Стилистические окрашенные синонимы

Стилистические синонимы

На этом уроке мы с вами поговорим о стилистических синонимах. Тема, разбираемая нами, пригодится на экзамене при решении задания 6, где от вас потребуется подобрать стилистический синоним, также знание этой темы будет крайне полезно для сочинения.

Для начала давайте вспомним, что такое “синонимы”. Под этим определением мы с вами понимаем слова, которые имеют схожее лексическое значение, но являются разными по написанию и звучанию. Примеры синонимов нам всем хорошо известны, допустим: большой-огромный-гигантский.

Говоря о “стилистических” синонимах, мы сталкиваемся с ещё одним определением, которое нам необходимо освежить в своей памяти, а именно — стили речи. Функциональными стилями речи называют сложившиеся в языке системы речевых средств, которые люди используют в определённой сфере человеческого общения.

Выделяют пять стилей речи:

  1. Научный
  2. Официально-деловой
  3. Публицистический
  4. Художественный
  5. Разговорный

Безусловно, лексика (словарный фонд языка) этим стилям присуща специфическая. Весь объем лексических средств русского языка мы можем разделить на нейтральную (она используется везде, может быть присуща каждому из стилей речи) и стилистически окрашенную (то есть ту, которая будет характерна для определённого стиля речи). Стилистически окрашенная лексика может быть книжной (деловой, научной, публицистической) и разговорной (просторечные слова, которые характерны больше для устной речи).

Как отличить стилистически окрашенную лексику от общеупотребительной? Когда вы идёте на собеседование или важный экзамен, то будете использовать более официально-деловые слова, чтобы произвести хорошее впечатление. А вот когда после занятий в школе идёте гулять с друзьями, ваша речь будет совершенно иной и ведь было бы действительно странно говорить официально в этой обстановке. Однако некоторые слова будут уместны и там, и там. Например, слово «занятие» или «образование». Такие слова называются стилистически нейтральными.

Книжная лексика используется в письменной речи – в журналах, статьях, газетах, в новостях и на конференциях. Добавим сюда же устаревшие слова, которые раньше свободно использовались в книжном стиле.

Сленг, разговорные сокращения, коверканье слов, грубые слова – все они будут относиться к разговорной лексике. Такие слова уместны только в неформальной обстановке либо для создания определенного образа.

Итак, для определения КНИЖНОЙ лексики мы с вами будем спрашивать себя следующее: «Написал бы так Пушкин в своем произведении?» Еще подсказкой вам будет служить следующее: слова книжной лексики часто уже не входят в активный словарный запас человека: часто их значение может быть не понятно нашему поколению.

К НЕЙТРАЛЬНОМУ слову мы задаем другой вопрос: «Я смогу так говорить в любом обществе: с родителями, с учителями, с незнакомыми людьми? Мне не будет стыдно за свои выражения?»

К РАЗГОВОРНОЙ лексике будут относиться слова, которые будут понятны твоему поколению: в них может использоваться сленг. Жаргонизмы и другие не очень приличные слова.

Давайте убедимся в том, насколько легко теперь мы можем определять, к какой лексике относится слово.

  1. Ликовать — радоваться — скакать козликом
  2. Сподручнее — удобнее — благоприятнее
  3. Современный — нынешний — текущий

Давайте разбираться вместе, помня о вопросах. Итак, какие бы слова из этих рядов мог бы написать в своих произведениях Александр Сергеевич? Конечно: ликовать, благоприятнее и текущий. Какие из этих слов мы можем сказать без стеснения в любом обществе? Очевидно, что это слова: радоваться, удобнее и современный. Оставшиеся слова могут быть сказаны нами в разговоре со сверстниками.

Стилистические синонимы — это слова, которые имеют схожее значение, но относятся к разным стилям речи, отличаются друг от друга степенью употребительности и эмоционально-экспрессивной окраской. Например: хихикать, смеяться, ржать, хохотать, гоготать.

А теперь попробуем самостоятельно подобрать стилистически нейтральный синонимы к выделенным словам:

  1. Грядущий год — будущий
  2. Кушать кашу — есть
  3. Сетовать на судьбу — жаловаться
  4. Отведай пирога — попробуй
  5. Крутое задание — полезное, хорошее
  6. Здорово живёшь — хорошо

Какие из вышеназванных слов разговорные? — кушать, крутое, здорово. Остальные слова будут отнесены нами к книжной лексике.

