Слова синонимы для малышей

Инфоурок


Доп. образование

Другие методич. материалыПрезентация для детей 5-6 лет . Игра «Скажи по-другому. (синонимы)» Подготовила: ПДО Косенко М.Г.

Скачать материал

без ожидания

Игра 
для детей 
дошкольного возраста
«Скажи по-другому»
(синонимы).
Подготов...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 154 человека из 51 региона

  • Сейчас обучается 102 человека из 37 регионов

аудиоформат

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Игра 
для детей 
дошкольного возраста
«Скажи по-другому»
(синонимы).
Подготов...

    1 слайд

    Игра
    для детей
    дошкольного возраста
    «Скажи по-другому»
    (синонимы).

    Подготовила ПДО
    Косенко М.Г.

  • Гляди, поехала машина.Из под колес – фонтаном пыль.Машину можно звать МАШИН...

    2 слайд

    Гляди, поехала машина.
    Из под колес – фонтаном пыль.
    Машину можно звать МАШИНА, А можно звать – …(АВТОМОБИЛЬ).

  • Автомобиль не вроде клячи:Сто лошадиных сил мотор...ВОДИТЕЛЬ за рулем!Инач...

    3 слайд

    Автомобиль не вроде клячи:
    Сто лошадиных сил мотор…
    ВОДИТЕЛЬ за рулем!
    Иначе —
    Он называется …(ШОФЕР).

  • 
А теперь в путь!
Попробуйте сами 
сказать
 по-другому…Потренировались?

    4 слайд

    А теперь в путь!
    Попробуйте сами
    сказать
    по-другому…
    Потренировались?

  • Ласковый – (добродушный ,приветливый)

    5 слайд

    Ласковый – (добродушный ,приветливый)

  • Дети -(ребята, малыши, детвора…)

    6 слайд

    Дети -(ребята, малыши, детвора…)

  • Скупой – (жадный, ненасытный)

    7 слайд

    Скупой – (жадный, ненасытный)

  • Шалун -(проказник, баловник…)

    8 слайд

    Шалун -(проказник, баловник…)

  • Думать – (размышлять, предполагать…)

    9 слайд

    Думать – (размышлять, предполагать…)

  • Друг – (товарищ, приятель…)

    10 слайд

    Друг – (товарищ, приятель…)

  • Вежливый – (воспитанный, любезный,тактичный…)

    11 слайд

    Вежливый – (воспитанный, любезный,тактичный…)

  • Пожилой человек – (старый, престарелый…)

    12 слайд

    Пожилой человек – (старый, престарелый…)

  • Работа – (дело, занятие… )

    13 слайд

    Работа – (дело, занятие… )

  • Радость – (веселье, восторг, потеха…)

    14 слайд

    Радость – (веселье, восторг, потеха…)

  • Грусть – (печаль, горе, тоска…)

    15 слайд

    Грусть – (печаль, горе, тоска…)

  • Волшебник – (маг, чародей, колдун…)

    16 слайд

    Волшебник – (маг, чародей, колдун…)

  • Дом – (жилище, изба, хата…)

    17 слайд

    Дом – (жилище, изба, хата…)

  • Страх – (испуг, ужас, паника…)

    18 слайд

    Страх – (испуг, ужас, паника…)

  • Тропинка – (дорожка, путь…)

    19 слайд

    Тропинка – (дорожка, путь…)

  • Лентяй – (лодырь, бездельник, ленивец…)

    20 слайд

    Лентяй – (лодырь, бездельник, ленивец…)

  • МОЛОДЦЫ!

Краткое описание документа:

Презентация для детей 5-6 лет. Игра «Скажи по-другому.» Подготовила : ПДО Косенко М.Г.

Дети очень любят , когда педагоги используют на занятиях ИКТ. Предлагаю игру «Скажи по-другому. (синонимы)» В процессе данной игры у детей обогащается активный словарь синонимами. Дети намного быстрее запоминают новые слова и начинают их употреблять в собственной речи.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 167 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 08.12.2019
  • 6838
  • 482
  • 08.12.2019
  • 208
  • 0
  • 08.12.2019
  • 660
  • 1
  • 08.12.2019
  • 473
  • 9
  • 08.12.2019
  • 189
  • 0
  • 08.12.2019
  • 234
  • 2
  • 08.12.2019
  • 876
  • 6
  • 08.12.2019
  • 238
  • 6

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика бухгалтерского учета и налогообложения в образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы педагогического дизайна»

  • Курс повышения квалификации «Становление и развитие профессионального сознания в контексте введения профессионального стандарта»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы предмета «Экономика» в соответствии с требованиями ФГОС СОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса по образовательным программам среднего профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями»

  • Курс повышения квалификации «Тифлопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых и слабовидящих обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Применение интерактивных образовательных платформ на примере платформы Moodle»

  • Скачать материал (медленно)

    Настоящий материал опубликован пользователем Косенко Маргарита Геннадьевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Косенко Маргарита Геннадьевна

    • На сайте: 6 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 22632
    • Всего материалов:

      77

СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.

Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.

Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. 

Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.  Например: большой человек — огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.  Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья. 
И у слов есть друзья. 

Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. 

Запишем в тетради – СИНОНИМ.

Давайте вспомним эту сказку «Зайкина избушка». Лиса обманщица. Кого обманула лиса?  Какими другими словами можно заменить слово обманула? 
Обманула – перехитрила – одурачила – провела. Какая лиса? Обманщица, врунья. А кто зайке помог? 
Петушок. Какой петушок? Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. 

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. 

Послушаем коротенькую историю.  Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей? Домик для пчёл. Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. Печальный, невеселый, унылый, тоскливый. 

А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья. 
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Игра «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать. 

Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой. 

Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).

А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.

ДЗ:

  1. Записать в тетради: «твердить – говорить, повторять, утверждать»

  2. выучить две скороговорки

  1. Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу

  2. У ежа- ежата, у ужа – ужата.

СИНОНИМЫ. Занятие №2.

А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).

Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.

Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.

Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Подбери синоним к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Мальчик наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Красивый – симпатичный, очаровательный, прекрасный. Тема: «Я посетил картинную галерею».

Умный – мудрый, разумный, интеллектуальный. Тема: «Я иду в 1й класс».

Веселый – радостный, смешной, забавный. Тема: «У меня появился друг».

Ветер – сквозняк, ураган, буря. «Плохая погода».

Трава – зелень, газон, кустарник. «Я в лесу».

Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно

1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.

Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.

1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);

2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);

3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).

Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.

ДЗ: 1) Вспомнить, что такое синонимы (слова, которые пишутся по-разному, но означают одно и то же); устно подобрать синонимы к словам: большой, смеяться, грустить, бегать, плакать. 2) выучить чистоговорки: «Ра-ра-ра – дождь идет с утра. Ри-ри-ри – в окна посмотри. Жа-жа-жа – в лесу нашли ежа. Цо-цо-цо – вымыли лицо».

Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Август, жнивень, серпень

Аккуратный, опрятный, чистый

Апрель, снегогон, цветень

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей

Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель, недруг

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный, несмышленый, тупой

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Грустный, печальный, невеселый, тоскливый

Декабрь, студень, стужайло, студенец

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный, очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия, колея

Дремучий, глухой, густой

Дрожать, трястись, трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный, пахучий

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение, потеха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Задира, забияка, драчун

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник, сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный, живописный

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Лентяй, лодырь, ленивец

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Обрыв, круча, крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник, листопад

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню>, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на след

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество, триумф

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие, безучастие

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье, беспутица

Распутица, бездорожье, беспутица

Расставание, разлука, прощание

Растеряться, оторопеть, опешить

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Родина, отечество, отчизна

Родной, отчий, отеческий

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Свобода, независимость, воля

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого к аления, рвать и метать

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный, могучий

Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить, прятать

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть, вечереть

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой, престарелый

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла, потемки

Тропинка, тропа, дорожка, стежка

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Угасать, затухать, переставать гореть

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье, везение, фортуна

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Февраль, снежень, лютый

Холодный, морозный, ледяной

Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Источник статьи: http://infourok.ru/posobie-slovar-sinonimov-klass-1281656.html

Тема: Синонимы

Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;

          Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;

          учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.

          Закрепление  правильного произношения.

Ход занятия:

  1.  Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный — …, уродливый — …, мизер — …, приятный — …, шоссе — …, автомобиль — …, ходики — …, колун — …, месяц — …, кобылка — …, бестолковый — ….
  1.  Логопед  объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:   Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём…

Я иду… и он шагает,  

Я смеюсь – хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».

3. Игра «Скажи по-другому». 

      У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр,  мороз, метель, еда, конь). 

     Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.

                            В языке родном, богатом,

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

 Я желаю вам удачи!    (доктор, лекарь)

*  *  *

Много, много окон в нём.

Мы живём там. Это… (дом, жилище)

* * *

                  Ясен здесь ответ любому.

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то…(еда)

*  *  *

С подстриженной гривой

Скачет ретиво

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?   (Конь, лошадь)

     * * *

                     Здесь придётся подумать немного,

 И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное… (путь, дорога)

*  *  *

С весёлой звонкой песней

Мы идём на снежный кросс.

Воздух чистый, день чудесный.

Не пугает нас …(мороз, холод)

      * * *

                 В прошлый раз был педагогом,

После завтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(артист, актёр).

*  *  *

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, верчу

                  Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)

                          * * *

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль

Побежит…(автомобиль, машина)

   * * *

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от … (труда, работы).

  1. «Подбери точное слово».

Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?

Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.

