Слова синонимы для дошкольников список

Пособие «Словарь синонимов» 1- 4 класс

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Август, жнивень, серпень

Аккуратный, опрятный, чистый

Апрель, снегогон, цветень

Беззаботный, беспечный, неунывающий, беспечальный, бескручинный, равнодушный

Безобразный, некрасивый, уродливый, невзрачный, неказистый, неприг­лядный, нескладный

Белый, белоснежный, молочный, снежный, лилейный, ки­пенный

Беспокоиться, тревожиться, волноваться

Благородный, аристократический, рыцарский, достойный, доблестный, джентльменский

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться

Блестящий, яркий, светлый, лучистый, лучезарный

Близкий, ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, прилегаю­щий, соседний

Болтливый, говорливый, многоречивый, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный, велеречивый

Большой, гигантский, громадный, огромный, исполинский

Бояться, пугаться, страшиться, робеть, дрожать от страха

Быстрый, проворный, прыткий, резвый, стремительный

Важничать, кичиться, хвалиться, зазнаваться, задаваться

Вежливый, внимательный, обходительный, почтительный, предупреди­тельный, участливый, учтивый, светский, благовоспитанный, воспитанный, любезный, приветливый, галантный, тактичный

Верный, надежный, преданный

Вершина, верх, верхушка, гребень [горы, волны], конек [крыши)

Веселый, радостный, ликующий, жизнерадостный

Видеть, наблюдать, замечать, примечать, любоваться

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться

Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей

Восторг, восхищение, ликование, веселье, радость

Враг, противник, неприятель, недруг

Враждебный, злобный, злостный, злоумышленный, недружелюбный

Врать, лгать, выдумывать, обманывать, сочинять, фантазировать

Вспыльчивый, гневливый, запальчивый, раздражительный, не­уравновешенный

Выучить, затвердить, усвоить, вызубрить

Глупый, неразумный, несмышленый, тупой

Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

Горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться, тужить

Гореть, пылать, полыхать, пламенеть, теплиться, тлеть

Гостеприимный, радушный, хлебосольный

Граница, рубеж, черта, линия, предел

Греметь, грохотать, громыхать, рокотать

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Грустный, печальный, невеселый, тоскливый

Декабрь, студень, стужайло, студенец

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать

Дерзкий, резкий, грубый, вызывающий

Дети, детвора, ребята

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фан­тастический, удивительный, обворожительный, очарователь­ный, чарующий, непонятный, редкий

Дом, здание, изба, хата

Дорога, путь, линия, колея

Дремучий, глухой, густой

Дрожать, трястись, трепетать

Друг, приятель, товарищ

Душистый, ароматный, пахучий

Жадный, алчный, ненасытный, скупой, корыстолюбивый, прижимистый, скаредный

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий

Желтый, золотой, лимонный, шафрановый, янтарный, со­ломенный

Забава, развлечение, потеха

Заглядеться, засмотреться, залюбоваться

Задира, забияка, драчун

Зеленый, изумрудный, малахитовый

Источник, ключ, родник

Июль, липец, страдник, сенозарник

Июнь, хлеборост, червец

Красивый, прекрасный, божественный, великолепный, роскошный, вос­хитительный, пленительный, живописный

Красный, румяный, алый, багряный, пунцовый, пурпурный, кумачовый, рубиновый

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветли­вый, обходительный Лентяй, лодырь, ленивец

Ласковый, любезный, нежный, обязательный, приветливый, обходи­тельный

Легкомысленный, ветреный, неосмотрительный, неосторожный

Лентяй, лодырь, ленивец

Лиловый, фиолетовый, сиреневый

Май, травник, травень

Март, зимобор, березень

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган,

Миловидный, пригожий, осанистый, видный

Мокрый, сырой, влажный, волглый

Обрыв, круча, крутизна

Овраг, буерак, балка

Октябрь, грязник, листопад

Осмеливаться, дерзать, отваживаться, пробовать, рисковать, решаться

Остановка, задержка, заминка, застой, затишье, пауза,-лерерыв, ант­ракт, запятая, точка

