Словесная игра синонимы

Синонимы к словосочетанию «словесные игры»

Прямых синонимов не найдено.

Связанные слова и выражения

  • словесная игра, игра слов, своеобразная игра, интеллектуальная игра, подобная игра, игра ума, детская игра, игра в слова, увлекательная игра, элемент игры
  • словесные обороты, словесная дуэль, словесные конструкции
  • выражение мысли
  • сниженная лексика
  • плетение словес
  • вопрос и ответ
  • комический эффект
  • молодёжный сленг
  • построение фраз
  • испорченный телефон
  • обороты речи
  • процесс чтения
  • высокий слог
  • логическое ударение
  • рифмованная проза
  • активный словарь
  • эстетическое наслаждение
  • ассоциативное мышление
  • игровая ситуация
  • вопросительные интонации
  • садистские стишки
  • заданная тема
  • средство общения
  • собственная речь
  • стилистические приёмы
  • стихотворный текст
  • язык поэзии

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: погребец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: игрок, шахматист, футболист, теннисист, болельщик
  • Места: бильярд, блэкджек, тотализатор, полузащита, боулинг
  • Предметы: лото, гольфы, мяч, домино, рулетка
  • Действия: игра, покер, прятки, футбол, преферанс
  • Абстрактные понятия: гейм, азарт, спорт, лексика, метафора

Ассоциации к слову «словесный»

Ассоциации к слову «игра»

Предложения со словосочетанием «словесные игры»

  • Простая близкая натура, ситуация и тщательно отобранный язык без перехлестываниа в словесную игру.
  • К сожалению, ни один, пусть и самый одарённый, переводчик не может в полной мере сохранить всю красоту и изящество шекспировской словесной игры при передаче на другой язык.
  • Кстати, в его стихах и песнях очень часто можно найти слова, обороты, целые предложения, которые вначале были просто в устной речи, в каких-то наших словесных играх, импровизациях, прибаутках.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «словесные игры»

  • Слушая, как в редакции говорят о необходимости политических реформ, разбирают достоинства европейских конституций, утверждают и оспаривают возникновение в России социалистической крестьянской республики, Самгин думал, что эти беседы, всегда горячие, иногда озлобленные, — словесная игра, которой развлекаются скучающие, или ремесло профессионалов, которые зарабатывают хлеб свой тем, что «будят политическое и национальное самосознание общества».
  • — Возвращаясь к Толстому — добавлю: он учил думать, если можно назвать учением его мысли вслух о себе самом. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже и в так называемых произведениях художественных, в словесной игре, именуемой искусством… Высшее искусство — это искусство жить в благолепии единства плоти и духа. Не отрывай чувства от ума, иначе жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и — погибнешь!
  • Тут было нечто подозрительное и внушавшее догадку, что словесные столкновения Маракуева и Прейса имеют характер показательный, это — игра для поучения и соблазна других.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «игра»

  • азартные игры
    компьютерные игры
    олимпийские игры
  • игра воображения
    игра слов
    игра света
  • правила игры
    начало игры
    условия игры
  • игра закончилась
    игра началась
    игра продолжается
  • играть в игру
    вести свою игру
    продолжать игру
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «словесный»

  • СЛОВЕ́СНЫЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к слово1 (в 1 знач.). Словесное сочетание. Словесный материал. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СЛОВЕСНЫЙ

Значение слова «игра»

  • ИГРА́, -ы́, мн. и́гры, игр, ж. 1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ИГРА

Афоризмы русских писателей со словом «словесный»

  • Деспотичные режимы всегда отличаются своим неприятием грубых слов и выражений, невероятная жестокость всегда сопровождается словесным ханжеством.
  • Вы должны учиться, не щадя себя, учиться всему, что есть лучшего в мире, всякой технике и, конечно, технике словесного творчества. Этому научиться не так трудно, потому что у вас есть великолепные образцы: Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Пришвин и немало других отличнейших знатоков русского языка, строя русской речи.
  • Для того, чтоб литературное произведение заслужило титул художественного — необходимо придать ему совершенную словесную форму, эту форму придаёт: рассказу и роману простой, точный, ясный, экономный язык…
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

СЛОВЕ́СНЫЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к слово1 (в 1 знач.). Словесное сочетание. Словесный материал.