Для того чтобы справиться с заданием ОГЭ, нам очень важно помнить, что решающее значение в выборе стилистически нейтрального синонима имеет контекст. Также всегда помните и то, что подбирать синоним следует чётко в той же форме, что и исходное слово: парня (кого?) — юношу, молодого человека.

Пришло время попробовать решить форматное задание 6.

Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно.

Сначала анализируем формулировку – слово нужно заменить нейтральным синонимом, в ответ будет выписывать одно слово, сразу смотрим, в какой форме (швырнуЛ). Читаем внимательно предложение. Стараемся понять, что обозначает это слово в данном предложении. Слово «швырнул» в контексте данного предложения означает «кинул, бросил». Лексически нейтральным синонимом могут являться оба этих слова. Выбираем одно из них (нельзя записать оба!) Записываем его в ответ в той форме, в которой дано слово «швырнул» в предложении – т.е. в прошедшем времени, м.р., а не в инфинитиве (неправильно – бросить, кинуть!).

Ответ: кинул или бросил

Скачать материал

без ожидания

«Русский народ создал русский язык..,
 яркий, как радуга, 
вслед весеннем...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 176 человек из 51 региона

  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Русский народ создал русский язык..,
 яркий, как радуга, 
вслед весеннем...

    1 слайд

    «Русский народ создал русский язык..,
    яркий, как радуга,
    вслед весеннему ливню,
    меткий, как стрелы,
    задушевный, как песня над колыбелью,
    певучий и богатый…».

    Л.Н. Толстой

  • Актуализация знаний

  • Актуализация знаний

  • Проанализируйте ряд слов
Лик, лицо, морда, 
рожа, харя, моська, 
рыло, физион...

    4 слайд

    Проанализируйте ряд слов

    Лик, лицо, морда,
    рожа, харя, моська,
    рыло, физиономия

  • Проанализируйте ряд слов
Лик (высокая лексика)
Лицо (стилистически нейтрально...

    5 слайд

    Проанализируйте ряд слов

    Лик (высокая лексика)
    Лицо (стилистически нейтральное слово)
    Морда (просторечное слово, сниженное)
    Рожа, харя, физиономия, моська ,
    рыло (просторечное, сниженное)
    Харя (просторечное, бранное)

  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

    6 слайд

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
    СИНОНИМЫ

  • Цели урока
 синонимы,
стилистическая окраска слов различать нейтральную и сти...

    7 слайд

    Цели урока

    синонимы,
    стилистическая окраска слов
    различать нейтральную и стилистически окрашенную лексику;
    подбирать стилистически нейтральные синонимы
    особенности употребления 
    синонимов в речи (в тексте)
    в соответствии с их стилистической окраской
    Вспомнить
    понятия:
    Научиться:
    Узнать:

  • Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

    8 слайд

    Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

  • Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

    9 слайд

    Дополните таблицу стилистически нейтральными синонимами

  • Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически н...

    10 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

    10
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
Дуться – глагол. 
Нео...

    11 слайд

    (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
    Дуться – глагол.
    Неопределенная форма глагола, изъявит. наклонение
    Несовершенный вид
    Синонимический ряд:
    Дуться – сердиться – обижаться – оскорбляться — гневаться

    11
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически н...

    12 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «дуться» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
    Слово ДУТЬСЯ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ОБИЖАТЬСЯ.

    12
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически...

    13 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

    13
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попя...

    14 слайд

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
    Шлепнулся – глагол.
    Совершенный вид, изъявительное накл.
    Прошедшее время, ед.ч., м.р.

    14
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попя...

    15 слайд

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

    Синонимический ряд
    Шлепнулся – упал – бухнулся — грохнулся

    15
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически...

    16 слайд

    Задание: Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неиз­вестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

    Слово ШЛЕПНУЛСЯ можно заменить стилистически нейтральным синонимом УПАЛ.

    16
    Подготовка к ОГЭ
    Задание 6

  • Алгоритм выполнения задания 6 ОГЭ

1. Прочитайте предложение и определите лек...

    17 слайд

    Алгоритм выполнения задания 6 ОГЭ

    1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

    2. Определить часть речи, грамматические признаки слова.

    3. Подберите к этому слову возможные синонимы, составьте синонимический ряд .

