Данная презентация подготовлена к уроку русского языка по теме:»Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи». Цель урока: обощение материала по синтаксической синонимии, по словосочетанию, подготовка к ЕГЭ. Обозначены в начале урока основные блоки повторения. Учитель проводит орфографический тренинг, экспресс- опрос. словарно-орфографическую работу. Материал по теме дается в форме математических тождеств на уровне словосочетаний, предложений с обособленными членами. на уровне художественно-выразительных средств. Вторая часть урока — практическая: решение лингвистических задач по тексту И.А.Куприна.
Скачать:
1. Синтаксические синонимы.
1
СИНОНИМЫ (ГРЕЧ.
SYNONYMOS –
ОДНОИМЕННЫЙ) – СЛОВА,
РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ,
Н О Т О Ж Д Е С Т В Е ННЫ Е И Л И
БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ.
2. Лингвистический эксперимент
2
Скоро смеялись все: смеялся мальчик в лифте,
смеялась горничная, смеялись официанты в
ресторане, смеялся толстый повар отеля,
смеялись поварята, смеялся швейцар, смеялись
рассыльные, смеялся сам хозяин отеля.
Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте,
хихикала горничная, улыбались официанты в
ресторане, крякнул толстый повар отеля,
визжали поварята, хмыкал
швейцар,
заливались рассыльные, усмехался сам хозяин
отеля.(Л.Кассиль)
3. Какую роль играют синонимы в речи?
3
Синонимы уточняют то или иное понятие
Синонимы помогают избежать повторов
Синонимы разнообразят нашу речь
Синонимы вносят тонкие смысловые и
стилистические оттенки в высказывание.
4. Виды синонимов
4
Чем отличаются друг от друга следующие пары
синонимов?
А) оттенками смысла
Б) экспрессивно-эмоциональной окраской
мокрый-влажный
2. ел-вкушал
3. глаза-очи
4. блестит-сверкает
1.
5. Виды синонимов
5
Семантические
(смысловые) синонимы
Стилистические
синонимы
Блестит – сверкает
Ел-вкушал
Мокрый -влажный
Глаза — очи
6. Тренировочное упражнение №1.
6
Замените выделенные в предложениях слова
стилистически нейтральными синонимами.
1) Поболтать было не с кем, поэтому
Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
булочную.
2) Иногда мы не ведаем, что делаем, чего
хотим, надеясь жить на земле вечно.
3) Во времена, когда не было ни телеящиков, ни
граммофонов, в домах держали скворцов.
7. Сравните два отрывка.
7
Я умирал от скуки. Время
шло. Писем из Белогорской
крепости я не получал. Все
дороги
были
отрезаны.
Разлука с Марьей Ивановной
становилась
мне
нестерпимой. Неизвестность
о ее судьбе меня мучила.
Единственное развлечение
мое
состояло
в
наездничестве.
Я умирал от скуки. Время
шло, а писем из Белогорской
крепости я не получал, так
как
все
дороги
были
отрезаны. Разлука с Марьей
Ивановной становилась мне
нестерпима, и неизвестность
о ее судьбе меня мучила.
Единственное развлечение
мое
состояло
в
наездничестве.
8. Замена простых предложений сложными
8
Время шло. Писем из
Белогорской крепости я не
получал. Все дороги были
отрезаны.
Время шло, а писем из
Белогорской крепости я не
получал, так как все дороги
были отрезаны.
Разлука с Марьей Ивановной
становилась мне нестерпимой.
Неизвестность о ее судьбе меня
мучила.
Разлука с Марьей Ивановной
становилась мне нестерпима, и
неизвестность о ее судьбе меня
мучила.
9. Тренировочное упражнение №2.
9
Замените простые предложения сложными.
1) Было уже десять часов вечера. Над садом
светила полная луна.
2) Наступили каникулы. Я с друзьями поехал
отдыхать на Байкал.
