Стихотворения где есть синонимы

Гляди, поехала машина.
Из под колес — фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать — АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР…

*****

На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник РОЗОВЫЙ душистый
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвее, пушистей,
Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит:
С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И елей голубых ряд стройный
От снов прогонит чудищ страшных.

Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
Взойдёт на небе синем бодро.

ПУНЦОВЫМ дЕвица румянцем
Да милой ямочкой на щёчке
Прохожих юношей смущает,
И смехом, словно колокольчик.

Собрав на клумбе незабудки,
Бегут за девушкой с букетом.
Её МАЛИНОВЫЕ губки
Лишь улыбаются в ответ им.

БАГРОВЫЙ край листочка клёна
Напомнит о прошедшем лете.
И золотая осень скоро
Леса в ЧЕРВОННЫЙ цвет оденет.

Ликбеза Лира

*****

Я синонимы искала
к слову «грусть».
Много их сейчас нашлось:
печаль, тоска,
а еще кручина, скука.
Только пусть
стороною обойдут они пока.

Лучше к «радости» созвучие найти:
эйфория, ликование, восторг.
Знаю точно,
что они уже в пути,
а веселье и удача —
их эскорт.

Счастье, нега и блаженство
у дверИ,
только подобрать я не могу ключей.
Страсть, желание, влеченье
до зари
будут спутницами любящих людей.

Но синонима к «любви»
я не нашла,
даже прикрепить пыталась к Яни Инь.
Хоть похожие,
да всё не те слова…
Может быть к любви один синоним — «жизнь»?

Елисеева-Вернер Светлана

стихотворение «Козак» к примеру ,там есть такие строчки
» Поскакали, полетели.
Дружку друг любил;
Был ей верен две недели,
В третью изменил. » поскакали — полетели как синонимы.

ну или «Слеза»

Вчера за чашей пуншевою
С гусаром я сидел,
И молча с мрачною душою
На дальний путь глядел.

«Скажи, что смотришь на дорогу? —
Мой храбрый вопросил. —
Еще по ней ты, слава богу,
Друзей не проводил».

глядел — смотришь

Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции menu_set_active_trail() (строка 2405 в файле /var/www/detstih/data/www/detstih.ru/includes/menu.inc).

Синонимы. Светлана Заривняя Румянцева

Слова эти разные, ну и что же,
Они означают одно и то же.
Приведу пример я вам:
Бегемот — гиппопотам.

Два разных слова, но всё это мы,
Так легче запомнить — СИНОНИМЫ.

Яд и отрава, забавный — смешной
Прыгать — скакать,
огромный — большой.

Гляди, поехала машина.
Из под колес — фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать — АВТОМОБИЛЬ.
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР…

Я синонимы искала
к слову «грусть».
Много их сейчас нашлось:
печаль, тоска,
а еще кручина, скука.
Только пусть
стороною обойдут они пока.

Лучше к «радости» созвучие найти:
эйфория, ликование, восторг.
Знаю точно,
что они уже в пути,
а веселье и удача —
их эскорт.

Счастье, нега и блаженство
у дверИ,
только подобрать я не могу ключей.
Страсть, желание, влеченье
до зари
будут спутницами любящих людей.

Но синонима к «любви»
я не нашла,
даже прикрепить пыталась к Яни Инь.
Хоть похожие,
да всё не те слова…
Может быть к любви один синоним — «жизнь»?

Елисеева-Вернер Светлана

Стихи про синонимы

Тема: «Королевство синонимов, антонимов, омонимов».

Упражнения

  1. Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

  1. Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус — ….(грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку …(замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).

  1. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. …. подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг…застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

  1. Расположить синонимы возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость, раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

— Составь с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

  1. Заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок.

(смелый)

бесстрашный человек

(тихая)

безветренная погода

(чистое)

безоблачное небо

(тревожный)

беспокойный сон

И вот открыл глаза подснежник

вокруг

И озирается….(кругом)

  1. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.

  1. А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет: «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне».

(Р. Дышаленкова)

  1. Снег идет, кружит метель –

Белой пыли карусель.

Вьюга всех взъерошила,

Стежки запорошила.

Это, может быть, пурга

Понасыпала снега?

Или так метелица

Под окошком стелется?

Вот когда буран начнется,

В нем никто не ошибется!

  1. Ныть позорно и грешно.

Плакаться противно.

