Стилистически окрашенные синонимы это

Стилистические синонимы

На этом уроке мы с вами поговорим о стилистических синонимах. Тема, разбираемая нами, пригодится на экзамене при решении задания 6, где от вас потребуется подобрать стилистический синоним, также знание этой темы будет крайне полезно для сочинения.

Для начала давайте вспомним, что такое “синонимы”. Под этим определением мы с вами понимаем слова, которые имеют схожее лексическое значение, но являются разными по написанию и звучанию. Примеры синонимов нам всем хорошо известны, допустим: большой-огромный-гигантский.

Говоря о “стилистических” синонимах, мы сталкиваемся с ещё одним определением, которое нам необходимо освежить в своей памяти, а именно — стили речи. Функциональными стилями речи называют сложившиеся в языке системы речевых средств, которые люди используют в определённой сфере человеческого общения.

Выделяют пять стилей речи:

  1. Научный
  2. Официально-деловой
  3. Публицистический
  4. Художественный
  5. Разговорный

Безусловно, лексика (словарный фонд языка) этим стилям присуща специфическая. Весь объем лексических средств русского языка мы можем разделить на нейтральную (она используется везде, может быть присуща каждому из стилей речи) и стилистически окрашенную (то есть ту, которая будет характерна для определённого стиля речи). Стилистически окрашенная лексика может быть книжной (деловой, научной, публицистической) и разговорной (просторечные слова, которые характерны больше для устной речи).

Как отличить стилистически окрашенную лексику от общеупотребительной? Когда вы идёте на собеседование или важный экзамен, то будете использовать более официально-деловые слова, чтобы произвести хорошее впечатление. А вот когда после занятий в школе идёте гулять с друзьями, ваша речь будет совершенно иной и ведь было бы действительно странно говорить официально в этой обстановке. Однако некоторые слова будут уместны и там, и там. Например, слово «занятие» или «образование». Такие слова называются стилистически нейтральными.

Книжная лексика используется в письменной речи – в журналах, статьях, газетах, в новостях и на конференциях. Добавим сюда же устаревшие слова, которые раньше свободно использовались в книжном стиле.

Сленг, разговорные сокращения, коверканье слов, грубые слова – все они будут относиться к разговорной лексике. Такие слова уместны только в неформальной обстановке либо для создания определенного образа.

Итак, для определения КНИЖНОЙ лексики мы с вами будем спрашивать себя следующее: «Написал бы так Пушкин в своем произведении?» Еще подсказкой вам будет служить следующее: слова книжной лексики часто уже не входят в активный словарный запас человека: часто их значение может быть не понятно нашему поколению.

К НЕЙТРАЛЬНОМУ слову мы задаем другой вопрос: «Я смогу так говорить в любом обществе: с родителями, с учителями, с незнакомыми людьми? Мне не будет стыдно за свои выражения?»

К РАЗГОВОРНОЙ лексике будут относиться слова, которые будут понятны твоему поколению: в них может использоваться сленг. Жаргонизмы и другие не очень приличные слова.

Давайте убедимся в том, насколько легко теперь мы можем определять, к какой лексике относится слово.

  1. Ликовать — радоваться — скакать козликом
  2. Сподручнее — удобнее — благоприятнее
  3. Современный — нынешний — текущий

Давайте разбираться вместе, помня о вопросах. Итак, какие бы слова из этих рядов мог бы написать в своих произведениях Александр Сергеевич? Конечно: ликовать, благоприятнее и текущий. Какие из этих слов мы можем сказать без стеснения в любом обществе? Очевидно, что это слова: радоваться, удобнее и современный. Оставшиеся слова могут быть сказаны нами в разговоре со сверстниками.

Стилистические синонимы — это слова, которые имеют схожее значение, но относятся к разным стилям речи, отличаются друг от друга степенью употребительности и эмоционально-экспрессивной окраской. Например: хихикать, смеяться, ржать, хохотать, гоготать.

А теперь попробуем самостоятельно подобрать стилистически нейтральный синонимы к выделенным словам:

  1. Грядущий год — будущий
  2. Кушать кашу — есть
  3. Сетовать на судьбу — жаловаться
  4. Отведай пирога — попробуй
  5. Крутое задание — полезное, хорошее
  6. Здорово живёшь — хорошо

Какие из вышеназванных слов разговорные? — кушать, крутое, здорово. Остальные слова будут отнесены нами к книжной лексике.

Для того чтобы справиться с заданием ОГЭ, нам очень важно помнить, что решающее значение в выборе стилистически нейтрального синонима имеет контекст. Также всегда помните и то, что подбирать синоним следует чётко в той же форме, что и исходное слово: парня (кого?) — юношу, молодого человека.