10. Сравните предложения
10
Экзамены, которые начались в Экзамены, начавшиеся в начале
начале мая, продлятся до конца мая, продлятся до конца июня.
июня.
Экзамены начались в начале мая и Начавшись в первых числах мая,
продлятся до конца июня.
экзамены продлятся до конца июня.
11. Тренировочное упражнение №3.
11
Замените сложноподчиненное предложение
синонимичными конструкциями.
1) Все творчество Евгения Носова есть большая
мудрая книга, которая помогает людям быть
добрее, щедрее душой.
2) Когда я слушала эту музыку, мне хотелось
петь.
12. Осторожно! Грамматическая ошибка!
12
Найдите грамматические ошибки в
предложениях, запишите предложения в
исправленном виде.
1) Обдумывая речь, прежде всего учитывается,
перед кем вы выступаете.
2) На столе у него лежала книга, открытая на
одной и той же странице и которую он никогда
не читал.
3) Укажите то кратчайшее расстояние, которое
разделяет обе точки.
13. Мини-тест.
13
1) В каком предложении придаточную часть нельзя заменить
причастным оборотом?
А) История сохранила имена ученых, которые способствовали развитию
знаний человека о мире.
Б) Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для
Петруши и гибельной для других.
В) Друг в отличие от просто знакомого – человек, которому я могу
полностью доверять.
Г) Вдоль берега тянулись рядами болота, которые были отделены друг
от друга песчаными валами.
2) Укажите грамматически правильное продолжение предложения с
деепричастным оборотом: Работая с этой компьютерной
программой,…
А) многим пользователям она очень понравилась.
Б) студент овладевает полезными умениями и навыками.
В) одной из важных задач является правильное сохранение файлов.
Г) происходит обучение школьников решению сложных задач.
14. Сделаем выводы.
14
Синтаксические синонимы – это….
Виды синтаксических синонимов:
1)
2)
3)
4)
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов
- Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов
- Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок русского языка 11 класс
-
2 слайд
Цели урока Познакомиться с понятием «Синонимика русского языка» и ее классификацией. Отработать умение классифицировать синонимы Научиться подбирать разные типы синонимов
-
3 слайд
Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь — людское чудо — Не скудела в наши дни.
-
4 слайд
Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах
-
5 слайд
Синонимы можно изобразить как математичес-кое тождество, но не всегда. бегемот = гиппопотам ( одно и тоже животное) красный ≈ алый ≈ пурпурный (оттенки красного) Что такое синонимы?
-
6 слайд
Когда они называются контекстными? Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Например: веселый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос. Однородность этих определений вызвана контекстуальным их сближением.
-
7 слайд
слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слову «высокомерный», то синонимы в ряду «осенний, травянистый, грустный» являются контекстными – если бы автор не представлял их как синонимы, запятых бы не было
-
8 слайд
Классификация синонимов в русском языке
-
9 слайд
Словарная разминка Ипохондрик Лицедей Инвалид Паломник Офтальмолог Исполин Амулет Импровизация Эффективный Окулист Калека Комедиант Пилигрим Меланхолик Результативный Талисман Колосс Экспромт Подберите синонимы к словам первого столбика из второго
-
10 слайд
Словарная разминка Ипохондрик Лицедей Инвалид Паломник Офтальмолог Исполин Амулет Импровизация Эффективный Окулист Калека Комедиант Пилигрим Меланхолик Результативный Талисман Колосс Экспромт Подберите синонимы к словам первого столбика из второго
-
11 слайд
Понятие «синтаксические синонимы» На уровне словосочетания: согласование = управление соломенная шляпа= шляпа из соломы, виниловые обои = обои из винила примыкание = управление пригласить ужинать = пригласить на ужин, делать аккуратно = делать с аккуратностью
-
12 слайд
Понятие «синтаксические синонимы» На уровне предложения: Прич. оборот = придаточное определительное шарик, летящий в небе= шарик, который летит… Деепричастный оборот = однородные сказуемые/ придаточное обстоятельственное, сидел, озираясь по сторонам = сидел и озирался… БСП = ССП, Наступила весна , запели громче птицы Двусоставное предложение = односоставное предложение.