А скулить уже смешно,

Хныкать примитивно.

Стонать? Сетовать? Пенять?

Трудно нытика понять.

Жаловаться можно…

Только осторожно.

  1. Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели мне они !

(В. Берестов)

  1. Зябнет осина,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

  1. Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый.

Значит, закаленный!

  1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

— Спеши, не спеши, а поторапливайся.

— Приятелей много, а друга нет.

— Переливает из пустого в порожнее.

  1. Замените высказывание одним словом.

— Очень сильно хотеть что-то. (Желать)

— Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)

— Хворать, быть нездоровым. (Болеть)

— Украсить, придать красивый вид. (Нарядит)

  1. Продолжите высказывания словами – синонимами.

Перечень букв в определенном порядке – это … (алфавит, азбука)

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это… (градусник, термометр)

Человек на лошади – это… (всадник, наездник)

  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Специальность — … (профессия)

Обучение животных — … (дрессировка)

Скорый поезд — … (экспресс)

Асфальтированная дорога — … (шоссе)

Популярная игра на льду — … (хоккей)

Помещение в школе — … (класс)

Вид плавания — … (брасс)

  1. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

Игры

  • Игра «Эрудит»

Ход игры: напишите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный — н

Прекрасный — и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

  • Игра «Замени слово»

Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.

Журавли караваном летят – стаей

На солнце темный лес зардел — покраснел

После зимней стужи — холода

Запел в лазуре жаворонок – в голубом небе

Журавли курлычут – кричат

Ласточка щебечет – поет, заливается

Жаворонок летает – порхает, кружит, парит

Как называют такие слова?

  • Игра «Кто скажет иначе?»

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поёт – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

  • Игра «Кто внимательнее?»

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

  • Игра «Охота за синонимами»

Ход игры: водящий выходит. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.

  • Игра «Раскрой цветок»

Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика.

Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

Школьник

Спешить

Говорить

Изба

Дождь

Ученик

Торопиться

Шептать

Дом

Ливень

  • Игра «Найдите лишнее слово»

Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.

Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

Занимательный материал

  1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога».Что общего между ними и в чём разница?

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне. (В. Остин)

  1. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы, антонимы.

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг (слова записать на доске).

3.Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)

  • Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).

  • Золотистые копны соломы

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу… (торопятся) (спешат).

  • Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную… (берегут) (хранят).

  • С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас… (мороз) (холод)

Ребята вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать эссе – небольшое сочинение по данной теме, включая синонимы, антонимы, омонимы.

Цель урока: развитие личности ребенка на основе формирование учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи урока: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый, познавательный интерес к предмету, через формирование информационной компетентности.

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Необходимое оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • маркеры;

  • листы бумаги;

  • тесты;

  • словари.

Её величество лексика. Синонимы. Подборка

Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: ГИППОПОТАМ
Головой кивает нам.
Где? Там только БЕГЕМОТ
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что СИНОНИМ это!

«БУРАНЫ, ВЬЮГИ и МЕТЕЛИ…
Как много с ними КАНИТЕЛИ,
Как много ШУМА, ТОЛКОТНИ!
Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник, РОЗОВЫЙ, душистый,
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвей, шелковистей,
Природой кто искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит:
С дождём иль солнцем будут встречи?

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ
Ночная мгла на город спящий.
И только лишь рассвет БАГРОВЫЙ
Из снов прогонит чудищ страшных.

Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
Взойдёт на небе синем бодро.

ПУНЦОВЫМ дЕвица румянцем
Да милой ямочкой на щёчке
Прохожих юношей смущает,
А смех звенит, как колокольчик.

Собрав на клумбе незабудки,
Бегут за девушкой с букетом.
Её МАЛИНОВЫЕ губки
Лишь улыбаются в ответ им.

Солнце на прощанье
Пламнем БАГРОВЫМ
Заливает берег
И утёс суровый.

Красит кистью новой
В цвет БАГРЯНЫЙ вереск,
И ковёр БОРДОВЫЙ
В перелеске стелет.

Листьев увяданье
Мглой вечерней прячет,
Над ЧЕРВОННЫМ блеском
Дождь осенний плачет.

СИНЯЯ ПЕСЕНКА. Слова-синонимы

Берег Лазурный солнышко грело,
Синюю песенку облачко пело.
Нёс на ладошках его свежий ветер,
Путь через горы от снега был светел.

