Синонимы третий класс

Русский язык. 3 класс

Урок № 15

Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).

Тема. Синонимы и антонимы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Синонимы, антонимы.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое синонимы и антонимы;

Научимся:

  • различать синонимы и антонимы;
  • приводить примеры синонимов и антонимов;
  • находить в словаре синонимов и антонимов.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.

Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.

Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?

Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.

Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.

Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».

Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:

Автомобиль, машина.

Ветер, буря, ураган.

Лгать, обманывать.

Лётчик, пилот.

Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.

Прочитайте текст.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.

В этом тексте повторяется слово «ребята».

Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.

Заменим повторяющееся слово синонимами.

Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.

Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.

Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.

Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.

Антонимы можно найти в словаре антонимов.

Белый – чёрный.

Встречать – провожать.

Плохо – хорошо.

Широкий – узкий.

Чистый – грязный.

Разбор заданий

Вариант 1.

Базовый уровень.

Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».

  1. Антонимы.
  2. Синонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.

Словарь антонимов.

Словарь омонимов.

Словарь синонимов.

Орфографический словарь.

Повышенный уровень.

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Красный, алый.
  2. Прыгать, играть.
  3. Лес, лесной.

Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

  1. Смелый, трусливый.
  2. Лает, кусает.
  3. Собака, кошка.
  4. Смелый, собака.

Укажите синоним к слову «простите».

  1. Извините.
  2. До свидания.
  3. Прощение.
  4. Забота.

Вариант 2.

Базовый уровень.

Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.

  1. Слова, противоположные по смыслу.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.

Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».

  1. Синонимы.
  2. Антонимы.
  3. Омонимы.
  4. Многозначные слова.

Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.

  1. Словарь антонимов.
  2. Словарь омонимов.
  3. Словарь синонимов.
  4. Орфографический словарь.

Повышенный уровень

Определите, в какой строке написаны синонимы.

  1. Грустный, печальный.
  2. Осень, весна.
  3. Стол, столовый.

Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

  1. Враг, друг.
  2. Стук, вокруг.
  3. Червяки, деревья.
  4. Я, мой.

Укажите синоним к слову «отец».

  1. Папаша.
  2. Родственник.
  3. Отечество.
  4. Дядя Петя.

Тема урока: Синонимы.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 3.

УМК «Перспектива»

Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.

Планируемые результаты.

Предметные умения:

— обучающийся научится подбирать  слова-синонимы;

— обучающийся получит возможность научиться составлять текст, заменяя повторяющееся слова синонимами.

Регулятивные умения:

— обучающийся получит возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— обучающийся получит возможность научиться договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Личностные умения:

— обучающийся получит возможность проявлять интерес к изучению темы.

Используемые технологии: игровая, ИКТ, групповая, проблемное обучение.

Оборудование:

1. Русский язык. 3 класс. Учебник.  В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.

2. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь.  В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.

3. Проектор, компьютер.

4. Документ-камера.

5. Опорная схема

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

Относятся к одной и той же части речи

Синонимы отличаются оттенками значения

Делают речь правильной и выразительной

6. На стене в классе прикреплены карточки со словами-синонимами: лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.

7. На каждой парте лежит 1 конверт с двумя карточками (см. конспект урока).

8. Словарь синонимов.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

— Ребята, у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.

-Желаю вам успешной работы на уроке.

  1. Формулирование темы и целей урока.

— Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие.

-А вот куда и с какой целью мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание.

-Какое сейчас время года? (Осень.)

-Как по-другому называют раннюю осень, когда еще стоят теплые дни? (По-другому раннюю осень называют бабье лето).

-Как еще можно назвать погожую, красивую осень? (Осень называют золотой).

-Молодцы.

-Посмотрите, какое письмо мне пришло на электронную почту от моей бывшей ученицы.

Слайд №1.

Текст на слайде №1:

Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! Вчера я гуляла в роще. Осенью в лесу грустно. Грустно смотреть на опадающие листья. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в ручье.