-
13 слайд
Средства художественной выразительности метафора ≈ сравнение, обычное предложение ≈ парцелляция, прямой порядок слов ≈ инверсия
-
14 слайд
Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь — людское чудо — Не скудела в наши дни.
-
15 слайд
Задания 1. Подберите морфемные синонимы к словам богаче, беднее. 2. Определите, в каком падеже стоит слово быт. 3. Поставьте слово быт в предложный падеж. 4. Возможны ли варианты? Объясните разницу значений. Какой тип синонимов вы использовали?
-
16 слайд
Сравните! В бытУ – перемены в бытЕ деревни Морфологические синонимы
-
17 слайд
Подберите синтаксические синонимы К словосочетаниям: А. устная словесность, разговорная краса, людское чудо, русская речь Б. чудеса речи, сотни слов, птицы в клетках 2. К предложению: Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь.
-
18 слайд
Сравните Посадки, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня. Посадки, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня. Начавшись в начале мая, посадки продлятся до конца июня. Посадки начались в начале мая и продлятся до конца июня.
-
19 слайд
Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и др.)
-
20 слайд
Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 2. союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом Она боготворила своего сына, в котором видела черты своего покойного мужа.
-
21 слайд
Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 3. сказуемое выражено формой будущего времени или условного наклонения Приходи на мое выступление, которое состоится в нашей школе. Хорошо пойти на выступление, которое состоялось бы в нашей школе.
-
22 слайд
Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 4. придаточная часть присоединяется союзным словом где Трудно забыть места, где ты был так счастлив когда-то.
-
23 слайд
Практическая работа 1. Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, который был завернут аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязан розовой ленточкой. 3. Черные обильные гроздья, которые издавали слабый запах клубники, тяжело свисали между темной зеленью, которую кое-где озолотило солнце. 4. Они пошли в дом через большую каменную террасу, которую со всех сторон закрывали густые шпалеры винограда «изабелла». винограда «изабелла».
-
24 слайд
Практическая работа 1.Муж, когда уезжал утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее. 2. Генерал обнажил свою величественную голову и целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку. 3.Еще до войны жена сбежала от него с проезжим актером, потому что пленилась его бархатной курткой и кружевными манжетами.
-
25 слайд
Практическая работа 1.Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. 2. Княгиня Вера Николаевна Шеина не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. 3.Подумай обо мне, и я буду с тобой: мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. 4.В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.
-
26 слайд
Практическая работа 1.Уже не стали видны ни земля, ни деревья, ни небо. 2. Я вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. … 3. Бьют часы. Пришло время.
-
27 слайд
Средства выразительности Метафора и сравнение 1.Вся местность спускается к морю географической картой. 2. На обсохших сжатых полях, на их колючей , словно желтая щетина, поверхности заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. 3.Я теперь чувствую, что, словно какой-то неудобный клин, врезался в Вашу жизнь.
-
28 слайд
Средства выразительности Парцелляция 1. А мухоморы точно из красного атласа и вышиты белым бисером. 2. Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Инверсия 1. Воображаю, какое впечатление он произвел на Ваших гостей. 2. И ее душа как будто бы раздвоилась.
-
29 слайд
Итоги урока Какую роль играют в нашей речи синонимы?
-
30 слайд
Домашняя работа Выучить теоретический материал. Выполнить письменную работу.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 238 152 материала в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.03.2016
- 2454
- 10
- 10.03.2016
- 3217
- 3
Рейтинг:
2 из 5
- 10.03.2016
- 3868
- 3
- 10.03.2016
- 982
- 0
- 10.03.2016
- 2340
- 1
Рейтинг:
5 из 5
- 10.03.2016
- 17409
- 35
- 10.03.2016
- 53790
- 26
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ
Тема: «Синтаксическая синонимия»
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи
Материал для наблюдения
- 1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.
