Русский язык. 3 класс
Урок № 15
Раздел. Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова).
Тема. Синонимы и антонимы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое синонимы и антонимы, различать синонимы и антонимы, приводить примеры синонимов и антонимов, находить в словаре синонимов и антонимов
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Синонимы, антонимы.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9-14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое синонимы и антонимы;
Научимся:
- различать синонимы и антонимы;
- приводить примеры синонимов и антонимов;
- находить в словаре синонимов и антонимов.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке, изображены слова, которые обозначают один и тот же предмет, но пишутся по-разному.
Буря, ураган; ребёнок, малыш; автомобиль, машина; умный, смышлёный; дыра, отверстие; красивый, прекрасный; брюки, штаны; начальник, директор; швея, портниха; кривая, извилистая; смеяться, хохотать; пианино, фортепьяно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые обозначают одно и тоже, но пишутся по-разному, научимся отличать эти слова, находить их в словаре.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте. Что общего и чем различаются слова?
Как видно, на картинке изображены слова, которые противоположны по лексическому значению.
Весёлый, грустный; медленный, быстрый; грязный, чистый; твёрдый, мягкий.
Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются синонимами.
Например, работать и трудиться, веселиться и радоваться.
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, в переводе оно означает «одноимённый».
Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов. Так, в словаре синонимов Н. Абрамова можно найти следующие:
Автомобиль, машина.
Ветер, буря, ураган.
Лгать, обманывать.
Лётчик, пилот.
Определим, как можно использовать синонимы в речи, в тексте.
Прочитайте текст.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята будут кататься с горки.
В этом тексте повторяется слово «ребята».
Прочитаем синонимы к этому слову: дети, малыши.
Заменим повторяющееся слово синонимами.
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят горку. Малыши будут кататься с горки.
Слова, которые противоположны по значению (по смыслу), называются антонимами.
Например, здравствуйте – до свидания, день – ночь, грустный – весёлый.
Слово «антоним» произошло от греческих слов «анти» – против и «онима» – имя.
Антонимы можно найти в словаре антонимов.
Белый – чёрный.
Встречать – провожать.
Плохо – хорошо.
Широкий – узкий.
Чистый – грязный.
Разбор заданий
Вариант 1.
Базовый уровень.
Что такое синонимы? Укажите полный правильный ответ.
- Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Укажите, в каком понятии идёт речь в определении: «Слова, противоположные по значению (по смыслу)».
- Антонимы.
- Синонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти антонимы.
Словарь антонимов.
Словарь омонимов.
Словарь синонимов.
Орфографический словарь.
Повышенный уровень.
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Красный, алый.
- Прыгать, играть.
- Лес, лесной.
Укажите, какие слова пословицы являются антонимами: «На смелого собака лает, а трусливого кусает».
- Смелый, трусливый.
- Лает, кусает.
- Собака, кошка.
- Смелый, собака.
Укажите синоним к слову «простите».
- Извините.
- До свидания.
- Прощение.
- Забота.
Вариант 2.
Базовый уровень.
Что такое антонимы? Укажите правильный ответ.
- Слова, противоположные по смыслу.
- Слова, близкие по смыслу.
- Слова, которые по-разному пишутся.
- Слова, разные по смыслу, но одинаковые в написании.
Определите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию».
- Синонимы.
- Антонимы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
Укажите, в каком словаре можно найти синонимы.
- Словарь антонимов.
- Словарь омонимов.
- Словарь синонимов.
- Орфографический словарь.
Повышенный уровень
Определите, в какой строке написаны синонимы.
- Грустный, печальный.
- Осень, весна.
- Стол, столовый.
Прочитайте загадку. Укажите, какие слова в загадке являются антонимами.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
- Враг, друг.
- Стук, вокруг.
- Червяки, деревья.
- Я, мой.
Укажите синоним к слову «отец».
- Папаша.
- Родственник.
- Отечество.
- Дядя Петя.
Тема урока: Синонимы.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 3.
УМК «Перспектива»
Цели: научить раскрывать смысл понятия «синонимы» и обосновывать своё мнение, использовать синонимы в устной и письменной речи.
Планируемые результаты.
Предметные умения:
— обучающийся научится подбирать слова-синонимы;
— обучающийся получит возможность научиться составлять текст, заменяя повторяющееся слова синонимами.
