Синонимы урок для детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 33»

 г. Тайга

ОТКРЫТЫЙ УРОК

во 2 «В» классе

на тему

«Что такое синонимы?»

Подготовила: учитель начальных классов

 Небогатова К.А.

2019 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: знакомство с  синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;

Задачи:

 Сформировать умение называть признаки синонимов;

• наблюдать за использованием синонимов;

• расширить словарный запас учащихся.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П.  Канакина  для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята!

— Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка.

— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме

— Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

— Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

— С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

— Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

— А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

— Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква С

— Что вы о них можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

— Напишите красиво по образцу.

3. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?

— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.

— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).

— Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

— Как назвать её по-другому? (осинка)

Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)

Запишите все слова и подчеркните букву.

4. Актуализация знаний учащихсяПостановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)

(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)

— Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

— А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

— Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.

5. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока — Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.

— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи.

— Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

— Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по — разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

— Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

6. — А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

— Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Запишите эти слова в тетрадь. Проверка

— Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

— Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.

Человек

9. Закрепление изученного.

1.— Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)

Найдите словарь синонимов на стр. 141

С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка

3. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.

4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

5.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

Мороз                              золотой

Жёлтый                            озорник

Пламя                               квакушка

Печаль                             грусть

Блестеть                           огонь

Шалун                              холод

Лягушка                           сверкать

Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше —

10. Самостоятельная работа. Тест.

— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

11. Домашнее задание:

— Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 70

12. Рефлексия.

— Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!

-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)

13. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Русский язык. 2 класс.

Урок 24. Что такое синонимы?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Синонимы.
  2. Группы синонимов.

Глоссарий по теме:

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 — 65.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Синонимы — это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. С греческого языка на русский слово «синоним» можно перевести как одноимённость.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень — это очень сильный дождь. Дождик — небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.

Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».

Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».

Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Прыгать

Пламя

Огонь

Азбука

Бросать

Озорник

Красный

Скакать

Алфавит

Кидать

Шалун

Алый

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Вспомните лексическое значение каждого слова.

3.Определите общее в лексическом значении у слов в двух столбиках.

4.Соедините слова.

Правильный ответ:

Прыгать – скакать

Огонь – пламя

Бросать – кидать

Красный – алый

Алфавит – азбука

Шалун – озорник

Задание. Подчёркивание.

Подчеркните в каждой строке слово, которое не является синонимом для остальных.

Работа; дело; труд; отдых.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Подсказка.

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Найдите определение синонима.

3.Вычеркните в каждой строчке слово, которое не является синонимом.

Правильный ответ:

Работа; отдых; дело; труд.

Мокрый; влажный; чёрствый; сырой.

Красивый; прекрасный; привлекательный; ужасный.

Студент/учитель

Чуклова
Виктория Юрьевна

Тема
урока

Что
такое синонимы?

Технология

Здоровьесберегающая

Тип
урока

Урок «открытия»
нового знания

Цель
урока

Ознакомление
обучающихся с термином «синоним»

Задачи:  

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Познакомить
со словами – синонимами; формировать
умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие
в их лексическом значении; подбирать синонимы к определенному
слову.

Развивать умение
формулировать и доказывать свою точку зрения; умение анализировать,
сравнивать, обобщать; применять новые знания; развивать творческие и речевые способностей
учащихся.

Способствовать формированию
интереса и уважения к родному языку; ценностного отношения к слову, бережного
отношения к своему здоровью.

Планируемые
результаты

Предметные
результаты

Метапредметные
результаты

Личностные
результаты

Умеют находить
синонимы в устном и письменном тексте, определять их лексическое значение;
подбирают синонимы к определенному слову.

Регулятивные: умеют определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе
работы с материалом учебника;
планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей.

Проявляют познавательный интерес
и готовность к сотрудничеству; уважение к родному языку; осознают потребность
в обогащении своей речи синонимами.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной
форме;
 слушают и понимают речь других; работают
в группе, формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: ориентируются в своей системе
знаний:
 отличают новое от уже известного с
помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные
понятия, изучаемые на уроке

Синоним, осина, слово,
предложение, звук, буква.

ИОС
урока

Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение

Вид
используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое
аппаратное и программное обеспечение

Учебник «Русский
язык», 2 класс, 1 часть; индивидуальные карточки.

Презентация
Power
point
.

Компьютер,
интерактивная доска, документ- камера,
тренажер LearningApps.org.

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

УУД

Время

1
Организационный момент

  — Здравствуйте, ребята!

