Социальный интеллект синонимы

На букву С Со слова «социальный»

Фраза «социальный интеллект»

Фраза состоит из двух слов и 19 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «социальный»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (автор: Алексей Знаков)06:34

ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Видео Социальный интеллект детей и подростков (автор: Институт Иматон)45:32

Социальный интеллект детей и подростков

Видео Зачем тебе развивать социальный интеллект? Как развивать социальный интеллект (автор: Дмитрий Трофимов)06:09

Зачем тебе развивать социальный интеллект? Как развивать социальный интеллект

Видео Лекция 3: Развиваем социальный интеллект (автор: Официальный канал Яндекс.Учебника)09:06

Лекция 3: Развиваем социальный интеллект

Видео Прокофьева Т.Н. Социальный интеллект и соционика (автор: НИЦ Соционического Анализа)46:54

Прокофьева Т.Н. Социальный интеллект и соционика

Видео с.2 Память и социальный интеллект (автор: Издательство Успех)09:01

с.2 Память и социальный интеллект

Синонимы к фразе «социальный интеллект»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + вера в справедливый мир −
  • + выученная беспомощность −
  • + групповая динамика −
  • + дивергентное мышление −
  • + дифференциальная психология −
  • + индивидуальные различия −
  • + интегральная индивидуальность −
  • + интеллектуальные способности −
  • + каузальная атрибуция −
  • + концептуальная схема −
  • + личностные черты −
  • + локус контроля −
  • + мотивация достижения −
  • + педагогическое общение −
  • + подвижный интеллект −
  • + практический интеллект −
  • + предметная деятельность −
  • + проблемные ситуации −
  • + проективные методики −
  • + профессиональная компетентность −
  • + психологическое исследование −
  • + развитие интеллекта −
  • + семантический дифференциал −
  • + социальная компетентность −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «социальный интеллект» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

ткеллетни йыньлаицос 😀

Написание фразы «социальный интеллект» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 սոցիալնըյ ինտելլեկտ

в латинской🇬🇧 sotsialny intellekt

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80apehkcu5bxci xn--e1aahkdal4bf

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cjwbfkmysqbyntkktrn

Написание фразы «социальный интеллект» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠕⠉⠊⠁⠇⠾⠝⠮⠯⠀⠊⠝⠞⠑⠇⠇⠑⠅⠞

Передача фразы «социальный интеллект» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – –

Произношение фразы «социальный интеллект» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «социальный интеллект» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

egsdnäöakddarcääcxr

Остальные фразы со слова «социальный»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • социальный анархизм
  • социальный антрополог
  • социальный аспект
  • социальный аудит
  • социальный аутсорсинг
  • социальный взрыв
  • социальный возврат на инвестиции
  • социальный вопрос
  • социальный граф
  • социальный дарвинизм
  • социальный детерминизм
  • социальный дефект
  • социальный диалект
  • социальный заказ
  • социальный идеал
  • социальный инженер
  • социальный инстинкт
  • социальный институт
  • социальный интервенционизм
  • социальный капитал
  • социальный капитализм
  • социальный класс
  • социальный коллапс
  • социальный консерватизм

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bazvb 06.01.2020 14:47

Что значит фраза «социальный интеллект»? Как это понять?..

Ответить

@hidozi 13.10.2022 17:18

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Бесплатный большой онлайн словарь синонимов русского языка. Удобный поиск, сортировка, возможность сохранить файл синонимов. Использование материалов сайта разрешено только после согласия Администрации проекта.

18+

Обратная связь

Что такое социальный интеллект и почему стоит его развивать

Способность контактировать с людьми не менее важна, чем острый ум.

Что такое социальный интеллект и почему стоит его развивать

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое социальный интеллект и в чём его особенность

Социальный интеллект — это знания, навыки и умения, которые помогают человеку успешно взаимодействовать с окружающими. Способность понимать поведение других людей и своё собственное, действовать по обстоятельствам — вот составляющие этого понятия.

Само это понятие шире того, что называют эмоциональным интеллектом, под которым понимают умение управлять своими эмоциями и сопереживать другим людям. Такой навык, скорее, можно считать компонентом именно социального интеллекта, так как способность к эмпатии — распознаванию своих и чужих чувств — важная часть общения.

Социальный интеллект слабо связан с общим умственным развитием человека. Когда мы общаемся с другими, то неизбежно оцениваем их и себя. Однако критерии этих оценок люди обычно не осознают, а когда пытаются сформулировать — сама оценка меняется. Таким образом, большое значение в социальном интеллекте имеют интуиция и личностные качества.

Фактически социальный интеллект — это показатель того, насколько человек разбирается в людях и житейских ситуациях. В обычной жизни такие навыки называют тактом и здравым смыслом. Однако общепринятого определения социального интеллекта нет, а его структура и место в разуме человека до конца всё ещё не выработаны. Например, некоторые трактовки также включают способность оценить себя со стороны.

Концепция социального интеллекта как способности понимать людей появилась ещё в 1920 году. Тогдашний президент Американской психологической ассоциации (APA) Эдвард Ли Торндайк употребил его наряду с двумя другими видами интеллекта:

  • механическим, или техническим (способность управляться с предметами и техникой);
  • абстрактным (умение понимать идеи и символы).

Торндайк также считал социальный интеллект залогом успехов в жизни и осмысленного поведения в ситуации, когда нужно принять здравое решение.

В дальнейшем эту идею развивали Гордон Олпорт, который разработал теорию черт личности, Джой Гилфорд, который создал модель структуры интеллекта, и Ганс Айзенк — автор факторной теории структуры личности.

Гипотеза о социальном интеллекте стала основой для многих занимательных концепций. Теория инвестиционной креативности Роберта Стренберга, например, гласит, что творческие люди вкладывают силы в какую‑то идею, которая, получив развитие, в будущем приносит им дивиденды.

Чем полезен развитый социальный интеллект

Член‑корреспондент РАН, доктор психологических наук Дмитрий Ушаков пишет, что в современном мире всё больше растёт разделение труда, а следовательно, достижения из индивидуальных всё чаще превращаются в коллективные. И чтобы достичь успеха, сегодня уже недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Нужно ещё уметь поддерживать связи с людьми, продвигать свои идеи в социуме, а не только их создавать. Например, не бояться выдвигать смелые предложения и уметь простыми словами объяснить сложные вещи. В этом плане социальный интеллект становится важным элементом самореализации.

