Синонимы урок 5 класс ладыженская

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Это первый урок по теме «Синонимы». К методической разработке прилагается электронная презентация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

станицы Крыловской муниципального образования

Крыловский район

Цель урока (слайд №4): 

Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Задачи (слайд №5)

  • научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову
  • употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Краткое описание: 

Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить в тексте, расширить лексический запас, развивать навык

работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии.

   Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Работа с эпиграфом к уроку (слайд №6).

— Ребята, как вы понимаете слова А.Н.Толстого?

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

                                                                                          ( А.Н. Толстой).

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Лексическая  работа (слайды № 7, 8).          

По лексическому значению  определите слова и запишите  их в тетрадь.

— Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

— Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначные)

— Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

—  Значение слова, основанное на переносе свойств с одного предмета на другой на основе сходства (переносное значение).

— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

— Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, однозначные слова, многозначные слова, переносное значение, омонимы).     (Слайд №9)

  1. Составьте предложения с разными значениями многозначного слова

 (слайд №10).

  • Ручка

 1.Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка.

2.Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла.

3.Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера,  стержня. Шариковая ручка.

Работа с новым материалом (слайд №11).

  1. Слово учителя.
  • В русском языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, храбрым. А человека, состоящего с кем-то во враждебных отношениях, — врагом, неприятелем, противником. Сравните: Смелый скачет, а трусливый плачет. Храбрый побеждает, а трусливый погибает. Не верь смеху врага. Недруг поддакивает, а друг спорит. Противник силён, пока не повален. Подобные слова называют синонимами.
  • Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos — «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» 
  • Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость».
  1. Материал для наблюдения. Закончите предложения и ответьте на вопрос: каково лексическое значение пропущенных слов? Можно ли эти слова назвать близкими по значению? Запишите их в тетради. (Слайд №12).
  • В театре за актом следует акт, а между ними нужен…..

          (антракт)

  • На время дело прекратив, вдруг объявили …..      

          (перерыв)

  • В поле пахарь устал слишком,  нужно сделать ……      

          ( передышку)

  • После урока непременно нужна ребятам …..    

     (перемена)

  1. Рассмотрите картинку и подберите синонимы к слову «жизнерадостный» (слайд №13).
  • Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его?

(Радостный, неунывающий)

  1. —  Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться).

— Какое слово здесь лишнее? (Печаль). (Слайд №14).

— Какой вывод мы можем сделать?

          — Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи

         — Чем же эти слова отличаются? (Слайд №15).

         — Звучанием, написанием, оттенками лексического значения

           (слайд №16).

5. Формулировка правила

Что такое синонимы? Попытайтесь сформулировать правило. Если затрудняетесь, воспользуйтесь материалом учебника.

— Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. (Слайд 17).

— Нужно помнить, что, называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

6. Работа со словарём (слайды №18, 19).

На уроках мы с вами уже работали с разными словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем  синонимов. Задача данного словаря — предоставить материал, необходимый для овладения синонимическим богатством русского языка.

Первые русские словари синонимов – это «Опыт российского сословника» Д.И. Фонвизина (1783), содержавший 32 синонимических ряда (всего 105 слов) и «Опыт словаря русских синонимов»

П.Р. Калайдовича (1818), содержавший 77 синонимических рядов.

Более полным по материалу (226 синонимических гнезд), но ниже по качеству был «Словарь русских синонимов или сословов, составленный редакцией нравственных сочинений» под редакцией А.И. Галича (1840). В 1850-1860 гг. материалы для словаря синонимов опубликовывал отдельными выпусками академик Н.И. Давыдов (всего им было опубликовано 150 синонимических серий).

-Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

— Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим,  как он устроен.

— Найдите слово «красный»

— Прочитайте словарную статью.  Обратите внимание ни то, как много синонимов у слова «красный».  (Слайды № 20, 21).  

Красный

ало-красный, алый, багрово-красный, багровый, багряный, бело-красный, бибрихский, бруснично-красный, буро-красный, вишнево-красный, гранатовый, густо-красный, желтовато-красный, золотисто-красный, избура-красный, изжелта-красный, иссера-красный, кармазинный, карминный, карминово-красный, карминовый, киноварный, кирпично-красный, кораллово-красный, коралловый, красивый, красненький, кровавый, кумачный, кумачовый, кызыл, малиново-красный, мареновый, медно-красный, огневой, огненно-красный, огненно-красный, огненный, оранжево-красный, пламенно-красный, пламенный, прекрасный, пригожий, пунцово-красный, пунцовый, пурпурно-красный, пурпурный, пурпуровый, распрекрасный, рделый, рдяной, рдяный, ржаво-красный, розово-красный, розово-красный, рубинный, рубиновый, светло-красный, светло-красный, семежно-красный, семожно-красный, темно-красный, темно-красный, трипанрот, ферраллитный, фуксиново-красный, хвойный, червленый, червонный, чермный, чисто-красный, шарлаховый, ярко-красный

7. Тренировочные упражнения.

