Слова синонимы разработка урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствуете учащихся, создаёт позитивный настрой.

— Вот опять звенит звонок, начинается урок! Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе.

— Молодцы! Садитесь на свои места. Запишите «старательно» в тетрадях число, выполните минутку чистописания (образец на доске и в тетрадях). Самые правильные и красивые на ваш взгляд буквы отметьте знаком «+» красным карандашом.

— В стране родного языка

   Не всё известно нам пока.

   Работать мы сейчас начнём

   И сами до всего дойдём.

— Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

Приветствуют учителя, произносят хором правило «Будем стараться!».

— Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться.

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно!

Выполняют минутку чистописания, осуществляют самооценку, сравнивая с эталоном.

(Личностные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

 (Регулятивные УУД) Нацеливание на успешную деятельность. 

(Коммуникативные УУД) Планировать учебное сотрудничество, позитивный настрой на совместную деятельность.  

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа 

Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог.

—  На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2)

— К какой из этих групп относятся следующие слова? (Ребята, одежда, мороз) 

— Почему?

— Запишите новые словарные слова в словарики, постарайтесь запомнить их написание.

— Придумайте с одним из слов предложение. Самые интересные запишем.

 — Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему?

—   А что такое текст?

— Прочитайте то, что написано на слайде. (Слайд №3)

— Это текст?

— Всё ли в этом тексте вам нравится? Что портит текст, делает его однообразным? (Слайд № 4)

— Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным?

— Подберите родственные слова к слову «ребята».

— Помогут ли родственные слова решить проблему?

— Можно ли  заменить другими словами слово «ребята»? Какими они должны быть? (Слайд № 5)

— Как называют эти слова?

Отвечают на вопросы учителя, записывают и запоминают новые словарные слова, составляют и

записывают предложения (по выбору). Читают текст, анализируют его в соответствие с заданием.

— Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и словарные слова.

— К словарным словам.

— Нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить написание наизусть.

(Ответы обучающихся, выбор и запись предложений в тетради с комментированием)

 — Нет, потому что предложения не связаны по смыслу.

— Несколько предложений, связанных по смыслу – текст.

— Да, это – текст.

— В этом тексте несколько раз повторяется слово «ребята». Текст не выразительный.

— Изменить слова, написать другие.

— Ребячий, ребятишки, ребятки.

— Нет, не совсем.

— Похожими (близкими) по значению: дети, малыши, ребятишки, детвора.

 (Варианты ответов: — Не знаем;  — Синонимы.)

(Личностные УУД) Выражать положительную мотивации к учению, осознавать успешность (не успешность) в рамках изученного.

(Регулятивные УУД) 

Принимать и сохранять учебную задачу.

(Познавательные УУД)

Уметь осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, ориентироваться в своей системе знаний. 

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной   форме — полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения.

III. Постановка учебной задачи (проблемный момент)

Направляет на постановку учебных вопросов, темы урока.

— У нас возникла ещё одна проблема.

Итак, выскажите предположение, о каких словах мы будем сегодня говорить?

—  Тема сегодняшнего урока : Слова –синонимы.(Табличка на доске)

 — Что бы вы хотели узнать о синонимах? Какие вопросы поставим перед собой?

(Таблички с вопросами выставляются на доске:

1.Что такое синонимы?

2.Зачим нужны синонимы?

3.Какие бывают синонимы? Чем они различаются?)

Формулируют учебную задачу в виде вопросов.

 (Варианты ответов: — О словах, близких по значению; — О синонимах.)

(Варианты ответов: -Хотим узнать, зачем нужны синонимы; — Что такое синонимы?;  — Какие бывают синонимы? и др.)

(Личностные УУД) 

Иметь устойчивую учебно-познавательную мотивации к изучению нового.

(Регулятивные УУД) Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не изучали.

(Познавательные УУД)

Ставить и формулировать проблему.

(Коммуникативные УУД)

Уметь строить понятные для партнёров высказывания, учитывающие, что они знают, а что нет.

III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий

1.Работа в группах

Организует работу по группам, корректирует выполнение задания, организует проверку и диалог, подводит к выводу.

— Знакомиться с понятием «синонимы» будем, работая в группах. Помните о правилах работы в группе.

1-ая гр. Ищет значение слова «синонимы» в словаре С. Ожигова

2-я гр. Работает с определением и рубрикой «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43

3-ая, 4-ая, 5-ая гр. Работают по карточкам (вставить слова близкие по значению в обсуждаемый текст) 

—  Отвечает 1-ая гр. Один от группы.

— Отвечает 2-ая гр.

— Обратимся к таблице с вопросами урока. Сделаем вывод: что такое синонимы?

 (Выставляется табличка:

Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос)

— Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами. Удалось ли сделать текст более ярким, интересным?

— Зачем же нужны синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы делают текст более ярким, выразительным)

Принимают учебную задачу, работают в группах. Отвечает один человек от группы. Формулируют выводы.

— Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

— Синонимы нужны, чтобы сделать текст более понятным, ярким, интересным.

(Личностные УУД) 

Применять правила делового сотрудничества. 

(Регулятивные УУД)

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.

 (Познавательные УУД) Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение.

(Коммуникативные УУД)

Учитывать разные мнения. Уметь обосновать собственное мнение.

2) Работа по учебнику. Сходство и различие синонимов.

Организует выполнение  упр.1, организует диалог, подводит к выводу.

— Прочитайте задание упр.1. Как вы его поняли?

— Рассмотрите рисунки, назовите слова, обозначающие действия.

— Как можно назвать эти слова?

-Что объединяет эти слова?

— Чем они различаются? Если вам трудно выразить мыль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание».

— Поместим табличку с этой информацией на доску. (Выставляется табличка: Синонимы различаются оттенками значений)

— Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения. Составим предложения. (Слайды № 6, 7, 8, 9)

—  Запишите предложение с одним из этих слов.

Читают задание упр.1. Обсуждают его вместе с учителем, делают вывод. Записывают предложение самостоятельно, по необходимости обращаясь за помощью к учителю.

— Это – синонимы.

— Они близки по значению.

— Они различаются оттенками значений.

 (Регулятивные УУД)

Планировать и осуществлять действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 (Познавательные УУД)

Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

(Коммуникативные УУД)

Принимать  возможность разных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.

Физминутка

IV. Закрепление знаний и способов действий

1) Первичное закрепление 

(Игра «Встреча» (выбор синонима) Электронное пособие «Академия школьника»)

Организует проведение электронной игры.

Выполняют поочерёдно задание у интерактивной доски.

(Коммуникативные УУД)

Способность выражать позитивное отношение к процессу сотрудничества в общем деле.

2) Работа в парах (по карточкам). Проверка с помощью сигнальных карточек.

Организует работу в парах, осуществляет помощь и коррекцию выполнения задания. Организует проверку с помощью сигнальных карточек зелёного и красного цвета.

Читают и выполняют задание по карточкам в парах.

 Одна пара озвучивает свой вариант выполнения, остальные показывают своё согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек («согласен»- зелёная карточка, «не согласен» – красная карточка)

(Личностные УУД) 

Применять правила делового сотрудничества.

(Регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в результаты действие после его завершения и проверки.

(Познавательные УУД) Проводить сравнение, сериацию по заданному критерию.

(Коммуникативные УУД)

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа 

по вариантам, с последующей взаимопроверкой, самооценкой.

Организует работу в парах с последующей взаимопроверкой, самопроверкой и самооценкой.

— Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал?

— Прочитайте задание упр.2.

