Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений

Тема
урока.

 Синтаксические
синонимы  бессоюзных сложных предложений. (9 класс)

Цели урока:

1.     Познакомить учащихся с особенностями
синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей;

2.     Продолжить работу по подготовке учащихся к ОГЭ

3.
Совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

4. Продолжить
работу по развитию языковой компетенции учащихся;

5. Воспитывать
инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Задачи урока:

1.     Образовательные: закрепить знания о СП и
знаках препинания в СП; познакомить с понятием синтаксической синонимии;

2.     Развивающие:
развитие речевых навыков, логического мышления, умения сравнивать и
анализировать;

3.     Воспитывающие:
формирование коммуникативных качеств.

Планируемые
результаты:

1.     Личностные: развитие познавательных интересов,
формирование навыка делового сотрудничества, сравнения разных точек зрения,
умения считаться с мнением другого человека;

2.     Метапредметные:
построение речевого высказывания в устной форме, осуществление сравнения,
выдвижение гипотез и их обоснование, формирование умения формулировать проблему
и создание способов ее решения, оценивание результатов деятельности;

3.     Предметные:
продолжение формирования навыка расстановки знаков препинания в СП,
использование различных синонимичных синтаксических конструкций в устной и
письменной речи.

Тип урока: урок
открытия нового знания.

Ход урока

I.      Организационный момент.

II.   
Актуализация
опорных знаний учащихся. Подготовка к ОГЭ

 1.Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками
(1) а между ними и течет речушка (2) обозначенная на карте такой (3) голубой
краской.
2.С обрыва (4) на котором
остановился Норкин (5) хорошо видны мелкие камни (6) устилающие (7)дно. 3.Вода (8) искрясь (9)
пробегает над ними. 4. На самой середине речки стоит
теленок и (10) отмахиваясь хвостом (11) от надоедливых слепней (12) пьет воду
(13) низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)

По данному тексту учащиеся должны
выполнить несколько заданий.

Задание
1.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения,
связанными подчинительной связью. (1 ряд) – 2 предложение

Задание 2. Укажите
количество грамматических основ в предложении № 1 (2 ряд) -2

Задание №3. Выпишите
цифры, обозначающие запятые  при деепричастиях и деепричастных оборотах. (3
ряд) – 8, 9,10, 12,13

Задание №4.Один из
учеников расставляет все знаки препинания.

Задание №5. Второй
ученик составляет схемы сложных предложений (1-2)

III.  Вопросы
для повторения предыдущей темы:

Какое предложение
называют сложным бессоюзным? Как соединяются между собой части бессоюзного
сложного предложения? Что служит в таких предложениях средствами связи? Какие
знаки препинания могут встречаться в БСП? Чем выражаются смысловые отношения в
устной речи? Какие значения могут быть в БСП?

IV.     Изучение нового материала

Что такое синонимы? 
 СИНОНИМЫ — слова, одинаковые или близкие по значению.  

  СИНТАКСИЧЕСКАЯ
СИНОНИМИЯ
– это различные синтаксические конструкции, близкие по значению,
но разные по форме выражения и оттенкам значения.

Слово
учителя
. — Сложные предложения в русском языке
бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части
связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. Некоторые
смысловые отношения могут выражаться как сложносочинёнными, так и
сложноподчинёнными предложениями. БСП способны выражать разнообразные
смысловые отношения частей. Но если в союзных (ССП и СПП) предложениях эти
значения выражаются ясно и недвусмысленно благодаря союзам, то в БСП они лишь
намечаются интонацией и часто выражаются нечетко.  
Так возникают
синтаксические синонимы, различающиеся стилистическими оттенками или сферой
употребления:

 Душно
стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
(ССП соединительное)
происходит одновременность действия

 Так
как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться
(СПП с придаточным
причины)

В
сакле стало душно —  я вышел на воздух освежиться
.
(БСП)

 Существует
синонимия бессоюзных сложных предложений и сложносочинённых, и подчинённых
предложений: 

Придёт
зима — пруд покроется льдом 
(бессоюзное).

Придёт
зима, и пруд покроется льдом 
(сложносочинённое).

Когда
придёт зима, пруд покроется льдом 
(сложноподчинённое).
СПП с придаточным времени

V.
Закрепление материала

1.    
Преобразуйте бессоюзные предложения в сложносочиненные и сложноподчиненные;
определите тип полученных предложений.

1) Ласточка день начинает — соловей
кончает. (а)ССП противительное

2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.
(что)СПП изъяснительное

3) Зима снежная — год обычно
урожайный.(Если… то)СПП условия

4) Ночью был заморозок, наутро вся земля
съежилась, побледнела. (потому что)СПП причины

5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в
море опасно.(поэтому)СПП причины

2. Самостоятельная работа.

