Синонимы в стихотворении няне

Цели урока:

— познакомить с некоторыми фактами биографии
А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне
поэта;

— развивать навыки выразительного чтения,
словесного рисования, умения выделять в тексте
произведения изобразительно-выразительные
средства и определять их роль в художественной
структуре стихотворения;

— закреплять умение определять стихотворный
размер;

— обучать приемам целостного анализа текста
лирического произведения;

— развивать аналитические и креативные
способности, потребность в коммуникативной
деятельности на эстетической основе;

Да будет же ей, этой няне, и от лица
русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве
в1880 году


Ход урока

1. Поэтическая разминка: составление синквейна
к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это
“чудное мгновение”, которое длится всю жизнь.
Имя Пушкина, черты его лица входят в наше
сознание в самом раннем детстве, а первые
услышанные или прочитанные нами стихи его мы
принимаем как подарок, ценность которого узнаешь
только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта,
с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая
встреча. Но сегодня мы будем говорить и о
человеке, без которого не было бы Пушкина как
поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя (сопровождается
демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи
Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это
была его новая ссылка. Царское правительство,
определив ее местом Михайловское, надеялось, что
там, в глухой северной деревне, свободолюбивый
поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая
муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под
унизительный надзор местных полицейских и
духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале
как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он
называет “нелепым существованием”. Даже
красота здешней природы, которую он любил и
которой восторгался в первые приезды сюда,
теперь в какой-то мере померкла для него. Но
прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей
душой ощущает ее очарование, а вынужденное
одиночество дает ему возможность отдаться
поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

 – напишет поэт в одном из своих
стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна
становится в этот период не только самым близким
другом для Александра Сергеевича, но и
олицетворением народного начала, связавшим его с
миром фольклора. Долгими вечерами, при свете
луны, рассказывала она удивительные сказки
своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из
друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она
единственная моя подруга – и с ней мне не
скучно”.

Впоследствии, уже после ссылки, живя в
Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с
няней, и посвящает ей стихотворение

4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение,
посвященное Арине Родионовне, которое так и
называется “Няне”, научимся приемам анализа
стихотворения,
подготовим текст письменного
высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или
подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

1826

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого
стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение
стихотворения?

Настроение стихотворения можно предать
мрачными, темными красками. Только настроение
последней, незаконченной, строки, в которой
звучит надежда — более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

Настроение стихотворения грустное,
печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом,
когда он писал это стихотворение?

В произведении передано чувство вины перед
няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки,
выражены нежность, забота, признательность за
дружеское участие в дни ссылки, проведенные
вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического
героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем
помнить, что лирический герой – личность, чьи
мысли и чувства выражены в стихотворении.
Лирический герой близок автору, но нельзя
отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и
обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция,
и ритмика, и изобразительно-выразительные
средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом
стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения — обращение
лирического героя к няне.

7. Образное рисование.

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем
воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать
это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.


Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых
лесов


Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных
руках.


Представляется няня, сидящая у окна и
поминутно вглядывающаяся вдаль.


Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.


Кажется, няня подошла к воротам и напряженно
смотрит вдаль.


То чудится тебе…


Возможно, няне видится ее воспитанник, ее
любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на
части, то есть определили композицию.

1 часть — обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши
сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический
герой словно видит няню внутренним взором,
угадывая ее переживания и душевные движения: она
горюет под окном своей светлицы, подходит к
воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик,
не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике,
горестные предчувствия – об этом 4 часть
стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в
стихотворении чувства лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в
таблице:

Фонетический уровень (ритм,
звукопись, размер)
Лексический уровень (значения
слов, определяющих эмоциональный настрой
стихотворения, группы слов по значению, синонимы,
антонимы, изобразительно- выразительные
средства)
Грамматический уровень (части
речи, грамматические формы)
Синтаксический уровень
(структура предложений, их количество)