— Как вы думаете, что мы будем тренировать, выполняя это упражнение?

— Выполните задание по вариантам.

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность списывания текста и точность выбора синонимов. Исправьте ошибки простым карандашом, обсудите результат с соседом.

— Оцените свою работу, поставьте оценку зелёной пастой. (Слайд № 10)

Выполняют работу самостоятельно по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют правильность списывания текста и точность выбора синонимов, в парах обсуждают ошибки, оценивает свою работу: «5» — без ошибок, «4» — одна ошибка, «3» — 2-3ошибки.

— Будем тренировать умение правильно списывать текст, и точно использовать синонимы.

(Личностные УУД)

Проявлять способность к самооценки на основе критерия.

(Регулятивные УУД)

Осуществлять контроль, коррекцию результатов на основе оценки и учёта сделанных ошибок. Осуществлять самооценку.

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться  на позицию партнёра, уважать иную точку зрения. 

VI. Итог урока

1) Рефлексия деятельность

Подводит итог урока, подводит к анализу общих и индивидуальных результатов усвоения материала.

-Давайте подведём итог нашего урока. Ответили ли мы на вопросы урока? Что нового вы узнали?

— Что получилось хорошо?

— Что вызвало затруднение?

— О чём хотели бы узнать подробнее?

— Оцените свою работу на уроке.

(С помощью сигнальных карточек по известной обучающимся шкале: зелёный цвет –«Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки»,  красный цвет — «Я понял мало, много ошибался»)

— Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к  этому слову.

Спасибо за работу!

(слайд № 11)

2) Домашнее задание

1-ая группа — стр.45 упр.4

2- ая группа — *Подобрать группу синонимов из 3-4 слов. Составить предложения с синонимами.

Отвечают на вопросы, опираясь на вопросы и ответы урока. Оценивают свой результат с помощью сигналов.

Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично.

(Личностные УУД)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Регулятивные УУД)

Осуществлять контрольно-оценочной деятельности.

(Коммуникативные УУД)

 Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Карточка №1

Вставьте подходящие по значению слова.

   С самого утра во дворе слышны весёлые крики  _______.   _______              строят ледяную горку.  ________    сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет  _______  кататься с горки.

Карточка № 2

Расставьте над словами-синонимами цифры в порядке усиления значения.

Громадный, большой, гигантский.

Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать.

Бежать, нестись, ползти, шагать, мчаться.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с
понятием синонимы, синонимический ряд;
обеспечить восприятие и понимание смысловых
стилистических различий синонимов; закрепить
умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в
тексте, определять оттенки лексического
значения, подбирать синонимы к данному слову,
употреблять синонимы в речи с целью ее
обогащения, а также определять их стилистическую
окраску (разговорный, нейтральный, книжный
стили), пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III/ Лексическая работа.

— По лексическому значению определите слова и
запишите их в тетрадь.

— Раздел в русском языке, изучающий словарный
состав языка и лексическое значение слов
(лексика).

— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы).

— Слова, имеющие несколько лексических значений
(многозначные слова).

— Слова, имеющие одно лексическое значение,
называются (однозначными)

— Помимо прямого значения слова могут иметь
другое, необычное (переносное)

— Прочтите, какие слова у вас получились.

Презентация.

(На экране проецируются слова: лексика,
омонимы, многозначные слова, однозначные слова,
переносное значение). Слайд № 2

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните
пройденный материал. Я думаю, что вы готовы
узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок:
собираясь в экспедицию на Северный полюс,
Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он
говорит Вини-Пуху:

— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они
собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не
забыть провизию.

— Про что не забыть?

— Не про что, а то, что едят.

— А-а! — сказал Пух радостно.- А мне показалось,
что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и
скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы
слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд
3

— Что общего у всех этих слов? (Значение, часть
речи)

Такие слова называются синонимами. Слайд № 4

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое
синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны
и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они
необычны и интересны. Мы будем учиться находить
синонимы в тексте и употреблять их в речи.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от
греческого слова sinоnimos — «одинаковый,
одноимённый» Слайд № 5

По-гречески часть «ним» означает «имя».

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во
многих словах: симфония, симпатия, синтаксис,
синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и
перестала выступать как приставка, но все эти
слова несут в себе оттенок её значения —
«общность, совместимость»

Учитель: Русский язык богат синонимами.
Например, для обозначения чего- либо небольшого
по размеру в речи используются прилагательные:
небольшой, маленький, крошечный,
микроскопический, карликовый, а большого по
размеру — большой, громадный, огромный,
гигантский и др.

Все эти слова — синонимы.

Слайд № 6

— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет — что
обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

— Подберите синонимы к словам Слайд № 7

— Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что
обозначают? Слайд № 8

Вывод: синонимы обозначают один и тот же
предмет, одно и то же действие.

Слайд № 9

— Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

— Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда,
изгородь, загородка)

— Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

Слайд № 10

— Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы
можем назвать его? (бодрый, радостный,
неунывающий)

— Какой частью речи они являются? (прил.)

Слайд № 11

— Посмотрите на данные слова (загрустить,
затужить, печаль, пригорюниться)

— Какое слово здесь лишнее? (печаль)

— Какой вывод мы можем сделать?

Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части
речи.

Слайд № 13, 14

— Посмотрите на экран и скажите, что обозначают
эти слова.

— Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками
лексического значения)

Слайд № 15

— Посмотрите на картинку. Кого вы видите там?
(бегемота)

— А оказывается его можно назвать по-другому —
гиппопотам. Это слова — синонимы. Различаются они
тем, что слово бегемот употребляется чаще в
разговорной речи, а слово гиппопотам, как
правило, употребляется в научных произведениях

А сейчас поиграем в лото. (Приложение
1)

Слайд № 16

— Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются
синонимы? Слайд № 17

Вывод: синонимы отличаются друг от друга
оттенками лексического значения и употреблением
в речи.

— А теперь давайте дадим определение синонимам.
Пополните свои словарики новым определением.

(Запись термина и его определения в словарик.)
Слайд № 18

VI. Физкультурная минутка.

Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой — встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

Работа со словарем.

Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

На уроках мы с вами уже работали со многими
словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним
словарем — словарем синонимов.

— Давайте откроем словарь синонимов и
посмотрим, как он устроен.

— Найдите слово «ГРОМКИЙ»

— Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

Учитель: Каждая словарная статья словаря
синонимов состоит из нескольких примеров,
образующих синонимический ряд, который
  начинается со стержневого слова (его ещё
называют доминантой)
Оно является наиболее
употребительным. В словаре синонимов стержневое
слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова
в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами,
иллюстрирующими употребление каждого из
синонимов в художественной литературе.

— Найдите в словаре синонимов синонимический
ряд и назовите стержневое слово.

— А теперь подумаем вместе, для чего же создан
такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу
речь; для того, чтобы найти точное слово, показать
богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для
обозначения признака предмета существовало
вместо многих синонимов только одно какое-то
слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

— Рассмотрим данный текст. Слайд № 20

Что вам не нравится в этом тексте? (повтор
одного и того же слова.)

Это речевой недочет. Можно ли
его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова
синонимами для устранения повтора

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах.
Для чего нам нужны синонимы?

Слайд № 21 (помогают избежать повторов,
передать мысль и чувство более ясно, делают нашу
речь эмоциональной и красивой, объясняют
значение неизвестных слов)

Тренировочные упражнения

1. Карточки (Приложение 2) Слайд
22

2. Заменить все слова синонимами. Слайд №
23-26

3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях
материалом для справок и словарем, что данные
ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка,
тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха;
снежная буря; перечень букв в определенном
порядке; узкая полоска земли.