    !!! Синонимы обязательно должны быть той же части речи, что и слово, которое требуется заменить.

    4. Определите, какой из этих синонимов наиболее употребителен; не носит оттенка книжности и разговорности; обладает минимальной экспрессией.

    Этот синоним и будет являться
    стилистически нейтральным.

  • Творческая работа в группах

    18 слайд

    Творческая работа в группах

  • Текст № 1 		У ручья выросла  красавица Роза. На ветку перед ней сел Соловей....

    19 слайд

    Текст № 1
    У ручья выросла красавица Роза. На ветку перед ней сел Соловей. С восхищением он смотрел на Розу, воспевая ее красоту. Соловьиные трели звучали над ручьем, и тот поддакивал им тихим журчанием.
    Но пришла осень. Опали лепестки прекрасной Розы. Ручей унес их вдаль, и смолкла соловьиная песня.
    (А.Смирнов)

  • Текст № 2 		А потом пришла Весна, и повсюду на деревьях появились взору мален...

    20 слайд

    Текст № 2
    А потом пришла Весна, и повсюду на деревьях появились взору маленькие почки и маленькие птички, и только в саду великана-эгоиста по-прежнему была Зима. Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный Ветер, и он прилетел. С головы до пят он был закутан в меха и целый день бушевал в саду и шумел в печной трубе.
    (О. Уайльд)

  •  
Рефлексия

  • Подведём итогиКакова была цель урока?

Что мы сделали для ее достижения?

Пол...

    22 слайд

    Подведём итоги
    Какова была цель урока?

    Что мы сделали для ее достижения?

    Получили ли мы возможность достичь цели?

  • Оцените свою работу на урокеЗаполнить лист самооценки деятельности на уроке

    23 слайд

    Оцените свою работу на уроке
    Заполнить лист самооценки деятельности на уроке

  • Вернемся к формуле успехаЗависит ли ваш успех от старания, внимания и сообраз...

    24 слайд

    Вернемся к формуле успеха
    Зависит ли ваш успех от старания, внимания и сообразительности?

    Если у вас все получилось, возьмите синие ромашки.
    Если вам для успеха нужно больше старания, или внимания, или сообразительности, возьмите желтые ромашки.
    Если у вас не получилось сегодня, не расстраивайтесь: у вас обязательно получится завтра. Вам нужно взять белые ромашки.

  • IIIIIIПрикрепите свои ромашки в соответствующую часть рисунка

    25 слайд

    I
    II
    III
    Прикрепите свои ромашки в соответствующую часть рисунка

  • Выберите
 стилистически  нейтральные словаВосхитительно! 

Классно!

Супер!...

    26 слайд

    Выберите
    стилистически нейтральные слова
    Восхитительно!

    Классно!

    Супер!

    Замечательно!

    Клево!

    Чудесно!

    Хорошо!

    Пойдет!

  • § 25
Что нового узнали из
 § 25
 Синее задание: 
упр. 197

2. Желтое задание:...

    27 слайд

    § 25
    Что нового узнали из
    § 25

    Синее задание:
    упр. 197

    2. Желтое задание:
    упр. 196

    Домашнее задание

  • Все в твоих руках…

  • Использованная литератураЛ.И. Новикова Забота о стиле. Дидактические...

    30 слайд

    Использованная литература
    Л.И. Новикова Забота о стиле. Дидактические материалы
    о стилистике и культуре речи. – Русский язык. — № 8. 2001.
    http://rus.1september.ru/article.php?ID=200100805

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 311 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М. и др.

  • 10.03.2018
  • 694
  • 0
  • 10.03.2018
  • 6608
  • 47
  • 10.03.2018
  • 384
  • 0
  • 10.03.2018
  • 2270
  • 1
  • 09.03.2018
  • 427
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

Подготовка к ОГ Э по русскому языку.

Стилистические синонимы (задание 6)

Учитель русского языка и литературы

Фроленко С.С.

Г.Новороссийск

МБОУ лицей «Технико-экономический»

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку наряду с формированием коммуникативной компетенции, развитием грамотной связной устной и письменной речи является важнейшей задачей учителя-словесника. Начало данной работе должно быть положено в 5–6 классах .