-Прочитайте письмо. (Ученик читает письмо вслух).

-Вам нравится этот текст? Почему? (В тексте повторяются слова).

-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? (Нужно написать другие слова).

-Любые слова можно писать? (Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу).

Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?

-Кто знает, как называются слова, близкие по смыслу?

-Вы сами ответите на этот вопрос, после того, как выполните упражнение по чистописанию.

На доске: сдидндодндидм.

-Какая буква повторяется в этом упражнении? (Буква д)

-Что вы знаете о букве д? (Буква д обозначает согласный твердый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук[ д’])

— Какое получится слово, если убрать все буквы д? (Получится слово «синоним»).

-Кто догадался, какая тема будет сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать синонимы).

-Напишите буквосочетания один раз, правильно выполняя соединения.

Слайд №2.

На слайде №2 изображена карта страны Синонимы.

-Вы правильно определили тему урока. Тема урока «Синонимы». В путешествие мы отправимся по стране Синонимы.

Слайд №3.

На слайде №3 напечатан план путешествия:

1. Что такое синонимы?

2. В чем особенность синонимов?

3. Чем синонимы отличаются друг от друга?

4. Какую роль играют синонимы в речи?

-Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.

  1. Изучение нового материала.

Слайд №4.

На слайде №4:

1 станция. Что такое синонимы?

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару…

-На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.

 Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру — большой, громадный, огромный, гигантский и др.

-Все эти слова — синонимы.

-Прочитайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой.(Ученик читает вслух)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

-Выпишите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.

Учащийся на доске выписывает синонимы и объясняет устно с помощью учителя их значение:

 Зябнет -замерзает ,

дрожит – дрожит от холода ,

 стынет –становится холодным, остывает ,

мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.

-Что вы можете сказать о значении этих слов? (Эти слова близкие по значению)

-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? (Эти слова пишутся и произносятся по-разному)

-Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. (Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами)

Учитель на доске выставляет опорную схему:

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

  —Прочитаем, что такое синонимы в учебнике на стр. 43. (Ученик вслух читает правило в учебнике)

Правильный вывод мы с вами сделали?

-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Физ. минутка.

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Слайд №5.

На слайде №5: 2 станция. В чем особенность синонимов?

На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.

Слайд №6.

На слайде №6.

Правила работы в парах:

  1. Распределить обязанности.
  2. Вместе обсуждать задание.
  3. Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
  4. Соблюдать порядок на парте.
  5. Уважать мнение собеседника.

-Вы будете работать в парах. Повторим правила совместной работы.

-Возьмите из конверта карточку №1. Прочитайте задание. Выполните это задание в тетради.

Учащимся 1 ряда предлагается 1 вариант, 2 ряда – 2 вариант, 3 ряда – 3 вариант.

1 вариант.

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.

2 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный.

3 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть.

Проверка задания производится с использованием документ-камеры. Учащийся объясняет, как он выполнял задание.

1 вариант.

— Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове грустный орфограмма – непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово грусть, пропущена буква т. В слове печальный орфограмма –непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква е.

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

2 вариант.

-Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове холодный  орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово холод, пропущена буква о. В слове ледяной  орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово лед, пропущена буква е.

-Что означает слово студеный? (Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом)

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

3 вариант.

-Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть.

Лишнее слово пасмурный т.к. это имя прилагательное, а все остальные слова – имена существительные. В слове ненастье  орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода орфограмма – непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква о.

-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)

-Какой можно сделать вывод?  (Синонимы – это слова одной и той же части речи)

Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания:

1 вариант.

    прил.             прил.       прил.           сущ.

Грустный,  печльный,  унылый,     тоска.

2 вариант.

    сущ.       прил.           прил.          прил.

Мороз,   холодный,   ледяной,  студеный.

3 вариант.