Пришло время попробовать решить форматное задание 6.

Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно.

Сначала анализируем формулировку – слово нужно заменить нейтральным синонимом, в ответ будет выписывать одно слово, сразу смотрим, в какой форме (швырнуЛ). Читаем внимательно предложение. Стараемся понять, что обозначает это слово в данном предложении. Слово «швырнул» в контексте данного предложения означает «кинул, бросил». Лексически нейтральным синонимом могут являться оба этих слова. Выбираем одно из них (нельзя записать оба!) Записываем его в ответ в той форме, в которой дано слово «швырнул» в предложении – т.е. в прошедшем времени, м.р., а не в инфинитиве (неправильно – бросить, кинуть!).

Ответ: кинул или бросил

Скачать материал

без ожидания

Готовимся к ОГЭ по русскому языку.Задание 6.
Лексика. 
Синонимы.
Стилистичес...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 400 человек из 64 регионов

  • Сейчас обучается 272 человека из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Готовимся к ОГЭ по русскому языку.Задание 6.
Лексика. 
Синонимы.
Стилистичес...

    1 слайд

    Готовимся к ОГЭ
    по русскому языку.
    Задание 6.
    Лексика.
    Синонимы.
    Стилистическая окраска слов.

    11.11.2014
    Учитель русского языка и литературы
    МОАУ «СОШ №1
    им. А. С. Макаренко г. Орска Чоповская Марина Алексеевна
    1

  • Лексическое значение словаНайдите соответствия.А. хворый (разг.)
Б. занятный...

    2 слайд

    Лексическое значение слова
    Найдите соответствия.
    А. хворый (разг.)
    Б. занятный (разг.)
    В. идентичный (книжн.)
    Г. неизмеримый (книжн.)
    Д. неминуемый (книжн.)
    Е. стереотипный (книжн.)

    Ответ: А6 Б4 В1

    1. Полностью совпадающий
    2. неизбежный
    3. огромный
    4. занимательный
    5. стандартный, шаблонный
    6. больной, болезненный

    Г3 Д2 Е5

    11.11.2014
    Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им. А.С.Макаренко г. Орска Чоповская М.А.
    2

  • Лексическое значение словаНайдите соответствия.А. свистнуть (прост.)
Б. зали...

    3 слайд

    Лексическое значение слова
    Найдите соответствия.
    А. свистнуть (прост.)
    Б. заливать (прост.)
    В. чебурахнуться (прост.)
    Г. замешкаться (разг.)
    Д. кокнуть (разг.)
    Е. штудировать (книжн.)

    Ответ: А4 Б6 В5
    1. разбить
    2. тщательно изучать
    3. задержаться
    4. украсть
    5. упасть
    6. Обманывать

    Г3 Д1 Е2

    11.11.2014
    Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им. А.С.Макаренко г. Орска Чоповская М.А.
    3

  • Задание 6 ОГЭ.Ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом 
(ре...

    4 слайд

    Задание 6 ОГЭ.
    Ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом
    (реже — синонимичным выражением).
    Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным.
    Что это значит?

    11.11.2014
    Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им. А.С.Макаренко г. Орска Чоповская М.А.
    4

  • Вспомним  теориюСТИЛИ РЕЧИразговорныйкнижныехудожественныйофициально-
деловой...

    5 слайд

    Вспомним теорию
    СТИЛИ РЕЧИ
    разговорный
    книжные
    художественный
    официально-
    деловой
    публицистический
    научный
    Стили речи – это деление внутри литературного языка,
    обусловленное целями и задачами общения.
    Форма высказываний человека зависит от того, где, с кем и зачем он говорит.

  • ОКРАСКА СЛОВнейтральные
слова стилистически
 окрашенные
словакнижныеразговорн...

    6 слайд

    ОКРАСКА СЛОВ
    нейтральные
    слова
    стилистически
    окрашенные
    слова
    книжные
    разговорные
    просторечные
    Вспомним теорию

  • Приведём примерынейтральные
словастилистически
 окрашенные
слова

просторечна...

    7 слайд

    Приведём примеры
    нейтральные
    слова
    стилистически
    окрашенные
    слова

    просторечная лексика (слова, отличающиеся большей сте-
    пенью грубости, способные передавать отрицательное отношение
    говорящего к каким-либо явлениям; просторечная лексика выходит
    за пределы строго нормированной русской литературной речи)

    небось, отродясь, обормот, дрыхнуть, облапошить и т.д.

