Синонимы в творчестве тютчева

Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится.

Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева » Зима недаром злится. »
В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.

1.
Фёдор Тютчев
Зима недаром злится (1836)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор «Silentium», он творил почти исключительно «для себя», под давлением необходимости высказаться пред собой. Бесспорным, однако, остается указание на «соответственность таланта Тютчева с жизнью автора», сделанное еще Тургеневым: «. от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве».

3.
В стихотворении Ф.И. Тютчева » Зима недаром злится. » пять строф по четыре строки каждая — итого двадцать строк. Рифма — перекрёстная: » злится — стучится» — рифмуются первая и третья строки; «пора — со двора» — вторая и четвёртая. Размер — трёхстопный ямб.

Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна — с прекрасным ребёнком.
Слова «Зима» и «Весна» написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.
Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.
Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.
Весна — месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.

Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как » ведьма злая» ( Зима ) и » прекрасное дитя» ( Весна ) и две эмоции — злость Зимы и смех ( радость ) Весны.
Помимо » злой ведьмы» в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию — «враг» Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными — такой и дана Весна в этом произведении — но это не бессмысленные шалости, это — природная необходимость.
На стороне Весны буквально «всё» — ведь » всё засуетилось, всё нудит Зиму вон». » Всё» — это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, — активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом » поднятым трезвоном».

По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе » стуком в окно», то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. » Гонит со двора». — глагол «гонит» дан здесь как синоним к глаголу «нудит», то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении». Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.

Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (» в глаза хохочет») принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё «пуще». Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: » умылася в снегу и лишь румяней стала. «

С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, — картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Интересно, что метафора » И всё засуетилось» может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:

«Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: «Зима недаром злится», » прошла её пора», Весна в окно стучится и гонит со двора».
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца — одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: «злится», «прошла», «стучится», «гонит» — в первой строфе; «засуетилось», «нудит», «подняли» — во второй строфе; «хлопочет», «ворчит», «хохочет», «»шумит — в третьей; «взбесилась», деепричастие «захватя, «пустила», деепричастие «убегая» — в четвёртом катрене; «умылася», глагол-связка «стала» — в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм ( два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов ) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве — их всего три: «злая» ( «ведьма злая» — инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет » злая» ), «прекрасное» ( «прекрасное дитя» — прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного «румяней» в составном именном сказуемом ( «румяней стала» — обратный порядок слов ).

4.
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении » Зима недаром злится» очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как «прекрасное дитя» «хохочет», какое оно жизнерадостное ( «Весне и горя мало» — фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( «умылася в снегу» ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (» И лишь румяней стала наперекор врагу» ). Все симпатии автора — на стороне Весны.

Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.

5.
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора — герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

«…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.»
( И.Никитин )

«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.»
( Сергей Есенин )

В 1852 году, через шестнадцать лет после » злящейся Зимы», Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. «

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как » ведьма», то затем она превратилась в » чародейку», «колдунью». Собственно все эти три слова — ведьма, чародейка, колдунья — синонимы. Правда, в нашем сознании слово » чары» связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.

6.
Объяснение непонятных учащимся слов.

НУДИТ — принуждает, заставляет.

ХЛОПОЧЕТ — Хлопотать — 1. без доп. Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.

ПУЩЕ — нареч. (простореч. ). Больше, сильнее, крепче.

Источник статьи: http://stihi.ru/2012/03/07/6543

Урок 3. Философская лирика Ф.И. Тютчева

Цель урока: знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики.

Метод: коллективная работа преподавателя с группой.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверить одного — двух учеников на предмет знания особенностей биографии Тютчева. Заслушать наиболее интересные анализы стихотворений. Все ученики приносят и сдают готовую работу на листке.

II. Работа с группой.

— Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева?

(Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворенное существо и, пытаясь проникнуть в ее тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира).

Человек — инструмент для постижения природы. Но!!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием.

Учитель читает стихотворение «Как океан объемлет шар земной…».

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой.

То глас её: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил чёлн,

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость тёмных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

— О чём это стихотворение?

(Стихотворение о море, о морском путешествии).

Это не совсем так. Морское путешествие — это только метафора. А предмет дум поэта назван во втором стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Подумайте, что дало возможность сравнить земную жизнь с землёй, а сны — с океаном? (Земля, как и дневная жизнь, определима в своих границах, понятна, её можно описать и изучить, она реальна, она постоянна, а океан, как и сон, — напротив, нечто зыбкое, неуловимое, таинственное.)

Давайте посмотрим как развивается метафора. Во второй части первой строфы сон и океан объединены понятием «стихия», что позволяет поэту далее рисовать картину, уже не оговариваясь, о чём идёт речь, и используя метафору в качестве прямой аналогии. Во второй строфе возникает представление о сне как о путешествии по неведомым просторам подсознания. Но самой важной и потрясающей является третья, заключительная строфа. Чтобы проникнуться всей глубиной этих строк, важно увидеть нарисованную в них картину: утлый чёлн в колеблющихся волнах океана, горизонт, скрытый мраком ночи, и звёзды, усыпавшие небесный купол и отразившиеся в чёрном зеркале воды. Бездна космоса смыкается с бездной океана: «И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены». Вспомним первую строфу. Оказывается, что величественный пейзаж (который есть развёрнутая метафора) — воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нём. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружён действительной, настоящей бездной — Вселенной. Сама Вселенная — не есть ли чей-то сон? Об этом даже страшно подумать. Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он — граница между двумя мирами, и он — соединение и объединение этих двух миров-бездн. Трудно всё это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое — та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный Тютчевым, не может не восхищать своей емкостью и выразительностью.

