Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений

Класс:9

Урок №:

Дата:

Тема. Синтаксические
синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.

Цели урока:

·       
обобщить
и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя
пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

·       
совершенствовать
речевую деятельность школьников; 

·       
 воспитывать
любовь к родному языку и  гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения
разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять
смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Оборудование: таблица «ССП»,
раздаточный материал

Ход
 урока.

 I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает
на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так
как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных
умений, формируемых на основе знаний о ССП.

 II. Проверка домашнего задания.  

—   На какие группы делятся
СП?                                       

 — На какие группы делятся ССП по
союзам и значению?

III. Повторение. Правописание Н-НН в
суффиксах причастий и прилагательных.

Объяснительный
диктант.

Лебединая песня,
раненый солдат, плетённая из веток корзина, деревья подрезаны, смышлёный
ребёнок, замороженные продукты, асфальтированная улица, правленый редактором
текст, купленное здание, сушёные ягоды.

-Какой орфограмме
подчинено правописание данных сочетаний? Сформулируйте правило.

-Какое
словосочетание является лишним в данном диктанте? Почему?

IV. Закрепление
знаний, умений и навыков.

Пунктуационный диктант. Работа учащихся у
доски.

*     Определите
тип предложениий по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего
выбора(2 ученика работают у доски поочереди). Расставьте знаки препинания.

·       
Вот
наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!  (Н.Рубцов)                 

·       
После
грома

воздух стал  чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)

·       
Наконец,  выпал
снег и наступила зима.

·       
В
саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

Каковы
основные правила постанови знаков препинания  в ССП?

*     Синтаксический
разбор предложения
(1 ученик работает у доски)

  Дари щедрее людям счастье, и
сам ты будешь им богат.

— Дополнительное задание: назовите виды
орфограмм в корнях слов.

— Найдите слова, в которых количество букв
и звуков не совпадает предложении. Почему?

— Итак, это ССП. Какие  предложения
называются сложносочинёнными?

— А как отличить ССП от простого
предложения с однородными членами?

*     Составьте
предложения по схемам на тему «Осень в лесу»

                  
1.  [ — = o, и о, и о ].   2.[  ], и  [  ].

*     Отработка
знаний, умений, навыков

  • Скромно вошла зима в берёзовую
    рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
  • Шёл крупный, пушистый снег и
    красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
  • Луна сияла, июльская ночь была
    тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.
    (А.С.Пушкин)
  • Дождь утратил постоянство и
    шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
  • Опять на озере стояло
    безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
  •                       Лес
    пахнет дубом и сосной.

                             
За лето высох он от солнца,

                          
И осень тихою вдовой

                
          Вступает в пёстрый
терем свой.

                                                             
(А.С.Пушкин) 
                                            

V. Исследовательская
деятельность

 — Проанализируйте три текста (по
одному на группу). В каждом из них —    ССП с одной из групп сочинительных
союзов.

 — А какие группы сочинительных
союзов вы знаете?

Задание. Найти ССП. Определить значение,
которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и
союзы в ССП. Построить схемы.

Текст 1. Павел вспомнил,
как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки
ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой.
Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные,
откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов
куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что
нет.
Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал
ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной
мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба.
Пойдёшь направо
– коня потеряешь, пойдёшь налево…

                                                                     
        (Л.
Карелин. Роман
«Змеелов»)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3.  Несколько
дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии
крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова
подтвердило справедливые слухи.
В Оренбурге оказалось волнение; казаки с
угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был
зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп
обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и
прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было
сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух,  якобы он
другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак
Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на
лице знаков.
Сие показание было несправедливо…

                                                          
(А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3

Подведение
результатов   исследовательской 
деятельности.                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
                 Теоретические
выводы  

— К каким результатам пришла каждая группа?
Поделитесь своими наблюдениями.

— Обобщим сказанное. Какие значения вносят
в ССП различные союзы?

    Различные группы
сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с
соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо
последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно
выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят
в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

— Делаем главный вывод. Какова роль
сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей,
именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

 VI.Самостоятельная
работа по вариантам

Тестовые задания по теме «Сложносочинённые
предложения»

 VII.
Подведение итогов

Учебник. Стр. 27-28(правило, примечание).  Вопросы
для повторения:

— Когда в ССП ставится тире?

