Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и слож...

    1 слайд

    Проект
    «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений»
    Подготовили ученицы 9А класса
    МБОУ «Гимназии №1»
    Данилова Софья и Якимова Ксения

  • Тип проекта: 
информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на...

    2 слайд

    Тип проекта:
    информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на протяжении двух недель).

    Цель проекта:
    выявить синонимичные бессоюзные сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в современном русском языке.

  • Задачи проекта:

а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочин...

    3 слайд

    Задачи проекта:

    а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения со значением одновременности перечисляемых событий или их последовательности;

    Пример:
    [В комнате было душно], [на улице вихрем носило пыль]. – БСП со значением одновременности перечисляемых событий.

    [В комнате было душно], и [на улице вихрем носило пыль]. – ССП со значением одновременности перечисляемых событий.

  • б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения...

    4 слайд

    б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения с сопоставительно — противительными отношениями;

    Пример:
    [Год промчался] – [вести нет]. – БСП с сопоставительно — противительными отношениями.

    [Год промчался], а [вести нет]. – ССП с сопоставительно — противительными отношениями.

  • в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени...

    5 слайд

    в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с изъяснительными придаточными;

    Пример:
    [Недаром говорится]: [дело мастера боится]. – БСП, выражающее изъяснительные отношения.

    [Недаром говорится], (что дело мастера боится). – СПП с изъяснительными придаточными.

  • г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени...

    6 слайд

    г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными причины;

    Пример:
    [Лес стоял тихий и молчаливый]: [главные певцы улетели]. – БСП. [ ]:[ причина ]

    [Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели). – ССП с придаточными причины.

  • д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени...

    7 слайд

    д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными условия или времени;

    Пример:
    [Будешь книги читать] – [будешь всё знать]. – БСП (условие)
    [Если будешь книги читать], (то будешь всё знать). – ССП с придаточными условия.

  • е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений,...

    8 слайд

    е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в 9 классе);

    А) Вот в светлице стол накрыт
    Белой пеленою;
    И на том столе стоит
    Зеркало с свечою;
    Два прибора на столе.
    (В. Жуковский)

    Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается. (Ф. Достоевский)

  • Б) Служить бы рад – прислушиваться тошно. 
(А. Грибоедов)
Неизвестно, как он...

    9 слайд

    Б) Служить бы рад – прислушиваться тошно.
    (А. Грибоедов)
    Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба. (Н. Гоголь)

    В) Твердила я: в любви не будет в этой прока.
    (А. Грибоедов)
    Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером. (М. Лермонтов)

    Г) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы её кабинет! (М. Лермонтов)
    Видно, было смешно, потому что они начали хохотать как сумасшедшие. (М. Лермонтов)

  • Д) Случится грех – не проси милости. 
(А. Чехов)

(Когда экипаж въехал на дво...

    10 слайд

    Д) Случится грех – не проси милости.
    (А. Чехов)

    (Когда экипаж въехал на двор), [господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо]. (Н. Гоголь)

  • Список литературы:
 
В. А. Жуковский «Светлана»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»...

    11 слайд

    Список литературы:

    В. А. Жуковский «Светлана»
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
    Н. В. Гоголь «Мертвые души»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 16.02.2022

Тема: Культура речи. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль

Цель: узнать, что такое синтаксические синонимы и каковы особенности их употребления; научиться выявлять и создавать синтаксические синонимы

1. Теоретический блок

1.1. Синтаксические синонимы — это такие конструкции (предложения), которые совпадают по своему значению, но различаются по структуре. Синтаксические синонимичные предложения способны заменять друг друга, не теряя смысла. 

Пример синтаксической синонимии словосочетаний:

шерстяной костюм — костюм из шерсти

берёзовый сок — сок берёзы

лисий хвост- хвост лисы

Пример синтаксической синонимии простых предложений:

Я нездорова. — Мне нездоровится.

Он не спит. — Ему не спится.

1.2. Синтаксическая синонимия сложных предложений предполагает замену одних предложений другими. При этом смысл сохраняется, но структура предложений будет разной. 

Например:

Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). — Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). — Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

Синтаксическая синонимия делает нашу речь богаче и разнообразнее. Синтаксическую синонимию удобно использовать при пересказе текста, например, при написании изложения, особенно сжатого. 

По желанию дополнительно подробнее ЗДЕСЬ

2. Практический блок. Выполните задания по образцу

ОБРАЗЕЦ

Задание: подберите синтаксические синонимы к предложению:

Тропинка закончилась, и мы остановились.