Регулятивные умения:
— обучающийся получит возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
— обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
— обучающийся получит возможность научиться договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Личностные умения:
— обучающийся получит возможность проявлять интерес к изучению темы.
Используемые технологии: игровая, ИКТ, групповая, проблемное обучение.
Оборудование:
1. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.
2. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1. Л.Ф. Климанова.
3. Проектор, компьютер.
4. Документ-камера.
5. Опорная схема
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи
Синонимы отличаются оттенками значения
Делают речь правильной и выразительной
6. На стене в классе прикреплены карточки со словами-синонимами: лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.
7. На каждой парте лежит 1 конверт с двумя карточками (см. конспект урока).
8. Словарь синонимов.
- Самоопределение к учебной деятельности.
— Ребята, у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем.
-Желаю вам успешной работы на уроке.
- Формулирование темы и целей урока.
— Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы отправимся в путешествие.
-А вот куда и с какой целью мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание.
-Какое сейчас время года? (Осень.)
-Как по-другому называют раннюю осень, когда еще стоят теплые дни? (По-другому раннюю осень называют бабье лето).
-Как еще можно назвать погожую, красивую осень? (Осень называют золотой).
-Молодцы.
-Посмотрите, какое письмо мне пришло на электронную почту от моей бывшей ученицы.
Слайд №1.
Текст на слайде №1:
Здравствуйте, Наталья Евгеньевна! Вчера я гуляла в роще. Осенью в лесу грустно. Грустно смотреть на опадающие листья. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в ручье.
-Прочитайте письмо. (Ученик читает письмо вслух).
-Вам нравится этот текст? Почему? (В тексте повторяются слова).
-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? (Нужно написать другие слова).
-Любые слова можно писать? (Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу).
—Как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?
-Кто знает, как называются слова, близкие по смыслу?
-Вы сами ответите на этот вопрос, после того, как выполните упражнение по чистописанию.
На доске: сдидндодндидм.
-Какая буква повторяется в этом упражнении? (Буква д)
-Что вы знаете о букве д? (Буква д обозначает согласный твердый звонкий звук [д] и согласный мягкий звонкий звук[ д’])
— Какое получится слово, если убрать все буквы д? (Получится слово «синоним»).
-Кто догадался, какая тема будет сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать синонимы).
-Напишите буквосочетания один раз, правильно выполняя соединения.
Слайд №2.
На слайде №2 изображена карта страны Синонимы.
-Вы правильно определили тему урока. Тема урока «Синонимы». В путешествие мы отправимся по стране Синонимы.
Слайд №3.
На слайде №3 напечатан план путешествия:
1. Что такое синонимы?
2. В чем особенность синонимов?
3. Чем синонимы отличаются друг от друга?
4. Какую роль играют синонимы в речи?
-Во время путешествия мы будем делать остановки, на которых узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, чем синонимы отличаются друг от друга, зачем синонимы нужны в речи.
- Изучение нового материала.
Слайд №4.
На слайде №4:
1 станция. Что такое синонимы?
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
-На первой станции мы узнаем, что такое синонимы.
— Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру — большой, громадный, огромный, гигантский и др.
-Все эти слова — синонимы.
-Прочитайте отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой.(Ученик читает вслух)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
-Выпишите слова, близкие по смыслу. Объясните смысл этих слов.
Учащийся на доске выписывает синонимы и объясняет устно с помощью учителя их значение:
Зябнет -замерзает ,
дрожит – дрожит от холода ,
стынет –становится холодным, остывает ,
мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.
-Что вы можете сказать о значении этих слов? (Эти слова близкие по значению)
-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? (Эти слова пишутся и произносятся по-разному)
-Сделайте вывод, какие слова называются синонимами. (Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами)
Учитель на доске выставляет опорную схему:
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
—Прочитаем, что такое синонимы в учебнике на стр. 43. (Ученик вслух читает правило в учебнике)
—Правильный вывод мы с вами сделали?
-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Физ. минутка.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты,
Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать. (Вращение руками.)
Низко – низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет. (Приседание.)
Слайд №5.
На слайде №5: 2 станция. В чем особенность синонимов?
—На 2-ой станции мы узнаем, в чем особенность синонимов.
Слайд №6.
На слайде №6.
Правила работы в парах:
- Распределить обязанности.
- Вместе обсуждать задание.
- Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
- Соблюдать порядок на парте.
- Уважать мнение собеседника.
-Вы будете работать в парах. Повторим правила совместной работы.