       сущ.         прил.            сущ.         сущ.

Ненастье, пасмурный, непогода, слякоть.

-По какому признаку одно слово всегда было лишним?

-Сделайте вывод, какие слова являются синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

Относятся к одной и той же части речи

-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.

Физ. минутка для глаз.

— В классе я разместила слова. Ваша задача найти синонимы.

Лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.

Учащиеся называют слова-синонимы: лес-роща-чаща, погожий-ясный, ясно-солнечно.

Слайд №7.

На слайде №7: Чем синонимы отличаются друг от друга?

На 3-ей станции мы узнаем,  чем синонимы отличаются друг от друга.

-Выполним задание в рабочей тетради.

-Откройте стр. 62  упр. 103.

-Прочитайте задание.

-Объясните значение слов-синонимов.

Слово болтали употребляется в значении говорить о пустяках, беседовали – в значении вели диалог, толковали – объясняли.

Спишите предложения , вставляя пропущенные слова. Учащиеся 1 ряда списывают 1-ое предложение, 2 ряда – 2-ое предложение, 3 ряда – 3-ье предложение.

Проводится фронтальная проверка.

-Чем отличаются синонимы друг от друга? (Синонимы отличаются оттенками значения)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

Относятся к одной и той же части речи

Синонимы отличаются оттенками значения

Слайд №8.

На слайде №8. Какую роль играют синонимы в речи? Электронное письмо.

Подходит к концу наше путешествие. На последней станции мы узнаем,  какую роль играют синонимы в речи.

-Вспомните письмо, которое я вам показала в начале урока. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

Слайд №9.

На слайде №9 изображение словаря синонимов, образец синонимичного ряда (преподаватель, педагог, учитель, наставник.)

-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.

— В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник.

-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? (Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнет).

-Найдем синонимы в словаре синонимов.

Учащиеся с помощью учителя подбирают синонимы в словаре синонимов устно.

-Возьмите из конверта карточку №2. Работая в парах, устно замените повторяющиеся слова синонимами.

Карточка №2.

Прочитайте текст. Замените выделенные слова, близкими по смыслу, используя слова для выбора.

Ос…нью в лесу грустно. Грустно см…треть на опадающие лист…я. Дует холодный вет…р. На  холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в руч…е.

Слова для выбора: печально, студёном, зябнут, стынет.

-Прочитайте получившийся текст.

-Зачем нужны синонимы в речи?(Синонимы делают речь правильной и выразительной)

Учитель на доске дополняет опорную схему:

Пишутся и произносятся по-разному

Близкие по смыслу

Относятся к одной и той же части речи

Синонимы отличаются оттенками значения

Делают речь правильной и выразительной

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Слайд 10. Фронтальная  проверка. Учащиеся объясняют правописание слов.

Резервные задания. Работа со словарем синонимов.

-Игра «Кто больше?» Придумайте и запишите как можно больше синонимов к слову друг.

Фронтальная проверка.

-Прочитаем синонимы к слову друг в словаре синонимов в учебнике на с. 130.

-Друг, приятель, товарищ, побратим, наперсник.

Друг – связанный с кем-то хорошими отношениями.

Приятель – друг, товарищ, фамильярное или шутливое обращение.

Товарищ – человек, близкий по взглядам.

Побратим – соединен обрядом закрепления дружбы.

Наперсник – любимец.

  1. Подведение итога урока.

-В конце путешествия надо подвести итог. Что нового вы узнали о синонимах сегодня на уроке?

Слайд 11.

Учащиеся рассказывают о синонимах, используя опорную схему на слайде 11 или на доске.

-Оцените свою работу на уроке.

Слайд №12.

На слайде №12:

1. Мне важно уметь правильно писать …, потому что… .

2. Я … (очень, не очень) доволен(льна) своей работой, которую сделал(а) сам(а).

-Домашнее задание: с. 73 выучить правило, с.74, упр.115.

