Синонимы технологическая карта урока

Конспект
урока

Предмет: русский
язык

Класс:

Тема: «Что
такое синонимы?»

Тип урока:
открытие
новых знаний

Цель
урока:
создать условия для ознакомления учащихся
с термином «синоним».

Задачи
урока:

Дидактические:


познакомить учащихся с термином «синоним»;


учить распознавать среди предложенных слов синонимы;


формировать умение находить синонимы в тексте;

Развивающие:


способствовать расширению словарного запаса учащихся;

учить обрабатывать полученную в процессе
 анализа информацию для решения конкретных задач;

— формировать способность к осуществлению
сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к урокам русского языка;

— воспитывать уважительное отношение к другому человеку;

Методы: словесный
(беседа), наглядный (показ), практический (самостоятельная работа).

Средства
обучения:

 — для
учителя:

презентация, учебник «
Русский язык» 2 класс, в 2 ч. Ч. 1, Канакина В.П.,
карточки с заданием

 — для
учащихся:
учебник
«
Русский
язык» 2 класс, в 2 ч. Ч. 1. Канакина В.П.,
 УМК «Школа
России», рабочая тетрадь

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Форма
организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И
индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные


познавательные,

Р-регулятивные,

К
коммуникативные)

Личностные

1.
Организационно-мотивационный этап (2-3 мин)

Цель: создать
эмоциональный настрой на уроке для дальнейшего выполнения действий


Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка, сегодня мы с
вами все сможем побывать в роли исследователей.

Откройте
тетради, вспомните правила посадки на письме.


Перед работой разогреем пальчики:

Пальчиковая
разминка

Раз,
два, три, четыре, пять,

Вышли
пальчики гулять.

Будет
все у нас в прядке,

Если
делаешь зарядку.

Приветствуют
учителя.

Настраиваются
на урок.

 Проверяют
готовность к уроку.

Проводят
разминку для пальцев.

Ф

правильность выбора учебных принадлежностей
(Р);

планирование учебного сотрудничества с учителем
и одноклассниками (К).

Самоопределение
к учебной деятельности.

2.
Актуализация знаний (5-7 мин)

Цель: повторение ранее изученного материала, подготовка к
усвоению новых знаний.

Запишите
сегодняшнее число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы в данных
словах – Тридцатое сентября. Классная работа.


Ребята, скажите, а с какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать
грамотными людьми)

Молодцы!
Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его
исследователями.

А
что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,
выполнять различные задания, делать выводы). Сегодня мы с вами побываем в
роле исследователей!

Каллиграфическая
минутка:
на доске запись

С
с Ос си

Уважаемые
исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите?
(буквы и соединения)  Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

— Произнесите звуки, которые обозначает буква с. Что вы о них
можете рассказать?

— Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения? (нижние)


Напишите красиво по образцу. Не забывайте, что во время письма спина должна
быть прямая, тетрадь лежит под наклоном.

 Словарная
работа.

Посмотрите
на экран, скажите, как называется это дерево? (осина)


Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим.


Скажите, а как правильно его нужно писать? Написание этого слова надо
запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук а в этом слове
обозначается буквой О.


Запишем это слово в рабочую тетрадь и запомним его написание (осина). 
Безударную гласную о подчеркните карандашом.

Первый
этап нашего исследования.

Назовите
лексическое значение слова «осина».

Что это
такое? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).  Как назвать ее
по-другому? (осинка).

Как
назвать лес, где растут только осины?
(осиновый).  Запишите все слова и
подчеркните букву.


Посмотрите на доску. Определите, сколько  предложений в тексте? (3)

(На
доске запись без знаков препинания:
Пришла поздняя осень в лесу стало
скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.)


Какие это предложения? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно.
Птицы улетели в
тёплые
страны.)


Молодцы, кто выйдет к доске и подчеркнет в первом предложении основу. (1
ученик выделяет основу у доски – осень пришла)


Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

 -Молодцы,
ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала,
началась).


