Синонимы внеурочное занятие

Тема занятия

«Синонимы в русском языке».

Задачи

Образовательные:

научить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

Развивающие:

развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Здоровьесберегающие:

Сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые

результаты

(предметные)

Учащиеся овладеют способами подбора синонимов к словам, различать синонимы в тексте.

Личностные результаты

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению ранее полученных знаний и способов действий; формирование культуры взаимоотношения полов.

Универсальные

учебные действия (метапредмет

ные)

Регулятивные УУД:

определение темы занятия, постановка целей, контроль и коррекция деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, высказывать и обосновывать свою точку зрения, представлять результат своей деятельности.

Познавательные УУД:  

осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Компетенции

Языковая, лингвистическая, комуникативная.

Образователь

ные ресурсы

Презентация, карточки,

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УДД каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель: положительный настрой учащихся на занятие.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на занятие.

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку-

Поднимем настроение

Себе и другу.

— Давайте подарим друг другу искорку хорошего настроения.

Дети становятся в круг, и через поочередное рукопожатие по цепочке передают искорку хорошего настроения друг другу. После того как искорка пройдет по кругу, ребята садятся на свои места.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

II этап. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели занятия.

Цель: мотивация обучающихся к изучению темы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Подводит к теме занятия.

Задаёт вопрос.

Объявляет тему и цели занятия.

Рассказ учителя

Страна лексикология – это большая страна, где живут слова. В этой стране много городов, по одному из них мы  сегодня  совершим путешествие.  

Как называется этот город, мы узнаем,  если ответим на вопрос.

— Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близкие по значению?

(Синонимы)

Считается, что город Синонимов — самый красивый город! Правда ли это? Мы сегодня  узнаем об этом.

Тема нашего занятия: «Синонимы в русском языке».

Мы вспомним, что такое синонимы, научимся находить их в тексте.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные УУД: 

принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные УУД:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные УУД:

выделение главного в информации.

III этап. Закрепление знаний.

Цель: развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Слушают учителя.

Принимают участие в игре.

Принимают участие в игре: отвечают на вопросы.

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

Рассказывает о синонимах.

Организует и проводит игру.

Знакомит с правилами игры.

Организует и проводит игру.

Задаёт вопросы.

1. Рассказ учителя.

В речи синонимы служат для разных целей.

Например, для того, чтобы не повторять несколько раз подряд одно и тоже слово:    

К зиме строительство должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы.

Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного названия близких, но всё же различающихся свойств:

«Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в

бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.» (М.Горький)

2. Игра  — соревнование.

Путешествие будет интересным.  Правда, вам немного придётся подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас герои мультфильмов на каждой станции.

Знакомство с правилами игры.

1. Разделитесь на 4 команды.

2. За каждое правильно выполненное задание команда получает букву.

3. Команда имеет право пользоваться кружками — помощниками двух цветов: красный кружок «Просим помощи!» и зелёный кружок «Мы готовы!»

1 станция «Угадай — ка»

Каждая команда получает задание.

Ваша задача — записать отгадку, подчеркнуть орфограмму в этом  словарном слове и подобрать синоним.

Загадка для 1 команды.                                         Загадка для 2 команды.

 Какой это мастер                                  Кто меня на плечи взял?

 На окна  нанёс                                     Кто меня с земли поднял?

 И листья и травы,                                      И сказал мне: «Молодец!»

 И заросли роз? (мороз)                            Разумеется … (отец)

Загадка для 3 команды                               Загадка для 4 команды                                                                                        

Пьёт бензин, как молоко,                           С хозяином дружит,

Может бегать далеко.                                 Дом сторожит,

Возит грузы и людей,                                Живёт под крылечком,

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)      А хвост колечком. (собака)

Проверка. Каждая команда получает букву «С»

2 станция « Найди — ка»

Необходимо найти синонимы в стихах и подчеркнуть их.

1-я группа.                                                              3-я группа

Бураны, вьюги и метели,                          Без пути и без дороги              
Как много с ними канители,                    Ходит самый длинноногий.
Как много шума, толкотни,                     В тучах прячется, во мгле.
Как надоели мне они! –                            Только ноги на земле.
Так проворчал мороз угрюмый 
И речку в лед сковал без шума.

 2-я группа                                                                  4-я группа

Зябнет осинка                                           Вот по небу мчится конь,
Дрожит на ветру,                                     Из-под ног летит огонь.
Стынет на солнышке,                              Конь копытом бьёт могучим
Мерзнет в жару.                                       И  раскалывает тучи.

                                                                   Так он тяжело бежит                                                                              

                                                                   Что внизу земля дрожит

– Почему вы решили, что это синонимы? (является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются данные синонимы?

Каждая команда получает букву «П»

3 станция «Распределяй-ка»

Подбери к фразеологизмам слова – синонимы.

Карточка для 1 команды.                          

Повесить нос

Мозолить глаза

Держать язык за зубами

молчать

загрустить

надоедать

Карточка для 2 команды.

Водить за нос

Витать в облаках

След простыл

скрылся

обманыватьмечтать

Карточка для 3 команды.

Не показывать носа

Зарубить на носу

Ходить на голове

шалить

не появляться

запомнить

Карточка для 4 команды.

Прибрать к рукам

Клевать носом

Сидеть сложа руки

бездельничать

присвоить

дремать

Каждая команда читает фразеологизмы и синонимы.

Получают букву «А»

Личностные УУД:

проявлять положительное отношение к занятию, осознавать его значение; развивать интерес к  материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные УУД:

выделение главного в информации.

Коммуникативные УУД:

использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимную помощь, продолжать учиться работать в парах и группе

IV этап. Физкультминутка.

Цель: обеспечение активного отдыха организма.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.

Выполнение движений под руководством учителя.

4 станция «Отдыхай — ка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

V этап. Закрепление знаний.

Цель: развивать умение находить синонимы в тексте, развивать речь, обогащать словарный запас; способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ.