Осторожный, благоразумный, недоверчивый, опасливый, внимательный, осмотрительный

Откровенный, открытый, искренний, прямой, прямодушный, прямолиней­ный, чистосердечный, бесхитростный, наивный

Отчаиваться, унывать, терять надежду, предаваться отчаянию

Охранять, беречь, оберегать, караулить, сторожить, стоять на страже, стоять на часах

Палка, булава, дубина, жезл, клюка, костыль, палица, посох, прут, трость, скипетр, стержень

Парк, сад, роща, сквер

Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена [в школе]

Петь, напевать, заливаться, выводить голосом, затягивать[песню>, под­тягивать голосом, вторить

Печальный, безотрадный, беспросветный, горестный, горький, грустный, жалобный, мрачный, плачевный, скорбный, безутешный, огорченный, ме­ланхолический, пессимистический, унылый, сокрушенный, тоскливый

Писать, записывать, строчить, выводить, черкать, чертить

Пища, кушанье, снедь, еда, яства

Плут, жулик, мошенник, обманщик, шарлатан

Побеждать, одолевать, осиливать, одержать победу, выиграть сражение

Подлый, бесчестный, гнусный, грязный, низкий, позорный

Подчиняться, сдаваться, смиряться, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, быть под игом, быть в порабощении, зависеть от кого-либо, стать жертвой, плясать под чужую дудку, унижаться

Поймать, изловить, задержать, выследить, обнаружить, отыскать, под­цепить, разыскать, напасть на след

Половодье, разлив, паводок, полая вода

Поэт, стихотворец, певец, бард, трубадур, пиит

Править, управлять, руководить, командовать, распоряжаться, вер­ховодить

Праздник, торжество, триумф

Прежний, былой, давний, стародавний, давнишний, прошлый, минувший. Летошный год (прошлый год)

Приближаться, подкрадываться, подползать, подходить, подступать

Произведение, творение, создание, работа, дело, изделие, поделка

Просить, упрашивать, молить, умолять, заклинать

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Пустяк, пустячок, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Равнодушие, безразличие, безучастие

Радовать, веселить, тешить, лелеять, услаждать, ласкать

Разведчик, агент, шпион, лазутчик, резидент

Развлекать, забавлять, веселить, увеселять, тешить, потешать

Распутица, бездорожье, беспутица

Распутица, бездорожье, беспутица

Расставание, разлука, прощание

Растеряться, оторопеть, опешить

Робкий, несмелый, малодушный, боязливый, пугливый, трусливый

Ровесник, сверстник, одногодок, однолеток

Родина, отечество, отчизна

Родной, отчий, отеческий

Светать, рассветать, брезжить и брезжиться, светлеть

Светить, сиять, сверкать

Свобода, независимость, воля

Сердиться, дуться, злиться, гневаться, выходить из себя, доходить до бе­лого к аления, рвать и метать

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый, ди­кий [устар.]

Сильный, мощный, могучий

Синий, кубовый, васильковый, индиговый, сапфировый, ультрама­риновый

Сказать, молвить, проговорить, произнести, сболтнуть, пролепетать, сообщить, заявить, изречь

Скрывать, таить, прятать

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстраш­ный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный, лихой, удалой, бравый, решительный, не робкого десятка

Смеркаться, темнеть, вечереть

Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

Событие, случай, происшествие, приключение, эпизод

Старательный, прилежный, усердный, ретивый

Старый, ветхий, дряхлый (о вещах)

Старый, пожилой, престарелый

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника, трепет

Страшный, ужасный, жуткий, леденящий, зверский, дья­вольский

Темнота, мрак, мгла, потемки

Тропинка, тропа, дорожка, стежка

Трудный, сложный, непростой, мудреный, хитрый

Угасать, затухать, переставать гореть

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный, пасмурный

Удача, счастье, везение, фортуна

Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, мозго­витый, головастый, башковитый

Упрямиться, упорствовать, упираться, артачиться

Февраль, снежень, лютый

Холодный, морозный, ледяной

Черный, вороной (конь), смоляной (волос], агатовый [глаз]

Чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчи­вый, тонкий, щепетильный

Шалун, проказник, баловник, озорник, сорванец, постре­ленок, бедокур

Источник статьи: http://infourok.ru/posobie-slovar-sinonimov-klass-1281656.html

Словарик синонимов для детей



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

  • Сейчас обучается 230 человек из 59 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 167 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.12.2021
  • 236
  • 0
  • 23.12.2021
  • 200
  • 0

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 603
  • 32

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 23.12.2021
  • 173
  • 0

«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Анастасия Андреевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Автор материала

    Крылова Анастасия Андреевна

    • На сайте: 1 год и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65195
    • Всего материалов:

      235

Подарочные сертификаты

Новинка!