Конспект урока русского языка.

Педагог (ФИО)- Чекрышева Ольга Александровна

Предмет Русский язык   Класс 3

Тема урока:  «Синонимы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Планируемые
результаты:

Предметные:

-Познакомить с
понятием «синоним», его назначением;

-учить находить и
выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст,
используя синонимы.

-Развивать
словарный запас, внимание, память.

воспитывать ответственность, коллективизм,
взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность. 
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
— воспитывать умение слушать других.                                                                              
               
— формировать
умения работать в паре, учить взаимовыручке.

Личностные:

-способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.                                                                                          
                   — внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;

Коммуникативные
УУД:

Уметь
оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать
и понимать речь других;

совместно
договариваться о правилах работы в паре.

Познавательные
УУД:

Уметь
анализировать объекты

Выделять общие
признаки

Формулировать
понятие

Сравнивать
объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные
УУД:

 -уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;                                    —
проговаривать последовательность действий на
уроке;                                                                               —
работать по коллективно составленному плану;

-оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;                                                                                                                                                 —
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок;                                                                                                —
высказывать своё предположение. 

Методы:

-Метод формирования
новых знаний и способов деятельности (формулирование проблемы; объяснение)

-Метод организации
деятельности ученика (выполнение упражнений с самопроверкой; самостоятельная
работа по учебнику, работа в парах)

-Метод контроля и
самоконтроля (тесты, устные и письменные опросы)

-Метод формирования
личностных результатов (рефлексия, воспитательные моменты)

Технологии:

-Проблемная
технология (формулируем и решаем проблему)

-ИКТ (презентация)

-Игровая технология
(включение в содержание урока игры)

-Интегрированная
технология (межпредметная связь с уроком литературного чтения)

-Здоровьесберегающая
технология (физкультминутки, правильная осанка во время урока)

Ресурсы:

Учебник «Русский
язык» 3 класс, автор М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова ; 1 часть, издательство «Академкнига»
2012 г. Презентация на компьютере учителя

Раздаточный материал.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный
момент
Цель данного этапа: создание благоприятной
эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и
создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Первый лучик,
нежный лучик

Он заглянет к нам в
оконце

Принесёт в своих
ладошках

Теплоту, частицу
солнца.

Улыбнитесь друг
другу,  и пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в
трудную минуту.
Прочитайте слова на слайде. К какой части речи они относятся?
Какие имена прилагательные  необходимы вам, чтобы сегодняшний  урок стал 
успешным? Давайте уберем слова, которые нам будут мешать на уроке?
Желаю вам успеха.

2.

Актуализация
знаний.
Минутка
чистописания.

Цель данного этапа
для учеников:
повторить изученные понятия.

Цель данного этапа
для учителя:
создать условия для актуализации опорных
знаний обучающихся по теме «Синонимы»

И начнем мы наш
урок с повторения изученных понятий.  Ответьте на вопросы теста (работа с
числовым веером) Запись в тетрадь первой буквы выбранного слова.

  • Раздел в русском языке, изучающий
    словарный состав языка и лексическое значение слов

1.    
фонетика

2.     
лексика

3.     
орфография

  • Слова, имеющие противоположное
    значение.

1.    
антонимы

  1. фразеологизмы

·      
Слова, имеющие несколько
лексических значений.

1.    
однозначные

2.    
многозначные

— Поднимите руку, у
кого такая последовательность букв? (л, а, м) Поставьте «+» на полях.
Продолжите эту последовательность до конца строки.  Сидим … (ПРАВИЛЬНО),
пишем …. (КРАСИВО)

Обведите 3
правильно написанные буквы.

Слова умеют плакать
и смеяться,

Приказывать, молить
и заклинать,

И, словно сердце,
кровью обливаться,

И равнодушно
холодом дышать.