— По словарю синонимов определите лексическое
значение в первой группе слов.

(Пурга — сильная снежная буря на открытых
пространствах)

(Метель — снежная буря, сопровождаемая сильным
ветром в одном направлении)

(Буран — метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют
одно и то же явление — снежную бурю, но разными
словами).

VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5
слов из словаря и подобрать к ним синонимы.

VIII. Итоги урока.

— Что же вы узнали на уроке о синонимах?

Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они
наши большие друзья и помощники. Синонимы —
могучее средство, с помощью которого можно
разнообразно и выразительно высказать свои
мысли во всех стилях речи. Синонимы используются
для преодоления неоправданного повторения
одного и того же слова. Употребляются синонимы и
для связи частей текста. Синонимы делают нашу
речь яркой и эмоциональной.

Рефлексия. Слайд № 28

  • Было интересно:
  • Особенно понравилось:
  • Оказалось неожиданным:

Литература.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
    языка. — М.: 1986
  2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный
    курс «Лексика и фразеология русского языка», —
    М.: Просвещение, 1991
  3. Дидактический материал к учебнику русского
    языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А.
    Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская — М.:
    Просвещение, 1989
  4. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением
    информационных технологий.- М.: Издательство
    «Глобус», 2010

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6 » г. Нефтеюганск Мультимедийная разработка  урока русского языка   2 класс   УМК « Школа 21 века » учитель начальных классов  Камалова Раиля Ильдаровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 »

г. Нефтеюганск

Мультимедийная разработка урока русского языка 2 класс УМК « Школа 21 века »

учитель начальных классов

Камалова Раиля Ильдаровна

Тема урока :

Тема урока :

Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «синонимы», научить осуществлять подбор синонимов. Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного. Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.

Цель урока:

  • Познакомить обучающихся с понятием «синонимы», научить осуществлять подбор синонимов.
  • Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного.
  • Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.

 Формируемые УУД:   Познавательные умения находить синонимы, различать синонимы и родственные слова Регулятивные умения контролировать, корректировать, оценивать Коммуникативные умения формулировать собственное мнение, договариваться и сотрудничать с учителем и одноклассниками Личностные умения принимать учебную задачу, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету

Формируемые УУД:

Познавательные

умения находить синонимы, различать синонимы и родственные слова

Регулятивные

умения контролировать, корректировать, оценивать

Коммуникативные

умения формулировать собственное мнение, договариваться и сотрудничать с учителем и одноклассниками

Личностные

умения принимать учебную задачу, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету

Используемая технология: проблемное обучение с выходом (частичным выходом) на исследование  .  Подходы в организации образовательного процесса:  системно-деятельностный  здоровьесберегающий Особенности роли учителя : координатор учебной деятельности учащихся Методы обучения :  проблемный  частично-поисковый  наглядный  проблемный  частично-поисковый  наглядный Формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, самостоятельная, учебный диалог

Используемая технология:

проблемное обучение с выходом (частичным выходом) на исследование

.

Подходы в организации образовательного процесса:

системно-деятельностный

здоровьесберегающий

Особенности роли учителя :

координатор учебной деятельности учащихся

Методы обучения :

  • проблемный частично-поисковый наглядный
  • проблемный
  • частично-поисковый
  • наглядный

Формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, самостоятельная, учебный диалог

Тип урока : урок усвоения новых знаний  Дидактическое обеспечение:  презентация к уроку  карточки с дифференцированными заданиями  карты самооценивания  карта исследования по теме  Оборудование:  компьютер  экран  проектор  документ-камера

Тип урока :

урок усвоения новых знаний

Дидактическое обеспечение:

  • презентация к уроку
  • карточки с дифференцированными заданиями
  • карты самооценивания
  • карта исследования по теме

Оборудование:

  • компьютер
  • экран
  • проектор
  • документ-камера

Цель:  создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения интереса детей к теме урока. Действия учителя Действия учеников Организационный момент Упражнение «Улыбнись друг другу» Обучающимся предлагается отгадать загадку. Объяснение критериев оценивания с помощью снежинок. Учащиеся отгадывают загадку. (Снежинки) С помощью снежинок на протяжении всего урока учащиеся будут оценивать свою работу, используя определённые критерии   и фиксируя результат в карте результативности

Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения интереса детей к теме урока.

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

Упражнение «Улыбнись друг другу»

Обучающимся предлагается отгадать загадку.

Объяснение критериев оценивания с помощью снежинок.

Учащиеся отгадывают загадку.

(Снежинки)

С помощью снежинок на протяжении всего урока учащиеся будут оценивать свою работу, используя определённые критерии   и фиксируя результат в карте результативности

Цель:  повторить однокоренные слова, актуализировать такие понятия, как «общее значение», «одинаковый корень» Действия учителя Действия учеников Организация учебного диалога. Задание: распределить слова снежинка, друг, приятель, снежный, товарищ, снег на две группы. Учащиеся у доски распределяют слова на две группы. Выясняют, что слова первой группы называются родственными. Проговаривают понятия «общее значение» и «одинаковый корень».

Цель: повторить однокоренные слова, актуализировать такие понятия, как «общее значение», «одинаковый корень»

Действия учителя

Действия учеников

Организация учебного диалога.

Задание: распределить слова снежинка, друг, приятель, снежный, товарищ, снег на две группы.

Учащиеся у доски распределяют слова на две группы. Выясняют, что слова первой группы называются родственными.

Проговаривают понятия «общее значение» и «одинаковый корень».

Цель:  осуществить выход на учебную задачу . Действия учителя Действия учеников Вопросы: -Что общего в словах второй группы? - Как называются эти слова? - Какая задача урока? Предполагаемые ответы детей:  слова второй группы отвечают на вопрос «Кто?»  являются именами существительными.  У учащихся затруднение. - Задача урока: узнать, как называются эти слова.

Цель: осуществить выход на учебную задачу .

Действия учителя

Действия учеников

Вопросы:

-Что общего в словах второй группы?

— Как называются эти слова?

— Какая задача урока?

Предполагаемые ответы детей:

  • слова второй группы отвечают на вопрос «Кто?»
  • являются именами существительными.

У учащихся затруднение.

— Задача урока: узнать, как называются эти слова.

Цель: организовать работу с целью поиска путей решения учебной задачи и фиксации новых знаний в виде модели. Действия учителя Действия учеников Предлагается работа в группах. Группам даны два текста. Вопросы учителя:  Что заметили? Работа в группе.   Тексты различаются словами.  Учащиеся выписывают слова: малыши, дети, детвора, ребята. Слова выставляют на карту – исследования .  Отвечают на один и тот же вопрос и являются именами существительными . -Близкие по значению. -Учащиеся в группе выбирают и показывают. Объясняют тем, что текст более красивый, точный, выразительный. - Выпишите данные слова.  Что общего в словах?  Что можно сказать о значении слов?  Какой текст понравился вам больше? - Почему?

Цель: организовать работу с целью поиска путей решения учебной задачи и фиксации новых знаний в виде модели.

Действия учителя

Действия учеников

Предлагается работа в группах.

Группам даны два текста.

Вопросы учителя:

  • Что заметили?
  • Работа в группе.
  • Тексты различаются словами.
  • Учащиеся выписывают слова: малыши, дети, детвора, ребята. Слова выставляют на карту – исследования .
  • Отвечают на один и тот же вопрос и являются именами существительными .