    межстилевая
    лексика
    (слова, не закреплённые за
    каким-нибудь определённым
    стилем и употребляющиеся в
    любой ситуации, лишённые
    особой экспрессии, эмоций)

    вода, небо, кровать, спать, делать, большой, горячий, весело, трудно, и , если, из-за, под, и т.д.

    книжная
    лексика
    (слова, которым характерна
    торжественность, поэтич-
    ность, употребляющиеся пре-
    имущественно в ораторской
    и поэтической речи)

    дерзание, отречься титанический, творец, отчизна, воспарить, дух, опус, и т.д.

    разговорная
    лексика
    (слова, слова, придающие
    речи оттенок непринуждён-
    ности, неофициальности;
    разговорная лексика не вы-
    ходит за пределы нормы
    русского литературного яз.)

    чепуха, наобум, щуплый, халтурить, дрыгать, сподручней и т.д.

  • Приведём примерыОпределите стилистическую принадлежность слов:нейтральные
сло...

    8 слайд

    Приведём примеры
    Определите стилистическую принадлежность слов:
    нейтральные
    слова
    стилистически
    окрашенные
    слова
    руки,
    лапы,
    прогресс,
    плакать,
    реветь,
    улучшение,
    важничать,
    форсить,
    дрыхнуть,
    спать,
    разговор,
    болтовня
    путь,
    стезя,
    драпать,
    бежать,
    руки
    лапы
    улучшение
    прогресс
    плакать
    реветь
    путь
    стезя
    спать
    дрыхнуть
    бежать
    драпать
    форсить
    важничать
    разговор
    болтовня
    Какие пары образовали нейтральные и
    стилистически окрашенные слова?
    С
    И
    Н
    О
    Н
    И
    М
    Ы
    (книжн.)
    (разг.)
    (прост.)
    (книжн.)
    (прост.)
    (разг.)
    (прост.)
    (разг.)

  • Что такое синонимы?
Какую функцию выполняют синонимы в речи? 
Что означает по...

    9 слайд

    Что такое синонимы?
    Какую функцию выполняют синонимы в речи?
    Что означает понятие «стилистические синонимы»?
    Стилистические синонимы — это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления:
    глаза – очи (книжн.), зенки (прост.)
    обман– навет (книжн.), враки (разг.)
    Синонимы служат для уточнения мысли,
    для повышения образности и художественной выразительности речи,
    для избегания повторов
    Синонимы — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение:
    кавалерия – конница, большой – огромный, бояться – робеть
    Стилистические синонимы

  • СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА
 - это слова, не прикрепленные к определенно...

    10 слайд

    СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА
    — это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
    Например:
    слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться;
    будущий — по сопоставлению
    с книжным грядущий.

  • Стилистические парадигмыВысокая окраска
Нулевая окраска
Низкая окраска очи...

    11 слайд

    Стилистические парадигмы
    Высокая окраска
    Нулевая окраска
    Низкая окраска
    очи

    глаза

    гляделки
    шары
    бельма

  • Стилистические                    парадигмы длань

 рука

 лапа
   клешня...

    12 слайд

    Стилистические
    парадигмы
    длань

    рука

    лапа
    клешня

    Высокая окраска
    Нулевая окраска
    Низкая окраска

  • Стилистические                    парадигмыВысокая окраска
Нулевая окраска
Н...

    13 слайд

    Стилистические
    парадигмы
    Высокая окраска
    Нулевая окраска
    Низкая окраска
    кара

    наказание

    нагоняй

  • Стилистические                    парадигмыВысокая окраска
Нулевая окраска
Н...

    14 слайд

    Стилистические
    парадигмы
    Высокая окраска
    Нулевая окраска
    Низкая окраска
    вкушать

    есть

    уплетать
    жрать
    шамать

  • а) Замените разговорные слова стилистически нейтральными синонимами.Стужа...

    15 слайд

    а) Замените разговорные слова стилистически нейтральными синонимами.
    Стужа —
    Чересчур —
    Швырнуть —
    Закадычный (друг) —
    Прижимистый —
    Болтать (без умолку) —
    Шушукаться —
    мороз, холод
    слишком
    бросить, кинуть
    близкий
    жадный
    разговаривать (говорить)
    шептаться

  • б) Замените книжные слова стилистически нейтральными синонимамиМизерный...

    16 слайд

    б) Замените книжные слова стилистически нейтральными синонимами
    Мизерный —
    Гипотеза —
    Отчизна —
    Превозносить —
    Неизгладимое (впечатление) —
    Дарование —
    (Повернуть) вспять —
    Исцелить —

    маленький
    предположение
    Родина
    хвалить, восхвалять
    незабываемое

    талант, способности
    назад
    вылечить, излечить

  • в) Замените слова, относящиеся к «высокой» лексике, стилистически нейтральным...