Преобразуйте бессоюзные предложения в союзные, части которых были
бы связаны сочинительными или подчинительными союзами. Какие из них динамичнее,
экспрессивнее? Выделите грамматические основы.

1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито.

2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней
холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.

3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне
странным.

3.
Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: проставить знаки препинания.
Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на
наши головы хлопьями  посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку,
поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку — на
наши головы хлопьями посыпался снег.

VI.
Подведение итогов урока

VII.
Домашнее задание: повторить пар.15-17 упр.236

Задание: проставить знаки препинания.
Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на
наши головы хлопьями  посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому
на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку  на
наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания.
Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на
наши головы хлопьями  посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому
на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку  на
наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания.
Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на
наши головы хлопьями  посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому
на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку  на
наши головы хлопьями посыпался снег.

Задание: проставить знаки препинания.
Сделать схему предложений

1) Белка прыгнула с ветки на ветку и на
наши головы хлопьями  посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку поэтому
на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку  на
наши головы хлопьями посыпался снег.

Запятая, точка с запятой

Двоеточие

Тире

1. [  ], [
 ] = и —перечисление. 

Тучи разошлись,
выглянуло солнце

 1.[  ]: [  ] – причина.

Осень и зиму Павел не
любил: они приносили ему много страданий.

1.[  ] – [  ] –противопоставление, сопоставление.

Политики ищут шанс –
предприниматели его находят.

1.[  ]; [  ];
 
[  ] — части БСП далеки по смыслу.

Статные осины высоко
лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб
стоит подле красивой берёзы.

2.[  ] : [  ] – пояснение = а
именно, то есть.

У собак есть
рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают

2.[  ] – [  ] – время, условие = когда…то,
если…то.

Солнце дымное встаёт
– будет день горячий.

2. [  ]; [  ] – внутри частей БСП
есть запятые.

Небо покрыто было
тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

3.[  ]: [  ] – дополнение = что.

Глядя на окна, трудно
понять: светит ещё луна или нет.

3.[  ] – [  ] — быстрая смена событий.

 На полном бегу
набок салазки – Саша в снегу.

4.[  ] – [  ] – сравнение = словно,
будто.

Молвит слово –
соловей поёт.

Назовите синтаксические синонимы бессоюзного сложных предложений. Приведите примеры.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Назовите синтаксические синонимы бессоюзного сложных предложений. Приведите примеры. …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » Назовите синтаксические синонимы бессоюзного сложных предложений. Приведите примеры.

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Тема урока: Синтаксические синонимы сложносочинённых и бессоюзных предложений, их текстообразующая роль.

Цель урока:  повторить знаки препинания в сложносочинённом и бессоюзном предложениях, постановку тире в ССП, продолжить работу над составлением схем ССП, повторить орфограмму «Правописание Ы и И после приставок на согласную», «Чередование гласной в корне», «Правописание приставок пре- и при-»,

Ход урока

  1. Проверка дз (карточки).
  2. Комментированное письмо у доски:

Безымянная улица,  картинная галерея, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, пригорать на плите, разыскивать путешественников, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, слегка прикоснуться,  претворять мечту в жизнь, притворять дверь.

3. Составим схемы предложений.

Предложение

Схема

1. Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

  1. Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начал расходиться.

(назвать вид сказуемого)

3. Стол и кровать стояли на прежних местах, но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.

4. То скрипнет, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома по огородам.

5. Стрела выходит, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана.

Учитель: повторим понятие «синонимы».

1. Лексические синонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие:

— родина, отечество, отчизна;

— употреблять, применять, использовать.

2. Семантические синонимы- различаются оттенками значения:

— гиперболизировать, преувеличивать, утрировать;

3. Стилистические синонимы – имеют разную сферу употребления или различную стилистическую окраску:

— лоб (нейтр), чело (устар.);

— отрезать (нейтр.), оттяпать, отхватить (прост.);

— отрывок (нейтр), фрагмент (книж.).

4. Семантико-стилистические – различаются лексическими значениями и стилистической окраской.

— сердиться, злиться, беситься (разг.), серчать (прост.);

— поспешный, торопливый, скоропалительный (разг.).

Синонимы могут различаться лексической сочетаемостью.

Человек трудится (работает), машина работает (но не трудится).

Лексические антонимы – слова, противоположные по значению.

В антонимические отношения вступают только те слова, которые имеют оттенок качества – размер, цвет, вкус.

Эмоции:

— любовь- ненависть;

Состояние:

Огорчаться-радоваться,

— спать-бодрствовать.

  1. Синтаксические синонимы.