Все значения слова «словесный»

ИГРА́, -ы́, мн. и́гры, игр, ж. 1. Действие по глаг. играть (в 1 знач.).

Все значения слова «игра»

  • Простая близкая натура, ситуация и тщательно отобранный язык без перехлестываниа в словесную игру.

  • К сожалению, ни один, пусть и самый одарённый, переводчик не может в полной мере сохранить всю красоту и изящество шекспировской словесной игры при передаче на другой язык.

  • Кстати, в его стихах и песнях очень часто можно найти слова, обороты, целые предложения, которые вначале были просто в устной речи, в каких-то наших словесных играх, импровизациях, прибаутках.

  • (все предложения)
  • словесность
  • слово
  • словечко
  • словцо
  • (ещё ассоциации…)
  • дети
  • фишка
  • шашка
  • игроки
  • партия
  • (ещё ассоциации…)
  • словесная перепалка
  • словесный портрет преступника
  • составить словесный портрет
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • азартные игры
  • игра воображения
  • правила игры
  • игра закончилась
  • играть в игру
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «словесный»
  • Разбор по составу слова «игра»
  • Как правильно пишется слово «словесный»
  • Как правильно пишется слово «игра»

На букву С Со слова «словесная»

Фраза «словесная игра»

Фраза состоит из двух слов и 13 букв без пробелов.

  • Синонимы к фразе
  • Написание фразы наоборот
  • Написание фразы в транслите
  • Написание фразы шрифтом Брайля
  • Передача фразы на азбуке Морзе
  • Произношение фразы на дактильной азбуке
  • Остальные фразы со слова «словесная»
  • Остальные фразы из 2 слов

Видео «Словесные игры» (автор: (YouTube) Российская государственная детская библиотека)10:01

«Словесные игры»

Видео Пробуквы - словесная игра с согласными (автор: Женя Кац)03:36

Пробуквы — словесная игра с согласными

Видео Словесные игры// игры для развития речи (автор: The3ekaterina)05:29

Словесные игры// игры для развития речи

Видео Словесный Соус - ответы на игру, Эпизод 1 - 16 (автор: Бурундук в тесте)58:13

Словесный Соус — ответы на игру, Эпизод 1 — 16

Видео Словесная ролевая игра "Мир тьмы" [авторская версия][#1] (автор: Ратник)01:55

Словесная ролевая игра «Мир тьмы» [авторская версия][#1]

Видео Что нужно для первой словесной ролевой игры? #1 (автор: Виктория Котляр)02:57

Что нужно для первой словесной ролевой игры? #1

Синонимы к фразе «словесная игра»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

  • + активный словарь −
  • + ассоциативное мышление −
  • + вопрос и ответ −
  • + вопросительные интонации −
  • + выражение мысли −
  • + высокий слог −
  • + детская игра −
  • + заданная тема −
  • + игра в слова −
  • + игра слов −
  • + игра ума −
  • + игровая ситуация −
  • + интеллектуальная игра −
  • + испорченный телефон −
  • + комический эффект −
  • + логическое ударение −
  • + молодёжный сленг −
  • + обороты речи −
  • + плетение словес −
  • + подобная игра −
  • + построение фраз −
  • + процесс чтения −
  • + рифмованная проза −
  • + садистские стишки −

Ваш синоним добавлен!

Написание фразы «словесная игра» наоборот

Как эта фраза пишется в обратной последовательности.

арги яансеволс 😀

Написание фразы «словесная игра» в транслите

Как эта фраза пишется в транслитерации.

в латинской🇬🇧 slovesnaya igra

Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80adjwmdte2k xn--80afo7a

Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

ckjdtcyfzbuhf

Написание фразы «словесная игра» шрифтом Брайля

Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠎⠇⠕⠺⠑⠎⠝⠁⠫⠀⠊⠛⠗⠁

Передача фразы «словесная игра» на азбуке Морзе

Как эта фраза передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – – ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ –

Произношение фразы «словесная игра» на дактильной азбуке

Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача фразы «словесная игра» семафорной азбукой

Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.

eägbceanwdfpn

Остальные фразы со слова «словесная»

Какие ещё фразы начинаются с этого слова.