К волнам ИНДИГОВЫМ тихо доставил,
Рядом с утёсом чёрным оставил.
Облачку бросив ЛАЗОРЕВЫЙ цветик,
В мир поднебесный отправился ветер.

Камень САПФИРОВЫЙ светится ярко,
Облачко радо такому подарку.
УЛЬТРАМАРИНОВЫЙ рядышком блещет,
Волны в восторге смеются и плещут.

Бант ГОЛУБОЙ, а второй БИРЮЗОВЫЙ
Облачку дарят. Весь мир очарован:
Словно корона – венок ВАСИЛЬКОВЫЙ.
Царственным видом ветер взволнован.

ЗЯБНЕТ осинка,
ДРОЖИТ на ветру,
СТЫНЕТ на солнышке,
МЁРЗНЕТ в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб ВЫНОСЛИВЫЙ,
Значит, ЗАКАЛЁННЫЙ.

НПК «Шаг в науку» Исследовательская работа «Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А. Есенина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальный конкурс творческих работ школьников «Шаг в науку»

Российская Федерация, Забайкальский край, город Борзя

«Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А.Есенина»

Автор: Кутёнкова Юлия Сергеевна

Россия, Забайкальский край, г. Борзя,

МОУ СОШ № 240, 10 «А» класс

Руководитель: Тяпкина Светлана Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А.Есенина

Кутёнкова Юлия Сергеевна

Россия, Забайкальский край, г. Борзя, МОУ СОШ № 240, 10 «А» класс

Точная, убедительная, грамотная речь – показатель речи культурного человека. Именно синонимы (наряду с другими изобразительно- выразительными средствами) делают нашу речь богатой, точной, позволяют выразить наиболее тонкие оттенки слова. Мастером богатой и культурной речи является С.А.Есенин – истинно народный, истинно русский поэт. Бесспорно то, что стихотворения Есенина красивые, выразительные, полные чувств. Как добивался этого Есенин? Чтобы ответить на этот вопрос, в данной исследовательской работе проанализированы лирические произведения поэта, выяснены лексические значения синонимов и особенности их употребления в произведении. Актуальность выбранной темы доказана экспериментально.

Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А.Есенина

Кутёнкова Юлия Сергеевна

Россия, Забайкальский край, г. Борзя, МОУ СОШ № 240, 10 «А» класс

Цель исследования: выяснить лексическое значение синонимов, особенности их употребления в произведениях С.А.Есенина.

Методы исследования : наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ научных работ, лирических произведений С.А.Есенина, эксперимент, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.

Полученные данные : в лирических произведениях С.А.Есенина синонимы выполняют следующие функции:

-для создания рифмы (5 пар);

-для избежания тавтологии (3 пары);

-для нагнетания признаков, градации (18);

-для перечисления (8);

-для экспрессии (3);

-для характеристики действия (3);

— для показа стремительности событий (3).

Во многих стихотворениях синонимические пары используются как для создания рифмы, так и для показа стремительности событий, как для нагнетания признаков, так и для экспрессии и др.

С помощью различных опросов и экспериментов было выяснено, что учащиеся желают учиться у Есенина грамотной, культурной речи, что тема актуальна и учащиеся считают, что тема поможет в подготовке к ЕГЭ в одиннадцатом классе.

Выводы: для достижения цели работы было выписано и классифицировано более 50-ти пар и рядов синонимов, что, в объединении с опросами и экспериментами, показало, что синонимы делают речь богатой, точной, являются показателями культуры речи. После проделанной работы поставленная цель была достигнута.

Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А.Есенина

Россия, Забайкальский край, г. Борзя, МОУ: СОШ № 240, 10 «А» класс

Тема исследовательской работы: « Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А.Есенина».

Актуальность исследования : синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства, именно такой должна быть речь современного человека.

Проблема : как добиться культурной, грамотной, выразительной речи современными людьми? Как добивался выразительности, чувственности, точности и ясности С.А.Есенин в своих стихах?

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что синонимы – показатель уровня культуры речи, этот показатель возрастает, если учиться у мастеров слова, таких как С.А.Есенин.

Цель исследования: выяснить лексическое значение синонимов, особенности их употребления в произведениях С.А.Есенина.

-выписать синонимические пары или ряды синонимических пар из лирических произведений С.А.Есенина;

-рассмотреть существующие в лингвистике классификации синонимов и разграничить в соответствии с ними лексические синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А.Есенина;

-выяснить лексическое значение синонимов и особенности их употребления в произведении;

-экспериментально проверить, где можно применить данную исследовательскую работу.

