Стихотворения с синонимами для детей

Тема: «Королевство синонимов, антонимов, омонимов».

Упражнения

  1. Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

  1. Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус — ….(грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку …(замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).

  1. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. …. подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг…застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

  1. Расположить синонимы возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость, раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

— Составь с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

  1. Заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок.

(смелый)

бесстрашный человек

(тихая)

безветренная погода

(чистое)

безоблачное небо

(тревожный)

беспокойный сон

И вот открыл глаза подснежник

вокруг

И озирается….(кругом)

  1. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.

  1. А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет: «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне».

(Р. Дышаленкова)

  1. Снег идет, кружит метель –

Белой пыли карусель.

Вьюга всех взъерошила,

Стежки запорошила.

Это, может быть, пурга

Понасыпала снега?

Или так метелица

Под окошком стелется?

Вот когда буран начнется,

В нем никто не ошибется!

  1. Ныть позорно и грешно.

Плакаться противно.

А скулить уже смешно,

Хныкать примитивно.

Стонать? Сетовать? Пенять?

Трудно нытика понять.

Жаловаться можно…

Только осторожно.

  1. Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели мне они !

(В. Берестов)

  1. Зябнет осина,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

  1. Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый.

Значит, закаленный!

  1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

— Спеши, не спеши, а поторапливайся.

— Приятелей много, а друга нет.

— Переливает из пустого в порожнее.

  1. Замените высказывание одним словом.

— Очень сильно хотеть что-то. (Желать)

— Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)

— Хворать, быть нездоровым. (Болеть)

— Украсить, придать красивый вид. (Нарядит)

  1. Продолжите высказывания словами – синонимами.

Перечень букв в определенном порядке – это … (алфавит, азбука)

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это… (градусник, термометр)

Человек на лошади – это… (всадник, наездник)

  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Специальность — … (профессия)

Обучение животных — … (дрессировка)

Скорый поезд — … (экспресс)

Асфальтированная дорога — … (шоссе)

Популярная игра на льду — … (хоккей)

Помещение в школе — … (класс)

Вид плавания — … (брасс)

  1. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

Игры

  • Игра «Эрудит»

Ход игры: напишите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный — н

Прекрасный — и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

  • Игра «Замени слово»

Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.

Журавли караваном летят – стаей

На солнце темный лес зардел — покраснел

После зимней стужи — холода

Запел в лазуре жаворонок – в голубом небе

Журавли курлычут – кричат

Ласточка щебечет – поет, заливается

Жаворонок летает – порхает, кружит, парит

Как называют такие слова?

  • Игра «Кто скажет иначе?»

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поёт – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

  • Игра «Кто внимательнее?»

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

  • Игра «Охота за синонимами»

Ход игры: водящий выходит. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.

  • Игра «Раскрой цветок»

Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика.

Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

Школьник

Спешить

Говорить

Изба

Дождь

Ученик

Торопиться

Шептать

Дом

Ливень

  • Игра «Найдите лишнее слово»

Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.

Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

Занимательный материал

  1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога».Что общего между ними и в чём разница?

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне. (В. Остин)

  1. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы, антонимы.

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг (слова записать на доске).

3.Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)

  • Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).

  • Золотистые копны соломы

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу… (торопятся) (спешат).

  • Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную… (берегут) (хранят).

  • С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас… (мороз) (холод)

Ребята вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать эссе – небольшое сочинение по данной теме, включая синонимы, антонимы, омонимы.

Цель урока: развитие личности ребенка на основе формирование учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи урока: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый, познавательный интерес к предмету, через формирование информационной компетентности.

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Необходимое оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • маркеры;

  • листы бумаги;

  • тесты;

  • словари.

Синонимы — правила грамматики в стихах

Подборка веселых стихотворений и правил-запоминалок в стихах про синонимы. Пригодится для лучшего запоминания некоторых правил русского языка школьниками, а так же для включения в сценки и сценарии посвященные школьной жизни, русскому языку, грамотности.

  • Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения

Бураны, вьюги и метели…

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Стихи про синонимы

Гляди, поехала машина…

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР.