Что общего у этих слов? (слова с близким значением).


А кто знает, как называются эти слова?


Ребята, а почему все называют разные ответы? (потому что мы не знаем, как
называются эти слова.)

-Значит,
с какими словами мы сегодня познакомимся?  (со словами с близким значением.)


Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым
значением, а в этом нам поможет учебник.

Записывают
число.

Отвечают
на вопросы учителя.

Записывают
буквы и соединения.

Отвечают
на вопросы учителя.

Записывают
словарное слово.

Выполняют
задание.

Отвечают
на вопросы.

Ф

Понимают
что такое лексическое значение слова;

Формирование
умения находить границы предложения в тексте, а также его грамматическую
основу.

умение с достаточно полнотой и точностью
выражать свои мысли в устной форме, умение задавать вопросы (К);

планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(Р);

ответственное отношение к обучению;

3.
Постановка темы и цели урока (3 мин)

Цель:
определение темы урока и постановка цели


Откройте учебник на стр. 52. Прочитайте тему урока.


Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом
нашего исследования.


Ребята, скажите, чему мы должны научиться на уроке? Поставьте цель на урок,
используя опорные слова на доске:

Узнать…

Научиться…


Молодцы!

А
работать я предлагаю по следующему плану, восстановите его правильную
последовательность.

1.     
Узнать
что такое синонимы.

2.     
Сделать
вывод, зачем нужны синонимы.

3.     
Потренироваться
находить синонимы.

4.     
Подвести
итоги.

-Верно,
и первый пункт нашего плана – узнать, что такое синонимы.

Определяют
тему урока.

Ставят
цель на урок.

Восстанавливают
последовательность пунктов плана.

Ф

Формируем
умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу (Р);

готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

4.
Открытие нового знания (10 мин)

Цель: знакомство с новым материалом.


Ребята, обратите внимание на упражнение № 66 на 52-ой странице учебника.

Screenshot (1).png

Чтобы
понять, что такое синонимы, прочитайте четверостишие.


Какие слова обозначают одно и то же? (родник, ключ)


Одинаково или по-разному они произносятся?


Как вы уже поняли, как называются такие слова? Прочитайте правило на стр. 52.


Спишите эти слова в тетрадь: родник-ключ


Прочитайте рубрику «Обратите внимание». В русском языке существует словарь
синонимов.

У
нас в учебнике словарь синонимов есть на странице 141. Откройте его,
посмотрите, какие слова в нем записаны, как он устроен.

 Физминутка

Выполняют
упражнение из учебника.

Читают
правило

Выполняют
физминутку.

Ф

Знать
определение синонимов.

умение
принимать и сохранять учебную цель и задачи (Р);

Проводить физическую разгрузку в ходе работы
(Р);

учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;

5.
Первичная проверка понимания (5-7 мин)

Цель:
проверка понимания учащимися нового материала и включение его в систему
знаний


Ребята, сегодня, готовясь к уроку, я тоже провела исследование. Слово
«синоним» пришло к нам
из греческого языка и обозначает «одноименный».  Синонимы – сокровище любого языка.

img38.jpg— А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему.
Я вам предлагаю прочитать текст. О чём он? Попробуйте заменить выделенные
слова синонимами устно.

Изменился
ли смысл предложений? А какой текст вам нравится больше, прочитайте его.
Почему?


Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Вывод:
синонимы
используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении
и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет.) Обогащают нашу
речь, делая ее более разнообразной, точной и выразительной).

Слушают,
отвечают на вопросы учителя.

Анализируют
текст.

Заменяют
слова синонимами.

Отвечают
на вопросы

Делают
вывод.

Ф

Наблюдать
за использованием синонимов в художественной речи.

умение
контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение (Р);

освоение
умения находить синонимы в тексте.

Осознание
алгоритма учебного действия.