—  Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

Учитель объявляет оценки за урок и
комментирует их.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 61.

Дополнительно задание. Тестовые
задания по сборнику Мальцевой стр.170 упр.25 №
6-20

Спишите. Расставьте знаки препинания,
выполните синтаксический разбор предложения

 После грома
воздух стал  чище и свежее дышат люди.

Спишите. Расставьте знаки препинания,
выполните синтаксический разбор предложения

Луна сияла,
июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по
всему саду.

Спишите.
Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения
Купец
слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости,  и торжественно
пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.

Разработка открытого урока

в 9 классе по русскому языку

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

города Макеевки»

Рыжикова О.В.

Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

  • совершенствовать речевую деятельность школьников; 

  • воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Оборудование: таблица «ССП», раздаточный материал

Ход урока.

I. Организационный этап.

Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.

 II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.  

Индивидуальное задание

На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».

Ученик у доски выполняет следующее задание:

Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.

Фронтальная беседа….

Какие предложения называются сложносочинёнными?

На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?

Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?

Проверка индивидуального задания

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Комментированное письмо в тетрадях:

Безымянная улица,  картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться,  претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

Подводящий к теме диалог и определение темы урока

  • Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?

  • Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.

  • Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.

  • Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Объяснение учителем

Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык обладает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга. Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.

У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?

Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?

Работа в группах

Группа № 1

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.

Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Взошло солнце, и всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво

Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились

Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Когда взошло солнце, всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво

Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились

Группа № 2

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых

Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом

Мал золотник, да дорог

Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным

То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом

Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом

Мал золотник, но дорог

Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным

Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом

Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.

Синонимы сложносочинённых предложений:

— сложные бессоюзные предложения;

— сложноподчинённые предложения;

— сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.

V. Этап закрепления изученного

Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.

  • Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!  (Н.Рубцов)                 

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)

Наконец, выпал снег и наступила зима.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?

Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)

  Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

— Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.

— Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?

— Итак, это ССП. Какие  предложения называются сложносочинёнными?

— А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?

  • Составьте предложения по схемам на тему «Осень в лесу»

                   1.  [ — = o, и о, и о ].   2.[ ], и [ ].

VI. Этап применения изученного

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

                     Лес пахнет дубом и сосной.

                     За лето высох он от солнца,

                     И осень тихою вдовой

                     Вступает в пёстрый терем свой.

                                                              (А.С.Пушкин)                                              

VII. Исследовательская деятельность

 — Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них —    ССП с одной из групп сочинительных союзов.

 — А какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…

                                                                              (Л. Карелин. Роман «Змеелов»)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3.  Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух,  якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…

                                                           (А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3

Подведение результатов исследовательской  деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Теоретические выводы  

— К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.

— Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

    Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

 VIII. Подведение итогов

Вопросы для повторения:

— Когда в ССП ставится тире?

— Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.

IХ. Домашнее задание.

Упражнение 78.

Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.

Тема урока: Синтаксические синонимы сложносочинённых и бессоюзных предложений, их текстообразующая роль.

Цель урока:  повторить знаки препинания в сложносочинённом и бессоюзном предложениях, постановку тире в ССП, продолжить работу над составлением схем ССП, повторить орфограмму «Правописание Ы и И после приставок на согласную», «Чередование гласной в корне», «Правописание приставок пре- и при-»,

Ход урока

  1. Проверка дз (карточки).
  2. Комментированное письмо у доски:

Безымянная улица,  картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться,  претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

3. Составим схемы предложений.

Предложение

Схема

1. Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

  1. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начал расходиться.

(назвать вид сказуемого)

3. Стол и кровать стояли на прежних местах, но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.

4. То скрипнет, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам.

5. Стрела выходит, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.

Учитель: повторим понятие «синонимы».

1. Лексические синонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие:

— родина, отечество, отчизна;

— употреблять, применять, использовать.

2. Семантические синонимы- различаются оттенками значения:

— гиперболизировать, преувеличивать, утрировать;

3. Стилистические синонимы – имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску:

— лоб (нейтр), чело (устар.);

— отрезать (нейтр.), оттяпать, отхватить (прост.);

— отрывок (нейтр), фрагмент (книж.).