Стихи про синонимы

Дуб дождя и ветра вовсе не боится…

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Стихи про синонимы

Зябнет осинка…

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Стихи про синонимы

Мы не можем повторяться…

Мы не можем повторяться,
Но умеем замещаться:
КРАСНЫЙ, АЛЫЙ и БАГРОВЫЙ,
КУМАЧОВЫЙ и ПУНЦОВЫЙ,
ОГНЕВОЙ, РДЯНОЙ, БОРДОВЫЙ
И ПУРПУРОВЫЙ – все оттенки КРАСНОГО,
Сказочно прекрасного.
Кто найдёт ещё три цвета,
А СЛОВАРЬ подскажет это,
Тот СИНОНИМЫ, ребята,
Не забудет никогда!

На фоне КРАСНОГО заката…

На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник РОЗОВЫЙ душистый
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвее, пушистей,
Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит:
С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И елей голубых ряд стройный
От снов прогонит чудищ страшных.

Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
Взойдёт на небе синем бодро.

ПУНЦОВЫМ дЕвица румянцем
Да милой ямочкой на щёчке
Прохожих юношей смущает,
И смехом, словно колокольчик.

Собрав на клумбе незабудки,
Бегут за девушкой с букетом.
Её МАЛИНОВЫЕ губки
Лишь улыбаются в ответ им.

БАГРОВЫЙ край листочка клёна
Напомнит о прошедшем лете.
И золотая осень скоро
Леса в ЧЕРВОННЫЙ цвет оденет.

Ликбеза Лира

  • Анаграммы — увлекательные словесные головоломки
  • Викторины и литературные игры — тематический архив
  • Правда или ложь? — викторина обо всем доя детей
  • Собери слова! — грамматические игры в стихах

Спасибо за чтение! Вам понравилось?

МКОУ
Подгоренская СОШ

ПРОЕКТ

«Синонимы,
антонимы, омонимы в стихах»

Выполнил:

учащийся 5 класса

Суворов Марк

С.
Подгорное, 2015г.

 Синонимы – это слова одной и той же части речи,
очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее
точным средством выражения               

                                  
Мы не можем повторяться,
                
                 
Но умеем замещаться:
                
                 
КРАСНЫЙ, АЛЫЙ и БАГРОВЫЙ,
                
                 
КУМАЧОВЫЙ и ПУНЦОВЫЙ,
                
                 
ОГНЕВОЙ, РДЯНОЙ, БОРДОВЫЙ
                
                 
 И  ПУРПУРОВЫЙ – все оттенки КРАСНОГО,
                
                 
 Сказочно  прекрасного.
                
                 
 Кто найдёт ещё три цвета,
                
                 
 А СЛОВАРЬ подскажет это,
                
                 
Тот СИНОНИМЫ, ребята,
                
                 
 Не забудет никогда!

***

Бураны,
вьюги и метели,
Как много с ними канители, 
Как много шума, толкотни, 
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый 
И речку в лед сковал без шума.

***

Зябнет
осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

***

Дуб дождя
и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, 
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

***

Гляди,
поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.


***
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР…


 ***

 Сияло солнце,

 вздыхала степь,

 блестела трава в бриллиантах дождя,

и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Омонимы – это
слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию.

 Одинаково
нас пишут,
 Одинаково звучим,
 Но по смыслу, по значению
 Быть мы разными хотим.
 Мы ОМОНИМЫ, друзья,
 Путать нас ни с кем нельзя.
 ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
 С языком всегда мы дружим.

***

Я
надену костюм-тройку
В этот праздничный, тёплый день.
Позвоню, чтоб прислали тройку
Вороных, арабских коней.

Возьму на руки свою таксу,
Сяду вместе с ней в экипаж,
И узнаю, какую таксу
Заплачу я за эту блажь.

Ну, а дома лежит роман,
Не закончу никак сюжет.
Закрутить бы мне с дамой роман,
И тогда напишу сонет.

А на улице-красота:
Звёзды светят и ветер стих.
По душе разлилась теплота,
Напишу я про это стих.

***

Наш
Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А
своей косой Танюша

Полюбилася
Андрюше.

Нам
работа нипочем,

Отворили
дверь ключом.

Во
дворе родник проснулся,

Из
под камня бьет ключом.

Папа краном управляет,

Носит
груз подъемный кран.

Папа
чинит в ванной кран.

А
придя домой с работы,

Отрываясь
от Земли

На
большой ракете,

 Взяли
горсточку земли

Антонимы – это слова
одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения.