-Близкие по значению.

-Учащиеся в группе выбирают и показывают.

Объясняют тем, что текст более красивый, точный, выразительный.

— Выпишите данные слова.

  • Что общего в словах?
  • Что можно сказать о значении слов?
  • Какой текст понравился вам больше?

— Почему?

Действия учителя Действия учеников Вопросы: Только ли к существительным можно подобрать близкие слова по значению? По слайду учащиеся выясняют, что не только к именам существительным можно подобрать близкие по значению слова, но и к именам прилагательным и глаголам. Работа с картой – исследования . Учащиеся из учебника выясняют, что такие слова называются «словами – синонимами» и заполняют, работая в паре, модель, которая затем фиксируется на карте – исследования . Предлагается посмотреть на слайд. и подобрать близкие по значению слова. Работа с учебником. Задание: определить как называются такие слова. Учащимся предлагается модель  для заполнения.

Действия учителя

Действия учеников

Вопросы:

  • Только ли к существительным можно подобрать близкие слова по значению?

По слайду учащиеся выясняют, что не только к именам существительным можно подобрать близкие по значению слова, но и к именам прилагательным и глаголам.

Работа с картой – исследования .

Учащиеся из учебника выясняют, что такие слова называются

«словами – синонимами» и заполняют, работая в паре, модель, которая затем фиксируется на карте – исследования .

Предлагается посмотреть на слайд.

и подобрать близкие по значению слова.

Работа с учебником.

Задание: определить как называются такие слова.

Учащимся предлагается модель для заполнения.

Цель :  профилактика утомления зрения и психоэмоциональная разрядка. Действия учителя Действия учеников Детям на  слайде предлагаются упражнения для глаз.  Дети выполняют упражнения для глаз, следя за движущимися снежинками.

Цель : профилактика утомления зрения и психоэмоциональная разрядка.

Действия учителя

Действия учеников

Детям на слайде предлагаются упражнения для глаз.

Дети выполняют упражнения для глаз, следя за движущимися снежинками.

Цель:  выявить степень усвоения нового знания.  Зафиксировать в устной речи определения и нахождение слов- синонимов. Действия учителя Действия учеников Предлагается учащимся на интерактивной доске соединить в пару слова – синонимы. Игра «Найди свой дом» Задача: найти домик для своего слова. Проверка слов – синонимов. Выяснение почему не все дети нашли для своего слова домик. Коллективная работа с проговариванием. У каждого ученика карточка со словами. Обучающиеся находят для своего слова домик со словом – синонимом. Ученики объясняют тем, что слова лишние для данных групп синонимов.

Цель: выявить степень усвоения нового знания.

Зафиксировать в устной речи определения и нахождение слов- синонимов.

Действия учителя

Действия учеников

Предлагается учащимся на интерактивной доске соединить в пару слова – синонимы.

Игра «Найди свой дом»

Задача: найти домик для своего слова.

Проверка слов – синонимов.

Выяснение почему не все дети нашли для своего слова домик.

Коллективная работа с проговариванием.

У каждого ученика карточка со словами.

Обучающиеся находят для своего слова домик со словом – синонимом.

Ученики объясняют тем, что слова лишние для данных групп синонимов.

Цель:  проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с моделью. Действия учителя Действия учеников Учащимся предлагается для самостоятельной работы задания дифференцированного характера . Выбрать и выполнить посильные задания. Учащиеся выбирают те задания, которые могут выполнить без затруднения.

Цель: проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с моделью.

Действия учителя

Действия учеников

Учащимся предлагается для самостоятельной работы задания дифференцированного характера .

Выбрать и выполнить посильные задания.

Учащиеся выбирают те задания, которые могут выполнить без затруднения.

Цель:  зафиксировать достижение поставленных целей. Действия учителя Действия учеников Учитель организует рефлексию по фиксации двух признаков слов - синонимов. Вопрос Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?  Учитель предлагает учащимся выделить основные признаки слов – синонимов. Дети дают название этой группе слов «Синонимы». Выделяют основные признаки слов – синонимов. Учащиеся продолжают предложения, используя знания полученные на уроке, высказывают свое мнение. Учитель предлагает продолжить фразу:  Я узнал, что…..  Мне понравилось…  Было трудно….

Цель: зафиксировать достижение поставленных целей.

Действия учителя

Действия учеников

Учитель организует рефлексию по фиксации двух признаков слов — синонимов.

Вопрос

  • Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?
  • Учитель предлагает учащимся выделить основные признаки слов – синонимов.

Дети дают название этой группе слов «Синонимы».

Выделяют основные признаки слов – синонимов.

Учащиеся продолжают предложения, используя знания полученные на уроке,

высказывают свое мнение.

Учитель предлагает продолжить фразу:

  • Я узнал, что…..
  • Мне понравилось…
  • Было трудно….

Цель:  оценить собственную деятельность на уроке. Действия учителя Действия учеников - Для чего нужно использовать в речи слова синонимы? Какова их роль?    Оцените свою работу на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение. Учащиеся определяют по карте результативности  на каких этапах они были успешны, а над чем им нужно ещё поработать.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке.

Действия учителя

Действия учеников

— Для чего нужно использовать в речи слова синонимы?

  • Какова их роль?
  • Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся определяют по карте результативности на каких этапах они были успешны, а над чем им нужно ещё поработать.

Цель: Закрепление изученного материала Действия учителя Действия учеников Учитель комментирует домашнее задание. Домашнее задание: Учебник стр. 12 упр. 6 Творческое задание: нарисовать рисунок к одной паре синонимов. Дети записывают домашнее задание в дневник.

Цель: Закрепление изученного материала

Действия учителя

Действия учеников

Учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание:

Учебник стр. 12 упр. 6

Творческое задание: нарисовать рисунок к одной паре синонимов.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Распределите слова на две группы. Однокоренные слова друг приятель товарищ снежинка снежный снег

Распределите слова на две группы.

Однокоренные слова

  • друг
  • приятель
  • товарищ
  • снежинка
  • снежный
  • снег

Распределите слова на две группы. Однокоренные слова друг приятель товарищ снежинка снежный снег

Распределите слова на две группы.

Однокоренные слова

  • друг
  • приятель
  • товарищ
  • снежинка
  • снежный
  • снег

Тексты для работы в группах Задание: прочитать, сравнить. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки  С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для работы в группах

Задание: прочитать, сравнить.

  • С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки
  • С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

 Карта - исследования малыши дети детвора ребята

Карта — исследования

  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята

 Карта - исследования Имена существительные малыши дети детвора ребята

Карта — исследования

Имена существительные

  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята

 Карта - исследования Глагол Имя существительное Имя прилагательное   весёлый  радостный малыши дети детвора ребята плачет ревёт

Карта — исследования

Глагол

Имя

существительное

Имя прилагательное

  • весёлый
  • радостный
  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята
  • плачет
  • ревёт

Синонимы

Синонимы

 Карта - исследования Глагол Имя прилагательное   весёлый  радостный Имя существительное малыши дети детвора ребята плачет ревёт  Синонимы Общее значение Одинаковый вопрос

Карта — исследования

Глагол

Имя прилагательное

  • весёлый
  • радостный

Имя

существительное

  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята
  • плачет
  • ревёт

Синонимы

Общее значение

Одинаковый вопрос

радостный спешить смелый грусть вьюга волноваться торопиться буря беспокоиться веселый тоска мужественный

радостный

спешить

смелый

грусть

вьюга

волноваться

торопиться

буря

беспокоиться

веселый

тоска

мужественный

Игра « Найди свой дом» Ребенок  Худой  Говорить  Битва  тощий тонкий сухощавый истощенный исхудалый беседовать толковать рассказывать бой сражение схватка дитя малютка малыш деточка

Игра « Найди свой дом»

Ребенок

Худой

Говорить

Битва

тощий

тонкий

сухощавый

истощенный

исхудалый

беседовать

толковать

рассказывать

бой

сражение

схватка

дитя

малютка

малыш

деточка

Дифференцированное задание   1 задание – соединить синонимы парами светят жгучий жаркий просить клянчить сверкают 2 задание - придумать и записать три пары слов – синонимов. 3 задание – вставить слова –синонимы в текст. КОТЕНОК У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой___________, что ещё плохо ходил. Его _________лапки заплетались, _________глазки смотрели жалобно.

