Синтаксические синонимы презентация

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка по теме:»Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи». Цель урока: обощение материала по синтаксической синонимии, по словосочетанию,  подготовка к ЕГЭ. Обозначены в начале урока основные блоки повторения. Учитель проводит орфографический тренинг, экспресс- опрос. словарно-орфографическую работу. Материал по теме дается в форме математических тождеств на уровне словосочетаний, предложений с обособленными членами. на уровне художественно-выразительных средств. Вторая часть урока — практическая: решение лингвистических задач по тексту И.А.Куприна. 

Скачать:

1. Синтаксические синонимы.

1
СИНОНИМЫ (ГРЕЧ.
SYNONYMOS –
ОДНОИМЕННЫЙ) – СЛОВА,
РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ,
Н О Т О Ж Д Е С Т В Е ННЫ Е И Л И
БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

2. Лингвистический эксперимент

2
Скоро смеялись все: смеялся мальчик в лифте,
смеялась горничная, смеялись официанты в
ресторане, смеялся толстый повар отеля,
смеялись поварята, смеялся швейцар, смеялись
рассыльные, смеялся сам хозяин отеля.
Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте,
хихикала горничная, улыбались официанты в
ресторане, крякнул толстый повар отеля,
визжали поварята, хмыкал
швейцар,
заливались рассыльные, усмехался сам хозяин
отеля.(Л.Кассиль)

3. Какую роль играют синонимы в речи?

3
Синонимы уточняют то или иное понятие
Синонимы помогают избежать повторов
Синонимы разнообразят нашу речь
Синонимы вносят тонкие смысловые и
стилистические оттенки в высказывание.

4. Виды синонимов

4
Чем отличаются друг от друга следующие пары
синонимов?
А) оттенками смысла
Б) экспрессивно-эмоциональной окраской
мокрый-влажный
2. ел-вкушал
3. глаза-очи
4. блестит-сверкает
1.

5. Виды синонимов

5
Семантические
(смысловые) синонимы
Стилистические
синонимы
Блестит – сверкает
Ел-вкушал
Мокрый -влажный
Глаза — очи

6. Тренировочное упражнение №1.

6
Замените выделенные в предложениях слова
стилистически нейтральными синонимами.
1) Поболтать было не с кем, поэтому
Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
булочную.
2) Иногда мы не ведаем, что делаем, чего
хотим, надеясь жить на земле вечно.
3) Во времена, когда не было ни телеящиков, ни
граммофонов, в домах держали скворцов.

7. Сравните два отрывка.

7
Я умирал от скуки. Время
шло. Писем из Белогорской
крепости я не получал. Все
дороги
были
отрезаны.
Разлука с Марьей Ивановной
становилась
мне
нестерпимой. Неизвестность
о ее судьбе меня мучила.
Единственное развлечение
мое
состояло
в
наездничестве.
Я умирал от скуки. Время
шло, а писем из Белогорской
крепости я не получал, так
как
все
дороги
были
отрезаны. Разлука с Марьей
Ивановной становилась мне
нестерпима, и неизвестность
о ее судьбе меня мучила.
Единственное развлечение
мое
состояло
в
наездничестве.

8. Замена простых предложений сложными

8
Время шло. Писем из
Белогорской крепости я не
получал. Все дороги были
отрезаны.
Время шло, а писем из
Белогорской крепости я не
получал, так как все дороги
были отрезаны.
Разлука с Марьей Ивановной
становилась мне нестерпимой.
Неизвестность о ее судьбе меня
мучила.
Разлука с Марьей Ивановной
становилась мне нестерпима, и
неизвестность о ее судьбе меня
мучила.

9. Тренировочное упражнение №2.

9
Замените простые предложения сложными.
1) Было уже десять часов вечера. Над садом
светила полная луна.
2) Наступили каникулы. Я с друзьями поехал
отдыхать на Байкал.

10. Сравните предложения

10
Экзамены, которые начались в Экзамены, начавшиеся в начале
начале мая, продлятся до конца мая, продлятся до конца июня.
июня.
Экзамены начались в начале мая и Начавшись в первых числах мая,
продлятся до конца июня.
экзамены продлятся до конца июня.

11. Тренировочное упражнение №3.