- Сравните два отрывка.
- 2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась всё нестерпима, и неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.
Ответим на вопросы:
- Чем отличаются эти отрывки?
- (первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные)
- Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А.С.Пушкину? Обоснуйте своё мнение.
- (А.С.Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремиться передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
Слово учителя (теоретический материал).
- Богатство языка зависит от имеющихся в нём синонимичных средств, передающих по-разному одну и ту же ситуацию. В синонимичные отношения вступают разные языковые единицы: слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, вдрызг – на мелкие части, был прекрасный январский день – был прекрасный день января, написал рассказ – когда рассказ был написан.
- Синонимия даёт говорящему свободу выбора языковых средств. Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, анализируя текст из «Капитанской дочки» и вариант этого текста. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественности ситуации, близости грамматических значений синтаксических конструкций, близости лексического состава.
- Одним из основных типов синтаксической синонимии является синонимия простых и сложных предложений. Сложные предложения – признак литературной, развитой речи.
Упражнение 1. Сравните два отрывка из книги
А.Грешневикова «Дом под кронами».
- 1.Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве:
- Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли. Голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка. Брат научил меня стрелять. Охота моя заканчивалась нередко удачей, потому что я часто добывал доступных ворон, сорок. Ели тогда всё. С вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, просили дать им ворону или сороку. В девятом классе добыл волка. С природой я знакомился по-настоящему, сурово. И, конечно, воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.
- 1. Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве:
- Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли, но начался голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка, из которого брат научил меня стрелять. Нередко охота моя заканчивалась удачей, потому что я часто добывал сорок и доступных ворон. Ели тогда всё, потому что с вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, которые просили дать им ворону или сороку. А в девятом классе я добыл волка. Таким образом, с природой я знакомился по-настоящему, сурово, поэтому воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.
Ответим на вопросы:
- Что выступает в этих текстах в качестве синонимов?
- (простые и сложные предложения)
- Чем второй текст отличается от первого по смыслу?
- (В первом тексте в центре внимания находится Олег Павлович, его волнение, связанное с воспоминаниями, внутренняя напряжённость. Во втором – автор-повествователь, осмысливающий услышанную от собеседника информацию о военном детстве.)
Синонимия возможна между придаточной частью и причастным и деепричастным оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми.
- Упражнение 2. Замените сложноподчинённые предложения синонимическими синтаксическими конструкциями.
- Когда Матрёна умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны.
- (Матрёна умерла, и золовка отозвалась о ней неодобрительно. После Матрёниной смерти золовка отозвалась о ней неодобрительно).
- Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него.
- (Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться.)
- Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше.
- (Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре – надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей.)
Таким образом, после замены сложных предложений на простые и наоборот, мы можем сделать вывод о том, что придаточная часть чётко устанавливает временные отношения между первым и последующими действиями. А однородные сказуемые сообщают о последовательных действиях.
- Ещё одним типом синтаксической синонимии является синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщённо-личное)
Упражнение 3. Прочитайте стихотворение
И.С.Никитина«Ночлег в деревне»:
- Определите тип простых предложений, употреблённых в нём. (номинативные) Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.
- Душный воздух, дым лучины,
- Под ногам сор,
- Сор на лавках, паутины
- По углам узор;
- Закоптелые полати,
- Чёрствый хлеб, вода,
- Кашель пряхи, плач дитяти…
- О, нужда, нужда!
- (Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры . Полати закоптели, а из еды есть только чёрствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете.)
— Что произошло с текстом стихотворения после подобной переделки?
- (У И.С.Никитина почти всё стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых номинативных предложений. Именно номинативные (назывные) предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны.)
Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала
- К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их.
- Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.
- 2) Замените простые предложения сложными.
- а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пяточке. б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.
- 3) Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми:
- а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы. б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов. в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль.
- 4) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в тексте изменения.
- Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, сто в печах будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной информации как способа сжатия текста
- Задание1: перестройте фрагмент текста, используя придаточные предложения и частичное исключение информации.
- (1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки. (2)Вспышки лучше всего видны в свете линии Н, хотя иногда они хорошо заметны и в белом свете. (3)В годы максимума активности может быть около десяти вспышек в сутки, а в минимуме на протяжении многих месяцев их может не быть ни одной.
- (4)Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (5)Размеры области, охваченной вспышкой, меньше 1000км.(74 слова)
- (1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки, которые лучше всего видны в свете линии Н, иногда хорошо заметны в белом свете.(2)В годы максимума активности их может быть около десяти в сутки, а в минимуме многие месяцы может не быть совсем.
- (3) Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (4)Размеры таких областей меньше 1000км.(66слов)
Задание 2:
используя приём «свёртывания суждений», попробуйте вычленить в сложной синтаксической конструкции одну (или две) главные мысли.
- Принято считать, что чистый воздух нужен только людям; подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»; но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
- Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст.
Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения.
- 1)Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и, наконец, ослепительно белым.
- а) Довести до белого каления – очень сильно разозлить.
- б) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.
- 2) Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим найти универсальный ключ к решению многих задач.
- а) Искать философский камень – стремиться решить невозможное.
- б) Выражение «искать философский камень» возникло во времена алхимии.
- 3) Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, всё то, что, раз начавшись, развивается всё шире и шире, изначально было введено учёными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.
- а) Цепная реакция – вышедший из-под контроля процесс.
- б) Выражение употреблялось учёными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.
Слайд 1Урок русского языка
11 класс
Синтаксическая синонимия
как источник богатства и выразительности русской
речи
Слайд 2Цели урока
Познакомиться с понятием «Синонимика русского языка» и ее классификацией.
Отработать умение
классифицировать синонимы
Научиться подбирать разные типы синонимов
Слайд 3Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали
жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.
Слайд 4Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке.
Доцветали разноцветные махровые гвоздики, также
левкой
— наполовину в цветах, а наполовину в тонких
зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты
еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато
пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою
георгины, пионы и астры, распространяя в чутком
воздухе осенний, травянистый, грустный запах
Слайд 5
Синонимы можно изобразить как математичес-кое тождество, но не всегда.
бегемот =
гиппопотам ( одно и тоже животное)
красный ≈ алый ≈ пурпурный (оттенки красного)
Что такое синонимы?
Слайд 6
Когда они называются контекстными?
Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями
в условиях контекста.
Например: веселый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос. Однородность этих определений вызвана контекстуальным их сближением.
Слайд 7слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слову «высокомерный»,
то синонимы в ряду «осенний, травянистый, грустный» являются контекстными – если бы автор не представлял их как синонимы, запятых бы не было
Слайд 8Классификация синонимов
в русском языке
Слайд 9Словарная разминка
Ипохондрик
Лицедей
Инвалид
Паломник
Офтальмолог
Исполин
Амулет
Импровизация
Эффективный
Окулист
Калека
Комедиант
Пилигрим
Меланхолик
Результативный
Талисман
Колосс
Экспромт
Подберите синонимы к словам первого столбика из второго
Слайд 10Словарная разминка
Ипохондрик
Лицедей
Инвалид
Паломник
Офтальмолог
Исполин
Амулет
Импровизация
Эффективный
Окулист
Калека
Комедиант
Пилигрим
Меланхолик
Результативный
Талисман
Колосс
Экспромт
Подберите синонимы к словам первого столбика из второго
Слайд 11Понятие
«синтаксические синонимы»
На уровне словосочетания:
согласование = управление
соломенная шляпа= шляпа из
соломы, виниловые обои = обои из винила
примыкание = управление
пригласить ужинать = пригласить на ужин, делать аккуратно = делать с аккуратностью
Слайд 12Понятие
«синтаксические синонимы»
На уровне предложения:
Прич. оборот = придаточное определительное
шарик, летящий в
небе= шарик, который летит…
Деепричастный оборот = однородные сказуемые/ придаточное обстоятельственное,
сидел, озираясь по сторонам = сидел и озирался…
БСП = ССП,
Наступила весна , запели громче птицы
Двусоставное предложение = односоставное предложение.