Дифференцированное задание

1 задание – соединить синонимы парами

светят жгучий

жаркий просить

клянчить сверкают

2 задание — придумать и записать три пары слов – синонимов.

3 задание – вставить слова –синонимы в текст.

КОТЕНОК

У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был

такой___________, что ещё плохо ходил. Его _________лапки заплетались, _________глазки смотрели жалобно.

Однокоренные слова друг приятель товарищ снежинка снежный снег

Однокоренные слова

  • друг
  • приятель
  • товарищ
  • снежинка
  • снежный
  • снег

Критерии оценивания Все получилось! Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался . Не все получилось…

Критерии оценивания

Все получилось!

Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался .

Не все получилось…

Результативная карта 1 этап Работа в группе 2 этап Работа в паре 3 этап Игра 4 этап Задание на карточке

Результативная карта

1 этап

Работа в группе

2 этап

Работа в паре

3 этап

Игра

4 этап

Задание на карточке

Критерии оценивания Все получилось! Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался . Не все получилось…

Критерии оценивания

Все получилось!

Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался .

Не все получилось…

Результативная карта 1 этап Работа в группе 2 этап Работа в паре 3 этап Игра 4 этап Задание на карточке

Результативная карта

1 этап

Работа в группе

2 этап

Работа в паре

3 этап

Игра

4 этап

Задание на карточке

Цели урока: знать: понятия «синонимы», «синонимический ряд», «нейтральный синоним»,

уметь: определять сходство (общее лексическое значение) и отличия синонимов,

функции синонимов в речи,

подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимический ряд)

находить нейтральный синоним

использовать синонимы в устной и письменной речи,

воспитывать чувство любви к малой Родине, к родному языку.

Оборудование: ПК, экран, проектор.

Методы: беседа, работа с учебником, наблюдение, проблемно – поисковый,

деловая игра, упражнение.

Ресурсы: УМК по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской;

Планируемый результат обучения:

Будут знать: что такое синонимы, синонимический ряд;

На основе знаний будут уметь: определять общее лексическое значение синонимов, различать стилистические и смысловые синонимы, подбирать синонимы к словам, пользоваться «Словарём синонимов», использовать синонимы в устной и письменной речи.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения, формулирование понятия, анализ, сравнение, классификация, построение речевых высказываний, оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, координирование в сотрудничестве разных мнений, достижение договорённости и согласование общего решения.

Личностные УУД: учебно – познавательная мотивация, самоопределение, смыслообразование, развитие этических чувств и регуляторов нравственного поведения, сомооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, познавательная инициатива, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу результатов действия.

Основные понятия: синонимы, синонимический ряд, синонимия, стержневое (нейтральное) слово.

Межпредметные связи: литература.

Ход урока:

Эпиграф

Русский язык является богатейшим из всех европейских

наречий и кажется нарочно созданным для выражения

тончайших оттенков.

П.Мериме

  1. Оргмомент

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку пять.

  1. Целеполагание и мотивация.

Учитель: (На экране огромная подарочная коробка).

Ребята, вы, конечно, любите подарки. Представьте, что вы получили замечательный подарок, от которого вы в восторге. Какими прилагательными вы выразите своё восхищение от подарка? Какой подарок у вас?

( Замечательный, отличный, великолепный, прекрасный, превосходный, удивительный, поразительный, потрясающий, дивный, классный, ошеломляющий, потрясный, балдёжный, обалденный…)

Учитель:

— Что объединяет эти слова?

— Они обозначают одно и то же, у них общее лексическое значение – «достойный восхищения», «замечательный».

Учитель: Сегодня мы будем работать с такими словами, которые имеют одинаковое значение. Они называются синонимами, а группа синонимов – синонимическим рядом. Какова же тема сегодняшнего урока? (Синонимы.) (запись темы урока)

А теперь определим цели нашего урока. В этом нам поможет лингвистическая ёлочка.

( На слайде:

знать: понятия «синонимы», «синонимический ряд», «нейтральный синоним»,

уметь: определять сходство (общее лексическое значение) и отличия синонимов,

функции синонимов в речи,

подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимический ряд)

находить нейтральный синоним

использовать синонимы в устной и письменной речи,

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Слово синонимы – греческое.

Вспомним, что означает в переводе с греческого «онима». ( Дети уже изучили омонимы и знают, что «онима» — имя).

«Син» — это греческая приставка, которая переводится как «совместность», «вместе».

С греческого слово синонимы переводится как одноимённые.

А вы знаете, есть и русское, забытое слово для обозначения понятия синонимов. В 1840 году был издан «Словарь русских синонимов, или сословов». Русская приставка «со» тоже означает «совместность», «вместе». (Сотрудник, соученик, соавтор, содружество)

Синонимы – это одноименные слова.

Синонимы (сословы) – слова, близкие (сходные, похожие) по лексическому значению (по смыслу), призванные вместе выражать одно и то же.

IV.Выявление места и причины затруднения.

Выполним упражнение 359 и докажем, что данные слова – синонимы.

Выполнение упражнения 359 (устно)

Учащиеся доказывают, что слова в упражнении имеют общее лексическое значение. В случае затруднения пользуются материалом для справок (в сносках)

Ребята, мы выяснили, что синонимы имеют общее лексическое значение – в этом их сходство. А чем же отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём небольшую исследовательскую работу по трём группам. Каждая группа получает своё задание. Сравните предложенные вам синонимы, проанализируйте их значения и выявите их сходство и различия.

Задание 1

Работа в группах. (Учащиеся сравнивают, анализируют, выявляют различия).

1 группа: бежать – мчаться. (Данные глаголы имеют общее значение – «быстро двигаться», но отличаются оттенками значения, здесь наблюдается усиление действия), большой – гигантский (Прилагательные отличаются оттенками значения, здесь проявляется степень увеличения признака);

2 группа: очи – глаза (Очи – устаревшее слово, употребляется в поэтической речи. Глаза – общеупотребительное слово. Данные синонимы различаются употреблением в речи, то есть принадлежностью к разным стилям.)

разговор – болтовня (Болтовня – разговорное слово, эти синонимы тоже различаются употреблением в речи)

3 группа: сделать – сварганить, (разговорное слово сварганить означает «сделать наскоро», то есть синонимы отличаются и оттенками значения, и стилистической окраской),

упасть – брякнуться ( разговорное слово брякнуться означает «упасть с шумом», синонимы отличаются и оттенками значения и принадлежностью к разным стилям речи)

V. Первичное усвоение новых знаний

На основании наблюдений учащиеся приходят к выводу, что синонимы различаются оттенками лексического значения и стилистической окраской (сферой употребления в речи). Могут различаться и оттенками значений и стилистической окраской одновременно.