Фактически это означает, что неумение поддерживать социальные контакты сводит на нет даже самый острый ум. Прекрасные примеры таких личностей — Шелдон из «Теории большого взрыва» или Шерлок Холмс из «Шерлока».

Также есть мнение, что чем выше наш уровень социального интеллекта, тем мы объективнее по отношению к себе и другим.

Таким образом, человек с высоким уровнем социального интеллекта — это тот, кто может поддержать разговор с любым, тактичен и грамотно подбирает слова, умеет слушать, понимает формальные и неформальные роли. Он также хорошо может обнаруживать реальные мотивы других людей и «подбирать ключи» к разным типам личностей.

Люди со сформированными социальными навыками чувствуют себя увереннее, знают, чего хотят от жизни и легче переносят жизненные удары. Во многом этому способствует тот факт, что они не испытывают сложностей в общении и легко устанавливают социальные связи.

Как развивать социальный интеллект

Для оценки уровня социального интеллекта чаще всего используется тест, разработанный Джоем Гилфордом. Пройдя его, вы поймёте, нужно ли вам развивать свои коммуникативные навыки и какую работу придётся проделать.

Вообще навыки социального интеллекта человек развивает в течение всей своей жизни из опыта общения, успехов и неудач. Особенно важен в этой связи период детства. Большое вложение сил в изучение абстрактных и далёких от жизни дисциплин (например, алгебры) в юном возрасте может приводить к тому, что у ребёнка не сформируются навыки для общения со сверстниками. Из‑за этого у него могут появиться трудности в поиске друзей, а сам он может стать мишенью насмешек.

Полезными для развития социального интеллекта у детей до 7–8 лет считаются неформальное (внеучебное) общение со взрослыми и сюжетно‑ролевые игры со сверстниками («дочки‑матери», например).

Если в детстве вы не стали общительным, не стоит отчаиваться. Так же, как и общий интеллектуальный уровень (IQ), можно повысить и степень своего социального интеллекта (SQ). Однако для этого придётся изменить своё поведение и отношение к окружению, что потребует немалых усилий.

Для начала просто присмотритесь к тем, с кем вы общаетесь. Научитесь слушать и, самое главное, понимать, что вам говорят, а также формировать собственное мнение об этом. Поработайте над ораторским мастерством. Для этого анализируйте слова, мимику и жесты (свои и собеседников), проводите работу над ошибками, найдите тех, кого можете считать для себя примером. Не лишним будет поработать и над своим эмоциональным интеллектом.

Также старайтесь получать больше опыта социального взаимодействия. Попытайтесь подмечать, как вы ведёте себя в тех или иных ситуациях и как можно исправить то, что вас не устраивает. Например, освойте приёмы борьбы с волнением, если от предчувствия любого мало‑мальски важного разговора вас бросает в дрожь. Анализ собственных успехов и неудач — ваш лучший помощник в этом деле.

Далеко не каждый обязан обладать высокоразвитым социальным интеллектом. Все мы разные: кто‑то обожает быть в центре внимания, а кто‑то предпочитает свести контакты с людьми к минимуму. Тем не менее определённые социальные навыки вроде умения объяснять и выслушивать, реагировать на очевидные фальшь и ложь пригодятся и в личных отношениях, и на работе, и в обществе.

Социальный интеллект

Социальный интеллект
— способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями, академическим интеллектом. Другая связана с пониманием С. и. в контексте множественного интеллекта, как одного из видов среди многообразия других. Третья посвящена изучению взаимоотношений С. и., социальной компетентности и социальный знаний, в контексте к-рой С. и. рассматривается как средство познания социальной действительности, а социальная компетентность — как продукт такого познания. В отеч. психологии концепции С. и. подчеркивают когнитивный характер этого явления, выделяя в нем процессы восприятия, понимания, мышления в их направленности на социальную сферу, О., взаимодействие людей. В отеч. психологии определение С. и. одним из первых было предложено Ю. Н. Емельяновым.

По его мнению, сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его С. и., понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также др. людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. В. Н. Куницына считает, что С. и. — это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. В отеч. и зарубеж. психологии существует неск. разл. взглядов на проблему структуры С. и. Дж. Гилфорд рассматривал С. и. как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, к-рую можно оценивать по 3 измерениям: содержанию, операциям, результатам. В. Н. Куницына предлагает след. структуру С. и.: коммуникативно-личностный потенциал, характеристики самосознания, социальную перцепцию, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, энергетические характеристики. А. П. Савенков выделяет в структуре С. и. 3 группы компонентов: (а) когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование; (б) эмоциональные: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, степень склонности к психич. заражению и собственные суггестивные возможности, эмпатия, способность вчувствования в событие, объект искусства, природу, установление эмоциональных связей с другими, разделение состояния другого или группы; (в) поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация, способность к саморегуляции, способность эффективно работать в условиях стресса. Д. В. Ушаков отмечает, что характерными структурными особенностями С. и. являются: континуальный характер, использование невербальной репрезентации, потеря точного социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, использование «внутр. опыта». Относительно функций С. и. среди отеч. и зарубеж. авторов нет единого взгляда. Так, М. В. Оданович выделяет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную.

Осн. функциями С. и., по мнению В. Н. Куницыной, являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития; мотивационная функция; расширение социальной компетентности; саморазвитие, самопознание, самообучение. Одной из главных интегральных функций С. и. является формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития. Д. А. Ростовых среди функций С. и. выделяет: гносеологическую (познавательную), аккумулятивную, коммуникативную, управленческую, регулятивно-координирующую, нормативно-ценностную, прогностическую, эвристическую, проблемно-конструктивную, социальнорефлексивную (идентификационную), функции рационализации и социального наследования. С. и. имеет сложную структуру, в к-рой выделяются когнитивные, аффективные и поведенческие составляющие. В кач. одного из ведущих процессов в структуре когнитивной составляющей выделяют мыслительные процессы, направленные на др. людей, на себя и на процессы межличностного взаимодействия.

Лит.: Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные аспекты психологии. СПб., 1995; Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М., 2002; Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования, № 1 (6), 2006; Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N. Y., 1967. А. К. Белоусова, М. А. Вышквыркина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр.
.
2011.