Призывом стать, и
отзывом, и зовом

Способно слово,
изменяя лад…

И проклинают, и
клянутся словом,

Напутствуют, и
славят, и чернят.

  — Каждое слово в
русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно
внимательным. 

 Посмотрите на
слова, я хочу проверить ваше внимание и ваши знания. (Кто правильно отвечает,
на поля «+»)

На доске написаны
слова: ТРУД, ПЛАКАТЬ, РАБОТА, РЫДАТЬ, СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ.

— Какое  из данных
слов начинается и заканчивается на один и тот же звук. (Труд)   

 —  В этом слове 2
слога, безударный и ударный гласные звуки обозначаются одной и той же гласной
буквой. (Плакать)   

— Назовите слово, в
котором 2 слога, букв больше, чем звуков, первый звук согласный, звонкий,
твердый, непарный. (Рыдать)

— Это слово
заканчивается на  непарный всегда звонкий согласный звук, а начинается на
непарный, всегда глухой,  твердый звук. (Храбрый)  

      
А теперь продолжите задание
  с оставшимися словами (работа, смелый)

 — На какие группы вы можете разбить эти
слова?

—  Распределите слова на 3 грамматические
группы. (Существительные, прилагательные, глаголы).

 —   Какие слова вы записали в 1 группу? (Труд,
работа)

   — Во 2 группу?
(Смелый, храбрый)

    — В 3 группу?  (Рыдать,  плакать)

Кто правильно
записал слова, поставьте «+»

 — А что еще заметили? (труд и работа обозначают одно и то же…)

( Имена прилагательные смелый,
храбрый
 близки по смыслу.)

Прослушайте песенку
и вы узнаете, как называются слова, близкие по смыслу.

(прослушивание песенки
«Синонимы»).

 -Как называются
эти слова? (Синонимы)

3.

 Сообщение темы
урока. Целеполагание.

     Сформулируйте тему урока.

     Что вы уже знаете о синонимах?

     Что хотели бы узнать?

-Разместите карточки — заготовки в таблицу.

«Что такое синонимы» «Особенности синонимов» «Для чего нужны
слова-синонимы»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.Слова близкие по смыслу.

 Особенности синонимов?

Для чего нужны слова-синонимы?

Сформулируйте задачи урока. 

·       Дать  …;

·       находить …;

·       использовать …;

Школьники заканчивают предложения:

·       
Дать определение понятию
синонимы;

·       
находить синонимы в
тексте;

·       
использовать их в речи;

— Итак, мы с вами должны сегодня узнать,  в
чем особенность синонимов, для чего они нужны. Посмотрим, чем они интересны.
Будем находить их в тексте и учиться употреблять в речи.

4.

Изучение нового
учебного материала

Цель
данного этапа для учеников:
найти признаки синонимов.

Цель данного этапа
для учителя:
подвести обучающихся к нахождению синонимов.

.

 Вернемся к таблице. 

труд

смелый

плакать

работа

храбрый

рыдать

 — Напомните,
почему эти  пары слов мы назвали синонимами? ( Потому что эти слова
близки по смыслу).

На доске я
постепенно выставляю карточки c фразами, чтобы «сложилось» правило о том, что
такое слова-синонимы. Вывешиваю две карточки.

 — Скажите, а слово «отвага» близкое по
смыслу какой группе слов? (второй). А можно записать это слово во вторую
группу? (нет) Почему?

— Какой вывод
сделаем?

Синонимы — это
слова, которые относятся к одной и той же части речи. (Заполняю таблицу новой
карточкой)

— Что мы должны
сделать со словом «отвага», чтобы его можно был бы записать в нашу таблицу?

ОНИ ОТНОСЯТСЯ К
ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, но звучат и пишутся по-разному.

Сделайте
предварительный вывод о словах-синонимах, используя опорные

слова.

Откройте учебник на странице 64. Прочитайте
правило. Совпал ваш вывод

с выводом автора
учебника?