Полная формулировка определения – чтение по учебнику

Если синонимы отличаются оттенками значения, т.е. по смыслу, они называются смысловыми. А синонимы, отличающиеся принадлежностью к разным стилям, называются стилистическими.

VI .Первичная проверка новых знаний

Задание 2:

1вариант выписывает смысловые синонимы, 2 вариант — стилистические синонимы, которые отличаются стилистической окраской.

конь – лошадь, смелый – отважный, болтливый – разговорчивый, дорога – стезя, содействовать – помогать, хороший –отличный, гореть – пылать, уговаривать — уламывать, блуждать – шляться, горячий – знойный, быстрый – стремительный, смеяться – хохотать

(Смысловые: смелый – отважный, гореть – пылать, горячий – знойный, быстрый – стремительный, хороший – отличный, смеяться – хохотать;

Стилистические: конь – лошадь, болтливый – разговорчивый, дорога – стезя, помогать – содействовать, уговаривать – уламывать, блуждать – шляться)

Задание 3: класс выполняет упр.361

У доски: ученик выполняет упр.360

Ребята, мы работали с группами синонимов, с синонимическими рядами. В упр.360 три синонимических ряда. Определим нейтральный синоним в каждом ряду.

Внимание! Задание, основанное на знании понятия «нейтральный синоним», есть в тестовых заданиях ОГЭ в 9 классе.

Постараемся разобраться, что такое нейтральный синоним. Как вы думаете, какие нейтральные синонимы в этих синонимических рядах (родина, отечество, отчизна; бесконечный, бескрайний, беспредельный; охранять, караулить, сторожить)

Нейтральные синонимы не прикреплены к определённому стилю речи, они лишены стилистической окраски, не имеют и эмоциональной окраски. Это общеупотребительные слова

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 4:

.Распределить синонимы на 3 группы, учитывая их стилистическую окраску. (Книжный, нейтральный, разговорный). – Работа в парах.

Много, множество, уйма.

Впрямь, воистину, действительно.

Лгун, врун, брехун.

Лик, рожа, лицо.

Дрыхнуть, почивать, спать.

Задание : Продолжите синонимический ряд, подчеркните нейтральный синоним.

(Задание проецируется на экран (1слайд) и после выполнения учащиеся сверяют свои ответы (2 слайд).

1) Сердиться, гневаться,

2) Грустить, горевать,

3) Смотреть, глазеть,

4) Упасть, шлёпнуться,

Проверка.

(2 слайд)

1) Сердиться, гневаться, беситься, свирепеть, разъяриться, досадовать)

2) Грустить, горевать, унывать, сокрушаться)

3) Смотреть, глазеть, вылупиться, таращиться)

4) Упасть, шлёпнуться, шмякнуться, брякнуться)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Задание 5:

Тест

1.В какой строке выделенные слова являются синонимами?

1) большой дом – огромное здание

2) хвойный лес – лес рук

3) сладкое яблоко – горькая полынь

2.Укажите синоним к слову уникальность

1) таинственность

2) неповторимость

3)великолепие

3.Укажите ряд с синонимами.

1) красный, чёрный, алый

2)обидеть, приютить , оскорбить

3)сказать, ляпнуть, шепнуть.

Ответ демонстрируется учителем: 1 2 3

Физминутка

Раз, два, три, раз, два —
Начинается игра.

Раз – подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

А теперь проведём аукцион синонимов. Кто больше назовёт синонимов к глаголу идти

Ребята, подобрать синонимы – не такое уж лёгкое дело. Для этого нужно обладать большим запасом слов. В случае затруднения обращаться к «Словарю синонимов».

К глаголу идти – более 40 синонимов.

Обилие синонимов в русском языке говорит о его богатстве. Наш язык настолько богат, что способен выразить тончайшие оттенки в обозначении действий, в описании признаков и назывании предметов. Обратите внимание на эпиграф к уроку.

Употребление синонимов делает речь выразительной, яркой, точной, образной.

Мы попробуем доказать это.

Сейчас мы побываем с вами в зимнем лесу. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского из «Времён года» — « Декабрь» и стихотворение Юрченко «Зимний лес»

В белых платьях белые берёзы,

В маскхалатах белые дубы.

На поляне, скованной морозом,

Волны снега встали на дыбы.

И застыли…радужно сверкая,

В пляске здесь вчера была метель,

Грезит лес…и тишина такая,

Что вздремнула сторожиха – ель.

Я глотками пью лучистый воздух,

Не спеша веду упрямый путь.

Дятел простучал депеши грозно,

Зайцу нынче долго не уснуть.

Ёлочки распахивают шубу,

Протянув мне добрую ладонь.

Белке по стволам резвиться любо,

Но её, пожалуйста, не тронь.

Задание (Воспитательный момент)

  1. К чему призывает поэт в стихотворении? Как вы понимаете смысл последнего предложения? Что значит «не тронь»? В каком значении употреблено слово трогать?

(Поэт призывает не трогать, т.е. не обижать животных, не наносить им вред.

Ребята, мы не только должны не обижать братьев наших меньших , но и должны помогать им, особенно сейчас, в зимнее время, когда им и холодно, и голодно. У кого уже есть кормушки для птиц? Позаботьтесь о природе, и она протянет вам добрую ладонь, откроет свои тайны и подарит свою красоту в любое время года. Обратимся к тексту стихотворения.

Задание 6:

1 группа: Найдите синонимы в стихотворении. Выявить их отличия.

2 группа: Подберите синонимы к глаголу сверкать. Выявить их отличия.

Парная работа: Подберите синонимы к словам резвиться, грозно, пляска, тишина, путь,

Проверка

1.Проверяем работу в парах

Классу:

Назовите синонимы к слову депеша (телеграмма, донесение)

Телеграмма и депеша – синонимы, общее: сообщение, переданное по телеграфу,

Но депеша – устаревшее слово, имеющее значение – «срочное официальное , дипломатическое донесение, уведомление».Как вы думаете, почему поэт употребляет именно этот синоним?

( Подчёркивается важность труда дятла, не просто стучит по дереву, а будто выполняет серьёзную, ответственную работу).

Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, их различие в употреблении в речи, различная стилистическая окраска требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда. Искусством владения словом, умением выразить тончайшие оттенки для обозначения действий, описания предметов и их признаков отличаются мастера слова – наши писатели и поэты.

2.Проверяем работу 1 группы

Грезить – вздремнуть – уснуть

Грезить – быть в состоянии полусна, видеть во сне

Вздремнуть – слегка, ненадолго заснуть, забыться лёгким сном

Уснуть – погрузиться в сон.

(Лес грезит – находится в состоянии полусна, как бы во сне, в забытьи, в покое)

Ель вздремнула – в тишине леса слегка, ненадолго заснула, забылась лёгким сном, потому что ей крепко заснуть нельзя, она – сторожиха

Зайцу долго не уснуть, т.е. погрузиться в глубокий сон, ему страшно, наверное, боится волка, ведь он – трусишка.)

Мы с вами убедились, как умело и внимательно обращается со словом поэт, выбирая нужный синоним, учитывая тончайшие оттенки лексического значения.

Мы с вами сейчас тоже побываем в творческой мастерской и постараемся быть внимательными и точными в выборе синонимов из синонимического ряда.

IX. Закрепление во внешней речи.

Послушайте текст

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки блестели, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом блестело чистейшей голубизной. И в синеве неба блестели стволы берёз.

Всё ли правильно в этом тексте? Какую речевую ошибку вы заметили?

(Повторяется слово «блестеть)

Как её исправить?