-Возьмите из конверта карточку №1. Прочитайте задание. Выполните это задание в тетради.
Учащимся 1 ряда предлагается 1 вариант, 2 ряда – 2 вариант, 3 ряда – 3 вариант.
1 вариант.
Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.
2 вариант.
Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный.
3 вариант.
Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.
Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть.
Проверка задания производится с использованием документ-камеры. Учащийся объясняет, как он выполнял задание.
1 вариант.
— Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове грустный орфограмма – непроизносимый согласный в корне слова, проверочное слово грусть, пропущена буква т. В слове печальный орфограмма –непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква е.
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
2 вариант.
-Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные. В слове холодный орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово холод, пропущена буква о. В слове ледяной орфограмма – безударный гласный в корне, проверочное слово лед, пропущена буква е.
-Что означает слово студеный? (Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом)
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
3 вариант.
-Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть.
Лишнее слово пасмурный т.к. это имя прилагательное, а все остальные слова – имена существительные. В слове ненастье орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода орфограмма – непроверяемый безударный гласный в корне, пропущена буква о.
-Что можно сказать об этих словах? (Это слова близкие по смыслу. Синонимы.)
-Какой можно сделать вывод? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)
Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания:
1 вариант.
прил. прил. прил. сущ.
Грустный, печльный, унылый, тоска.
2 вариант.
сущ. прил. прил. прил.
Мороз, холодный, ледяной, студеный.
3 вариант.
сущ. прил. сущ. сущ.
Ненастье, пасмурный, непогода, слякоть.
-По какому признаку одно слово всегда было лишним?
-Сделайте вывод, какие слова являются синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи
-Отправляемся к следующей станции. В пути немного отдохнем.
Физ. минутка для глаз.
— В классе я разместила слова. Ваша задача найти синонимы.
Лес, роща, чаща, погожий, ясный, ясно, солнечно.
Учащиеся называют слова-синонимы: лес-роща-чаща, погожий-ясный, ясно-солнечно.
Слайд №7.
На слайде №7: Чем синонимы отличаются друг от друга?
—На 3-ей станции мы узнаем, чем синонимы отличаются друг от друга.
-Выполним задание в рабочей тетради.
-Откройте стр. 62 упр. 103.
-Прочитайте задание.
-Объясните значение слов-синонимов.
Слово болтали употребляется в значении говорить о пустяках, беседовали – в значении вели диалог, толковали – объясняли.
—Спишите предложения , вставляя пропущенные слова. Учащиеся 1 ряда списывают 1-ое предложение, 2 ряда – 2-ое предложение, 3 ряда – 3-ье предложение.
Проводится фронтальная проверка.
-Чем отличаются синонимы друг от друга? (Синонимы отличаются оттенками значения)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи
Синонимы отличаются оттенками значения
Слайд №8.
На слайде №8. Какую роль играют синонимы в речи? Электронное письмо.
—Подходит к концу наше путешествие. На последней станции мы узнаем, какую роль играют синонимы в речи.
-Вспомните письмо, которое я вам показала в начале урока. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.
Слайд №9.
На слайде №9 изображение словаря синонимов, образец синонимичного ряда (преподаватель, педагог, учитель, наставник.)
-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.
— В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник.
-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? (Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнет).
-Найдем синонимы в словаре синонимов.
Учащиеся с помощью учителя подбирают синонимы в словаре синонимов устно.
-Возьмите из конверта карточку №2. Работая в парах, устно замените повторяющиеся слова синонимами.
Карточка №2.
Прочитайте текст. Замените выделенные слова, близкими по смыслу, используя слова для выбора.
Ос…нью в лесу грустно. Грустно см…треть на опадающие лист…я. Дует холодный вет…р. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери, мёрзнет вода в руч…е.
Слова для выбора: печально, студёном, зябнут, стынет.
-Прочитайте получившийся текст.
-Зачем нужны синонимы в речи?(Синонимы делают речь правильной и выразительной)
Учитель на доске дополняет опорную схему:
Пишутся и произносятся по-разному |
Близкие по смыслу |
Относятся к одной и той же части речи
Синонимы отличаются оттенками значения
Делают речь правильной и выразительной
-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Слайд 10. Фронтальная проверка. Учащиеся объясняют правописание слов.
Резервные задания. Работа со словарем синонимов.
-Игра «Кто больше?» Придумайте и запишите как можно больше синонимов к слову друг.