Предмет исследования: изучение понятия синонимы, их функций в произведениях С.А.Есенина, а также степени употребления синонимов школьниками.

Методы исследования : наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ научных работ, лирических произведений С.А.Есенина, эксперимент, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.

Методы поиска информации : работа с каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями в школьной библиотеке, ЦРБ и в Интернете.

В работе использованы материалы отечественных ученых – лингвистов: Л.В.Щерба, Р.А. Будагова, Г.О. Винокура и др.

Описание метода : в исследовании понадобилось использовать такие методы, как наблюдение, изучение и анализ научных работ, лирических произведений С.А.Есенина, эксперимент, беседа, анкетирование, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.

Наблюдение : сначала обращаю внимание, что в поэтической речи любимого поэта очень часто встречаются синонимы. Становится интересно, с какой целью они используются и какие функции выполняют. Предполагаю, что, возможно, для создания рифмы, образа.

Изучение и анализ научных работ : хочу доподлинно узнать, каковы особенности функционирования синонимов. По аналогии с выполненной в 2008 году исследовательской работой об особенностях употребления устаревших слов С.А.Есениным начинаю изучать теоретические вопросы по данной теме. Интересуюсь, есть ли подобные исследования по творчеству С.А.Есенина. Выясняю, что есть исследование об особенностях употребления диалектизмов, устаревших слов, а материалов, подтверждающих, что исследованы особенности употребления синонимов в произведениях С.А.Есенина не нахожу. Теоретически понятие синонимии исследовано и описано учеными — лингвистами: Л.В.Щербой, Р.А. Будаговым, Г.О. Винокуром и др.

Анализ лирических произведений С.А.Есенина : используя теоретические знания, начинаю разграничивать в соответствии с ними лексические синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А.Есенина; анализирую поэтические тексты, сравниваю, выясняю лексическое значение синонимов и особенности их употребления в произведении.

Конкретизация полученных данных : провожу статистические исследования: сколько стихотворений проанализировано, на какие группы по значению можно разделить.

Эксперимент: экспериментально проверяю, где можно применить данную исследовательскую работу, интересна ли данная тема. Провожу три эксперимента:

1.«Действительно ли синонимы делают речь богатой, точной, являются показателями культуры речи?».

2.«Актуальна ли тема?».

3.«Где можно применить данное исследование?».

Провожу урок в 6-ом классе по данной теме.

Провожу опросы в 10-ом классе:

Провожу доклад с презентацией по данной теме.

Выступаю с докладом « Лексические синонимы и их значение и особенности функционирования в лирических произведениях С.А.Есенина» на школьной конференции (22 октября 2010г.)

Обобщение и конкретизация выводов : обобщаю полученные данные.

Таким образом, мы установили, что работа, кроме научного значения, имеет и практическое применение: данная работа позволяет повторить тему «Синонимы»при подготовке к ЕГЭ, а также позволяет лучше узнать творчество С.А.Есенина, научиться грамотной, культурной речи у великого русского поэта. Итак, чтобы реализовать все поставленные задачи, выполнены следующие этапы работы:

-выбор темы будущего научного исследования;
— совместное составление плана исследования с научным руководителем;
— работа с литературой и терминологией;
— выдвижение рабочей гипотезы и анализа результатов исследования;

— проведение анкетирования, опросов;

— привитие навыка публичной защиты исследования;

— пробные выступления в 6(фрагмент урока по теме «Синонимы») и 10(классный час «Моя исследовательская работа») классах по выбранной теме с целью установить степень актуальности выбранной темы;

— оформление результатов работы и подготовка к школьной научной конференции.

Л.В.Щерба. Опыт общей теории лексикографии//Избранные работы по языкознанию и фонетике – М.: ЛГУ,1958.

Г.О.Винокур. Проблемы культуры речи – М.: 1929.

Р.А.Будагов. Введение в науку о языке – М.: 1958.

Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А.Есенина

Кутёнкова Юлия Сергеевна

Россия, Забайкальский край, г. Борзя, МОУ СОШ № 240, 10 «А» класс

Точная, убедительная, грамотная речь – показатель речи культурного человека. Именно синонимы (наряду с другими изобразительно- выразительными средствами) делают нашу речь богатой, точной, позволяют выразить наиболее тонкие оттенки слова. Воистину мастером богатой и культурной речи является С.А.Есенин – истинно народный, истинно русский поэт. Бесспорно то, что стихотворения Есенина красивые, выразительные, полные чувств. Каждый, наверное, хочет узнать секрет, как добивался этого Есенин. Говорить правильно, красиво, выразительно – это искусство. Полнее и точнее выразить свои мысли помогают различные изобразительно выразительные средства языка. Но Есенин замаскировал эти средства под деревенскими выражениями, устаревшими словами, хорошей рифмой, что нам кажется, будто их нет, но, проанализировав стихотворения Есенина, мы выяснили, что он этого достигает с помощью синонимов. Синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства.

Изучая теорию в учебниках, справочниках, Интернете, наблюдая за речью учащихся школы, мы установили, что эта тема нужная, т.к. проблема культуры речи – актуальная проблема в современном обществе. Синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства. Именно такой должна быть речь современного человека.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что синонимы – показатель уровня культуры речи, этот показатель возрастает, если учиться у мастеров слова, таких как С.А.Есенин.

Цель исследования: выяснить лексическое значение синонимов, особенности их употребления в произведениях С.А.Есенина.

-выписать синонимические пары или ряды синонимических пар из лирических произведений С.А.Есенина;

-рассмотреть существующие в лингвистике классификации синонимов и разграничить в соответствии с ними лексические синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А.Есенина;

-выяснить лексическое значение синонимов и особенности их употребления в произведении;

-экспериментально проверить, где можно применить данную исследовательскую работу.

Несомненно, синонимы интересовали и интересуют многих учёных. Мне удалось выяснить, что синонимами были заинтересованы такие учёные, как Л.В.Щерба (подчёркивал способность синонимов дифференцировать тончайшие нюансы), Р.А.Будагов (говорил, что синонимы обычно не могут иметь одинакового значения, потому что они выражают различные оттенки понятия), Г.О.Винокур (писал: «Так называемая синонимичность средств языка, если иметь дело не с лингвистической абстракцией, а с живым и реальным языком, с тем языком, с тем языком, который фактически существует в истории, является просто-напросто фикцией. Синоним является синонимом до тех пор, пока он находится в словаре. Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь и т. п.»).(1,2,3)

Мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой синонимы определяются как слова, обозначающие одно и то же явление действительности, но называющие это явление по-разному – или выделяя в называемой вещи различные её стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения.

Назначение синонимов в художественном языке состоит в том, чтобы определять все те дополнительные смысловые оттенки, без понимания и ощущения которых невозможно восприятие явления в свете художественного видения автора. А в этом видении могут быть раскрыты новые и неведомые нам стороны действительности. Всесторонние суждения о явлениях действительности обязательно требуют наличия в языке сходных в общем и различных в существе слов; ими определяются всевозможные новые значения, стороны, оттенки в явлениях действительности, возникающих в известных жизненных исторических, социальных обстоятельствах. Одного терминологического обозначения в таких случаях бывает недостаточно, ибо термин всегда узок, уже явления, и тогда приходится обращаться к синонимам.(4)

Чтобы понять и почувствовать значение слова, его нужно проанализировать в контексте. Но значение живого слова – это не простая сумма основной семы и дополнительных признаков, которые можно прибавлять, вычитать, нейтрализовать…Каждое слово представляет синтез этих признаков, которые дают новое качество, может быть, неожиданное.(5)

Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности.

Синонимы выполняют следующие функции:

4)помогают представить стремительность происходящих событий;

5)точно характеризуют действие;

Используя теоретические знания, нужно разграничить в соответствии с ними лексические синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А.Есенина. Анализируя поэтические тексты, сравнивая, выясняем лексическое значение синонимов и особенности их употребления в произведении.

Исследование показало, что синонимы имеют следующие значения:

Будто жизнь на страдания моя обречена,

Горе вместе с тоской заградили мне путь…

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете ?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете ?

Угасла молодость моя,

Краса в лице завяла

«Песня старика-разбойника», 1912

2) помогают избежать тавтологии:

Бежит , струится маленький

И надо мной звезда горит ,

Но тускло светится в тумане.

«И надо мной звезда горит», 1912

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод .

3)стремительность происходящих событий:

Дорогая Гелия, прости.