(Заменить синонимами)

Проверка работа 2 группы

Синонимический ряд к слову блестеть

Блестеть, сиять, искриться, сверкать, светиться, лучиться

Общее в значении: «издавать блеск, отражая свет, или излучать свет»

Блестеть — издавать блеск

Сверкать – издавать яркий, переливающийся блеск

Сиять – излучать сильный, яркий, но ровный свет

Искриться – блестеть, излучая или отражая искристый свет

Лучиться – излучать яркий, переливчатый свет

Светиться – отражать или излучать ровный, не слишком яркий свет

Задание 7

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. И в синеве неба светились стволы берёз.

(Стиль -художественный, тип речи – описание, тема – «Зимний лес», основная мысль – «День был чудесен»)

X. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок, ребята подходит к завершению.

Все ли цели достигнуты? Посмотрите на нашу ёлочку. Оформите свои оценочные листы. Подведём итоги.

Вставь нужные слова:

Синонимы – слова… по значению.

Синонимы различаются…

Синонимы позволяют выразить мысль наиболее…

Синонимы избавляют речь от …

Обилие синонимов в языке свидетельствует о его…

Синонимы – слова, близкие по значению.

Синонимы различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Группа синонимов образует синонимический ряд.

Общеупотребительное слово в синонимическом ряду – это нейтральный синоним.

Синонимы позволяют выразить мысль наиболее точно.

Синонимы избавляют речь от повторов.

Обилие синонимов в языке свидетельствует о его богатстве.

Продолжи фразы:

Я узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

Я хочу узнать…

Домашнее задание:

1.Упр.367

2. Напиши сочинение – миниатюру «Зимний лес» с использованием синонимов.

Подведение итогов. Выставление отметок.

Список используемой литературы

1. Валгина Н.С, Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.-М.: Язык, 2002

2. Горбачевич К.С. Мир родной речи.- М.:Знание, 2008

3. Дерягин Д.Я. Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 2008

4. Ефимов А.И. История русского литературного языка. – М.: Издательство Московского университета, 2004

5. Словарь синонимов под ред.А.П.Евгеньевой – М.: Астель, 2003

6 .Сухотин В.П. Синтаксическа синонимика в современном русском языке – М.:Деловая книга, 2001

Дополнительный видеоматериал см. https://cloud.mail.ru/public/nVVg/gfyTWfppe

Конспект урока Русский язык.

Пояснительная записка. Учитель: Кузьменко Галина Фёдоровна, класс 2 «А». Система учебников «Начальная школа XXI

века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 2ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Тема: «Слова синонимы». (Урок 97 в учебнике)

Цели урока:

Обучающие: Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «синонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

1. Логически вывести алгоритм определения слова синоним, дать понятие

«слова синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов синонимов;

2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать

мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества,

культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше

узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и

ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное

сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким)

признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия

способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного

образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Универсальные учебные действия

1.Организационны

й этап.

Мобилизация

внимания.

Самоопределение

к деятельности.

Слайд

Взаимное приветствие:

Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас

в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним улыбнёмся

и поприветствуем.

Друзья мои, я очень рада

Войдя в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте сочиним урок!?

Ребята, вы хотите узнать, чем интересным мы будем

заниматься на уроке? Попробуйте определить задания на

уроке. А подсказкой вам послужит следующий слайд.

Девиз:

Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы

мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы

будем …… работать со словами, анализировать,

сравнивать, рассуждать, искать решения.

Желаю вам на уроке удачи.

а тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие

ключ, перо, «КУНЯ»

(надпись на доске)

Сегодня мы будем

говорить о том, как

устроен наш язык

(«КУНЯ»), откроем

«Тайну языка» (ключ),

познакомимся с новым

словарными словами

(перо), (АБ) из истории

языка.

Девиз: Не страшны нам

любые испытания,

Вперёд друзья откроем новые

знания!

Личностные: самоопределение;

умение выражать положительное

отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление,

желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное

отношение друг другу.

2. Каллиграфическая

минутка

(исп. Слайд — 4

Прежде чем приступать к письму разомнем

пальчики.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали,

Покрутили, покружили

Потянули, потянули (вверх) И открыли!

(не расцепляя пальцев,

постучать ладонями)

(покрутить сцепленными

пальцами),

(расцепить пальцы,

развести руки в стороны)

Регулятивные: корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших

трудностей и ошибок; намечать

способы их устранения.

Открыли тетради, записали:

15 февраля.

Классная работа.

У доски по карточкам работают 4 ученика.

Давайте поработаем над красотой письменной речи.

Вспомним каллиграфическое написание строчной

буквы С с.

3 слайд. Элементы букв

1. Назовите элементы.(полуовал, )

2. Письмо буквы.

3. Дайте характеристику буквы .(обозначает 2

звука[с],[с], согласный, звонкий парный)

Назовите пару.(зс)

К-1Раскрыть скобки

(В) летелел (в ) окно, (за) бежал, (за) дом.

К-2 В каком слове пишется суффикс

«ёнок», «онок» или «ик», «ек».

Волч..нок листоч..к

Ут..нок глаз..к

Индюш..нок лист..к

К3 Разбери слова по составу:

Рыбка, переход, бесполезный.

К4 Какое имя прилагательное не

подходит подходит к существительному

сон?

Крепкий, сладкий, кислый, чуткий.

3. Подведение к

теме.

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности.

НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ: 1.Как называется

холодная зимняя погода, холода, стужа?

Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз) (мороз) Пишу на доске слова «мороз».

2. Совокупность предметов ( из ткани, меха,

которыми покрывают тело человека? «одежда».

3. Молодые люди, парни ( употребляется также в

обращение.) Приятели, свои люди. «ребята»

Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

Проверяем работу учеников на доске

Назовите правило, над которым работали.

(Записывают в тетрадь

слова «мороз» и

«одежда», «ребята»).

.

К-1 Правописание предлогов и

приставок.

К2 Правописание суффиксов.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками; Познавательные:

логические анализ объектов с

целью выделения признаков;

сопоставлять характеристики

объектов по одному (нескольким)

признакам; выявлять сходство и

различия объектов. Личностные:

применять правила делового

сотрудничества

К3 Разбор слова по составу

К-4 Определение части речи

4. Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.

Слайд -8

Слайд — 910 11

Что такое текст? Что ещё знаете?

Открыли учебник на стр. 42. /Прочитайте рублику

«Давай подумаем» /

Какие возникли затруднения?

Вам понравился этот текст?

Что портит этот текст?

Сегодня мы узнаем, как называются слова,

близкие по значению и оттенки его значения.

Тема урока: СИНОНИМЫ.

Подчеркните название новой для нас темы.

Какую цель перед собой поставим?

Хочу УЗНАТЬ

Будем УЧИТЬСЯ

МОГУ работать

Откройте учебник на стр. 42, прочитайте материал

рубрики «Тайна языка».

Что необходимо сделать, чтобы данный текст

стал более выразительным? Как избежать подобных

повторов?

ПРАВИЛА

(Повторяющееся слово

«РЕБЯТА».)

Проблема

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

деятельность учащихся

Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Подбирать синонимы?

Употреблять их речи.

Различать схожесть и

различие…

Активно, получать

удовольствие от труда.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка

вопросов. Познавательные:

самостоятельное выделение

формулирование познавательной

цели; логические – формулирование

проблемы.

5. Построение проекта

выхода из

затруднения.

Новая тема.