Выбрать сертификат

Картотека дидактических игр по развитию речи

Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок… пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда,…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко….близко        

 «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Воспитатель называет  ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить  ребёнку, что похожие слова — это слова — приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать — …. (размышлять),

открыть — ….. (отворить),

отыскать — … (найти),

зябнуть — … (мерзнуть),

поразить — … (удивить),

шалить — … (баловаться),

забавлять — …. (развлекать),

прощать — …(извинять),

звать — … (приглашать),

реветь — … (плакать),

мчаться — … (нестись),

вертеться — … (крутиться),

опасаться — … (бояться),

бросать — …. (кидать).

«Как назвать того, кто…?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1

Взрослый предлагает детям назвать того, кто …

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто лечит детей (врач)

Кто учит в школе детей (учитель)

Кто готовит еду (повар)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель — строит). 

Дидактические игры на согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных

«Лови да бросай — цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Взрослый: красный – 

Ребёнок: мак, кубик, карандаш

оранжевый — апельсин, морковь, огонь; 

желтый — цыпленок, солнце, лимон;

зеленый — арбуз, трава, листья;

голубой — небо, лед, незабудки;

синий — василек, море, платок;

фиолетовый — слива, сирень, баклажан.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Длинный — поезд, пояс, кабачок, бант, карандаш, гвоздь, рукав.

Широкая — полоска, тропинка, улица, дорога, комната.

Широкий — ящик, диван, проем, пояс.

Красная — куртка, резинка, книга, юбка, малина, клубника.

Красный — мяч, кубик, томат, редис, ящик, карандаш.

Круглый — мяч, апельсин, арбуз, помидор.

Круглое — солнце, яблоко, колесо.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

Игра «Угадай, что это?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимением.

Материал: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь фрукт. Ребёнок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме

Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей.  Это – банан. Он длинный (твердый)

«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 

Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце,  яблоко, арбуз…) 

Что бывает длинным? (тропинка, река, огурец, линейка, лента, шнурок…) 

Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф…) 

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, платье…) 

 Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…) 

 Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…) 

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…) 

 Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…) 

 Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…) 

 Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…) 

 Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…) 

Дидактические игры на употребление глаголов в активной речи детей

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит? 

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. 

Взрослый: идет  

Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; 

Бежит — заяц, мальчик, вода, время; 

Летит  — шарик, бабочка, пчела, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета; Плывет  — рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 

Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Осень» 

Взрослый: Ветер что делает? дует.

Листва что делает? Желтеет, облетает.

Снег — что делает? Выпадает, ложится. 

Птицы — что делают? Улетают. 

Медведь — что делает? Уходит в спячку в берлогу. 

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 

Воспитатель: Летают. 

Ребёнок: Вороны, самолеты, вертолеты, пчелы,  снежинки. 

Плавают: Рыбы, дельфины, лодки, корабли. 

Ползают: Змеи, гусеницы, черви. 

Прыгают: Мячики, лягушки,  дети, зайцы.

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи? 

Воспитатель разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. 

Воспитатель:

Ребенок — стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест;

Собака —  лает, играет, кусается, ласкается, служит; 

Кошка —  мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается;

Мышка — шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает; 

Медведь – спит, рычит, ест, гуляет.

Ворона — летает, ходит, каркает, клюет; 

Уж  — ползет, шипит, извивается, жалит.

Дидактические игры по дифференциации обобщающих понятий и временных понятий.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 «Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

2  предмета

Объясните, что общее у предметов.

Морковь, лук (овощи);

Василек, мак (цветы);

Лиса, тигр (животные).