— Составьте словосочетания со словами из словарной статьи, используя картинки (слайды №22, 23, 24, 25).

  • багряный, желтовато-красный, золотисто-красный, изжелта-красный, огненно-красный, оранжево-красный,
  • багрово-красный, багровый, рдяной
  • ало-красный, алый, пурпурный,
  • кораллово-красный, коралловый 

— В каждой паре пословиц укажите синонимы. (Слайд №26).

 1. Землю солнце красит, а человека – труд. – Кто работы не боится, тот и человек.

 2. Когда едешь в путь, осторожен будь. – Всякая дорога вдвоём веселей.

 3. Я к нему оком, а он – боком.  — Свой глаз – алмаз.

8. Закрепление материала.

— Послушайте  сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».

В ней семь раз употребляется глагол «сказала». Какие синонимы можно подобрать  к глаголу «сказала»? (Слайды №27, 28, 29).

Было у матери семь дочек и сын.  Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой  только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

—  Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, —  сказала  первая дочь.

—  Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, —  сказала вторая дочь.

—  Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, —  сказала  третья дочь.

—  Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, —  сказала четвёртая дочь.

—  Ты снилась мне, как розе снится капля росы, —  сказала пятая дочь.

—  Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, —  сказала шестая дочь.

    А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Слова для справки: перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала.

     — А как бы вы поступили на месте дочерей?

     — В тетрадь следует записать только диалог дочерей, заменяя слово «сказала» другими словами. (Слайд №30).

9. Итоги урока.(Слайд №31).

— Что вы узнали о синонимах?

— Какова роль синонимов в тексте?

В русском  языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать  свои мысли во всех стилях речи. Синонимы  используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения  к  изображаемому,  а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста.

  • 10. Домашнее задание (слайд №32). Выписать из словаря синонимов словарную статью (слово на выбор).
  • Наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание. (Слайд 33).

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений»,

М, Просвещение,2010.

Используемая методическая литература: 

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский  «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык  5- 9 классы», М., Просвещение, 2008.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1988.
  4. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989
  5. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.
  6. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М., Просвещение, 2003.
  7. Л.А.Введенская, М.Т.Баранов. «Русское слово». М., Просвещение, 1999.
  8. Баранов М.Т. «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка», М., Просвещение, 1988.
  9. Интернет-ресурсы.
  • [http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/sinonimy]
  • [http://www.openclass.ru/node/300619]

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСПЕКТА УРОКА.

Тема урока: Синонимы.

Тип урока: Комбинированный (смешанный) тип урока.

Уровень подготовленности: Разноуровневый.

Цели урока:

I. Познавательные: 1) повторить определение
синонимов; 2) познакомиться с различными оттенками значений синонимов,
эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; 3) показать роль синонимов в
речи; 4) познакомить со словарями синонимов.

II. Практические: 1) совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; 2)
употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и
стилистическими особенностями.

III. Метапредметные: 1) развивать операции логического
мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; 2) учить
работать индивидуально и в группе, находить общие решения; 3) излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения; 4) определять цели предстоящей
учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

IV. Личностные: 1) формировать положительную
мотивацию и интерес к изучению русского языка; 2) стремление к речевому
самосовершенствованию; 3) умение слушать и слышать других, формулировать
собственное мнение и аргументировать его.

Принципы обучения:

Дидактические:

1. Научности
(преподавание синонимов на основе обобщающих лексических понятий).

2. Доступности (опора на
знания по лексике, полученные в начальной школе – синонимы и синонимические
ряды; использование синонимов в художественных текстах и их роль в устной и
письменной речи).

3. Наглядности
(дидактический материал (словари русского языка, учебник), иллюстрирующий
материал).

4. Систематичности и
последовательности (знакомство с новыми понятиями, использование синонимов в
художественных текстах и формирование новых умений и навыков).

Общеметодические: функциональный (опора на представление о функциях синонимов).
Внутриуровневых (опора на лексическое значение слова, многозначные слова, слова
с переносным значением) и межуровневых (морфологические, орфографические,
фонетические признаки синонимов) связей.

Частнометодические:

1.Лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического
значения слов-синонимов).

2.      Контекстный (обнаружение
лексических синонимов в контексте).

Методы преподнесения
знания

1. слово учителя с
репродуктивной беседой

Методы формирования
знаний

1. Постановка вопросов:

— фронтальный опрос (для
закрепления новых лексических понятий).

Методы формирования умений

1.    
Нахождение синонимов в
литературном тексте

Методы контроля

Постановка вопросов:

экспресс-опрос по базовым знаниям новой темы;

фронтальный опрос во время подведения итогов урока.

Средства обучения

1. Карточки с
дидактическим материалом.

2. Параграф учебника (§ 68 учебника: Русский язык. 5 класс. Учеб.
для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,
Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. –
С.161- 165),
содержащий информацию о синонимах

План урока

1.Оргмомент 2
мин.

