая — уточнение оттенка значения слов в высказывании, замещение слов;
  • стилистическая — придание речи стилистической окрашенности, выразительности.

Особую важность знание синонимических рядов и употребление синонимов имеет для людей, чья профессиональная деятельность связана с языками, литературой, журналистикой. Любой текст будет выглядеть богаче и ярче, если автор умеет пользоваться возможностями синонимов. Достаточно представить диалог в художественном произведении, где для передачи прямой речи использовалось бы только слово «сказал». Язык предлагает гораздо больше вариантов: ответил, заметил, согласился, поддержал, возразил, промолвил, проговорил и т. д.

Словари синонимов, существующие для разных языков, помогают авторам расширить словарный запас.

Можно сделать вывод, что синонимия — богатство любого языка, показатель его развитости и возможностей. Классификация в русском языке выделяет полные и неполные, одно- и разнокоренные, семантические, стилистические и семантико-стилистические синонимы.

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/433188/klassifikatsiya-sinonimov-v-russkom-yazyike-stilisticheskie-i-semanticheskie-sinonimyi-upotreblenie-sinonimov

Подготовка к ОГ Э по русскому языку.

Стилистические синонимы (задание 6)

Учитель русского языка и литературы

Фроленко С.С.

Г.Новороссийск

МБОУ лицей «Технико-экономический»

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку наряду с формированием коммуникативной компетенции, развитием грамотной связной устной и письменной речи является важнейшей задачей учителя-словесника. Начало данной работе должно быть положено в 5–6 классах .

На что же должен обратить особое внимание учитель русского языка, работая с пяти-шестиклассниками, чтобы уже на этой ступени обучения организовать эффективную подготовку к государственной итоговой аттестации. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета Т. М. Пахнова утверждает:

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная,

интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет,

если умеет вести диалог с текстом…». 

Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить.

В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. Это задание 3 (выразительные средства языка) и задание 6 (стилистические синонимы). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.

Еще из курса 5 класса ученики знают, что синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Например, метель пурга, сверкать сиять, трудный сложный.

Синонимы могут отличаться оттенками значений или сферой употребления. Например, смеяться и хохотать.

Слово «смеяться» означает издавать смех, а «хохотать» – громко смеяться.

Стилистические синонимы принадлежат к разным стилям речи. Например, глаза – очи – гляделки.

Слово «гляделки» явно разговорное, слово «очи» – книжное, так как может встретиться в художественном произведении, чтобы выразить возвышенное отношение к какому-либо герою. А вот слово «глаза» – нейтральное: оно может употребляться в любом стиле.

         Слово «бродить» является стилистически нейтральным синонимом разговорного «шататься» и книжного «блуждать».

Таким образом, стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях, а стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, которые не прикреплены к одному стилю.

Для работы с учениками можно предложить такие задания:

Упражнение 1.

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам:

1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.


Упражнение 2.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.


Упражнение 3.

Выпишите из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Выпишите из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.

Также ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

Стилистически нейтральный синоним

Разговорный слово (просторечное)

Слова книжной лексики

Спать

Дрыхнуть

почивать

Болтать

Слопать

Клянчить

Долговязый

обскакать

Верзила

Исполин

Взор

Очи

грезы

Жажда

Возмездие

уста

сетовать

При анализе примеров ученики делают вывод, что нейтральная лексика лишена эмоциональности, экспрессии, тогда как разговорные слова придают речи непринужденность, неофициальность. Разговорная лексика не выходит за пределы литературных норм. Просторечная же используется лицами,

которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.

Лексические задания включаются в задания комплексного

анализа текста. Приведу несколько примеров.

Текст №1

— Огурец! — позвал Таракан.— Иди сюда!

Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился…

— Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан… Иди, не

трону… У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

Славик выпучил большие серые глаза.

— Чего зенки вылупил? Хочешь?

— Хочу, — сказал Славик тихо.

Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. (С. Антонов.)

Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев.

Ответы учащихся:

 Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе».

«С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике. Приведу несколько примеров.

Задание: «Замените разговорное слово «выуживал» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

Отрывок из сочинения:

 «В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального«доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое

семечко из шишки».

Задание: «Замените разговорное слово «возиться» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (19) Нет… у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец.