На что же должен обратить особое внимание учитель русского языка, работая с пяти-шестиклассниками, чтобы уже на этой ступени обучения организовать эффективную подготовку к государственной итоговой аттестации. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета Т. М. Пахнова утверждает:

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная,

интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет,

если умеет вести диалог с текстом…». 

Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить.

В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. Это задание 3 (выразительные средства языка) и задание 6 (стилистические синонимы). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.

Еще из курса 5 класса ученики знают, что синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Например, метель пурга, сверкать сиять, трудный сложный.

Синонимы могут отличаться оттенками значений или сферой употребления. Например, смеяться и хохотать.

Слово «смеяться» означает издавать смех, а «хохотать» – громко смеяться.

Стилистические синонимы принадлежат к разным стилям речи. Например, глаза – очи – гляделки.

Слово «гляделки» явно разговорное, слово «очи» – книжное, так как может встретиться в художественном произведении, чтобы выразить возвышенное отношение к какому-либо герою. А вот слово «глаза» – нейтральное: оно может употребляться в любом стиле.

         Слово «бродить» является стилистически нейтральным синонимом разговорного «шататься» и книжного «блуждать».

Таким образом, стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях, а стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, которые не прикреплены к одному стилю.

Для работы с учениками можно предложить такие задания:

Упражнение 1.

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам:

1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.


Упражнение 2.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.


Упражнение 3.

Выпишите из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Выпишите из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.

Также ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

Стилистически нейтральный синоним

Разговорный слово (просторечное)

Слова книжной лексики

Спать

Дрыхнуть

почивать

Болтать

Слопать

Клянчить

Долговязый

обскакать

Верзила

Исполин

Взор

Очи

грезы

Жажда

Возмездие

уста

сетовать

При анализе примеров ученики делают вывод, что нейтральная лексика лишена эмоциональности, экспрессии, тогда как разговорные слова придают речи непринужденность, неофициальность. Разговорная лексика не выходит за пределы литературных норм. Просторечная же используется лицами,

которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.

Лексические задания включаются в задания комплексного

анализа текста. Приведу несколько примеров.

Текст №1

— Огурец! — позвал Таракан.— Иди сюда!

Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился…

— Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан… Иди, не

трону… У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

Славик выпучил большие серые глаза.

— Чего зенки вылупил? Хочешь?

— Хочу, — сказал Славик тихо.

Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. (С. Антонов.)

Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев.

Ответы учащихся:

 Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе».

«С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике. Приведу несколько примеров.

Задание: «Замените разговорное слово «выуживал» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

Отрывок из сочинения:

 «В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального«доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое

семечко из шишки».

Задание: «Замените разговорное слово «возиться» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (19) Нет… у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец.

Отрывок из сочинения:

«В речи человека отражаются его мысли, чувства. Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься». Оно помогает полнее обрисовать речевую ситуа-

цию. Нам становится понятно, что отец в отсутствии сына совершенно равнодушно и бессердечно отнесся к раненой чайке, не ухаживал за ней».

А уже в 6 классе можно предложить и тестовую работу:

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время


2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный


3.  Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр


4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель


5. Какое из слов является просторечным?

а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка


6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.


7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.


8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.


9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?


10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.


11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».


12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.


13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.


14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.


15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова

Ответы:


1. 3)
2. 4)
3. 3)
4. 3)
5. 4)
6. 2)
7. 2), 3)
8. 1), 3), 4)
9. 2)
10. 2), 3), 4)
11. 3)
12. 1), 2)
13. 4)
14. 1), 2), 4)
15. 1) В, 2) Г, 3) Д, 4) Б, 5) А

Каждый педагог стремится найти ответ на вопрос «Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ?» Ответ в народной мудрости — готовь сани летом. Хочется добавить – и будешь на коне. Долгий и кропотливый путь проходит ученик под началом своего учителя, прежде чем получит результат, удовлетворяющий его самого и его родителей. Если этот путь упрощать, сокращать – финиш может стать печальным для всех. Вот почему уже с 5 класса обязательно следует начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. И не так уж это и страшно или трудно. Пятиклассники-шестиклассники, к удивлению, как раз с большим удовольствием включаются в такую серьёзную работу, как подготовка к экзамену. Это их настраивает на рабочий ритм, вдохновляет, тем более, если учитель разнообразит задания.