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Фонетический уровень (ритм,
звукопись, размер)
Лексический уровень (значения
слов, определяющих эмоциональный настрой
стихотворения, группы слов по значению, синонимы,
антонимы, изобразительно- выразительные
средства)
Грамматический уровень (части
речи, грамматические формы)
Синтаксический уровень
(структура предложений, их количество)

Музыкальный, почти
песенный ритм

Четырехстопный ямб

Можно услышать звук спиц, шаги старой
няни

Аллитерация на звуки — ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

последние строки – ассонанс на звуки о, у —
передают длительность ожидания, создают
настроение грусти

Перифраза подруга
дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с
няней в трудные для него времена — в период
ссылки. Для лирического героя няня – друг,
который всегда рядом — и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется
сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая,
н
есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя
усиливает ласковый тон. В этих обращениях —
любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках
рисуют облик няни

Повтор давно, давно

Глушь лесов,

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

— символ разлуки

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически:
теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных
руках.

Сравнение горюешь, будто на часах


Передает постоянство ее томительного
ожидания

Существительные — 16

Глаголы — 6
(все глаголы настоящего времени, несовершенного
вида – передают томительность долгого, кажется,
нескончаемого ожидания)

прилагательные — 3

причастия — 3

местоимения — 8 (из них 4 — личных)

Это придает звучанию строк лирический, глубоко
личный характер.

В стихотворении 5
предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 — простое, повествовательное,
невосклицательное;

3, 4 — сложные, длинные, грамматические границы
предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического
героя);

5 — предложение не закончено.

(Оно побуждает читателя к раздумьям,
размышлениям).

10. Обобщим наблюдения, составив связное
высказывание по плану. Речевые опоры помогут
оформить ваши размышления.

Пункты плана Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения  
2. Тема стихотворения (Очем
стихотворение?)
Стихотворение посвящено…

Тема
стихотворения -… В стихотворении … (автор ,
название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и
т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения В стихотворении… царит
…настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении
стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А)
композиция

(Как построено стихотворение? На какие части
можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия,
лексические повторы, употребление слов
определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(Размер, ритм, длина строк, аллитерация,
ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить
на ..части…

Композиционно стихотворение
делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют
услышать…

5. Каким мне представляется
лирический герой этого стихотворения?
Лирический герой этого
стихотворения представляется мне…
6. Какие мысли и чувства автор
хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)
В стихотворении автор выражает
мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от
стихотворения.
Читая стихотворение, я
восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

11. Учащиеся готовят устное высказывание по
предложенному плану.

12.Домашнее задание: подготовиться к
письменной работе – “Анализ стихотворения
А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.

Приложение

Запишите текст.
Пушкин сказал о своей няне такие нежные слова и с такой сыновн..й любовью, что от них еж..мается горло: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя…
В Михайловском среди зимы, заваливш..й снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки — необыкновенно3 простые и волшебные.
(К. Паустовский.)
1. Перечитайте стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Объясните постановку знаков препинания в предложении с обращением. Сделайте вывод, как с помощью обращений можно выразить отношение к тому, к кому обращаешься. Какие ещё языковые средства (лексические, грамматические) служат средством выражения авторского отношения? Найдите их в тексте, который вы записали.
2. Укажите в тексте К. Паустовского синонимы. Подберите синонимы к слову волшебный.

Анализ
стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

Цели урока:

— познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина,
стихотворением, посвященным няне поэта;

— развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования,
умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и
определять их роль в художественной структуре стихотворения;

— закреплять умение определять стихотворный размер;

— обучать приемам целостного анализа текста лирического
произведения;

— развивать аналитические и креативные способности, потребность в
коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Да
будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

Ход
урока

1. Поэтическая разминка: составление
синквейна к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”,
которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в
самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы
принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже
знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая
встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы
Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя
(сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда
ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство,
определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной
деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза,
наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный
надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале
как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”.
Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые
приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько
месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное
одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь
меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

 – напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня
Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для
Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с
миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она
удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей:
“…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне
не скучно”.

Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает
о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение

4. Сегодня
мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и
называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим
текст письменного высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или
подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

НЯНЕ

Подруга
дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

1826

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью
красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

— Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными
красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит
надежда — более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

— Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это
стихотворение?

— В произведении передано чувство вины перед няней за
долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота,
признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический
герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический
герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней
мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и
изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения — обращение лирического героя к
няне.

7. Образное рисование.

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд
картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или
создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в
глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

— Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под
окном своей светлицы 
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

— Представляется няня, сидящая у окна и поминутно
вглядывающаяся вдаль.

Глядишь
в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

— Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит
вдаль.

То
чудится тебе…

— Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец,
спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть
определили композицию.

1 часть — обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно
видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она
горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли
колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные
предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства
лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:

Фонетический
уровень (ритм, звукопись, размер)

Лексический уровень
(значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов
по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства)

Грамматический
уровень (части речи, грамматические формы)

Синтаксический
уровень (структура предложений, их количество)

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Фонетический
уровень (ритм, звукопись, размер)

Лексический
уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения,
группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные
средства)

Грамматический
уровень (части речи, грамматические формы)

Синтаксический
уровень (структура предложений, их количество)

Музыкальный, почти песенный ритм

Четырехстопный ямб

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни

Аллитерация на звуки — ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

последние строки – ассонанс на звуки о, у — передают длительность
ожидания, создают настроение грусти

Перифраза подруга дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для
него времена — в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который
всегда рядом — и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется сердечное, народное
слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок
дружеской шутки, местоимение мояусиливает ласковый тон. В этих
обращениях — любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных рукахрисуют облик
няни

Повтор давно, давно

Глушь лесов,

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

— символ разлуки

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически: теснят
твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах

Передает постоянство ее томительного ожидания

Существительные —
16

Глаголы — 6 (все глаголы настоящего времени,
несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого
ожидания)

прилагательные — 3

причастия — 3

местоимения — 8 (из них 4 — личных)

Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный
характер.

В стихотворении 5 предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 — простое, повествовательное, невосклицательное;

3, 4 — сложные, длинные, грамматические границы
предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

5 — предложение не закончено.

(Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

10. Обобщим наблюдения, составив связное
высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана

Примерные речевые
конструкции

1. Автор и название
стихотворения

2. Тема
стихотворения (Очем стихотворение?)

Стихотворение
посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор , название
стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения

В стихотворении…
царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается
настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить?
О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические
повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(Размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие
или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно
разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется
лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой
этого стихотворения представляется мне…

6. Какие мысли и
чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)

В стихотворении
автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные
впечатления от стихотворения.

Читая
стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

11. Учащиеся
готовят устное высказывание по предложенному плану.

12.Домашнее
задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина
“Няне” по предложенному плану.

Александр Сергеевич Пушкин с августа 1824 по сентябрь 1826 г. находился в ссылке в псковской деревушке Михайловское. Рядом с ним была няня – Арина Родионовна, крепостная крестьянка. По воспоминаниям современников она была очень говорлива, знала множество пословиц и поговорок, любила исполнять народные песни. Но особенно интересно рассказывала русские сказки. Она скрашивала поэту долгие вечера в Михайловском, была его верной слушательницей и собеседницей, поддерживала, помогала не упасть духом.

История создания

Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.

https://youtu.be/L_aDf5U2mWQ

Композиция и жанр

Композиционно стих имеет простую структуру. Оно небольшое, не делится на строфы.

А также в нём отсутствуют вступительная, центральная и заключительная часть. Это просто монолог, который начинается без введения и заканчивается так же внезапно.

Последняя строка короче, чем остальные, и это создаёт ощущение драматизма. Каждая строчка посвящена пожилой женщине и содержит одну деталь её образа.