Организует и проводит игру.

Организует и проводит игру.

5 станция  «Подумай– ка»

Сейчас мы узнаем, как вы умеете подбирать синонимы.

Раздаются карточки  каждой группе. Из слов – синонимов  в скобках выбери подходящие по смыслу.

Впиши  синонимы в предложения.

Мимо станции промчался       …        поезд.                                                  

(скорый, быстрый,  

торопливый)

Однажды со мной произошёл   …        случай        

(забавный, юмористический,

смешной)

В детстве мы любили играть в тени    …         дуба.      

(старого, старинного)

У мальчика  богатая         …                    

(фантазия, мечта)

Каждая группа называет по одному предложению.

Каждая команда получает букву «С»

7  станция «Словознай — ка»

К словам подбери синонимы из 4 букв. Слова записаны на доске.

Приятель  — …   (друг) 
Противник  — …   (враг)
Солдат   — …   (воин, боец)
Шагать   — …   (идти)
Родник   — …   (ключ)
Доктор  — …   (врач)

Команды получают букву «Б».

8  станция «Убирай — ка»

Игра «Найди лишнее»

Дана группа слов-синонимов, среди них есть то слово, которое не является близким по значению остальным. Это слово «лишнее». Найди его и подчеркни.

Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.

Грустный, печальный, усердный, скучный, невесёлый.

Задира, забияка, драчун, шалун.

Грустный, старый, пожилой, престарелый.

Все команды получают букву «О».

Личностные УУД:

развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные УУД:

использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе

VII этап. Подведение итогов занятия.

Цель: подвести итог проделанной работе.

Высказывают свое мнение.

Подводит итог проделанной работе.

– Вот и подошло к концу путешествие по городу «Синонимы». Много было станций на нашем пути.

— Как называются слова, которые встречались нам на каждой станции? (Синонимы)

— Какие слова называют синонимами? (Близкие по значению)

А сейчас составьте из букв, которые лежат у вас на столе слово  и прочтите его.

«Спасибо» говорим всем за урок.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Регулятивные УУД:

Оценивают свою работу на уроке.

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии.

Объясняет задание.

Оцените свою работу на уроке.

Игра « Эстафета». Дети становятся в круг, передают друг другу игрушку и оценивают результаты своей деятельности: «Мне понравилось / не понравилось занятие, потому что …»

Регулятивные УУД:

фиксировать в диалоге с учителем в конце занятия удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Коммуникативные УУД:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Конспект
открытого занятия

по
внеурочной деятельности на тему: «Синонимы».

Автор: Васильева И.В., учитель 3 Е класса  МБУ «Гимназия
№ 39».

Образовательная цель: научить находить слова синонимы,
использовать в своей речи.

Тип занятия: комбинированный.
Технология
занятия:
 игрового, поисково-творческого,
коллективного взаимодействия.

Развивающая
цель:
 развивать речь детей,
мышление, словарный запас.

Воспитательная
цель:
 воспитывать культуру
общения, сплочение детского коллектива.

Формирование
УУД:

Личностные
УУД:
 
1) формирование готовности обучающихся к
саморазвитию;

2) формирование  мотивации к обучению
и познанию;

3) формирование уважительного отношения к иному
мнению.

Регулятивные
УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи познавательной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого
и поискового характера;

3) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха познавательной деятельности.

Познавательные
УУД:

1)
показать
синонимическое богатство русского языка;

2)
формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной речи;

3) установление причинно- следственных связей,
построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной форме;

2) формирование умения использовать речевые
средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) формирования умения слушать и вступать в
диалог.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы.

 Ход

Учитель:
Ребята, внимательно посмотрите вокруг. Вы видите что- то необычное?  Кто из вас
самый внимательный? (
Дети находят карточки с
буквами и на доске выкладывают слов
o.) 
Прошу вас составить из букв тему нашего занятия  («Синонимы»).
Приложение
1
.

Учитель: Ответьте,
какова тема?   Вспомните, что такое синонимы?

Синонимы – это слова, различные по
звучанию, но совпадающие или близкие по значению. При этом обычно, характеризуя
предмет с одной стороны, каждый из синонимов даёт какой-либо оттенок основного
значения. 

Предлагаю послушать легенду.

В давние-давние времена жил один
волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в
жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под
облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины
разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету
слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов.

Сейчас я предлагаю вам найти себе пару,
используя слова синонимы
. (Учитель раздает
карточки со словами, дети ищут себе пару.) Приложение 2.

Артист

Актёр

Смелый

Отважный

Великан

Гигант

Верный

Преданный

Всадник

Наездник

Думать

Размышлять

Заболеть

Занемочь

Лётчик

Пилот

Кружиться

Вертеться

Маленький

Крошечный

Заглядеться

Засмотреться

Мёрзнуть

Зябнуть

Случай

Происшествие

Истратить

Израсходовать

Иностранный

Зарубежный

Ученики находят свою пару и садятся за
свободные парты.

Учитель: Предлагаю
поиграть в  игру  «Дополни словечко».

    Простое слово промежуток:

    В театре несколько минуток;

    Пока начнётся новый акт,

    Мы назовем  его …..антракт;

    На время что-то прекратив,

    Мы объявляем …   перерыв;

    В борьбе, в труде устали слишком –

    Дают уставшим …  передышку;

    После урока непременно нужна ребятам …
перемена.  

Вспомните слова синонимы к слову
промежуток  времени – антракт, перерыв, передышка, перемена.

 Учитель:
Я знаю ещё одну необычную  историю.

Жили рядом учёный-ботаник и злобный
карлик. У первого был чудесный сад, где росли невиданной красоты цветы, у
второго хорошо цвели лишь чертополох и крапива. И вот заметил садовод, что
сначала у края, а потом и по всему саду стали чахнуть цветы и растения. Просто
соседская зависть перебралась через забор и стала душить всё вокруг. И понял
учёный, что нужно спасать цветы.