    17 слайд

    в) Замените слова, относящиеся к «высокой» лексике, стилистически нейтральными синонимами
    Рукотворный —
    Озарить —
    Воздвигнуть (храм) —
    Очи —
    искусственный
    осветить
    построить
    глаза

  • 6. Замените книжное /разговорное/просторечное слово «…» в предложении … стили...

    18 слайд

    6. Замените книжное /разговорное/просторечное слово «…» в предложении … стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Задания по данной теме в КИМах
    сформулированы следующим образом:
    Стилистически нейтральные
    синонимы

  • Задание  Замените разговорное слово ОБЫЧАЙ в предложении 2 стилистически ней...

    19 слайд

    Задание
    Замените разговорное слово ОБЫЧАЙ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.
    (1) Станкин, не скользнув по записке взглядом, сунул её в парту. (2) Это был его обычай – он не отвлекался на уроке ни на что постороннее. (М. Бренемер)

    Ответ: правило

  • Замените книжное слово АДАПТИРОВАТЬСЯ в предложении 4 стилистически нейтраль...

    20 слайд

    Замените книжное слово АДАПТИРОВАТЬСЯ в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом.
    (1) – Знакомьтесь, ребята, Юра Мальков. (2) Будет учиться с вами. (3) Надеюсь, вы поможете ему… (4) Поможете привыкнуть и адаптироваться к школе. (Е. Мурашова)

    Ответ: приспособиться

  • Замените книжное слово ПРОСТИРАЛСЯ стилистически нейтральным синонимом....

    21 слайд

    Замените книжное слово ПРОСТИРАЛСЯ стилистически нейтральным синонимом.
    И там, в незримой дали, вставала перед ними иная, волшебная страна, простирался светлый край. (Р. Фраерман)

    Ответ: находился, лежал

  • Замените разговорное слово КЛИКАВШИЙ стилистически нейтральным синонимом....

    22 слайд

    Замените разговорное слово КЛИКАВШИЙ стилистически нейтральным синонимом.
    Ксюшин голос, кликавший брата, уходил в далёкую чёрную пустоту и не возвращался откликом. (Р. Достян)

    Ответ: звавший

  • Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотреб...

    23 слайд

    Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом.
    (15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж…
    Ответ: холодные, промёрзшие

  • Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтра...

    24 слайд

    Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве) из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом.

    (8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

    Ответ: постоянном

  • Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом...

    25 слайд

    Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 стилистически нейтральным синонимом.

    (15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.

    Ответ: знаменитых, известных

  • Замените книжное слово «отречься» в предложении 

«Сабля, действительно, пред...

    26 слайд

    Замените книжное слово «отречься» в предложении

    «Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    отказаться
    ОТРЕЧЬСЯ
    Замените разговорное слово «парня» в предложении

    «Однажды в театральном дворе Алиса увидела молодого парня и сразу поняла, что он не артист»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ЮНОШУ
    ПАРНЯ
    Проверьте свои
    знания

  • Замените просторечное слово «поддал» в предложении 

«Я ей сейчас чуть не под...

    27 слайд

    Замените просторечное слово «поддал» в предложении

    «Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько: ни одной краски мне не даёт»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    УДАРИЛ
    ПОДДАЛ
    Замените книжное слово «спич» в предложении

    «Все картинно встали на колени вокруг столба, а Сашка произнёс торжественный спич в честь Прометея, Яблочкова и чугунолитейного производства.»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    РЕЧЬ
    СПИЧ
    Проверьте свои
    знания

  • Замените книжное слово «воспарит» в предложении 

«Когда голос её умолкал, я...

    28 слайд

    Замените книжное слово «воспарит» в предложении

    «Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ВЗЛЕТИТ
    ВОСПАРИТ
    Замените разговорное слово «штуками» в предложении

    «Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ПРЕДМЕТАМИ
    ШТУКАМИ
    Проверьте свои
    знания

  • Замените разговорное слово «влип» в предложении 

«Сергей понял, что на этот...

    29 слайд

    Замените разговорное слово «влип» в предложении

    «Сергей понял, что на этот раз влип серьёзно»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ПОПАЛся
    ВЛИП
    Замените книжное слово «надлежало» в предложении

    «На столе в комнатушке лежали потрёпанные книги, и мне надлежало укреплять их корешок и обложку»

    стилистически нейтральным синонимическим выражением. Напишите это синонимическое выражение.
    НУЖНО БЫЛО
    НАДЛЕЖАЛО
    Проверьте свои
    знания

  • Замените просторечное выражение  «страсть сколько» в предложении 

«Идём на о...