В итоге читатель видит целостную картину:

  • няня живёт в лесу;
  • она сидит в светлице и вяжет;
  • часто её взгляд падает на ворота, в темноту;
  • в сердце старушки — переживания о лирическом герое.

Автор использовал 2 вида рифм: женские и мужские. Для стихотворных строк он выбрал четырёхстопный ямб и перекрёстную рифмовку. Жанр стихов — послание, однако содержатся и черты элегии.

Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».

Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».

Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

По произведению: «Няне»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Знаменитый воспитанник ни разу не был на ее могиле

Скончалась Арина Родионовна в 70 лет, после недолгой болезни, в доме Ольги Пушкиной. На ее похоронах не было ни поэта, ни его сестры. Точной причины этого установить не удалось. Скорее всего, Пушкин слишком поздно узнал о случившемся. Похоронили Арину Родионовну как крепостную крестьянку – в безымянной могиле на Смоленском кладбище. Через два года поэт попытался разыскать ее, но не смог. Споры о подлинной роли Арины Родионовны в жизни Александра Пушкина оставим специалистам. Так или иначе она стала важной частью русской культуры. Как говорил Александр Сергеевич: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

https://malyutka.net/2019/06/7

Работа на уроке

Анализ стихотворения «Няне» А. С. Пушкина дети делают после того, как прочитают оригинал. Какие именно задания даёт учитель, заранее нельзя сказать, так как у каждого своя методика. Так, преподаватель может попросить нарисовать рисунок — портрет няни или поэта. В читательский дневник дети должны записать впечатления и мысли.

Одно из обязательных заданий — определить жанр. А также учащиеся должны кратко изложить сюжет, сделать разбор стиха, описать няню и отношение поэта к ней.

Не всякая старушка в стихах поэта — Арина Родионовна

Черты Арины Родионовны можно найти в образах мамки Ксении («Борис Годунов»), мамки княгини («Русалка»), няни Егоровны («Дубровский») и, конечно, няни Татьяны Лариной («Евгений Онегин»). Поэт посвятил своей няне несколько стихотворений. Однако далеко не все пожилые женщины в поэзии Пушкина «срисованы» с Арины Родионовны. У няни имелся серьезный «конкурент» в лице бабушки поэта по материнской линии, Марьи Ганнибал. Так, в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно видят посвящение няне из-за строк о старушке «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», которая качала детскую колыбель. Многие забывают следующие строки о «дорогих французских духах и жемчугах на груди». Эти строки посвящены любимой бабушке поэта.

Арина Родионовна – главный источник сказок Пушкина

Литературоведы считают, что по сказочным сюжетам, рассказанным няней, поэт написал несколько песен и сказок: «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде». Также Ариной Родионовной подсказаны образы, использованные Пушкиным в прологе к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый…»).

Однако в пушкинистике до сих пор ведутся споры об источниках некоторых пушкинских сказочных произведений, которыми могли послужить не только рассказы няни, но и европейские легенды и сказки, прочитанные поэтом.

Иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Александра Пушкина:

Настоящее имя няни Пушкина – Ирина

Святые Ирина Аквилейская и Ирина Коринфская

При крещении будущей няне Александра Пушкина дали имя Ирина (Иринья), именины которой приходились на 16 апреля, когда отмечается память двух святых с этим именем – Ирины Аквилейской и Ирины Коринфской. Арина было домашним, разговорным, именем. Спорные вопросы вызывает и фамилия Арины Родионовны. Часто в литературе ей приписывают фамилию Яковлева (так как отца Арины звали Родион Яковлев). Однако во всех документах (ревизских сказках, метрических церковных книгах и пр.) она названа Родионовой. Выйдя замуж, Арина стала Матвеевой. Однако в историю русской литературы Арина Яковлева-Родионова-Матвеева вошла без фамилии – просто Арина Родионовна.