  — Сегодня нас с
вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам
всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего
настроения?

 — Конечно же, самый
лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.

 — Улыбнитесь
друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает
нас весь урок.

  Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к
уроку, эмоционально настраиваются на урок.

  Регулятивные: самостоятельно организовывать свое
рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу.

1
мин

2.
Актуализация знаний

Цель.

Использование
имеющихся знаний из разных областей наук, необходимых для «открытия нового
знания»

 1.Каллиграфическая минутка

— Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.

Нашу руку разогнём,

Вверх ладонью повернём,

Пальцы на себя потянем —

Выгибать запястье станем.

Дети сгибают правую руку в локте, поворачивают ладонью вверх и
левой рукой отгибают вниз пальцы правой руки, выгибая правое
запястье. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют
упражнение несколько раз.

— Сегодня мы пишем буквы строчную и заглавную
буквы С и с

— Назовите элементы букв. (словесные методы)

— Пропишите половину сроки заглавную букву, на второй половине –
строчную букву. Перед тем, как вы начнете писать, давайте вспомнить о
правильной осанке. Как вы должны располагаться за партой?

— Дайте характеристику звука, которая обозначается буквой «С».

2. Орфографическая минутка

(работа по индивидуальным карточкам)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели
в тёплые страны.

— Определите, сколько предложений в тексте. Исправьте в тексте
ошибки, правильно оформляя начало и конец предложений.

— В предложениях подчеркните основу.

— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)

Ученики выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем.

 — Элементы строчной буквы с – малый левый
полуовал. Элементы заглавной буквы С – большой левый полуовал.

 -Плечи должны быть развернуты, ноги согнуты в коленях
под прямым углом, предплечья свободно лежат на столе. Расстояние от глаз до
тетради – 30 см.

Учащиеся прописывают буквы, контролируют
последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи.

Ученики дают характеристику букве «С»:
обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий звук.

— В тексте 3 предложения.

Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно
и холодно. Птицы улетают в тёплые страны.

 — Пришла

Познавательные:
ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: слушать
и понимать речь других, высказывать свою точку зрения.

6   мин

3. 
Самоопределение к деятельности (Мотивация)

Цель.

Включение
детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

—  Прочитайте
еще раз первое предложение.(фронтальная беседа)

 — Каким
словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)


Как вы думаете, а у подобранных вами слов наступила, началась, пришла близкие
значения?

Обучающиеся читают предложение, отвечают на вопросы, высказывают
свою точку зрения.

Коммуникативные:
формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи.

2 мин

4.
Постановка учебной задачи. Определение плана работы на уроке.

Цель.

Формулирование
темы урока.


Может быть кто-нибудь слышал или знает, как называются близкие по значению
слова?(фронтальная беседа)


Какова же тема урока?


Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие
лексические значения.

Обучающиеся
отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

3  мин

5. «Открытие»
учащимися новых знаний

 — А чтобы
узнать, как называются близкие по значению слова, посмотрите, пожалуйста, на
экран.

 — На
экране нам представлено стихотворение А. Барто. Давайте его прочитаем (по
желанию).

 —
Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и тоже: источник,
текущий из глубины земли.


Одинаково или по- разному они произносятся?

— Спишите.
Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.

 —
Ребята у нас в учебнике есть правило, с помощью которого мы и узнаем, как
называются слова, называющие один и тот же предмет. Давайте его прочитаем.(работа
с учебником)

— Обратите
внимание на то, что слово «синоним» — словарное. Его правописание нужно
запомнить: синонимы.

— В
конце учебника на странице 141 помещен словарь близких по значению слов –
синонимов. В процессе выполнения упражнений вы можете обращаться к этому
словарю.

Физкультминутка

Бабочка.
Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие
цветы:
  Спал цветок и вдруг проснулся,
  Больше спать не захотел.
  Шевельнулся, потянулся,
  Взвился вверх и полетел.
  Солнце утром лишь проснётся,
  Бабочка кружит и вьётся.

Обучающиеся
читают стихотворение (по желанию).

Обучающиеся
ищут слова, обозначающие одно и тоже: ключ и родник.

— Слова
произносятся по – разному.

«Скажи родник»

И вот
возник,

Бежит в
зеленой чаще

Веселый ключ
журчащий.

                         
А. Барто

Читают
правило (по желанию)

Обращают
внимание на правописание слова «синонимы»

Участвуют
ф физкульминутке.

Познавательные: устанавливать
причинно – следственные связи; строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность; работать под
руководством учителя; делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:
слушать
и понимать речь других; формировать собственную точку зрения.