Учитель: Ребята,
как вы думаете, что сделал учёный?
(ответы учеников)

 Около дома росла роза, которая
единственная пока цвела и благоухала. Взял садовник свою розу и подарил
карлику. И снова росли у него цветы, порхали бабочки и качались на своих
тоненьких ножках колючие, с восхитительным ароматом, розы.

Беседа с классом:
Как вы думаете, каким может быть запах у розы? (
Ароматный,
благоухающий, приятный,  душистый, восхитительный,
чудесный,
небывалый, необычный, прекрасный)

— Как называются слова, сходные в главном
значении, но выражающие различные оттенки этого значения?
(Синонимы)

Учитель: Ребята,
а какого цвета роза?
(Красная, белая,
розовая….)

Учитель: Давайте
подберем синонимы к слову красная роза.

Красный
цвета крови, один из основных цветов спектра.

Пунцовый
ярко-красный

Пурпурный
— цвета пурпура, ценной краски тёмно-красного цвета, употреблявшегося в
древности для окрашивания тканей.

Алый
— светло – красный.

Рубиновый
цвета рубина, драгоценного камня.

Учитель:
Вот сколько синонимов мы нашли.  Подумайте, чего можно избежать, употребляя в
своей речи синонимы?
(
Употребляя синонимы можно избежать навязчивого повторения одного и того же
слова, разнообразить речь, выразить мысль точнее и ярче.)

Учитель:
Предлагаю вам творческую поэтическую пятиминутку. Для этого вы объединитесь в группы
по 4 человека.

Ребята, вы сегодня узнали, что слово
«красный» имеет много синонимов. Воспользуйтесь полученными знаниями, проявите
максимум смекалки, попробуйте вернуть слова-синонимы на место. Прочитайте свои
оригинальные  РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. 
Приложение
3.

Создание РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

Автор: Расулова Ирина

На фоне —— заката

Цветочек —— сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник ———душистый

С ——— розой тихо спорит:

Кто всех красИвее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

———- занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит:

С дождём, оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой ——-

Ночная мгла на город спящий.

Слова – помощники: красный,
алый, бордовый, пурпурный, вишневый

Автор: Расулова Ирина

На фоне КРАСНОГО
заката

Цветочек
АЛЕНЬКИЙ сияет.

И песни звонкие
цикада

В вечерней дымке
рассыпает.

Шиповник РОЗОВЫЙ
душистый

С БОРДОВОЙ розой
тихо спорит:

Кто всех красивее,
пушистей,

Природой кто
искусней скроен?

ПУРПУРНЫЙ
занавес на солнце

Сиреневый
накинул вечер.

Какой же день он
нам пророчит:

С дождём,
оранжево ль беспечный?

Опустит полог
свой ВИШНЁВЫЙ

Ночная мгла на
город спящий.

Учитель: Предлагаю
вам игру «Равнобуквенные синонимы». (Работа в группах.)
Приложение
4.

— Впишите в пустые
клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие
им слова.

 I вариант

Слова-помощники I вариант: бор,
беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный.

II вариант

Слова-помощники II вариант: зной,
пурга, зрелый, смирный, обнищать, даровитый, баловаться, заграничный,
рукоплескать.

Учитель: Дорогие
ребята, я хочу закончить наше занятие, напутствием. Вам сегодня надо
«взять» полученные знания и применить их на практике. Слово – одежда ваших
мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми
и разумными.

Приложение 1

Приложение 2

Артист

Актёр

Смелый

Отважный

Великан

Гигант

Верный

Преданный

Всадник

Наездник

Думать

Размышлять

Заболеть

Занемочь

Лётчик

Пилот

Кружиться

Вертеться

Маленький

Крошечный

Заглядеться

Засмотреться

Мёрзнуть

Зябнуть

Случай

Происшествие

Истратить

Израсходовать

Иностранный

Зарубежный

Приложение 3

Создание
РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

На фоне
________________ заката

Цветочек
_______________ сияет.

И песни звонкие
цикада

В вечерней дымке
рассыпает.

Шиповник
____________душистый

С ____________
розой тихо спорит:

Кто всех красивее,
пушистей,

Природой кто
искусней скроен?

_______________
занавес на солнце

Сиреневый
накинул вечер.

Какой же день он
нам пророчит:

С дождём,
оранжево ль беспечный?

Опустит полог
свой ______________

Ночная мгла на
город спящий.

 Слова – помощники: красный,
алый, бордовый, пурпурный, вишневый.

Создание
РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

На фоне
________________ заката

Цветочек
_______________ сияет.

И песни звонкие
цикада

В вечерней дымке
рассыпает.

Шиповник
____________душистый

С ____________
розой тихо спорит:

Кто всех красивее,
пушистей,

Природой кто
искусней скроен?

_______________
занавес на солнце

Сиреневый
накинул вечер.

Какой же день он
нам пророчит:

С дождём,
оранжево ль беспечный?

Опустит полог
свой ______________

Ночная мгла на
город спящий.

 Слова
– помощники: красный, алый, бордовый, пурпурный, вишневый

Создание РАЗНОЦВЕТНОГО
СТИХОТВОРЕНИЯ

На фоне
________________ заката

Цветочек
_______________ сияет.

И песни звонкие
цикада

В вечерней дымке
рассыпает.

Шиповник
____________душистый

С ____________
розой тихо спорит:

Кто всех красивее,
пушистей,

Природой кто
искусней скроен?

_______________
занавес на солнце

Сиреневый
накинул вечер.

Какой же день он
нам пророчит:

С дождём,
оранжево ль беспечный?

Опустит полог
свой ______________

Ночная мгла на
город спящий.

 Слова
– помощники: красный, алый, бордовый, пурпурный, вишневый

Создание
РАЗНОЦВЕТНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

На фоне
________________ заката

Цветочек
_______________ сияет.

И песни звонкие
цикада

В вечерней дымке
рассыпает.

Шиповник
____________душистый

С ____________
розой тихо спорит:

Кто всех красивее,
пушистей,

Природой кто
искусней скроен?