Много роз бывает на пути,

Много роз склоняется и гнётся ,

Но одна лишь сердцем улыбнется.

«Голубая да веселая страна»,1925

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

«Ты запой мне ту песню…», 1925

Угасла молодость моя,

Краса в лице завяла

«Песня старика-разбойника», 1912

4) характеристика действия:

Жутко и страшно проснувшейся бредне…

«Скупались звёзды…», 1916

Тяжело и прискорбно мне видеть,

Как мой брат погибает родной.

«Брату человеку», 1912

Снег падает , мелькает , вьётся

Ложится белой пеленой

«Зима», 1911 – 1912

Мои мечты стремятся вдаль

Где слышны вопли и рыданья .

И от визга , и от шума

В голове стоит угар…

По дороге лихо , бойко ,

Развевая пленный пот,

Скачет бешеная тройка

На посёлок в хоровод.

«На лазоревые ткани», 1915

Васильками сердце светится , горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

«Заиграй, сыграй, тальяночка,…»,1912

Теперь тоска меня сосёт

И грусть мне сердце точит

«Песня старика-разбойника», 1912

Скучные песни, грустные звуки.

Долго ль меня вам томить.

«Звуки печали», 1912

Плачет Маша втихомолку

И украдкой слёзы льёт

Прочь уходи поскорее…

Только сейчас удалился

«Вьюга на 26 апреля 1912 г.», 1915

Угасла молодость моя,

Краса в лице завяла

«Песня старика-разбойника», 1912

По сугробам , по пригоркам

Мы идём , бредём домой.

«Бабушкины сказки», 1915

Голубая да веселая страна.

Честь моя за песню продана.

Ветер с моря, тише дуй и вей

Слышишь, розу кличет соловей?

«Голубая да веселая страна»,1925

Тихо дремлет река.

В природе всё спит .

«Колокол дремавший», 1914

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод .

Дорогая Гелия, прости.

Много роз бывает на пути,

Много роз склоняется и гнётся ,

Но одна лишь сердцем улыбнется.

«Голубая да веселая страна»,1925

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо , безмолвно , как будто без мук.

Я оторвать не мог лица,

Чайная чашка скользит из рук.

«Снежная замять…», 1925

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

«Ты запой мне ту песню…», 1925

Я там могу найти себе

Отраду в жизни, упоенье

Снова грусть и тоска

Мою грудь облегли,

И печалью слегка

Веет вновь издали.

«Я зажег свой костёр», 1915

Слезы. опять эти горькие слезы,

Безотрадная грусть и печаль ;

Снова мрак. и разбитые грезы

Унеслись в бесконечную даль.

Что тебе надобно, вьюга,

Ты у окна завываешь,

Сердце больное тревожишь,

Грусть и печаль вызываешь.

«Вьюга на 26апреля 1912г.», 1915

Ты ушла и ко мне не вернёшся,

Мне тоскливо , и скучно , и жалко.

«Ты ушла и ко мне не вернёшся»,1914-1915

Слезы. опять эти горькие слезы,

Безотрадная грусть и печаль ;

Снова мрак. и разбитые грезы

Унеслись в бесконечную даль.

Что тебе надобно, вьюга,

Ты у окна завываешь,

Сердце больное тревожишь,

Грусть и печаль вызываешь.

«Вьюга на 26апреля 1912г.», 1915

Сердце терзают и рвут

«Грустно…Душевные муки», 1913

Снег падает , мелькает , вьётся

Ложится белой пеленой

«Зима», 1911 – 1912

И стоит малютка, плачет под весёлый , резвый смех.

Нежность, как песни Саади.

«Воздух прозрачный и синий»,1925

Чужую разделить печаль

И муки тяжкого страданья…

8) создание рифмы:

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете ?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете ?

Ветер с моря, тише дуй и вей

Слышишь, розу кличет соловей?

«Голубая да веселая страна»,1925

Слезы. опять эти горькие слезы,

Безотрадная грусть и печаль ;

Снова мрак. и разбитые грезы

Унеслись в бесконечную даль.

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

«Ты запой мне ту песню…», 1925

Много роз склоняется и гнётся ,

Но одна лишь сердцем улыбнется.