—Фронтальная проверка.
-Прочитаем синонимы к слову друг в словаре синонимов в учебнике на с. 130.
-Друг, приятель, товарищ, побратим, наперсник.
Друг – связанный с кем-то хорошими отношениями.
Приятель – друг, товарищ, фамильярное или шутливое обращение.
Товарищ – человек, близкий по взглядам.
Побратим – соединен обрядом закрепления дружбы.
Наперсник – любимец.
- Подведение итога урока.
-В конце путешествия надо подвести итог. Что нового вы узнали о синонимах сегодня на уроке?
Слайд 11.
Учащиеся рассказывают о синонимах, используя опорную схему на слайде 11 или на доске.
-Оцените свою работу на уроке.
Слайд №12.
На слайде №12:
1. Мне важно уметь правильно писать …, потому что… .
2. Я … (очень, не очень) доволен(льна) своей работой, которую сделал(а) сам(а).
-Домашнее задание: с. 73 выучить правило, с.74, упр.115.
Конспект урока русского языка.
Педагог (ФИО)- Чекрышева Ольга Александровна
Предмет Русский язык Класс 3
Тема урока: «Синонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Планируемые
результаты:
Предметные: |
-Познакомить с -учить находить и -Развивать — воспитывать ответственность, коллективизм, |
Личностные: |
-способность |
Коммуникативные |
Уметь слушать совместно |
Познавательные |
Уметь Выделять общие Формулировать Сравнивать Обобщать Контролировать и |
Регулятивные |
-уметь -оценивать |
Методы:
-Метод формирования
новых знаний и способов деятельности (формулирование проблемы; объяснение)
-Метод организации
деятельности ученика (выполнение упражнений с самопроверкой; самостоятельная
работа по учебнику, работа в парах)
-Метод контроля и
самоконтроля (тесты, устные и письменные опросы)
-Метод формирования
личностных результатов (рефлексия, воспитательные моменты)
Технологии:
-Проблемная
технология (формулируем и решаем проблему)
-ИКТ (презентация)
-Игровая технология
(включение в содержание урока игры)
-Интегрированная
технология (межпредметная связь с уроком литературного чтения)
-Здоровьесберегающая
технология (физкультминутки, правильная осанка во время урока)
Ресурсы:
Учебник «Русский
язык» 3 класс, автор М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова ; 1 часть, издательство «Академкнига»
2012 г. Презентация на компьютере учителя
Раздаточный материал.
Этапы работы |
Содержание этапа |
|||||||
1. |
Организационный |
Первый лучик, Он заглянет к нам в Принесёт в своих Теплоту, частицу Улыбнитесь друг |
||||||
2. |
Актуализация Цель данного этапа Цель данного этапа |
И начнем мы наш
1. 2. 3.
1.
· 1. 2. — Поднимите руку, у Обведите 3 Слова умеют плакать Приказывать, молить И, словно сердце, И равнодушно Призывом стать, и Способно слово, И проклинают, и Напутствуют, и — Каждое слово в Посмотрите на На доске написаны — Какое из данных — В этом слове 2 — Назовите слово, в — Это слово — — На какие группы вы можете разбить эти — Распределите слова на 3 грамматические — Какие слова вы записали в 1 группу? (Труд, — Во 2 группу? — В 3 группу? (Рыдать, плакать) Кто правильно — А что еще заметили? (труд и работа обозначают одно и то же…) ( Имена прилагательные смелый, Прослушайте песенку (прослушивание песенки -Как называются |
||||||
3. |
Сообщение темы |
— Сформулируйте тему урока. — Что вы уже знаете о синонимах? — Что хотели бы узнать? -Разместите карточки — заготовки в таблицу. «Что такое синонимы» «Особенности синонимов» «Для чего нужны
Сформулируйте задачи урока. · Дать …; · находить …; · использовать …; Школьники заканчивают предложения: · · · — Итак, мы с вами должны сегодня узнать, в |
||||||
4. |
Изучение нового Цель Цель данного этапа . |
Вернемся к таблице.