Интересно, что потом сам Александр Пушкин ни в стихах, ни в письмах, ни разу не обратился к Арине Родионовне по имени. В письмах он называл ее «няня» и иногда даже писал это слово с заглавной буквы.

Поэт оценил нянины сказки только в ссылке

Легенда о том, что Арина Родионовна сыграла главную роль в творческомстановлении юного Пушкина, «напитав» его с детства народным фольклором, появилась уже после смерти поэта. Особую популярность эта история приобрела в советское время. Нянины сказки литератор по достоинству оценил лишь в ссылке, когда прожил вместе с Ариной Родионовной два года в Михайловском (1824-1826). И, судя по письму поэта к брату, ранее они не оказывали на него никакого влияния: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Александр Сергеевич Пушкин за свой творческий путь создал много замечательных произведений, среди которых можно отметить как лирические, так и прозаические. Не секрет, что писатель зачастую посвящал свои творения близким и дорогим людям. Няня Пушкина Арина Родионовна стала для поэта самым преданным другом и незаменимой советчицей. В своем творчестве Александр Пушкин создал её образ. Одним из наиболее известных произведений Александра Сергеевича является стихотворение «Няне». Оно привлекает читателя, в первую очередь, атмосферой невероятного душевного тепла и благодарности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление и размер 
  • 3 Композиция 
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы, проблемы, настроение
  • 6 Основная идея 
  • 7 Средства художественной выразительности 

История создания 

Будущий поэт рос в дворянской семье. Арина Родионовна Яковлева была няней Пушкина, она занималась воспитанием мальчика. В ту пору дворянки перекладывали заботы о детях на плечи крепостных женщин, которые зачастую не имели права выходить замуж и строить свою семью. Они самоотверженно служили господам, но зато пользовались некоторыми привилегиями, находясь возле них. Но разве они заменят радость материнства? Именно поэтому Пушкин с особой благодарностью относился именно к няне, которая неотлучно следила за матерью Пушкина, а потом и за ее детьми. Известно, что барин позволил Арине выйти замуж, но с мужем она почти не жила, все время отдавая должности няни.

Простая русская женщина оказала большое влияние на творческий путь Александра Сергеевича. Так, няня Пушкина знала достаточно много преданий и сказок, о которых женщина любила рассказывать воспитанникам. Под воздействием этих рассказов поэт создавал прекрасные произведения.

Одними из самых непростых для Пушкина стали 1824-1826 годы. Ведь именно в этот период поэт отбывал ссылку в Михайловском. Друзьям было запрещено навещать Пушкина. Лишь один его верный друг, которого звали Иван Пущин, решился на этот смелый шаг. При этом даже отец следил за своим сыном, что тяготило Пушкина. Арина Родионовна была самым преданным товарищем Пушкина в эти непростые годы. Благодаря разговорам с няней поэт обретал душевное спокойствие и внутреннюю гармонию. 

Работу над своим известным произведением Александр Сергеевич завершил в 1826 году. Известно, что поэт не закончил свое стихотворение. При этом название «Няне» ему присвоили издатели. 

Жанр, направление и размер 

Жанр анализируемого произведения нетрудно определить. Само название «Няне» уже указывает на то, что перед нами послание. Создавая свое стихотворение, Пушкин использовал четырехстопный ямб. 

Направление творчества Пушкина в данном случае — реализм. Автор создает достоверный образ няни без прикрас: она уже одряхлела, у нее наморщенные руки. Ее окружает мрачная обстановка забытого имения, где давно не бывают владельцы. Но именно эта женщина способна на искреннее сопереживание в час, когда ее воспитаннику нужна поддержка. Все это основано на реальных событиях: поэт лишь изобразил то, что было на самом деле.

Композиция 

Композиция стихотворения «Няне» не отличается особой сложностью. В произведении линейная композиция. Автор продемонстрировал монолог, заключающийся в обращении к няне. Он описывает краткий эпизод ее жизни, растянувшийся на года. Ведь каждый день проходит одинаково. Героиня преданно ждет гостя и занимается рукоделием.