Стилистически нейтральный синоним

Синонимы вообще

Это слова, выражающие одно и то же, но отличающиеся оттенками значений и употребляющиеся в различных стилях речи. Их смысл может совпадать целиком или только частично. Как правило, они не полностью тождественны друг другу, относятся к разным стилистическим группам, и каждое из них имеет свои нюансы. В рассказе или повести вполне допустимо употребить глагол «уставиться», в то время как в информационном тексте его лучше заменить глаголом без эмоциональной окраски, например, «смотреть». Вот несколько примеров синонимических пар:

  • дедушка — старик.
  • перста — пальцы.
  • ковылять — идти.
  • ибо — поэтому.

Второе слово в этих парах относится к нейтральной лексике.

Нейтральное слово

Понять, окрашена ли лексема стилистически, можно только сопоставив ее с другой из этого же синонимического ряда. В каждой синонимической паре или ряду обязательно есть нейтральное понятие.

 что такое стилистически нейтральный синоним

Так, «страшно» является нейтральным по отношению к разговорным «жутко» и «боязно», глагол «ругать» не несет никакой стилистической нагрузки по сравнению с «клясть», а «веснушчатый» просто констатирует факт наличия пигментных пятен на коже и не выражает никаких чувств в сравнении с «конопатый».

Разностилевые синонимы относятся к разным функциональным стилям языка. То, что хорошо в книжном стиле, выглядит неуместно в разговорном.

Для книжного глагола «являться» есть тождественный глагол «быть», слово «ликовать» можно заменить в зависимости от цели нейтральным «радоваться», а синонимом к «лютовать» является «сердиться».

Стилистически окрашенные

Чтобы заменить стилистически окрашенную лексему на нейтральную, нужно сначала выяснить ее смысл. «Стол» может обозначать в зависимости от контекста предмет мебели, и тогда его синонимом будет, например, «бюро» или «секретер», а может означать еду, и тогда его аналогом будет «кушанье» или «угощение».

Нейтральные слова и примеры их употребления для различных частей речи:

  • крошечный — маленький.
  • вранье — обман.
  • захламлять — засорять.
  • лихо — ловко.
  • эдакий — такой.
  • ибо — поэтому.

 стилистически нейтральный синоним это

Стилистические синонимы чрезвычайно неоднородны. Среди них можно выделить следующие подгруппы:

  1. по употреблению — книжные, разговорные, просторечные;
  2. по окраске — поэтические, диалектные;
  3. по частоте употребления — архаичные, активные.

Например: и ежу понятно — совершенно ясно. Выражение «и ежу понятно» — разговорное, оно содержит еще и дополнительные оттенки легкого интеллектуального превосходства над собеседником, а значит, может обидеть его при неосторожном употреблении. «У кочета очень красивый хвост»: «кочет» в этом примере — это диалектное название петуха. «Его представление о роли женщины в современном мире совершенно допотопно»: «допотопно» можно с легкостью заменить словом «устарело».

Употребление синонимов позволяет наиболее точно выразить мысль, избежать повторов, связывает предложения в тексте и дает возможность использовать все богатство языка.

Синонимы  — это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие (греч. synоnуmos — одноименный).

Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие), или стилистической окраской (однозначные, т.е. тождественные), или тем и другим признаком одновременно.

Синонимы

Синонимы онлайн

Введите слово и нажмите «Найти синонимы», словарь синонимов русского языка онлайн.

Что такое синонимы синонимия синонимические ряды слов

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Принято отличать синонимию идеографическую (т.е. смысловую, или семантическую) от синонимии стилистической.

Примером идеографической (или семантической) синонимии являются слова некрасивый, безобразный, уродливый и др. или беспокойство, волнение, тревога и т.д., т.е. слова, которые отличаются друг от друга оттенком значения.

Синонимы примеры

Например, синонимы беспокойство, волнение, тревога близки по своему общему значению — «отсутствие покоя». Но каждый из них имеет, в свою очередь, оттенок значения: беспокойство — «отсутствие покоя, заботы, хлопоты», волнение — «отсутствие покоя, особое возбуждение», тревога — «отсутствие покоя, значительная степень беспокойства, связанная с особыми переживаниями». Идеографические синонимы позволяют точнее называть то или иное явление действительности, четче выражать мысль.

Синонимы к слову красивый: хороший, как на картинке, интересный, прекрасный, тонкий, красота, яркий, милый, художественный, замечательный, приятный, видный, крутой, блестящий, божественный, великолепный, просто загляденье, чудесный.