6.
Первичное закрепление (5-6 мин)

 Цель: закрепление изученного материала

А
сейчас я предлагаю закрепить полученные во время наших исследований знания.

Работа
в парах на карточках

Игра
«Составь пары слов»

(мороз
жёлтый пламя озорник печаль квакушка блестеть грусть шалун огонь лягушка
холод золотой сверкать).

Мороз
– холод

Желтый
– золотой

Пламя-
огонь

Озорник
– шалун

Печаль
– грусть

Лягушка
– квакушка

Блестеть
– сверкать


Ребята, проверьте себя (ответы на слайде). Поднимите руку, кто все сделал
верно? Молодцы!


Кто допустил 1 ошибку? В следующий раз будьте внимательнее.


У кого больше 1 ошибки? Прочитайте материал урока еще раз дома.


Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данное задание? (чтобы
научиться находить синонимы)


Да, верно, ведь синонимы делают нашу речь разнообразной, помогают более ярко
передать мысль, поэтому нужно уметь находить и применять их в свое речи.

Выполняют
задание на карточке в парах .

Проверяют.

П

уметь
подбирать синонимы к словам и находить их в тексте;

принимать
на себя ответственность за результат своих действий, учить наблюдать за
действиями партнера (К);

Ориентация на понимание причин успеха или
неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок
учителей и товарищей;

7.
Рефлексия (5 мин)

Цель:
подвести итоги урока, выявить успехи или неудачи


Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним, какую цель мы ставили на урок? Удалось
ли нам ее достичь? Скажите, что такое синонимы?

Вернемся
к плану нашего урока, как вы думаете, смогли ли мы его реализовать? Выполнили
все пункты плана? Я с вами согласна.

Оцените
свою деятельность на уроке, продолжим предложения:


На уроке я узнал…


Мне понравилось …


Мне показалось трудным…

(Оценивание
активно работающих учащихся
)


Спасибо, ребята, надеюсь, в следующий раз у вас совсем не будет трудностей и
вы узнаете еще больше нового!

Запишите
задание на дом:

С.
53 № 69

Вам
нужно списать предложение и подчеркнуть в нем синонимы. А также подумать и
ответить на вопрос устно: « С какой целью автор использует синонимов в одном
предложении?».

 Сегодня
мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне
хотелось бы, чтобы
вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за работу на уроке!

Анализируют проделанную работу, высказывают свое мнение.

Записывают
домашнее задание

Ф

Умение
осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р);

умение выражать свои мысли в устной форме (К);

Умение
выделять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

1.    мороз

А)
золотой

2.    желтый

Б)
шалун

3.    пламя

В)
грусть

4.    озорник

Г)
холод

5.    печаль

Д)
сверкать

6.    лягушка

Е)
огонь

7.    блестеть

Ж)
квакушка

Класс: 2 «А»

Выполнила: Шипулина Н.В.

Тема: «Синонимы» («Школа России»)

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с отличительными особенностями синонимов; учить распознавать синонимы в тексте и подбирать их к заданным словам; расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

-личностные: осознание алгоритма учебного действия; формирование развитие вычислительных навыков, умения сравнивать, обобщать, рассуждать, логического мышления, умения работать самостоятельно.

-предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие по значению слова (синонимы); обогатить словарный запас учащихся.

метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, лист самооценки, карточка, словарь синонимов.

Этап урока.

Методы и приемы.

Форма организации

деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя.

С какой целью организуется, какие задачи решаются на данном этапе

Способы включения обучающихся в оценку деятельности по достижению планируемых результатов

1.

Планирование деятельности на уроке

Мотивационный этап.

Фронтальная

— Сегодня на уроке русского языка каждый из вас может получить оценку. И оценивать свои умения вы будете с помощью листов самооценки.

Цель: включение и мотивирование обучающихся в учебную деятельность

Получают оценочные листы самооценки. Знакомятся с перечнем умений.

