Словарь синонимов для дошкольников

Словарик синонимов для детей



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 413 человек из 66 регионов

  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 167 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.12.2021
  • 236
  • 0
  • 23.12.2021
  • 200
  • 0

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 603
  • 32

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 173
  • 0

«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Анастасия Андреевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Крылова Анастасия Андреевна

    • На сайте: 1 год и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65198
    • Всего материалов:

      235

СИНОНИМЫ

Синонимы — это слова, близкие по значению.

ЧАСТЬ 1

Дом, здание

Распутица, бездорожье, беспутица

Дорога, путь, линия, колея

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Темнота, мрак, мгла, потемки

Перерыв, пауза, остановка, передышка

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень, хлыст

Парк, сад, роща, сквер

Тропинка, тропка, тропа, дорожка, стёжка

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Источник, ключ, родник

Происхождение, начало, возникновение, источник, корень

Пространство, расстояние, дистанция, период, промежуток времени

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Путаница, неразбериха, сумятица, сумбур, хаос, ералаш, каша

Острог, темница, тюрьма

Обрыв, круча, крутизна

Беспогодица, мокропогодица, непогода, безвременье, ненастье

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Овраг, буерак, балка

Вершина, верх, верхушка, гребень (горы, волны), конек (крыши)

Песнь , песня, гимн, псалом, ода, романс, кантата, серенада, ария, опера,

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза, перерыв, антракт, запятая, точка

Холод, мороз, стужа

Дети, детвора, ребята

Забава, развлечение, потеха

Свобода, независимость, воля

 Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость, умиление

Друг, приятель, товарищ

Враг, противник, неприятель, недруг

Задира, забияка, драчун

Праздник, торжество, триумф

Разведка, поиск

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Предлог, причина, повод, основание, оправдание, отговорка

Комната, светлица, светелка, горница, каморка

Мир, вселенная, космос

Предсказатель, пророк, предвестник, вещий, провидец

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Плит, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Дело, занятие

Зачинщик (Первый, главный) , запевала, застрельщик, затейник, инициатор, пионер

Дармоед, тунеядец, прихлебатель, трутень

Лентяй, лодырь, ленивец

Раскаяние, сожаление, угрызение

Расставание, разлука, прощание

Походка (усталая, летящая, журавлиная), поступь (важная, горделивая), шаг(бодрый, тихий, черепаший) 

Покровитель, защитник, заступник, опекун

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Путник, странник, пилигрим

Сноровка, хватка

Удача, счастье, везение, фортуна

Ханжа, лицемер, фарисей

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постреленок, бедокур

Эгоист, себялюб, самолюбец  

Равнодушие, безразличие, безучастие

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

 Волшебник, колдун, кудесник, маг ,чародей

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Свидание, встреча

Январь, просинец

Февраль, снежень, лютый

Март, зимобор, березень

Апрель, снегогон, цветень

Май, травник, травень

Июнь, хлеборост, червец

Июль, липец, страдник, сенозарник

Август, жнивень, серпень

Сентябрь, хмурень 

Октябрь, грязник, листопад

Ноябрь, листогной

Декабрь, студень, стужайло, студенец

ЧАСТЬ 2

Родной, отчий, отеческий

Страшный, ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский

Сильный, мощный, могучий

Быстрый, проворный, прыткий,

резвый, стремительный

Дремучий, глухой, густой

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный

Чёрный, вороной (конь), смоляной (волос), агатовый (глаз)

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, соломенный

Синий, кубовый, васильковый , индиговый, сапфировый, ультрамариновый

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, дикий (устар.)

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Небывалый, невиданный, неслыханный, невероятный, необыкновенный

Душистый, ароматный, пахучий

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегающий, соседний

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Долгий, продолжительный

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Старый, ветхий, дряхлый(о вещах)

Безграничный, бесконечный, безмерный, необъятный, необозримый, неизмеримый, безбрежный

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, восхитительный, пленительный, живописный

Вкусный, аппетитный, лакомый

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприглядный, нескладный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Бесподобный, неподражаемый, несравненный, идеальный, образцовый

Холодный, морозный, ледяной

(Погода) ненастная, пасмурная

Вольный, беспрепятственный, независимый, самостоятельный

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, обворожительный, очаровательный, чарующий, непонятный, редкий (см. красивый)