Полезное

Смотреть что такое «Социальный интеллект» в других словарях:

  • социальный интеллект — socialinis intelektas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas pasinaudoti subtiliomis užuominomis socialinėje aplinkoje – bendraujant šeimoje, komandoje, grupėje. atitikmenys: angl. interpersonal intellect vok. sozialer… …   Sporto terminų žodynas

  • Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… …   Википедия

  • Интеллект в общении — Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Тест «Социальный интеллект» — (СИГ аббревиатура В. Н. Куницыной). Дж. Гилфорд, М. Саливен. Адаптация Е. С. Алешиной Михайловой. Предназначен для выявления социального интеллекта к рый рассматривается как система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ИНТЕЛЛЕКТ — Принято различать два основных смысла термина интеллект эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными… …   Энциклопедия Кольера

  • Интеллект социальный, или интеллект общности — относительно устойчивая форма совместной мыслительной деятельности (способности) людей, проявляющаяся в их общем творчестве, выработке и реализации решений, понимании ими самих себя, других людей и общностей, окружающего мира. И. с.не сумма… …   Социологический справочник

  • ИНТЕЛЛЕКТ — (INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного… …   Социологический словарь

  • Интеллект социальный — 1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Влияние личное: типы — У каждого человека имеется свой коммуникативно личностный потенциал влияния, и в то же время существует универсальный потенциал личного влияния (В. л.), обеспечивающий успех воздействия в О. с др. людьми. Коммуникативно личностный потенциал… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • КУНИЦЫНА Валентина Николаевна — (р. 1935) российский психолог, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., социальной психологии личности. Докт. психол. наук (1992), проф. каф. социальной психологии ф та психол. С. Петерб. гос. ун та. Принадлежит к науч. школе Б. Г.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Вам наверняка доводилось встречать людей, с которыми очень приятно общаться. Они чутко реагируют на ваши эмоции, внимательны к вам как к собеседнику. Они следят, интересно ли вам их слушать, замечают, если вы устали и расстроены, умеют отступить, если видят, что тема вам неприятна, и побыть рядом, если вы нуждаетесь в поддержке.

Даже конфликты с такими людьми переносить легче: они никогда не оскорбляют, не передергивают, не манипулируют, они высказывают свои претензии максимально корректно и тактично, так, что вам в ответ хочется не защититься, а столь же корректно и спокойно обсудить возникшую ситуацию и прийти к решению, которое удовлетворит обоих.

Если такие люди — ваши руководители, то работать с ними одно удовольствие. Они всегда умеют распределить нагрузку в команде, подбодрить, похвалить, мотивировать к работе, ради таких руководителей хочется стараться.

Такими людьми могут быть ваши близкие — и тогда вам очень повезло! — но вопрос здесь не в степени близости, и даже не в тактичности и вежливости (хотя и в этом тоже), а в эмоциональном интеллекте. Именно развитие социально-эмоционального интеллекта — залог всех этих благ.

«Не понимаю, — возможно, скажете вы, — что такое эмоциональный интеллект. Что означает «эмоциональный» интеллект, ведь эмоции и интеллект — это противоположности!»

Нет, это не так. Напротив, один из признаков интеллектуально развитого человека — умение распознавать эмоции и обращаться с ними. Если человек не способен понять, что чувствует сам, и как настроены окружающие, то с его коммуникативными, социальными, интеллектуальными навыками определенно что-то не так.

В этой статье я расскажу, что включает в себя понятие «эмоциональный интеллект», приведу простой тест на эмоциональный интеллект, чтобы помочь вам понять, развит ли этот навык у вас, поясню, что означает развитый эмоциональный интеллект и какие преимущества он дает. Начнем!

Содержание:

  • Что такое эмоциональный интеллект простыми словами
  • История появления понятия
  • Составляющие эмоционального интеллекта
  • Модель Майера-Саловея-Карузо
  • Модель Рувена Бар-Она
  • Модель Клода Штайнера
  • Уровни эмоционального интеллекта
  • Как протестировать себя
  • Способы развития эмоционального интеллекта
  • FAQ

Что такое эмоциональный интеллект простыми словами

Эмоциональный интеллект — это совокупность навыков по распознанию эмоций и умению с ними взаимодействовать.

Эмоциональный интеллект простыми словами — это эмпатия, проницательность и чуткость по отношению к себе и к другим. Эмоциональный интеллект значит, что вы можете:

  • Распознавать эмоции (как свои, так и чужие);
  • Говорить об эмоциях;
  • Понимать взаимосвязь между эмоциями и действиями;
  • Понимать, что вызывает те или иные эмоции;
  • Умение отслеживать и рефлексировать собственное эмоциональное состояние;
  • Спокойно принимать чужие эмоции, не позволять им влиять на себя, на свои действия, настроение или самооценку;
  • И так далее.

Таким образом, эмоциональный интеллект позволяет:

  1. Осознавать, что конкретно вас разозлило и расстроило (а значит, и работать непосредственно с причиной, а не с последствиями, и лучше понимать своё состояние);
  2. Понимать, что вас радует, успокаивает, приводит в спокойное, светлое, стабильное эмоциональное состояние для того, чтобы вывести себя из стресса;
  3. Понимать, как к вам относятся окружающие, почему они ведут себя так, как они ведут, различать, где человек просто сорвался и находится в стрессе, а где — непосредственная неприязнь именно к вам;
  4. Спокойно обсуждать конфликтные ситуации, приходить к конструктивному, устраивающему всех решению, а не бросаться друг в друга взаимными оскорблениями и обвинениями;
  5. Позитивно воздействовать на окружающих, вдохновлять, мотивировать, объединять их (а это, в свою очередь, помогает добиваться руководящих должностей и быть успешным руководителем);
  6. Конструктивно справляться со стрессом и продолжать движение к целям;
  7. Жить полноценной, спокойной, эмоционально полной и счастливой жизнью без стрессов, конфликтов и депрессивных состояний.

История появления понятия

На самом деле, история изучения эмоционального интеллекта началась раньше, чем можно предположить — еще в XIX-XX веке, когда учёных начало глубоко интересовать развитие мозга человека, его умственные способности, как человек думает, что влияет на процесс его мышления, какие там происходят процессы, и что вообще означает «умный» или «глупый» человек, от чего зависят эти характеристики.

Тогда же впервые появился комплекс наук, чьи названия начинались на «психо», в том числе и психоанализ. Но о важности эмоций впервые заговорил биолог (кстати, он был еще и геологом!) — всем известный Чарльз Дарвин (Charles Darwin).