Использование на экране

ЭОР «Роль синонима»

(исп. Слайд – 12 13 14)

Физминутка для глаз

(исп. Слайд – 1518)

Что необходимо сделать, чтобы данный текст

стал более выразительным? Как избежать подобных

повторов?

Давайте попробуем исправить этот текст,

используя слова для справок.

Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.

Ребята, дети, малыши, детвора

Посмотрите на экран, выделите в услышанном

материале роль синонимов.

Обратить внимание на значок «ИЗ ИСТОРИИ

ЯЗЫКА»

Синонимы.

1. Близкие по значению.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. «Называют одно и тоже поразному».

4. Значение не всегда совпадает, разлучается

оттенками и значением.

Как мы это определили?

еобходимо заменить

слово «РЕБЯТА» близкими по

значению словами

синонимами.)

(однокорен)

(Синонимы)

Читают, называют

близкие по значению

отвечают на один и тот

же вопрос;

ВЫВОД

Алгоритм

1. Прочитать текст.

2.Найти или подобрать

синонимы.

3.Применить определение

(правило).

4.Сделать вывод

Регулятивные: планирование,

прогнозирование. Познавательные:

моделирование; логические

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство. Коммуникативные

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Чтение алгоритм.

6. Первичное закрепление.

Работа в учебнике.

Исп. Слайд19

(иллюстрации к упр. 2 на

Рассмотри картинки. Назовите слова

обозначающее действие на рисунке, (используя

слова погасить потушить выключить

Регулятивное: контроль, оценка,

коррекция; корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших

трудностей и ошибок; намечать

стр. 43 учебника)

(на стр. 44 учебника)

(исп. Слайд – 20 21

затушить.)

Вывод:

Как можно назвать эти слова?

Что объединяет слова?

Чем они различаются?

Понаблюдай за употреблением синонимов в

речи.

Приятелей много – а друга нет.

Вывод:

Близкие по значению.

Значения не всегда

совпадают,

различаются

оттенками

значения.

Свечи задувают,

Свет погасить,

Утюг выключить,

Пожар потушить

ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

близостью, схожестью

значения

РАЗЛИЧАЮТСЯ

не могут одинаково сочетаться

с другими словами, так как

называют только сходство, но

не одинаковые действия

Значения слов

синонимов не всегда

совпадают. Часто

синонимы различаются

оттенками значений

способы их устранения.

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задач; рефлексия способов и

условий действия.

Коммуникативные: управление

поведением партнера контроль,

коррекция, оценка действий

партнера.

Физминутка,

снятие утомления

с глаз и рук

Чтобы лучше нам размяться

будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед,

а потом наоборот.

Вот еще одно заданье выполняем приседанья. Не ленитесь

приседайте. 1 2 3 4 5 .

Выполняют задания,

стараясь повторить.

Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик

снова на замок. Продолжается урок

7. Введение нового

материала в

систему знаний.

Словесное обобщение по теме «Синонимы»

Распределение на группы, поручение членам

группы.

Выполнения задания…

Работа в группах,

презентация своего

проекта выхода из

затруднения.

Регулятивные: планировать решение

учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых

операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать

подготовленную информацию в

наглядном и вербальном виде;

8.

Самостоятельная

работа в группах с

взаимопроверкой.

(дифференцированн

ая по уровню

сложности, На

слайде 4 слова по

вариантам)

(исп. Слайд – 2229

Разделитесь на 4группы (по человек).

К 1. Имя существительное

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами,

близкие по значению словам: Темнота, отметка, дом,

школа.

Здание, весна, оценка, сумерки.

Какие слова «лишние»? Почему?

К2. Имя прилагательное.

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами ,

близкие по значению словам: Скорый, аккуратный,

трудолюбивый.

Работящий, быстрый, опрятный,

ленивый, медленный.

Какие слова «лишние»? Почему?

К3. Глаголы

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами,

близкие по значению словам: Сказать,

спешить, прыгать. Читать, мыть,

говорить, скакать, торопиться.

Какие слова «лишние»? Почему?

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о

возникших

затруднениях.

Что слова

обозначают?

Какой частью речи

являются?

Регулятивные: контроль, коррекция,

выделение и осознание того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и

уровня усвоения; корректировать

деятельность: вносить изменения в

процесс с учетом возникших

трудностей и ошибок; намечать

способы их устранения;

Личностные: самоопределение,

идентифицировать себя с

принадлежностью к народу, стране,

государству

«Вновь у нас

физкультминутка»

4 группа Составляет синквейн по теме урока..

Вновь у нас физкультминутка,

Повернулись, нука, нука,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка

9.

Самостоятельная

работа

(индивидуально

ТЕСТ)

(исп. Слайд 30 32

Проверка усвоения нового материала.

Самостоятельная работа.

1.Найди пары синонимов. Поставь

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый

2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой _____________; косолапый — _________________;

серый_____________; сохатый — ___________________.

3.Допиши предложения:

Слова, которые имеют два или несколько значений

называются______________________.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое

значение называются ______________________.

Для чего нужны синонимы? Вывод:

У кого все ответы выбраны

верно – поставьте себе “5”.

У кого четыре правильных

ответа – поставьте “4”.

Благодаря

использованию

синонимов речь

Личностные: применять правила

делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать

объект: импровизировать, изменять,

творчески переделывать.

«Кто больше подберёт слов близких по

значению?»

становится богатой,

яркой, выразительной,

без повторов.

10. рекомендации по

выполнению

домашнего задания

дифференцированног

о характера.

Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал параграфа

«Синонимы»;

2) выполнить упражнение (по усмотрению учителя);

3) индивидуальное задание: написать любой

синонимическим ряд слов.

Рассматривают

упражнения, изучают

задание. в упр. 3

слова, составить и

записать предложения.

Регулятивные: контроль ,

коррекция;

Личностные: самоопределение.

11. Рефлексия

деятельности. Итог

урока.

2-3 мин.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие слова называются синонимами?

Что такое синонимический ряд?

Был ли для вас урок полезным? Почему?

Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними

справиться?

Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат

фамилии учеников).

Рефлексия, самооценка.

Принятие оценки

учителя.

Регулятивные: анализировать

эмоциональные состояния,

полученные от успешной

(неуспешной) деятельности,

оценивать их влияние на настроение

человека; формирование контрольно

оценочной деятельности: оценивать

уровень владения тем или иным

учебным действием (отвечать на

вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

1.Синквейн.

Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн – своеобразное стихотворениеминиатюра из пяти строк, имеющее

определенное строение.

Первая строка тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной

форме).

Пример синквейна:

2.Близкие, с греческого «одноимённый»

2.Общие, различные оттенки

значений.

3.Подобрать, применить, сделать вывод.

3. Называют, отвечают, не

совпадают.

4.Речь становится богатой без повторов.

4. Научиться подбирать

синонимы.

1.Синквейн.

Весь урок мы посвятили суффиксам. Своё отношение к ним мы выразим в синквейне.

Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн своеобразное стихотворениеминиатюра из пяти строк, имеющее

определенное строение.

Первая строка тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной

форме).

СИНОНИМЫ

Близкие, с греческого «одноимённый»

Научиться подбирать синонимы. Подобрать, применить, сделать вывод.

Речь становится богатой без повторов.

Общие, различные оттенки значений.

Научиться подбирать синонимы.

ТЕКСТ Речь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слова синонимы ноющий
  • Слова синонимы разговаривать беседовать
  • Слова синонимы прочный быстрый
  • Слова синонимы нежно ласково
  • Слова синонимы про зиму