3 предмета:

Яблоко, мячик, тарелка — … (круглый)

Чайник, кастрюля, кружка — …(посуда)

Огурец, ель, крокодил — … (зеленый)

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать  слухоречевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Воспитатель произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: ворона, жук, ласточка,, кузнечик, сорока.

Только диких зверей: еж, корова, тигр, баран, волк.

Только овощи: огурец, апельсин, помидор, горох, репа.

Только обувь: сапоги, гольфы, валенки, кеды, брюки.

Только мебель: окно, стол, стул, диван, потолок.

Только посуда: блюдо, салат, тарелка, чашка, салфетка.

Только транспорт: трамвай, руль, трактор, грузовик, лавка.

«Семья» 

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья? 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

 Примерные вопросы:

 Кем ты приходишься маме и папе? 

 Кем ты для бабушки и дедушки? 

 У тебя  есть сестры или братья?

 Назови двоюродных братьев и сестер. 

 Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

Материал: Мяч.

Вариант 1.

Ход игры:

Воспитатель  называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 

Воспитатель: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 

Взрослый: — Фрукты;

Дети: — Банан, ананас, киви, яблоко, апельсин, персик. 

Воспитатель: — Ягоды;

 Дети: — Земляника, крыжовник, клюква, рябина, ежевика. 

Воспитатель: деревья; 

Дети: осина, сосна, лиственница, ясень, клен и т.д.

Вариант 2.

Ход игры:

Воспитатель называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. 

Воспитатель: морковь, картофель, лук.

Ребенок: овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Слава раз, Алеша два, Кирилл  три, Даня четыре, Вадик пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.

Ход игры:

Дети стоят по одну сторону помещения, воспитатель — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

«Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю».

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Окунь».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры:

Все становятся в круг, воспитатель ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери… Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (еж, кабан, лось), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Материал: Стульчики по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель  выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет черника», второй — «подберезовик», третий — «брусника», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 

Бросая мяч ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 

Вариант 1.

Воспитатель: Кто живет в дупле? Белка. 

Кто живет в скворечнике? Скворцы. 

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 

Кто живет в будке? Собака. 

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк. 

Кто живет в берлоге? Медведь. 

Вариант 2.

Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребёнок: В берлоге. В логове. 

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Лиса живет в норе». 

«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои.  Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки;

берлога — для медведя;

дупло — для белки, для совы;

гнездо — для птицы;

скворечник — для скворца;

коровник — для коровы, телят;

конюшня — для лошади, жеребят;

свинарник — для свиньи и поросят;

крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет. 

Воспитатель с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. 

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели. 

Играющие становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник…» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и дети  встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. 

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры:

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Среда, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Суббота, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года, в месяцы.

 «Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? 

Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. 

Например: «Осень. А что за нею?». 

Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему. 

Варианты вопросов: «Лето. А что за ним?» — «Осень. 

«А что за нею?» 

«Сколько месяцев в году?» 

«Назовите летние месяцы». 

«Назовите первый месяц весны». 

«Назовите последний месяц зимы». 

«С какого месяца начинается осень?» 

«Каким месяцем заканчивается осень?»

Разнообразные дидактические игры

Игра «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Материал:  Игрушки, картинки, изображающие те же  предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Ход игры. 

Воспитатель показывает детям разные предметы, а они их называют.  Показывая игрушки, воспитатель задаёт детям вопрос. Они отвечают, одним словом.  Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает?» — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» — «Мяч,»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно сшить?

— Что можно связать?

— Что можно завязывать?

— Что можно надеть

— Что можно обуть?

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова, и просит определить, какое слово лишнее. 

Например:

Синий, желтый, сладкий. 

Капуста, лук, апельсин. 

Ярко, ясно, хмуро.

Весна, лето, среда, осень. 

Четверг, пятница, зима, вторник. 

Утро, полдень, вечер, зима. 

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 

Игра «А что у вас?»

Цель: Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Материал: Лото.

Ход игры.

Вариант 1.

 Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла,  блюдце, мишка и т.д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе: «У меня ведра. А у вас что?» — «А у меня ведро»

Вариант 2. 

Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: « У вас ведра, а у меня ведро»

«Бывает — не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! 