Синтаксические синонимы – взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения.

БСП

Синтаксический синоним

Мы въехали в кусты, дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучки.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колёса начали задевать за сучки.

Принял присягу – покажи в бою отвагу.

Если принял присягу, то покажи в бою отвагу.

И видит враг: Москва идёт всем фронтом в наступление.

И видит враг, что Москва идёт всем фронтом в наступление.

Печален я: со мною друга нет.

Печален я, потому что со мною друга нет.

Я знаю, вы мне напишите.

Я знаю, что  вы мне напишите.

Заменить бессоюзные предложения, сложноподчинёнными предложениями.

  1. Никогда не забывайте: театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. (что).
  2. Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем только тогда, когда его начинает не хватать. (а именно).
  3. Слово как подорожник: оно никуда не может пойти само, но его всюду приносят люди. (потому что).
  4. Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (когда).
  5. За всё браться – ничего не делать. (если).
  6. Рукам работа – душе праздник. (..а).

Итог урока.

Обновлено: 04.05.2023

Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.

Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.

В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.

Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными

Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.

Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:

Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов

Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:

  1. Бессоюзных и сложносочиненных:

    • Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
    • Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.

  2. БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
  3. ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.

Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами.
Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной частью. Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной частью.
Зависимость придаточной части от главной — явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения, например: Известно, что слоны в диковину у нас (Кр.) ; Ведь главное то, чего не понимают такие люди, — сказала дама, — это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.) . Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания.
Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как, хотя и в этом и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и слож.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и слож.

Тип проекта: информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на.

Тип проекта:
информационный, групповой, краткосрочный (работа проводится на протяжении двух недель).

Цель проекта:
выявить синонимичные бессоюзные сложные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в современном русском языке.

Задачи проекта: а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочин.

а) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения со значением одновременности перечисляемых событий или их последовательности;

Пример:
[В комнате было душно], [на улице вихрем носило пыль]. – БСП со значением одновременности перечисляемых событий.

[В комнате было душно], и [на улице вихрем носило пыль]. – ССП со значением одновременности перечисляемых событий.

б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения.

б) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложносочинённые предложения с сопоставительно — противительными отношениями;

Пример:
[Год промчался] – [вести нет]. – БСП с сопоставительно — противительными отношениями.

[Год промчался], а [вести нет]. – ССП с сопоставительно — противительными отношениями.

в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени.

в) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с изъяснительными придаточными;

Пример:
[Недаром говорится]: [дело мастера боится]. – БСП, выражающее изъяснительные отношения.

[Недаром говорится], (что дело мастера боится). – СПП с изъяснительными придаточными.

г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени.

г) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными причины;

Пример:
[Лес стоял тихий и молчаливый]: [главные певцы улетели]. – БСП. [ ]:[ причина ]

[Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели). – ССП с придаточными причины.

д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложени.

д) рассмотреть синонимичные бессоюзные сложные и сложноподчинённые предложения с придаточными условия или времени;

Пример:
[Будешь книги читать] – [будешь всё знать]. – БСП (условие)
[Если будешь книги читать], (то будешь всё знать). – ССП с придаточными условия.

е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений.

е) подобрать иллюстративный материал (на основе художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в 9 классе);

А) Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
(В. Жуковский)

Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается. (Ф. Достоевский)

Б) Служить бы рад – прислушиваться тошно. (А. Грибоедов) Неизвестно, как он.

Б) Служить бы рад – прислушиваться тошно.
(А. Грибоедов)
Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как труба. (Н. Гоголь)

В) Твердила я: в любви не будет в этой прока.
(А. Грибоедов)
Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером. (М. Лермонтов)

Г) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы её кабинет! (М. Лермонтов)
Видно, было смешно, потому что они начали хохотать как сумасшедшие. (М. Лермонтов)

Д) Случится грех – не проси милости. (А. Чехов) (Когда экипаж въехал на дво.

Д) Случится грех – не проси милости.
(А. Чехов)

(Когда экипаж въехал на двор), [господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо]. (Н. Гоголь)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 255 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Бессоюзные сложные предложения

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2021 6395
  • PPTX 148.9 кбайт
  • 310 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ерастова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что зна­чит сино­ни­мич­ные Грамматические кон­струк­ции слож­но­под­чи­нен­но­го предложения?

С помо­щью раз­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций мож­но выра­зить мысль с оди­на­ко­вым или близ­ким зна­че­ни­ем. Такая сино­ни­мич­ная бли­зость суще­ству­ет меж­ду про­сты­ми рас­про­стра­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми и слож­но­под­чи­нен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с при­да­точ­ной опре­де­ли­тель­ной частью.
Понаблюдаем:

Сад, шумев­ший за окном под поры­ва­ми вет­ра­ми, казал­ся таин­ствен­ным незна­ком­цем в темноте.
Сад, кото­рый шумел под поры­ва­ми вет­ра, казал­ся таин­ствен­ным незнакомцем.