Мы КОНТРАСТНЫЕ  слова, зовут нас АНТОНИМЫ:
                
      Можем мы и ПОКУПАТЬ,
                
      Можем мы и ПРОДАВАТЬ.
                
      ПРИБАВЛЯТЬ и ОТНИМАТЬ,
                
      ЗАБЫВАТЬ и ПОМНИТЬ.
                       Можем быть мы и в СТИХАХ,
                       Можем быть и в ПРОЗЕ.
                       Можем жить мы и в ЖАРЕ,
                       Можем – на МОРОЗЕ.

                     
ТЁМНОЙ  НОЧЬЮ,
                      СВЕТЛЫМ  ДНЁМ,

                     
И в ЖАРУ, и в ХОЛОД

                   
  В ЛЕКСИКЕ всегда живём,
                      Будь мы СТАР иль МОЛОД.


      antonimy-v-stihah1    
antonimy-v-stihah2        
           antonimy-v-stihah3    
        
       antonimy-v-stihah4   antonimy-v-stihah5  
        
       antonimy-v-stihah6  
            antonimy-v-stihah7  
                  antonimy-v-stihah8

antonimy-v-stihah9

***

 Они сошлись.

 Вода и камень.

 Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции menu_set_active_trail() (строка 2405 в файле /var/www/detstih/data/www/detstih.ru/includes/menu.inc).

Синонимы. Светлана Заривняя Румянцева

Слова эти разные, ну и что же,
Они означают одно и то же.
Приведу пример я вам:
Бегемот — гиппопотам.

Два разных слова, но всё это мы,
Так легче запомнить — СИНОНИМЫ.

Яд и отрава, забавный — смешной
Прыгать — скакать,
огромный — большой.

Гляди, поехала машина.
Из под колес — фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать — АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР…

Я синонимы искала
к слову «грусть».
Много их сейчас нашлось:
печаль, тоска,
а еще кручина, скука.
Только пусть
стороною обойдут они пока.

Лучше к «радости» созвучие найти:
эйфория, ликование, восторг.
Знаю точно,
что они уже в пути,
а веселье и удача —
их эскорт.

Счастье, нега и блаженство
у дверИ,
только подобрать я не могу ключей.
Страсть, желание, влеченье
до зари
будут спутницами любящих людей.

Но синонима к «любви»
я не нашла,
даже прикрепить пыталась к Яни Инь.
Хоть похожие,
да всё не те слова…
Может быть к любви один синоним — «жизнь»?

Елисеева-Вернер Светлана

Стихи про синонимы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ – слова-друзья и слова-неприятели

Будет интересно и познавательно родителям для проведения занятий в домашних условиях….

Игры по формированию синонимов и антонимов в речи дошкольника

Подборка игр по формированию синонимов и антонимовв  речи детей дошкольного возраста с ОНРIII. Использование игр на занятиях систематически применять на занятиях по развитию речи как части заняти…

игры на обогащение и активизацию речи синонимами и антонимами

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами…

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Брошура — сборник игр по развитию речи….

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностног…

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы…

Приёмы работы над синонимами и антонимами с детьми с ТНР

Словарь дошкольника с ТНР особо нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, мн…

Обновлено: 04.05.2023

Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: ГИППОПОТАМ
Головой кивает нам.
Где? Там только БЕГЕМОТ
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что СИНОНИМ это!

«БУРАНЫ, ВЬЮГИ и МЕТЕЛИ…
Как много с ними КАНИТЕЛИ,
Как много ШУМА, ТОЛКОТНИ!
Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник, РОЗОВЫЙ, душистый,
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвей, шелковистей,
Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит:
С дождём иль солнцем будут встречи?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И только лишь рассвет БАГРОВЫЙ
Из снов прогонит чудищ страшных.

Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
Взойдёт на небе синем бодро.

ПУНЦОВЫМ дЕвица румянцем
Да милой ямочкой на щёчке
Прохожих юношей смущает,
А смех звенит, как колокольчик.

Собрав на клумбе незабудки,
Бегут за девушкой с букетом.
Её МАЛИНОВЫЕ губки
Лишь улыбаются в ответ им.

Солнце на прощанье
Пламнем БАГРОВЫМ
Заливает берег
И утёс суровый.

Красит кистью новой
В цвет БАГРЯНЫЙ вереск,
И ковёр БОРДОВЫЙ
В перелеске стелет.