а) СПП с придаточным причины

б) СПП с придаточным времени

в) БСП

Ответ:

а) Мы остановились, потому что тропинка закончилась.

б) Когда тропинка закончилась, мы остановились.

в) Мы остановились: тропинка закончилась. 

Задание 1. Подберите синтаксические синонимы к предложению:

Я стараюсь учиться и успешно сдам экзамены.

а) СПП с придаточным цели
б) СПП с придаточным причины

Задание 2. Подберите синтаксические синонимы к предложению: 

Пригреет солнце, и распустятся первые цветы.

а) СПП с придаточным времени
б) СПП с придаточным причины

Задание 3. Подберите синтаксические синонимы к предложению: 

Мы стояли на высокой горе и всё хорошо видели. 

а) СПП с придаточным причины
б) СПП с придаточным следствия
в) СПП с придаточным времени

3. Домашнее задание

Подготовка к ОРЭ. Выполните задание ЗДЕСЬ

Обновлено: 04.05.2023

Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.

Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.

В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.

Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными

Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.

Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:

Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов

Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:

  1. Бессоюзных и сложносочиненных:

    • Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
    • Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.

  2. БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
  3. ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.

Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами.
Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью.
Зависимость придаточной части от главной — явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения, например: Известно, что слоны в диковину у нас (Кр.) ; Ведь главное то, чего не понимают такие люди, — сказала дама, — это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.) . Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания.
Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как, хотя и в этом и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и слож.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и слож.

Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на.

Тип проекта:
информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на протяжении двух недель).

Цель проекта:
выявить синонимичные бессоюзные сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в современном русском языке.

Задачи проекта: а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочин.

а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения со значением одновременности перечисляемых событий или их последовательности;

Пример:
[В комнате было душно], [на улице вихрем носило пыль]. – БСП со значением одновременности перечисляемых событий.

[В комнате было душно], и [на улице вихрем носило пыль]. – ССП со значением одновременности перечисляемых событий.

б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения.

б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения с сопоставительно — противительными отношениями;

Пример:
[Год промчался] – [вести нет]. – БСП с сопоставительно — противительными отношениями.

[Год промчался], а [вести нет]. – ССП с сопоставительно — противительными отношениями.

в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени.

в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с изъяснительными придаточными;

Пример:
[Недаром говорится]: [дело мастера боится]. – БСП, выражающее изъяснительные отношения.

[Недаром говорится], (что дело мастера боится). – СПП с изъяснительными придаточными.

г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени.

г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными причины;

Пример:
[Лес стоял тихий и молчаливый]: [главные певцы улетели]. – БСП. [ ]:[ причина ]

[Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели). – ССП с придаточными причины.

д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени.

д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными условия или времени;

Пример:
[Будешь книги читать] – [будешь всё знать]. – БСП (условие)
[Если будешь книги читать], (то будешь всё знать). – ССП с придаточными условия.

е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений.

е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в 9 классе);

А) Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
(В. Жуковский)

Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается. (Ф. Достоевский)

Б) Служить бы рад – прислушиваться тошно. (А. Грибоедов) Неизвестно, как он.

Б) Служить бы рад – прислушиваться тошно.
(А. Грибоедов)
Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба. (Н. Гоголь)

В) Твердила я: в любви не будет в этой прока.
(А. Грибоедов)
Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером. (М. Лермонтов)

Г) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы её кабинет! (М. Лермонтов)
Видно, было смешно, потому что они начали хохотать как сумасшедшие. (М. Лермонтов)

Д) Случится грех – не проси милости. (А. Чехов) (Когда экипаж въехал на дво.

Д) Случится грех – не проси милости.
(А. Чехов)

(Когда экипаж въехал на двор), [господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо]. (Н. Гоголь)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 255 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Бессоюзные сложные предложения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2021 6395
  • PPTX 148.9 кбайт
  • 310 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ерастова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что зна­чит сино­ни­мич­ные Грамматические кон­струк­ции слож­но­под­чи­нен­но­го предложения?

