Словесно логическое мышление синоним

ЛОГИ́ЧЕСКИЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к логика (в 1 знач.). Логические категории. Логические законы.

Все значения слова «логический»

МЫШЛЕ́НИЕ и МЫ́ШЛЕНИЕ, -я, ср. 1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг — орган мышления.

Все значения слова «мышление»

  • Всё это помогает развитию логического мышления, дисциплинирует мысль учащихся, предупреждает возможные смысловые ошибки в устной и письменной речи.

  • Увлекательные задания, предложенные автором, направлены на то, чтобы читатель сумел проникнуться духом науки, развить логическое мышление и заполнить пробелы в знании школьной физики.

  • Однако вникнуть в суть записи не составило труда, потому что любому человеку с более или менее развитым логическим мышлением было несложно связать в единое целое разорванные фразы.

  • (все предложения)
  • логика
  • (ещё ассоциации…)
  • логическое мышление
  • с логической точки зрения
  • выстроить логическую цепочку
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • логическое мышление
  • мышление человека
  • процесс мышления
  • мышление останавливается
  • обладать логическим мышлением
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «логический»
  • Разбор по составу слова «мышление»
  • Как правильно пишется слово «логический»
  • Как правильно пишется слово «мышление»

Мышление в психологии – это процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.

Что такое мышление? Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление (по краткому определению) тесно связано с действием и речью (словами).

Человек изучает действительность с помощью простого воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления, появлялись новые свойства мышления. 

Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировке задачи вслух (вербальным методом, словами), она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления (краткая классификация)

В генетической психологии  выделяются следующие типы мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — это решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно–образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку необязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 

Характерная особенность мышления ребенка — наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). 

С помощью данного вида мышления индивид бывает устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – выражается в сопоставлении вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление — это вид мышления со своим алгоритмом. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом вербально добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение. Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Совестно-логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.
 

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V, надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п. 

Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

  • Жёлтый цвет стимулирует нервную и пищеварительную системы, способствует развитию логического мышления.

  • Это вымышленное существо, которое возрождается из пепла, поэтому считается символом новой жизни. Оберег в виде феникса улучшает интуицию и логическое мышление.

  • Оберег в виде совы поможет лучше усваивать новые знания и развить логическое мышление.

  • — Человек видит котёнка и хватает его прежде, чем у него включается логическое мышление.

  • Особенно везёт тому, кто обладает логическим мышлением, ораторскими способностями и актёрскими навыками.

На букву Л Со слова «логическое»

Фраза «логическое мышление»

Фраза состоит из двух слов и 18 букв без пробелов.

  • Ассоциации к фразе
  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «логическое»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ МЫШЛЕНИЯ.КАК НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ? (автор: M Generation)05:14

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ МЫШЛЕНИЯ.КАК НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ?

Видео Логика. Основы Логики. Логическое Мышление (автор: IFO)18:42

Логика. Основы Логики. Логическое Мышление

Видео ЭТИ ЗАГАДКИ НЕ РЕШАТ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ! 10 загадок на логику (автор: MOGOL TV)14:44

ЭТИ ЗАГАДКИ НЕ РЕШАТ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ! 10 загадок на логику

Видео Как развивать логическое мышление? (автор: Гоша Дударь)03:42

Как развивать логическое мышление?

Видео Как развить логическое мышление. Курс (автор: ФНК)40:54

Как развить логическое мышление. Курс

Видео 10 Логических Загадок Для Людей с Нестандартным Мышлением (автор: AdMe.ru - Сайт о творчестве)09:35

10 Логических Загадок Для Людей с Нестандартным Мышлением

Ассоциации к фразе «логическое мышление»

Какие слова мужского и женского рода, а также фразы ассоциируются с этой фразой.

Женские слова

+ логика −

Ваша ассоциация добавлена!