4. Семантико-стилистические – различаются лексическими значениями и стилистической окраской.

— сердиться, злиться, беситься (разг.), серчать (прост.);

— поспешный, торопливый, скоропалительный (разг.).

Синонимы могут различаться лексической сочетаемостью.

Человек трудится (работает), машина работает (но не трудится).

Лексические антонимы – слова, противоположные по значению.

В антонимические отношения вступают только те слова, которые имеют оттенок качества – размер, цвет, вкус.

Эмоции:

— любовь- ненависть;

Состояние:

Огорчаться-радоваться,

— спать-бодрствовать.

  1. Синтаксические синонимы.

Синтаксические синонимы – взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения.

БСП

Синтаксический синоним

Мы въехали в кусты, дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучки.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колёса начали задевать за сучки.

Принял присягу – покажи в бою отвагу.

Если принял присягу, то покажи в бою отвагу.

И видит враг: Москва идёт всем фронтом в наступление.

И видит враг, что Москва идёт всем фронтом в наступление.

Печален я: со мною друга нет.

Печален я, потому что со мною друга нет.

Я знаю, вы мне напишите.

Я знаю, что  вы мне напишите.

Заменить бессоюзные предложения, сложноподчинёнными предложениями.

  1. Никогда не забывайте: театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (что).
  2. Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем только тогда, когда его начинает не хватать. (а именно).
  3. Слово как подорожник: оно никуда не может пойти само, но его всюду приносят люди. (потому что).
  4. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (когда).
  5. За всё браться – ничего не делать. (если).
  6. Рукам работа – душе праздник. (..а).

Итог урока.

Тема урока: Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Цели урока:
— формировать знания о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений, их роли в тексте;
— формировать умения находить в тексте и самостоятельно подбирать синтаксические синонимы;
— формировать навыки редактирования текста;
— формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
— развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, искать аналоги и другие варианты решения;
— воспитывать исполнительность, добросовестность, внимательность, ответственность, наблюдательность, сообразительность, активность, целеустремленность, умение работать в коллективе

.

Задача урока:
Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Оборудование урока:
— Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
/Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д… Александрова О.М., научный редактор Шанский Н.М./ 5-е издание М… Просвещение, 2008.
— карточки с заданиями;
— презентация.
План этапов урока.
1.Организационный этап.
2.Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.
Индивидуальное задание.
На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».
Ученик у доски выполняет следующее задание:
расставить знаки препинания, начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.
 Фронтальная беседа…
Какие предложения называются сложносочиненными?
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Какие знаки препинания ставятся в сложносочиненном предложении?
Проверка индивидуального задания.
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Подводящий к теме диалог и определение темы урока.
Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?
Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.
Можно ли считать, что эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.
Что такое, на ваш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.
Подведение учителем итогов диалога.
4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Объяснение учителя.
Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.  У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. А какие, по-вашему, синтаксические синонимы существуют у сложносочиненных предложений? Какие гипотезы вы предлагаете?  Чтобы проверить ваши гипотезы, проведем небольшую самостоятельную исследовательскую работу.  Работа в группах. Группа № 1.
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочиненного предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений.

Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки
Взошло солнце, и всё вокруг засияло. Когда взошло солнце, всё вокруг засияло.
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво. Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво.
Пришел бы ты пораньше, и вы бы обо всём договорились. Если бы пришел ты пораньше, вы бы обо всём договорились.

Группа № 2.
Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочиненного предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочиненных предложений.

Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна. Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом. Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом.
Мал золотник, да дорог. Мал золотник, но дорог.
Мал золотник, зато дорог.
Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным. Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным.
То ли чай сеном пахнет, то ли сено пахнет мёдом.  Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом.

Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.
Синонимы сложносочиненных предложений:
— сложные бессоюзные предложения;
— сложноподчиненные предложения;
— сложносочиненные предложения с синонимичными союзами.
5.Этап закрепления изученного.
Самостоятельная работа.
Работа с раздаточным материалом.
1. Подберите синонимичные предложения к следующим сложносочиненным предложениям. Запишите получившиеся предложения.