Развесистый, разлапистый, раскидистый

Грустный, печальный, скучный, невеселый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Аккуратный, опрятный, чистый

Неловкий, неуклюжий

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, тонкий, щепетильный

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Бдительный, бодрый, зоркий, чуткий, неусыпный, наблюдательный, недремлющий, заметливый, внимательный

Неспособный, неумелый, бездарный

Безжалостный, бессердечный, бездушный, бесчеловечный, бесчувственный, беспощадный, кровожадный, свирепый, жестокий, немилосердный, черствый, холодный, зверский, лютый, варварский

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безнравственный, распущенный, дурной, непристойный, неприличный

Беспокойный, неугомонный, баловливый, суетливый, непоседливый, подвижный, шустрый, юркий, шаловливый, егозливый

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Ленивый, нерадивый

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый.

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Старый, пожилой, престарелый

Грустный, печальный, скучный, невеселый

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, неуравновешенный

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Добродушный, благодушный, беззлобный, доброжелательный, душевный, сердечный

Податливый, покладистый, гибкий, сговорчивый, уступчивый

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолинейный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Лицемерный, двуличный, двуязычный, криводушный, лукавый, притворный, фальшивый

Льстивый, вкрадчивый, угодливый, елейный

Подробный, обстоятельный, обширный, полный, доскональный, основательный, исчерпывающий

Несчастный, несчастливый, бедный, злополучный, горемычный, многострадальный, обездоленный

Порядочный, добропорядочный, благородный, достойный, нравственный, честный, благопристойный

Догадливый, дальновидный, прозорливый, проницательный, сметливый, смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый, изобретательный, смекалистый

Глупый, неразумный, несмышленый

Самоотверженный, беззаветный

Сварливый, вздорный, бранчливый

Разборчивый, требовательный, прихотливый, капризный, привередливый

(Друг)задушевный, закадычный, близкий, искренний, неизменный

Бессовестный, непозволительный, неблаговидный, темный, грешный

Сильный, мощный, могучий

Трудолюбивый, работящий, радивый

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозговитый, головастый

Слабохарактерный, бесхарактерный, безвольный, слабодушный

Хладнокровный, выдержанный, сдержанный, невозмутимый, спокойный, уравновешенный

Честный, беспорочный, непорочный

Честолюбивый, тщеславный

Чопорный, церемонный

Чуткий, отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный

Обыкновенный, обычный, заурядный

Иностранный, заграничныйт зарубежный

Щедрый, тороватый

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, предприимчивый, решительный, не робкого десятка

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Печальный, безотрадный, безрассветный, горестный, горький, грустный, жалобный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, меланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Искренний, бесхитростный, откровенный

Вялый, безжизненный, апатичный, неповоротливый, медлительный, нерасторопный

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходительный

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный, остроумный

ЧАСТЬ 3

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Дрожать, трястись, трепетать

Подниматься,  всходить,  восходить,  взбираться, взгромождаться, вскарабкиваться,  вскакивать, всплывать, вздыматься, взвиваться, взлетать

Моросит (дождь ), накрапывает, идет, льет, припусти л

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Притворяться, прикидываться, притаиться, лукавить, хитрить, показывать вид,  надевать личину,  играть роль

Продолжаться, длиться, тянуться, простираться

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

 Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Проникать, входить, вкрадываться, вламываться, влезать, врываться, вторгаться, проходить, пробираться, просачиваться, продираться, протискиваться, забираться, залезать.

Пропадать, потеряться, затеряться, исчезать, испаряться, улетучиваться

Просвечивать, сквозить

Простираться, раскидываться, расстилаться, разметаться, стлаться, стелиться

Прыгать, скакать, сигать

Разбушеваться, разыграться, расходиться

Развевать, колыхать, полоскать, трепать

Смеркаться, темнеть, вечереть

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Спешить, торопиться

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Сказать, молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкушать, есть, отведывать, пробовать

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Воровать* красть, похищать, прикарманивать, присваивать, таскать

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Горевать, скорбить, сокрушаться, убиваться, тужить

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать(песню), подтягивать голосом, вторить

