Социалистический реализм синоним

На букву С Со слова «социалистический»

Фраза «социалистический реализм»

Фраза состоит из двух слов и 23 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «социалистический»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео Лекция "Социалистический реализм" (автор: Виртуальный Русский музей)42:59

Лекция «Социалистический реализм»

Видео Социалистический реализм как ведущее направление русской литературы ХХ века (автор: UchMet)05:32

Социалистический реализм как ведущее направление русской литературы ХХ века

Видео Соцреализм / Лекция / #ТретьяковкаДома (автор: Третьяковская галерея)45:19

Соцреализм / Лекция / #ТретьяковкаДома

Видео #Искусство #Соцреализм: введение (автор: Культпросвет)07:55

#Искусство #Соцреализм: введение

Видео Социалистический реализм в отечественной живописи. Профессор Громов (автор: Len. Ru)30:08

Социалистический реализм в отечественной живописи. Профессор Громов

Видео Лекция Б. М. Гаспарова «Андрей Платонов и социалистический реализм» (автор: Константин Когут)20:51

Лекция Б. М. Гаспарова «Андрей Платонов и социалистический реализм»

Синонимы к фразе «социалистический реализм»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + господствующая идеология −
  • + деревенская проза −
  • + диссидентское движение −
  • + драма абсурда −
  • + дух времени −
  • + жизненный материал −
  • + идейное содержание −
  • + идеологические установки −
  • + классовый подход −
  • + коммунистическая идеология −
  • + критический реализм −
  • + культ личности −
  • + левое искусство −
  • + литература социалистического реализма −
  • + литературное течение −
  • + литературные направления −
  • + марксистская эстетика −
  • + метод социалистического реализма −
  • + московский концептуализм −
  • + натуральная школа −
  • + новый реализм −
  • + общественная мысль −
  • + общие места −
  • + производственный роман −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «социалистический реализм» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

мзилаер йиксечитсилаицос 😀

Написание фразы «социалистический реализм» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 սոցիալիստիչեսկիյ րեալիզմ

в грузинской🇬🇪 სოციალისთიჩესკი რეალიზმ

в латинской🇬🇧 sotsialistichesky realizm

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80akhbabhgf1a6afcl8cxa xn--80ajhdoiw

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

cjwbfkbcnbxtcrbqhtfkbpv

Написание фразы «социалистический реализм» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠕⠉⠊⠁⠇⠊⠎⠞⠊⠟⠑⠎⠅⠊⠯⠀⠗⠑⠁⠇⠊⠵⠍

Передача фразы «социалистический реализм» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ – –

Произношение фразы «социалистический реализм» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «социалистический реализм» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

egsdnäderdmcexddpcnädql

Остальные фразы со слова «социалистический»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • социалистический блок
  • социалистический вестник
  • социалистический выбор
  • социалистический город
  • социалистический гуманизм
  • социалистический идеал
  • социалистический интернационал
  • социалистический лагерь
  • социалистический мир
  • социалистический общественный строй
  • социалистический переворот
  • социалистический правопорядок
  • социалистический пролетариат
  • социалистический путь
  • социалистический рабочий интернационал
  • социалистический рай
  • социалистический режим
  • социалистический сектор
  • социалистический сионизм
  • социалистический советский союз
  • социалистический союз немецких студентов
  • социалистический способ производства
  • социалистический строй
  • социалистический труд

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bazjb 06.01.2020 14:41

Что значит фраза «социалистический реализм»? Как это понять?..

Ответить

@lptxvnv 03.09.2022 11:26

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Значение словосочетания «социалистический реализм»

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие, связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Все значения словосочетания «социалистический реализм»

Предложения со словосочетанием «социалистический реализм»

  • Возникновение метода социалистического реализма обусловлено тем, что в жизни существовали тенденции неправдивого освещения фактов.

  • Советская мифология, созданная литературой социалистического реализма, конструировала категории мышления строителя прекрасного коммунистического завтра.

  • Появление подобных произведений было обусловлено тем, что теория социалистического реализма рассматривала искусство как средство коммунистического воспитания советского народа.

  • (все предложения)

Ассоциации к слову «социалистический»

  • социализм
  • социалист
  • (ещё ассоциации…)

Ассоциации к слову «реализм»

  • империализм
  • реалист
  • идеализация
  • реальность
  • федерализм
  • (ещё ассоциации…)

Сочетаемость слова «социалистический»

  • социалистическая революция
  • герой социалистического труда
  • стала социалистической
  • (полная таблица сочетаемости…)

Сочетаемость слова «реализм»

  • социалистический реализм
  • реализм гоголя
  • метод социалистического реализма
  • называется реализмом
  • (полная таблица сочетаемости…)

Морфология

  • Разбор по составу слова «социалистический»
  • Разбор по составу слова «реализм»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «социалистический»
  • Как правильно пишется слово «реализм»

Социалистический реализм — творческий метод изображения жизни в литературе и искусстве с точки зрения социалистического сознания, на основе идеологических принципов народности, партийности и социалистического гуманизма.

[От лат. realis — действительный]

См. также реализм.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие, связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Источник: Wipedia.org

  • Основные формулировки метода социалистического реализма были разработаны в весьма сложных и на высоком интеллектуальном уровне проходивших дискуссиях, участники которых очень часто платили за неудачную или несвоевременную формулировку жизнью, что, разумеется, ещё более повышало их ответственность за каждое сказанное слово.

  • Социалистический реализм создавали не массы, а от их имени — вполне просвещённые и искушённые элиты, прошедшие через опыт авангарда и перешедшие к социалистическому реализму вследствие имманентной логики развития самого авангардного метода, не имевшего к реальным вкусам и потребностям масс никакого отношения.