Играющие встают в круг. Воспитатель называет времена года.

Например: «Осень».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например: «Дожь».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра «Поможем кукле»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: Посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.

Материал: Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.

Ход игры. 

На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Воспитатель раздаёт детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.

Большие карты остаются у воспитателя. Воспитатель обращается к детям: «Села кукла за стол обедать, а стол не накрыт. Надо помочь  кукле. Что ей нужно?» дети, у которых на карточках изображена столовая посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю тарелку»

Воспитатель  продолжает: « Хотела кукла играть – нет игрушек…», «Собралась гулять, а одежды нет….», «Вышла на улицу и увидела…» и т.д. дети отдают всё, что нужно кукле, называя изображённые на их картинках  предметы.

Игра «Дай – бери»

Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».

Материал: Кукла и предметы её одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда)

Ход игры.

Вариант 1. 

Для этого варианта понадобится кукла и её одежда.

У воспитателя  — кукла, у ребёнка – её одежда.  Воспитатель, постепенно одевая куклу, просит у ребёнка предметы одежды: «Дай юбку», «Дай кофту» и т.д. в ответ на эти просьбы ребёнок даёт нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите юбку», «Возьмите кофту»). При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребёнок просит у воспитателя или другого ребёнка вещи куклы.

Вариант 2. 

Берутся детский стол (или кукольный) и столовые принадлежности. Действия воспитателя и ребёнка сопровождаются речью, описанной в первом варианте:

Дай скатерть – Берите скатерть.
Дай чашку – Берите чашку.

Дай стакан – Берите стакан.

Дай сахар – Берите сахар.


Подборка по базе: банк одарённых детей.docx, обучение детей с зпр.docx, Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возра, Диагностика детей с ОВЗ.docx, «Последовательность обучения детей физическим упражнениям».docx, цт психогигиена детей и подростков .docx, Педагогические условия нравственного воспитания детей старшего д, Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкол, чем проверять детей логопед.docx, цт психогигиена детей и подростков .pdf


Словарь синонимов для детей старшего дошкольного возраста

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
доктор – врач

дорога – путь

ребёнок- малыш

еда- пища

холод- мороз

автомобиль – машина

друг- товарищ

ребята- дети

брюки – штаны

школьник – ученик

пёс- собака

конь – лошадь

метель – вьюга

враг — противник

богатырь – силач

больной – нездоровый

лётчик – пилот

работа – труд

яд – отрава

тропинка- дорожка

бой – битва

животное – зверь

боец – воин

страх – испуг

волшебница – фея

великан – гигант

тепло – жара

сад – огород

рынок – базар

дворец – замок

водитель – шофёр

огонь — пламя

мартышка – обезьянка

лягушка – жаба

чучело — пугало

трудный – сложный

грустный – печальный

крошечный – маленький

весёлый – радостный

большой – огромный

сырой – мокрый

шустрый – быстрый

храбрый – смелый

грязный – чумазый

верный – надёжный

трудный – тяжелый

холодный – ледяной

прочный – крепкий

горячий – жаркий

высокий – длинный

пасмурный – хмурый

нарядный — красивый

аккуратный — чистый

толстый – жирный

красный — алый

больной — нездоровый

белый — светлый

скакать – прыгать

ломать – разрушать

бросать – кидать

врать – обманывать

плакать – реветь

прощать – извинять

ходить – шагать

бросать – кидать

работать – трудиться

спешить – торопиться

кушать – есть

упал – свалился

заступаться – защищать

брать – взять

говорить – беседовать

думать – размышлять

выучить- запомнить

залезть – подняться

плавает – купается

бояться – пугаться

думать — размышлять

побеждать — выигрывать

Исправление грамматических ошибок

Авторы некоторых пособий под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку исправление ошибок осуществляется на всех занятиях (и не только по развитию речи), а также вне их, а задачи и содержание повседневного речевого общения значительно шире.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич.

  • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
  • Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
  • Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
  • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», – подтверждает воспитатель.
  • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно», – говорит воспитатель.
  • Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек).

Виды пересказа (для детей дошкольного возраста)

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.

Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

а) пересказ « цепочкой»,

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Пересказ по частям или одной части (выборочный пересказ). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Пересказ с изменением лица. (творческий пересказ). Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей.

Материал статьи Нормана Брауна впервые был опубликован в Записках международной конференции родителей детей с врожденной слепоглухотой, состоявшейся в Мадриде в 1995 г.

Данная статья посвящена родителям, чьи дети страдают слепоглухотой, их особенным переживаниям и проблемам. Такие дети имеют специфический дефект, искажающий их восприятие окружающей среды. Для того, чтобы помочь ребёнку осознать мир вокруг, необходимо предоставить ему широкий спектр возможностей. В связи с дефектом, обучение и воспитание ребёнка родителем кардинально меняется, т.к. малыш не в состоянии воспринимать информацию, как обычный ребёнок.

Появление такого младенца — делит жизнь семьи на 2 этапа: до и после. Принятие себя родителем особенного ребёнка наталкивается на проблему нехватки теоретической и практической информации о дефекте и воспитании с его учётом. В процессе поиска ответов на интересующие вопросы, семья переживает период отчаяния. В этот момент главным условием становится самоконтроль чувств и эмоций.

Гиперопека, стремление защитить своего ребенка, сосредоточение на дефекте мешают развитию малыша и самих родителей, а также ухудшают семейные взаимоотношения, так как все силы концентрируются только на дефекте малыша.

Существуют 2 варианта взаимоотношений в семье с ребёнком-инвалидом:

  1. Сплочение родителей для заботы о своём ребёнке;
  2. Разрозненность отношений между супругами из-за недостаточного внимания друг к другу, и ассоциации партнера лишь с проблемами и трудностями.

Часто отец в большей мере испытывает трудности в воспитательном процессе своего ребёнка, в связи с иным стилем воспитания и неравномерным распределением информации между супругами. Но с наступлением школьного периода родители разделяют процесс обучения и воспитания с педагогами, что несомненно облегчает их ношу в психологическом плане.

Когда ребёнок взрослеет, появляются новые трудности, связанные с сексуальными проблемами и неопределённостью будущего.

В этот момент большую роль играют 2 чрезвычайно важных фактора, воздействующих на родителей:

  • продолжительное влияние стресса, приводящее к моральному истощению;
  • физический облик ребенка, с новыми потребностями и необходимостью других методов воспитания.

В данной статье Норман Браун описал некоторые особенности поведения родителей, которые воспитывают ребёнка с дефектом. Его мысли не являются руководством к действию, но Браун поделился личным опытом воспитания своего ребёнка и ситуациями других родителей, в качестве наглядного примера, с целью оказания помощи другим семьям с подобной ситуацией. Он попытался донести мысль о том, что допускал те же ошибки, что многие родители, воспитывавшие слепоглухонемых детей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГЮОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа по дисциплине

«Специальная педагогика»

Студентки группы ЗССАБ-44.03.03.41 (К)

Вольской (Глезденевой) Анны Сергеевны

Преподаватель:

Дементьева Евгения Леонидовна

Ижевск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГЮОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Контрольная работа по дисциплине

«Технология обследования и формирования речи» № 3

Студентки группы ЗССАБ-44.03.03.41 (К)

Вольской Анны Сергеевны

Преподаватель:

Куклина Марина Владиславовна

Ижевск, 2018 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальное (дефектологическое) образование

Контрольная работа по дисциплине

«Психология развития»

Выполнил студент

Вольская А.С

группа 3ССАБ-44.03.03-41(к)

Научный руководитель:

Андреева М.В

Ижевск, 2018 г.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

автор: Искакова Наталья Владимировна

заведующая МБДОУ «Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Искакова Наталья Владимировна –заведующая МБДОУ

«Детский сад № 37» города Кызыла Республики Тыва

В методике развития речи дошкольников в детском саду преобладает подход, главное в котором является расширение объема словаря, но при этом недостаточно уделяется внимание освоению смысловой стороны слова.

В соответствии с этим, необходимо повысить удельный вес работы над более точным употреблением синонимов и многозначных слов в речи дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами проходило по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи». В данной программе достаточно хорошо прослеживается связь языка и мышления, осознание явлений языка и речи.