11
Замените сложноподчиненное предложение
синонимичными конструкциями.
1) Все творчество Евгения Носова есть большая
мудрая книга, которая помогает людям быть
добрее, щедрее душой.
2) Когда я слушала эту музыку, мне хотелось
петь.

12. Осторожно! Грамматическая ошибка!

12
Найдите грамматические ошибки в
предложениях, запишите предложения в
исправленном виде.
1) Обдумывая речь, прежде всего учитывается,
перед кем вы выступаете.
2) На столе у него лежала книга, открытая на
одной и той же странице и которую он никогда
не читал.
3) Укажите то кратчайшее расстояние, которое
разделяет обе точки.

13. Мини-тест.

13
1) В каком предложении придаточную часть нельзя заменить
причастным оборотом?
А) История сохранила имена ученых, которые способствовали развитию
знаний человека о мире.
Б) Дорога, которую указал Пугачев, оказалась спасительной для
Петруши и гибельной для других.
В) Друг в отличие от просто знакомого – человек, которому я могу
полностью доверять.
Г) Вдоль берега тянулись рядами болота, которые были отделены друг
от друга песчаными валами.
2) Укажите грамматически правильное продолжение предложения с
деепричастным оборотом: Работая с этой компьютерной
программой,…
А) многим пользователям она очень понравилась.
Б) студент овладевает полезными умениями и навыками.
В) одной из важных задач является правильное сохранение файлов.
Г) происходит обучение школьников решению сложных задач.

14. Сделаем выводы.

14
Синтаксические синонимы – это….
Виды синтаксических синонимов:
1)
2)
3)
4)

Скачать материал

без ожидания

Урок русского языка 11 класс

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 116 человек из 33 регионов

  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка 11 класс

    1 слайд

    Урок русского языка 11 класс

  • Цели урока Познакомиться с понятием «Синонимика русского языка» и ее классифи...

    2 слайд

    Цели урока Познакомиться с понятием «Синонимика русского языка» и ее классификацией. Отработать умение классифицировать синонимы Научиться подбирать разные типы синонимов

  • Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но...

    3 слайд

    Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь — людское чудо — Не скудела в наши дни.

  • Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке. Доц...

    4 слайд

    Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах

  • Синонимы можно изобразить как математичес-кое тождество, но не всегда. бегем...

    5 слайд

    Синонимы можно изобразить как математичес-кое тождество, но не всегда. бегемот = гиппопотам ( одно и тоже животное) красный ≈ алый ≈ пурпурный (оттенки красного) Что такое синонимы?

  • Когда они называются контекстными? Синонимы контекстуальные – это слова, сбл...

    6 слайд

    Когда они называются контекстными? Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Например: веселый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос. Однородность этих определений вызвана контекстуальным их сближением.

  • слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слов...

    7 слайд

    слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слову «высокомерный», то синонимы в ряду «осенний, травянистый, грустный» являются контекстными – если бы автор не представлял их как синонимы, запятых бы не было

  • Классификация синонимов в русском языке

    8 слайд

    Классификация синонимов в русском языке

  • Словарная разминка Ипохондрик Лицедей Инвалид Паломник Офтальмолог Исполин Ам...

    9 слайд

    Словарная разминка Ипохондрик Лицедей Инвалид Паломник Офтальмолог Исполин Амулет Импровизация Эффективный Окулист Калека Комедиант Пилигрим Меланхолик Результативный Талисман Колосс Экспромт Подберите синонимы к словам первого столбика из второго

  • Словарная разминка Ипохондрик Лицедей Инвалид Паломник Офтальмолог Исполин Ам...

    10 слайд

    Словарная разминка Ипохондрик Лицедей Инвалид Паломник Офтальмолог Исполин Амулет Импровизация Эффективный Окулист Калека Комедиант Пилигрим Меланхолик Результативный Талисман Колосс Экспромт Подберите синонимы к словам первого столбика из второго

  • Понятие «синтаксические синонимы» На уровне словосочетания: согласование = уп...

    11 слайд

    Понятие «синтаксические синонимы» На уровне словосочетания: согласование = управление соломенная шляпа= шляпа из соломы, виниловые обои = обои из винила примыкание = управление пригласить ужинать = пригласить на ужин, делать аккуратно = делать с аккуратностью

  • Понятие «синтаксические синонимы» На уровне предложения: Прич. оборот = прида...