  • Очевидная непохожесть произведений социалистического реализма на классические образцы заставляет далее говорить о нём как о неудавшемся возвращении, о простом китче, о «впадении в варварство», так что искусство социалистического реализма спокойно отправляется в область «неискусства».

  • Социалистический реализм оказывается в этой интерпретации лишь простым отражением традиционалистского вкуса масс, что, как кажется, находит себе подтверждение в распространённом тогда лозунге «учиться у классиков».

  • Получается, что именно искусство социалистического реализма (равно как, скажем, и нацистское искусство) оказывается в положении, к которому изначально стремился авангард, — вне музея, вне истории искусства, как абсолютно другое по отношению к любым социально установленным нормам культуры.

соцреализм

соцреализм
соцреализм
сущ.

, кол-во синонимов: 1

Словарь синонимов ASIS.
.
2013.

.

Синонимы:

Смотреть что такое «соцреализм» в других словарях:

  • соцреализм — социалистический реализм Источник: http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov viktor/bychkov viktor yestetika/bychkov viktor yestetika 49.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Соцреализм — …   Википедия

  • соцреализм — соцреал изм, а …   Русский орфографический словарь

  • соцреализм — (2 м) …   Орфографический словарь русского языка

  • соцреализм — соцреали/зм, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • соцреализм —   , а, м. Социалистический реализм.   ◘ Это рождало всякие липкие ассоциации, когда вместо привычного, здорового слова “девушка” или “девчата” звучало “женщина”. В этом они видели пошлость и измену соцреализму. Окуджава, 261 …   Толковый словарь языка Совдепии

  • соцреализм — соц/реал/изм/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Тетерин, Виктор Кузьмич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тетерин. Виктор Кузьмич Тетерин Дата рождения: 25 октября 1922(1922 10 25) …   Википедия

  • Овчинников, Владимир Иванович — Дата рождения: 14 июля 1911(1911 07 14) Место рождения …   Википедия

  • Ленинградская школа живописи — Академия художеств Ленинградская школа живописи  группа советских художников живописцев, сложившаяся в 1930 1950 годы в Ленинграде вокруг реформированной Академии художеств и объединенная Ленинградским Союзом художников (1932 1991).… …   Википедия

magnum opus American Gothic, 1930, Грант Вуд стать широко известной (и часто пародируемой) иконой социального реализма.

Социальный реализм — это термин, используемый для работ художников, граверов, фотографов, писателей и кинематографистов, цель которых — привлечь внимание к реальным социально-политическим условия рабочего класса как средство критики структур власти, стоящих за этими условиями. Хотя характеристики движения варьируются от нации к нации, оно почти всегда использует форму описательного или критического реализма. Укоренившись в европейском реализме, соцреализм направлен на выявление противоречий между деспотической гегемонистской силой и ее жертвами.

Этот термин иногда более узко используется для художественного движения, которое процветало между две Мировые войны как реакция на невзгоды и проблемы простых людей после Великой катастрофы. Чтобы сделать свое искусство более доступным для более широкой аудитории, художники обратились к реалистическим изображениям анонимных рабочих и знаменитостей как героических символов силы перед лицом невзгод. Цель художников в этом была политическая, поскольку они хотели разоблачить ухудшающиеся условия жизни бедных и рабочих классов и привлечь к ответственности существующие государственные и социальные системы.

Социальный реализм не следует путать с социалистический реализм, официальная форма советского искусства, институционализированная Иосифом Сталиным в 1934 году и позже принятая союзными коммунистическими партиями по всему миру. Он также отличается от реализма, поскольку он не только представляет положение бедных, но делает это, передавая напряженность между двумя противостоящими силами, например, между фермерами и их феодалом. Однако иногда термины «соцреализм» и «социалистический реализм» используются как синонимы.

Содержание

  • 1 Истоки
    • 1.1 Ашканская школа
  • 2 Художественное движение
  • 3 В США
    • 3.1 Проект FSA
    • 3.2 Художественные проекты WPA и Treasury
    • 3.3 Вторая мировая война представит
  • 4 Галерея
  • 5 В Латинской Америке
  • 6 В Европе
    • 6.1 Франция
    • 6.2 Россия и Советский Союз
  • 7 В кино
    • 7.1 В британском кино
    • 7.2 В индийском кино
    • 7.3 Список неореалистических фильмов в американском кино
      • 7.3.1 Создатели фильмов, связанные с американским неореализмом
  • 8 Список художников
  • 9 См. Также
  • 10 Источники

Истоки

Шарль де Гру, Благословение 1860 года.

Социальный реализм восходит к европейскому реализму 19 века, включая искусство Оноре Домье, Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле. Британская Промышленная революция вызвала беспокойство у городской бедноты, и в 1870-х годах работы таких художников, как Люк Филдс, Хуберт фон Херкомер, Франк Холл и Уильям Смолл были широко воспроизведены в Графика.

. ​​В России Передвижники или «социальный реализм» критиковали социальную среду, создавшие описанные условия и осуждающие «зло» царский период. Илья Репин говорил, что его художественное произведение было направлено «на критику всех уродств нашего гнусного общества» царского периода. Аналогичные проблемы были решены в Великобритании 20-го века Международной ассоциацией художников, Mass Observation и школой кухонных раковин.

. Социалистическая фотография опирается на документальные традиции конец 19 века, такие как работы Якоба А. Рииса и Максима Дмитриева.

Школа Ашкан

Якоб Риис, Bandit’s Roost, 1888, с Как живет другая половина. Bandit’s Roost на 59½ Mulberry Street считался самым криминальным районом Нью-Йорка.