Еще в 1872 году он написал работу «Выражение эмоций у человека и животных» (“The expression of the Emotions in Man and Animals”). Разумеется, в этой книге он развивает свою основную теорию о происхождении видов. Но также в этой книге содержится несколько важных выводов, на которых в дальнейшем было основано исследование эмоций и эмоционального интеллекта.

Во-первых, Чарльз Дарвин заметил, обосновал и доказал, что есть жесты, мимические движения, которые свойственны абсолютно всем людям, независимо от их происхождения и общества, в котором они социализировались (например, мы все краснеем от смущения или гнева, приподнимаем брови и расширяем глаза, когда нас что-то удивляет или пугает).

Во-вторых, Дарвин доказал, что эмоции и физическое состояние человека тесно взаимосвязано и влияет одно на другое. Позже в том числе на этом положении будет основана одна из интересных техник самопознания, саморефлексии и саморегуляции, о которой я расскажу ниже, в блоке «Способы развития эмоционального интеллекта»).

Да, с первого взгляда это положение кажется очевидным: когда у нас что-то болит — мы расстраиваемся, нам тяжелее быть в приподнятом настроении, но Дарвин первый доказал это с научной точки зрения.

В-третьих, он доказал, что выражать себя эмоционально — социально важно. В том числе это важно даже для животных: животные демонстрируют агрессию, угрозу, готовность напасть или защититься, демонстрируют страх и подчинение, демонстрируют дружелюбность и нежелание ссориться.

Всё это говорит о важности эмоционального интеллекта (в данном случае для выживания) даже для созданий, чей разум гораздо менее сложный, чем разум человека.

Именно Дарвин впервые заговорил о важности и ценности эмоций, их связи с самочувствием и социальной успешностью (правда, косвенно). Без этой работы не было бы эмоционального интеллекта как понятия и области научного знания.

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) также был заинтересован в эмоциях, их роли для человеческой психики и их выражении. Его концепция трехчастной структуры психики («Оно», «Я», «Сверх-Я») в том числе и об эмоциональном интеллекте, умении контролировать эмоции, взаимодействовать с ними.

Правда Фрейд в этом плане был настроен жестко: он полагал, что эмоции в большинстве своём нечто плохое, темное, звериное, проявление животного начала в человеке, и человек развитый должен уметь обуздывать их.

Эрик Берн

Эрик Берн

Более мягко был настроен Эрик Берн (Eric Berne), автор знаменитой концепции «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя» (его труд называется «Игры, в которые играют люди» (“Games we play”).

Рассматривая его теорию в аспекте эмоционального интеллекта можно сказать, что Ребенок — это человек, у которого он не развит, который не умеет обращаться со своими эмоциями. Если он злится — он бьет обидчика и обзывает его, если ему плохо — он плачет и обвиняет всех вокруг в своей боли, не пытаясь ее проанализировать.

Выражать эмоции (быть «Ребенком») — не плохо, но нужно также уметь, выразив чувства, включать «Взрослого» — то есть, начинать анализировать.

А также нужно следить, чтобы проявления «Ребенка» не были опасны для окружающих, как это часто бывает у людей с неразвитым эмоциональным интеллектом (об этом еще будет подробнее сказано ниже).

Как видите, исследования эмоционального интеллекта опираются на труды корифеев в психологии.

Исследования длились весь двадцатый век, в том числе в 1920 году Эдвард Торндайк (Edward Lee Thomdike) ввел понятие «социальный интеллект».

Социальный и эмоциональный интеллект нередко воспринимаются как синонимы, но это не совсем так: социальный интеллект, по Торндайку, говорит об умении человека взаимодействовать с людьми, с социумом, понимать его и адекватно выстраивать коммуникацию.

что такое эмоциональный интеллект

Отличие заключается в том, что эмоциональный интеллект — понятие более широкое, оно включает в себя также и умение распознавать собственные эмоции, их саморегуляцию.

Эмоциональный интеллект как понятие впервые ввел Майкл Белдок (Michael Beldoch) в своей работе «Чувствительность к выражению эмоций в трех формах общения» (“Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication”) в 1964 году — до того об эмоциональном интеллекте говорили многие, но называли его разными словами, как правило, противопоставляя эмоциональный интеллект и просто интеллект.

В 1988 году Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On), один из самых крупных исследователей эмоционального интеллекта в мире, ввел понятие Emotional Quotient (EQ, эмоциональный коэффициент), кальку со знаменитого Intelligence Quotient (IQ, коэффициент интеллекта). А дальше произошла интересная вещь.

Исследования эмоционального интеллекта продолжались и продолжаются в научном сообществе. Но в девяностые годы двадцатого века на Западе расцвел пышным цветом культ «успешного успеха». Если менее саркастично, то, во-первых, появилось направление в литературе «популярная психология», и, во-вторых, появился спрос на понимание составляющих успеха в карьере и в жизни в целом.

Тогда считалось, что в основном все зависит от компетентности в работе и высокого уровня интеллекта.

Однако журналист по имени Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) выпустил статью, в которой объявлял о важности эмоционального интеллекта. Он считал, что для успешного руководителя эмоциональный интеллект даже более важен, чем IQ и профессиональные компетенции, поскольку 85% работы руководителя — это работа с людьми, умение распределять человеческие ресурсы, объединять и вдохновлять свою команду.

Дэниел Гоулман

Дэниел Гоулман

Так эмоциональный интеллект «вышел из сумрака» и стал интересовать не только учёных, но и обычных людей. Пару десятилетий назад это было продиктовано в основном культом успеха, а сейчас, скорее, появился запрос на гармоничную и спокойную жизнь, на минимизацию стресса, на проработку эмоциональных травм и психическое здоровье. Что ж, эмоциональный интеллект действительно нужен и для того, и для другого, здесь нет никакого обмана.

Такова очень краткая история изучения эмоционального интеллекта. Теперь перейдем от теории к практике: составляющие эмоционального интеллекта, упражнения на развитие эмоционального интеллекта, признаки, что у вас низкий эмоциональный интеллект, программа развития (в том числе упражнения для развития эмоционального интеллекта у взрослых) и вообще, что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен в реальной жизни. Также вы можете пройти тест вашего эмоционального интеллекта.