2.

Актуализация знаний.

Индивидуальная

Работа с текстом.

Перед вами на доске запись.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.

Задание: — Определите сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений. В первом и в третьем предложениях подчеркните основу предложений.

Проверка по эталону (слайд)

— Какое слово употреблено в переносном значении (пришла)

Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а также память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и быстроту реакции.

Работают в тетрадях.

Сравнивают по эталону

Работают в листах самооценки на начало урока

3.

Введение в новую тему

Фронтально

  Вернёмся к тексту на доске.

Прочитайте ещё раз первое предложение.

— Каким словом можно заменить слово «пришла»?

( Наступила, настала, началась)

— Что можно сказать о них?

(Они близкие по лексическому значению)

Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока?

(Знакомство со словами близкими по лексическому значению (синонимы) Цель: узнать о словах синонимах, что они обозначают, для чего нужны, как употребляются в речи)

Для того, чтобы узнать о названии таких слов обратимся к учебнику на стр. 52.

Цель: вывести на основе приобретённых знаний и умений пройденного материала.

Выводят тему урока с опорой на вывод в учебнике.

4.

Организация познавательной деятельности

Фронтально

В парах

  1. Работа по учебнику.

На стр. 52, прочитайте правило на понимание слов (синонимов) с примерами слов близких по лексическому значению.

  1. Стр. 53 Упр.67 выполнить в тетрадях (взаимопроверка)

  2. Работа со словарём Синонимов в учебнике стр. 141

  3. Приведите примеры слов синонимов из словаря.

(договариваются с помощью словаря о словах синонимах,

которые затем озвучивают)

Вовлечь обучающихся в процесс обучения, познания, вычленить то, что необходимо для познавательной сферы на данном этапе

Выполняют работу по учебнику, интересуются дополнительной информацией

Комментируют.

5.

Физ.минутка

Фронтально

Танец

Давайте разомнемся, чтоб взбодриться и дальше работать еще активнее

(играет музыка)

Снять утомляемость обучающихся

6.

Первичное закрепление

Индивидуальная

Работа по карточкам

1.Для того, чтобы узнать, как вы усвоили понятие о синонимах, вам нужно соединить в карточках слова близкие по значению между собой.

Слова-синонимы, соедините стрелочками:

неразговорчивый                  отважный

неудачный              алчный

несложный               чудесный

жадный              алчный

смелый ошибочный

прекрасный простой

2. Сравните с эталоном (слайд)

Проверка понимания решения задач на кратное сравнение

Сравнение с эталоном

Работа с листами самооценки

7.

Рефлексия. Подведение итогов

Фронтально

Индивидуально

Ответьте на вопросы (слайд).

Давайте вспомним, какие мы поставили цели на урок. Удалось ли нам их достигнуть? Что помогло?

Поднимите руки те, кому было легко и понятно на уроке.

Теперь те, у кого возникали трудности. Почему?

Продолжи фразу ….. ( на доске слайд, где ребята самостоятельно подводят итог урока.)

Проводят самоанализ своей работы на уроке, результатов.

Учитель получает от детей информацию о результатах и использует её для планирования образовательной деятельности.

Мини-обзор

(в конце урока в течение нескольких минут ученики отвечают на вопросы: какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучали, какой момент остался наименее ясным).

Лист самооценки.

Лист самооценки Ф.И. _____________________________________

Умения

13/10

Начало урока

Конец урока

Оценка учителя

Умею делить текст на части

Умею оформлять начало и конец предложения

Умею определять основу предложения

Умею подчёркивать подлежащее и сказуемое

Умею находить слово в переносном значении

Знаю, что такое слова синонимы

Умею подбирать слова синонимы

+ умею — не умею

                                             Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

 — Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

— Начнём наш урок (проверка готовности учащегося к уроку, организация внимания учащегося).