Примерно в 1900 году группа художников-реалистов во главе с Робертом Генри бросил вызов американскому импрессионизму и академикам в том, что впоследствии стало известно как ашканская школа. Этот термин был предложен рисунком Джорджа Беллоуза, озаглавленным «Разочарования из урны с пеплом», который появился в Philadelphia Record в апреле 1915 года.

На картинах, иллюстрациях, гравюры и литографии художники Ашкана сконцентрировались на изображении Нью-Йорка, уделяя пристальное внимание текущим событиям и социальной и политической риторике эпохи. Х. Барбара Вайнберг из Музея искусств Метрополитен описала художников как документальных свидетельств «тревожного переходного времени, отмеченного уверенностью и сомнением, волнением и трепетом. Игнорирование или фиксация лишь слегка резких новых реалий, таких как проблемы иммиграции и городской бедности, они пролили свет на свою эпоху ».

Известные работы Ашкана включают Джорджа Люкса « Брейкер-бой »и Джона Слоана. Шестая авеню, возвышающаяся на Третьей улице. Школа ашкан оказала влияние на искусство эпохи депрессии, включая фреску Томаса Харта Бентона «Городская деятельность с метро».

Движение искусства

термин относится в более широком масштабе к реалистическому движению во французском искусстве середины XIX века. Социальный реализм 20 века относится к работам французского художника Гюстава Курбе и, в частности, к значениям его картин 19 века Похороны в Орнане и Камень Breakers, который шокировал французских Salon в 1850 году и рассматривается как международный феномен, также восходит к европейскому реализму и работам Оноре Домье и Жана. -Франсуа Милле. Стиль соцреализма вышел из моды в 1960-х годах, но по-прежнему влияет на мышление и искусство сегодня.

Гюстав Курбе, захоронение в Орнане

В более ограниченном смысле этого слова социальный реализм с европейскими корнями реализм стал важным художественным движением во время Великая депрессия в США в 1930-е годы. Как американское художественное движение оно тесно связано с американской сценографией и с регионализмом. Американский соцреализм включает в себя работы таких художников, как Ашканская школа, в том числе Эдвард Хоппер и Томас Харт Бентон, Уилл Барнет, Бен Шан, Джейкоб Лоуренс, Пол Мельцнер, Ромар Берден, Рафаэль Сойер, Исаак Сойер, Мозес Сойер, Реджинальд Марш, Джон Стюарт Карри, Арнольд Бланч, Аарон Дуглас, Грант Вуд, Гораций Пиппин, Уолт Кун, Изабель Бишоп, Пол Кадмус, Дорис Ли, Филип Эвергуд, Митчелл Сипорин, Роберт Гватми, Адольф Ден, Гарри Стернберг, Грегорио Престопино, Луи Лозовик, Уильям Гроппер, Филип Гастон, Джек Левин, Ральф Уорд Стэкпол, Джон Огастес Уокер и другие. Это также распространяется на искусство фотографии, примером чему служат работы Уокера Эванса, Доротеи Ланге, Маргарет Бурк-Уайт, Льюиса Хайна, Эдвард Стейхен, Гордон Паркс, Артур Ротштейн, Мэрион Пост Уолкотт, Дорис Ульманн, Беренис Эбботт, Аарон Сискинд и Рассел Ли среди нескольких других.

В Мексике художница Фрида Кало связана с движением соцреализма. Также в Мексике было движение мексиканских художников-монументалистов, имевшее место в основном в 1920-х и 1930-х годах; и был источником вдохновения для многих художников к северу от границы и важным компонентом движения соцреализма. Мексиканское муралистическое движение характеризуется политическим подтекстом, большинство из которых носит марксистский характер, а также социальной и политической ситуацией в постреволюционной Мексике. Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, Хосе Клементе Ороско и Руфино Тамайо — самые известные сторонники движения. Сантьяго Мартинес Дельгадо, Хорхе Гонсалес Камарена, Роберто Монтенегро, Федерико Канту Гарса и Жан Шарло, as а также несколько других художников участвовали в движении.

Многие художники, придерживавшиеся соцреализма, были художниками с социалистическими (но не обязательно марксистскими ) политическими взглядами. Таким образом, это движение имеет некоторые общие черты с социалистическим реализмом, использовавшимся в Советском Союзе и Восточном блоке, но они не идентичны — соцреализм не является официальным искусством и допускает пространство для субъективности. В определенных контекстах социалистический реализм описывался как особая ветвь социального реализма.

Социальный реализм можно резюмировать следующим образом:

Социальный реализм развился как реакция на идеализм и преувеличенное эго, поощряемое романтизмом. Последствия промышленной революции стали очевидными; городские центры росли, трущобы разрастались в новом масштабе, контрастирующем с демонстрацией богатства высших классов. Обладая новым чувством общественного сознания, соцреалисты взяли на себя обязательство «бороться с прекрасным искусством», любым стилем, который привлекает взгляд или эмоции. Они сосредоточились на уродливых реалиях современной жизни и сочувствовали рабочему классу, особенно бедным. Они бесстрастно записывали то, что видели («как оно существовало»). Общественность была возмущена соцреализмом отчасти потому, что они не знали, как на него смотреть и что с ним делать.

В Соединенных Штатах

Доротея Ланге, Мать-мигрантка, 1936. Портрет Флоренс Оуэнс Томпсон (1903-1983).

Социальный реализм в Соединенных Штатах был вдохновлен муралистами, работавшими в Мексике после мексиканской революции 1910 года.

Проект FSA

Социально-реалистическая фотография достигла кульминации в работах Доротеи Ланге, Уокера Эванса, Бена. Шан и другие участники проекта Farm Security Administration (FSA), с 1935 по 1943 год.