2. Проверка домашнего
задания 10 мин.

3.Объяснение нового
материала 10 мин.

4.Формирование знаний и
умений 15 мин.

5.Постановка домашнего
задания 2 мин.

6. Организация рефлексии
3 мин.

7. Итоги урока 3
мин.

При изучении новой темы
предполагается использовать 1 урок.

Литература

1. Русский язык. 5 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.:
Просвещение, 2012. – С. 161-165.

Ход урока

1.    
Орг.
Момент.

Здравствуйте, ребята.
Садитесь. Для начала давайте оглядимся, ваш сосед на месте? Кто сегодня
отсутствует? А теперь посмотрите на своё рабочее место, все готовы к уроку?

Открываем рабочие
тетради, записываем сегодняшнее число: 26 апреля, классная работа и оставьте
строчку для новой темы.

Вам было задано
упражнение № 355, страница 160. В данном упражнении нужно было выполнить
синтаксический разбор 1 предложения. Илья, выйди, пожалуйста, к доске и
выполни письменно данное задание.

Также напоминаю, что вам
было задано повторить параграф 67 «Омонимы». Я попрошу Катю выйти к
доске и рассказать классу: определение омонимов и как они разъясняются в
толковых словарях. Привести примеры.

Ребята, нет ли у Вас
дополнений?

Хорошо, Катя. Ты ответила
на все пункты, садись, ставлю тебе 5 за устный ответ.

Итак, ребята. Перейдем к
проверке письменного упражнения № 355.

Оля, прочитай, пожалуйста, какие
словосочетания получились у тебя в 1 предложении (скосил траву – скосил глаза).
Правильно, Оля. У всех так, ребята? Хорошо, продолжаем.

Коля, что у тебя получилось во 2
предложении (косяк лошадей – косяк двери)? Отлично, Коля. У всех так?
Хорошо.

Алексей, какие словосочетания получились
у тебя в 3 предложении (заплетала косу – точил косу – на песчаную косу)?
Правильно. У всех так? Отлично.

Перейдем к следующему
заданию. Вам нужно было выписать слова, в которых пропущены буквы. Оля,
расскажи, что у тебя получилось (1. Лошадей, вбивал – проверка
безударных гласных в корне слова; 2. На опушке, рощи – правописание
окончаний имен существительных). Хорошо, Оля. Всё правильно. Ставлю тебе
за работу 5.

Теперь посмотрим на доску
и проверим, что у нас получилось у Ильи.

Лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
(повест., невоскл., прост., распр.)

Илья, поясни, пожалуйста
(рассказывает). Итак, ребята у всех так? Проверьте. Всё ли понятно? Отлично. Илья,
ставлю тебе за работу 5.

Коля и Алексей, продолжайте
активно работать на уроке и в конце занятия вы получите хорошие отметки. 

Молодцы, вы хорошо помните
пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого
раздела.

2.    
Объяснение
нового материала.

Восприятие новой темы.

Ребята, у вас на столах
лежат карточки с небольшим текстом под названием «Звезды». Сейчас я его
прочитаю, а вы внимательно слушайте.

Звезды.

С моря неслись облака, лёгкие, невесомые,
как туман. Около облаков звезды сверкали сильнее, чем на чистом небе. Они
переливались белым, синим и желтоватым огнем.

(По К. Паустовскому)

Назовите
прилагательные, которые описывают облака (лёгкие и невесомые).

Что
эти прилагательные обозначают?

(Легкий
– незначительный по величине, массе или весу;

Невесомый
– не имеющий веса, тяжести.)

Чем
они отличаются? (Ответы детей)

Верно,
словно оттенками тяжести.

Осознание сути нового материала

Вернемся
снова к тексту. Юля, попробуй по аналогии проанализировать слова
сверкали и переливались. Какой частью речи выражены эти слова? (Глаголы)

Каково
их значение?  Чем они отличаются?

(Сверкать
– ярко блестеть, сияя переливчатым светов;

Переливаться
– блестеть в переливах.)

Отличаются
оттенками яркости.


Конечно, значит обо одном и том же можно сказать по-разному. Ребята, мы
выделили слова одной и той же части речи, обозначающие один и тот же признак
или одно и тоже действие, но отличающиеся оттенками лексического значения. О
таких словах мы и будем говорить сегодня на уроке. Может быть, кто-то знает,
как они называются? (Ответы учеников)

Такие
слова называются синонимами. Следовательно, тема нашего урока – синонимы.
Давайте запишем тему в тетрадь, в оставленную вами строчку. (Запись темы на
доске и в тетрадях)

В
течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

·       
Что такое
синонимы?

·       
Какова роль
синонимов в тексте?

Работа
с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов
(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, 5 класс, 1 часть, стр. 162)

Запоминание изученного материала

Саша,
прочитай пожалуйста, громко, что находится в красной рамке.