  1. Конец мая, но на улице холодно. 2.Мы пришли, а она не развеселилась. 3. Зашумели кусты, и на поляну вышли два охотника. 4.Либо снег идёт, либо дождь поливает. 5. Автобус пришёл по расписанию, и мы успели на самолёт. 6. Скажешь другу несколько слов, и он тебе поможет.
    6.Этап применения изученного.

1. Отредактируйте текст. Запишите получившийся вариант.
Часто хожу я на рыбалку и со своим другом Лёшкой, учеником 6 класса, ловить окуней под железнодорожным мостом. И солнце греет, и птицы поют, и белые чайки рядками сидят по отмелям. Какое приволье! Шустрые моторные лодки рассекают воду, и волны с шумом набегают на берег. Наступил полдень, и пора перекусить. Мы разламываем хлеб и чистим яйца, и Лёшка начинает мечтать о походе к дальнему озеру и новой удачной рыбалке.

  1. Написать сочинение на тему «Синонимы сложносочиненных предложений, их роль в тексте».

В качестве проверки проводится конкурс на лучшее сочинение.
7.Этап обобщения и систематизации
Что такое синтаксические синонимы?
Какие синонимы могут быть у сложносочиненных предложений?
Какую роль они играют в тексте.
8.Этап информации о домашнем задании.
1. Подготовить рассказ о синонимах сложносочиненных предложений.
2.Выполнить упр. №64.
9.Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что не смогли выполнить?
Что интересное было на уроке?
Что сложное было на уроке?
Список литературы.
1. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
/Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., ДейкинаА.Д… Александрова О.М., научный редактор Шанский Н.М./ 5-е издание М… Просвещение, 2008.
2.Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку.9 класс. М., Дрофа, 2007.
3.Кулюкина Л.А., Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку. М, Экзамен, 2004.
4.Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. М., Дрофа, 2007
5.Д.Эю Розенталь, Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985
Адреса использованных сайтов.
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fborisovna.rusedu.net%2Fgallery%2F4998%2FRaspisanie_zvonkov.png&uinfo=sw-1349-sh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=42&rpt=simage&lr=213
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fpointofviewministories.webs.com%2Fms.png&uinfo=sw-1349-sh-645-fw-1107-fh-448-pd-1&p=3&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=103&rpt=simage&lr=213
http://allforchildren.ru/pictures/school25.php

Обновлено: 04.05.2023

Синонимия в синтаксисе проявляется иначе, чем на других уровнях: если в лексике она основывается на тождестве понятий, то в синтаксисе это явление базируется на близости семантических отношений между компонентами.

Синонимичными могут быть все типы сложного предложения:

· Сложноподч: Работу зачли, потому что я сдал ее вовремя. / Работу зачли, так как я сдал ее вовремя.

· Сложносоч: Я сдал работу вовремя, и ее зачли.

· Бессоюзн: Работу зачли: я сдал ее вовремя. / Я сдал работу вовремя — ее зачли.

Признаки синтаксических синонимов:

· Тождество лексического состава

· Близость основного грамматического значения

· Различные показатели этого тождества.

То есть, синтаксические синонимы — это синтаксические конструкции, характеризующиеся схожестью лексического состава, оттенками смысловых отношений и различными средствами связи.

Но не все предложения могут синонимизироваться. Например, предложение не может быть синонимом, если:

· В главной части — сослагательное наклонение

· В главной части — форма будущего времени и у глагола-сказуемого

· Придаточную часть невозможно заменить прич/дееприч. оборотом

· Не позволяет лексическое наполнение частей

Также иногда невозможно изменить место придаточного предложения, не искажая смысл.

Могут быть синонимами:

· Простые и сложные предложения: следует учитывать параллельные синт. конструкции.

Но! Нельзя заметь сложенное предложение простым, если:

— сказуемые в главной и придаточной частях относятся не к одному предмету

2) союзные и бессоюзные сложные предложения:

— если есть значение следствия/вывода/результата, можно заменить сложноподчиненным с придаточным условия/времени/следствия/уступки/цели/определительным

— бессоюзное со значением причины можно заменить сложноподчиненным с придаточным причины/изъяснительным/определительным

Но! Не все бессоюзные можно заменить:

Сама сплю и слышу: как будто кто-то стучит.

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2.Ошибки в построении сложных предложений.