После Первой мировой войны процветающая фермерская экономика США рухнула. от перепроизводства, падения цен, неблагоприятных погодных условий и усиления механизации. Многие сельскохозяйственные рабочие остались без работы, а многие мелкие фермерские хозяйства оказались в долгах. Обремененные долгами фермы были изъяты тысячами, и издольщики и фермеры-арендаторы были изгнаны с земли. Когда Франклин Д. Рузвельт вступил в должность в 1932 году, почти два миллиона фермерских семей жили в бедности, а миллионы акров сельскохозяйственных земель были разрушены из-за эрозии почвы и плохой практики ведения сельского хозяйства.

FSA было агентством New Deal, созданным для борьбы с сельской бедностью в этот период. Агентство наняло фотографов, чтобы предоставить наглядные доказательства того, что существует потребность, и что программы FSA удовлетворяют эту потребность. В конечном итоге эта миссия составила более 80 000 черно-белых изображений и теперь считается одним из самых известных проектов документальной фотографии за всю историю.

Художественные проекты WPA и Treasury

Общественные произведения искусства — это программа по найму художников во время Великой депрессии. Это была первая такая программа, действовавшая с декабря 1933 по июнь 1934 года. Ее возглавил Эдвард Брюс из Министерства финансов США и финансировал Управление гражданских работ..

Созданное в 1935 году Управление прогресса работ было крупнейшим и наиболее амбициозным агентством Нового курса, нанявшим миллионы безработных (в основном неквалифицированных мужчин) для выполнения общественных работы проекты, в том числе строительство общественных зданий и дорог. В гораздо меньших, но более известных проектах WPA использовала музыкантов, художников, писателей, актеров и режиссеров в крупных художественных, драматических, медиа и проектах по обучению грамоте. Многие художники, работающие в рамках WPA, связаны с соцреализмом. Социальный реализм стал важным художественным движением во время Великой депрессии в Соединенных Штатах в 1930-х годах. Как американское художественное движение, поощряемое искусством Нового курса Социальный реализм тесно связан с американской сценографией и с регионализмом.

. ​​В Мексике художница Фрида Кало связано с движением соцреализма. Также в Мексике было движение мексиканских художников-монументалистов, имевшее место в основном в 1920-х и 1930-х годах; и был источником вдохновения для многих художников к северу от границы и важным компонентом движения соцреализма. Мексиканское муралистическое движение характеризуется политическим подтекстом, большинство из которых носит марксистский характер, а также социальной и политической ситуацией в постреволюционной Мексике. Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, Хосе Клементе Ороско и Руфино Тамайо — самые известные сторонники движения. Сантьяго Мартинес Дельгадо, Хорхе Гонсалес Камарена, Роберто Монтенегро, Федерико Канту Гарса и Жан Шарло, as а также несколько других художников участвовали в движении.

Антон Рефрегер Избиение китайской фрески в Центре Ринкон в Сан-Франциско изображает этническое насилие в бунте в Сан-Франциско 1877 г.

Многие художники, придерживавшиеся соцреализма, были художники с социалистическими (но не обязательно марксистскими ) политическими взглядами. Таким образом, движение имеет некоторые общие черты с соцреализмом, который использовался в Советском Союзе и Восточном блоке, но они не идентичны — соцреализм не является официальное искусство и оставляет место для субъективности. В определенных контекстах социалистический реализм описывался как особая ветвь соцреализма.

Вторая мировая война, чтобы представить

С началом абстрактного экспрессионизма в 1940-х годах соцреализм вышел из моды. Несколько художников WPA нашли работу в Управлении военной информации США во время Второй мировой войны, создавая плакаты и другие визуальные материалы для военных действий. После войны, несмотря на недостаток внимания на рынке искусства, многие художники-соцреалисты продолжали свою карьеру в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 90-х и в 2000-е годы; на протяжении которого такие художники, как Джейкоб Лоуренс, Бен Шан, Бернарда Брайсон Шан, Рафаэль Сойер, Роберт Гватми, Антонио Фраскони, Филип Эвергуд, Сидни Гудман и Аарон Беркман продолжали работать с модальностями и темами соцреализма.

Хотя часто колебания в моде и выходе из моды, социальный реализм и социально сознательное создание искусства никогда не умирали и продолжают сегодня в мире современного искусства, включая художников Сью Коу, Майка Алевитца, Кара Уокер, Селеста Дюпуи Спенсер, Аллан Секула, Фред Лонидье и другие.

Галерея

  • Томас Харт Бентон, жители Чилмарка, 1920, Музей и сад скульптур Хиршхорна, Вашингтон, округ Колумбия.

  • Максин Альбро, Калифорния (фреска), 1934, Башня Койт, Сан-Франциско

  • Уокер Эванс, Флойд Берроуз, издольщик хлопка Алабамы, округ Хейл, Алабама, ок. 1935-1936, фотография

  • Бен Шан, Деталь страстей Сакко и Ванцетти (1967, мозаика), Сиракузский университет, Сиракузы, штат Нью-Йорк

  • Уокер Эванс, Элли Мэй Берроуз, жена издольщика хлопка, округ Хейл, Алабама, ок. 1935-1936, фотография

  • Артур Ротштейн, Фермер и два его сына во время пыльной бури, округ Симаррон, Оклахома, 1936 год, фотография считается иконой Пыльная чаша

  • Сантьяго Мартинес Дельгадо, фреска для Чикагской международной ярмарки 1933 года

  • Хосе Ороско, деталь фрески Omnisciencia, 1925 год

  • Диего Ривера, Отдых Человек на перекрестке (переименован в Человек, контролирующий Вселенную ), первоначально созданный в 1934 году

  • Константин Менье, Шахтер у выхода из шахты, 1880-е годы, Музей Менье, Брюссель

  • Эжен Лаерманс, Эмигранты, центральная панель, 1896, Королевский музей изящных искусств Антверпена

  • Винсент Ван Гог, Едоки картофеля

в Латинской Америке

Муралисты, работавшие в Мексике после мексиканской революции 1910 года, создали в значительной степени пропагандистские фрески, которые подчеркивали революционный дух и гордость за традиции коренных народов Мексики, и включали Историю Диего Риверы из M exico из «Завоеваний в будущее», «Катарсис» Хосе Клементе Ороско и «Удар» Давида Альфаро Сикейроса. Эти фрески также поощряли социальный реализм в других странах Латинской Америки, от Эквадора (Освальдо Гуаясамина «Забастовка») до Бразилии (Cândido Portinari ‘s Coffee).