Какие
признаки мы можем выделить из этого определения? Давайте, я прочитаю только
определение, а вы попробуете выделить признаки.

Признаки синонимов.

1.
Это слова одной и той же части речи.

2.
Обозначают одно и то же.

3.
Отличаются оттенками лексического значение и употреблением в речи.

Таким
образом, у нас получился небольшой план ответа. По этому плану мы можем дать
определение понятию синонимы и доказать, что пара слов является синонимами.
Возьмите перевёрнутые карточки, которые есть у вас на столах. На них как раз
написаны признаки синонимов.

Воспроизведение новых знаний

Катя,
попробуй дать определение понятию синонимы.

Хорошо,
Саша, тоже попробуй. Если у вас есть трудности, обращайтесь к признакам
на карточке. Коля, дай определение синонимам.

Обучение применению на практике; Усвоение алгоритма рассуждения

Обратимся
к упражнению №359, попробуем доказать, что данные группы слов являются
синонимами. Первую группу разберу я, а следующие — вы.

Метель, пурга, буран —
это слова синонимы, потому что:

1. Это слова одной и
той же части речи (имя существительные).

2. Обозначают одно и то
же (снежная буря).

3. Отличаются оттенками
лексического значение и употреблением в речи.

Следующую
группу слов читает Юля и объясняет, почему данные слова являются
синонимами. Можете пользоваться признаками синонимов на карточке.

Зной,
жара – это слова синонимы, потому что:

1.    
Это слова
одной и той же части речи (имя существительное)

2.    
Обозначают
одно и то же (высокая температура воздуха)

3.    
Отличаются
оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Спасибо, хорошо, Марина, пожалуйста
прочитай следующую группу слов и объясни, почему они являются синонимами.

Дорожка, тропинка – это слова синонимы,
потому что:

1.    
Это слова
одной и той же части речи (имя существительное)

2.    
Обозначают одно
и то же (узкая полоска земли для удобства ходьбы)

3.    
Отличаются
оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Спасибо, все верно, Илья, прочитай
следующую пару слов и объясни, почему они являются синонимами.

Алфавит, азбука – это синонимы, потому что:

1.    
Это слова
одной и той же части речи (имя существительное)

2.    
Обозначают
одно и то же (перечень букв в определенном порядке)

3.    
Отличаются
оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Мы с
вами не ответили еще на один вопрос. Какова же роль синонимов в речи? Об этом
мы прочтем на стр. 163

Давайте, обратимся к упражнению 365

Коля,
прочитай, текст для всех. А остальные внимательно слушайте.

Переписывать
текст мы не будем, а вот синонимы к слову «смотреть» мы выпишем. Выполните индивидуально.

Какие
слова вы выписали? В этом тексте присутствуют синонимы к слову «смотреть»:
созерцать, взирать, глазеть. У всех так?

Давайте,
подумаем над значением этих слов:

Смотреть
– направлять взгляд, чтобы увидеть кого-то или чего-то;

Созерцать
– рассматривать, пассивно наблюдать.

Для
чего же нужно столько синонимов в данном тексте? (Ответы учеников)

Писатель употребил их
для того, чтобы более точно описать изображенных на картине людей.

Можно сказать, что
синонимы в этом тексте помогают точно и образно выразить мысль автора.

Вы со мной согласны?
(ответы учеников)

3. Формирование знаний и умений.

1. Постановка учебной цели:

Мы выяснили, что синонимы – это слова
одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться
друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. А роль
синонимов в речи –это помочь точно и образно выразить мысли, также они служат
средством связи предложений в тексте. И сейчас мы с вами поупражняемся в
нахождении синонимов в тексте.

2.     Разъяснение сути задания:

Вы получите задание на пару (если не
хватает пары, можно объединиться в тройки), что предстоит сделать: на каждом
листе написано стихотворение, вы его читаете и находите в нем синонимы. После
этого вы отвечаете на вопрос: почему вы решили, что именно эти слова синонимы и
какой частью речи являются эти слова.

3.     Введение
образца выполнения:

Например:

 Ходит осень, бродит
осень.

Ветер с клёна листья
сбросил.

Под ногами коврик
новый,

Жёлто-розовый –

Кленовый.

Синонимы: Ходит,
бродит. Часть речи – глагол.

(1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними
канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз
угрюмый

И речку в лед сковал без
шума.

(2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе
не боится.

Кто сказал, что дубу
страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб
стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый,
значит, закаленный.

4,5. Выполнение и
проверка упражнения совмещены:

С места первое
стихотворение читает и комментирует первая группа, а вы внимательно слушаете,
какие синонимы они назвали и следите за правильностью их комментариев. За
первой группой отвечает вторая и так по порядку.

1-ая группа — Синонимы:
бураны, вьюги и метели. Часть речи: имя существительное.

2-ая группа – Синонимы:
зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. Часть речи – глагол

3-ая группа – Синонимы:
выносливый, закаленный. Часть речи – прилагательное.