С помо­щью раз­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций мож­но выра­зить мысль с оди­на­ко­вым или близ­ким зна­че­ни­ем. Такая сино­ни­мич­ная бли­зость суще­ству­ет меж­ду про­сты­ми рас­про­стра­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми и слож­но­под­чи­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с при­да­точ­ной опре­де­ли­тель­ной частью.
Понаблюдаем:

Сад, шумев­ший за окном под поры­ва­ми вет­ра­ми, казал­ся таин­ствен­ным незна­ком­цем в темноте.
Сад, кото­рый шумел под поры­ва­ми вет­ра, казал­ся таин­ствен­ным незнакомцем.

Эти два пред­ло­же­ния явля­ют­ся син­так­си­че­ски­ми сино­ни­ма­ми, кото­рые выра­жа­ют одну и ту же мысль. Но в пер­вом про­стом пред­ло­же­нии акцент дела­ет­ся на при­знак пред­ме­та (сад какой? шумев­ший под поры­ва­ми вет­ра), а в СПП уде­ля­ет­ся вни­ма­ние дей­ствию (кото­рый шумел под поры­ва­ми вет­ра).
Синтаксическими сино­ни­ма­ми явля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты в про­стых пред­ло­же­ни­ях и при­да­точ­ные обсто­я­тель­ствен­ные пред­ло­же­ния вре­ме­ни, усло­вия, уступ­ки и т.д. в СПП.

Синонимы к сложноподчиненным предложениям — это простые предложения с причастными оборотами.
Например: На столе лежала книга, которую я прочитала. Это сложноподч.предложение.
Синоним: На столе лежала книга, прочитанная мною. Это простое предложение с причастным оборотом (прочитанная мною).

1) промышленность развивается
2) волосы развeваются
3) посветить фонариком
4) посвятить себя музыке
5) соблюдать чистоту
6) частота радиоволн
7) навевать скуку
8) навивать проволоку
9) разрядить обстановку
10) разредить посевы
11) прожевать хлеб
12) проживать по адресу
13) завизировать документ
14) завязать бант
15) подражать страшим
16) дрожать от страха
17) сплотить единомышленников
18) заплатить долг
19) увидать друга
20) увядать от жары
21) скрепить подписью
22) скрипеть на морозе
23) поседеть от горя
24) посидеть за столом
25) слепить глаза
26) слипаться в комок
27) примерять платье
28) примирять соперников
29) прекращать учёбу
30) укрощать животных

1) залезать на дерево – зализать рану
2) запевать куплет – запивать лекарство
3) навевать сны – навивать локоны
4) обвевала лицо веером – обвивала косы вокруг головы
5) волосы развевались на ветру – развивали промышленность
6) ударился оземь – созревает озимь
7)спешите видеть – спишите данные
8)умолять о помощи – умалять значение

Челкаш был овеян примиряющей (приставка ¬ ПРИ), ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи крестьянина (безударная гласная в корне ∩ КРЕСТЬ)-отца, много забытых звуков и запаха матушки-земли, только что оттаявшей (суффикс ∧ Я, вш), только что вспаханной (приставка ¬ в, С и суффикс ∧ НН), только что покрытой изумрудным шёлком (о,е после шипящих, корень ∩ ШЁЛК) озими.

I струёй (какой?) ласковой — прилагательное
н.ф. ласковый
II Пост. признаки: качественное, неодушевлённое; непост. пр.: ж.р., ед. число, т.п.
III струёй (какой?) ласковой (определение, волнистой линией)

I струёй (какой?) примеряющей — причастие
н.ф. примеряющий
II Действительный залог, неодушевленное, несовершенный вид, ед. число, ж. р., т.п., настоящее время.
III струёй (какой?) примеряющей (определение, волнистой линией)

I воздуха (какого?) донёсшего — причастие
н.ф. донёсший
II Действительный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, м. р., р.п., прошедшее время.
III воздуха (какого?) донесшего (определение, волнистой линией)

I земли (какой?) оттаявшей — причастие
н.ф. оттаявший
II Действительный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, ж. р., р.п., прошедшее время.
III земли (какой?) оттаявшей (определение, волнистой линией)

I земли (какой?) вспаханной — причастие
н.ф. вспаханный
II Страдательный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, ж. р., р.п., прошедшее время.
III земли (какой?) вспаханной (определение, волнистой линией)

I земли (какой?) покрытой — причастие
н.ф. покрытый
II страдательный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, ж. р., р.п., прошедшее время.
III земли (какой?) покрытой (определение, волнистой линией)

Читайте также:

      

  • Эхолокация сообщение по физике
  •   

  • Сообщение о гербе липецка
  •   

  • Индукционная плита сообщение по технологии
  •   

  • Гипербола литота гротеск в русских былинах сообщение
  •   

  • Сообщение о будде презентация

Разработка открытого урока

в 9 классе по русскому языку

учитель Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 15

города Макеевки»

Рыжикова О.В.