В Европе

Бруно Карузо, газетный киоск, чернила (1952)

В Бельгии первые представители соцреализма должны быть найдены в работах художников 19 века, таких как Константин Менье и Шарль де Гру. В Британии такие художники, как американец Джеймс Эббот Макнил Уистлер, а также английские художники Хуберт фон Херкомер и Люк Филдес имели большой успех в реалистических картинах, посвященных социальным вопросам. вопросы и изображения «реального» мира. Художники Западной Европы также исповедовали социальный реализм в начале 20 века, в том числе итальянский художник и иллюстратор Бруно Карузо, немецкие художники Кете Кольвиц (Изнасилованная женщина), Джордж Гросс (Тевтонский день), Отто Дикс и Макс Бекманн ; Шведский художник Торстен Бильман ; Голландские художники Чарли Тороп (The Friends ’Meal) и Пайк Кох ; Французские художники Морис де Вламинк, Роже де Ла Фресне, Жан Форер и Фрэнсис Грубер и бельгийские художники Эжен Лаерманс и Констант Пермеке.

Политическая поляризация того периода стерла различие между социальным реализмом и социалистическим реализмом, и к середине 20-го века это движение было омрачено абстрактным искусством как в Западной Европе, так и в Соединенных Штатах.

Франция

Реализм, стиль живописи, отражающий действительность того, что могут видеть глаза, был очень популярным видом искусства в Франция примерно с середины до конца 19 века. Это произошло с появлением фотографии — нового визуального источника, который вызвал у людей желание создавать вещи, которые выглядят «объективно реальными». Реализм был категорически против романтизма, жанра, доминировавшего во французской литературе и искусстве середины XIX века. Неискаженный личными пристрастиями, реализм верил в идеологию внешней реальности и восставал против преувеличенной эмоциональности. Правдивость и точность стали целями многих реалистов, таких как Гюстав Курбе.

Россия и Советский Союз

Илья Репин, Бурлаки на Волге 1870–1873

Французское Реалистическое движение имело эквиваленты во всех других западных странах, развившись несколько позже. В частности, группа передвижников или передвижников в России, сформировавшаяся в 1860-х годах и организовавшая выставки с 1871 года, включала многих реалистов, таких как Илья Репин, и оказала большое влияние на русское искусство.

Из этого важного направления произошло развитие соцреализма, который должен был доминировать в советской культуре и художественном самовыражении более 60 лет. Социалистический реализм, представляющий социалистические идеологии, был художественным движением, которое представляло социальную и политическую жизнь современности 1930-х годов с левой точки зрения. На нем изображены предметы, вызывающие социальную озабоченность; борьба пролетариата — невзгоды повседневной жизни, с которыми рабочий класс вынужден был мириться, и героически подчеркивающие ценности лояльных коммунистических рабочих.

Идеология соцреализма, изображающая героизм рабочего класса, заключалась в поощрении и разжигании революционных действий, а также в распространении образа оптимизма и важности продуктивности. Поддерживать оптимизм в людях означало создавать чувство патриотизма, что оказалось очень важным в борьбе за создание успешной социалистической нации. Газета «Профсоюзы», Литературная газета описывала соцреализм как «репрезентацию пролетарской революции». Во время правления Иосифа Сталина было очень важно использовать социалистический реализм как форму пропаганды в плакатах, поскольку он поддерживал оптимизм людей и поощрял более продуктивные усилия, что было необходимо для его цели развития России в промышленно развитую страну.

Ленин в Смольном, Исаак Бродский, 1930.

Владимир Ленин считал, что искусство должно принадлежать народу и стоять на стороне пролетариата. «Искусство должно основываться на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними», — сказал Ленин. Он считал, что все формы советского искусства должны «разоблачать преступления капитализма и восхвалять социализм… созданный, чтобы вдохновлять читателей и зрителей встать на защиту революции». После революции 1917 года лидеры вновь образованной коммунистической партии поощряли эксперименты с разными видами искусства. Ленин считал, что стиль искусства, который должен поддерживать СССР, должен быть легким для понимания (исключая абстрактное искусство, такое как супрематизм и конструктивизм ), чтобы его могли понять массы неграмотных людей в России.

Состоялись широкие дебаты об искусстве, основные разногласия были между теми, кто верил в «пролетарское искусство», которое не должно иметь никакого отношения к искусству прошлого, происходящему из буржуазное общество и те (наиболее громко Лев Троцкий ), которые считали, что искусство в обществе, где преобладают ценности рабочего класса, должно усвоить все уроки буржуазного Искусства, прежде чем оно вообще сможет двигаться вперед.

Приход к власти фракцией Иосифа Сталина повлек за собой установление официального искусства: 23 апреля 1932 года организация, созданная Центральным комитетом Коммунистической партии во главе со Сталиным, разработала Союз советских писателей. Эта организация одобрила недавно обозначенную идеологию соцреализма.