_______________
занавес на солнце

Сиреневый
накинул вечер.

Какой же день он
нам пророчит:

С дождём,
оранжево ль беспечный?

Опустит полог
свой ______________

Ночная мгла на
город спящий.

 Слова
– помощники: красный, алый, бордовый, пурпурный, вишневый

Приложение 4

Основная часть

— Сегодня занятие по русскому языку будет необычным. Мы отправимся в путешествие.

-Вчера мне пришло на электронную почту письмо от моей бывшей ученицы. Послушайте письмо. У детей на столе карточка №1:

Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там грустно. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери. Очень холодная была погода.

-Что вы заметили, послушав данное письмо?

-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? 

-Любые слова можно писать? 

-С данной темой, мы уже знакомы, как называются слова, близкие по смыслу слова?

-Верно, тема занятия: «Синонимы в русском языке».

-Вы правильно определили тему занятия. В путешествие мы отправимся по стране Синонимы. Сейчас я раздам маршрутные листы(№2) и план нашего путешествия(№3).

У детей напечатан план путешествия:

1.Станция «Определение»;

2.Станция «Особенностей»;

3.Станция «Отличительных признаков»;

4.Станция «Значение в речи»

-Зачитайте план нашего путешествия.

-Наша первая станция: «Определение». Как вы думаете, что нас может ждать, на этой станции?

-Верно, мы вспомним, что такое синонимы. Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, а большого по размеру — большой, громадный, огромный, гигантский и другие. Все эти слова — синонимы.

Послушайте отрывок из стихотворения.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

-Озвучьте слова, близкие по смыслу.

Зябнет — замерзает, дрожит – дрожит от холода,

стынет – становится холодным, остывает,

мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.

-Что вы можете сказать о значении этих слов?

-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? 

-Вспомните определение, какие слова называются синонимами?

Продолжите: синонимы — это слова, которые…

-Посмотрите на карточку №4. Верно ли мы сформулировали правило?

На карточке: Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами.

— На какой станции мы сейчас побывали?

-Арина, скажи мне определение, что же такое синонимы?

-Хорошо. Отправляемся на следующую станцию, нарисуйте на маршрутном листе фломастером стрелочку, она будет обозначать переход от 1 станции ко 2. Посмотрите на план. Как называется вторая станция? Как думаете, что узнаем, на этой станции?

-Мы узнаем, в чем особенность синонимов. Сейчас поработаем в парах. Какие правила работы в парах знаете? Возьмите карточку №5. Прочитайте задание. Выполните это задание на карточке.

— Проверяем. У кого был первый вариант — проверяем. Остальные слушают. Учащийся объясняет, как он выполнял задание.

Также второй и третий вариант.

1 вариант.

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.

2 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный.

-Что означает слово студеный? 

3 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть.

-Что можно сказать об этих словах?

-Какой можно сделать вывод?  

Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания.

-На какой станции мы побывали? Нарисуйте на маршрутном листе стрелку от 2 станции к 3.

-Итак, в чем же особенность синонимов?

-Какая следующая станция?

— Как вы думаете, что будем делать на этой станции?

-Возьмите карточку №6.Сейчас каждый поработает самостоятельно. Прочитайте задание, которое лежит у вас на столе.

Вставьте в каждое из предложений наиболее подходящее слово из слов для выбора. Прочитали. Объясните мне значение слов-синонимов, которые у вас написаны в словах для выбора.

Слово болтали, употребляется в каком значении? Беседовали, толковали, в каком значении?

Теперь вставьте пропущенные слова в предложения.

1. Мои родители долго ______________с директором школы.

2. На уроке учителя ___________нам значение непонятных слов.

3. Подружки весело __________ по телефону.

Слова для выбора: болтали, беседовали, толковали.

Проверяем. -Маша, какое слово вставила в предложение?

-Яна, какое вставила слово во второе предложение?

-Арина, какое вставила слово в третье предложение?

-Если все правильно, ставим плюс. Если допустили ошибку, поставьте знак вопроса. Кто допустил ошибку? Кто выполнил все верно?

-На какой станции побывали?

— Чем же синонимы отличаются друг от друга?

-Верно. Синонимы отличаются оттенками значений. Предлагаю немного отдохнуть. Выполним физминутку. Встаньте так, чтобы никому не мешать.

Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу.
(Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три, корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
(Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

-Молодцы!

-Какая станция, у нас осталась? Нарисуйте переход от 3 к 4 станции.

Значит, наше путешествие подходит к концу. На последней станции мы узнаем,  какую роль играют синонимы в речи.

— Возьмите карточку №1.Вспомните письмо, которое я вам показала в начале занятия. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там грустно. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери. Очень холодная была погода.

-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.

-В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник.

-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы?

-Найдем синонимы в словаре синонимов. Я для вас уже подготовила распечатку из словаря, давайте посмотрим. Возьмите карточку №7.

Грустно: печально, тоскливо, плачевно, безрадостно, плохо.

Холодный: морозный, суровый, леденящий.

Мерзнут: замерзают, зябнут.

-Устно замените повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте, что у вас получилось.

-Замечательно! Теперь, получилось красивое сообщение.

-Ребята, какую же роль играют синонимы в речи?

В тексте повторяются слова. Нужно написать другие слова.

Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу.

Синонимы.

Один ребенок зачитывает план

путешествия.

Мы вспомним определение синонимов.

Учащиеся объясняют устно с помощью учителя значение слов. Эти слова близкие по значению.

Эти слова пишутся и произносятся по-разному.

пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению.

Да, верно.

Мы побывали на станции: «Определение»

Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению.

Станция «Особенностей»

Узнаем, в чем особенность синонимов.

Озвучивают правила

работы в парах.

1 вариант.

Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя сущ., а все остальные слова – имена прилаг. В слове грустный пропущена буква т, проверочное слово грусть. В слове печальный пропущена буква е, непроверяемый безуд. гласн. в корне.