10 мин

6.
Первичное закрепление

Работа с
тренажером
LearningApps.org: найди
пару.

 —
Ребята, прочитайте слова, которые вы видите на экране.

 —
Теперь вам необходимо соединить друг с другом слова, близкие по лексическому
значению (приглашается желающий ученик).

Работают
с тренажером на интерактивной доске: подбирают пары синонимов.

Познавательные:
использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять
действие по заданному правилу.

3 мин

7.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

Работа по карточкам. (работа в парах)

Задание на карточке: соединить синонимы парами

бежать              
   товарищ

жаркий              
  врач

друг              
       мчаться

доктор              
   горячий

— Давайте проверим, что же у вас
получилось? Для этого я сейчас возьму ваши карточки и мы оценим вашу работу
вместе. (показ нескольких работ обучающихся с помощью документ – камеры,
коллективное оценивание выполнения работ)

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх — влево и вверх — вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

Соединяют
синонимы парами:

Бежать –
мчаться

Жаркий –
горячий

Друг –
товарищ

Доктор –
врач

Осуществляют
оценку деятельности своих товарищей.

Делают гимнастику
для глаз

Познавательные:
осуществлять актуализацию полученных знаний.

Регулятивные:
осуществлять взаимоконтроль; оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.

5  мин

8.
Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение
нового
знания в систему изученного материала.

 — Ребята,
давайте выполним упражнение 68 на странице 53 учебника.

 — Прочитайте
слова.

 —
Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.

 — Запишите
одно из них.

Упражнение
69.

 —
прочитайте стихотворение И. Токмаковой:

Зябнет
осинка,

Дрожит
на ветру,

Стынет
на солнышке,

Мерзнет
в жару.

 —
Найдите в стихотворении синонимы. С какой целью использует их автор в данном
предложении?


Ребята, обратите внимание, что слово «осина», словарное, его правописание
необходимо запомнить: осина.

 — Спишите
предложение. Подчеркните в предложении синонимы.

Читают
слова из упражнения 68 учебника, доказывают, что данные слова являются
синонимами. Записывают одно из них.

Читают
стихотворение И. Токмаковой (по желанию):

Зябнет осинка,

Дрожит на
ветру,

Стынет на
солнышке,

Мерзнет в жару.

Синонимы:
зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. Листья осины обладают удивительным
свойством: они приходят в движение от малейшего дуновения ветерка. И.
Токмакова дает ряд синонимов, чтобы усилить, обратить наше внимание на это
свойство дерева.

 Обращают
внимание на правописание словарного слова.

Записывают
предложение, подчеркивая синонимы.

Познавательные:
систематизировать, обобщать изученное.

6 мин

9. Подведение
итога урока:

Что
узнал?

Чему
научился?

С какими
трудностями встретился?

Достиг
ли поставленной цели урока?

— Вот и подходит к концу наш урок.

— Какую цель мы ставили в начале
урока, достигли мы ее?

Оцените результат своей работы
на уроке:

Я узнал …..

Я запомнил….

Я смог …

— Что на уроке хорошо
получилось?

— Над чем надо ещё поработать?

-Узнать, что такое синонимы.

 — Достигли.

Несколько учеников оценивают свою работу
на уроке.

Регулятивные:
умение
оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей.

2 мин

10.
Рефлексия

Цель.

размышление
о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Осознание
учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
своей и всего класса.

«Цветные
карточки»

У обучающихся
две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их
настроением в начале и в конце урока.

Оценивают
свое настроение по цветным карточкам.

Личностные: умение
адекватно судить о собственных успехах.

1 мин

IX. Д/з.

   Детям
раздаются карточки с заданиями на выбор.

 — Ребята,
сейчас я раздам карточки с домашним заданием. Выберите то задание, которые вы
сможете сделать и запишите его в рабочую тетрадь.

1.
Задание.
 Подбери к данным словам синонимы, используя слова для
справок.

Друг,
доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова
для справок:
 мощь,
ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

2.
Задание.
 Найди и подчеркни в предложениях каждой пары
синонимы.

1.
Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый
рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался
наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой
прекрасный, баюшки-баю.

Записывают
домашнее задание, внимательно слушают инструктаж по его выполнению.

Регулятивные: умение
планировать самостоятельную деятельность.