К 1934 году все другие независимые художественные группы были упразднены, что сделало практически невозможным публикацию произведений для лиц, не связанных с Союзом советских писателей. Любые литературные произведения или картины, не поддерживающие идеологию соцреализма, подвергались цензуре и / или запрещались. Это новое направление в искусстве, появившееся при Иосифе Сталине, было одним из самых практичных и прочных художественных подходов 20 века. С коммунистической революцией пришла и культурная революция. Это также дало Сталину и его Коммунистической партии больший контроль над советской культурой и ограничило людей от выражения альтернативных геополитических идеологий, которые отличались от представленных в социалистическом реализме. Упадок соцреализма пришелся с падением Советского Союза в 1991 году.

В фильме

Социальный реализм в кино уходит корнями в итальянский неореализм, фильмы Роберто Росселлини, Витторио Де Сика и в некоторой степени Федерико Феллини.

В британском кино

Раннее британское кино использовало обычное социальное взаимодействие, обнаруженное в литературные произведения Чарльза Диккенса и Томаса Харди. Одним из первых британских фильмов, подчеркивающих ценность реализма как социального протеста, был фильм Джеймса Уильямсона Резервист до войны и после войны 1902 года. Фильм увековечил память англо-бурской войны. военнослужащий возвращается домой безработным. Репрессивная цензура в 1945-54 гг. Не позволила британским фильмам занять более радикальные социальные позиции.

После Первой мировой войны британский средний класс в целом откликнулся на реализм и сдержанность в кино, в то время как рабочий класс вообще предпочитал голливудские жанровые фильмы. Таким образом, реализм несёт в себе оттенок образования и серьезности. Эти социальные и эстетические различия стали актуальными темами; Социалистический реализм теперь ассоциируется с создателем артхауса, в то время как основные голливудские фильмы демонстрируются в мультиплексах.

Продюсер Майкл Балкон возродил это различие в 1940-х, имея в виду соперничество британской индустрии с Голливудом. в плане «реализма и мишуры». Балкон, глава Ealing Studios, стал ключевой фигурой в становлении национального кинематографа, характеризующегося стоицизмом и правдоподобием. «Объединив объективный характер и эстетику документального движения со звездами и ресурсами студийного кинопроизводства, британское кино 1940-х годов произвело волнующий отклик на массовую аудиторию», — отмечает критик Ричард Армстронг.

Социальный реализм в кино отражал Британское трансформирующееся общество военного времени. Женщины работали вместе с мужчинами в армии и на военных заводах, бросая вызов заранее отведенным гендерным ролям. Рационирование, воздушные налеты и беспрецедентное вмешательство государства в жизнь человека способствовали более социальной философии и мировоззрению. Социалистические фильмы той эпохи включают Target for Tonight (1941), В котором мы служим (1942), Millions Like Us (1943) и Эта счастливая порода (1944). Историк Роджер Манвелл писал: «Когда кинотеатры [первоначально закрытые из-за боязни воздушных налетов] снова открылись, публика хлынула в поисках облегчения от тяжелой работы, общения, освобождения от напряжения, эмоционального удовлетворения и, где они могли их найти, какое-то подтверждение ценностей человечества ».

В послевоенный период такие фильмы, как Паспорт Пимлико (1949), Голубая лампа (1949) и The Titfield Thunderbolt (1952) подтвердили нежные патрицианские ценности, создав напряжение между духом товарищества военных лет и растущим обществом потребления.

прибытие Sydney Box as Глава Гейнсборо картин в 1946 году произошел переход от мелодрам Гейнсборо, пользующихся успехом в годы войны, к соцреализму. Такие проблемы, как краткосрочные сексуальные отношения, супружеская измена и внебрачное рождение, процветали во время Второй мировой войны, и Бокс, который предпочитал реализм тому, что он называл «яркой фантазией», вызвал эти и другие социальные проблемы, такие как усыновление детей., преступность среди несовершеннолетних и перемещенные лица на передний план с такими фильмами, как Когда ветка ломается (1947), Good-Time Girl (1948), Портрет из жизни (1948), Заблудшие люди (1949) и Мальчики в коричневом (1949). Фильмы о новых, быстро распространяющихся формах досуга семей рабочего класса в послевоенной Великобритании также были представлены Боксом в Holiday Camp (1947), Easy Money (1948), и Мальчик, девочка и велосипед (1949). Бокс оставался твердым в создании фильмов соцреализма, даже после закрытия Гейнсборо в 1951 году, когда он сказал в 1952 году: «Еще не было снято никаких фильмов о мучениках Толпаддла, суфражистском движении, Национальная служба здравоохранения, как это происходит сегодня, или скандалы с патентами на лекарства, контроль над нефтью в мире или вооружения, производимые с целью получения прибыли ». Однако он не стал превращать подобные истории в фильмы, вместо этого сосредоточившись на вопросах, связанных с абортами, подростковой проституцией двоеженством, пренебрежением к детям, кражей в магазинах и незаконный оборот наркотиков в таких фильмах, как Street Corner (1953), Too Young to Love (1959) и Subway in the Sky (1959).

A Британское движение Новой волны возникло в 1950-х и 1960-х годах. Британские авторы, такие как Карел Рейс, Тони Ричардсон и Джон Шлезинджер, широко рассказали истории о простых британцах, ведущих переговоры о послевоенных социальных структурах. Британские фильмы Новой волны включают Комната наверху (1958), Субботняя ночь и воскресенье утром (1960), Одиночество бегуна на длинные дистанции (1962), и Вид любви (1962). Ослабление цензуры позволило создателям фильмов изображать такие проблемы, как проституция, аборты, гомосексуализм и отчуждение. Персонажи включали фабричных рабочих, служащих, недовольных жен, беременных подруг, беглецов, маргинализированных, бедных и депрессивных. Главным героем Новой волны обычно был мужчина из рабочего класса, не имеющий отношения к обществу, в котором традиционные отрасли промышленности и культура, которая с ними связана, находились в упадке.