Славный, хорош собой, симпатичный, роскошный, как игрушка, как картинка, праздничный, привлекательный, приятной наружности, изящный, на загляденье, пышный, приятной внешности, красавец, очаровательный, живописный, дивный, нарядный, прелестный, изысканный, желанный, элегантный, чудный, эффектный, хорошенький.

Малиновый, хорошо одетый, восхитительный, бравый, ангельский, миловидный, неотразимый, точеный, грация, картинный, недурной, чудо, как хорош, аппетитный, благообразный, грациозный, смазливый, разукрашенный, с привлекательной внешностью, бесподобный, пленительный, недурен собой, сама прелесть, феерический, обворожительный,.

Центровой, не налюбуешься, потолочный, иконописный, щегольской, пригожий, статусный, благовидный, загляденье, ласкает глаз, распрекрасный, красив как Бог, ласкает взгляд, каллиграфический, баской, красивенький, кошерный, глаз не отведешь, глаз не оторвешь, любо-дорого глядеть, складный, смачный, эстетичный, гарный,.

Отличающийся благозвучностью, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содер, приятный для слуха, приглядный, благолепный, восхищает глаз, восхищает взгляд, отличающийся изяществом, не будничный, красив как Апполон и т.д.

Стилистические синонимы

Это слова, которые имеют схожее значение, но относятся к разным стилям речи, отличаются друг от друга степенью употребительности и эмоционально-экспрессивной окраской.

К стилистическим синонимам относятся, например, ланиты — щеки; перст — палец-, обзор — обозрение, бездна — пропасть; больной — пациент и др.

Стилистические синонимы тождественны по значению, но различаются стилистической окраской. Так, слова ланиты, перст устаревшие, они употребляются преимущественно в поэтической речи, а слова щеки, палец стилистически нейтральны, они общеупотребительны.

Некоторые синонимы отличаются и оттенками в значении и стилистической окраской.

Пример стилистических синонимов

Пример стилистических синонимов, слова будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий объединены в синонимический ряд потому, что все обозначают «то, что должно произойти».

Однако почти каждое из них имеет оттенок значения: слова будущий, грядущий не указывают на срок того, что должно произойти, слово предстоящий указывает на ближайший срок, наступающий — на то, что уже начинается, а следующий — на порядок следования, на очередность.

Кроме того, эти слова отличаются и стилистической окраской: слово грядущий книжное, употребляется в высоком, торжественном стиле речи, предстоящий — чаще других используется в речи деловой, будущий, наступающий, следующий — более нейтральны по своей окраске, они общеупотребительны. Такие слова иногда называют семантико-стилистическими синонимами.

Возникновение в языке синонимов (идеографических, стилистических и семантико-стилистических) обусловлено рядом причин.

Одной из них является стремление человека найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их новым словом, сходным по значению с уже имеющимся наименованием это го предмета, явления, качества (ср., например, употребление слов слух, молва, весть, известие, сообщение и других для обозначения одного понятия).

Как появились синонимы

Синонимы появляются в языке в связи с проникновением заимствованных слов, близких или идентичных по значению русским (ср., например: проводник—гид, чичероне, повод—толчок, импульс и др.).

Иногда близкие по значению слова появляются в языке в силу того, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет, одно и то же явление может быть названо по-разному.

Пример появления синонимов

Пример появления синонимов, слова глаза, руки, идет, этот, напрасно и другие являются общеупотребительными. В речи возвышенной, в поэтическом стиле речи их синонимами могут быть устаревшие для современного русского языка слова очи, длани, грядет, сей, вотще.

Например, у А. С. Пушкина наблюдаем употребление синонимов глаза — очи: Нет, не агат в глазах у ней, но все сокровища Востока не стоят сладостных лучей ее полуденного ока…

Аналогичное употребление находим и в современной поэзии, например у П. Г. Антокольского: В страшный час мировой этой ночи, в страшный час беспощадной войны только зоркие, чистые очи называться глазами должны.

Для снижения стиля некоторые из них в разговорно-бытовой речи заменяются синонимами просторечного, а то и диалектного характера: глаза — гляделки, зенки, шары и т.д.; руки — лапы; идет—топает.