Синонимы к фразе «логическое мышление»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + абстрактное мышление −
  • + аналитическое мышление −
  • + ассоциативное мышление −
  • + внутренняя речь −
  • + волевые качества −
  • + делать умозаключения −
  • + дошкольный возраст −
  • + здравый смысл −
  • + интуитивное мышление −
  • + конкретные знания −
  • + концентрация внимания −
  • + координация движений −
  • + лобные доли −
  • + логическая операция −
  • + логическая память −
  • + логический анализ −
  • + логическое мышление −
  • + логическое рассуждение −
  • + мелкая моторика −
  • + мотивация учения −
  • + моторные навыки −
  • + мыслительная деятельность −
  • + обработка информации −
  • + основанные на интуиции −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «логическое мышление» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

еинелшым еоксечигол 😀

Написание фразы «логическое мышление» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 լոգիչեսկոե մըշլենիե

в грузинской🇬🇪 ლოგიჩესკოე მიშლენიე

в латинской🇬🇧 logicheskoye myshleniye

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--c1aeaklcvez2d xn--e1aaikei8exa

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

kjubxtcrjtvsiktybt

Написание фразы «логическое мышление» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠇⠕⠛⠊⠟⠑⠎⠅⠕⠑⠀⠍⠮⠱⠇⠑⠝⠊⠑

Передача фразы «логическое мышление» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ – ⋅ ⋅ – – – – – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – ⋅ – – – ⋅ – – – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

Произношение фразы «логическое мышление» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «логическое мышление» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

ägfdmcexgclkëäcadc

Остальные фразы со слова «логическое»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • логическое выражение
  • логическое завершение
  • логическое заключение
  • логическое знание
  • логическое значение
  • логическое истолкование
  • логическое исчисление
  • логическое начало
  • логическое обоснование
  • логическое объяснение
  • логическое оправдание
  • логическое осмысление
  • логическое основание
  • логическое познание
  • логическое построение
  • логическое предположение
  • логическое программирование
  • логическое продолжение
  • логическое противоречие
  • логическое развитие
  • логическое рассуждение
  • логическое решение
  • логическое следование
  • логическое следствие

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@ewqv 02.01.2020 02:46

Что значит фраза «логическое мышление»? Как это понять?..

Ответить

@imhhha 05.09.2022 02:23

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Логическое мышление — развитие логики

Логическое мышление - логикаКаждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Оглавление:

  • Что такое логическое мышление?
  • Применение логики
  • Составляющие логического мышления
  • Как этому научиться?
  • Уроки логики
  • Как проходить занятия?
  • Вспомогательные материалы: тесты, игры, книги
  • Цитаты известных людей о логике

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

1

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена — это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

2

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

3

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

На этом моменте предлагаем немного потренироваться:

А теперь продолжим.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу.
  • Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта.
  • Лучше излагать свои мысли.
  • Избежать самообмана и логических заблуждений.
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией.
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Составляющие логического мышления

Составляющие логического мышления

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Урок 1. Логический анализ языка

Урок 1. Логический анализ языкаПервый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Урок 2. Понятие в логике

Урок 2. Понятие в логикеЛогическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

Урок 3. Определение в логике

Урок 3. Определение в логикеВ первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Урок 4. Логическое суждение

Урок 4. Логическое суждениеЛогическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Урок 5. Законы логики

Урок 5. Законы логикиПеред тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Урок 6. Умозаключение

Урок 6. УмозаключениеУмозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Урок 7. Силлогизмы

Урок 7. СиллогизмыЭтот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

Урок 8. Типы рассуждений

Урок 8. Типы рассужденийВ предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительные материалы

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

Статьи о логическом мышлении

Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:

  • 4 закона логики
  • Эвристика
  • Кот Шрёдингера – суть простыми словами
  • Что нужно знать о тестах на IQ
  • Пафос, логос, этос
  • И другие статьи наших авторов

Тренинги

Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словесно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

Цитаты известных людей о логике

О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:

Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).

Рене Декарт - цитата о логике
Рене Декарт

Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.

Дейл Карнеги - цитата о логике
Дейл Карнеги

Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.

Анри Пуанкаре - цитата о логике
Анри Пуанкаре

Логика – это анатомия мышления.

Джон Локк - цитата о логике
Джон Локк

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.

Джон Стюарт Милль - цитата о логике
Джон Стюарт Милль

Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Аристотель - цитата о логике
Аристотель

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!