Тема. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений их текстообразующая роль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, совершенствуя пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

  • совершенствовать речевую деятельность школьников; 

  • воспитывать любовь к родному языку и гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Оборудование: таблица «ССП», раздаточный материал

Ход урока.

I. Организационный этап.

Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.

 II. Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний обучающихся.  

Индивидуальное задание

На доске записано предложение: «Заря сияла на востоке, и золотились облака, и загадочным очарованием наполнялся сад».

Ученик у доски выполняет следующее задание:

Расставить знаки препинания начертить схему предложения, сделать (устно) его пунктуационный разбор.

Фронтальная беседа….

Какие предложения называются сложносочинёнными?

На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?

Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении?

Проверка индивидуального задания

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Комментированное письмо в тетрадях:

Безымянная улица,  картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться,  претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

Подводящий к теме диалог и определение темы урока

  • Оправдано ли повторение союза и в предложении, записанном на доске? Почему?

  • Как можно избежать повторения? Предложите свои варианты.

  • Можно ли считать эти предложения синонимичными? Докажите свою точку зрения.

  • Что такое, на наш взгляд, синтаксические синонимы? Определите тему сегодняшнего урока, его цели.

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Объяснение учителем

Синтаксические синонимы — это параллельные синтаксические конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Русский язык обладает огромным запасом синтаксических синонимов, которые отличаются оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять друг друга. Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение.

У различных синтаксических единиц существуют свои синонимы. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы существуют у сложносочинённых предложениях? Какие гипотезы вы предлагаете?

Чтобы проверить ваши гипотезы, проведём небольшую самостоятельную исследовательскую работу?

Работа в группах

Группа № 1

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых предложений.

Шиповник раскрывает лепестки, и к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Взошло солнце, и всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её осмысленно и красиво

Пришёл бы ты пораньше, и вы бы обо всем договорились

Шиповник раскрывает лепестки, к солнцу тянутся нежнейшие ростки

Когда взошло солнце, всё вокруг засияло

Жизнь даётся один раз, поэтому хочется прожить её осмысленно и красиво

Если бы ты пришёл пораньше, вы бы обо всём договорились

Группа № 2

Сравните предложения из первого и второго столбика. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие синтаксические синонимы употреблены здесь? Сделайте вывод о том, какие синонимы могут быть у сложносочинённого предложения. Отличаются ли по своему значению предложения первого и второго столбика. Обсудите свои выводы в группе. Подготовьте рассказ о синтаксических синонимах сложносочинённых

Лишь сердце стучит, и песня звучит, и тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, и сестра занимается спортом

Мал золотник, да дорог

Река в эту ночь встала, но лёд был ненадёжным

То ли чай сеном пахнет, то ли сеном пахнет мёдом

Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна

Брат уделяет много времени физическим упражнениям, сестра тоже занимается спортом

Мал золотник, но дорог

Река в эту ночь встала, однако лёд был ненадёжным

Не то чай сеном пахнет, не то сено пахнет мёдом

Выступление спикеров групп. Подведение итогов исследовательской работы. Запись выводов.

Синонимы сложносочинённых предложений:

— сложные бессоюзные предложения;

— сложноподчинённые предложения;

— сложносочинённые предложения с синонимичными союзами.

V. Этап закрепления изученного

Пунктуационный диктант. Работа учащихся у доски.

  • Определите тип предложений по структуре, постройте схемы, докажите правильность вашего выбора(2 ученика работают у доски поочередно). Расставьте знаки препинания.

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!  (Н.Рубцов)                 

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.А.Фет)

Наконец, выпал снег и наступила зима.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

Каковы основные правила постанови знаков препинания в ССП?

Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)

  Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат.

— Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов.

— Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает предложении. Почему?

— Итак, это ССП. Какие  предложения называются сложносочинёнными?

— А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?

  • Составьте предложения по схемам на тему «Осень в лесу»

                   1.  [ — = o, и о, и о ].   2.[ ], и [ ].

VI. Этап применения изученного

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

                     Лес пахнет дубом и сосной.

                     За лето высох он от солнца,

                     И осень тихою вдовой

                     Вступает в пёстрый терем свой.