Листьев увяданье
Мглой вечерней прячет,
Над ЧЕРВОННЫМ блеском
Дождь осенний плачет.

СИНЯЯ ПЕСЕНКА. Слова-синонимы

Берег Лазурный солнышко грело,
Синюю песенку облачко пело.
Нёс на ладошках его свежий ветер,
Путь через горы от снега был светел.

К волнам ИНДИГОВЫМ тихо доставил,
Рядом с утёсом чёрным оставил.
Облачку бросив ЛАЗОРЕВЫЙ цветик,
В мир поднебесный отправился ветер.

Камень САПФИРОВЫЙ светится ярко,
Облачко радо такому подарку.
УЛЬТРАМАРИНОВЫЙ рядышком блещет,
Волны в восторге смеются и плещут.

Бант ГОЛУБОЙ, а второй БИРЮЗОВЫЙ
Облачку дарят. Весь мир очарован:
Словно корона – венок ВАСИЛЬКОВЫЙ.
Царственным видом ветер взволнован.

ЗЯБНЕТ осинка,
ДРОЖИТ на ветру,
СТЫНЕТ на солнышке,
МЁРЗНЕТ в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб ВЫНОСЛИВЫЙ,
Значит, ЗАКАЛЁННЫЙ.

© Copyright: Дружана, 2019
Свидетельство о публикации №119070306081
Рецензии

От вольера до вольера
В зоопарке мы идём,
Видим чёрную пантеру,
Носорога, а потом
Говорит тихонько мама:
«Мы пришли к гиппопотаму.
Вот его вольер». – А там
Вовсе не ГИППОПОТАМ!

Как же мама не поймёт?
Перед нами – БЕ-ГЕ-МОТ!

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также:

      

  • Наши тайны останутся тайной стих
  •   

  • Ирина токмакова подарили собаку стих
  •   

  • А есть ли любовь стихи
  •   

  • Покуда над стихами плачут владимир корнилов
  •   

  • Буду рядом с тобой идти стих

Цели:

1. Закрепить понятие о синонимах. Учить
подбирать синонимы, составлять синонимический
ряд.
2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в
пословицах и поговорках. Развивать речь,
обогащать словарный запас, повышать уровень
языкового развития. Способствовать более
прочному и сознательному усвоению изученного
материала, точному употреблению слов в речи.
3. Воспитывать чувство коллективизма,
взаимопомощи, интерес к предмету.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: Емеля на печи, Марья-царевна,
болото с водяным, 3 кочки со стихами, таблицы со
словами, лес, замок злого волшебника,
карточки-шторки со словами, поляна “Зри в
корень” с картинками; рисунки бегемота, стола,
стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река,
мост; бревна с пословицами, слезы с буквами,
карточки с пословицами, грамзапись сказки “По
щучьему велению”.

I. Организационный момент.

(Урок можно провести в виде соревнования между
командами.)

II. Сообщение темы и цели.

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие
вместе с героем сказки. А с кем мы будем
путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из
какой сказки этот отрывок и как зовут главного
героя сказки. (Звучит отрывок из русской народной
сказки “По щучьему велению”).

– Да, наш герой – Емеля. А путешествовать мы
будем на печи. И отправимся мы к Марье- Царевне. На
пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их
все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы?
Но мы не можем отправиться в путь, т. к. не знаем,
по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы
узнать тему нам нужно разгадать кроссворд. Если
вы правильно его разгадаете, то в первом столбике
вы прочитаете тему урока.

1

2
3
4
5
6
7
8

l. Часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопрос: кто? что? (существительное).

2. Место, где начинается река (исток).

3. Дом диких животных в земле (нора).

4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы).

5. Суффикс прилагательного осенний (н).

6. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет (иней).

7. Антоним к слову “война” (мир)

8. Окончание в слове “помидоры”. (ы)

– Итак, какая же тема нашего путешествия?
(синонимы)

– Что же такое синонимы? (ответы детей).

– Сегодня мы будем подбирать синонимы,
составлять синонимический ряд, правильно
употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема
известна, Емеля на печи. Пора и в путь.

Осталось только произнести волшебные слова: по
щучьему велению, по моему хотению хочу, чтобы мы с
ребятами благополучно добрались до
Марьи-Царевны.