  Физминутка .

Я называю две пары
имен прилагательных, если это антонимы, то приседаем, а если – синонимы, то
прыгаем.

Трудный – легкий

Широкий – узкий

Ненасытный – жадный

Косой – кривой

Грязный – чистый

Грязный – немытый

Дивный – чудесный

Аккуратный –
неряшливый

Богатый –
состоятельный

Богатый – бедный.

5.

Закрепление учебного
материала.

Цель данного этапа
для учеников: нахождение синонимов в текстах.

Учимся применять
правило.
Работа со
стихотворением.

Послушайте текст
(ученик рассказывает)

Лес, точно терем
расписной

Лиловый, золотой,
багряный

Весёлой, пёстрою
стеной

Стоит над светлою
поляной.

— Что вы услышали?
(отрывок из стихотворения)

— Кто автор? (И. Бунин)

— Как называется стихотворение?
(«Листопад»)

— Найдите сравнение
(Лес-терем)

— Подберите синоним
к слову «терем» и запишите через чёрточку в тетрадь (дворец)

— Прочитайте ещё
одно стихотворение. Найдите синонимы и запишите в тетрадь.

Как по снегу, по
метели

Трое саночек
летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

— Прочитайте.


Занятого человека и грусть
– тоска
не берёт.

— Что вы прочитали?
(пословицу) Как вы её понимаете? А когда на уроке бывает тоскливо? (когда
ученик не работает)

-Найдите синонимы и
запишите в тетрадь.

    Прочитайте.     

               Шагает красавица,

          Легко
земли касается.

           Идёт на
поле, на реку,

           И по
снежку, и по цветку.

— Что вы прочитали?
(загадку) Какова отгадка?(весна)

— Найдите синонимы
и запишите в тетрадь.

-Проверка: один
читает синонимы — остальные проверяют. («+»)

— В каких
литературных жанрах встречаются синонимы? (стихотворениях, пословицах,
загадках) Как вы думаете – почему?

Помогают разнообразить нашу речь, сделать богаче,
красивее

А теперь поиграем в игру «Переводчик» (листочки на столе у каждой
пары)

Кто быстрее заменит все слова в предложении на синонимы (работа в
парах)

1 ряд — Доктор прописал пациенту инъекции.

2 ряд — Разъярённая вьюга замела тропинки.

3 ряд – Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Поставьте «+»

Работа с учебником (упр.54)

— Прочитаем текст. Какой в нём есть недостаток? (много повторов) Достаньте
из конвертов текст с окошками и, пользуясь опорными словами на стр. 66
вверху, дополните этот текст словами-синонимами, чтобы не было повторов.

— Проверка. (Поставьте «+»)

— Для чего послужили сейчас синонимы? (чтобы избежать повторов)

Помогают избегать  повторов.

Тест –
физминутка (
хлопаем, если
согласны)

  1. Синонимы – это
    слова близкие по смыслу.
  2. Синонимы  — это
    родственные слова.
  3. Синонимы одной
    группы относятся к разным  частям речи.
  4. Синонимы одной
    группы относятся к одной  части речи.
  5. Синонимы друг от
    друга отличаются окончанием

СЛОВАРЬ
СИНОНИМОВ – ДЕМОНСТРАЦИЯ.

6.

Подведение итогов урока. Организация рефлексивной
деятельности учащихся. 

— А теперь подведём итоги.

Что же вы узнали сегодня на уроке? Что
нового вы для себя открыли?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.                  
Синонимы  — это слова
близкие по смыслу.

Особенности синонимов?

 Для чего нужны слова-синонимы?

Относятся к одной
части речи, но звучат и пишутся по-разному.

Помогают 
избегать повторов, помогают разнообразить нашу речь, сделать богаче,
красивее.

 — Какая учебная задача была поставлена на уроке?
– Достигли мы цели?

Рефлексия.