    30 слайд

    Замените просторечное выражение  «страсть сколько» в предложении

    «Идём на озеро раков ловить, их там страсть сколько»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    МНОГО
    СТРАСТЬ СКОЛЬКО
    Замените разговорное слово «долговязый» в предложении

    «Этот долговязый хмурый парень почему-то вызывал доверие, хотя был для нас совершенным незнакомцем»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ВЫСОКИЙ
    ДОЛГОВЯЗЫЙ
    Проверьте свои
    знания

  • Замените книжное слово «отныне» в предложении 

«Отныне, встречаясь, мы с Вов...

    31 слайд

    Замените книжное слово «отныне» в предложении

    «Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Пушкин»

    стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите этот синонимичное словосочетание.
    С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
    ОТНЫНЕ
    Замените разговорное слово «щуплый» в предложении

    «Голос принадлежал щуплому невысокому человеку»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ХУДОЙ, СЛАБОСИЛЬНЫЙ
    ЩУПЛЫЙ
    Проверьте свои
    знания

  • Замените книжное слово «живота» в предложении 

«Русские солдаты, не щадя жив...

    32 слайд

    Замените книжное слово «живота» в предложении

    «Русские солдаты, не щадя живота своего, днём и ночью гнали измученных французов»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    ЖИЗНИ
    ЖИВОТА
    Замените разговорное слово «обшарпанный» в предложении

    «Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками обшарпанный мячик, ходила в горы за кизилом»

    стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    СТАРЫЙ, ОБОДРАННЫЙ
    ОБШАРПАННЫЙ
    Проверьте свои
    знания

  • Как вы оцениваете
свою работу
на уроке?МОЛОДЕЦ!БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много...

    33 слайд

    Как вы оцениваете
    свою работу
    на уроке?
    МОЛОДЕЦ!
    БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
    Было много ошибок:
    необходимо повторить правило
    Знания прочные:
    можно работать с тестом

  • Всем 
СПАСИБО
за работу!

    34 слайд

    Всем
    СПАСИБО
    за работу!

  • Использованный материал:Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдач...

    35 слайд

    Использованный материал:
    Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.

    Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

    3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

    4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/2

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 311 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 13.12.2020
  • 174
  • 0
  • 01.11.2020
  • 158
  • 2
  • 27.09.2020
  • 186
  • 0
  • 07.09.2020
  • 259
  • 0
  • 04.09.2020
  • 219
  • 5
  • 04.09.2020
  • 636
  • 16
  • 19.08.2020
  • 102
  • 0
  • 17.08.2020
  • 158
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Подготовка к ОГ Э по русскому языку.

Стилистические синонимы (задание 6)

Учитель русского языка и литературы

Фроленко С.С.

Г.Новороссийск

МБОУ лицей «Технико-экономический»

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку наряду с формированием коммуникативной компетенции, развитием грамотной связной устной и письменной речи является важнейшей задачей учителя-словесника. Начало данной работе должно быть положено в 5–6 классах .

На что же должен обратить особое внимание учитель русского языка, работая с пяти-шестиклассниками, чтобы уже на этой ступени обучения организовать эффективную подготовку к государственной итоговой аттестации. Остановимся на некоторых ключевых моментах.

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета Т. М. Пахнова утверждает:

«Экзамен по русскому языку в 9 классе – это сосредоточенная,

интенсивная работа, связанная с основными видами речевой деятельности. Преодолеть трудности этой работы ученик сможет,

если умеет вести диалог с текстом…». 

Другими словами, для успешной сдачи экзамена по русскому языку нужен осознанный подход ученика к фактам и явлениям этого языка, нужна не столько память, сколько языковое чутье и умение логически мыслить.

В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. Это задание 3 (выразительные средства языка) и задание 6 (стилистические синонимы). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.

Еще из курса 5 класса ученики знают, что синонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Например, метель пурга, сверкать сиять, трудный сложный.

Синонимы могут отличаться оттенками значений или сферой употребления. Например, смеяться и хохотать.

Слово «смеяться» означает издавать смех, а «хохотать» – громко смеяться.

Стилистические синонимы принадлежат к разным стилям речи. Например, глаза – очи – гляделки.

Слово «гляделки» явно разговорное, слово «очи» – книжное, так как может встретиться в художественном произведении, чтобы выразить возвышенное отношение к какому-либо герою. А вот слово «глаза» – нейтральное: оно может употребляться в любом стиле.

         Слово «бродить» является стилистически нейтральным синонимом разговорного «шататься» и книжного «блуждать».

Таким образом, стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях, а стилистически нейтральные синонимы – это синонимы, которые не прикреплены к одному стилю.