Составляющие эмоционального интеллекта

Существует две модели структуры эмоционального интеллекта: одна принадлежит трио учёных Майеру (J. Mayer), Саловею (P. Salovey) и Карузо (D. Caruso), вторая Дэниулу Гоулману, третья Рувену Бар-Ону, и четвертая — Клоду Штайнеру (Claude M. Steiner), автору близкого к эмоциональному интеллекту понятия «эмоциональная грамотность».

Разберем эти модели.

Модель Майера-Саловея-Карузо

Модель Майера-Саловея-Карузо включает в себя четыре способности:

  • Умение идентифицировать чужие эмоции (по внешним их проявлениям) и свои собственные;
  • Умение мотивировать себя через эмоции. Простыми словами: умение обратиться к чему-то эмоциональному, чтобы заставить себя делать что-то материальное, вдохновить себя. Например, подумать о материальном вознаграждении от работы и приятных ощущениях от покупки, чтобы мотивировать себя сесть за работу, или послушать песню, чтобы настроиться на написание книги.
  • Понимание эмоций. Здесь имеется в виду понимание связи между эмоциями и событиями, понимание, что вызвало ту или иную эмоцию, как эмоции перетекли одна в другую, и как будут развиваться дальше.

Например, человек с высоким эмоциональным интеллектом может проанализировать свое состояние и сказать:

«Меня разозлило, что меня отчитал начальник, (осознание причины эмоции) сейчас я на взводе, злюсь, хочу что-нибудь ударить, я нервничаю (осознание актуального эмоционального состояния) и могу сорваться. (осознание возможных последствий и дальнейшего развития событий) Сейчас я посижу немного в тишине, отвлекусь на что-нибудь приятное, и успокоюсь, мне будет просто немного обидно» (Понимание, как эмоция будет развиваться дальше).

Человек с низким эмоциональным интеллектом просто обругает начальника нехорошими словами без попыток отрефлексировать ситуацию, повлиять на эмоциональное состояние и понимания развития ситуации.

Также к способности понимать эмоции относится способность разбирать на составляющие сложные, многомерные, неоднозначные чувства.

  • Управление эмоциями. Здесь имеется в виду подчинение себе эмоций для достижения своих целей.

Внимание! Имеется в виду не подавление и отрицание эмоций, а умение работать с ними. То есть, сценарий, когда человек расстроен, обижен, устал и нуждается в поддержке, но, не обращая внимания на это, продолжает работать — это нездоровый сценарий, и его нужно, по возможности, избегать.

Здоровым сценарием будет — выпустить эмоции, дать им выход, перенаправить и сублимировать их. Зафиксировать их, учесть, помочь самому себе с ними, и уже потом работать дальше без эмоциональных потерь. Поскольку длительное пренебрежение своими эмоциональными потребностями, их отрицание и подавление, ведет к крайне негативным последствиям, вплоть до нервного истощения, выгорания, депрессии, самоубийства, смерти.

Также сюда относится умение учитывать эмоции в составлении планов. Приведу пример: человек, чей уровень эмоционального интеллекта высок, планируя отпуск, может подумать: «Так, после перелета я буду уставший и хмурый, а моя жена вся на взводе, будет нервничать из-за багажа, плюс ее укачивает. Надо будет в аэропорту зайти в кафе и немножко посидеть в тишине, успокоиться, чтобы мы оба пришли в себя, иначе мы сорвемся друг на друга».

Смешанная модель фиксирует следующие компоненты:

  • Самопознание — то есть, как человек понимает самого себя: свои эмоции и их происхождение, свои мотивации, цели в жизни, сильные и слабые стороны своей личности.
  • Саморегуляция — способность к самоконтролю.
  • Мотивация — способность поддерживать себя эмоционально в движении к цели, поддерживать желание ее достичь.
  • Эмпатия — способность сопереживать окружающим, распознавать и учитывать в деятельности их чувства.
  • Социальные навыки — способность общаться с людьми, учитывая их эмоции, в том числе способность добиваться от людей желаемого.

Отвлекитесь от чтения на недолгое видео:



Дэниел Гоулман

Самую известную (популярную) книгу для обычного читателя написал Дэниел Гоулман:

Эмоциональный интеллект Дэниел Гоулман

Скачать

Модель Рувена Бар-Она

Модель Рувена Бар-Она более расширенная и включает в себя пятнадцать понятий. Ее критиковали за излишнюю расплывчатость формулировок, что-то вроде «вы описали идеального человека, эдакого Будду, это не признаки высокого эмоционального интеллекта, это признаки человека, постигшего дзен». Его модель включает в себя:

  • Самоуважение. Оно включает в себя не только самоуважение в широком, общепринятом понимании, но и умение без оценки воспринимать собственные черты характера, свои ограничения. Умение принимать себя таким, каким есть, адекватная самооценка.
  • Эмоциональная осознанность — понимание, что человек испытывает в данный момент и почему.
  • Самовыражение — способность адекватно, экологично (не делая окружающим больно) это выразить, в том числе способность отстоять свои интересы.
  • Независимость от чужих эмоциональных оценок, умение опираться в оценке действительности и принятии решений на себя самого, на свои убеждения.
  • Эмпатия.
  • Социальная ответственность — умение быть адекватным членом социума, понимание своей ответственности перед окружающими.
  • Межличностные отношения — умение конструктивно общаться, строить здоровые отношения с людьми, доверять людям, испытывать эмоциональную близость и комфорт в компании близких людей. Да, есть люди, чье базовое доверие к миру было грубо нарушено, и они не умеют доверять даже самым близким.
  • Стрессоустойчивость.
  • Контроль импульсов — умение сдерживаться при необходимости.
  • Адекватная и объективная оценка действительности.
  • Гибкость, адаптивность.

Здесь можно привести такое сравнение: человек с хорошим уровнем эмоционального интеллекта убеждён, что некий человек — очень плохой.

Однако узнав о нем новые факты (например, девушку считали легкомысленной и поверхностной, а потом выяснилось, что она замужем за парнем, с которым вместе еще со школы, и у нее блестящее образование), он пересмотрит свое отношение, а человек с низким эмоциональным интеллектом (и интеллектом вообще) — не станет.

  • Решение проблем — умение распознать проблему, ее причины и найти решение.
  • Самоактуализация — умение ставить релевантные конкретно для себя (а не для мамы, начальника или любимой женщины) цели и работать над их достижением.
  • Оптимизм и общая удовлетворенность своей жизнью.

Модель Клода Штайнера

Модель Клода Штайнера включает в себя осознанность, эмпатию, саморегуляцию и самоконтроль, умение решать свои эмоциональные проблемы и эмоционально взаимодействовать с людьми.