  —Что было неожиданным?  Чему научились? Какие
трудности испытали? (трудно подобрать синоним).
— Посчитайте «+» Как вы можете оценить свою работу на уроке?  (Смайлики)
— Подберите к данным словам синонимы. Если вы выполните эту работу правильно,
то из первых букв синонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом
для вас:

Мартышка(обезьяна)

Пилюля(таблетка)

Резинка (ластик)

Колючка(иголка)

Заварка(чай)

Выдумка(небылица)

Сторож(охранник)
ОТЛИЧНО!

7.

Задания на дом

Цель работы для
учащихся:
научиться самостоятельно и с помощью словаря
подбирать синонимы.

 Домашнее задание.

Выберите для себя
задание.

1.    
Упражнение 55 .

2.    
Составить рассказ об
осени, используя синонимы.

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен
русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы научились пользоваться этим
богатством в своей речи. Спасибо за урок!

Урок русского языка в 3-м классе

по теме «Синонимы. Использование синонимов в речи»

Тема урока

«Синонимы. Использование синонимов в речи».

Цель урока

Выявить значение синонимов в устной и письменной речи, формировать представление о синонимах как средстве художественной выразительности языка.

Предметные УУД

— Учиться находить синонимы;

— подбирать к словам синонимы;

— употреблять их в речи и использовать в качестве синонимов фразеологизмы.

Планируемый

результат

обучения, в том числе и формирование

УУД

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: развивать умение классифицировать, работать со словариком, делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение формировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные результаты: формирование культуры мышления.

Основные понятия

Слова-синонимы, синонимический ряд, словарь синонимов.

Ресурсы

Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык,3 класс; раздаточные карточки с заданием; толковый словарь; словарь синонимов; презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

— Ребята, замените мои слова близкими по значению словами с непроизносимыми согласными:

сильный – яростный

большой – гигантский

знаменитый – известный

весёлый – радостный

унылый – грустный

— Как проверить непроизносимые согласные в слове?

3. Самоопределение к деятельности.

— Ребята у меня на доске два текста. Прочитайте их.

1 текст: Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

2 текст: Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

— Какой текст вам понравился? Почему? Выпишите слова, которыми отличаются эти два текста. Как можно назвать эти слова? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Словарная работа.

— Будьте внимательны

Попробуйте узнать животных по описанию, в этом нам помогут синонимы:

Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая…(лисица)

Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)

— Боевой, задиристый, воинственный (петух)

— Болтает, стрекочет, трещит (сорока)

— животные.

Что вы скажете о словах-синонимах?

Работа по учебнику:

Стр. 73

— Что говорит профессор?

— Прочитайте узелки на память.

— В русском языке существует словарь синонимом.

— Упр. 113 с. 73

— Можно ли в учебнике по предмету «Окружающий мир» или в научной энциклопедии встретить такие названия зверей, как Патрикеевна, Косой?

— Где допустимо употребление этих слов?

— Вспомним знакомые вам сказки.

— Подберите синоним к фразеологизму:

Обвести вокруг пальца

— Кто из сказочных героев, о которых мы уже говорили на уроке часто обманывает?

— Прочитайте предложения:

1. Косой спрятался от волка.

2.Косой дождь стучит в окно.

3.Крестьянин косой косит траву.

В каком из предложений слово «косой» будет синонимом к слову заяц?

— Вывод: слово можно понять только ….

— Замените заяц испугался фразеологическим оборотом (у зайца сердце в пятки ушло)

Физминутка

— Упр. 116, стр. 74

Найдите в предложениях слова-синонимы.

— Каким словарем воспользуемся для проверки?

— учитель показывает словарь синонимов

— У вас ребята есть в учебнике словарик синонимов, обратимся к нему.

— Прочитайте. Спишите.

Выполнение упражнений.

Работа в паре

— ум, разумом, рассудка

— словарем синонимов

Ум-разум, рассудок.