Майк Ли и Кен Лоуч также делают современные фильмы соцреализма.

В индийском кино

Социальный реализм также был принят в фильмах на хинди 1940-х и 1950-х годов, включая Четан Ананд » s Neecha Nagar (1946), которая выиграла Золотую пальмовую ветвь на первом Каннском кинофестивале, и Bimal Roy. Два акра земли (1953), получившая Международную премию на Каннском кинофестивале 1954 года. Успех этих фильмов привел к появлению индийской новой волны с ранними бенгальскими художественными фильмами, такими как Ritwik Ghatak Nagarik ( 1952) и Сатьяджита Рэя Трилогия Апу (1955–59). Реализм в индийском кино восходит к 1920-м и 1930-м годам, с ранними примерами, такими как В. Фильмы Шантарама «Индеец Шейлок» (1925) и «Необвиненные» (1937).

Список неореалистических фильмов в американском кино

  • Ванда (1970)
  • Тени ( 1959)
  • Убийца овец (1978)
  • Изгнанники (1961)
  • На Бауэри (1957)
  • Ничего, кроме человека (1964)
  • Little Fugitive (1953)
  • The Cool World (1963)
  • Bless their Little Hearts (1984)
  • 8 Mile (2002)
  • Патти Торт $ (2017)
  • Драгоценный (2009)
  • Флоридский проект (2017)

Кинорежиссеры, связанные с американским неореализмом

  • Чарльз Бернетт
  • Джон Кассаветис
  • Ширли Кларк
  • Барбара Лоден
  • Шон Бейкер

Список художников

Следующий неполный список художников, связанных с соцреализмом:

Художник Национальность Field(s) Годы деятельности
Эббот, Беренис американка фотография 1923–1991
Ананд, Четан индийский фильм 1944–1997
Барнет, Уилл американец живопись, иллюстрация, эстамп 1930–2012
Берден, Ромаре американец живопись 1936–1988
Бекманн, Макс Герман живопись, эстамп, скульптура неизвестен – 1950
Беллоуз, Джордж американец живопись, иллюстрация 1906–1925
Бентон, Томас Харт американец живопись 1907–1975
Биллман, Торстен шведский эстамп, иллюстрация, живопись 1930 –1988
Бишоп, Изабель американка живопись, графический дизайн 1918–1988
Бланч, Арнольд американец живопись, офорт, illustration, printmaking 1923–1968
Bogen, Alexander Polish/ Israeli painting, etching, illustration, printmaking 1916–2010
Bourke-White, Margaret American photography 1920s–1971
Brocka, Lino Filipino Film 1970– 1991
Cadmus, Paul American painting, illustration 1934–1999
Cama rena, Jorge González Mexican painting, sculpture 1929–1980
Caruso, Bruno Italian painting, illustration, printmaking 1943–2012
Castejón, Joan Spanish painting, sculpture, illustration 1945–present
Charlot, Jean French painting, illustration 1921–1979
Counihan, Noel Australian painting, printmaking 1930s–1986
Curry, John Steuart American painting 1921–1946
Dehn, Adolf American lithography, painting, printmaking 1920s–1968
Delgado, Santiago Martínez Columbian painting, sculpture, illustration 1925–1954
de la Fresnaye, Roger French painting 1912–1925
de Vlaminck, Maurice French painting 1893–1958
Dix, Otto German painting, printmaking 1910–1969
Douglas, Aaron American painting 1925–1979
Evans, Walker American photography 1928–1975
Evergood, Philip American painting, sculpture, printmaking 1926–1973
Fautrier, Jean French painting, sculpture 1922–1964
Garza, Federico Cantú Mexican painting, engraving, sculpture 1929–1989
Ghatak, Ritwik Indian film, theatre 1948–1976
Gropper, William American lithography, painting, illustration 1915–1977
Grosz, George German painting, illustration 1909–1959
Gruber, Francis French painting 1930–1948
Guayasamín, Oswaldo Ecuadorian painting, sculpture 1942–1999
Guston, Philip American painting, printmaking 1927–1980
Gwathmey, Robert American painting unknown–1988
Henri, Robert American painting 1883–1929
Hine, Lewis American photography 1904–1940
Hirsch, Joseph American painting, illustration, printmaking 1933-1981
Hopper, Edward American painting, printmaking 1895–1967
Kahlo, Frida Mexican painting 1925–1954
Koch, Pyke Dutch painting 1927–1991
Kollwitz, Käthe German painting, sculpture, printmaking 1890–1945
Kuhn, Walt American painting, illustration 1892–1939
Lamangan, Joel Filipino Film, Television, Theater 1991–present
Lange, Dorothea American photography 1918–1965
Lawrence, Jacob American painting 1931–2000
Lee, Doris American painting, printmaking 1935–1983
Lee, Russell American photography 1936–1986
Levine, Jack American painting, printmaking 1932–2010
Lozowick, Louis American painting, printmaking 1926–1973
Luks, George American painting, illustration 1893–1933
Marsh, Reginald American painting 1922–1954
Meltsner, Paul American painting 1913–1966
Montenegro, Roberto Mexican painting, illustration 1906–1968
Myers, Jerome American painting, drawing, etching, illustration 1867–1940
Orozco, José Clemente Mexican painting 1922–1949
O’Hara Mario Filipino Film 1976–2012
Parks, Gordon American photography, film 1937–2006
Pippin, Horace American painting 1930–1946
Portinari, Candido Brazilian painting 1928–1962
Prestopino, Gregorio American paint ing 1930s–1984
Ray, Satyajit Indian film 1947–1992
Reisz, Karel British film 1955–1990
Richardson, Tony British film 1955–1991
Rivera, Diego Mexican painting 1922–1957
Rothstein, Arthur American photography 1934–1985
Roy, Bimal Indian film 1935–1966
Schlesinger, John British film 1956–1991
Shahn, Ben American painting, illustration, graphic art, photography 1932–1969
Siporin, Mitchell American painting unknown–1976
Siqueiros, David Alfaro Mexican painting 1932–1974
Siskind, Aaron American photography 1930s–1991
Sloan, John French American painting 1890–1951
Soyer, Isaac American painting 1930s–1981
Soyer, Moses American painting 1926–1974
Soyer, Raphael American painting, illustration, printmaking 1930–1987
Stackpole, Ralph American sculpture, painting 1910–1973
Steichen, Edward American photography, painting 1894–1973
Sternberg, Harry American painting, printmaking 1926–2001
Tamayo, Rufino Mexican painting, illustration 1917–1991
Toorop, Charley Dutch painting, lithography 1916–1955
Ulmann, Doris American photography 1918–1934
Walker, John Augustus American painting 1926–1967
Williamson, James British film 1901–1933
John Woodrow Wilson American lithography, sculpture 1945-2001
Wolcott, Marion Post American photography 1930s–1944
Wong, Martin American painting 1946–1999
Wood, Grant American painting 1913–1942