III. Упражнение: нахождение синонимов в
стихотворениях (работа в группах).

Где мы? Отгадайте

Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото)

Рисунок 1

– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он
покажет нам путь через болото, если вы правильно
найдете синонимы в стихотворениях
(стихотворения записаны на кочках). (Выходят
учащиеся от каждой группы и берут кочки)

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и
защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы?
(Обозначает одно и то же, но по-разному, является
одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й
группе? Во второй? В третьей? (существительные,
глаголы, прилагательные).

– Что сильнее — метель или буран?

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как
явление природы? (силою ветра)

– Какое слово еще можно поставить в этом
синонимическом ряду? (пурга)

На доске: Загрустить – затужить, печаль,
закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к.
синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем
«печаль» (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть
синонимы?

IV. Формирование навыков подбирать
синонимы.

– Отгадайте загадку:

На горе шумит,
Под горой молчит. (Лес)

Рисунок 2

– Мы в дремучем лесу. Его охраняет
старичок–лесовичок. Он пропустит нас через лес,
если мы найдем синонимы в первом и во втором
столбиках и соединим их стрелкой.

На доске:

Огонь       скакать
Шалун       аккуратный
Чистый      скакун
Конница     азбука
Прыгать     пламя
Конь        кавалерия
Алфавит     озорник

– Итак, мы справились с этим заданием и
продолжаем путь дальше.

V. Закрепление умения подбирать синонимы из 4
букв.

Замок злого волшебника

Рисунок 3

Мы подъехали к старинному замку. Этот замок
построен в 1557 году. Какой это век? (XVI) В этом замке
живет людоед. Он сейчас спит, но если проснется,
то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна
шторками-синонимами из 4 букв. Подберите такие
слова, и, занавесьте окна и тихо пройдите возле
замка.

Приятель – друг
Противник – враг
Солдат – воин, боец
Шагать – идти
Красный – алый
Родник – ключ
Доктор – врач.

Мы благополучно миновали замок людоеда.

VI. Словарная работа.

Наше путешествие продолжается. Мы на поляне
“Зри в корень”. Побывав на этой поляне, вы
узнаете происхождение некоторых слов и много
интересного о словах. Мы сможем проехать по этой
поляне, если назовем лишь те предметы, к которым
можно подобрать 2 подписи (или синонимы).

– Что значит “зри”? (смотри)

Рисунок 4

Луна – месяц, собака – пес, бегемот –
гиппопотам, резинка – ластик, стол, дерево,
карандаш (картинки со словами: резинка, стол,
дерево, карандаш, бегемот, собака, месяц).

– Если вы не смогли подобрать синонимы к слову
бегемот, то послушайте стихотворение, и вы
обязательно догадаетесь (рассказывает один
ученик).

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И посмотреть ги-ги-потама…
Нет, ги-попо-тото-потама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги… на бегемота,
Мы чаще так его зовем.

(Вывешивается табличка со словом гиппопотам
под рисунком бегемота).

– А знаете ли вы, почему резинку называют
ластиком?

Послушайте: (рассказывает подготовленный
ученик)

У резинки, обычной школьной резинки, есть еще
одно название: ластик.

Почему резинка – понятно: делается из резины. А
из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук
по-латыни называется “гумми эластикум”. Отсюда
– ластик, что значит упругий, хорошо
растягивающийся.

Итог: Ко всем ли словам можно подобрать
синонимы?

(Ответы и обобщения детей)

VII. Физминутка.

(Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят,
он называет антоним).

– Хотя мы с вами ехали на печи, но устали. Сейчас
мы отдохнем и поиграем в игру “лови — назови”. А
назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум,
утро, холод, враг, болезнь, радость, старость,
доброта, потеря, ложь, горе, внизу, черный,
маленький, юг, медленно, влево, темно, лето,
близко, ругать, сытый, начало, теплый, опустить.

VIII. Работа по восстановлению авторского текста.

Река.

Отгадайте загадку:

В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Речка)

Рисунок 5

– Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить из
бревен мост. Бревно можно положить, если
выполнить задание – восстановить авторский
текст (подобрать синонимы). (Стихи записаны на
обратной стороне бревна)

1-е бревно. (1-я группа)

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).

(Исаковский)

2-е бревно. (2-я группа)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы).

(Демьянова)

3-е бревно. (3-я группа)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут).