Слайд 13Средства
художественной выразительности
метафора ≈ сравнение,
обычное предложение ≈ парцелляция,
прямой порядок слов
≈ инверсия
Слайд 14Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали
жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.
Слайд 15Задания
1. Подберите морфемные синонимы к словам богаче, беднее.
2. Определите, в каком
падеже стоит слово быт.
3. Поставьте слово быт в предложный падеж.
4. Возможны ли варианты? Объясните разницу значений. Какой тип синонимов вы использовали?
Слайд 16Сравните!
В бытУ – перемены в бытЕ деревни
Морфологические синонимы
Слайд 17Подберите
синтаксические синонимы
К словосочетаниям:
А. устная словесность, разговорная краса, людское чудо, русская
речь
Б. чудеса речи, сотни слов, птицы в клетках
2. К предложению:
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Слайд 18Сравните
Посадки, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня.
Посадки, начавшиеся
в начале мая, продлятся до конца июня.
Начавшись в начале мая, посадки продлятся до конца июня.
Посадки начались в начале мая и продлятся до конца июня.
Слайд 19Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным
оборотом невозможна, если :
в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и др.)
Слайд 20Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным
оборотом невозможна, если :
2. союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом
Она боготворила своего сына, в котором видела черты своего покойного мужа.
Слайд 21Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным
оборотом невозможна, если :
3. сказуемое выражено формой будущего времени или условного наклонения
Приходи на мое выступление, которое состоится в нашей школе.
Хорошо пойти на выступление, которое состоялось бы в нашей школе.
Слайд 22Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным
оборотом невозможна, если :
4. придаточная часть присоединяется союзным словом где
Трудно забыть места, где ты был так счастлив когда-то.
Слайд 23Практическая работа
1. Даша положила на стол небольшой квадратный предмет,
который был завернут аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязан розовой ленточкой. 3. Черные обильные гроздья, которые издавали слабый запах клубники, тяжело свисали между темной зеленью, которую кое-где озолотило солнце. 4. Они пошли в дом через большую каменную террасу, которую со всех сторон закрывали густые шпалеры винограда «изабелла». винограда «изабелла».
Слайд 24Практическая работа
1.Муж, когда уезжал утром по спешным делам в город,
положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее. 2. Генерал обнажил свою величественную голову и целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку. 3.Еще до войны жена сбежала от него с проезжим актером, потому что пленилась его бархатной курткой и кружевными манжетами.
Слайд 25Практическая работа
1.Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною
к свету и в замешательстве потирал руки.
2. Княгиня Вера Николаевна Шеина не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. 3.Подумай обо мне, и я буду с тобой: мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. 4.В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.
Слайд 26Практическая работа
1.Уже не стали видны ни земля, ни деревья, ни
небо. 2. Я вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. … 3. Бьют часы. Пришло время.
Слайд 27Средства выразительности
Метафора и сравнение
1.Вся местность спускается к морю географической
картой. 2. На
обсохших сжатых полях, на их
колючей , словно желтая щетина, поверхности
заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. 3.Я
теперь чувствую, что, словно какой-то неудобный
клин, врезался в Вашу жизнь.
Слайд 28Средства выразительности
Парцелляция
1. А мухоморы точно из красного атласа и вышиты
белым
бисером. 2. Любовь должна быть трагедией,
величайшей тайной в мире!
Инверсия
1. Воображаю, какое впечатление он произвел на Ваших гостей. 2. И ее душа как будто бы раздвоилась.
Слайд 29Итоги урока
Какую роль играют в
нашей речи
синонимы?
Слайд 30Домашняя работа
Выучить теоретический материал.
Выполнить письменную работу.