Для работы с учениками можно предложить такие задания:

Упражнение 1.

Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам:

1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.


Упражнение 2.

Определите значения просторечных слов, замените литературными.

Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.


Упражнение 3.

Выпишите из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

Выпишите из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.

Также ученикам можно предложить такое задания: «Заполните первую графу таблицы примерами».

Стилистически нейтральный синоним

Разговорный слово (просторечное)

Слова книжной лексики

Спать

Дрыхнуть

почивать

Болтать

Слопать

Клянчить

Долговязый

обскакать

Верзила

Исполин

Взор

Очи

грезы

Жажда

Возмездие

уста

сетовать

При анализе примеров ученики делают вывод, что нейтральная лексика лишена эмоциональности, экспрессии, тогда как разговорные слова придают речи непринужденность, неофициальность. Разговорная лексика не выходит за пределы литературных норм. Просторечная же используется лицами,

которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.

Лексические задания включаются в задания комплексного

анализа текста. Приведу несколько примеров.

Текст №1

— Огурец! — позвал Таракан.— Иди сюда!

Славик растерянно поднялся, сделал шагов пять и остановился…

— Ну чего застыл? Топай! — звал его Таракан… Иди, не

трону… У меня к тебе клёвое предложение. Хочешь голубей водить?

Славик выпучил большие серые глаза.

— Чего зенки вылупил? Хочешь?

— Хочу, — сказал Славик тихо.

Таракан открыл дверцу. Два голубя мраморной масти важно вышли на травку. (С. Антонов.)

Данный текст представляет из себя диалог, состоящий из простых предложений. Есть прозвища (Огурец, Таракан). В тексте употреблены разговорные (топай, выпучил) и просторечные (вылупил, зенки, клёвое) слова. Детям предлагается подумать над тем, как эти слова характеризуют героев.

Ответы учащихся:

 Использование автором просторечных слов «зенки вылупил» и разговорных конструкций «Ну чего застыл?» показывает грубое и пренебрежительное отношение героя по прозвищу Таракан к Славе».

«С. Антонов намеренно использует в речи Таракана просторечные слова «зенки», «вылупил», «клевое». Они помогают дать точную характеристику мальчику: показывают его грубость, невоспитанность».

Такая работа, ведущаяся в системе, начиная с 5 класса, поможет ученикам справиться с экзаменационным заданием №6. Кроме того, они могут легко использовать это задание в качестве аргумента в сочинении на лингвистическую тему, если в высказывании речь идет о лексике. Приведу несколько примеров.

Задание: «Замените разговорное слово «выуживал» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (10) Зажав в когтях шишку, он (клёст) вонзал клюв под каждую чешуинку и выуживал оттуда смоляное семечко.

Отрывок из сочинения:

 «В предложение 10 автор включил разговорное слово «выуживал», его он употребил вместо нейтрального«доставал». Выбор этого слова не случаен. Оно показывает, как невыносимо трудно было птице вытаскивать каждое

семечко из шишки».

Задание: «Замените разговорное слово «возиться» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним». (19) Нет… у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец.

Отрывок из сочинения:

«В речи человека отражаются его мысли, чувства. Поэтому в предложении 19 автор неслучайно использует разговорное слово «возиться» вместо нейтрального «заниматься». Оно помогает полнее обрисовать речевую ситуа-

цию. Нам становится понятно, что отец в отсутствии сына совершенно равнодушно и бессердечно отнесся к раненой чайке, не ухаживал за ней».

А уже в 6 классе можно предложить и тестовую работу:

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время


2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный


3.  Какое слово не относится к книжной лексике?

1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр


4. Какое из слов является разговорным?

1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель


5. Какое из слов является просторечным?

а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка


6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.

1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.


7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.

1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.


8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.

1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.


9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?


10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.

1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.


11. Укажите предложение, в котором есть термин.

1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».


12. Укажите предложения, в котором есть термины.

1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.


13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.

1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.


14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.

1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.


15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)

1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова

Ответы:


1. 3)
2. 4)
3. 3)
4. 3)
5. 4)
6. 2)
7. 2), 3)
8. 1), 3), 4)
9. 2)
10. 2), 3), 4)
11. 3)
12. 1), 2)
13. 4)
14. 1), 2), 4)
15. 1) В, 2) Г, 3) Д, 4) Б, 5) А

Каждый педагог стремится найти ответ на вопрос «Как качественно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ?» Ответ в народной мудрости — готовь сани летом. Хочется добавить – и будешь на коне. Долгий и кропотливый путь проходит ученик под началом своего учителя, прежде чем получит результат, удовлетворяющий его самого и его родителей. Если этот путь упрощать, сокращать – финиш может стать печальным для всех. Вот почему уже с 5 класса обязательно следует начинать подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. И не так уж это и страшно или трудно. Пятиклассники-шестиклассники, к удивлению, как раз с большим удовольствием включаются в такую серьёзную работу, как подготовка к экзамену. Это их настраивает на рабочий ритм, вдохновляет, тем более, если учитель разнообразит задания.