1 Логический анализ →

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Большой Энциклопедический словарь.
2000.

Синонимы:

Смотреть что такое «МЫШЛЕНИЕ» в других словарях:

  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия

  • мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Мышление —  Мышление  ♦ Pensée    Достаточно широкое, хотя, разумеется, неполное определение мышления дает Декарт: «Что же я есть? Мыслящая вещь. А что это такое – вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не… …   Философский словарь Спонвиля

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Мышление — Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) …   Википедия

  • мышление — мысль, познание, осознание, понимание; дух Словарь русских синонимов. мышление мысль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, мышленя, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание функции человеческого мозга. 2. Действие по гл. мыслить в 1 знач. (книжн.). Мышление образами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, я и МЫШЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. мыслить. 2. Высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы мышления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • МЫШЛЕНИЕ — МЫШЛЕНИЕ, я и МЫШЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. мыслить. 2. Высшая ступень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы мышления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

Мышление (англ.
thought, thinking) – психический процесс, в ходе
которого человек формирует психологические
ассоциации (связи) и модели мира путем
манипулирования информацией при создании
концептов, решении проблем, анализе и
принятии решений.

По определению
Р.Л. Солсо, мышление представляет
собой процесс формирования новой
мысленной репрезентации, включающий
преобразование информации в ходе
сложного взаимодействия мысленных
атрибутов суждения, абстрагирования,
рассуждения, воображения и решения
задач [6,
С. 310].

Мышление связано
с любой ментальной или интеллектуальной
деятельностью, включающей субъективное
сознание индивида.Мышление позволяет
понимать и моделировать окружающую
действительность, представлять и
интерпретировать ее в соответствии с
потребностями, желаниями, привязанностями,
целями, задачами, планами.

Мышление когнитивно,
то есть происходит «внутренне», в
уме, но о нем судят по поведению.

Основные функции
мышления
:

  1. понимание
    – осознание сущности объектов, их
    атрибутов, а также взаимосвязей и
    взаимозависимостей между ними;

  2. целеполагание
    – порождение новых целей, программ
    поведения и деятельности;

  3. целевыполнение
    – решение проблем, задач для достижения
    поставленных целей;

  4. рефлексия
    – осознание субъектом своих внутренних
    действий, осмысление полученных
    результатов.

Виды
мышления
 –
проявление специфики познавательных
процессов при решении различных задач.
Чем сложнее мышление,
те большее место в
нем занимают психические процессы.
Рассмотрим классификации видов
мышления
.

1. По
генезису развития
 мышления
в филогенезе и онтогенезе различают:

  • наглядно-действенное
    мышление
     –
    процесс формирования психологических
    ассоциаций и моделей мира путем
    манипулирования материальными,
    непосредственно воспринимаемыми
    предметами (присуще детям с рождения
    до 1,5 лет);

  • наглядно-образное
    мышление
     
    процесс преобразования перцептивных
    образов в образы представления,
    последующей трансформации, модификации
    и обобщения их предметного содержания
    (формируется с 1,5 до 7 лет);

  • абстрактно-логическое (синонимы: дискурсивное,
    словесно-логическое,
     вербально-логическое, абстрактно-понятийное,
    отвлеченное
    мышление –
    мышление, функционирующее на базе
    средств языка, осуществляемое при
    помощи логических операций с понятиями
    (формируется с 7 лет);

2. По
характеру решаемых задач
 различают
следующие виды мышления:

  • теоретическое –
    мышление, опирающееся на логические
    суждения, умозаключения и выводы,
    которое направлено на выявление проблем,
    формулировку гипотез, постановку и
    решение задач, опосредованно связанных
    с практикой;

  • практическое –
    мышление, включенное в решение
    практических задач;

3. По
степени развернутости
 выделяют
виды мышления:

  • дискурсивное
    (абстрактно-логическое)
     –
    речевое мышление на основе логических
    суждений;

  • интуитивное –
    мышление на основе чувственных
    восприятий, функционирующее на уровне
    бессознательного (за рамками сознательного
    понимания);

4. По
степени новизны и оригинальности
 различают мышление:

  • продуктивное
    (творческое)
     –
    мышление на основе творческого
    воображения.