    12 слайд

    Понятие «синтаксические синонимы» На уровне предложения: Прич. оборот = придаточное определительное шарик, летящий в небе= шарик, который летит… Деепричастный оборот = однородные сказуемые/ придаточное обстоятельственное, сидел, озираясь по сторонам = сидел и озирался… БСП = ССП, Наступила весна , запели громче птицы Двусоставное предложение = односоставное предложение.

  • Средства художественной выразительности метафора ≈ сравнение, обычное предлож...

    13 слайд

    Средства художественной выразительности метафора ≈ сравнение, обычное предложение ≈ парцелляция, прямой порядок слов ≈ инверсия

  • Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но...

    14 слайд

    Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь — людское чудо — Не скудела в наши дни.

  • Задания 1. Подберите морфемные синонимы к словам богаче, беднее. 2. Определит...

    15 слайд

    Задания 1. Подберите морфемные синонимы к словам богаче, беднее. 2. Определите, в каком падеже стоит слово быт. 3. Поставьте слово быт в предложный падеж. 4. Возможны ли варианты? Объясните разницу значений. Какой тип синонимов вы использовали?

  • Сравните! В бытУ – перемены в бытЕ деревни Морфологические синонимы

    16 слайд

    Сравните! В бытУ – перемены в бытЕ деревни Морфологические синонимы

  • Подберите синтаксические синонимы К словосочетаниям: А. устная словесность, р...

    17 слайд

    Подберите синтаксические синонимы К словосочетаниям: А. устная словесность, разговорная краса, людское чудо, русская речь Б. чудеса речи, сотни слов, птицы в клетках 2. К предложению: Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь.

  • Сравните Посадки, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня. Пос...

    18 слайд

    Сравните Посадки, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня. Посадки, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня. Начавшись в начале мая, посадки продлятся до конца июня. Посадки начались в начале мая и продлятся до конца июня.

  • Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного...

    19 слайд

    Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и др.)

  • Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного...

    20 слайд

    Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 2. союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом Она боготворила своего сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

  • Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного...

    21 слайд

    Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 3. сказуемое выражено формой будущего времени или условного наклонения Приходи на мое выступление, которое состоится в нашей школе. Хорошо пойти на выступление, которое состоялось бы в нашей школе.

  • Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного...

    22 слайд

    Обратите внимание! Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : 4. придаточная часть присоединяется союзным словом где Трудно забыть места, где ты был так счастлив когда-то.

  • Практическая работа 1. Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, ко...

    23 слайд

    Практическая работа 1. Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, который был завернут аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязан розовой ленточкой. 3. Черные обильные гроздья, которые издавали слабый запах клубники, тяжело свисали между темной зеленью, которую кое-где озолотило солнце. 4. Они пошли в дом через большую каменную террасу, которую со всех сторон закрывали густые шпалеры винограда «изабелла». винограда «изабелла».

  • Практическая работа 1.Муж, когда уезжал утром по спешным делам в город, полож...

    24 слайд

    Практическая работа 1.Муж, когда уезжал утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее. 2. Генерал обнажил свою величественную голову и целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку. 3.Еще до войны жена сбежала от него с проезжим актером, потому что пленилась его бархатной курткой и кружевными манжетами.

  • Практическая работа 1.Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к с...

    25 слайд

    Практическая работа 1.Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. 2. Княгиня Вера Николаевна Шеина не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. 3.Подумай обо мне, и я буду с тобой: мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. 4.В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

  • Практическая работа 1.Уже не стали видны ни земля, ни деревья, ни небо. 2. Я...

    26 слайд

    Практическая работа 1.Уже не стали видны ни земля, ни деревья, ни небо. 2. Я вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. … 3. Бьют часы. Пришло время.

  • Средства выразительности Метафора и сравнение 1.Вся местность спускается к мо...

    27 слайд

    Средства выразительности Метафора и сравнение 1.Вся местность спускается к морю географической картой. 2. На обсохших сжатых полях, на их колючей , словно желтая щетина, поверхности заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. 3.Я теперь чувствую, что, словно какой-то неудобный клин, врезался в Вашу жизнь.