  • словесная баталия
  • словесная дуэль
  • словесная перепалка
  • словесная перестрелка
  • словесная ролевая игра
  • словесная форма
  • словесная формула
  • словесная шелуха
  • словесная речь
  • словесная грязь
  • словесная агрессия
  • словесная перебранка
  • словесная пикировка
  • словесная атака
  • словесная эквилибристика
  • словесная информация
  • словесная инструкция
  • словесная ткань
  • словесная диарея
  • словесная битва
  • словесная война
  • словесная мишура
  • словесная окрошка
  • словесная оболочка

Ваша фраза добавлена!

Остальные фразы из 2 слов

Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.

  • а вдобавок
  • а вдруг
  • а ведь
  • а вот
  • а если
  • а ещё
  • а именно
  • а капелла
  • а каторга
  • а ну-ка
  • а приятно
  • а также
  • а там
  • а то
  • аа говорит
  • аа отвечает
  • аа рассказывает
  • ааронов жезл
  • аароново благословение
  • аароново согласие
  • аб ово
  • абажур лампы
  • абазинская аристократия
  • абазинская литература

Комментарии

@bamqs 06.01.2020 12:18

Что значит фраза «словесная игра»? Как это понять?..

Ответить

@effotoz 05.10.2022 19:23

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука

Палиндромы Сантана

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Картотека дидактических игр по развитию речи

Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок… пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда,…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко….близко        

 «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Воспитатель называет  ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить  ребёнку, что похожие слова — это слова — приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать — …. (размышлять),

открыть — ….. (отворить),

отыскать — … (найти),

зябнуть — … (мерзнуть),

поразить — … (удивить),

шалить — … (баловаться),

забавлять — …. (развлекать),

прощать — …(извинять),

звать — … (приглашать),

реветь — … (плакать),

мчаться — … (нестись),

вертеться — … (крутиться),

опасаться — … (бояться),

бросать — …. (кидать).

«Как назвать того, кто…?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1

Взрослый предлагает детям назвать того, кто …

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто лечит детей (врач)

Кто учит в школе детей (учитель)

Кто готовит еду (повар)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель — строит). 

Дидактические игры на согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных

«Лови да бросай — цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, кубик, карандаш

оранжевый — апельсин, морковь, огонь; 

желтый — цыпленок, солнце, лимон;

зеленый — арбуз, трава, листья;

голубой — небо, лед, незабудки;

синий — василек, море, платок;

фиолетовый — слива, сирень, баклажан.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Длинный — поезд, пояс, кабачок, бант, карандаш, гвоздь, рукав.

Широкая — полоска, тропинка, улица, дорога, комната.

Широкий — ящик, диван, проем, пояс.

Красная — куртка, резинка, книга, юбка, малина, клубника.

Красный — мяч, кубик, томат, редис, ящик, карандаш.

Круглый — мяч, апельсин, арбуз, помидор.

Круглое — солнце, яблоко, колесо.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

Игра «Угадай, что это?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимением.

Материал: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь фрукт. Ребёнок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме

Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей.  Это – банан. Он длинный (твердый)

«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 

Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце,  яблоко, арбуз…) 

Что бывает длинным? (тропинка, река, огурец, линейка, лента, шнурок…) 

Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф…) 

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, платье…) 

 Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…) 

 Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…) 

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…) 

 Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…) 

 Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…) 

 Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…) 

 Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…) 

Дидактические игры на употребление глаголов в активной речи детей

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 

Взрослый: идет  

Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 

Бежит — заяц, мальчик, вода, время; 

Летит  — шарик, бабочка, пчела, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета; Плывет  — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 

Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Осень» 

Взрослый: Ветер что делает? дует.

Листва что делает? Желтеет, облетает.

Снег — что делает? Выпадает, ложится. 

Птицы — что делают? Улетают. 

Медведь — что делает? Уходит в спячку в берлогу. 

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 

Воспитатель: Летают. 

Ребёнок: Вороны, самолеты, вертолеты, пчелы,  снежинки. 

Плавают: Рыбы, дельфины, лодки, корабли. 

Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 

Прыгают: Мячики, лягушки,  дети, зайцы.