2 вариант.

Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя сущ., а все остальные – имена прилаг. В слове холодный  пропущ. буква о, проверочное слово холод. В слове ледяной  пропущена буква е, проверочное слово лед.

Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом.

3 вариант.

Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть. Лишнее слово пасмурный, т.к. это имя прилаг., а все остальные слова – имена сущ. В слове ненастье  

орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода пропущена буква о, непроверяемый безударный гласный в корне.

Это слова близкие по смыслу. Синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи.

На станции «Особенностей»

Синонимы – это слова одной и той же части речи.

Станция «Отличительных признаков»

Определим, чем синонимы отличаются друг от друга.

Читают задание.

Болтали — говорить о пустяках,

беседовали – в значении вели диалог, толковали — объясняли.

Беседовали.

Толковали.

Болтали.

Самооценивание.

Побывали на станции «Отличительных признаков»

Значением.

Выполняют физминутку.

Станция «Значение в речи»

Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнут.

Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там тоскливо. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует леденящий ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, замерзают звери. Очень суровая была погода.

Синонимы делают речь правильной, красивой и выразительной.

Предметные:

совершенствование навыка формулировать тему занятия;

— закреплять умение подбирать синонимы;

— закреплять умение отличать синонимы друг от друга;

— использовать синонимы в речи.

Познавательные:

— строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Заключительная часть

Подведение итогов урока, рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего занятия?

-В какой стране мы побывали?

-У нас был план путешествия. Все ли станции, мы успели посетить?

-Какие же станции, мы посетили? Назовите.

-Полина, скажи мне, что же такое синонимы?

-Маша, в чем особенность синонимов?

-Катя, чем синонимы отличаются друг от друга?

-Юля, какую роль играют синонимы в речи?

-Вы молодцы. Для вас я приготовила небольшие значки, за успешное прохождение путешествия по стране Синонимы. А наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на занятии. Выберите одну фразу и продолжите её:

Мне было интересно…

Сегодня на занятии я повторил (повторила)…

Сегодня на занятии я научился (научилась)…

Я понял (а), что…

Больше всего, мне понравилось…

Мы сегодня разобрались…

-Наше занятие окончено. До свидания.

Синонимы в русском языке.

В стране синонимов.

Да

1.Станция «Определение»;

2.Станция «Особенностей»;

3.Станция «Отличительных признаков»;

4.Станция «Значение в речи»

Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению.

Синонимы – это слова одной и той же части речи.

Синонимы отличаются оттенками значений.

Синонимы делают речь правильной, красивой и выразительной.

Оценивают свою работу на занятии.

До свидания.

Коммуникативные:

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предмет: Внеурочная деятельность

Направление внеурочной деятельности: обще — интеллектуальное

Тема: Синонимы

Класс:3

I.   Цель: образовательная: знакомство с термином «синоним»

воспитательная: воспитание уважения к мнению других

развивающая: развитие памяти, речи

II.               Задачи: 1. ознакомить с понятием «синоним»

2. развивать устную связную речь, умение выступать перед одноклассниками

3.развивать умение работать в коллективе

III.           Тип занятия: беседа

IV.           Методы проведения урока:

1.             Методы организации и осуществления внеурочной деятельности: практический, словесный

2.             Методы стимулирования и мотивации: словесный, наглядный

V.               Форма обучения: фронтальная,

VI.           Материально – техническое обеспечение: карточки с тестами, бумага, карандаши, фломастеры, карточки со словами, проектор, компьютер.

VII.        Планируемый результат:

Результат 1 уровня: обучающиеся знают понятие «синоним» и его характерные особенности

Результат 2 уровня: обучающиеся умеют формулировать ответ на вопрос и строить связную речь.

Результат 3 уровня получение учащимся опыта самостоятельной работы и оценивания собственных результатов

Просмотр содержимого документа

«план занятия»

Просмотр содержимого документа

«технологиеская карта занятия»

Просмотр содержимого презентации

«Слова-синонимы»

Внеклассное занятие по русскому языку в 3в классе

МОАУ «СОШ № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»

Г. Оренбург

Учитель Денисова Юлия Алексеевна

Тема: В стране синонимов.

Цель: закрепить и расширить знания о синонимах;

  • развивать речь, интерес к родному языку;

  • расширять кругозор детей;

  • развивать логику;

  • формировать коммуникативные компетенции младших школьников.

Ход занятия.

1.Великий и могучий русский язык.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Богатство его заключается в выразительной стороне слова, его звучании и содержании.

« Многие русские слова,- заметил К. Г. Паустовский,- сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». На занятии мы узнаем, в чём богатство и красота русского языка.

2.Омонимы.

— Прежде чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близне­цами. Вот стихотворение Д. Лукича об одном таком знакомом.

(слайд)

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный Ключ дверной.

Назовите слова-близнецы.

-Почему слова « ключ» (родник), « ключ» (скрипичный) и « ключ»(дверной) называются омонимами?

— Приведите примеры омо­нимов.

-Что такое омонимы?

— Итак, омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

3.Синонимы.

-А сегодня мы поработаем с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие.

-Вот один пример. Как по-другому назвать ключ, где можно напиться? (Родник.)

Скажи: «Родник»-

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут не причем!)

А.Барто

— Разные слова родник и ключ называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встре­чались на уроках чтения и, конечно, сразу же вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

В Клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.

Я думаю, он снова улетел на Луну,— сказал Гурвинек.

— Нет, нет! Он бы опять взял с собой Пончика. А я только утром его видела,- возразила Дюймовочка. Она помолчала и, вспомнив что-то, добавила:- Правда, у него был очень загадоч­ный вид.

— Безобразие!- кричал Буратино.- Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами.

— Подождем еще немного и пойдем без него,- решил Ка­рандаш.

Минуты через три дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и Сиропчик.

— Я не опоздал? — спросил Незнайка. Он посмотрел на дру­зей и понял, что провинился:

-Не сердитесь на нас.