Вопросы:

Верно ли ребята нашли
синонимы и доказали, что они ими являются? Чей ответ вам показался наиболее
удачным? Вам что-то показалось трудным?

Выводы
по упражнению:
Работая в группах, мы закрепили навык
нахождения синонимов, вы стали быстрее их находить, доказывая, что группы слов
являются синонимами ми повторили и закрепили правило.

Работа с учебником.
Упр. № 366. Учебник Ладыженская Т.А. 1 часть.

1.Цель:

 Учиться использовать
синонимы взамен повторяющихся слов.

2.Разъяснение сути
задания:

Озаглавьте текст,
замените повторяющиеся слова синонимами и объясните знаки препинания в
предложении с прямой речью.

3.Введение
образца выполнения:

Например: Большие корабли
бороздят большие моря и большие океаны — Внушительные корабли бороздят
бескрайние моря и огромные океаны.

4,5.
Выполнение и проверка упражнения совмещены:

Весь класс читает текст
упражнения и думает о том, как озаглавить текст, после этого ученики предлагают
свои заглавия, и класс выбирает одно название.

Ребята, давайте по
цепочке читать предложения, заменять синонимы и объяснять знаки препинания в
предложениях с прямой речью.

Зимнее утро.

Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее
огромное небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на
земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берёз, и
ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Светятся снежной
белизной стены домов, блистают железные крыши, лучатся и искрятся
на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой
фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» — думаю я
и мгновенно выскакиваю на улицу.

(Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится
тире.)

Ребята,
были ли у вас трудности при выполнении данного упражнения? Как вы думаете, все
ли отвечающие ребята справились? Для чего мы выполнили данное упражнение, как
вы считаете? (ответы учеников)

Выводы
по упражнению:

Выполняя
данное упражнение, мы вспомнили какова роль синонимов в тексте. Попробовали
заменить повторяющееся слово синонимами. А еще вспомнили как обособляется
прямая речь.

4.    
Итоги урока и постановка домашнего задания.

Итоги
урока

Итак, на какие вопросы
мы должны были ответить в течение урока? (Ответ учеников)

·       
Что такое
синонимы?

Пожалуйста,
Саша, дай нам определение понятию синонимы.

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и
то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и
употреблением в речи.

·       
Какова роль
синонимов в тексте?

На
этот вопрос я попрошу ответить тебя, Катя.

1. Помогают избежать
повторов.

2. Помогают передать
мысль более точно, ясно.

3.Служат для связи
предложений в тексте.

4.Делают речь
эмоциональной, выразительной, красивой.

Как вы думаете, удалось
на дать ответы на поставленные вопросы? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Почему? (Учащиеся отвечаю)

За работу на уроке я
поставлю отметки следующим ребятам:

Николай получает отметку – хорошо, так
же, как и Александр. А Юля получает отметку – отлично.

Остальные, тоже молодцы,
активно работайте на следующем уроке, и вы тоже получите свою заслуженную
отметку.

Постановка домашнего
задания

Открываем
дневники, записываем домашнее задание.

Цель

Повторение
нового изученного материала и закрепление его на практике.

Содержание домашнего задания

Параграф 68 на странице
161 – прочитать. Определение синонимов – выучить.

Упражнение 364 –
письменно.

Выполняйте упражнение
строго по заданиям и не забывайте про цифру около слова.

(Задание записывается
на доске учителем и учениками в дневниках)

На этом урок закончен.
До свидания!

Русский язык

5 класс

Урок № 51

Синонимы

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Синонимия, причины её существования в языке.

2. Понятие «контекстные синонимы», использование синонимов для связи предложений в тексте.

3. Синонимы, используемые в разных речевых ситуациях.

Тезаурус

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по написанию.

Абсолютные синонимы – слова одной части речи, одинаковые по значению и сфере употребления.

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в рамках определённого текста.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 111 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке есть слова, которые обозначают одни и те же предметы, признаки, явления, действия. Каким мы назовём лицо улыбающегося человека? Можно назвать его счастливым, радостным, довольным – и всё это будет правдой. Кто-то скажет, описывая костёр, что видит огонь, другой – пламя, и оба будут правы. Слова, обозначающие одно и то же по-разному, называются синонимы. Синонимы должны принадлежать к одной части речи.

Почему нам нужно держать в языке несколько слов, чтобы назвать один предмет или действие? Посмотрите на эту пару синонимов: бежать – нестись. Как вы думаете, какой глагол использует спортивный комментатор в предложении «Спортсмен _____ со скоростью 25 километров в час»? Конечно, бежит, так как слово несётся, хоть и обозначает «быстро бежать», но является разговорным, а, значит, его нельзя использовать в официальных ситуациях. А чем отличаются слова замёрзнуть и закоченеть? Если мы хотим сказать, что кто-то очень сильно замёрз, то мы используем синоним – закоченел. Синонимы отличаются друг от друга сферой употребления или смысловыми оттенками.