Отрывок из сочинения:

«В речи человека отражаются его мысли, чувства. Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься». Оно помогает полнее обрисовать речевую ситуа-

цию. Нам становится понятно, что отец в отсутствии сына совершенно равнодушно и бессердечно отнесся к раненой чайке, не ухаживал за ней».

А уже в 6 классе можно предложить и тестовую работу:

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время


2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный


3.  Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр


4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель


5. Какое из слов является просторечным?

а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка


6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.


7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.


8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.


9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?


10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.


11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».


12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.


13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.


14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.


15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова

Ответы:


1. 3)
2. 4)
3. 3)
4. 3)
5. 4)
6. 2)
7. 2), 3)
8. 1), 3), 4)
9. 2)
10. 2), 3), 4)
11. 3)
12. 1), 2)
13. 4)
14. 1), 2), 4)
15. 1) В, 2) Г, 3) Д, 4) Б, 5) А

Каждый педагог стремится найти ответ на вопрос «Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ?» Ответ в народной мудрости — готовь сани летом. Хочется добавить – и будешь на коне. Долгий и кропотливый путь проходит ученик под началом своего учителя, прежде чем получит результат, удовлетворяющий его самого и его родителей. Если этот путь упрощать, сокращать – финиш может стать печальным для всех. Вот почему уже с 5 класса обязательно следует начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. И не так уж это и страшно или трудно. Пятиклассники-шестиклассники, к удивлению, как раз с большим удовольствием включаются в такую серьёзную работу, как подготовка к экзамену. Это их настраивает на рабочий ритм, вдохновляет, тем более, если учитель разнообразит задания.

– разновидность словарной пометы, лексикографический прием указания на стилистические особенности разъясняемой словарной единицы. Напр.: книжн. – книжное слово; разг. – разговорное; простор. – просторечное и т.д.

С помощью С. п. отмечаются те стилистические признаки языковой единицы (слова, устойчивого сочетания слов), которые определяют ее особую позицию в отношении других, сопоставляемых с ней, единиц. Напр.: глаза – без пометы (нейтральное), очи (высок., устар.), зенки (простореч., груб.) и т.д.

С. п. ставится в словаре (как правило, толковом словаре) после грамматической характеристики слова и перед его значением / значениями, если относится к слову в целом, или перед тем значением многозначного слова (ЛСВ), к которому С. п. относится. При устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах) С. п. ставится обычно после них в скобках. Напр.: Гнать в шею (прост.) – грубо выгонять.

Кроме толковых словарей, С. п. имеют и некоторые специальные лингвистические словари, напр., «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой, «Словарь синонимов русского языка» А.П. Евгеньевой.

Система стилистических помет зависит от уровня развития разных областей языкознания (стилистики, лексикографии и др.) и отражает их.

Впервые подробно разработанная система помет (в том числе и стилистических) была использована в «Словаре русского языка, составленном вторым отделением Академии Наук» под ред. Я.К. Грота (1895 г.). С тех пор некоторые пометы вышли из употребления (общерусское, простонародно-ироническое и др.), другие, наоборот, появились. В целом, система С. п. далека от совершенства. Об этом свидетельствует тот факт, что в каждом толковом словаре используется своя система С. п., иногда существенно отличающаяся от системы С. п. других толковых словарей.

Так, напр., «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова (1935) (далее СУ) не отделяет стилистические пометы от других помет, определяющих круг употребления слова, и предлагает следующую систему: 1. Пометы, указывающие на разновидности устной речи (разг., простореч., фам., детск., вульг., арго, школьн., обл.); 2. Пометы, указывающие на разновидности письменной речи (книжн., науч., тех., спец., газет., публиц., канц., офиц., поэт., нар.-поэт.); 3. Пометы, устанавливающие историческую перспективу в словах современного языка (нов., церк.-книжн., старин., устар.); 4. Пометы к словам, обозначающим предметы и понятия чуждого быта (истор., дореволюц., загр.); 5. Стилистические пометы, указывающие на выразительные оттенки (экспрессию) слов (бран., ирон., неодобрит., шутл., презрит., пренебр., укор., торж., ритор., эвф.).

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (1936) (далее СО) выделяет пометы, указывающие стилистическую характеристику слов: книжн., высок., офиц., разг., прост., обл., презр., неодобр., пренебр., шутл., ирон., бран.