Можно заметить, что стихотворению не присуще деление на смысловые части и на строфы. 

Образы и символы

Центральный образ — няня. Автор называет ее «Голубка дряхлая моя». Перед нами старушка, которая уже не так проворно вяжет, в ее «наморщенных руках» спицы «медлят». Она явно обеспокоена и ждет гостя. «Тоска, предчувствия, заботы» выдают ее любовь и привязанность. Она явно любит лирического героя и переживает за него, как будто он — ее сын.

Лирический герой уважительно и трепетно относится к своей няне. Она воплощает в себе материнские черты. Герой благодарен ей за эти заботы, за ожидание. Он предстает человеком отзывчивым и умеющим ценить доброе отношение.

Героиню окружают мрачные символы: черный путь, забытые ворота. Это создает атмосферу тоски и напряженного ожидания.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в произведении «Няне» занимает тема воспоминаний о дорогой няне. Максимально раскрыть тему Александру Сергеевичу удалось с помощью формы обращения, которая является достаточно распространенной в отечественной литературе. Уже с первых строк читатель осознает, какое огромное значение имела няня в жизни поэта, ведь она вместе с ним преодолевала все жизненные трудности и невзгоды. Основная тема стихотворения — роль няни в жизни героя.

Мотив ожидания пронизывает стихотворение «Няне». Героиня ждет своего воспитанника, как будто стоит на часах. Все ее мысли о нем. Даже рукоделие замедляется, потому что няня поглощена наблюдениями за воротами: вдруг там покажется он!

Проблема одиночества — главная в стихотворении «Няне». Свои последние годы жизни няня проводит в одиночестве. Она не отходит от окна и ждёт с нетерпением гостя. Женщина наблюдает за каждым шорохом, поэтому совсем не удивительно, что у неё замедляются спицы в руках. Взор женщины всегда устремлен в сторону дороги. Её душа наполнена чувством тоски и грусти.  У героя нет возможности много времени проводить вместе с дорогим человеком. Лирический герой говорит няне, что ей все мерещится, чтобы не мучить её бесцельными надеждами и ожиданиями. 

Настроение в стихотворении напряженное и вместе с тем трогательное. Каждый сочувствует пожилой женщине, которая целыми днями ждет дорогого человека.

Основная идея 

Основная мысль стихотворения Александра Пушкина «Няне» довольно проста. Автор желал выразить искреннюю благодарность и уважение женщине, которая не просто его воспитала, но и стала его верным другом и прекрасным советчиком. Поэт желал донести до читателя, что каждый человек обязан помнить о своих родных и близких, ведь проведенные с ними минуты бесценны. 

Буквальный смысл стихотворения «Няне» состоит в том, что герой пытается успокоить свою голубку и убедить ее не тревожиться. Ему тоже больно представлять человека, который находится в ожидании и непрерывно смотрит на черный путь и забытые ворота. Поэтому он говорит: «То чудится тебе…».

Средства художественной выразительности 

В своем стихотворении поэт использовал понятную бытовую лексику. С помощью средств выразительности поэту удалось передать чувства и переживания лирического героя и няни. 

  1. Наиболее заметными в стихотворении являются эпитеты («забытые ворота», «голубка дряхлая» и так далее). 
  2. Не менее важное значение в произведении имеют метафоры (например, «подруга дней моих суровых»). 
  3. Сравнение также играет большую роль в стихотворении («горюешь, будто на часах»). 

Стихотворение «Няне» является очень поучительным. Оно учит каждого проявлять чувство благодарности людям, которые делают добро. Няня была дорогим человеком для Александра Сергеевича, она проявляла заботу к поэту вплоть до своей смерти. Читая стихотворение Пушкина, каждый человек задумывается о необходимости беречь и ценить своих близких людей. 

Автор: Виктория Комарова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы в стихотворении анчар
  • Синонимы в стихах фета
  • Синонимы в стихах пушкина
  • Синонимы в стихах маяковского
  • Синонимы в мертвых душах