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подозревать, заподозрить, сомневаться, усомниться

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, подцепить, разыскать, напасть на след

Почитать, чтить, уважать, ценить, боготворить, дорожить, оказывать почтение (уважение, внимание)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Радовать,  веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Развлекать,  забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Растеряться, оторопеть, опешить

Рисоваться, красоваться, позировать

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до белого каления, рвать и метать

Скитаться, кочевать, мыкаться (по свету)

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Скрывать, таить, прятать

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, верховодить

Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Август, жнивень, серпень

Аккуратный, опрятный, чистый

Апрель, снегогон, цветень

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей

Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель, недруг

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный, несмышленый, тупой

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Грустный, печальный, невеселый, тоскливый

Декабрь, студень, стужайло, студенец

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный, очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия, колея

Дремучий, глухой, густой

Дрожать, трястись, трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный, пахучий

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение, потеха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Задира, забияка, драчун

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник, сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный, живописный

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Лентяй, лодырь, ленивец

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Обрыв, круча, крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник, листопад

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню>, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на след

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество, триумф

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие, безучастие

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье, беспутица

Распутица, бездорожье, беспутица

Расставание, разлука, прощание

Растеряться, оторопеть, опешить

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Родина, отечество, отчизна

Родной, отчий, отеческий

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Свобода, независимость, воля

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого к аления, рвать и метать

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный, могучий

Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить, прятать

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть, вечереть

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой, престарелый

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла, потемки

Тропинка, тропа, дорожка, стежка

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Угасать, затухать, переставать гореть

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье, везение, фортуна

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Февраль, снежень, лютый

Холодный, морозный, ледяной

Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Источник статьи: http://infourok.ru/posobie-slovar-sinonimov-klass-1281656.html


Подборка по базе: банк одарённых детей.docx, обучение детей с зпр.docx, Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возра, Диагностика детей с ОВЗ.docx, «Последовательность обучения детей физическим упражнениям».docx, цт психогигиена детей и подростков .docx, Педагогические условия нравственного воспитания детей старшего д, Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкол, чем проверять детей логопед.docx, цт психогигиена детей и подростков .pdf


Словарь синонимов для детей старшего дошкольного возраста

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
доктор – врач

дорога – путь

ребёнок- малыш

еда- пища

холод- мороз

автомобиль – машина

друг- товарищ

ребята- дети

брюки – штаны

школьник – ученик

пёс- собака

конь – лошадь

метель – вьюга

враг — противник

богатырь – силач

больной – нездоровый

лётчик – пилот

работа – труд

яд – отрава

тропинка- дорожка

бой – битва

животное – зверь

боец – воин

страх – испуг

волшебница – фея

великан – гигант

тепло – жара

сад – огород

рынок – базар

дворец – замок

водитель – шофёр

огонь — пламя

мартышка – обезьянка

лягушка – жаба

чучело — пугало

трудный – сложный

грустный – печальный

крошечный – маленький

весёлый – радостный

большой – огромный

сырой – мокрый

шустрый – быстрый

храбрый – смелый

грязный – чумазый

верный – надёжный

трудный – тяжелый

холодный – ледяной

прочный – крепкий

горячий – жаркий

высокий – длинный

пасмурный – хмурый

нарядный — красивый

аккуратный — чистый

толстый – жирный

красный — алый

больной — нездоровый

белый — светлый

скакать – прыгать

ломать – разрушать

бросать – кидать

врать – обманывать

плакать – реветь

прощать – извинять

ходить – шагать

бросать – кидать

работать – трудиться

спешить – торопиться

кушать – есть

упал – свалился

заступаться – защищать

брать – взять

говорить – беседовать

думать – размышлять

выучить- запомнить

залезть – подняться

плавает – купается

бояться – пугаться

думать — размышлять

побеждать — выигрывать

Исправление грамматических ошибок

Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич.

  • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
  • Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
  • Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
  • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», – подтверждает воспитатель.
  • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно», – говорит воспитатель.
  • Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек).

Виды пересказа (для детей дошкольного возраста)

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.

Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

а) пересказ « цепочкой»,

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Пересказ по частям или одной части (выборочный пересказ). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Пересказ с изменением лица. (творческий пересказ). Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей.