(Лермонтов)

IX. Работа с пословицами (работа в группах)

“Охота” за синонимами

Мы с вами на охотничьем острове. Но
охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко
стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в
пословицах и фразеологизмах (устойчивых
словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.


(Каждая команда объясняет смысл пословиц,
находит синонимы, получает фишки за правильный
ответ)

– Настоящая охота только начинается. Каждая
команда получает карточки с пословицами.
Читаете, объясняете смысл пословиц.

1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1
команда)

2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2
команда)

3. Делу время, потехе час. (3 команда)

– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти
среди них синонимичную вашей и поднять руку (или
хлопнуть в ладоши).

Учитель читает пословицы:

1. Ученье свет, а неученье тьма.
2. Не потопаешь
не полопаешь.
3. Без друга на сердце вьюга.
4. Откладывай безделье, да не откладывай дело.


Какая из пословиц “лишняя”, т.е. не имеет
синонимичной? (Оцениваются ответы команд.)

X. Итог.

Мы благополучно добрались до Марьи–царевны.

Но она сидит в темнице. Ее не пускает Баба-Яга,
она хочет, чтобы мы сделали вывод о синонимах: для
чего же нам нужны синонимы в речи. (Каждая команда
делает обобщение и получает фишки за ответ.)

А Марья-царевна много слез наплакала, пока мы ее
освободили. И на каждой ее слезке буква. Сложите
из букв слово и узнаете, как благодарит нас
Марья-царевна. (Спасибо.)

Рисунок 6

Разноцветные стихотворения. Синонимы

РАЗНОЦВЕТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. Синонимы

На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник, РОЗОВЫЙ, душистый,
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвей, шелковистей,
Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит:
С дождём иль солнцем будут встречи?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И только лишь рассвет БАГРОВЫЙ
Из снов прогонит чудищ страшных.

Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
Взойдёт на небе синем бодро.

ПУНЦОВЫМ дЕвица румянцем
Да милой ямочкой на щёчке
Прохожих юношей смущает,
А смех звенит, как колокольчик.

Собрав на клумбе незабудки,
Бегут за девушкой с букетом.
Её МАЛИНОВЫЕ губки
Лишь улыбаются в ответ им.

БАГРОВЫЙ край листочка клёна
Напомнит о прошедшем лете.
И золотая осень скоро
Леса в ЧЕРВОННЫЙ цвет оденет.
_____________________________________________
Слова-синонимы: красный, алый, пунцовый, бордовый, вишнёвый, малиновый.

СИНЯЯ ПЕСЕНКА. Слова-синонимы

Берег Лазурный солнышко грело,
Синюю песенку облачко пело.
Нёс на ладошках его свежий ветер,
Путь через горы от снега был светел.

К волнам ИНДИГОВЫМ тихо доставил,
Рядом с утёсом чёрным оставил.
Облачку бросив ЛАЗОРЕВЫЙ цветик,
В мир поднебесный отправился ветер.

Камень САПФИРОВЫЙ светится ярко,
Облачко радо такому подарку.
УЛЬТРАМАРИНОВЫЙ рядышком блещет,
Волны в восторге смеются и плещут.

Бант ГОЛУБОЙ, а второй БИРЮЗОВЫЙ
Облачку дарят. Весь мир очарован:
Словно корона – венок ВАСИЛЬКОВЫЙ.
Царственным видом ветер взволнован.
________________________________________

Слова-синонимы : СИНИЙ — лазурный,индиговый, лазоревый,
сапфировый, голубой, бирюзовый, ультрамариновый.

ПОДАРКИ ВЕСНЫ. Синонимы

Весна задержалась, всё шила одежды.
Растения ждали подарки с надеждой.
Акации стыдно стоять обнажённой,
Пора сарафанчик примерить зелёный.

Салатово-нежное платье для липы,
Рубах изумрудных Весна сшила кипы.
Хитон бирюзовый, серёжки — берёзе,
А брошь из росинок — блистательной розе.

Кустам подарила накидки и бусы,
Цветам предложила всем шляпки по вкусу.
На плечи набросив платочек шелкОвый,
Вплела себе в косы две ленты бордовых.

Принесла сорока
На хвосте зверюшкам:
По березкам соки
Побежали дружно.

У болотца тоже
Первоцветы вышли —
На зелёном ложе
Радужные вспышки.