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 

Воспитатель разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 

Воспитатель:

Ребенок — стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест;

Собака —  лает, играет, кусается, ласкается, служит; 

Кошка —  мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается;

Мышка — шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает; 

Медведь – спит, рычит, ест, гуляет.

Ворона — летает, ходит, каркает, клюет; 

Уж  — ползет, шипит, извивается, жалит.

Дидактические игры по дифференциации обобщающих понятий и временных понятий.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 «Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

2  предмета

Объясните, что общее у предметов.

Морковь, лук (овощи);

Василек, мак (цветы);

Лиса, тигр (животные).

3 предмета:

Яблоко, мячик, тарелка — … (круглый)

Чайник, кастрюля, кружка — …(посуда)

Огурец, ель, крокодил — … (зеленый)

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать  слухоречевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Воспитатель произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: ворона, жук, ласточка,, кузнечик, сорока.

Только диких зверей: еж, корова, тигр, баран, волк.

Только овощи: огурец, апельсин, помидор, горох, репа.

Только обувь: сапоги, гольфы, валенки, кеды, брюки.

Только мебель: окно, стол, стул, диван, потолок.

Только посуда: блюдо, салат, тарелка, чашка, салфетка.

Только транспорт: трамвай, руль, трактор, грузовик, лавка.

«Семья» 

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья? 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

 Примерные вопросы:

 Кем ты приходишься маме и папе? 

 Кем ты для бабушки и дедушки? 

 У тебя  есть сестры или братья?

 Назови двоюродных братьев и сестер. 

 Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

Материал: Мяч.

Вариант 1.

Ход игры:

Воспитатель  называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 

Воспитатель: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 

Взрослый: — Фрукты;

Дети: — Банан, ананас, киви, яблоко, апельсин, персик. 

Воспитатель: — Ягоды;

 Дети: — Земляника, крыжовник, клюква, рябина, ежевика. 

Воспитатель: деревья; 

Дети: осина, сосна, лиственница, ясень, клен и т.д.

Вариант 2.

Ход игры:

Воспитатель называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. 

Воспитатель: морковь, картофель, лук.

Ребенок: овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Слава раз, Алеша два, Кирилл  три, Даня четыре, Вадик пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.

Ход игры:

Дети стоят по одну сторону помещения, воспитатель — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

«Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю».

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Окунь».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры:

Все становятся в круг, воспитатель ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери… Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (еж, кабан, лось), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Материал: Стульчики по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель  выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет черника», второй — «подберезовик», третий — «брусника», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 

Бросая мяч ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 

Вариант 1.

Воспитатель: Кто живет в дупле? Белка. 

Кто живет в скворечнике? Скворцы. 

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 

Кто живет в будке? Собака. 

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк. 

Кто живет в берлоге? Медведь. 

Вариант 2.

Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребёнок: В берлоге. В логове. 

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Лиса живет в норе». 

«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои.  Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки;

берлога — для медведя;

дупло — для белки, для совы;

гнездо — для птицы;

скворечник — для скворца;

коровник — для коровы, телят;

конюшня — для лошади, жеребят;

свинарник — для свиньи и поросят;

крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет. 

Воспитатель с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели. 

Играющие становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник…» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и дети  встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. 

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры:

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Среда, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Суббота, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года, в месяцы.

 «Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? 

Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. 

Например: «Осень. А что за нею?». 

Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему. 

Варианты вопросов: «Лето. А что за ним?» — «Осень. 

«А что за нею?» 

«Сколько месяцев в году?» 

«Назовите летние месяцы». 

«Назовите первый месяц весны». 

«Назовите последний месяц зимы». 

«С какого месяца начинается осень?» 

«Каким месяцем заканчивается осень?»

Разнообразные дидактические игры

Игра «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Материал:  Игрушки, картинки, изображающие те же  предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Ход игры. 

Воспитатель показывает детям разные предметы, а они их называют.  Показывая игрушки, воспитатель задаёт детям вопрос. Они отвечают, одним словом.  Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает?» — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» — «Мяч,»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно сшить?

— Что можно связать?

— Что можно завязывать?

— Что можно надеть

— Что можно обуть?

