Слова синонимы старшая группа

НОД по развитию речи в старшей группе

«Синонимы и антонимы»

Воспитатель Курдюкова Н.П.

Цель:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Ход занятия:

— Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

(Инсценировка: стук в дверь. — Кто там? Входят три мальчика.)

Первый: — Не сердитесь на нас!

Второй: — Не обижайтесь.

Третий: — Не злитесь.

Воспитатель: — Где вы были?

Первый: — Недалеко.

Второй: — Близко.

Третий: — Рядом.

Воспитатель: — Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному.

— Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.

Пример:

Большой – огромный – громадный.

Маленький – крошечный – малюсенький.

— Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.

— Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.

Недалеко – близко – рядом.

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.

Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: 

Человек бежит. Река бежит.

— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю:

«Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

— А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.

2. Приятелей много, а друга нет.

3. Переливает из пустого в порожнее.

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит                     Аккуратный

Огонь                          Алый

Чистый                       Скакать

Прыгать                      Азбука

Бросать                       Пламя

Красный                      Кидать

(Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

— Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка:

А теперь мы разомнемся,

Улыбнемся, посмеемся.

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали! Сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали!

— В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.

Много – мало.

Большой – маленький.

— Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

— Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.   (Дятел; пара слов «враг – друг»)

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

День        –  ночь                       Конец – начало

Сахар      –  соль                        Радость – горе

Чистота  –  грязь                       Война – мир  

Зима        –  лето                        Свет – тьма

Потолок  –  пол                         Трус – храбрец

Узкая       –  широкая (юбка)                      Плохо – хорошо

Длинное  –  короткое (платье)                      Мелко – глубоко

Сильный  –  слабый (спортсмен)            Грязно – чисто        

Веселая    –  грустная (девочка)               Рано – поздно

Высокий  –  низкий (человек)                       Сладко – горько

Смеется   –  плачет (ребенок)                  

Лежит      –  сидит (человек)

Закрыть   –  открыть (книгу)

Взлетает  –  садится (самолет)

Надевает  –  снимает (свитер)

— Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь была холодная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

1. Оцените сложность проведенного занятия для детей данной группы:

В основном все дети данной группы справлялись с заданием, т.к. некоторые игры-упражнения были им знакомы.

2. Какие поставленные задачи вы смогли решить?

— Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.

— Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.

— Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

3. Какие обучающие задачи нуждаются в дальнейшей проработке?

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город
Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект
ООД на тему по развитии речи

«Слова-друзья»
— синонимы

Подготовила:

воспитатель подготовительной
группы

Зиннатуллина Л.Р.

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей
с понятием «слова-друзья».

Деятельностная цель: формировать способности детей к
новому действию — применение в своей речи слов близких по значению.

Задачи:

— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить
составлять предложения с заданными словами;

— развивающие: развивать фонематический слух,
связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

— воспитательные:воспитывать: умение
действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах,
коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь
подбирать слова близкие по значению.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Ход занятия

Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране
новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания,
игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в
путешествие?

Дети: На автобусе!

Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов
начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически
готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут
себе в подарок интересные наклейки.

Педагог выносит смайлики плохого настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение
(сердится, обижается, злится.)

Педагог выносит смайлики
хорошего настроения.

Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их
настроение

(Улыбается, радуется, смеётся)

Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках
расскажут…

(несколько детей у доски
рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но
по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и
пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

Например, большой человек — огромный человек –
громадный человек;

— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

— Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

— Большой — огромный – громадный; маленькая —
крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово,
близкое по значению, а несколько.  – Педагог: Давайте вспомним эту сказку «Зайкина
избушка»

Лиса обманщица.

Педагог: Кого обманула лиса?

Дети: Зайца

Педагог: Какими другими словами можно заменить слово
обманула?

Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

Педагог: Какая лиса?

Дети: Обманщица, врунья.

Педагог: а кто зайке помог?

Дети: Петушок

Педагог: Какой петушок?

Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный –
бесстрашный.

Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было
бы скучно говорить одними и теми же словами.

Послушайте: Человек бежит.
Река бежит.

Педагог: Давайте заменим слово «бежит» в
предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

Педагог: Как скучно звучало просто «река бежит»,
и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Физ. Минутка упражнение
лодочка.

Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно
перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись,
друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

Словарная работа.

Ребята посмотрите: Кого мы видим?  

Дети: Медвежонка

Педагог: Медвежонок какой?

Педагог: Пришла осень, от того что закончилось
веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.

Педагог: Как еще можно про него сказать? Подберите к
слову «грустный» слова, близкие по значению.

— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Зарядка для глаз.

— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому
зарядка для глаз нам не помешает.

Педагог: А сейчас я хочу послушайте  пословицы.

— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть
слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

— Назовите слова-синонимы.

— Расскажите, как вы понимаете эти слова?

— А теперь пришло время найти друзей.

Игра «Найди друзей».

Педагог: Поиграть хотите? Игра называется «Найди
друзей»
. К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов.
Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать,
пламя, кидать.

Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?