Использование синонимов помогает сделать речь или текст разнообразней, красочней, избежать ненужных повторов. Посмотрите на это предложение: На столе стояла маленькая чашка на маленьком блюдце, в маленькой сахарнице лежали маленькие кубики сахара, а на краю стола – маленькая салфеточка. Зачем столько раз повторять слово маленький, если у нас в языке есть замечательные синонимы небольшой, крохотный, миниатюрный, крошечный и многие другие.

Кроме того, синонимы помогают связывать предложения. Прочитайте текст: Вася зашёл в магазин и хотел купить два пирожных. Когда мальчик подошёл к витрине, то увидел, что лакомства раскупили. Он решил, что вместо десерта купит цветы.

В этом тексте речь идёт о Васе и его желании купить пирожные. Но эти слова мы использовали лишь по одному разу, а в следующих предложениях заменили их. Всегда ли вместо слова Вася можно использовать слово мальчик? Нет, ведь Вася может быть и мужчиной, и даже котом! Слова, которые являются синонимами только в рамках одного текста, называются «контекстные синонимы».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Найдите все синонимы для слова красивый.

• Новый

• Прекрасный

• Великолепный

• Смехотворный

• Восхитительный

• Крупный

• Дивный

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Подумать о лексическом значении данных слов, если слова близки по значению к слову красивый, значит, они являются синонимами.

Правильный ответ:

Слова прекрасный, великолепный, восхитительный, дивный описывают нечто красивое, приятное глазу, выдающееся своим внешним видом или качествами, то есть эти слова являются синонимами слова красивый.

Слово новый ничего не говорит о красоте предмета или явления, словом крупный мы обозначаем размер предмета, слово смехотворный имеет негативную окраску, а, значит, все эти слова не являются синонимами слова красивый.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соедините синонимы.

Группа один: букварь, ученик, еда, грустный.

Группа два: школьник, пища, печальный, азбука.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Необходимо установить лексическое значение каждого слова, а затем найти слово с близким лексическим значением.

Правильный ответ:

Букварь – азбука (оба слова обозначают книгу для первоначального обучения грамоте), ученик – школьник (любым из этих слов можно назвать учащегося в школе), еда – пища (то, что служит питанием), грустный – печальный (так мы назовём расстроенного человека).

Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с
понятием синонимы, синонимический ряд;
обеспечить восприятие и понимание смысловых
стилистических различий синонимов; закрепить
умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в
тексте, определять оттенки лексического
значения, подбирать синонимы к данному слову,
употреблять синонимы в речи с целью ее
обогащения, а также определять их стилистическую
окраску (разговорный, нейтральный, книжный
стили), пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III/ Лексическая работа.

— По лексическому значению определите слова и
запишите их в тетрадь.

— Раздел в русском языке, изучающий словарный
состав языка и лексическое значение слов
(лексика).

— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но
разные по значению (омонимы).

— Слова, имеющие несколько лексических значений
(многозначные слова).

— Слова, имеющие одно лексическое значение,
называются (однозначными)

— Помимо прямого значения слова могут иметь
другое, необычное (переносное)

— Прочтите, какие слова у вас получились.

Презентация.

(На экране проецируются слова: лексика,
омонимы, многозначные слова, однозначные слова,
переносное значение). Слайд № 2

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните
пройденный материал. Я думаю, что вы готовы
узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок:
собираясь в экспедицию на Северный полюс,
Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он
говорит Вини-Пуху:

— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они
собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не
забыть провизию.

— Про что не забыть?

— Не про что, а то, что едят.

— А-а! — сказал Пух радостно.- А мне показалось,
что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и
скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы
слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд
3

— Что общего у всех этих слов? (Значение, часть
речи)

Такие слова называются синонимами. Слайд № 4

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое
синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны
и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они
необычны и интересны. Мы будем учиться находить
синонимы в тексте и употреблять их в речи.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от
греческого слова sinоnimos — «одинаковый,
одноимённый» Слайд № 5

По-гречески часть «ним» означает «имя».

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во
многих словах: симфония, симпатия, синтаксис,
синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и
перестала выступать как приставка, но все эти
слова несут в себе оттенок её значения —
«общность, совместимость»

Учитель: Русский язык богат синонимами.
Например, для обозначения чего- либо небольшого
по размеру в речи используются прилагательные:
небольшой, маленький, крошечный,
микроскопический, карликовый, а большого по
размеру — большой, громадный, огромный,
гигантский и др.

Все эти слова — синонимы.

Слайд № 6

— Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет — что
обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

— Подберите синонимы к словам Слайд № 7

— Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что
обозначают? Слайд № 8

Вывод: синонимы обозначают один и тот же
предмет, одно и то же действие.