  • Средства выразительности Парцелляция 1. А мухоморы точно из красного атласа и...

    28 слайд

    Средства выразительности Парцелляция 1. А мухоморы точно из красного атласа и вышиты белым бисером. 2. Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Инверсия 1. Воображаю, какое впечатление он произвел на Ваших гостей. 2. И ее душа как будто бы раздвоилась.

  • Итоги урока Какую роль играют в нашей речи синонимы?

    29 слайд

    Итоги урока Какую роль играют в нашей речи синонимы?

  • Домашняя работа Выучить теоретический материал. Выполнить письменную работу.

    30 слайд

    Домашняя работа Выучить теоретический материал. Выполнить письменную работу.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 238 152 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.03.2016
  • 2454
  • 10
  • 10.03.2016
  • 3217
  • 3

Рейтинг:
2 из 5

  • 10.03.2016
  • 3868
  • 3
  • 10.03.2016
  • 982
  • 0
  • 10.03.2016
  • 2340
  • 1

Рейтинг:
5 из 5

  • 10.03.2016
  • 17409
  • 35
  • 10.03.2016
  • 53790
  • 26

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ
Тема: «Синтаксическая синонимия»

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

Материал для наблюдения

  • 1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.
  • Сравните два отрывка.
  • 2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась всё нестерпима, и неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.

Ответим на вопросы:

  • Чем отличаются эти отрывки?
  • (первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные)
  • Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А.С.Пушкину? Обоснуйте своё мнение.
  • (А.С.Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремиться передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

Слово учителя (теоретический материал).

  • Богатство языка зависит от имеющихся в нём синонимичных средств, передающих по-разному одну и ту же ситуацию. В синонимичные отношения вступают разные языковые единицы: слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, вдрызг – на мелкие части, был прекрасный январский день – был прекрасный день января, написал рассказ – когда рассказ был написан.
  • Синонимия даёт говорящему свободу выбора языковых средств. Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, анализируя текст из «Капитанской дочки» и вариант этого текста. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественности ситуации, близости грамматических значений синтаксических конструкций, близости лексического состава.
  • Одним из основных типов синтаксической синонимии является синонимия простых и сложных предложений. Сложные предложения – признак литературной, развитой речи.

Упражнение 1. Сравните два отрывка из книги
А.Грешневикова «Дом под кронами».

  • 1.Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве:
  • Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли. Голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка. Брат научил меня стрелять. Охота моя заканчивалась нередко удачей, потому что я часто добывал доступных ворон, сорок. Ели тогда всё. С вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, просили дать им ворону или сороку. В девятом классе добыл волка. С природой я знакомился по-настоящему, сурово. И, конечно, воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.
  • 1. Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве:
  • Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли, но начался голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка, из которого брат научил меня стрелять. Нередко охота моя заканчивалась удачей, потому что я часто добывал сорок и доступных ворон. Ели тогда всё, потому что с вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, которые просили дать им ворону или сороку. А в девятом классе я добыл волка. Таким образом, с природой я знакомился по-настоящему, сурово, поэтому воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.

Ответим на вопросы:

  • Что выступает в этих текстах в качестве синонимов?
  • (простые и сложные предложения)
  • Чем второй текст отличается от первого по смыслу?
  • (В первом тексте в центре внимания находится Олег Павлович, его волнение, связанное с воспоминаниями, внутренняя напряжённость. Во втором – автор-повествователь, осмысливающий услышанную от собеседника информацию о военном детстве.)

Синонимия возможна между придаточной частью и причастным и деепричастным оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми.

  • Упражнение 2. Замените сложноподчинённые предложения синонимическими синтаксическими конструкциями.
  • Когда Матрёна умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны.
  • (Матрёна умерла, и золовка отозвалась о ней неодобрительно. После Матрёниной смерти золовка отозвалась о ней неодобрительно).
  • Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него.
  • (Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться.)
  • Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше.
  • (Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре – надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей.)

Таким образом, после замены сложных предложений на простые и наоборот, мы можем сделать вывод о том, что придаточная часть чётко устанавливает временные отношения между первым и последующими действиями. А однородные сказуемые сообщают о последовательных действиях.