— Напомните, На доске я — Скажите, а слово «отвага» близкое по — Какой вывод Синонимы — это — Что мы должны ОНИ ОТНОСЯТСЯ К Сделайте слова. – Откройте учебник на странице 64. Прочитайте с выводом автора Физминутка . Я называю две пары Трудный – легкий Широкий – узкий Ненасытный – жадный Косой – кривой Грязный – чистый Грязный – немытый Дивный – чудесный Аккуратный – Богатый – Богатый – бедный. |
||||||
5. |
Закрепление учебного Цель данного этапа |
Учимся применять Послушайте текст Лес, точно терем Лиловый, золотой, Весёлой, пёстрою Стоит над светлою — Что вы услышали? — Кто автор? (И. Бунин) — Как называется стихотворение? — Найдите сравнение — Подберите синоним — Прочитайте ещё Как по снегу, по Трое саночек И шумят, и гремят, Колокольчики звенят. — Прочитайте. — — Что вы прочитали? -Найдите синонимы и — Прочитайте. Шагает красавица, Легко Идёт на И по — Что вы прочитали? — Найдите синонимы -Проверка: один — В каких Помогают разнообразить нашу речь, сделать богаче, А теперь поиграем в игру «Переводчик» (листочки на столе у каждой Кто быстрее заменит все слова в предложении на синонимы (работа в 1 ряд — Доктор прописал пациенту инъекции. 2 ряд — Разъярённая вьюга замела тропинки. 3 ряд – Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. Поставьте «+» Работа с учебником (упр.54) — Прочитаем текст. Какой в нём есть недостаток? (много повторов) Достаньте — Проверка. (Поставьте «+») — Для чего послужили сейчас синонимы? (чтобы избежать повторов) Помогают избегать повторов. Тест –
СЛОВАРЬ |
||||||
6. |
Подведение итогов урока. Организация рефлексивной |
— А теперь подведём итоги. Что же вы узнали сегодня на уроке? Что
— Какая учебная задача была поставлена на уроке? Рефлексия. —Что было неожиданным? Чему научились? Какие Мартышка(обезьяна) Пилюля(таблетка) Резинка (ластик) Колючка(иголка) Заварка(чай) Выдумка(небылица) Сторож(охранник) |
||||||
7. |
Задания на дом Цель работы для |
Домашнее задание. Выберите для себя 1. 2. — Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен |
Урок русского языка в 3-м классе
по теме «Синонимы. Использование синонимов в речи»
Тема урока
«Синонимы. Использование синонимов в речи».
Цель урока
Выявить значение синонимов в устной и письменной речи, формировать представление о синонимах как средстве художественной выразительности языка.
Предметные УУД
— Учиться находить синонимы;
— подбирать к словам синонимы;
— употреблять их в речи и использовать в качестве синонимов фразеологизмы.
Планируемый
результат
обучения, в том числе и формирование
УУД
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: развивать умение классифицировать, работать со словариком, делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение формировать собственное мнение.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные результаты: формирование культуры мышления.
Основные понятия
Слова-синонимы, синонимический ряд, словарь синонимов.
Ресурсы
Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык,3 класс; раздаточные карточки с заданием; толковый словарь; словарь синонимов; презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
— Ребята, замените мои слова близкими по значению словами с непроизносимыми согласными:
сильный – яростный
большой – гигантский
знаменитый – известный
весёлый – радостный
унылый – грустный
— Как проверить непроизносимые согласные в слове?
3. Самоопределение к деятельности.
— Ребята у меня на доске два текста. Прочитайте их.
1 текст: Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
2 текст: Во дворе слышны весёлые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
— Какой текст вам понравился? Почему? Выпишите слова, которыми отличаются эти два текста. Как можно назвать эти слова? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Словарная работа.
— Будьте внимательны
Попробуйте узнать животных по описанию, в этом нам помогут синонимы:
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лисица)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
— Боевой, задиристый, воинственный (петух)
— Болтает, стрекочет, трещит (сорока)
— животные.
— Что вы скажете о словах-синонимах?
Работа по учебнику:
Стр. 73
— Что говорит профессор?
— Прочитайте узелки на память.
— В русском языке существует словарь синонимом.
— Упр. 113 с. 73
— Можно ли в учебнике по предмету «Окружающий мир» или в научной энциклопедии встретить такие названия зверей, как Патрикеевна, Косой?
— Где допустимо употребление этих слов?
— Вспомним знакомые вам сказки.
— Подберите синоним к фразеологизму:
Обвести вокруг пальца
— Кто из сказочных героев, о которых мы уже говорили на уроке часто обманывает?
— Прочитайте предложения:
1. Косой спрятался от волка.
2.Косой дождь стучит в окно.
3.Крестьянин косой косит траву.
В каком из предложений слово «косой» будет синонимом к слову заяц?