«Голубая да веселая страна»,1925

В поэтических произведениях С.А.Есенина встречаются следующие разновидности синонимов: семантико-стилистические синонимы , семантические синонимы , стилистические синонимы , экспрессивные синонимы. Для того чтобы это доказать, было прочитано 419 произведений поэта, проанализировано около 150 стихотворений, в которых были употреблены синонимы. Было выписано 50 пар и рядов синонимов, которые были классифицированы в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Далее экспериментально проверяю, где можно применить данную исследовательскую работу, интересна ли данная тема, можно ли с помощью этого исследования поднять культуру речи учащегося?

. Для этого провожу опросы и анкетирования в 6–ых (потому что по программе синонимы изучаются в 6 классе), в 10-ых классах (надо повторять изученное, чтобы готовиться к ЕГЭ). Сначала выясняю, знают ли учащиеся, что такое синонимы, замечают ли синонимы в письменной речи, могут ли выяснить цель использования синонимов в речи на примере стихотворных строчек из произведения С.А.Есенина.

Учащимся 6 «А» класса было предложено задание «Какое предложение более точно выражает мысль?» (даны два предложения: «Снег идёт» и « Снег падает , мелькает , вьётся

Ложится белой пеленой »). Из 21 опрошенного ученика все 21 ответили, что предложение «Снег падает, мелькает, вьётся» более точно выражает мысль. На вопрос «Какое выразительное средство использовано в предложении?» из 21 ученика 16 ответили, что использованы синонимы.

После провожу беседу — фрагмент урока (Приложение №1)

Провожу анкетирование в 10-ых классах: как С.А.Есенин добивается выразительности в стихах, какие средства выразительности использует. Обрабатываю полученные данные статистически (Приложение №2), довожу до сведения учащихся. Задаю вопрос: как можно научиться точно, ясно излагать мысли? Провожу классный час «Моя исследовательская работа» (доклад с презентацией).

Выступаю с докладом на школьной конференции (22 октября 2010г.)

Обобщение и конкретизация выводов : обобщаю полученные данные.

После проведения опросов и экспериментов можно сделать вывод, что учащиеся хотят сделать свою речь культурней и богаче. В этом им могут помочь произведения С.А.Есенина. В процессе изучения литературы, проведения экспериментов, классификации стихотворений с синонимами цель исследования ( выявить лексическое значение синонимов и особенности их функционирования в лирических произведениях С.А.Есенина) была достигнута.

Л.В.Щерба. Опыт общей теории лексикографии//Избранные работы по языкознанию и фонетике – М.: ЛГУ,1958.

Г.О.Винокур. Проблемы культуры речи – М.: 1929.

Р.А.Будагов. Введение в науку о языке – М.: 1958.

А.Т.Рубайло. Художественные средства языка – М.: Учпедгиз, 1961.

М.Т.Баранов, Т.А.Злобинав. Русский язык в школе №4 – М., 1993.

Сайт в Интернете: www . wikipedia . ru

С.А.Есенин. Собрание сочинений в двух томах – М.: Советская Россия, 1991.

Лексические синонимы в стихах

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

источники:

http://infourok.ru/npk-shag-v-nauku-issledovatelskaya-rabota-leksicheskie-sinonimi-ih-znachenie-i-funkcii-v-liricheskih-proizvedeniyah-sa-esenina-1923289.html

http://utinye-uroki.ru/index.php/izuchenie-literaturnykh-proizvedenij/11334-leksicheskie-sinonimy-ikh-znachenie-i-funktsii-v-liricheskikh-proizvedeniyakh-s-a-esenina

МКОУ
Подгоренская СОШ

ПРОЕКТ

«Синонимы,
антонимы, омонимы в стихах»

Выполнил:

учащийся 5 класса

Суворов Марк

С.
Подгорное, 2015г.

 Синонимы – это слова одной и той же части речи,
очень близкие по своему лексическому значению. Эти слова являются наиболее
точным средством выражения               

                                  
Мы не можем повторяться,
                
                 
Но умеем замещаться:
                
                 
КРАСНЫЙ, АЛЫЙ и БАГРОВЫЙ,
                
                 
КУМАЧОВЫЙ и ПУНЦОВЫЙ,
                
                 
ОГНЕВОЙ, РДЯНОЙ, БОРДОВЫЙ
                
                 
 И  ПУРПУРОВЫЙ – все оттенки КРАСНОГО,
                
                 
 Сказочно  прекрасного.
                
                 
 Кто найдёт ещё три цвета,
                
                 
 А СЛОВАРЬ подскажет это,
                
                 
Тот СИНОНИМЫ, ребята,
                
                 
 Не забудет никогда!