Незнайка:  Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.

Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.

Незнайка: Девочка  бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане)  бежит. Кошка бежит.

Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь   скачет. Кошка догоняет мышку.

Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.

      Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк    грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.

  1. Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».

— Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)

Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).

— Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)

Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».

Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)

 Девочка  грустит-печалится (она добрая, хорошая)

Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)

Малыш  плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)

Даётся нравственная оценка действиям детей.

     5. Физкультминутка.

А теперь мы разомнёмся,

Улыбнёмся, посмеёмся.

Наклоняйтесь ниже, ниже.

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь,

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите.

Потянитесь, потянитесь.

Вы, ребята, не устали?

Сели-встали! Сели-встали!

Все руками помахали

И на место побежали.

6. Игра « Что мы делаем — не скажем, а что делаем – покажем»

Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.

  Действия:

                     думает (размышляет, соображает)

вертится (крутится, вьётся)

бросает (кидает)

опасается (боится, остерегается)

скачет (прыгает)

ест (кушает, питается)

глядит (смотрит, любуется, разглядывает)

спешит (торопится).

7. «Опиши предмет»

Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках:  медведь, снежинка, иголка.

Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.

Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.

Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею  шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…

8. Логопед предлагает рассказать  сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.

Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не  покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)

.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда  в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать  (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).

9. «Расскажи  и покажи». Речь с движениями.

Вролшебник-маг,

Знамя-флаг,

Щум-грохот,

Смех-хохот.

Хвала-одобренье,

Удача-везенье.

Силач-отлет.

Тайна-секрет.

Идти-шагать,

Плясать-танцевать.

Внезапно – вдруг

Товарищ-друг.

Здесь-тут.

Работа-труд.

10 Итог занятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Составление предложений по 2 -3 опорным  предметным картинкам.

Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;

 малыш –  штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

автор: Искакова Наталья Владимировна

заведующая МБДОУ «Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Искакова Наталья Владимировна –заведующая МБДОУ

«Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова.

В соответствии с этим, необходимо повысить удельный вес работы над более точным употреблением синонимов и многозначных слов в речи дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами проходило по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи». В данной программе достаточно хорошо прослеживается связь языка и мышления, осознание явлений языка и речи.

Ушакова о [1, с. 48].

Оксана Семеновна о Отечественные исследователи по вопросам развития речи считают, что «Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [4, с. 13].

В настоящее время основные направления работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами рассматриваются не только задачами развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи но и целями развития коммуникативной сферы. Нами был разработаны перспективный план лексической работы, состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь синонимов и многозначных слов;

— обогащать словарь путем расширения знаний, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

Мы старались не оставлять без внимания все виды детской деятельности, имеющие место в ДОУ (игровая, учебная, трудовая, бытовая), поэтому работа по обогащению синонимами и многозначными словами словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми синонимами и многозначными словами:

  • с занятиями по познавательному развитию,
  • изобразительной деятельности,
  • ознакомлению с художественной литературой,
  • разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы. В качестве основных – нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

  • лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
  • объяснение значений слов педагогом, подбор однокоренных слов, лексические упражнения на подбор синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.

На II этапе, в процессе ознакомления с художественной литературой большое внимание уделялось формированию и совершенствованию соответствующих умений и опыта понимания многозначных слов и подбору синонимов.

В связи с этим были сформированы следующие задачи:

  • активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
  • учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
  • закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
  • учить детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам.

Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов.

На III этапе ознакомления детей с художественной литературой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.

На данном этапе нами было предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствовать умение самостоятельно объяснять значение некоторых мотивированных слов, употреблять их в словосочетаниях и предложениях;
  • уточнять лексические значения ранее усвоенных слов;
  • закреплять умение детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам;

— составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, синонимы, многозначные слова и др.).

В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.

В повседневной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.

Таким образом, дети в общении, составлении рассказов, сказок с использованием многозначных слов показали достаточно высокий уровень понимания разных значений полисемантичных слов. В качестве основных нами использовались упражнения, которые направлены были на развитие следующих умений: сравнивать, обобщать, группировать по значащим признакам, воспринимаемым сенсорной системой и адекватно употреблять грамматические конструкции; делать не только различительные границы между признаками предметов, но и между их действиями, правильно употребляя сравнительную степень прилагательных; находить единственный, ведущий для решения предлагаемого задания признак, правильно согласуя его с существительным; воспринимать сигналы через устанавливающиеся связи в процессе взаимодействия слуховой, зрительной, кинестетической и других сенсорных систем и правильно употреблять слова в нужной грамматической категории.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова — М., 1998.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. – М., 1998.
  3. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. — Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3
  4. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слова синонимы для диплома
  • Слова синонимы для антиплагиата
  • Слова синонимы для 2 класса
  • Слова синонимы дети ребята
  • Слова синонимы грусть радость