Ушакова о [1, с. 48].

Оксана Семеновна о Отечественные исследователи по вопросам развития речи считают, что «Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий» [4, с. 13].

В настоящее время основные направления работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с синонимами и многозначными словами рассматриваются не только задачами развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи но и целями развития коммуникативной сферы. Нами был разработаны перспективный план лексической работы, состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь синонимов и многозначных слов;

— обогащать словарь путем расширения знаний, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

Мы старались не оставлять без внимания все виды детской деятельности, имеющие место в ДОУ (игровая, учебная, трудовая, бытовая), поэтому работа по обогащению синонимами и многозначными словами словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми синонимами и многозначными словами:

  • с занятиями по познавательному развитию,
  • изобразительной деятельности,
  • ознакомлению с художественной литературой,
  • разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы. В качестве основных – нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

  • лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);
  • объяснение значений слов педагогом, подбор однокоренных слов, лексические упражнения на подбор синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства.

На II этапе, в процессе ознакомления с художественной литературой большое внимание уделялось формированию и совершенствованию соответствующих умений и опыта понимания многозначных слов и подбору синонимов.

В связи с этим были сформированы следующие задачи:

  • активизировать знакомые слова путем использования их в новых речевых ситуациях;
  • учить подбирать слова, входящие в родовидовую группу, по соответствующему обобщающему признаку;
  • закреплять обобщающие наименования на основе сравнения признаков предметов;
  • учить детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам.

Это способствовало активизации названий различных предметов, качественных (параметрических и оценочных) прилагательных, обобщающих слов.

На III этапе ознакомления детей с художественной литературой устанавливались межсистемные связи, объектов, включались в разные системы и формировались соответствующие умения и отношение к ним.

На данном этапе нами было предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствовать умение самостоятельно объяснять значение некоторых мотивированных слов, употреблять их в словосочетаниях и предложениях;
  • уточнять лексические значения ранее усвоенных слов;
  • закреплять умение детей понимать и подбирать многозначные слова и синонимы к существительным, прилагательным и глаголам;

— составлять рассказы о явлениях живой и неживой природы, используя образную лексику (определения, синонимы, многозначные слова и др.).

В процессе обучения предусматривалось осознание наличия различных значений полисемантичных слов; формирование лексических значений многозначных слов детьми; понимание и подбор антонимов и синонимов к прилагательным, многозначным словам; активизация усвоенных слов в связных высказываниях.

В повседневной деятельности акцентировалось внимание детей на многозначности слов разных частей речи: сначала уже знакомых им, а затем и новых (анютины глазки, бежать, василек, вьюн, галка, ерш, идти, легкий, лилия, лук, мелкий, молния, морж, петрушка, свежий, сережка, стрелки, хмурый). Синонимические сопоставления, составление словосочетаний и предложений позволили с большей эффективностью показать разные значения многозначного слова. Данная работа в значительной мере опиралась на личный опыт детей.

Таким образом, дети в общении, составлении рассказов, сказок с использованием многозначных слов показали достаточно высокий уровень понимания разных значений полисемантичных слов. В качестве основных нами использовались упражнения, которые направлены были на развитие следующих умений: сравнивать, обобщать, группировать по значащим признакам, воспринимаемым сенсорной системой и адекватно употреблять грамматические конструкции; делать не только различительные границы между признаками предметов, но и между их действиями, правильно употребляя сравнительную степень прилагательных; находить единственный, ведущий для решения предлагаемого задания признак, правильно согласуя его с существительным; воспринимать сигналы через устанавливающиеся связи в процессе взаимодействия слуховой, зрительной, кинестетической и других сенсорных систем и правильно употреблять слова в нужной грамматической категории.