1.Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме:

3.Неправильное употребление союзов и союзных слов проявляется в различных случаях:

б)плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: однако тем не менее

д)повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы. бы, если бы. бы)

5.Смешение прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Синонимия в синтаксисе проявляется иначе, чем на других уровнях: если в лексике она основывается на тождестве понятий, то в синтаксисе это явление базируется на близости семантических отношений между компонентами.

Синонимичными могут быть все типы сложного предложения:

· Сложноподч: Работу зачли, потому что я сдал ее вовремя. / Работу зачли, так как я сдал ее вовремя.

· Сложносоч: Я сдал работу вовремя, и ее зачли.

· Бессоюзн: Работу зачли: я сдал ее вовремя. / Я сдал работу вовремя — ее зачли.

Признаки синтаксических синонимов:

· Тождество лексического состава

· Близость основного грамматического значения

· Различные показатели этого тождества.

То есть, синтаксические синонимы — это синтаксические конструкции, характеризующиеся схожестью лексического состава, оттенками смысловых отношений и различными средствами связи.

Но не все предложения могут синонимизироваться. Например, предложение не может быть синонимом, если:

· В главной части — сослагательное наклонение

· В главной части — форма будущего времени и у глагола-сказуемого

· Придаточную часть невозможно заменить прич/дееприч. оборотом

· Не позволяет лексическое наполнение частей

Также иногда невозможно изменить место придаточного предложения, не искажая смысл.

Могут быть синонимами:

· Простые и сложные предложения: следует учитывать параллельные синт. конструкции.

Но! Нельзя заметь сложенное предложение простым, если:

— сказуемые в главной и придаточной частях относятся не к одному предмету

2) союзные и бессоюзные сложные предложения:

— если есть значение следствия/вывода/результата, можно заменить сложноподчиненным с придаточным условия/времени/следствия/уступки/цели/определительным

— бессоюзное со значением причины можно заменить сложноподчиненным с придаточным причины/изъяснительным/определительным

Но! Не все бессоюзные можно заменить:

Сама сплю и слышу: как будто кто-то стучит.

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2.Ошибки в построении сложных предложений.

1.Разнотипность частей сложного предложения проявляется в различной форме:

3.Неправильное употребление союзов и союзных слов проявляется в различных случаях:

б)плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: однако тем не менее

д)повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы. бы, если бы. бы)

5.Смешение прямой и косвенной речи находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.

Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.

В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.

Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными

Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.

Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:

Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов

Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:

  1. Бессоюзных и сложносочиненных:

    • Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
    • Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.

  2. БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
  3. ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.

Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Синонимия сложных предложений разных типов

Сложным является предложение, имеющее в своем составе несколько структур простых предложений (предикативных единиц), которые образуют смысловое, структурное и интонационное единство, в речи выступает в качестве одной коммуникативной единицы, несмотря на сложность и объемность своей структуры.

В зависимости от грамматических средств объединения частей все сложные предложения делятся на союзные (части их объединены в единое целое с помощью союзов и союзных слов) и бессоюзные (части их объединены в единое целое без помощи союзов и союзных слов).

Союзные предложения в зависимости от значения союзов, с помощью которых соединяются их части, делятся на сложносочиненные , составные части которых объединяются с помощью сочинительных союзов, и сложноподчиненные , составные части которых объединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

В сложносочиненном предложении (ССП) составные части объединены в одно смысловое и грамматическое целое с помощью сочинительных союзов: Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А. Чехов).

Сложноподчиненным предложением (СПП) является сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами: Мышление было бы не нужно, если бы были готовые истины (А. Герцен); Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков (Посл.). Части таких предложений неравноправны: одна из них (придаточная часть) находится в синтаксической зависимости от другой (главной части).

В бессоюзном сложном предложении , части объединены в одно структурное и смысловое целое без помощи союзов и союзных слов, с помощью интонации и соотношения форм вида и времени глаголов-сказуемых. Например: Зима не даром злится, прошла ее пора – весна в окно стучится и гонит со двора (Ф. Тютчев).