See also

  • American realism
  • Gabriel Bracho, exponent of the social realism artistic movement in Venezuela
  • Kitchen sink realism
  • Naturalism
  • Realism
  • British New Wave
  • Italian neorealism

References

Значение СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ в Словаре литературоведческих терминов

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

— официально признанный в Советском Союзе и в других социалистических странах творческий метод в литературе и искусстве, утвердившийся в конце 20-х годов XX в. С. р. отражал процесс переустройства мира в духе коммунистического идеала и с позиций марксистко-ленинской идеологии и преобладал в советской литературе до середины 80-х гг. Основными требованиями к произведению С. р. были: жизнеутверждающий пафос, народность, постановка и решение задач воспитания народных масс в духе социалистического гуманизма, верности идеалам социализма, интернационализм. Судьба человека и общества рассматривалась художниками С. р. в неразрывной связи, провозглашалась идея ответственности личности перед историей, характер героя, как правило, был обусловлен принадлежностью к тому или иному социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии и т. п.). Основной задачей литературы считалось утверждение социалистических идеалов, изображение новых людей и новых общественных отношений. С. р., не отказываясь от реалистического принципа правдоподобия, активно эксплуатировал приемы и художественные средства романтизма: при верности бытовых и художественных деталей, произведения С. р. «приукрашивали» действительность, творили новые социальные мифы (например, о неизбежной победе коммунизма во всем мире, во имя которой отрицалась ценность отдельной человеческой личности, о массовом героизме и др.). К писателям С. р. относят В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева, Ф.В. Гладкова, Н.А. Островского и др.


Словарь литературоведческих терминов.
2012

Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

социалистический реализм

Энциклопедический словарь

Социалисти́ческий реали́зм — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 1930-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» (Устав Союза писателей СССР, 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. Н. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.

Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в конце 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с конца 50-х гг.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х гг. становится историко-литературным термином.

* * *

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метоԐЂ۠литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.

Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становится историко-литературным термином.

Большой энциклопедический словарь

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР», 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг.) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др.) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х гг.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становится историко-литературным термином.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с начала 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» (Устав Союза писателей СССР, 1934). Соединяя эстетическое понятие «реализм» с определением «социалистический», социалистический реализм сужал многообразие форм, течений и направлений в искусстве и побуждал художников к политической тенденциозности, вскоре теоретически оформленной как принцип «партийности искусства», или «социалистической идейности». Установки социалистического реализма  (в том числе культ социального оптимизма и прогресса, умаление биологического, интуитивного или религиозного в мотивации человеческих поступков) привели к устранению из духовной жизни страны талантливых произведений (А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова, Д.Д. Шостаковича, С.М. Эйзенштейна, П.Н. Филонова и др.) и стимулировали создание конформистских произведений, отмеченных стандартной психологией, вульгарной социологией, псевдоисторизмом. Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в конце 30-х гг.), «социалистического гуманизма» (с конца 50-х гг.) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х гг. становится историко-литературным термином.

Полезные сервисы

  • соцреализм

Ассоциации со словом реализм

  • действительность
  • материализм
  • представитель
  • реалист
  • социализм
  • империализм
  • федерализм

Значение слова реализм

Словарь Ушакова:

реализм *****

противоположное номинализму, считавшее, что общие понятия предшествуют вещам и ведут реальное существование назависимо от вещей (филос.).

3. В искусстве и литературе: направление, ставящее себе целью точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах (лит.). «Реализмом именуется неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.» М.Горький. Реализм Гоголя. Реализм Толстого. Социалистический реализм является основным методом советской литературы, направленным на показ действительности в ее революционном развитии и имеющим целью воспитание трудящихся в духе социализма.

4. Ясный подлинно-научный учет всех условий окружающей действительности при осуществлении, проведении чего-нибудь. Политика нашей партии отличается трезвым революционным реализмом.

Наивный реализм (филос.) — философское учение, принимающее без всякой критики данные чувственных восприятий за реальную действительность.

Все значения

Предложения со словом реализм

Цитаты со словом реализм

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сохранять присутствие духа синоним
  • Сохранять пальму первенства синоним
  • Сохранять достоинство синонимы
  • Сохранять дистанцию синоним
  • Сохранять верность синоним