В целом можно заключить, что эмоциональный интеллект состоит из трех больших блоков: понимание своих эмоций, понимание чужих эмоций и учёт или же управление тем и другим.

Уровни эмоционального интеллекта

что означает эмоциональный интеллект

Перед тем как развить эмоциональный интеллект, необходимо понять уровень эмоционального интеллекта. Диагностика эмоционального интеллекта, ее методика, будет представлена ниже.

Первый уровень: самопознание

Это начало, база, основа основ. Именно себя вы видите наиболее полно: вам доступна фиксация вашего физического состояния, телесных ощущений, темпа сердцебиения и дыхания, ваши мысли и эмоциональные ощущения. Если вы умеете распознавать, давать имя своим эмоциям — вы научитесь идентифицировать и чужие тоже. Одного не бывает без другого.

Признаки достижения первого уровня:

  • в любой момент времени вы можете сказать, что ощущаете и почему;
  • вы можете предсказать свою реакцию на тот или иной раздражитель;
  • можете предсказать, как будет развиваться ваше эмоциональное состояние;
  • вы знаете свои сильные и слабые стороны и умеете принимать их в себе без осуждения или излишнего самовосхваления;
  • вы понимаете, что для вас важно, какие ваши основные ценности, чего вы хотите в жизни.

Второй уровень: саморегуляция

Нет большой пользы в осознании своих эмоций без умения с ними справиться.

Основные признаки достижения этого уровня:

  • вы знаете, как изменить свое состояние (знаете, что вас успокаивает, что помогает выпустить гнев, что может развеселить или смотивировать, знаете, как вам лучше всего отдыхается);
  • вы понимаете, когда наступает время отдохнуть;
  • вы умеете сделать паузу между событием и реакцией на событие (например, не сразу в резких выражениях ответить на неприятное письмо, а подождать, пока вас отпустит, и вы сможете общаться нормально);
  • вы не срываетесь на окружающих, умеете экологично выражать негативные чувства (не кричите на жену/мужа, а бьете подушку).

Третий уровень: эмпатия

Признаки:

  • у вас не возникает проблем с тем, чтобы идентифицировать, что чувствует в данный момент ваш собеседник;
  • вы понимаете, как к вам относятся окружающие;
  • к вам часто обращаются за советом в межличностных отношениях;
  • вы, как правило, не даете категоричных оценок («Этот человек просто очень плохой»), а склонны к многомерным суждениям («Этот человек вспыльчивый, он очень резок в высказываниях, и этим обижает других»);
  • вы легко можете встать на место другого человека и понять, почему он совершал те или иные поступки;
  • вы понимаете, когда с вами флиртуют, или когда вами пытаются манипулировать, оказать на вас какое-либо эмоциональное воздействие;
  • вам интересно разбирать оттенки человеческих взаимоотношений.

Четвертый уровень: межличностные отношения

Вы не только понимаете, что ощущают окружающие, но и можете на это влиять, учитывать это в своей деятельности.

Признаки:

  • вы знаете, как взаимодействовать с эмоциями других людей. Например, вы понимаете, когда нужно отойти в сторону и дать место для обдумывания проблем и проживания чувств, а когда побыть рядом и поддержать близкого человека;
  • умеете учитывать эмоции собеседника в разговоре, например, если видите, что ему скучно — вы переключаете тему;
  • вы понимаете, что кому можно поручить, как распределить обязанности в команде, как кого мотивировать, если вы находитесь в роли руководителя;
  • вы способны выдержать чужой негатив, он на вас не влияет или почти не влияет. Например, вы способны выслушать чужой рассказ о тяжелых эмоциональных событиях, оказать поддержку, быть вовлеченным в разговор, но при этом вам не станет от этого плохо, вы не будете злиться или ощущать себя подавленно. Также вы спокойно воспринимаете критику.

Пятый уровень: когда всё это совмещается

что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен

Вы учитываете одновременно и свои, и чужие эмоции, понимаете, как отреагирует собеседник на ваши эмоции, и какую реакцию это, в свою очередь, вызовет у вас. Это можно назвать стратегической проницательностью.

Если все это про вас — вы можете считать себя человеком с развитым эмоциональным интеллектом.

И для вас все вышеперечисленное может показаться само собой разумеющимся, мол, по-другому и быть не может, это нормальные человеческие умения, базовые социальные навыки! Что ж, замечание вполне резонное.

Давайте разберемся, что влияет на формирования эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта у детей начинается в очень раннем возрасте. Уже младенец реагирует на интонации: смеется, если она ласковая и веселая, плачет, если родители на него злятся. То есть, уже тогда ребенок учится распознавать эмоции.

Учится он и выражать их. Поначалу это происходит очень примитивно, у маленького ребенка простые эмоции и простые способы их выражения: плач, крик, после добавляется простейший словарный запас вроде «дай», «мама», «бо-бо». Со временем ребенок проходит социализацию, и его «эмоциональный словарный запас», эмоциональные средства выразительности становятся все богаче и разнообразнее.

Однако в процессе социализации могут возникнуть также и эмоциональные барьеры, когда ребенку «запрещают» эмоции, тем самым воспитывая в нем вместо умения их идентифицировать и работать с ними — умение их подавлять, делать вид, будто их у него нет вовсе. Часто это связано с гендерными стереотипами в воспитании.

Примеры:

  • Мальчик разбил коленку и плачет. Ему говорят: «Ну, чего ты ревешь! Подумаешь, коленка. Больно? И вовсе тебе не больно, подумаешь, коленка, вот я в твои годы коленкой однажды на гвоздь упал! И то не ныл. А ты…»
  • Мальчик на что-то обиделся и плачет, а ему говорят: «А ну, прекрати реветь, что ты как девчонка! Мужчины все молча терпят, иди и наваляй ему, а не сопли распускай!»
  • Девочкам могут говорить что-то вроде: «Ууу, нюни распустила, посмотрите на нее, кто замуж такую нюню возьмет», «Терпи, никому твои истерики не интересны».

Основная суть всех этих и многих других аналогичных фраз — в запрете чувствовать, запрете эмоций. Тебе не больно, тебе не холодно, нет, ты не наелся, ешь еще, ты не имеешь права плакать, обижаться, расстраиваться, закрой рот и не чувствуй. Из-за этого у ребенка еще в детстве нарушается связь с самим собой, он приучается игнорировать свои эмоции. То есть, эмоциональный интеллект не формируется даже на начальном уровне самопознания, что уж говорить о всех последующих.