— Сейчас вам очень пригодится ум, рассудок.

Работа по учебнику. Упр. 115.

— Запишите слова по группам

— Проверка у доски

Работа в группах.

— К данным словам подберите синонимы:

воин

отец

большой

бежит

Рефлексия.

— Какие слова называются синонимами? Приведите примеры.

— Какими частями речи могут быть синонимы?

— Для чего нужны синонимы в речи?

— Чем могут различаться синонимы?

Домашнее задание.

Домашнее задание: стр.74, упр.114

4

Урок русского языка

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа».

Учитель: Потамошнева Наталья Алексеевна

ТЕМА: Синонимы.

ЦЕЛЬ: Знакомство с понятием «синоним», его назначением;

ЗАДАЧИ: Учить выделять синонимы в группе слов, редактировать текст, используя синонимы.

Развивать внимание, память, пополнять словарный запас. Закреплять умения работать с толковым словарем.

Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.

ОБОРУДОВАНИЕ: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс», М.Л. Каленчук и др. «Русский язык. 3 класс», толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды), мультимедийная установка.

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент. Актуализация знаний. Слайд № 1.

Богат и многообразен русский язык. (Читаем слова со слайда). Много тайн его мы разгадали, много секретов раскрыли. И сегодняшний урок не исключение. Если будете предельно внимательны на уроке – постигнете еще одну тайну. Готовы?! А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.

II. Словарная работа.

Перед вами картинки. Внимательно на них посмотрите.

Слайд № 2

Назовите изображенные предметы. (слайд убирается). Кто может повторить? Записать слова по памяти столбиком и обозначить орфограмму словарного слова.

Ш. Новая тема:

1. Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.

Шоссе —

дорога

Машина —

автомобиль

Праздник —

веселье

Собака —

пес, щенок

Пшеница —

хлеб

Слайд № 3.

— Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи)

— Чем отличаются? (по-разному произносятся)

— Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в записанных вами словах. С новой строки запишите буквы: из слова «шоссе» — третью с начала, из слова «машина» — четвертую и пятую, из слова «собака» — вторую, из слова «пшеница» — второй слог, из слова «машина» — первую.

Слайд № 4.

Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли)

2. Работа с правилом в учебнике .

Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели?

— Какое значение должно быть у синонимов?

— Какой частью речи они должны быть?

3.Физминутка.

Слайд № 5.

Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.

ИДТИ – ШАГАТЬ

СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ

КИДАТЬ – БРОСАТЬ

БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ

ЕСТЬ – КУШАТЬ

ШУМЕТЬ – КРИЧАТЬ

ИДТИ – ШАГАТЬ

Слайд № 6.

4.Работа с толковым словарем

В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39. Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)

Вещун —

Деликатный —

Завороженный —

Изысканный —

Кавардак —

Навязчивый —

Опрятный —

Проказа —

Чародей —

5.Значение синонимов.

-У каждого из вас есть карточка.

— Запишите все синонимы к этому слову. Кто больше и быстрее.

Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький.

Слайд № 7.

Что объединяет слова? (смысл, часть речи)

— Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)

6. Редактирование текста.

— В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?

КОТЕНОК.

У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к маленькому пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился.

— Представьте, что вы редакторы детского журнала. Переделайте рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.

КОТЕНОК.

У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его небольшие лапки заплетались, малюсенькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился.

Слайд № 8.

IV. Итог урока. Релаксация:

— Какой вид работы понравился больше?

— Что вызвало затруднения?

— Что нового узнали для себя? Чему научились?

— Что такое синонимы?

— Для чего нужны синонимы?

V. Домашнее задание: Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.

Слайд № 9.

Источники

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-umk-perspektivnaya-nachalnaya-shk

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы тренировочные упражнения
  • Синонимы трейлер на русском
  • Синонимы тратуар
  • Синонимы трансформация изменение
  • Синонимы транскрибируемой цепи днк