Синонимы – это слова с одинаковым значением. Именно такое определение наиболее легко запоминается школьниками.

Типы синонимов 1Синонимы появляются в языке по нескольким причинам.

Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.

Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.

В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.

В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.

Действительно, установить, что, например, слова «друг» и «товарищ» являются синонимами, несложно, сложнее определить тип синонимов.

Абсолютные синонимы (дублеты) – это слова, которые одинаковы по значению и употреблению, но различны по сочетаемости. Например, бегемот и гиппопотам; в течение и в продолжение (предлоги); лингвистика, и языковедение, и языкознание и др. Слов-дублетов в русском зыке не так много: вследствие тенденции к экономии языковых средств такие синонимы либо начинают различаться по смыслу, либо приобретают новую стилистическую окраску. НаТипы синонимов 2пример, уже сейчас наиболее часто мы можем услышать термин «лингвистика», более редко – «языкознание» и почти никогда – «языковедение».

Идеографические (семантические) синонимы – это слова, одинаковые по значению, но отличающиеся оттенками значений. Например, в «триаде» палящий – жгучий – жаркий палящий – это очень жаркий, обжигающий; жгучий – это горячий, обжигающий, палящий; жаркий – это дающий сильный жар, очень горячий.

Примерами семантических синонимов также являются слова: молодость – юность; красный – пунцовый – алый и др.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста: веселая, доброжелательная улыбка.

Однокоренные синонимы – это однокоренные слова, имеющие одинаковое значение, но употребляющиеся чаще всего в разных стилях. Слово «борьба» нейтральное: у него равные шансы встретиться нам как в художественном, так и в научном стиле. Его же синоним «борение» имеет ярко выраженную «высокую» окраску и встретиться нам может в художественной речи.

Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик. Слово «рожа» явно разговорное, которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо» нейтральное: у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик» книжное: скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.

Типы синонимов 3Семантико-стилистические синонимы – это синонимы, которые отличаются и оттенками значений, и стилистической окраской: будущий (нейтральное) – грядущий (книжное) – наступающий (нейтральное) – предстоящий (деловая сфера) – следующий (нейтральное).

Нередко мы можем столкнуться с так называемым окказиональным употреблением синонимов, когда слова, не являющиеся синонимами в принципе, с подачи автора становятся таковыми: стукнуть на стол самовар = поставить на стол самовар.

Остались вопросы? Не знаете, как определить тип синонима?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, но тождественные или близкие по значению.

Узнаем, что такое синонимы в русском языке.

Понятие о синонимах

Чтобы уметь пользоваться лексическим богатством русского языка, хорошо владеть речью, важно знание  и правильное употребление лингвистических средств, создающих точную и логичную речь. Такими лексическими средствами языка являются синонимы, антонимы, паронимы, омонимы.


Определение

Греческим термином синонимы, что переводится как одноимённость, называются слова, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются по написанию и звучанию, а также оттенками значения или стилистической окраской.


Что такое синонимы


Дополнительный материал

А вот какое определение синонимам дает Википедия.


Например, падение снега в ветреную погоду можно обозначить словами-синонимами:

  • метель
  • пурга
  • метелица
  • вьюга
  • буран.

По словообразовательному составу выделяют синонимы однокорневые (следствие — расследование) и разнокорневые (слепойнезрячий).

В лексике русского языка различают виды синонимов:

  • семантические
  • стилистические
  • абсолютные синонимы.

Семантические и стилистические синонимы

Семантические синонимы различаются только оттенками значения и образуют семантический ряд.

Семантический ряд

Синонимами являются слова:

  • бой
  • битва
  • сеча
  • сражение.

Они образуют семантический ряд, в котором стилистически нейтральное и наиболее общее по смыслу слово «бой» выступает в качестве главного. Существительные «битва» и «сражение» принадлежат книжному стилю. Слово «сеча» носит архаичный оттенок.

Синонимами бывают слова одной части речи, например:

  • высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый;
  • разрушать, ломать, громить, крушить;
  • печально, грустно, невесело, тоскливо, нерадостно.

В синонимичном ряду «ломать», «разрушать», «громить», «крушить» отмечается нарастание действия по его интенсивности (ломать — крушить). Эти слова, отличающиеся оттенками значения, называются семантическими синонимами.