1

мин

X

Цель: знакомство со
словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и
    различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную
    активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического
    мышления, умения сравнивать, выделять
    существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к
    другу во время выполнения заданий в парах,
    группах, умение уважительно относиться к позиции
    другого человека, справедливо оценивать работу
    другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык»,
2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,
М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011,
карточки с заданиями для групповой,
индивидуальной и дифференцированной работы,
учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
для чтения в начальных классах), науч. ред.
Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

 и  а        ш 
 м   г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш  и        м  
 а   г
использование элементов
написания букв,
а   и        м   г
          ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.  

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где
слышали слово «кичка»? Обращение к словарю,
уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой
согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти
сходство, различие слов)
.

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание
    расположено на центральной улице города. Это
    жилище предназначено для рабочих крупного
    завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом
    расположен на центральной улице города. Этот дом
    предназначен для рабочих крупного завода. Людям
    очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики
    ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята
    сделали из снега холмик и заливают его водой.
    Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник
    превратил кролика в собаку. Потом маг заставил
    исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось
    выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник
    превратил кролика в собаку. Потом волшебник
    заставил исчезнуть целую машину. Детям очень
    понравилось выступление волшебника. Они громко
    хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их.
Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы  узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)

– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем.
Помогите подобрать слова, близкие по значению к
данным:

Скорый        –
            быстрый

Притворный  –    
     лживый

Прекрасный  –
          чудесный

Огромный    –
            большой

Мощный  –
                сильный

Занимательный –      интересный
Отважный   –
           смелый

Сообразительный –   умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).

– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним  (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти
слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
  • Маленькая, огромная, крошечная,
    малюсенькая, небольшая
    .
  • Охранять, караулить, сторожить,
    лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить,
    разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар.
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий,
    знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они
близки по значению и отвечают на один и тот же
вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не
выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование
регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера  тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать
синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за
значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов
по одному подходящему к каждому рисунку.
Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы
объединены близостью, схожестью значения, но
различаются тем, что не могут одинаково
сочетаться с другими словами, они называют
схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати
внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с
предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник  с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа.
(Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их?
Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые
называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий,
безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались,
вкладывали все силы, прилежно трудились
.

– Вы поработали хорошо, отлично, славно,
здорово.

– Я довольна, удовлетворена вашей работой,
трудом, делом
.

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, 
    авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и
    др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы:
    С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.:
    Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере
    для чтения в начальных классах), науч. ред.
    Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф.,
    Архангельск, Поморский университет, 2010.

Тема урока: Синонимы.

Провела: Рылова Т.А.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием «синонимы»;

  • Показать детям роль синонимов в речи;

  • Учить детей подбирать и правильно употреблять синонимы;

  • Показать детям разницу в сочетаемости синонимов;

  • Привести детей к осознанию того, что слова одного синонимичного ряда могут иметь большую или меньшую употребить, а также более или менее широкую сочетаемость с другими словами.

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

  • Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

  • Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.

  • Продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков (работа в группах).

Воспитательные:

  • Продолжить работу по воспитанию у детей интереса к родному языку.

  • Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день. Мы сегодня проводим наш урок в особенный день – День счастья. Давайте поприветствуем друг друга. Улыбнемся друг другу и гостям. Ведь улыбка – это свет, без нее наше сердце каменеет, а она озаряет нашу душу светом.

Садитесь на свои места.

Проверим готовность к уроку. На уроке главный – учебник, а его помощники- тетрадь, ручка и карандаш.

  1. Каллиграфическая минутка.

— Какое время года за окном?

— Какой месяц?

— Какие праздники были в марте?

— Вспомните из уроков окружающего мира, какие изменения происходят весной?

— У меня, при подготовке к уроку, тоже было весеннее настроение. Я очень жду весну, когда распустятся листочки, ещё ярче засияет солнышко. Поэтому я захотела сделать нашу каллиграфическую минутку необычной.

— Что лежит перед вами?

— Посмотрите, какие они? А сейчас наши пальчики сотворят чудо, но для этого их нужно подготовить.

Пальчиковая гимнастика

Игра пальчиками на пианино.

Массаж пальчиков.

— Лист какого дерева лежит перед вами?

— Чтобы догадаться, вам поможет загадка.

Что за дерево стоит,

Ветра нет, а лист дрожит.

— Запишите это слово на верхней строке ОСИНА

— Поставьте ударение.

— Назовите букву безударного гласного звука.

— Ее нельзя проверить ударением. Как называются такие слова? Дома запишите это слово в словарики.