  • Ещё одним типом синтаксической синонимии является синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщённо-личное)

Упражнение 3. Прочитайте стихотворение
И.С.Никитина«Ночлег в деревне»:

  • Определите тип простых предложений, употреблённых в нём. (номинативные) Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.
  • Душный воздух, дым лучины,
  • Под ногам сор,
  • Сор на лавках, паутины
  • По углам узор;
  • Закоптелые полати,
  • Чёрствый хлеб, вода,
  • Кашель пряхи, плач дитяти…
  • О, нужда, нужда!
  • (Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры . Полати закоптели, а из еды есть только чёрствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете.)

— Что произошло с текстом стихотворения после подобной переделки?

  • (У И.С.Никитина почти всё стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых номинативных предложений. Именно номинативные (назывные) предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны.)

Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала

  • К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их.
  • Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.
  • 2) Замените простые предложения сложными.
  • а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пяточке. б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.
  • 3) Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми:
  • а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы. б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов. в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль.
  • 4) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в тексте изменения.
  • Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, сто в печах будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной информации как способа сжатия текста

  • Задание1: перестройте фрагмент текста, используя придаточные предложения и частичное исключение информации.
  • (1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки. (2)Вспышки лучше всего видны в свете линии Н, хотя иногда они хорошо заметны и в белом свете. (3)В годы максимума активности может быть около десяти вспышек в сутки, а в минимуме на протяжении многих месяцев их может не быть ни одной.
  • (4)Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (5)Размеры области, охваченной вспышкой, меньше 1000км.(74 слова)
  • (1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки, которые лучше всего видны в свете линии Н, иногда хорошо заметны в белом свете.(2)В годы максимума активности их может быть около десяти в сутки, а в минимуме многие месяцы может не быть совсем.
  • (3) Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (4)Размеры таких областей меньше 1000км.(66слов)

Задание 2:

используя приём «свёртывания суждений», попробуйте вычленить в сложной синтаксической конструкции одну (или две) главные мысли.

  • Принято считать, что чистый воздух нужен только людям; подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»; но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
  • Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст.
Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения.

  • 1)Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и, наконец, ослепительно белым.
  • а) Довести до белого каления – очень сильно разозлить.
  • б) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.
  • 2) Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим найти универсальный ключ к решению многих задач.
  • а) Искать философский камень – стремиться решить невозможное.
  • б) Выражение «искать философский камень» возникло во времена алхимии.
  • 3) Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, всё то, что, раз начавшись, развивается всё шире и шире, изначально было введено учёными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.
  • а) Цепная реакция – вышедший из-под контроля процесс.
  • б) Выражение употреблялось учёными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

Слайд 1Урок русского языка
11 класс
Синтаксическая синонимия
как источник богатства и выразительности русской

речи

Урок русского языка11 классСинтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи


Слайд 2Цели урока
Познакомиться с понятием «Синонимика русского языка» и ее классификацией.
Отработать умение

классифицировать синонимы
Научиться подбирать разные типы синонимов

Цели урокаПознакомиться с понятием «Синонимика русского языка» и ее классификацией.Отработать умение классифицировать синонимыНаучиться подбирать разные типы синонимов


Слайд 3Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали

жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.

Это так, а не иначе.Ты мне, друг мой, не перечь:Люди стали жить богаче,Но беднее стала речь.


Слайд 4Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке.

Доцветали разноцветные махровые гвоздики, также
левкой

— наполовину в цветах, а наполовину в тонких
зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты
еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато
пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою
георгины, пионы и астры, распространяя в чутком
воздухе осенний, травянистый, грустный запах

Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, такжелевкой - наполовину в цветах, а


Слайд 5
Синонимы можно изобразить как математичес-кое тождество, но не всегда.
бегемот =

гиппопотам ( одно и тоже животное)
красный ≈ алый ≈ пурпурный (оттенки красного)

Что такое синонимы?

Синонимы можно изобразить как математичес-кое тождество, но не всегда.бегемот = гиппопотам ( одно и тоже животное)красный


Слайд 6
Когда они называются контекстными?

Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями

в условиях контекста.
Например: веселый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос. Однородность этих определений вызвана контекстуальным их сближением.

Когда они называются контекстными?  Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста.


Слайд 7слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слову «высокомерный»,

то синонимы в ряду «осенний, травянистый, грустный» являются контекстными – если бы автор не представлял их как синонимы, запятых бы не было

слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к слову «высокомерный», то синонимы в ряду «осенний, травянистый,


Слайд 8Классификация синонимов
в русском языке

Классификация синонимов  в русском языке


Слайд 9Словарная разминка
Ипохондрик
Лицедей
Инвалид
Паломник
Офтальмолог
Исполин
Амулет
Импровизация
Эффективный

Окулист
Калека
Комедиант
Пилигрим
Меланхолик
Результативный
Талисман
Колосс
Экспромт

Подберите синонимы к словам первого столбика из второго

Словарная разминкаИпохондрик ЛицедейИнвалидПаломникОфтальмологИсполинАмулетИмпровизация ЭффективныйОкулистКалекаКомедиантПилигримМеланхоликРезультативныйТалисманКолоссЭкспромтПодберите синонимы к словам первого столбика из второго


Слайд 10Словарная разминка
Ипохондрик
Лицедей
Инвалид
Паломник
Офтальмолог
Исполин
Амулет
Импровизация
Эффективный

Окулист
Калека
Комедиант
Пилигрим
Меланхолик
Результативный
Талисман
Колосс
Экспромт

Подберите синонимы к словам первого столбика из второго

Словарная разминкаИпохондрик ЛицедейИнвалидПаломникОфтальмологИсполинАмулетИмпровизация ЭффективныйОкулистКалекаКомедиантПилигримМеланхоликРезультативныйТалисманКолоссЭкспромтПодберите синонимы к словам первого столбика из второго


Слайд 11Понятие
«синтаксические синонимы»
На уровне словосочетания:
согласование = управление
соломенная шляпа= шляпа из

соломы, виниловые обои = обои из винила
примыкание = управление
пригласить ужинать = пригласить на ужин, делать аккуратно = делать с аккуратностью

Понятие  «синтаксические синонимы»На уровне словосочетания:согласование = управление соломенная шляпа= шляпа из соломы, виниловые обои = обои


Слайд 12Понятие
«синтаксические синонимы»
На уровне предложения:
Прич. оборот = придаточное определительное
шарик, летящий в

небе= шарик, который летит…
Деепричастный оборот = однородные сказуемые/ придаточное обстоятельственное,
сидел, озираясь по сторонам = сидел и озирался…
БСП = ССП,
Наступила весна , запели громче птицы
Двусоставное предложение = односоставное предложение.

Понятие  «синтаксические синонимы»На уровне предложения:Прич. оборот = придаточное определительноешарик, летящий в небе= шарик, который летит…Деепричастный оборот


Слайд 13Средства
художественной выразительности
метафора ≈ сравнение,
обычное предложение ≈ парцелляция,
прямой порядок слов

≈ инверсия

Средства  художественной выразительностиметафора ≈ сравнение, обычное предложение ≈ парцелляция,прямой порядок слов ≈ инверсия


Слайд 14Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали

жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.

Это так, а не иначе.Ты мне, друг мой, не перечь:Люди стали жить богаче,Но беднее стала речь.


Слайд 15Задания
1. Подберите морфемные синонимы к словам богаче, беднее.
2. Определите, в каком

падеже стоит слово быт.
3. Поставьте слово быт в предложный падеж.
4. Возможны ли варианты? Объясните разницу значений. Какой тип синонимов вы использовали?

Задания1. Подберите морфемные синонимы к словам богаче, беднее.2. Определите, в каком падеже стоит слово быт. 3. Поставьте


Слайд 16Сравните!
В бытУ – перемены в бытЕ деревни
Морфологические синонимы

Сравните!В бытУ – перемены в бытЕ деревниМорфологические синонимы


Слайд 17Подберите
синтаксические синонимы
К словосочетаниям:
А. устная словесность, разговорная краса, людское чудо, русская

речь
Б. чудеса речи, сотни слов, птицы в клетках

2. К предложению:
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Подберите  синтаксические синонимыК словосочетаниям:А. устная словесность, разговорная краса, людское чудо, русская речьБ. чудеса речи, сотни слов,


Слайд 18Сравните
Посадки, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня.
Посадки, начавшиеся

в начале мая, продлятся до конца июня.
Начавшись в начале мая, посадки продлятся до конца июня.
Посадки начались в начале мая и продлятся до конца июня.