— Вывод: слово можно понять только ….
— Замените заяц испугался фразеологическим оборотом (у зайца сердце в пятки ушло)
Физминутка
— Упр. 116, стр. 74
Найдите в предложениях слова-синонимы.
— Каким словарем воспользуемся для проверки?
— учитель показывает словарь синонимов
— У вас ребята есть в учебнике словарик синонимов, обратимся к нему.
— Прочитайте. Спишите.
Выполнение упражнений.
Работа в паре
— ум, разумом, рассудка
— словарем синонимов
Ум-разум, рассудок.
— Сейчас вам очень пригодится ум, рассудок.
Работа по учебнику. Упр. 115.
— Запишите слова по группам
— Проверка у доски
Работа в группах.
— К данным словам подберите синонимы:
воин
отец
большой
бежит
Рефлексия.
— Какие слова называются синонимами? Приведите примеры.
— Какими частями речи могут быть синонимы?
— Для чего нужны синонимы в речи?
— Чем могут различаться синонимы?
Домашнее задание.
Домашнее задание: стр.74, упр.114
4
Урок русского языка
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа».
Учитель: Потамошнева Наталья Алексеевна
ТЕМА: Синонимы.
ЦЕЛЬ: Знакомство с понятием «синоним», его назначением;
ЗАДАЧИ: Учить выделять синонимы в группе слов, редактировать текст, используя синонимы.
Развивать внимание, память, пополнять словарный запас. Закреплять умения работать с толковым словарем.
Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.
ОБОРУДОВАНИЕ: Н.А. Чуракова «Русский язык. 3 класс», М.Л. Каленчук и др. «Русский язык. 3 класс», толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды), мультимедийная установка.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент. Актуализация знаний. Слайд № 1.
Богат и многообразен русский язык. (Читаем слова со слайда). Много тайн его мы разгадали, много секретов раскрыли. И сегодняшний урок не исключение. Если будете предельно внимательны на уроке – постигнете еще одну тайну. Готовы?! А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.
II. Словарная работа.
Перед вами картинки. Внимательно на них посмотрите.
Слайд № 2
Назовите изображенные предметы. (слайд убирается). Кто может повторить? Записать слова по памяти столбиком и обозначить орфограмму словарного слова.
Ш. Новая тема:
1. Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.
Шоссе — |
дорога |
Машина — |
автомобиль |
Праздник — |
веселье |
Собака — |
пес, щенок |
Пшеница — |
хлеб |
Слайд № 3.
— Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи)
— Чем отличаются? (по-разному произносятся)
— Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в записанных вами словах. С новой строки запишите буквы: из слова «шоссе» — третью с начала, из слова «машина» — четвертую и пятую, из слова «собака» — вторую, из слова «пшеница» — второй слог, из слова «машина» — первую.
Слайд № 4.
Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли)
2. Работа с правилом в учебнике .
Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели?
— Какое значение должно быть у синонимов?
— Какой частью речи они должны быть?
3.Физминутка.
Слайд № 5.
Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.
ИДТИ – ШАГАТЬ
СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ
КИДАТЬ – БРОСАТЬ
БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ
ЕСТЬ – КУШАТЬ
ШУМЕТЬ – КРИЧАТЬ
ИДТИ – ШАГАТЬ
Слайд № 6.
4.Работа с толковым словарем
В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39. Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)
Вещун — |
|
Деликатный — |
|
Завороженный — |
|
Изысканный — |
|
Кавардак — |
|
Навязчивый — |
|
Опрятный — |
|
Проказа — |
|
Чародей — |
5.Значение синонимов.
-У каждого из вас есть карточка.
— Запишите все синонимы к этому слову. Кто больше и быстрее.
Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький. |
Слайд № 7.
— Что объединяет слова? (смысл, часть речи)
— Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)
6. Редактирование текста.
— В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?
КОТЕНОК. У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к маленькому пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился. |
— Представьте, что вы редакторы детского журнала. Переделайте рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.
КОТЕНОК. У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его небольшие лапки заплетались, малюсенькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут к пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился. |
Слайд № 8.
IV. Итог урока. Релаксация:
— Какой вид работы понравился больше?
— Что вызвало затруднения?
— Что нового узнали для себя? Чему научились?
— Что такое синонимы?
— Для чего нужны синонимы?
V. Домашнее задание: Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.
Слайд № 9.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-po-umk-perspektivnaya-nachalnaya-shk