— Звуко- буквенный разбор у доски, а дети на листочках.

— На уроках русского языка мы часто обращаемся к пословицам и поговоркам. Вашим домашним заданием было найти пословицы и поговорки про осину.

— Какие нашли? Объясните смысл.

— Мы вначале урока говорили о праздниках. Много праздников готовит и апрель.

— Какие вы знаете?

— Переверните листочки. Спишите каллиграфически с образца некоторые из них.

— отложите листочки в сторону, они нам еще пригодятся.

  1. Работа по теме.

Послушайте стихотворение и подумайте, что необычного в нем?

Мерзнет осинка,

Мерзнет на ветру,

Мерзнет на солнышке,

Мерзнет в жару.

— Что заметили?

— Красивое, звучное стихотворение?

— Почему?

— Что нужно сделать?

— Какими словами можно заменить слово «мерзнет»?

— Вот 4 слова, которые использовала в своем стихотворении автор И. Токмакова: МЕРЗНЕТ, ЗЯБНЕТ, СТЫНЕТ, ДРОЖИТ.

— Попробуйте поставить их в стихотворении.

— Что у вас получилось?

— Проверьте по учебнику стр. 59, упр. 321.

— Прочитайте его выразительно.

— Какие слова в нем близки по значению.

— А кто помнит из 1 класса, как их называют.

— Спишите стихотворение себе в тетрадь.

— Как вы думаете, что за тема сегодняшнего урока?

— Что вы знаете про синонимы?

— Что хотелось бы узнать?

— Прочитайте еще раз слова синонимы. Определите часть речи.

— Что можно добавить в наше правило?

— А где можно узнать, что обозначает слово синонимы?

— Прочитайте правило в учебнике на странице 60.

— А для чего нам нужны синонимы?

— Перед вами желтые листочки. Вам нужно внимательно прочитать и отгадать загадки, вставив подходящие по смыслу слова синонимы.

После урока непременно

Нужна ребятам ___________ (перемена).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем _____________(перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ____________(передышку).

— Прочитайте, что получилось.

— Назовите слова синонимы. Определите часть речи.

— Всем нужна передышка и нам тоже.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление.

Мы провели хорошую работу и выяснили, что слова синонимы обогащают нашу речь. Делают ее краше и точнее. Есть даже словарь синонимов, который поможет вам избежать повторов в речи, расширить свой словарный запас (лексикон).

— А сейчас попробуем убедиться, что наш язык – это богатство, это наше национальное достояние. Для этого поработаем в группах.

— Вспомните правила работы в группах.

1 группа. Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимы. Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

2 группа. Найди пару.

Родник

Лошадь

Тропинка

Несчастье

Друг

Неприятель

Враг

Приятель

Горе

Дорожка

Конь

Ключ

3 группа. Вставьте нужные слова в предложения, из слов данных за чертой. Читаем сначала слова: сторожить, беречь, охранять, а затем работаем с предложениями.

Нам надо ________________ школьное имущество.

Часовые____________________ вход в штаб.

Петр Васильевич ________________ сад.

4 группа. Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа , дело.

5 группа. Игра «Подберите по 3 слова». Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Пес, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.

6 группа. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем слова-синонимы, подчеркните их.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канетели,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они.

Отчитываемся о проделанной работе.

  1. Итог.

— Что такое синонимы?

— Для чего они нужны?

— Какие особенности есть у синонимов?

— Сегодня мы убедились, насколько огромны синонимичные богатства русского языка и как необходимо правильное обращение со словами-синонимами.

Слова- одежда наших мыслей. И пусть же слова ваши всегда будут красивыми и ясными.

  1. Рефлексия.

А теперь мы вернемся к нашим листочкам. Ими мы украсим наше дерево. Возьмите их в руки, подходя к доске вы будете выбирать магнит, которым прикрепите листочек. Если на уроке вам было интересно, вы хорошо работали, все поняли – зелёный.

Желтый если испытывали какие – то затруднения.

Красный – если вам что-то осталось непонятным и вам нужна помощь.

Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Мы должны беречь и охранять природу.

1е, 1ж – заложили традицию нашей школы, они провели операцию «кормушка». Мы же продолжим эту традицию: объявляю операцию «скворечник».

  1. Домашнее задание.

Упражнение 322, записать новое словарное слово себе в словарики, приготовить совместно с родителями скворечник для птиц.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы упражнения с ответами
  • Синонимы упражнения 2 класс задания
  • Синонимы употребление кратко
  • Синонимы употребление алкоголя
  • Синонимы унынья