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова, и просит определить, какое слово лишнее. 

Например:

Синий, желтый, сладкий. 

Капуста, лук, апельсин. 

Ярко, ясно, хмуро.

Весна, лето, среда, осень. 

Четверг, пятница, зима, вторник. 

Утро, полдень, вечер, зима. 

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 

Игра «А что у вас?»

Цель: Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Материал: Лото.

Ход игры.

Вариант 1.

 Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла,  блюдце, мишка и т.д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе: «У меня ведра. А у вас что?» — «А у меня ведро»

Вариант 2. 

Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: « У вас ведра, а у меня ведро»

«Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! 

Играющие встают в круг. Воспитатель называет времена года.

Например: «Осень».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например: «Дожь».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра «Поможем кукле»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: Посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.

Материал: Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.

Ход игры. 

На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Воспитатель раздаёт детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.

Большие карты остаются у воспитателя. Воспитатель обращается к детям: «Села кукла за стол обедать, а стол не накрыт. Надо помочь  кукле. Что ей нужно?» дети, у которых на карточках изображена столовая посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю тарелку»

Воспитатель  продолжает: « Хотела кукла играть – нет игрушек…», «Собралась гулять, а одежды нет….», «Вышла на улицу и увидела…» и т.д. дети отдают всё, что нужно кукле, называя изображённые на их картинках  предметы.

Игра «Дай – бери»

Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».

Материал: Кукла и предметы её одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда)

Ход игры.

Вариант 1. 

Для этого варианта понадобится кукла и её одежда.

У воспитателя  — кукла, у ребёнка – её одежда.  Воспитатель, постепенно одевая куклу, просит у ребёнка предметы одежды: «Дай юбку», «Дай кофту» и т.д. в ответ на эти просьбы ребёнок даёт нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите юбку», «Возьмите кофту»). При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребёнок просит у воспитателя или другого ребёнка вещи куклы.

Вариант 2. 

Берутся детский стол (или кукольный) и столовые принадлежности. Действия воспитателя и ребёнка сопровождаются речью, описанной в первом варианте:

Дай скатерть – Берите скатерть.
Дай чашку – Берите чашку.

Дай стакан – Берите стакан.

Дай сахар – Берите сахар.

Цель игры.

Учить детей подбирать синоним — сло­во, близкое по значению.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», — предлагает воспитатель. Дети называ­ют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» — «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» — «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь   к проведению   игры,   воспитатель   заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разрабо­тать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родно­му языку   (как часть занятия).



словесная игра
русский

Синонимы словесная игра синонимы

Как по-другому сказать словесная игра?

словесная игра
русский » русский


каламбур

игра слов

Примеры словесная игра примеры

Как употребляется словесная игра?

Простые фразы

Моё хобби — игра на гитаре.

Мэри не понравится эта игра.

По-моему, эта игра очень увлекательная.

Футбол — это моя любимая игра.

Игра была очень интересной.

Игра получилась очень интересной.

Моё единственное развлечение — игра в го.

Игра была отложена на неопределённый срок.

Игра закончилась для него победой.

Игра завершилась для него победой.

Любовь — это не игра, ты не можешь выбирать лучшие кусочки!

К нашему великому разочарованию, игра была отменена.

Во сколько начнётся игра?

Несмотря на дождь, игра не была отменена.

Независимо от дождя, игра состоится.

Если не будет дождя, игра пройдёт в воскресенье.

Игра на пианино — её любимое занятие.

Какая захватывающая игра!

Дебаты — академическая игра между согласием и отрицанием.

Игра состоится, даже если будет дождь.

Игра состоится даже в дождь.

Это была очень захватывающая игра в бейсбол.

Это была очень захватывающая игра.

Субтитры из фильмов

Это новая игра в солдатиков с искусственными руками.

По вечерам у графа Дюбарри, шла игра в карты.

Это и есть самая опасная игра?

В пятницу игра не состоялась, мы слушали ее по радио.

Неплохая игра для экспромта.

Эта вульгарная игра не стоит моего внимания.

Даже если вам немного холодно — не пугайтесь, это — веселая игра.

Итак, когда же началась эта игра?

Вся игра была подстроена.

Ну, наконец-то! — Я поняла, всё та же игра.