-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы
наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

— Вам понравилось путешествие?

— С какими словами вы познакомились?

— Назовите слова – друзья.

— Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому
было грустно. Почему? — А теперь дети, которые были активными и внимательными,
получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.

СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.

Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.

Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. 

Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.  Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.  Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья. 
И у слов есть друзья. 

Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. 

Запишем в тетради – СИНОНИМ.

Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса?  Какими другими словами можно заменить слово обманула? 
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог? 
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. 

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. 

Послушаем коротенькую историю.  Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый. 

А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья. 
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать. 

Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой. 

Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).

А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.

ДЗ:

  1. Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»

  2. выучить две скороговорки

  1. Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу

  2. У ежа- ежата, у ужа – ужата.

СИНОНИМЫ. Занятие №2.

А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).

Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.

Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.

Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».

Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».

Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».

Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».

Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».

Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.

Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

автор: Искакова Наталья Владимировна

заведующая МБДОУ «Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Искакова Наталья Владимировна –заведующая МБДОУ

«Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова.

В соответствии с этим, необходимо повысить удельный вес работы над более точным употреблением синонимов и многозначных слов в речи дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами проходило по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи». В данной программе достаточно хорошо прослеживается связь языка и мышления, осознание явлений языка и речи.

Ушакова о [1, с. 48].

Оксана Семеновна о Отечественные исследователи по вопросам развития речи считают, что «Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [4, с. 13].

В настоящее время основные направления работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами рассматриваются не только задачами развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи но и целями развития коммуникативной сферы. Нами был разработаны перспективный план лексической работы, состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь синонимов и многозначных слов;

— обогащать словарь путем расширения знаний, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

Мы старались не оставлять без внимания все виды детской деятельности, имеющие место в ДОУ (игровая, учебная, трудовая, бытовая), поэтому работа по обогащению синонимами и многозначными словами словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми синонимами и многозначными словами:

  • с занятиями по познавательному развитию,
  • изобразительной деятельности,
  • ознакомлению с художественной литературой,
  • разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы. В качестве основных – нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

  • лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
  • объяснение значений слов педагогом, подбор однокоренных слов, лексические упражнения на подбор синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.

На II этапе, в процессе ознакомления с художественной литературой большое внимание уделялось формированию и совершенствованию соответствующих умений и опыта понимания многозначных слов и подбору синонимов.

В связи с этим были сформированы следующие задачи:

  • активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
  • учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
  • закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
  • учить детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам.

Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов.

На III этапе ознакомления детей с художественной литературой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.

На данном этапе нами было предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствовать умение самостоятельно объяснять значение некоторых мотивированных слов, употреблять их в словосочетаниях и предложениях;
  • уточнять лексические значения ранее усвоенных слов;
  • закреплять умение детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам;

— составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, синонимы, многозначные слова и др.).

В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.

В повседневной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.

Таким образом, дети в общении, составлении рассказов, сказок с использованием многозначных слов показали достаточно высокий уровень понимания разных значений полисемантичных слов. В качестве основных нами использовались упражнения, которые направлены были на развитие следующих умений: сравнивать, обобщать, группировать по значащим признакам, воспринимаемым сенсорной системой и адекватно употреблять грамматические конструкции; делать не только различительные границы между признаками предметов, но и между их действиями, правильно употребляя сравнительную степень прилагательных; находить единственный, ведущий для решения предлагаемого задания признак, правильно согласуя его с существительным; воспринимать сигналы через устанавливающиеся связи в процессе взаимодействия слуховой, зрительной, кинестетической и других сенсорных систем и правильно употреблять слова в нужной грамматической категории.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова — М., 1998.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. – М., 1998.
  3. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. — Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3
  4. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Ирина Четвернина
Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Воспитатели: И. А. Четвернина

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.

Считается, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста

С. Л. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи, но формы связности в ходе развития меняются. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»

Речь, по его мнению, может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, подчеркивал Рубинштейн, сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого — такого «контекста», на основании которого можно было бы ее понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок. Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь.

Когда у ребенка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого общения. Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.

Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. Особенности ситуативной речи младших дошкольников проявляются в разной мере и зависят от содержания, от характера общения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько он знаком с литературной речью.

Итак, поначалу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т. е. ситуативная форма, соответствует основному содержанию и назначению.

Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения — это зависит от содержания речи и характера общения.

Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения, — от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе.

Психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности в такой последовательности. В ранней детской речи — ситуативная связанность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т. е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, а затем вычленение ее компонентов.

В дальнейшем, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.

Другой путь усложнения речевых умений — это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Подчеркнем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик (по лингвистической энциклопедии).

Структура диалога (реплик) и структура монолога (литературного языка) совершенно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является ее основным организующим началом.

Интересно наблюдение Л. В. Щербы, что все изменения языка, которые потом проявляются в монологической речи, куются и накапливаются в кузнице разговорной речи. Отступления от нормы нестрашны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они немыслимы. В диалоге принимают участие, прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.

Это явление наблюдается и в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать и сокращения, и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком.