Слайд № 9

— Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

— Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда,
изгородь, загородка)

— Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

Слайд № 10

— Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы
можем назвать его? (бодрый, радостный,
неунывающий)

— Какой частью речи они являются? (прил.)

Слайд № 11

— Посмотрите на данные слова (загрустить,
затужить, печаль, пригорюниться)

— Какое слово здесь лишнее? (печаль)

— Какой вывод мы можем сделать?

Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части
речи.

Слайд № 13, 14

— Посмотрите на экран и скажите, что обозначают
эти слова.

— Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками
лексического значения)

Слайд № 15

— Посмотрите на картинку. Кого вы видите там?
(бегемота)

— А оказывается его можно назвать по-другому —
гиппопотам. Это слова — синонимы. Различаются они
тем, что слово бегемот употребляется чаще в
разговорной речи, а слово гиппопотам, как
правило, употребляется в научных произведениях

А сейчас поиграем в лото. (Приложение
1)

Слайд № 16

— Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются
синонимы? Слайд № 17

Вывод: синонимы отличаются друг от друга
оттенками лексического значения и употреблением
в речи.

— А теперь давайте дадим определение синонимам.
Пополните свои словарики новым определением.

(Запись термина и его определения в словарик.)
Слайд № 18

VI. Физкультурная минутка.

Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз — присели, два — привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой — встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

Работа со словарем.

Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

На уроках мы с вами уже работали со многими
словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним
словарем — словарем синонимов.

— Давайте откроем словарь синонимов и
посмотрим, как он устроен.

— Найдите слово «ГРОМКИЙ»

— Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

Учитель: Каждая словарная статья словаря
синонимов состоит из нескольких примеров,
образующих синонимический ряд, который
  начинается со стержневого слова (его ещё
называют доминантой)
Оно является наиболее
употребительным. В словаре синонимов стержневое
слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова
в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами,
иллюстрирующими употребление каждого из
синонимов в художественной литературе.

— Найдите в словаре синонимов синонимический
ряд и назовите стержневое слово.

— А теперь подумаем вместе, для чего же создан
такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу
речь; для того, чтобы найти точное слово, показать
богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для
обозначения признака предмета существовало
вместо многих синонимов только одно какое-то
слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

— Рассмотрим данный текст. Слайд № 20

Что вам не нравится в этом тексте? (повтор
одного и того же слова.)

Это речевой недочет. Можно ли
его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова
синонимами для устранения повтора

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах.
Для чего нам нужны синонимы?

Слайд № 21 (помогают избежать повторов,
передать мысль и чувство более ясно, делают нашу
речь эмоциональной и красивой, объясняют
значение неизвестных слов)

Тренировочные упражнения

1. Карточки (Приложение 2) Слайд
22

2. Заменить все слова синонимами. Слайд №
23-26

3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях
материалом для справок и словарем, что данные
ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка,
тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха;
снежная буря; перечень букв в определенном
порядке; узкая полоска земли.

— По словарю синонимов определите лексическое
значение в первой группе слов.

(Пурга — сильная снежная буря на открытых
пространствах)

(Метель — снежная буря, сопровождаемая сильным
ветром в одном направлении)

(Буран — метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют
одно и то же явление — снежную бурю, но разными
словами).

VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5
слов из словаря и подобрать к ним синонимы.

VIII. Итоги урока.

— Что же вы узнали на уроке о синонимах?

Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они
наши большие друзья и помощники. Синонимы —
могучее средство, с помощью которого можно
разнообразно и выразительно высказать свои
мысли во всех стилях речи. Синонимы используются
для преодоления неоправданного повторения
одного и того же слова. Употребляются синонимы и
для связи частей текста. Синонимы делают нашу
речь яркой и эмоциональной.

Рефлексия. Слайд № 28

  • Было интересно:
  • Особенно понравилось:
  • Оказалось неожиданным:

Литература.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
    языка. — М.: 1986
  2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный
    курс «Лексика и фразеология русского языка», —
    М.: Просвещение, 1991
  3. Дидактический материал к учебнику русского
    языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А.
    Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская — М.:
    Просвещение, 1989
  4. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением
    информационных технологий.- М.: Издательство
    «Глобус», 2010

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС.

Тема «Синонимы».

Цели:

Образовательные: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи, продолжить знакомство со стилевой неоднородностью данных лексических единиц.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: прививать посредством игры чувство коллективизма, честности

Знания, умения и навыки, которые необходимо отработать в этой теме:

  1. Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от дуга.

  2. Функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).

  3. Уметь определять общее лексическое значение синонимов.

  4. Подбирать синонимы к данным словам.

  5. Определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов.

  6. Определять цель использования синонимов в тексте.

  7. преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Оборудование: учебник, доска; компьютер; мультимедийный проектор; раздаточный материал..

Технологии: игра, использование ИКТ, групповая работа

Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык 5к ласс Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.

Используемая методическая литература: 

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986

Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка», — М.: Просвещение, 1991

Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989

Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

  2.  Актуализация ранее полученных знаний.