Глазки из-под снега
Хлопают в смущенье,
Сонная в них нега,
Радость, удивленье.

На подснежник белый
Смотрит крокус синий,
Он зарядку сделал,
Крепким стал и сильным.

Не ленись, подснежник,
Сбрось-ка одеяло.
Разберём валежник,
Чтоб кругом сияло.

Радуют зверюшек
Первые цветочки.
Разноцветье рюшек
Украшает кочки.

ИГРА УТРЕННИХ ЛУЧЕЙ

Зорька плеснула розовой краски,
С неба слетела серая маска.
Кто там несмело глядит из-за туч?
Солнца посланник он – утренний луч.

Тёплой ладошкой провёл по траве,
Пятнышком светлым поплыл по волне,
Братьям послал он горячий привет .
Тут же десант опустился в ответ.

Розовый лучик играть стал с котом,
А золотой у крыльца лёг клубком.
Жёлтый окрасил пшеницы поля,
Алый зажёг паруса корабля.

Плещется парус надежды над морем,
Счастье подарит он девушке вскоре.
Луч изумрудный нырнул в глубину,
Белый — лебедушкой сел на волну.

Солнце довольно игрою лучей,
Радо светило сиять для людей.

Источник статьи: http://stihi.ru/2006/06/12-1781

ПРОЕКТ «Синонимы, антонимы, омонимы в стихах»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

МКОУ Подгоренская СОШ

«Синонимы, антонимы, омонимы в стихах»

Синонимы – это слова одной и той же части речи, очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее точным средством выражения

Мы не можем повторяться,
Но умеем замещаться:
КРАСНЫЙ, АЛЫЙ и БАГРОВЫЙ,
КУМАЧОВЫЙ и ПУНЦОВЫЙ,
ОГНЕВОЙ, РДЯНОЙ, БОРДОВЫЙ
И ПУРПУРОВЫЙ – все оттенки КРАСНОГО,
Сказочно прекрасного.
Кто найдёт ещё три цвета,
А СЛОВАРЬ подскажет это,
Тот СИНОНИМЫ, ребята,
Не забудет никогда!

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Гляди, поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.

***
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор.
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР.

блестела трава в бриллиантах дождя,

и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Омонимы – это слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию.

Одинаково нас пишут,
Одинаково звучим,
Но по смыслу, по значению
Быть мы разными хотим.
Мы ОМОНИМЫ, друзья,
Путать нас ни с кем нельзя.
ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
С языком всегда мы дружим.

Я надену костюм-тройку
В этот праздничный, тёплый день.
Позвоню, чтоб прислали тройку
Вороных, арабских коней.

Возьму на руки свою таксу,
Сяду вместе с ней в экипаж,
И узнаю, какую таксу
Заплачу я за эту блажь.

Ну, а дома лежит роман,
Не закончу никак сюжет.
Закрутить бы мне с дамой роман,
И тогда напишу сонет.

А на улице-красота:
Звёзды светят и ветер стих.
По душе разлилась теплота,
Напишу я про это стих.

Наш Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Нам работа нипочем,

Отворили дверь ключом .

Во дворе родник проснулся,

Из под камня бьет ключом .

Папа краном управляет,

Носит груз подъемный кран .

Папа чинит в ванной кран .

А придя домой с работы,

Отрываясь от Земли

Взяли горсточку земли

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения.

— Мы КОНТРАСТНЫЕ слова, зовут нас АНТОНИМЫ:
Можем мы и ПОКУПАТЬ,
Можем мы и ПРОДАВАТЬ.
ПРИБАВЛЯТЬ и ОТНИМАТЬ,
ЗАБЫВАТЬ и ПОМНИТЬ.
Можем быть мы и в СТИХАХ,
Можем быть и в ПРОЗЕ.
Можем жить мы и в ЖАРЕ,
Можем – на МОРОЗЕ.

ТЁМНОЙ НОЧЬЮ,
СВЕТЛЫМ ДНЁМ,

И в ЖАРУ, и в ХОЛОД

В ЛЕКСИКЕ всегда живём,
Будь мы СТАР иль МОЛОД.



Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: ДБ-407642

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/proekt-sinonimi-antonimi-omonimi-v-stihah-1829674.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стихотворения где есть синонимы
  • Стихотворение синонимы и антонимы
  • Стихотворение синоним произведение
  • Стихание синоним
  • Стихает синонимы слова