  • репродуктивное
    (нетворческое)
     –
    мышление на основе образов и представлений,
    воспроизводящих уже известные способы
    деятельности;

Конвергентное
мышление
 (от
лат. convergero – приближаться, сходиться)
– мышление,
ориентированное на поискединственного
наилучшего правильного решения проблемы;
характеризуется скоростью, точностью,
логикой, эффективным использованием
известных методов и техник на основе
накопленной информации.

Дивергентное мышление (от
лат. divergero – расходиться) – мышление,
ориентированное на творческий поиск решения
проблем путем генерирования и
оценки множества различных
вариантов; имеет веерообразный,
разветвлённый, спонтанный характер.

Выделяют
три логические
формы
 мышления:
понятие, суждение, умозаключение.

Понятие (англ. concept,
от лат. conceptum – что-то постигаемое) –
ментальный символ (которые иногда
рассматриваются как абстрактные
сущности), используемый для обозначения
класса объектов, характеризуемых
общностью специфических свойств
(признаков, характеристик).

Суждение (англ.
proposition) – повествовательное предложение,
отражающее взаимосвязи между объектами,
их свойствами и признаками в форме
высказывания, которое может быть истинным
или ложным. Суждения могут формироваться
непосредственно (на основе восприятия)
и опосредованно (при помощи умозаключений).

Умозаключение
(рассуждение)
 –
процесс и результат извлечения (вывода)
из исходных суждений, являющихсяпредпосылками,
нового суждения, которое называется заключением.

Индукция (от
лат. inductio – наведение) – умозаключение,
полученное путем вывода из конкретных
фактов общих положений, принципов,
правил (от частного к общему).

Дедукция (лат.
deductio – выведение) – умозаключение,
полученное путем вывода частного
суждения из общего по правилам
логики.

Аналогия (др.-греч.
соотношение) – познавательный процесс
передачи информации / смысла от одного
объекта (аналога) на другой
конкретный объект (цель);
в узком смысле – умозаключение,
полученное путем логического вывода
частного суждения из другого частного
суждения на основе некоторых элементов
сходства.

Умственные
действия
 (англ.
mental actions)
– действия с образами, представлениями
и понятиями, выполняемые во внутреннем
плане сознания без опоры на внешние
средства. Мыслительные
операции,
 составляющие
основу мыслительной деятельности
человека:

  1. анализ (от
    др.-греч. разложение, расчленение) –
    разделение объекта на отдельные
    составляющие с целью получения нового
    знания или углубления понимания
    существенных свойств, связей и отношений
    между ними.

  2. синтез (от
    др.-греч. соединение, связывание) –
    объединение отдельных сущностей в
    единое целое – систему, которая
    приобретает новые свойства, не присущие
    ее составляющим (операция, обратная
    анализу);

  3. обобщение (англ.
    generalization) – расширение понятия путем
    рассмотрения его на более высокой
    ступени абстракции, переход от частного
    к общему понятию, имеющему более широкий
    объем и менее конкретное содержание.

  4. конкретизация (англ.
    specialization) – перенос знания об общем
    понятии на частное понятие более узкого
    объема с более конкретным содержанием
    (операция, обратная обобщению);

  5. сравнение (англ.
    сomparison) – качественное / количественное
    сопоставление свойств объектов для
    выявления сходств и различий между
    ними;

  6. абстрагирование (англ.
    abstraction) – сокращение информационного
    содержания понятия / наблюдаемого
    явления путем выделения и независимого
    рассмотрения его отдельных свойств;

Мыслительный
процесс направлен на решение определенной
задачи. Этапы
решения задач
:

  1. Изучение
    условий задачи, определение того, что
    дано, и что необходимо найти.

  2. Разработка
    стратегии решения задачи, включая общий
    план предполагаемых действий.

  3. Выбор
    конкретного метода (способа, инструмента)
    и поиск решения.

  4. Оценка
    полученных результатов.