Вот как описывал Тургенев творческий метод Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Давайте запишем эти слова Тургенева в тетрадь.

IV. Анализ стихотворения «Фонтан».

Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло свое специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философскою характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Двухчастная композиция намечена и в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…», но более отчётливо увидеть эту особенность лирики Тютчева нам поможет анализ стихотворения «Фонтан».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды), и его естественная направленность — сверху вниз, от неба к земле. Фонтан — это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство И гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

— Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»? «Водомёт» — это устаревший синоним слова «фонтан»

(Это человеческий разум.)

— Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.)

Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: Рваться — двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая — неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный — сопротивляющийся, упирающийся; преломляя — насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление и даже, может быть, уничтожь, свергает — опять подразумевается борьба и насилие. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как дым пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён. Слова, вполне применимые для описания военной баталии.

Развивая содержание стихотворения «Как океан объемлет шар земной…», можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек — бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека — “закон непостижимый”».

III. Самостоятельная работа учащихся.

Подобрать синонимы к слову Человек так, чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева. Объяснить свой выбор.

В сильных классах это задание может быть сформулировано иначе: написать эссе на тему «Человек в поэзии Тютчева» на основе анализа стихотворений, не вошедших в урок.

Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки — есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к Тайне.

Домашнее задание.

1. Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева, выучить наизусть и уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы.

2. Подготовиться к зачету по творчеству Тютчева.

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

История создания

Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна. В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие. Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.

Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

  • За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека.
  • Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму).
  • Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.

«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.

Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.

Стихотворение «Зима недаром злится. » Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».

Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая». а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится». «стучится». «гонит». «хлопочет». «хохочет». «шумит». Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.

После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит». Или оттого, что она «румяней стала». ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма».

По смыслу в стихотворении можно выделить три части.

  1. В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
  2. Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
  3. Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала.

Сюжет

Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.

И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:

  • стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
  • завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
  • развитие сюжета — противостояние двух времен года;
  • кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
  • последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу. Сюжет имеет повествовательный характер.

Образы и символы

В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов.

  • Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой».
  • Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость.
  • Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений.

Тема

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Темы, настроение, проблемы

  • В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников.
  • Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое.
  • Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко.

Художественное своеобразие

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» — яркая динамичная пейзажная зарисовка. Картину смены времен года Ф. И. Тютчеву удается создать с минимальным использованием прилагательных («злая ведьма», «прекрасное дитя»). В произведении действие сменяет действие, а описания отсутствуют.

Это не мешает читателю представить происходящие события. Мы наслаждаемся песнями жаворонков, слышим сварливый голос дряхлой Зимы и веселый смех Весны. Стихотворение наполнено красками, звуками, эмоциями. И все это великолепие создано без главных помощников — прилагательных.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.

Автор: Анастасия Сметанова

Текст стихотворения

Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

В литературных исследованиях Федора Тютчева порой называют «поздним автором». Поэт долго держал свои произведения в ящике письменного стола. Поэтому читатели познакомились с тютчевским творчеством поздно. «Зима недаром злится…» – яркая и красивая пейзажная поэзия автора. Писательская деятельность – второе по значению занятие Федора Ивановича. Писатель, уважаемый в обществе и обеспеченный человек, служил дипломатом. Иногда Тютчев отвлекался от государственных проблем с помощью литературы. Далее мы проанализируем историю написания тютчевской поэзии, художественные особенности, композицию и критику стиха.

История создания произведения

Для Федора Ивановича литературное поприще было забавой, способом отдохнуть и расслабиться. Дипломат и не планировал публиковать свои «стишки». Однако друзья Тютчева просили поэта познакомить читателей со своим творчеством. Общество высоко оценило талант писателя-дипломата. «Зима недаром злится…» относится к «легким» наброскам (каковыми считал свои тексты сам автор). Дата «рождения» поэзии – 1836 год.

Мировая литература знает Федора Тютчева как непревзойденного мастера пейзажных поэзий. «С поляны коршун поднялся…» – пример сочетания лирического пейзажа и философии. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения

Товарищ, которому Федор Иванович посвятил свое произведение, был князем Гагариным. На самом деле писатель отправил другу обычный набросок – без художественной ценности (как считал автор). После кончины Тютчева поэзия наконец увидела свет. Литератор использовал обыкновенный дворовой язык: Федор Иванович задался целью, прежде всего, передать свои детские впечатления.

Особенность тютчевской лирики

1830-е годы в биографии русского автора считаются творческим подъемом. Федор Иванович писал письмо товарищу, снабдив свое послание этим стихотворением. При жизни автор так и не застал публикации «Зимы…». Подчеркнем, что Федор Иванович не собирался предавать свой текст широкой огласке. Поэзия предназначалась исключительно для товарища автора. Однако начинающий поэт, Тютчев, с этого момента уделял больше внимания технике и образности своих творений.

Зима недаром злится

В эти годы Федор Иванович начинает постепенно открываться широкой читательской публике, печататься в журналах и газетах. В этот же период намечаются и главные особенности тютчевской лирики (особенно пейзажного характера):

  • в поэзиях переплетаются несколько тематических линий;
  • лирическое изложение отличается легкостью;
  • строки включают размышления над философскими вопросами;
  • стихи буквально пылают любовью писателя к красоте природы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы в творчестве лермонтова
  • Синонимы в творчестве достоевского
  • Синонимы в творительном падеже
  • Синонимы в стихотворении узник
  • Синонимы в стихотворении тучи