  1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова — М., 1998.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста/О.С. Ушакова. – М., 1998.
  3. Лаврентьева А. Формирование семантической стороны речи /А. Лаврентьева. — Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – с. 3
  4. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНОНИМАМИ И МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ

Виды упражнений на синонимы

В начальных классах педагоги используют комплекс упражнений, который может содержать в себе следующие компоненты:

а) необходимо обнаруживать синонимы в тех текстах, которые дети читают, также нужно учить их определять, какие оттенки значений передаются теми или иными синонимами;

б) нужно учить их подбирать синонимы, которые могли бы служить заменой для данного детям слова, а также нужно выяснить оттенки этих синонимов, определить, когда их употребляют;

в) нужно подобрать специальные упражнения для работы с синонимичными парами;

г) нужно активизировать синонимы, чтобы дети могли свободно ими пользоваться в связной речи;

д) нужно исправлять ошибки в речи детей при неудачном использовании синонимов, заменять их более удачными вариантами, которые могли бы быть более уместными в тексте.

Уже в первом классе необходимо начинать элементарную работу с синонимами. Например, можно сказать: «Маленький Ваня, а его ботиночки крошечные». И дети легко могут понять, в чем разница между словом «маленький» и «крошечный» [18].

Еще один пример. Ветер может быть либо холодным, либо ледяным. Младшие школьники могут объяснить, какие оттенки передают эти два синонима. Как они помогают более точно выразить мысль?

Во втором и третьем классах нужно представлять детям группы, состоящие из трех синонимов.

Для закрепления материала, нужно чаще использовать отрывки из интересных художественных произведений. Например, можно использовать диалогическую речь рассказа «В новой семье». Можно даже составить целый синонимичные ряд: шепнула – произнесла – ответила – сказала. Конечно, не все слова в этом рассказе синонимичны.

Однако в первых классах для упрощения работы иногда нужно немного расширять понимание тех или иных слов. Благодаря этому дети могут проводить тщательный анализ слов, которые входят в единую тематическую группу, связанную с речью человека.

Комплекс упражнений

Работа с синонимами – это самая важная часть работы со словами.

Лексическое разнообразие языка определяется тем, как используются синонимы. Понятия о признаках и действиях, а также о предметах имеют разные оттенки и варианты. Чем больше синонимов в словаре, тем выразительнее язык человека.

В младшей школе детям не предоставляются теоретические знания о синонимах. Но на практике работа с этими языковыми единицами ведется активно. Дети наблюдают за ними и приобретают понятие о синонимах.

Комплекс упражнений может содержать следующие элементы:

  1. Нужно обнаружить в предложенном тексте синонимы, объяснить, что они означают, какие между ними есть различия;
  2. Нужно подобрать синонимы, которые могут быть хорошей заменой для предложенного слова;
  3. Нужно выполнять градацию синонимов и другие упражнения над этими словами;
  4. Нужно активизировать синонимы в речи детей;
  5. Нужно исправлять неудачные примеры синонимов, подбирать для них более уместную замену.

Вот некоторые примеры для работы:

  1. Дети получают список, состоящий из слов одной части речи. В нем находятся две группы синонимов и конфликтные слова. Все это в смешанном виде. Дети должны выделить обе группы синонимов, а также отделить от них конфликтные слова. Помимо одиночных слов, список также включает и фразеологизмы.
  2. Нужно разложить синонимы по возрастанию или убыванию степени описываемого ими признака.

Ученики получают две группы слов. И они должны разместить их в порядке возрастания признака. Затем эти слова нужно использовать, чтобы составить предложения так, чтобы предложения эти уточняли значение каждого слова.

  1. Выбор подходящих синонимов для предложенного слова. К примеру, дети получают для работы слова: смешной, работать и метель. Они должны подобрать для каждого из них подходящие синонимы. А затем составить предложения с использованием этих синонимов.
  2. Нужно заменить слово в предложении из тех, что предложены. Просто проводится замена на предложенные слова и подбирается то, которое наиболее точно раскрывает смысл.
  3. Нужно выбрать наиболее подходящее слово из предложенного списка. Дети должны обосновать свой выбор.

Наибольшую ценность несут упражнения лексического характера, которые относятся к синонимии. Очень важно побуждать детей работать активно с синонимами. Ведь способность подбирать наиболее подходящие синонимы:

  • делает речь более богатой;
  • помогает более точно и выразительно формулировать свои мысли.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Слова синонимы для диплома
  • Слова синонимы для антиплагиата
  • Слова синонимы для 2 класса
  • Слова синонимы дети ребята
  • Слова синонимы грусть радость