Материал статьи Нормана Брауна впервые был опубликован в Записках международной конференции родителей детей с врожденной слепоглухотой, состоявшейся в Мадриде в 1995 г.

Данная статья посвящена родителям, чьи дети страдают слепоглухотой, их особенным переживаниям и проблемам. Такие дети имеют специфический дефект, искажающий их восприятие окружающей среды. Для того, чтобы помочь ребёнку осознать мир вокруг, необходимо предоставить ему широкий спектр возможностей. В связи с дефектом, обучение и воспитание ребёнка родителем кардинально меняется, т.к. малыш не в состоянии воспринимать информацию, как обычный ребёнок.

Появление такого младенца — делит жизнь семьи на 2 этапа: до и после. Принятие себя родителем особенного ребёнка наталкивается на проблему нехватки теоретической и практической информации о дефекте и воспитании с его учётом. В процессе поиска ответов на интересующие вопросы, семья переживает период отчаяния. В этот момент главным условием становится самоконтроль чувств и эмоций.

Гиперопека, стремление защитить своего ребенка, сосредоточение на дефекте мешают развитию малыша и самих родителей, а также ухудшают семейные взаимоотношения, так как все силы концентрируются только на дефекте малыша.

Существуют 2 варианта взаимоотношений в семье с ребёнком-инвалидом:

  1. Сплочение родителей для заботы о своём ребёнке;
  2. Разрозненность отношений между супругами из-за недостаточного внимания друг к другу, и ассоциации партнера лишь с проблемами и трудностями.

Часто отец в большей мере испытывает трудности в воспитательном процессе своего ребёнка, в связи с иным стилем воспитания и неравномерным распределением информации между супругами. Но с наступлением школьного периода родители разделяют процесс обучения и воспитания с педагогами, что несомненно облегчает их ношу в психологическом плане.

Когда ребёнок взрослеет, появляются новые трудности, связанные с сексуальными проблемами и неопределённостью будущего.

В этот момент большую роль играют 2 чрезвычайно важных фактора, воздействующих на родителей:

  • продолжительное влияние стресса, приводящее к моральному истощению;
  • физический облик ребенка, с новыми потребностями и необходимостью других методов воспитания.

В данной статье Норман Браун описал некоторые особенности поведения родителей, которые воспитывают ребёнка с дефектом. Его мысли не являются руководством к действию, но Браун поделился личным опытом воспитания своего ребёнка и ситуациями других родителей, в качестве наглядного примера, с целью оказания помощи другим семьям с подобной ситуацией. Он попытался донести мысль о том, что допускал те же ошибки, что многие родители, воспитывавшие слепоглухонемых детей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГЮОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа по дисциплине

«Специальная педагогика»

Студентки группы ЗССАБ-44.03.03.41 (К)

Вольской (Глезденевой) Анны Сергеевны

Преподаватель:

Дементьева Евгения Леонидовна

Ижевск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГЮОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа по дисциплине

«Технология обследования и формирования речи» № 3

Студентки группы ЗССАБ-44.03.03.41 (К)

Вольской Анны Сергеевны

Преподаватель:

Куклина Марина Владиславовна

Ижевск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальное (дефектологическое) образование

Контрольная работа по дисциплине

«Психология развития»

Выполнил студент

Вольская А.С

группа 3ССАБ-44.03.03-41(к)

Научный руководитель:

Андреева М.В

Ижевск, 2018 г.

ЗАДАНИЕ 1. 1. Кто летает? (Перечисли.) Кто порхает? Кто парит? 2. Кто скачет? Кто прыгает? 8. Кто кричит? Кто горланит? Кто ревет?

ПОКАЖИТЕ: как идут, … шагают, … ковыляют? Вывод: Синонимы обозначают в принципе одно и тоже явление, но с разными оттенками. Кричать — значит повышать громкость голоса, когда в этом есть необходимость. У слова горланить другой оттенок: гор-ланить — значит кричать с удовольствием, весело, независимо от того, есть в этом необходимость или нет. Вопить — выражать свои эмоции громко (обычно к неудовольствию окружающих). Слова вопить, орать потребляются, как правило, при негативной оценке того, кто повышает голос.

ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать) Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-.. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь. Я выглядываю утром в окно и вижу, что день се-годня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Прода-ют первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица….. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет… (унесет), пришьет… (оторвет), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.

Что должны знать школьники о синонимах

Ознакомившись с работами Н.Г.Савкиной о сущности оказания школьникам педагогической поддержки, мы понимаем, что уже в начальной школе учащиеся успешно учатся использовать синонимы при поддержке педагога, благодаря правильно подобранным методам обучения.

Дети должны быт знакомы с замещением, с амплификацией и уточнением. Также они должны понимать, в чем заключается стилистическая функция. Это и определяет, в чем заключается задача преподавателя. Она проявляется в том, чтобы обучить школьников понимать, какая потребность существует в правильном применении синонимов в тексте и в собственных речевых высказываниях. Эти виды заданий не должны вызывать сомнений в актуальности предложенной работы.

К сожалению, упражнения, которые содержатся в большинстве современных учебных программ, настолько немногочисленны, что не позволяют добиться хотя бы минимального адекватного понимания детьми, что такое синонимия.

Поэтому у учеников часто возникают ошибки в применении синонимов в личных высказываниях. Проблема профилактики таких ошибок сегодня очень актуальна. Также остается актуальным и вопрос преодоления уже сформировавшихся ошибочных привычек. К сожалению, тема о типичных ошибка в использовании синонимов у детей младшего школьного возраста до сих пор не разработан подробно.

Проанализировав учебники по русскому языку, мы поняли, что сегодня нет такого учебника для начальных классах, который бы содержал достаточное количество заданий, обучающих детей выделять синонимы в рядах языковых явлений. Поэтому педагогу приходится самостоятельно находить решение имеющейся проблемы.

Более того, среди разнообразных методических материалов, посвященных синонимам русского языка, имеется лишь только две работы, который касаются типичных ошибок учеников во время работы с синонимами. И обе эти работы были изданы в далеком 1976 году. Это исследования К.И. Воиновой и Н.С. Смирновой. Первый автор исследует ошибки, которые допускаются учениками в средних классах, а автор второй статьи – учениками четвертого класса.

Таким образом, на сегодняшний день среди методической литературы полностью отсутствует полноценное исследование этой проблемы применительно к ученикам первых трех классов. И при этом методисты настойчиво призывают учителей исследовать синонимы, начиная с первого года обучения в школе.

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

— Мальчик сначала подошел к дому, а потом… (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он… (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они … (выбежали).

«Веселые автомобили«.

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

— Думать — ….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть — … (мерзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять — …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь — … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться), опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

— Этот дом большой, а этот…. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).

«Подбери подходящее слово»

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

— Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).

— Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).

— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

— Худое ведро, худое платье, худой человек.

— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

Недостатки в обучении синонимам

В школе традиционно проводят много времени по работе с синонимами. Однако проанализировав методические источники, а также практический опыт работы педагогов, можно сделать вывод, что чаще всего работа ведется в направлении синонимики прилагательных и глаголов. А вот что касается существительных, то эта работа проводится значительно более слабо.

Исключением являются труды Н.К. Никитиной, которая предлагает ряд заданий по работе с синонимами для изучения существительных в третьем классе. Таким образом, большой лексический пласт у учеников остается неактуализированным.

М.Р. Львов составил словарик синонимов, в котором есть 206 синонимических рядов. И 77 из них – это существительные, которые необходимо прорабатывать с учениками.

Особенно органично синонимы можно включить в общую систему работы по разъяснению значений новых для учеников понятий. При этом существительные, имеющие конкретные значения обычно объясняются с помощью экстралингвистических факторов: предмет демонстрируется, изображается или показывается его муляж. Если же слова имеют более отвлеченное значение, то для их толкования используют синонимические замены.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.»

Т. Белозерова «Подснежники».

— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».

— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ….(льет). Снегурочка идет …(шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет …(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

Тестовые задания при изучении синонимов

Стоит отметить подходы Н.Г.Савкиной по использованию тестовых заданий на уроках в начальных классах, которые также способствуют лучшему усвоению школьниками синонимов.

Какие же группы существительных нужно использовать в этой работе? Мы считаем, что это:

а) слова, которые имеют отвлеченное значение;

б) слова, которые были заимствованы из книжного типа;

в) архаизмы;

г) термины из всех областей знаний, особенно когда они заимствованы.