                                                              (А.С.Пушкин)                                              

VII. Исследовательская деятельность

 — Проанализируйте три текста (по одному на группу). В каждом из них —    ССП с одной из групп сочинительных союзов.

 — А какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Задание. Найти ССП. Определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Выделить грамматическую основу и союзы в ССП. Построить схемы.

Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у неё по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал её, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надёжном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево…

                                                                              (Л. Карелин. Роман «Змеелов»)

Текст 2.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею

Попадуся в стороне,

Иль со скуки околею

Где-нибудь в карантине…

(А.С.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)

Текст 3.  Несколько дней появление Пугачёва было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашённые жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачёвым… Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачёве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано тёмным и запутанным слогом. В нём было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух,  якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачёв, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо…

                                                           (А. Пушкин. « История Пугачёва». Из гл. 3

Подведение результатов исследовательской  деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Теоретические выводы  

— К каким результатам пришла каждая группа? Поделитесь своими наблюдениями.

— Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

    Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

 VIII. Подведение итогов

Вопросы для повторения:

— Когда в ССП ставится тире?

— Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.

IХ. Домашнее задание.

Упражнение 78.

Дополнительно задание. Выполнить индивидуальные задания:

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

После грома воздух стал чище и свежее дышат люди.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду.

Спишите. Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения Купец слез с лошади бока, которой высоко вздымались от усталости, и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.

Тема урока: Синтаксические синонимы сложносочинённых и бессоюзных предложений, их текстообразующая роль.

Цель урока:  повторить знаки препинания в сложносочинённом и бессоюзном предложениях, постановку тире в ССП, продолжить работу над составлением схем ССП, повторить орфограмму «Правописание Ы и И после приставок на согласную», «Чередование гласной в корне», «Правописание приставок пре- и при-»,

Ход урока

  1. Проверка дз (карточки).
  2. Комментированное письмо у доски:

Безымянная улица,  картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться,  претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

3. Составим схемы предложений.

Предложение

Схема

1. Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

  1. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начал расходиться.

(назвать вид сказуемого)

3. Стол и кровать стояли на прежних местах, но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.

4. То скрипнет, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам.

5. Стрела выходит, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.

Учитель: повторим понятие «синонимы».

1. Лексические синонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие:

— родина, отечество, отчизна;

— употреблять, применять, использовать.

2. Семантические синонимы- различаются оттенками значения:

— гиперболизировать, преувеличивать, утрировать;

3. Стилистические синонимы – имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску:

— лоб (нейтр), чело (устар.);

— отрезать (нейтр.), оттяпать, отхватить (прост.);

— отрывок (нейтр), фрагмент (книж.).

4. Семантико-стилистические – различаются лексическими значениями и стилистической окраской.

— сердиться, злиться, беситься (разг.), серчать (прост.);

— поспешный, торопливый, скоропалительный (разг.).

Синонимы могут различаться лексической сочетаемостью.

Человек трудится (работает), машина работает (но не трудится).

Лексические антонимы – слова, противоположные по значению.

В антонимические отношения вступают только те слова, которые имеют оттенок качества – размер, цвет, вкус.

Эмоции:

— любовь- ненависть;

Состояние:

Огорчаться-радоваться,

— спать-бодрствовать.

  1. Синтаксические синонимы.

Синтаксические синонимы – взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения.

БСП

Синтаксический синоним

Мы въехали в кусты, дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучки.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колёса начали задевать за сучки.

Принял присягу – покажи в бою отвагу.

Если принял присягу, то покажи в бою отвагу.

И видит враг: Москва идёт всем фронтом в наступление.

И видит враг, что Москва идёт всем фронтом в наступление.

Печален я: со мною друга нет.

Печален я, потому что со мною друга нет.

Я знаю, вы мне напишите.

Я знаю, что  вы мне напишите.

Заменить бессоюзные предложения, сложноподчинёнными предложениями.

  1. Никогда не забывайте: театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (что).
  2. Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем только тогда, когда его начинает не хватать. (а именно).
  3. Слово как подорожник: оно никуда не может пойти само, но его всюду приносят люди. (потому что).
  4. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (когда).
  5. За всё браться – ничего не делать. (если).
  6. Рукам работа – душе праздник. (..а).

Итог урока.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические синонимы роль в речи
  • Синтаксические синонимы разговорные конструкции
  • Синтаксические синонимы примеры словосочетаний
  • Синтаксические синонимы примеры предложений
  • Синтаксические синонимы презентация