Ребенок учится произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка.

Я в данной разработке представляю картотеку игр «Обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами».

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестразакроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_obogashchenie_i_aktivizatsiyu_rechi_doshkolnikov_sinonimami_i_antonimami.docx 26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).

Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет ). Если принесет. (унесет), пришьет. (оторвет), вычистит. (испачкает), замолчит. (заговорит), повесит. (снимет) и т.д.

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Материал. Мяч.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
острый — тупой
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий — узкий

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
— Мальчик сначала подошел к дому, а потом. (отошел).

— Утром ребята пришли в детский сад, а вечером. (ушли).

— Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел).

— Ребята побежали по правой стороне, а потом. (перебежали) на левую.

— Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они . (выбежали).

«Веселые автомобили». ( Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый «автомобильчик» должен сказать глагол движения

помчался и т.д.
Приехав в гараж, сказать:

«Родная природа в стихах и загадках»

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)

Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:
черная.
большая.
темнеет.
скорее.

Найди слова-синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.

«Пословицы и поговорки»

Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

— Ученье — свет, а неученье — тьма
— Меньше говори, а больше делай
— Труд кормит, а лень портит
— Готовь сани летом, а телегу зимой
— Большая работа лучше большого безделья
— Лето собирает, а зима подъедает
— Чужбина — калина, родина – малина

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
— Думать — . (размышлять),

Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
— Этот дом большой, а этот. (огромный).

— Эта одежда старая, а это платье совсем . (изношенное).

— Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем . (мокрое).

— Мальчик молчаливый, а девочка . (неразговорчивая).

— Вчера день был теплый, а сегодня . (жаркий).

«Подбери подходящее слово»

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
— Ручей мелкий, а речка . (глубокая).

— Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники . (крупные).
— Кашу варят густую, а суп . (жидкий).

— Лес иногда густой, но иногда . (редкий).
— После дождя земля сырая, а в солнечную погоду . (сухая).

— Покупаем картофель сырой, а едим . (вареный).
В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
— Худое ведро, худое платье, худой человек.
— Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
— Растет цветок, растет ребенок, растет дом.
— Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

«Надо сказать по-другому»

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.»
Т. Белозерова «Подснежники».
— Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
— К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
— Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
— Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет. Снегурочка идет».
— Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет . (льет). Снегурочка идет . (шагает). Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет . (едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий ),

чистая вода (прозрачная),

чистая посуда (вымытая);

самолет сел (приземлился),

солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится),

мальчик бежит (мчится, несется ).

«Найди другое слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

— Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
— Послушайте два предложения: «Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед».
— Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: » Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха».

«Найди противоположное слово»

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

— Сахар сладкий, а лимон . (кислый).

— Луна видна ночью, а солнце . (днем).

— Огонь горячий, а лед . (холодный).

— Тополь высокий, а шиповник . (низкий).

— Река широкая, а ручей . (узкий).

— Камень тяжелый, а пух . (легкий).

— Редька горькая, а груша . (сладкая).
— Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

— Если в комнате не светло, то в ней . ( темно).

— Если сумка не тяжелая, то она . (легкая).

— Если нож не тупой, то он . ( острый).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Брошура — сборник игр по развитию речи.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок; развитие мышления, активизация словарного запаса; учить составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противопол.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Игры на обогощение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Данные игры направлены на развитие мышления и активизацию словарного запаса детей,а так же учат детей образовывать глаголы-антонимы(синонимы) с помощью приставок.

28.05.2020 г Конспект НОД по развитию речи: «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами» для детей старшей группы

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазиро.

28.05.2020г. Развитие речи «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами»

Знание синонимов и антонимов позволяет человеку более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точн.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Задания и упражнения на активизацию словарного запаса, умение образовывать глаголы-антонимы, находить и подбирать синонимы к определенным словам, развивать умение понимать прямое и переносное значение.

Дидактические игры, связанные с синонимами, антонимами и омонимами.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дидактические игры , связанные с синонимами, антонимами и омонимами. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Омонимы – это слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений. Знание синонимов и антонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

1) Игра «Хитрая подмена».

Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник . (Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

2) Игра « Подбери слово»

Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА. Работа — З. (занятие)

Деятельный — А. (активный)

3) Игра «Замени слово»

Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес -. Смелый человек — …

Тихие шаги — … (Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)

4) Игра – соревнование « Кто быстрей» .

Составьте свои ряды синонимов с данными словами из разговорного языка – смешные, несмешные, страшные .

смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…

страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…

5) Игра «Третье лишнее»

Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:

6) Игра «Найдите антонимы в пословицах».

Дети в пословицах должны найти антонимы и подчеркнуть.

источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/07/23/igry-na-obogashchenie-i-aktivizatsiyu-rechi-doshkolnikov

http://infourok.ru/didakticheskie-igri-svyazannie-s-sinonimami-antonimami-i-omonimami-3262632.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слова синонимы средняя группа
  • Слова синонимы спорность
  • Слова синонимы списать
  • Слова синонимы составить предложение
  • Слова синонимы слову шлюха