Например, у Ф. И. Панферова находим: Маркел пальцем, на свои глаза показал: — У самого гляделки есть.

Отдельные общеупотребительные слова могут иметь в качестве синонимов сочетания слова, передающие их значение иносказательно, например: умер — приказал долго жить, отошел в мир иной, покинул юдоль сию и т. д.

Например, у А. С. Пушкина:

 Здоров ли ваш медведь, батюшка Кирила Петрович?

—Миша приказал долго жить, — ответил Кирила Петрович.

 Умер славною смертью.

Синонимы возникают и в том случае, когда предмету, признаку или явлению действительности дается иная эмоциональная оценка (ср. жестокий — безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и т. д.).

Синонимы современного языка

Синонимичными в современном русском языке бывают не только отдельные слова, но и отдельные фразеологические обороты.

Несмотря на то что синонимы обозначают близкие понятия, они обычно имеют различие в значении. Синонимия тесно связана с явлением многозначности.

Однако не всегда это слово можно заменить любым из указанных синонимов. Так, во фразе В США общие прибыли капиталистических объединений в 1956 году выросли до 43,4 миллиарда долларов нельзя слово прибыль заменить, например, словами барыш, нажива или выгода, так как будет искажен смысл всей фразы, ибо слово прибыль в данном контексте является стилистически наиболее уместным и точным.

Таким образом, одни слова могут быть взаимозаменяемы синонимами (например, взор — взгляд; пьедестал — постамент; штиль— безветрие; великан — гигант, колосс, исполин, титан и т.д.). Другие слова, группирующиеся в общий синонимический ряд, не всегда могут быть взаимозаменяемы (см. пример со словами прибыль — выгода, нажива и пр.).

Слова-синонимы имеют в составе синонимического ряда какое-то одно, как правило, стилистически нейтральное стержневое (основное) слово, которое принято называть доминантой (лат. — господствующий).

Пример синонимов современного языка

Пример синонимов современного языка, слово тихий имеет несколько значений и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы.

Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются — спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. 

Синонимами к нему в словосочетании тихий человек является — незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос — слабый, еле слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны — медленная, спокойная и т.д.

Слово прибыль тоже имеет несколько синонимов: выгода, нажива, польза, барыш. 

Синонимический ряд

В синонимические ряды современного русского языка объединяются слова одной части речи. Наиболее четко синонимизируются имена существительные. Немало синонимов среди глаголов. Несколько меньше их в кругу прилагательных.

При этом среди прилагательных-синонимов особенно много слов, обладающих разнообразными эмоциональными и экспрессивно-стилистическими оттенками значений.

Синонимический ряд примеры

Например, аккуратный — чистый, опрятный, будущий — грядущий, предстоящий, наступающий, следующий; душистый — ароматный, благоуханный, благовонный, пахучий и т.д.).

По количеству слов синонимические ряды неодинаковы: одни имеют в составе два-три слова (брак — супружество; авторитет — вес, престиж), другие включают в свой состав большое количество слов и оборотов (победить— одолеть, разбить, разгромить, побороть, сломить, осилить, восторжествовать, пересилить, справиться, взять верх, одержать победу и т. д.).

Что мы узнали о синонимах?

Что это такое синонимы?

-греч. σύν «вместе» + ὄνυμα — «имя») — слова одной части речи или словосочетания с полным или частичным совпадением значения. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Примеры синонимов: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.

Что такое синонимы и пример?

Результат пошуку зображень за запитом «что такое синонимы»
Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять.

Что такое синонимы и синонимический ряд?

Слова, разные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, называются синонимами. … В языке синонимы представляют собой синонимический ряд, доминантой в котором является нейтральное слово, т. е. слово, лишенное стилистической окраски.

Какие слова являются синонимами?

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.
Синонимами бывают слова одной части речи, например:
высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
разрушать, ломать, громить, крушить;
печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.

Для чего используют синонимы в речи?

Синонимы позволяют: избежать в тексте однообразия и избавиться от навязчивых повторений (функция замещения); придать высказыванию тот или иной оттенок и тем самым более точно передать мысль в речи или на письме (функция уточнения);

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стилистические и семантические особенности синонимов
  • Стилистические возможности синонимов конспект
  • Стилистически окрашенные синонимы это
  • Стилистически окрашенные синонимы смотреть
  • Стилистически окрашенные синонимы примеры