Они отличаются особыми ритмико-интонационными средствами (более длительными паузами, интонацией перечисления, противопоставления, обусловленности, пояснения, присоединения между предикатными частями), например: За окном неслись облака, ярко светило солнце (перечислительная интонация); Все хотели солнца – оно не показывалось (противительная интонация); Умей быть другом – найдешь друга (интонация обусловленности); Было ясно: мы опоздали (интонация пояснения);

Для выражения одной и той же сложной мысли в русском языке существует несколько различных способов. Например: Если назвался груздем, полезай в кузов. – Кто назвался груздем, тот пусть лезет в кузов. – Назвался груздем – полезай в кузов , и т. д. У говорящего, таким образом, появляется возможность выбора того или иного способа выражения мысли в каждой конкретной ситуации. Конструкции, выражающие одинаковое или близкое значение, соотносительные по значению и функции, являются синонимичными (синтаксическими синонимами). Именно синонимы дают возможность выбора различных грамматических средств для выражения одного и того же конкретного содержания высказывания.

Но замена одного типа предложения другим не всегда обязательна. Объем значений у различных конструкций различен, имеются и какие-то оттенки значений – все это порой является препятствием для взаимозамены. В каждой конкретной ситуации мы выбираем одну из синтаксических форм исходя из коммуникативной установки, стилистических особенностей конструкции.

Соотносительными по функции и семантике (синонимичными) могут быть различные типы сложных предложений:

1) сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения: Серебристый туман стоял над рекой, и было тихо вокруг. – Серебристый туман стоял над рекой, было тихо вокруг ;

2) сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, пояснительными, следствия, условия, уступки, цели: Она так посмотрела, что я растерялся. – Она так посмотрела, и я растерялся; Отец позвонил, чтобы никто не волновался. – Отец позвонил, и никто не волновался ;

3) сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения: Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день. – Обильнее роса – жарче завтрашний день; Он почувствовал, как кто-то подошел сзади.Он почувствовал: кто-то подошел сзади ;

4) сложноподчиненные, сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения: Мы стояли на высоком берегу реки, откудаа видны были широкие лесные дали. – Мы стояли на высоком берегу реки, и оттуда видны были широкие лесные дали. – Мы стояли на высоком берегу реки, оттуда видны были широкие лесные дали (Мы стояли на высоком берегу реки: оттуда видны были широкие лесные дали) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 9 классе. Систематизация материала о сложносочиненном предложении.

Разработка открытого урока

в 9 классе по русскому языку

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

Рыжикова О.В.

Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.

обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

совершенствовать речевую деятельность школьников;

воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

I. Организационный этап.

Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.

II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.

Индивидуальное задание

Ученик у доски выполняет следующее задание:

Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.

Фронтальная беседа….

Какие предложения называются сложносочинёнными?

На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?

Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?

Проверка индивидуального задания

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Комментированное письмо в тетрадях:

Безымянная улица, картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться, претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

Подводящий к теме диалог и определение темы урока

Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?

Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.

Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.

Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Объяснение учителем

Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык обладает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга. Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.

У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?

Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?

Работа в группах

Группа № 1

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.

Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Взошло солнце, и всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво

Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились

Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Когда взошло солнце, всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво

Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились

Группа № 2

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых

Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом

Мал золотник, да дорог

Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным

То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом

Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом

Мал золотник, но дорог

Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным

Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом

Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.

Синонимы сложносочинённых предложений:

— сложные бессоюзные предложения;

— сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.

V. Этап закрепления изученного

Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.

Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (Н.Рубцов)

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)

Наконец, выпал снег и наступила зима.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?

Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)

Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

— Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.

— Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?

— Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочинёнными?

— А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?

1. [ — = o, и о, и о ]. 2.[ ], и [ ].

VI. Этап применения изученного

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

VII. Исследовательская деятельность

— Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них — ССП с одной из групп сочинительных союзов.

— А какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы

— К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.

— Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

VIII. Подведение итогов

Вопросы для повторения:

— Когда в ССП ставится тире?

— Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.

IХ. Домашнее задание.

Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.

Читайте также:

      

  • Резка металла слесарное дело кратко
  •   

  • Анна иоанновна оценка историков кратко
  •   

  • Михаил михайлович сомов кратко
  •   

  • Сила духа робинзона крузо кратко
  •   

  • Каковы отличия плоских червей от кишечнополостных животных 7 класс биология кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические синонимы роль в речи
  • Синтаксические синонимы разговорные конструкции
  • Синтаксические синонимы примеры словосочетаний
  • Синтаксические синонимы примеры предложений
  • Синтаксические синонимы презентация