Это последняя партия,последняя игра и я помчался.

Это не игра, а выход из абсурдной ситуации.

Игра пошла, мой лучший друг!

Что у вас за игра. с ложью, про джентльмена, который отведет меня отцу?

Вы случайно не знаете, в какой комнате крупная игра в покер проходит сегодня вечером?

Ты случайно не знаешь, в каком номере у них сегодня проходит игра?

У вас там случайно не игра в разгаре?

Нам не о чем говорить, ваша игра лохотрон.

Из журналистики

При том, что более высокие процентные ставки понижают цены на жилье, игра закончена.

Реальная игра республиканской партии заключается в попытке зафиксировать на месте этот доход и преимущество богатства.

Осознав, что игра была проиграна, Социальные демократы 5 января объединились с противниками Клауса в парламенте и потребовали ухода Годача.

Для их арабских зрителей, игра на публику является почти таким же хорошим доказательством лидерства, как и реальные действия.

Согласно предсказаниям, аргентинская игра закончилась неудачно.

Мой портал в мир искусственного интеллекта довольно узок: более чем 500-летняя игра — шахматы.

Скажете, всего лишь игра?

Его игра была интригующей.

Однако игра слов никуда не приведет Индию.

Проблема в том, что безрассудная азартная игра Буша сейчас набрала значительные политические обороты.

Азартная игра Буша была обречена на проигрыш с самого начала, и в дальнейшем за нее придется дорого заплатить — главным образом США, но и остальному миру тоже.

Однако игра на бирже не обязательно имеет дестабилизирующий характер.

Хотя на случай поломки этой системы существуют юридические средства, обезличенная торговля не может существовать, если большинство людей не разделяет такие ценности, как честная игра и взаимное сотрудничество.

Но в реальности экономика — это игра с положительной суммой.

Данная игра, основанная на вере в бесконечно растущие цены на жильё, окончена.

РИМ — Игра дыма и зеркал — такой представляется текущая избирательная компания в Италии, как итальянцам, так и всему миру.

Сегодня, однако, эта игра может измениться.

Возможно, успех пока еще мало заметен, однако новая игра с большими возможностями для успеха уже началась.

Но может ли эта политическая игра разыгрываться до бесконечности?

Возможно, вы искали…

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников 
синонимами и антонимами
                                                                                                                                     
«Все наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать глаголы­антонимы, с помощью 
приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).
Ход игры.
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой 
рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, 
младшую ­ Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница 
соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, 
Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к 
ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет),  вычистит… 
(испачкает), замолчит…  (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно 
и называет слово с противоположным значением:
веселый ­ грустный
быстрый ­ медленный
красивый ­ безобразный
пустой ­ полный худой ­ толстый
умный ­ глупый
трудолюбивый ­ ленивый
тяжелый ­ легкий
трусливый ­ храбрый
твердый ­ мягкий
светлый ­ темный
длинный ­ короткий
высокий ­ низкий
острый ­ тупой
горячий ­ холодный
больной ­ здоровый
широкий ­ узкий
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных 
глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить 
точное слово.
Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети 
заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой 
противоположного значения.
 ­ Мальчик сначала подошел к дому, а потом…  (отошел). Утром ребята 
пришли в детский сад, а вечером…  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре 
он…  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом…  (перебежали) на
левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре 
они …  (выбежали). » Веселые автомобили».
( Подвижная игра со словами).
Цель: активизация в речи глаголов движения. 
Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол 
движения ( н­р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).
Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и 
т.д.). 
            Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Мяч».
 