Стоит сказать, что родители не являются плохими людьми, если говорят такие вещи. Чаще всего их просто тоже так воспитывали, и они повторяют паттерны своих родителей, либо для них в данный момент важнее заставить ребенка замолчать (например, если он устроил истерику в магазине), чем заботиться об его эмоциональном интеллекте.

Противоположность такого воспитания — умение родителей признавать за ребенком право на чувства и оценку своего состояния. Например, не перекармливать, если уже наелся, позволить одеться теплее или свободнее. В ответ на слезы и обиду — говорить «Да, я понимаю, тебе сейчас больно. Наверное, очень обидно и неприятно было такое услышать, он очень несправедливо поступил, мне очень-очень жаль, что так произошло».

Называть чувства ребенка, позволять ему чувствовать, и ребенок постепенно научится называть, идентифицировать и управлять самостоятельно.

Это очень краткая информация, на самом деле, об этой проблеме воспитания написаны целые научные труды. В качестве примера можно рекомендовать:

  • Джон Готтман и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» (John Gottman and Joan Decler “Raising An Emotionally Intelligent Child” The Heart of Parenting”)
  • Курс Эмоциональный интеллект, который научит вас техникам ЦРУ, ФБР и Скотланд-Ярда.
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта» (Cornelia Spelman “When I feel Angry”)
  • Коллекцию книг Жаклин Крупи и Джен Портер (Jacqueline Krupi and Jen Porter) «Я такой разный!» (“I’m so different!”)

Возраст здесь не так уж и важен, эти книги будут полезны и увлекательны и для взрослых, которые недавно столкнулись с темой эмоционального интеллекта.

Как протестировать себя

Детальный тест на эмоциональный интеллект (например, по методу Холла) вы можете пройти онлайн, их довольно много. Здесь же вы можете определить, стоит ли вам беспокоиться, или с вашим эмоциональным интеллектом все хорошо.

Что нужно сделать: читать высказывания ниже и отвечать «да, мне это свойственно» или «нет, это не про меня».

  • Я знаю свои сильные и слабые стороны, знаю, что мне даётся легко, а что сложно, что я умею, а что нет.
  • Я могу в нескольких словах описать свой характер.
  • Я понимаю, когда я нуждаюсь в перерыве.
  • Я часто злюсь, нахожусь в подавленном состоянии без причины.
  • Идентификация своего физического состояния не составляет для меня проблем (я понимаю, когда я наелся и больше не хочу, когда мне холодно или жарко).
  • Мне не свойственно срываться на окружающих, если я злюсь — я найду способ выплеснуть это безболезненно для людей. (Да, не свойственно / Нет, свойственно)
  • Я понимаю, как ко мне относятся окружающие.
  • Я понимаю, когда со мной флиртуют, или мной пытаются манипулировать.
  • Я умею отстраниться от эмоций и сфокусироваться на работе, не позволить эмоциональному состоянию мешать мне.
  • Я знаю, к чему стремлюсь по жизни.
  • Я знаю свои жизненные приоритеты.
  • На меня почти не влияет критика, мне не свойственно менять свои действия под влиянием критики.
  • Я могу встать на место другого человека, понять его (или хотя бы постараться).
  • Ко мне часто обращаются за советом в межличностных отношениях, спрашивают моего мнения о каком-то человеке.
  • Я умею слушать собеседника, сопереживать ему.
  • Я умею сдерживаться, когда нужно, даже если испытываю очень сильные негативные эмоции.
  • Я умею говорить о том, что меня обидело, без эмоций, стараясь не обижать человека в ответ.
  • Я способен менять свое мнение под воздействием аргументов.
  • Я понимаю, врет человек или говорит правду.
  • В целом я удовлетворен своей жизнью в эмоциональном аспекте, у меня все хорошо.

Если вы ответили «да» больше чем на половину (десять) вопросов — с вами все хорошо. Но нет предела совершенству, поэтому…

Способы развития эмоционального интеллекта

диагностика эмоционального интеллекта

1. Самосознание

Время от времени задавайте себе вопрос: что сейчас происходит? Где я нахожусь, что я делаю, что я чувствую физически и эмоционально, о чем я думаю?

Возможно, это прозвучит глупо, да, но как развить мышцы невозможно, не используя их, так невозможно развить и эмоциональный интеллект, не используя его. А идентификация собственных эмоций — одна из главных функций эмоционального интеллекта. Кстати, эта практика вообще очень полезна: она помогает в борьбе с тревожностью, помогает заземлиться, понять, что вы находитесь «здесь и сейчас», а не в тревожных мыслях о будущем или болезненных воспоминаниях о прошлом.

Если возникают проблемы с подбором слов — не страшно. Попробуйте оценить свое физическое и эмоциональное состояние по десятибалльной шкале (каждое состояние — отдельная шкала, например, эмоциональное состояние — 3/10, физическое — 8/10) и действовать, исходя из этого.

  • Если эмоциональное состояние ниже среднего (0-5 баллов) и физическое тоже — вы подавлены, устали, нуждаетесь в перерыве. Постарайтесь его себе организовать, либо займитесь несложной работой.
  • Эмоциональное состояние выше среднего, но физическое ниже среднего — поделайте что-то, что не потребует много сил, но будет полезно или приятно, например, почитайте информацию по работе.
  • Эмоциональное состояние ниже среднего, физическое — выше среднего. Попробуйте перенаправить негативные эмоции в работу.
  • Эмоциональное и физическое состояние выше среднего — отлично, вы в прекрасной форме, можете делать что угодно и быть продуктивным и мотивированным.

В этом вопросе может помочь книга «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире» Марка Уильямса и Денни Пенмана (Mark Williams and Danny Penman, “Mindfulness: A Practical Guide to Finding Peace in Frantic World”)

2. Думайте о других

Нет, я не имею в виду благотворительность. Старайтесь распознавать эмоции окружающих по их мимике, жестам, спрашивайте себя: интересно, а что он чувствует? Чем вызваны его эмоции? Что сподвигло его так сказать? Он искренен, когда говорит это? Что он думает?

В этом вопросе может помочь профайлинг. Это антинаучная дисциплина сама по себе, но материалы по профайлингу могут показать, на что — какие жесты, мимические движения, позы — вам нужно обращать внимание и как их идентифицировать.