— Не обижайтесь,- попросил Пончик.

-Не дуйтесь,- прошептал Сиропчик.

— Где вы были?- строго сдвинул брови Карандаш.

— В школе. Тут недалеко,- сообщил Незнайка.

— Совсем близко,- подтвердил Пончик.

— Рядом,- пролепетал Сиропчик.

— Что же вы там делали?- заинтересовались веселые че­ловечки.- И почему вы так странно отвечаете? Все говорите об одном и том же, но по- разному.

Я узнал,- объяснил Незнайка,- что ребятам обещали рассказать сегодня о словах-друзьях. Их еще называ­ют… называют… Как их называют? — обратился Незнайка к Пончику.

— Их называют синонимами,- в один голос ответили Пон­чик и Сиропчик.

— Вот-вот!- воскликнул Незнайка.- Например, можно ска­зать: Дюймовочка маленькая…

— А можно, — перебил Незнайку Пончик,- по-другому: Дюй­мовочка небольшая…

— А еще лучше,- вмешался Сиропчик,- Дюймовочка кро­шечная.

Незнайка одобрительно посмотрел на друзей и продолжал:

-Ведь можно сказать так: Пончик и Сиропчик — мои друзья.

— А я скажу: Незнайка и Сиропчик — мои товарищи,- подтвердил Пончик.

— И я тоже: Незнайка и Пончик — мои приятели,- согла­сился Сиропчик.

— Друзья, товарищи, приятели! Мы же опаздываем! — по­слышалось со всех сторон

Быстро бежим в школу! — скомандовал Карандаш. — А по пути мы узнаем все остальное.

Веселые человечки поспешили к ребятам, но еще долго слышался голос Незнайки: «Вот, например, ограда…, летчик…, богатырь…» Все называли какие-то слова, но мы не расслы­шали.

— Какие слова называются синонимами?

-Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья.

-Как по-другому можно сказать:

Незнайка исчез

дверь неожиданно раскрылась

Незнайка вбежал в комнату

у Пончика был таинственный вид

— Какие синонимы вы подберете к словам:

ограда (забор, изгородь),

летчик (пилот),

богатырь (силач)?

Найти синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!-

Так проворчал мороз угрюмый,

И речку лед сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила Тишина.

В. Берестов

Зябнет осинка

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

И. Токмакова

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный!

И. Токмакова

(Дети называют синонимы поочередно из каждого прочитан­ного стихотворения.)

-Какой частью речи могут быть синонимы?

( Слайд)

-Синонимы могут обозначать:

предметы (бураны — вьюги — метели)

действия (зябнет — стынет — мерзнет)

признаки (вынос­ливый — закаленный).

Игра «Найди друзей»

Все ученики получают карточки со словами и ищут себе пару.

Алфавит аккуратный

Огонь алый

Шалун скакать

Чистый азбука

конница пламя

прыгать озорник

бросать кавалерия

красный кидать

смелый храбрый

утомился устал

навестить проведать

грусть печаль

Синонимы в пословицах и поговорках.

-Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках:

  1. Спеши не спеши, а поторапливайся. 2) Приятелей много, а друга нет.

3) Переливает из пустого в порожнее?

Синоним из четырёх букв.

(Работа в парах)

-Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить та­кие слова:

(карточки на столах)

приятель, противник, солдат, шагать, красный, пе­чаль, работа

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).

Второе название животного

(Слайд)

-Каких зверей называют так; косой, косолапый, серый, со­хатый?

Ответ: заяц, медведь, волк (заяц), лось,

Назовите по-другому

(Слайд)

-Названия, каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы на­звать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника? Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

Подбери к рисункам синонимы.

(Слайд)

-Назови лишь те слова, к которым можно подобрать синонимы: луна- месяц, собака — пес, лошадь — конь, доктор — врач, бегемот — гиппопотам.

— К каждому слову можно подобрать синонимы?

( Не к каждому слову возможен подбор сино­нимов)

Итог занятия.

-Что такое синонимы?

-Зачем человек употребляет синонимы в речи?

Домашнее задание.

-Синонимы часто употребляются в народных сказках, например: в некотором царстве, в некотором государстве; знать не знаю и не ведаю; тоска-кручина горькая; путь-дорога дальняя и т. п. Прочитайте сказки и найдите в них слова-синонимы.

Кружки и факультативы 1-4 кл.

• 3 класс

• факультатив
,
презентация

27.09.2015

Занятия по внеурочной деятельности «Занимательный русский» в 3 классе направлены на развитие творческого потенциала учащихся, воспитание любви к русскому языку. Презентация (16 слайдов) к занятию №5 содержит информацию о синонимах и их роли в русском языке, в презентацию включены статьи из Энциклопедического словаря юного филолога, задания, выполняя которые, дети будут учиться: мыслить творчески; высказывать и отстаивать своё суждение; общаться.


Занимательный русский -1. «В гости к Слову»

Занимательный русский — 3. «Слово или не слово. Толковый словарь»

Занимательный русский — 4. «Происхождение слов. Этимологический словарь»

©

Коровина Ирина Николаевна

Коровина Ирина Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Занимательный русский — 5. «Синонимы в русском языке»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Кружки и факультативы 1-4 кл.» и представляет собой: «факультатив».

Загрузка началась…

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Порядок вывода комментариев:

Ирина Николаевна, спасибо за интересный и познавательный материал. Очень благодарна Вам за работу.

Надежда Георгиевна, признательна Вам за оценку моего труда.

Ирина Николаевна, спасибо за продолжение серии. Как всегда отличный материал в помощь учителю.

Спасибо на добром слове, Наталья Ивановна. Приятно Ваше внимание и оценка работы.

Ирина Николаевна! Спасибо за прекрасную работу! Беру в копилку!

Спасибо за позитивный комментарий, Татьяна Владимировна. Надеюсь, что работа будет полезна.

Ирина Николаевна, большое спасибо за актуальный материал! С удовольствием использую его на уроке!

Ирина Николаевна! Большое спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами.