Беседа по вопросам: Слайд 4

1.Что изучает лексика?

2.Какие слова называются однозначными, многозначными?

3. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните изученный материал. Я  думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо вспомнить предыдущие темы, изученные на уроках русского языка, и выполнить несколько заданий :

Найдите лишнее: Слайд 5

    1. [ с ] , [ з’ ], [ м’ ], [ н’ ]

    2. [ й’ ] , [ б ], [ и ]

    3. к, х, т, н

    4. мой, твой, они.

    5. Ты, я, мы

Учитель: Сложите все лишние элементы, что у нас получилось? СИНОНИМЫ. Слайд 6

Верно! А что такое синонимы? В чем их особенность и для чего они нужны мы с вами сегодня и познакомимся.

Учитель:

1.Посмотрите на эти 2 домика.

Какие они? (Похожие друг на друга, почти одинаковые). Но чем отличаются? (размером).

2. Что вы можете сказать про эти 2 цветка? (Они одинакового размера, но отличаются яркостью)

3. А теперь обратите внимание на цепочки слов:

БЕЖАТЬ – МЧАТЬСЯ – НЕСТИСЬ

Какое основное значение этой цепочки слов? (двигаться с большой скоростью)

4.ЛЮБИТЬ – ОБОЖАТЬ – БОГОТВОРИТЬ

Что обозначают эти слова в целом? (внутреннее влечение к чему-нибудь или к кому-нибудь)

5. ДОМ – ИЗБА – ХАТА

(Помещение для проживания)

— А чем различаются слова в каждой цепочке? (Оттенками лексического значения)

Эти слова называются синонимами. Сформулируйте правило, что такое синонимы.

  1. Работа с учебником.

Учитель: Правильно ли вы определили термин «Синоним», проверим по нашему учебнику. . Откройте параграф 68 на странице 162. Зачитаем правило. Слайд 10

— Для каждого стиля речи соответствуют определенные слова. К какому стилю (Слайд 11 )

Разговор, болтовня, беседа; Лицо, лик, физиономия.

Стилистически нейтральные

слова

Книжный стиль

Разговорный стиль

Слайд 12

  1. Закрепление материала

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 13) Являются ли эти слова синонимами?

БЕЗГРАНИЧНЫЙ – БЕСКОНЕЧНО – НЕОБЪЯТНЫЙ

ГРУЗИТЬ – ПОКЛАЖА –БАГАЖ

(Частично, т.к. синонимы должны быть одной частью речи)

  1. Работа в группах.

Учитель: Вы — молодцы! Откройте тетради, запишите число. И тему урока. (Слайд 14)

Чтобы закрепить правило, выполним упражнение 360. Зачитаем задание.

Группа 1 – работает со словом РОДИНА

Группа 2 — работает со словом БЕСКОНЕЧНЫЙ

Группа 3 — работает со словом ОХРАНЯТЬ

  1. Работа с раздаточным материалом.

Учитель: Следующее задание вы должны выполнить в команде. Получите ваши задания и приступайте к работе!

Группа 1 – Найдите синонимы из первого и второго столбиков и соедините их:

Огонь

Шалун

Чистый

Конница

Прыгать

Конь

Алфавит

Скакать

Аккуратный

Скакун

Азбука

Пламя

Кавалерия

Озорник

Группа 2 – Подберите синонимы к следующим словам: Папа,, холод, горе, большой, пламя, красивый.

Группа 3 – Являются ли синонимами эти слова?

Буран, метель;

Приятель, враг;

Машина – тачка;

Суровый – добрый;

Горе-горевать.

  1. Физкультминутка

Смотри вверх,

Смотри вниз

И назад обернись.

Ручки вверх подними

И тихонько потряси.

Опусти вниз ручки

И садись на стульчик.

  1. Работа с текстом

Для чего нужны синонимы? (Ответы учеников)

Попробуем заменить часто повторяющееся слово в тексте синонимом.

Мы с вами поработаем с картиной «Зима» нашего земляка Ивана Шишкина, опишем ее используя синонимы.

ТЕКСТ: На картине художник показал заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега. Художник чётко выделил массивные тёмные стволы на фоне светлого снега. Художник передал завораживающее величие спящей природы. Художник сумел отразить контраст мрачного тёмного леса и светлого воздушного снега, заставляющего почувствовать силу и мощь дремлющей до поры до времени природы.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: мастер кисти, автор картины, живописец.

  1. Работа в тетради.

Составьте и запишите синонимический ряд таким образом, чтобы слова следовали по мере усиления действия. Слайд 18.

1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

10.Рефлексия

Учитель: Какую тему мы сегодня с вами изучали?

Что же такое синонимы?

Что нового узнали?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы упражнения с ответами
  • Синонимы упражнения 2 класс задания
  • Синонимы употребление кратко
  • Синонимы употребление алкоголя
  • Синонимы унынья