» Покатился                                    под ворота
   В огород,                                       Добежал
  Докатился                                     До поворота
  До ворот,                                        Там попал
  Подкатился                                   под колесо ….»
  » Родная природа в стихах и загадках»
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать 
синонимы к определенным словам.
Ход игры.
 1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о  природе и найти в них 
слова антонимы.
                          Круглое и яркое, 
                          дарит всем тепло. Встало утром рано,
                          По небу пошло.
                          Закатилось вечером
                          За леском.
                          Угадайте, дети,
                          Говорю о ком? (Солнце)
 Вьется, словно лента,                                            
 В дымке голубой,
 Может быть спокойной,
 Может бить волной
 Темной и глубокой,
 Что не видно дна.
 Мелкой и прозрачной
 Может быть она,
 А в жару купает
 Нас в своей волне.
 Что это такое,
 Подскажите мне. (Река)
 2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится, Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее.   (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:
черная….
большая….
темнеет….
скорее….
3. Найди слова­синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.
«Скажи похоже»
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми 
оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры. 1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает 
платок обратно, называя синоним к глаголу.
 ­  Думать ­ ….(размышлять), открыть ­ ….. (отворить), отыскать ­ … (найти), 
зябнуть ­ … (мерзнуть), поразить ­ … (удивить), шалить ­ … (баловаться), 
забавлять ­ …. (развлекать), прощать ­ …(извинять), звать ­ … (приглашать), 
реветь ­ … (плакать), мчаться ­ … (нестись), вертеться ­ … (крутиться), 
опасаться ­ … (бояться), бросать ­ …. (кидать).
2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными 
смысловыми оттенками к прилагательным.
 ­ Этот дом большой, а этот….  (огромный). Эта одежда старая, а это платье 
совсем …. (изношенное). Это платье чуть­чуть влажное, а это совсем  ….. 
(мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день 
был теплый, а сегодня ….. (жаркий).
» Подбери подходящее слово»
Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к 
словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать 
умение понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры.
Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от
контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
 ­  Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды 
клубники ….. (крупные). 
 ­  Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … 
(редкий).
 ­  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем 
картофель сырой, а едим  …. (вареный). В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
 ­ Худое ведро, худое платье, худой человек.
­ Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
­  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.
­ Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.
  
                  «Надо сказать по­другому»
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
 
   Послушайте стихотворение:
  «Плакала Снегурочка, зиму провожая,
   Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
   Там, где шла и плакала, трогая березы,
   Выросли подснежники ­ Снегурочкины слезы.»
                                                                  Т. Белозерова «Подснежники».
­ Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и 
весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
­ К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, 
невеселая) 
­ Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
­ Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет». ­ Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь 
идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет ­ как можно сказать 
по­другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).
      Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда 
(вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит 
(течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).
                               
                            «Найди другое слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к 
заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
­ Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: 
«Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А 
вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее 
сказать?
 ­ Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он 
почувствовал под ногами крепкий лед».
­ Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по­другому?
Сами придумайте предложение со словом крепкий. Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. 
Зайчишка дрожит от страха».
«Игра с мячом»
      ­ Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне 
мяч, говоря противоположное.
  Длинный ­ ….. короткий, глубокий ­ …… мелкий, мягкий ­ ……. твердый, 
легкий ­ ….. тяжелый, тонкий ­ ….толстый, густой ­ ….. редкий, жидкий, 
сильный ­ …… слабый.
   Говорить ­ …… молчать, смешить ­ ….. довести до слез, разрешить ­ ….. 
запретить, падать ­ ….. вставать, смеяться ­ …. плакать, зажечь ­ …. потушить, 
помогать ­ ….. мешать «Найди противоположное слово»
  
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
  ­ Сахар сладкий, а лимон …..(кислый). Луна видна ночью, а солнце ….(днем). 
Огонь горячий, а лед …..(холодный). Тополь высокий, а шиповник ….. 
(низкий). Река широкая, а ручей ….(узкий). Камень тяжелый, а пух ….. 
(легкий). Редька горькая, а груша ….. (сладкая).
­ Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не 
светло, то в ней …( темно). Если сумка не тяжелая, то она …. (легкая). Если 
нож не тупой, то он ….( острый). 
Цель: Развивать умение находить слова­антонимы в пословицах и поговорках.
Речевой материал:
» Ученье ­ свет, а неученье ­ тьма.»
» Меньше говори, а больше делай.»
» Труд кормит, а лень портит.»
» Готовь сани летом, а телегу зимой.»
» Большая работа лучше большого безделья»
» Лето собирает, а зима подъедает».
» Чужбина ­ калина, родина ­ малина».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Словарь синонимы русского языка онлайн
  • Словарь синонимы определение
  • Словарь синонимы глаголы
  • Словарь синонимы антонимы омонимы
  • Словарь синонимы 2 класс