«Словарь русского языка» АН СССР в 4-х т. под ред. А.М. Евгеньевой (1957–1961 гг.) (далее МАС) к стилистическим относит следующие группы помет: 1. Пометы, указывающие принадлежность слова к различным пластам лексики русского языка (обл., прост., груб. прост.); 2. Пометы, указывающие на стилистическую ограниченность употребления слов в литературном языке (разг., книжн. офиц. и офиц.-дел., высок., трад.-поэт., народно-поэт.); 3. Пометы, указывающие специальную область применения слова (астр., бакт., бухг., геол., зоол. и др.); 4. Пометы, указывающие эмоциональную окраску слова (бран., ирон., шутл., пренебр., презр., неодобр. и почтит.); 5. Помета устар. к словам, выходящим из употребления в современном русском языке.

«Словарь русского литературного языка» АН СССР в 17-ти т. (1950–1965 гг.) (далее БАС) сопровождает слова следующими стилистическими пометами: разг., простореч., обл., устар., народно-поэт., шутл., ирон., бран., устар. быт.

С. п. одного плана в разных словарях могут отличаться. Напр., стилистически возвышенные слова и значения в СУ имеют пометы торж. и ритор., а в СО – помету высок.

Очень часто С. п. при одном и том же слове (значении слова) не совпадают в разных словарях. Так, напр., слово амуниция в СУ дается без каких-либо помет, в БАСе имеет помету воен., в СО и МАСе характеризуется как устарелое. Слово диспутировать в СО и СУ имеет помету книжн., в МАСе – устар., а в БАСе помет не имеет.

Существующие несогласованность и непоследовательность в применении С. п. неоднократно отмечались лингвистами (В.П. Берков, Х. Касарес, К. Людвиг, Ф.П. Сороколетов, Л.П. Ступин, Ф.П. Филин, Л.В. Щерба, И.Л. Резниченко, Л.В. Бойко, О.А. Нестерова, Г.Ф. Кузьмина и др.). «Описание стилистического качества слова представлено практически во всех существующих словарях. Однако <…> это описание сравнительно с описанием других свойств лексических единиц до сих пор характеризуется существенно меньшей степенью обоснованности и упорядоченности» (Бойко Л.В., 1991, с. 1).

По мнению лингвистов, разногласия, возникающие по поводу выделения тех или иных разновидностей С. п., их иерархии и т.п., обусловлены прежде всего: более быстрой, по сравнению с другими, сменой стилистических норм; отсутствием специально ориентированной на потребности лексикографии стилистической теории слова; сосуществованием различных подходов к интерпретации стилистического потенциала слова, отсутствием в современной отечественной лингвистике общезначимого потенциала слова (через категорию экспрессивности, через категорию функциональности, через синтез этих категорий); существенными различиями в понимании самих данных категорий и отношений между ними (отсутствием единого представления о категориях эмотивности, оценочности, экспрессивности и их возможных взаимоотношениях и т.п.).

Т. о., мы можем говорить о том, что недостатки стилистического описания лексики в словарях обусловлены в значительной степени нерешенностью ряда важнейших проблем теоретической стилистики и отсутствием концепции стилистического потенциала слова, разработанной специально с ориентацией на лексикографическое применение.

Лит.: Сорокин Ю.С. О нормативно-стилистическом словаре современного русского языка. – ВЯ. – 1967. – №5; Денисов П.Н., Костомаров В.Г. Стилистическая дифференциация лексики и проблема разговорной речи // Вопросы учебной лексикографии. – М., 1974; Катлинская Л.П. Нормативные пометы в словарях и реальное речевое употребление (языковое сознание и критерии нормы) // Литературная норма и просторечие. – М., 1977; Скляревская Г.Н. Заметки о лексикографической стилистике // Современность и словари. – Л., 1978; Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. – М., 1984; Резниченко И.Л. Стилистический узус русского языка и его отражение в лексикографии. – М., 1984; Бойко Л.В. Стилистическая ценность русского слова и ее отражение в учебных словарях. – М., 1991; Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М., 1993.

О.Н. Емельянова

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. «Флинта», «Наука».
.
2003.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стилистические окрашенные синонимы
  • Стилистические нейтральные синонимы это примеры
  • Стилистические и семантические особенности синонимов
  • Стилистические возможности синонимов конспект
  • Стилистически окрашенные синонимы это