Учитель:

Скажи “родник” —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.

Разные слова родник и ключ называют одно и то
же: водный источник, который течет из глубины
земли. И таких слов в русском языке много. С ними
вы не раз встречались на уроках чтения и русского
языка, и, конечно, вспомните, когда услышите
небольшую историю о Незнайке и его друзьях.

Сценка

В клубе Веселых Человечков переполох: исчез
Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал
как в воду канул.

Гурвинек: Я думаю, он снова улетел на Луну.

Дюймовочка: Нет! Нет! Он бы опять бы взял с
собой Пончика. А я только утром его видела. Правда
у него был очень загадочный вид.

Буратино: Безобразие! Почему он все время
мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с
учениками.

Карандаш: Подождем еще немного и пойдем без
него.

(Минуты через 2 дверь распахнулась и в комнату
ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и
Сиропчик)

Незнайка: Я не опоздал? Не сердитесь на нас.

Пончик: Не обижайтесь.

Сиропчик (шепотом): Не дуйтесь.

Карандаш (строго): Где вы были?

Незнайка: В школе.

Пончик: Совсем близко.

Сиропчик: Совсем рядом.

Веселые человечки: Что же вы там делали и
почему так странно отвечаете? Все говорите об
одном и том же по-разному.

Незнайка: Я узнал, что второклассники обещали
рассказать о словах-друзьях. Их еще называют…
называют. Пончик, как они называются?

Пончик и Сиропчик: Их называют синонимами!

Незнайка (громко): Вот-вот! Например, можно
сказать: Дюймовочка – маленькая.

Пончик (перебивая): А можно по-другому:
Дюймовочка – небольшая.

Сиропчик: А еще лучше Дюймовочка – крошечная.

Незнайка: Ведь можно сказать Пончик и
Сиропчик – мои друзья.

Пончик: Незнайка и Сиропчик – мои товарищи.

Сиропчик: Незнайка и Пончик – мои приятели.

Все с разных сторон: Друзья, товарищи,
приятели. Мы тоже не опаздываем!

Карандаш (командуя): Быстро бежим в школу, а по
пути узнаем все остальное.

Учитель: Какие слова называются синонимами?
Вспомните, какие примеры приводили Незнайки и
его друзья.

Задание №1. Как можно по-другому сказать:
Незнайка исчез, дверь раскрылась, Незнайка
вбежал в комнату.

Задание №2. Какие синонимы подберете к
словам: ограда, летчик, богатырь.

Задание №3. Найди друзей

Алфавит Аккуратный
Огонь Алый
Шалун Скакать
Чистый Азбука
Конница Пламя
Прыгать Озорник
Бросать Кавалерия
Красный Кидать

Задание №4. Пословицы и поговорки.

Какие синонимы встречаются в пословицах и
поговорках?

Спеши не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Задание №5. Второе название животного.

Каких зверей называют так: косой, косолапый,
серый, рыжая, сохатый.

Задание №6. Назови четырьмя буквами.

Какими синонимами (из четырех букв) можно
заменить такие слова: приятель, противник,
солдат, шагать, красный, алый, доктор, работа.

Задание №7. Скажи по-другому.

Солнце село, держать в секрете, злая зима, река
бежит, луна.

Ученик читает стихотворение:

“Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!” –
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.

Назовите, какие синонимы встречались в
стихотворении?

Знаете ли вы?

У резинки, обычной школьной резинки есть
еще одно название – ластик. Почему резинка –
понятно: делалась из резины. А из чего делается
резина? Из каучука. Но каучук по латыни
называется “эластикум”. Отсюда – ластик, что
значит упругий, хорошо растягивающийся.

Итог занятия. Употребляя в своей речи, мы
избегаем повторения одних и тех же слов в
предложении, рассказе, и точнее выражаем свою
мысль.

Слайд 1
КРУЖОК «ПОЗНАВАЙКА»
Занятие 7

ПЁСТРОЕ СЕМЕЙСТВО СИНОНИМОВ
Презентацию подготовила: учитель начальных классов ГБОУ Школа

№ 2057 Взнуздаева Наталья Александровна
2016-2017 учебный год

КРУЖОК «ПОЗНАВАЙКА» Занятие 7 ПЁСТРОЕ СЕМЕЙСТВО СИНОНИМОВПрезентацию подготовила: учитель начальных классов ГБОУ Школа


Слайд 2ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА И Н.Ю. ШВЕДОВОЙ
«В языкознании: слово или выражение,

совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например «путь» и «дорога», «повесить голову» и «понурить голову».

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка: synonymos – что означает одноимённый.
Синонимы – слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу.

ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА И Н.Ю. ШВЕДОВОЙ	«В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с


Слайд 3ИЗ ИСТОРИИ СИНОНИМОВ

Ещё древние греки обратили внимание на свойство различных слов

выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.

ИЗ ИСТОРИИ СИНОНИМОВ		Ещё древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль.


Слайд 4ЗНАЧЕНИЕ СИНОНИМОВ В РЕЧИ
Какую роль играют синонимы в речи?
Они делают нашу

речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Например, лицо (нейтральное значение), лик (книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа (слово просторечное, грубое).

ЗНАЧЕНИЕ СИНОНИМОВ В РЕЧИКакую роль играют синонимы в речи?	Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной


Слайд 5ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ
Торопиться
Учить
Догнать
Осилить
Известие
Удивить
Думать
Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, новость, изумить, мыслить

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫТоропитьсяУчитьДогнатьОсилитьИзвестиеУдивитьДумать Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, новость, изумить, мыслить


Слайд 6НАЙДИ СИНОНИМЫ
«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как

много шуму, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

Валентин Берестов

НАЙДИ СИНОНИМЫ«Бураны, вьюги и метели – Как много с ними канители,Как много шуму, толкотни,Как надоели мне они!


Слайд 7ЗАГАДКИ О СИНОНИМАХ
Я — синоним осьминога,
А без С – в метле

нас много.