Эти два пред­ло­же­ния явля­ют­ся син­так­си­че­ски­ми сино­ни­ма­ми, кото­рые выра­жа­ют одну и ту же мысль. Но в пер­вом про­стом пред­ло­же­нии акцент дела­ет­ся на при­знак пред­ме­та (сад какой? шумев­ший под поры­ва­ми вет­ра), а в СПП уде­ля­ет­ся вни­ма­ние дей­ствию (кото­рый шумел под поры­ва­ми вет­ра).
Синтаксическими сино­ни­ма­ми явля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты в про­стых пред­ло­же­ни­ях и при­да­точ­ные обсто­я­тель­ствен­ные пред­ло­же­ния вре­ме­ни, усло­вия, уступ­ки и т.д. в СПП.

Синонимы к сложноподчиненным предложениям — это простые предложения с причастными оборотами.
Например: На столе лежала книга, которую я прочитала. Это сложноподч.предложение.
Синоним: На столе лежала книга, прочитанная мною. Это простое предложение с причастным оборотом (прочитанная мною).

1) промышленность развивается
2) волосы развeваются
3) посветить фонариком
4) посвятить себя музыке
5) соблюдать чистоту
6) частота радиоволн
7) навевать скуку
8) навивать проволоку
9) разрядить обстановку
10) разредить посевы
11) прожевать хлеб
12) проживать по адресу
13) завизировать документ
14) завязать бант
15) подражать страшим
16) дрожать от страха
17) сплотить единомышленников
18) заплатить долг
19) увидать друга
20) увядать от жары
21) скрепить подписью
22) скрипеть на морозе
23) поседеть от горя
24) посидеть за столом
25) слепить глаза
26) слипаться в комок
27) примерять платье
28) примирять соперников
29) прекращать учёбу
30) укрощать животных

1) залезать на дерево – зализать рану
2) запевать куплет – запивать лекарство
3) навевать сны – навивать локоны
4) обвевала лицо веером – обвивала косы вокруг головы
5) волосы развевались на ветру – развивали промышленность
6) ударился оземь – созревает озимь
7)спешите видеть – спишите данные
8)умолять о помощи – умалять значение

Челкаш был овеян примиряющей (приставка ¬ ПРИ), ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи крестьянина (безударная гласная в корне ∩ КРЕСТЬ)-отца, много забытых звуков и запаха матушки-земли, только что оттаявшей (суффикс ∧ Я, вш), только что вспаханной (приставка ¬ в, С и суффикс ∧ НН), только что покрытой изумрудным шёлком (о,е после шипящих, корень ∩ ШЁЛК) озими.

I струёй (какой?) ласковой — прилагательное
н.ф. ласковый
II Пост. признаки: качественное, неодушевлённое; непост. пр.: ж.р., ед. число, т.п.
III струёй (какой?) ласковой (определение, волнистой линией)

I струёй (какой?) примеряющей — причастие
н.ф. примеряющий
II Действительный залог, неодушевленное, несовершенный вид, ед. число, ж. р., т.п., настоящее время.
III струёй (какой?) примеряющей (определение, волнистой линией)

I воздуха (какого?) донёсшего — причастие
н.ф. донёсший
II Действительный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, м. р., р.п., прошедшее время.
III воздуха (какого?) донесшего (определение, волнистой линией)

I земли (какой?) оттаявшей — причастие
н.ф. оттаявший
II Действительный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, ж. р., р.п., прошедшее время.
III земли (какой?) оттаявшей (определение, волнистой линией)

I земли (какой?) вспаханной — причастие
н.ф. вспаханный
II Страдательный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, ж. р., р.п., прошедшее время.
III земли (какой?) вспаханной (определение, волнистой линией)

I земли (какой?) покрытой — причастие
н.ф. покрытый
II страдательный залог, неодушевленное, совершенный вид, ед. число, ж. р., р.п., прошедшее время.
III земли (какой?) покрытой (определение, волнистой линией)

Читайте также:

      

  • Эхолокация сообщение по физике
  •   

  • Сообщение о гербе липецка
  •   

  • Индукционная плита сообщение по технологии
  •   

  • Гипербола литота гротеск в русских былинах сообщение
  •   

  • Сообщение о будде презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксически нейтральный синоним
  • Синтаксис синонимы антонимы омонимы
  • Синонимы ярко красочно
  • Синонимы ярко жить
  • Синонимы ярких эмоций