СравнитеПосадки, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня.Посадки, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца


Слайд 19Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным

оборотом невозможна, если :
в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и др.)

Обратите внимание!  Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если :в главной части сложноподчиненного


Слайд 20Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным

оборотом невозможна, если :
2. союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом

Она боготворила своего сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Обратите внимание!  Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если :2. союзное слово который


Слайд 21Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным

оборотом невозможна, если :
3. сказуемое выражено формой будущего времени или условного наклонения
Приходи на мое выступление, которое состоится в нашей школе.
Хорошо пойти на выступление, которое состоялось бы в нашей школе.

Обратите внимание!  Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если :3. сказуемое выражено формой


Слайд 22Обратите внимание!
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным

оборотом невозможна, если :
4. придаточная часть присоединяется союзным словом где

Трудно забыть места, где ты был так счастлив когда-то.

Обратите внимание!  Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если :4. придаточная часть присоединяется


Слайд 23Практическая работа
1. Даша положила на стол небольшой квадратный предмет,

который был завернут аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязан розовой ленточкой. 3. Черные обильные гроздья, которые издавали слабый запах клубники, тяжело свисали между темной зеленью, которую кое-где озолотило солнце. 4. Они пошли в дом через большую каменную террасу, которую со всех сторон закрывали густые шпалеры винограда «изабелла». винограда «изабелла».

Практическая работа 1. Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, который был завернут аккуратно в белую бумагу


Слайд 24Практическая работа
1.Муж, когда уезжал утром по спешным делам в город,

положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее. 2. Генерал обнажил свою величественную голову и целовал поочередно руки у обеих сестер, потом целовал их в щеки и опять в руку. 3.Еще до войны жена сбежала от него с проезжим актером, потому что пленилась его бархатной курткой и кружевными манжетами.

Практическая работа 1.Муж, когда уезжал утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр


Слайд 25Практическая работа
1.Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною

к свету и в замешательстве потирал руки.
2. Княгиня Вера Николаевна Шеина не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. 3.Подумай обо мне, и я буду с тобой: мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. 4.В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Практическая работа 1.Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал


Слайд 26Практическая работа
1.Уже не стали видны ни земля, ни деревья, ни

небо. 2. Я вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. … 3. Бьют часы. Пришло время.

Практическая работа 1.Уже не стали видны ни земля, ни деревья, ни небо. 2. Я вспоминаю каждый твой


Слайд 27Средства выразительности
Метафора и сравнение
1.Вся местность спускается к морю географической
картой. 2. На

обсохших сжатых полях, на их
колючей , словно желтая щетина, поверхности
заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. 3.Я
теперь чувствую, что, словно какой-то неудобный
клин, врезался в Вашу жизнь.

Средства выразительностиМетафора и сравнение1.Вся местность спускается к морю географическойкартой. 2. На обсохших сжатых полях, на ихколючей ,


Слайд 28Средства выразительности
Парцелляция
1. А мухоморы точно из красного атласа и вышиты
белым

бисером. 2. Любовь должна быть трагедией,
величайшей тайной в мире!
Инверсия
1. Воображаю, какое впечатление он произвел на Ваших гостей. 2. И ее душа как будто бы раздвоилась.

Средства выразительностиПарцелляция1. А мухоморы точно из красного атласа и вышиты белым бисером. 2. Любовь должна быть трагедией,величайшей


Слайд 29Итоги урока
Какую роль играют в

нашей речи
синонимы?

Итоги урока      Какую роль играют в нашей речи


Слайд 30Домашняя работа
Выучить теоретический материал.
Выполнить письменную работу.

Домашняя работаВыучить теоретический материал.Выполнить письменную работу.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические синонимы бсп примеры
  • Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений
  • Синтаксические синонимы 3 yaklass
  • Синтаксически нейтральный синоним
  • Синтаксис синонимы антонимы омонимы