спрут

Я – то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я …

тайфун

ЗАГАДКИ О СИНОНИМАХЯ - синоним осьминога,А без С – в метле нас много.спрутЯ – то же, что


Слайд 8ЗАГАДКИ И СИНОНИМАХ
Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы

называем все …

антракт

На время что-то прекратив,
Мы объявляем …

перерыв

В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим …

передышку

После урока непременно
Нужна ребятам …

перемена

ЗАГАДКИ И СИНОНИМАХПростое слово «промежуток»:В театре несколько минуток,Пока начнётся новый акт,Мы называем все …антрактНа время что-то прекратив,Мы


Слайд 9ЗАДАНИЕ 1
Подобрать как можно больше синонимов к словам.
1 группа
Врач
2 группа
Пища

3 группа
Старый

4 группа
Разговаривать

лекарь, доктор, доктор, эскулап

еда, явства, снедь, корм

ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый

болтать, беседовать, молвить, сплетничать

ЗАДАНИЕ 1Подобрать как можно больше синонимов к словам.1 группаВрач 2 группаПища 3 группаСтарый4 группаРазговаривать лекарь, доктор, доктор,


Слайд 10ЗАДАНИЕ 2
Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными—синонимами.
1 группа
Бесстрашный лётчик


Чистое небо —

2 группа
Пасмурная погода –
Соседняя школа —

3 группа
Правильный ответ —
Смышлёный ученик —

4 группа
Занимательный рассказ –
Тихая погода —

смелый

ясное

ненастная

ближайшая

верный

умный

интересный

безветренная

ЗАДАНИЕ 2Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными--синонимами.1 группаБесстрашный лётчик – Чистое небо - 2 группаПасмурная


Слайд 11ЗАДАНИЕ 3
Соединить линиями прилагательные-синонимы с теми существительными, с которыми их можно

употребить.

1 группа
коричневый платье
глаза
карий костюм

3 группа
смуглый волосы
лицо
тёмный небо

2 группа
горячий лето
вода
знойный привет

4 группа
старый костюм
человек
пожилой учебник

ЗАДАНИЕ 3Соединить линиями прилагательные-синонимы с теми существительными, с которыми их можно употребить.1 группакоричневый


Слайд 12ЗАДАНИЕ 4
1 группа
тихий — м
деятельный

— а
труд – р
секрет — т

2 группа
работа — з
родник — и
холод – м
актёр — а

3 группа
народ — л
пища — е
мрачный – т
оскорбление -о

4 группа
дебри — з
талисман — а
доносчик – я
единый — ц

ктивный

абота

айна

бида

ёмный

да

юди

анятие

ртист

ороз

сточник

мулет

аросли

елый

беда

Подберите к каждому слову синоним, чтобы при чтение первых букв получались слова.

ЗАДАНИЕ 41 группатихий -       мдеятельный - атруд –


Слайд 13ЗАДАНИЕ 5
Каким из слов, которые даны в скобках, можно заменить подчёркнутое

слово? Объясните свой ответ.

1 группа
Студёный ключ играет по оврагу.(прозрачный, холодный, быстрый)

2 группа
Стояло жаркое лето.(безоблачное, знойное, чудесное)

4 группа
В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с дерева на дерево.(маленькая, проворная, весёлая)

3 группа
Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь.(огромный, неповоротливый, добродушный)

ЗАДАНИЕ 5Каким из слов, которые даны в скобках, можно заменить подчёркнутое слово? Объясните свой ответ.1 группаСтудёный ключ


Слайд 14ЗАДАНИЕ 6
Выберите наиболее подходящий по смыслу синоним. Объясните, почему выбрали именно

эти слова и не подходят другие.

Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они (бегали, ходили, скакали, прыгали) и (ели, клевали, глотали, кушали) крошки. Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

ЗАДАНИЕ 6Выберите наиболее подходящий по смыслу синоним. Объясните, почему выбрали именно эти слова и не подходят другие.	Утром


Слайд 15ЧАЙНВОРД
Шифр
Неблизко
Папа
Краска
Буря
6. Люди
7. Потасовка
8. Херувим
9. Месяц
10. Зодчий
11. Ликование
код
далеко
отец
цвет
тайфун
народ
драка
ангел
луна
архитектор
радость

ЧАЙНВОРДШифрНеблизкоПапаКраскаБуря 6. Люди7. Потасовка8. Херувим9. Месяц10. Зодчий11. Ликованиекоддалекоотеццветтайфуннароддракаангеллунаархитекторрадость


Слайд 16ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ

Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников: программа, занятия предметного кружка/авт.-сост.

Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель. – 147 стр.
Шаблоны страниц презентации – Power Point 2013
Яндекс картинки — https://yandex.ru/images/

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников: программа, занятия предметного кружка/авт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель.


Цель.

Совершенствовать умение подбирать слова-синонимы и слова-антонимы.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Регулятивные

Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу

Работать по предложенному учителем плану

Давать оценку своим действиям, оценивать результат

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, используя справочные материалы (словарь, интернет)

Анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию

Моделировать языковые единицы (слово, предложение)

Коммуникативные

Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание

Сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате; слушать мнение других

Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Ход занятия.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 4а

— Сегодня мы поговорим об особенном событии, которое состоится 23 февраля. Что это за событие?

Слайд 4б

Правильно. Эти люди защищают нашу Родину и Родина заботится о них.

презентация по курсу Речь в 1 классе Слова - синонимы и слова - антонимы

— А теперь, давайте попробуем определить с каким настроением вы пришли на занятие?

На партах у вас есть домики. Давайте войдём в дом и наклеим смайлик настроения.

II. Актуализация знаний.

Слайд 5

1. Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Слайд 6

2. Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни

Тёплый ветер за окном.

Слайд 7

3. Что мы Родиной зовём?

Всё, что сердцем бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём

Весь материал — в архиве.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы видео для детей
  • Синонимы внезапно врасплох
  • Синонимы вмещаться
  • Синонимы вид картина
  • Синонимы вместо мата