Школьники должны должны понимать, что между синонимами всегда можно найти различие, которое проявляется как в значении, так и в стилистике их использования. Если ребенок не может выбирать из синонимических рядов слова, которые лучше всего выражают понятия, это приводит ко множеству ошибок. Чтобы предупредить все подобные ошибки, нужно использовать упражнения по выбору синонимов.

Большая помощь педагогу оказывается в разграничении семантических синонимов в виде различных справочных пособий. К примеру, словарь, разработанный В.Н. Клюевой, который объясняет, в чем заключаются различия в значениях синонимов.

Другой важный аспект в работе с синонимами для существительных – это устранение тавтологии, когда одно и то же слово повторяется в одном предложении или в рядом стоящих предложениях.

Чтобы избавиться от этой распространенной ошибки, нужно не просто заменять слова с помощью лексических синонимов. Нужно также применять и различные описательные обороты, которые могут стать подходящими синонимичными заменами.

Также иногда слово заменяется на анафористичекое местоимение. Существуют и частные аспекты работы с синонимами. Например, нужно разграничивать паронимы, устранять просторечные термины, часто встречающиеся в речи младших школьников. Главное, чтобы подобная работа носила систематический характер. Ее необходимо включать в каждое занятие. Также используют специальные уроки интегрированного характера.

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».

— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха».

Методы обучения синонимам

Подбор методов обучения по словам Н.Г.Савкиной, у школьников способствует развитию познавательных процессов, благодаря чему школьники способны научиться использовать избегать тавтологии и пользоваться синонимами как в письменной, так и в устной речи.

Вот несколько простых упражнений с синонимами, которые можно дать детям.

  1. Дети получают несколько слов, входящих в состав одной части речи. Список состоит из двух групп синонимов и одного или двух конфликтных слов. Задание заключается в том, чтобы дети смогли выделить из этого списка две группы синонимов и избавиться от конфликтных слов. Также в список может входить фразеологизм.
  2. Следующее задание – нужно расположить синонимы по возрастанию степени описываемого признака. Школьники получают группу слов, обозначающих размеры. Они должны составить синонимический ряд так, чтобы размеры возрастали от самого маленького до самого большого. Потом они должны составить предложения, использовав эти слова. Предложения нужно составить так, чтобы можно было уточнить значения этих понятий.
  3. Упражнение на подбор синонимов для заданного слова. Дети получают слово во время изучения прилагательных, глаголов или существительных. Они должны подобрать для этого слова подходящие синонимы. Затем с помощью этих синонимов нужно составить предложения.
  4. Замена слова внутри предложения на синоним. Дети получают для работы несколько предложений со списками синонимов. Нужно поочередно подставить вместо одного слова то один, то другой синоним. Путем перебора можно подобрать наиболее подходящее слово.
  5. Дети получают предложение с пропущенным словом. Вместо этого слова им предлагается на выбор несколько синонимов. И нужно подобрать тот из них, который больше всего подходит по смыслу.

Таким образом, согласно программы по русскому языку в младших классах необходимо изучать с детьми лексические синонимы. Конечная цель – это обогащение лексического запаса учеников и изучение грамотного применения синонимов в речи. Нет сомнений, что способность использовать синонимы – это сложный навык, который развивается постепенно на протяжении долгого времени с помощью систематического использования его в упражнениях, подобранных специально для этого.

Многие исследователи также считают, что нужно использовать упражнение, позволяющее познакомиться с функциями синонимов в речи человека.

«Игра с мячом»

— Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

Длинный — ….. короткий, глубокий — …… мелкий, мягкий — ……. твердый, легкий — ….. тяжелый, тонкий — ….толстый, густой — ….. редкий, жидкий, сильный — …… слабый.

Говорить — …… молчать, смешить — ….. довести до слез, разрешить — ….. запретить, падать — ….. вставать, смеяться — …. плакать, зажечь — …. потушить, помогать — ….. мешать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Словарь синонимов для детей
  • Словарь синонимов в целях
  • Словарь синонимов для ворда
  • Словарь синонимов в учебнике
  • Словарь синонимов для word