Также может помочь просмотр кино и анализ актерской игры.

Книга по профайлингу: «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана (Paul Ekman, “Emotion Revealed. Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life”).

3. Найдите методы саморегуляции

Это можно сделать в виде упражнения. Вот, что вам нужно сделать:

  • Проанализировать свое поведение, чтобы понять, какие негативные эмоции вам больше всего свойственны и отравляют вам жизнь (например, вы вспыльчивы, или склонны расстраиваться по пустякам, или излишне тревожны);
  • Проанализируйте, как вы обычно выражаете эти эмоции (кричите на близких, замыкаетесь в себе и не даете себе помочь, нервничаете и курите одну за другой);
  • И напишите здоровые способы выражения этих эмоций. Например: если я вспылю, то побью подушку. Если я расстроюсь, то позвоню подруге и расскажу, что меня расстроило. Если мне будет тревожно, я буду раскрашивать картинки, чтобы успокоиться, или медитировать.

Эмоции можно и нужно выражать. Но делать это нужно здоровым, экологичным способом, не принося этим вреда ни себе, ни окружающим.

  • Что такое эмоции (простыми словами) и Как научиться понимать свои чувства
  • 7 шагов к сильной и здоровой психике
  • 5 ключевых навыков для развития эмоционального интеллекта
  • Психология цвета — Как управлять с помощью цветов, значения и влияние на людей
  • Что такое копинг стратегии — Примеры и как их применяют в жизни

4. Научитесь использовать «Я-послания»

Вы, возможно, уже об этом слышали. Суть «я-посланий» в том, что вы говорите о своих эмоциях, а не обвиняете в них собеседника. Говорите за себя, но не за него.

Не «Вечно ты опаздываешь, сколько можно!», а «Я очень расстроен, что ты опоздала, потому что мне кажется, что тебе не важна встреча со мной, и я тебя ждал полчаса на морозе. Мне бы хотелось, чтобы ты больше не опаздывала. Что мы можем сделать для этого?» Плюсы «я-посланий»:

  • Вы не обижаете собеседника, а выносите вопрос на обсуждение и показываете готовность к коммуникации, а значит, высок шанс на конструктивное решение конфликта;
  • «Я-послания» вынуждают вас остановиться, взять паузу и подумать, что вы чувствуете, и корректно это сформулировать. Что, опять же, развивает осознанность и умение рефлексировать свои эмоции.

Структура «я-посланий»:

  • Я чувствую… (то-то и то-то)
  • Потому что… (произошло вот это)
  • Я хотел бы, чтобы… (как вы бы хотели, чтобы было в идеале)
  • Что мы / я можем для этого сделать?

Кстати, эту формулу можно использовать и в первом упражнении.

FAQ

Как проявляется эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект выражается в умении распознавать свои чувства, признавать их право на существование, отделять личное восприятие от фактов, регулировать свое состояние.

Кто изобрел эмоциональный интеллект?

Теория эмоционального интеллекта появилась в 1920 году. Ее создатель – Эдвард Торндайк. Психологу принадлежит термин «социальный интеллект».

Для чего нужен развитый эмоциональный интеллект?

Он помогает долгое время сохранять ясность ума, адекватно воспринимать реальность. Люди с развитым эмоциональным интеллектом адаптированы к жизни, хорошо ладят с коллегами, растут по карьерной лестнице. Целом развитый эмоциональный интеллект повышает качество жизни.

Что такое высокий эмоциональный интеллект?

О высоком эмоциональном интеллекте можно говорить, когда человек научился контролировать свои эмоции, не подавляя их и не выплескивая на окружающих. Еще один признак – управление состоянием в зависимости от контекста ситуации. О высоком эмоциональном интеллекте говорит: умение идентифицировать эмоции (свои и окружающих), эмпатия, тактичность, самоконтроль.

Что говорит о низком эмоциональном интеллекте?

Часто хороший признак низкого EQ — отсутствие самоконтроля, когда человек срывается на других, не может встать на место другого. Чужие эмоции его могут пугать, и он пытается запретить и обесценить их («не грусти, не плачь, ничего не случилось, перестань»).

Можно ли развить эмоциональный интеллект у взрослого?

Да, конечно, можно. Вопрос здесь в том, что вам необходимо заменить одни паттерны поведения на другие. Это может быть сложно, но вполне возможно.

Как прокачать эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта – это процесс, которому нужно уделять время. Что нужно делать:

  • отказаться от оценочных суждений;
  • завести дневник оценки эмоционального состояния;
  • развивать осознанность («Что я чувствую сейчас?»);
  • работать над мотивацией;
  • развивать самоконтроль и эмпатию;
  • улучшать коммуникативные навыки.

Тренировать ЭИ довольно сложно, нужно изменить образ жизни.

Какие 4 области эмоционального интеллекта вы можете выделить?

Согласно теории Дэниела Гоулмана, уровень ЭИ зависит от 12 компетенций в 4 областях. К ним относят самоосознанность, управление собой, социальная осознанность, управление отношениями.

Эмоциональный интеллект зависит от пола?

Да, часто зависит. Девушек воспитывают более эмпатичными и чуткими («будь мудрее, ты же девочка», «пойми его, ты же девочка»), а парней наоборот («не плачь, ты же мальчик»), поэтому у девушек часто лучше развит эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект связан с IQ?

Да, чаще всего у людей с высоким IQ также высокий эмоциональный интеллект, но не всегда.

Эмоциональный интеллект — залог успеха в жизни, это правда?

Нет. Высокий EQ может существенно повысить уровень удовлетворенности жизнью, но не является главной составляющей счастья. Успех и счастье в жизни — многофакторная вещь, здесь играет роль и здоровье, и материальное благополучие, и рабочие навыки, и многое другое.

В заключении

Краткие выводы по статье:

Эмоциональный интеллект — это способность идентифицировать свои и чужие эмоции и справляться с ними. Иначе его можно назвать чуткостью.

Его начали изучать в конце XIX века, само понятие появилось в 1964 году, а популяризовали его в 90-х годах XX века.

На формирование EQ влияет в основном воспитание, социализация.

Его можно развить, если начать использовать: анализировать свои и чужие эмоции, рефлексировать их.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социальный выбор синонимы
  • Социальный агент синоним
  • Социальные ценности синоним
  • Социальные условности синоним
  • Социальные условия синоним