***

Бураны,
вьюги и метели,
Как много с ними канители, 
Как много шума, толкотни, 
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый 
И речку в лед сковал без шума.

***

Зябнет
осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

***

Дуб дождя
и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, 
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

***

Гляди,
поехала машина.
Из под колес – фонтаном пыль.
Машину можно звать МАШИНА,
А можно звать – АВТОМОБИЛЬ.


***
Автомобиль не вроде КЛЯЧИ:
Сто ЛОШАДИНЫХ сил мотор…
ВОДИТЕЛЬ за рулем.
Иначе
Он называется ШОФЕР…


 ***

 Сияло солнце,

 вздыхала степь,

 блестела трава в бриллиантах дождя,

и золотом сверкала трава. (М. Горький.)

Омонимы – это
слова, которые различны по значению, но одинаковы по написанию.

 Одинаково
нас пишут,
 Одинаково звучим,
 Но по смыслу, по значению
 Быть мы разными хотим.
 Мы ОМОНИМЫ, друзья,
 Путать нас ни с кем нельзя.
 ЛЕКСИКЕ мы верно служим,
 С языком всегда мы дружим.

***

Я
надену костюм-тройку
В этот праздничный, тёплый день.
Позвоню, чтоб прислали тройку
Вороных, арабских коней.

Возьму на руки свою таксу,
Сяду вместе с ней в экипаж,
И узнаю, какую таксу
Заплачу я за эту блажь.

Ну, а дома лежит роман,
Не закончу никак сюжет.
Закрутить бы мне с дамой роман,
И тогда напишу сонет.

А на улице-красота:
Звёзды светят и ветер стих.
По душе разлилась теплота,
Напишу я про это стих.

***

Наш
Ванюша во бору

Накосил косой траву.

А
своей косой Танюша

Полюбилася
Андрюше.

Нам
работа нипочем,

Отворили
дверь ключом.

Во
дворе родник проснулся,

Из
под камня бьет ключом.

Папа краном управляет,

Носит
груз подъемный кран.

Папа
чинит в ванной кран.

А
придя домой с работы,

Отрываясь
от Земли

На
большой ракете,

 Взяли
горсточку земли

Антонимы – это слова
одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения.


Мы КОНТРАСТНЫЕ  слова, зовут нас АНТОНИМЫ:
                
      Можем мы и ПОКУПАТЬ,
                
      Можем мы и ПРОДАВАТЬ.
                
      ПРИБАВЛЯТЬ и ОТНИМАТЬ,
                
      ЗАБЫВАТЬ и ПОМНИТЬ.
                       Можем быть мы и в СТИХАХ,
                       Можем быть и в ПРОЗЕ.
                       Можем жить мы и в ЖАРЕ,
                       Можем – на МОРОЗЕ.

                     
ТЁМНОЙ  НОЧЬЮ,
                      СВЕТЛЫМ  ДНЁМ,

                     
И в ЖАРУ, и в ХОЛОД

                   
  В ЛЕКСИКЕ всегда живём,
                      Будь мы СТАР иль МОЛОД.


      antonimy-v-stihah1    
antonimy-v-stihah2        
           antonimy-v-stihah3    
        
       antonimy-v-stihah4   antonimy-v-stihah5  
        
       antonimy-v-stihah6  
            antonimy-v-stihah7  
                  antonimy-v-stihah8

antonimy-v-stihah9

***

 Они сошлись.

 Вода и камень.

 Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ – слова-друзья и слова-неприятели

Будет интересно и познавательно родителям для проведения занятий в домашних условиях….

Игры по формированию синонимов и антонимов в речи дошкольника

Подборка игр по формированию синонимов и антонимовв  речи детей дошкольного возраста с ОНРIII. Использование игр на занятиях систематически применять на занятиях по развитию речи как части заняти…

игры на обогащение и активизацию речи синонимами и антонимами

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами…

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Брошура — сборник игр по развитию речи….

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностног…

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы…

Приёмы работы над синонимами и антонимами с детьми с ТНР

Словарь дошкольника с ТНР особо нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, мн…

Любое стихотворение где есть синонимы или антонимы.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Любое стихотворение где есть синонимы или антонимы?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стихотворение синоним произведение
  • Стихание синоним
  • Стихает синонимы слова
  • Стих со словами синонимами
  • Стих синоним термину