Слова, составляющие семантический ряд, могут иметь тончайшие оттенки в значениях, которые без контекста, как правило, не различаются. Вот, например, как Д. Фонвизин объясняет слова «ветхий», «древний», «старинный», «старый»:

Старо то, что давно было ново, старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленных веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.

Стилистические синонимы принадлежат разным стилям речи, начиная со стилистически нейтрального и заканчивая просторечными словами, например:

  • ходить, бродить, шататься, слоняться, шляться, таскаться;
  • скупой, скряга, скупердяй, сквалыга, скаред, жадина;
  • выговор, замечание, внушение, порицание, головомойка, нагоняй, нахлобучка, взбучка.

Очень важно чувствовать тончайшие смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки синонимов, чтобы наиболее точно выбрать слово и тем самым достичь точности выражения. Например, глагол «узнать» имеет большое количество стилистических вариантов:

  • испытать, подвергнуться, испить чашу до дна ( книжн.);
  • попробовать, испытать на собственной шкуре (разг.);
  • изжить (уст.).

Стилистические синонимы, обозначая одно и то же явление действительности, имеют разную сферу употребления:

  • провинция (нейтр.) — глухомань (разг.);
  • отец (лит.) — батюшка ( устар.);
  • печальный (нейтр.) — кручинный (нар.-поэт.).

Синонимы называются абсолютными, если разные слова обозначают одно и то же и не имеют ни семантических, ни стилистических различий:

  • бегемот — гиппопотам;
  • потому что — так как.

Контекстуальные синонимы

Особую группу составляют контекстуальные синонимы.

Контекстуальные синонимы — это слова, сближение которых по значению происходит только в условиях определенного контекста. Вне этого контекста они не являются синонимами.

В большинстве случаев контекстуальные синонимы имеют экспрессивную окраску. Их задачей является не назвать явление, признак или процесс, а охарактеризовать его. Например, в определенных контекстах глагол «говорить» (сказать) имеет синонимы:

  • бросить
  • проронить
  • уронить
  • брякнуть
  • отколоть
  • сморозить
  • выдать
  • загнуть
  • ввернуть и пр.

Значение синонимов в речи

Синонимы призваны разнообразить нашу речь. Чтобы не повторяться, мы используем слово с тем же значением, но звучащее по-другому, то есть синоним. Иногда синоним нужен, чтобы подчеркнуть тонкое различие оттенка смысла, для более точного названия близких, но все же различающихся предметов, их свойств или действий.

  • скучал по дому — скучал о доме;
  • река течёт между крутыми берегами — между крутых берегов.
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ
веселье — радость грусть
аккуратно — опрятно неряшливо
грусть — печаль веселье
гостеприимно — радушно неприветливо
громко — оглушительно тихо

Итак, синонимы используются в речи:

  1. для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
  2. для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся, шмякнулся, шлепнулся);
  3. как средство для преодоления неоправданного повтора одного и того же слова;
  4. как способ связи соседних предложений в тексте.

Примеры синонимов

  • Родина — Отчизна — Отечество;
  • взволновать — тронуть — потрясти;
  • клевета — наговор — поклеп — напраслина — навет;
  • понятно — толково — вразумительно;
  • знаменитый — признанный — популярный — прославленный;
  • близкий — ближний — соседний — близлежащий.

Фразеологизмы-синонимы

Синонимами могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы.

Сочетания «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «полон рот», «хоть отбавляй», «девать некуда» синонимичны наречию «много».

Слову «быстро» эквивалентно значение синонимичных устойчивых словосочетаний:

  • во все лопатки;
  • сломя голову;
  • в мгновенье ока;
  • высунув язык;
  • со всех ног;
  • во всю мочь.

Укажем примеры синонимичных пар фразеологизмов:

  • сидеть сложа руки — бить баклуши;
  • тянуть канитель — черепашьим шагом;
  • намылить шею — продрать с песочком;
  • водить за нос — втирать очки;
  • стреляный воробей — тертый калач;
  • кожа да кости — живые мощи;
  • сложить голову — сыграть в ящик;
  • не размыкать уст — набрать в рот воды;
  • петь одну и ту же песню — крутить шарманку;
  • дать импульс — внести свежую струю.

Благодаря синонимам, наша речь становится образной, выразительной и яркой.

Видеоурок на тему «Антонимы и синонимы»

Тест

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стилистически окрашенные синонимы примеры
  • Стилистически неправильный синоним
  • Стилистически неоправданное употребление синонимов
  • Стилистически нейтральным синонимом это
  • Стилистически нейтральным синонимом уставился