В
процессе решения задачи используются
различные стратегии,
например:

  • случайный
    перебор
     («метод
    проб и ошибок») – из некоторого
    множества возможных вариантов решения
    случайным образом выбирается какой-то
    один, который затем подвергается оценке;
    перебор и оценка различных вариантов
    осуществляется до тех пор, пока не будет
    найдено правильное решение;

  • систематический
    (полный) перебор
     –
    поиска решения исчерпыванием всех
    возможных вариантов;

  • рациональный
    перебор
     («последовательное
    приближение») – оптимальное решение
    задачи находится путем отсева подмножеств
    допустимых решений, заведомо не
    содержащих оптимальных решений.

Часто мышление заменяют
другим словом – «интеллект«.

Интеллект (от
лат. intellectus – познание, понимание) – это

  • самые
    общие психические способности (включая
    способность осознавать себя, рассуждать,
    планировать, решать проблемы, абстрактно
    мыслить, понимать сложные идеи, общаться,
    быстро учиться и учиться на собственном
    опыте), позволяющие человеку понимать
    окружающую среду и эффективно в ней
    адаптироваться;

  • результат
    процесса приобретения, хранения в
    памяти, поиска, объединения, сравнения
    и использования в новых контекстах
    информации и когнитивного опыта.

Для
оценки общего
интеллекта g
 (англ. general intelligence)
выделены следующие показатели (Дж.
Кэрролл, [8]):

  • подвижный
    интеллект Gf
     (англ.
    fluid intelligence) – общие способности логически
    мыслить, анализировать и решать проблемы
    в новых условиях;

  • кристаллизовавшийся
    интеллект Gc
     (англ.
    crystallized intelligence) – способность использовать
    накопленный объем знаний и опыт на
    практике и передавать другим;

  • математические
    способности Gq
     (англ.
    quantitative reasoning) – способность понимать
    количественные понятия и отношения и
    манипулировать числами;

  • способность
    читать и писать Grw
     (англ.
    Reading and writing ability) – основные навыки
    чтения и письма;

  • кратковременная
    память Gsm
     (англ.
    short-term memory) – способность воспринимать
    и хранить оперативную информацию и
    использовать ее в течение нескольких
    секунд;

  • долговременное
    хранение и воспроизведение информации
    Glr
     (англ.
    long-term storage and retrieval) – способность хранить
    информацию и свободно извлекать ее в
    процессе мышления;

  • зрительная
    обработка Gv
     (англ.
    visual processing) – способность воспринимать,
    анализировать, синтезировать и мыслить
    визуальными образами, в том числе
    возможность хранить и воспроизводить
    визуальные репрезентации;

  • слуховая
    обработка
     Ga (англ.
    auditory processing) – способность анализировать,
    синтезировать и распознавать звуковые
    стимулы, в том числе способность
    обрабатывать и различать звуки речи,
    которые могут быть представлены в
    искаженном виде;

  • скорость
    обработки Gs
     (англ.
    processing speed) – способность автоматически
    выполнять когнитивные задачи, в
    частности, в сложных ситуациях, требующих
    концентрации внимания;

  • время
    / скорость реакции / принятия решения
    Gt
     (англ.
    decision/reaction time/speed) – время, необходимое
    для отклика на стимул или задачу
    (измеряется в секундах или долях секунды,
    в отличие от Gs, которая обычно измеряется
    с интервалом в 2 -3 минуты).

Творчество (англ.
creativity, от лат. creare – создавать) – вид
когнитивной деятельности, приводящий
к новому видению задачи и неограниченным
прагматическим результатам, заключающимся
в создании нового и ценного продукта.

Фазы
творческого процесса
 (по Г.
Уоллес):

  1. подготовительная
    фаза – формулируется задача, используются
    общие знания;

  2. инкубационная
    фаза – прямые попытки решения задачи
    не предпринимаются, а мысль направляется
    на что-нибудь другое;

  3. фаза
    просветления – достигается понимание;

  4. фазы
    проверки – испытываются результаты
    инсайта.

Анализ творчества
осуществляется при помощи экспертных
оценок и психометрического инструментария,
используемого для измерения различных
процессов мышления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Словесная шелуха синоним
  • Словарь стилистических синонимов
  • Словесная форма синоним
  • Словарь стилистически нейтральных синонимов
  • Словесная ссора синоним