Приветствует учителя

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2  

Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащийся должен определить слова и записать их.                                                                    Все слова языка (лексика).                                                                                                                                                                                                    Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).                                                                                                                                      Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                                                                                                                                 Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                                                            Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).                                                                                                            Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).                                                                                                                                 

Самостоятельно записывает слова.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

— Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Ученик находит синонимы в тексте, определяет их значение.

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

 Определение темы и целей урока.

 Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: 

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                                                                                                                                                                         

Формулирует  тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. 

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень,  изба,  коттедж, вилла).

Дом — общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина — устаревшее слово,  коттедж, вилла — заимствованные, пришедшие из другого языка.

— Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.  Синонимы  отличаются оттенками лексического значения.

 Ученик определяет значение каждого слова, находит различия в значении слов, делает вывод.

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

Читает теоретический материал в учебнике, делает выводы.

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

6.

Закрепление знания

Предлагает выполнить упр. 349 ( по заданию)

Выполняет задание

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

7.

  1. Знакомство с определением синонимического ряда

Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 

  • Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
  • Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов — это синонимический ряд.

Градация — группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово  сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняет задание, предложенное учителем.

 Познавательные:

 (использование знако-символических средств)  

Регулятивные

(контроль)   

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

8

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

  1. Редактирование текста. Ученику предлагается  текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. 

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.                                                                                                                                                                           Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.                                                                                                                    (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)                                                                                                                                  Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?                                                                         Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                                                                                                                                 Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                                                                                                                                                                                              

Работают с текстом, делают выводы

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

  1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все … противника.

    Вся природа ждала … весны.

    (атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил … с родителями.

    Он оплатил на почте … по телефону.

    (беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый … на море.

    … в романах Тургенева играет важную роль.

    (вид, пейзаж).  

Записывает предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

9

Контроль усвоения материала

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность — молодеть

Участвует в тестировании.

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

10.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащегося на уроке.

Воспринимает информацию. Оценивает свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

11

 Домашнее задание

§67,  упр. 353

Записывает домашнее задание

Личностные

Технологическая карта урока по теме «Синонимы»

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Исаева Елена Викторовна (г. Искитим, МАОУ СОШ №4)

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи; уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или обучающимися

Основные понятия

Синонимы

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

— Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза. (Слайд.)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

-Сегодня мы с вами

отправимся в путешествие в сказочную страну. Чтобы определить, в какую страну мы отправимся, нужно нам решить ребус

( Слайд с ребусом).

-Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

А что такое синонимы? Вам будет помогать медвежонок.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы обратной связи

2.Актуализа-ция и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

— Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести». А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным путем.

Создает проблемную ситуацию.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Словесно-иллюстративный рассказ

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

— Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из параллельного класса.

— Танечка, каким тебе запомнился Герасим?

— Хорошим.

— Что же ты можешь сказать о его собачке?

— Она тоже хорошая.

— А повесть в целом тебе понравилась?

— Да, хорошая.

— Таня, в каком доме ты живешь?

— Большом.

— О чем ты мечтаешь.

— Стать большой.

— Понравились ли вам ответы Тани?

— Нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая.

Нужно использовать синонимы. Сегодня мы поговорим о синонимах, систематизируем знания по этой теме. будем учиться употреблять их в речи. Познакомимся со словарями синонимов.

— В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же явление, действие.

-Задание от медвежонка. Нужно найти синонимы в стихотворениях (Стихи на экране)

-Структурирование изученного материала

Синонимы

Обозначает одно

и то же: один и

тот же предмет, один

и тот же, одно

и то же действие

Относится к одной

и той же речи

Отличаются друг от друга

оттенками лексического

значения и употреблением

в речи

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач)

Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Всем размяться нам пора,

Приготовьтесь, детвора!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз – два, раз – два…

Выше, выше голова!

Хватит, прибежали,

Подтянулись, подышали!

Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. Работа со словарем синонимов

(Слайд: бегемот и гиппопотам)

— Нам встретились первые жители страны Синонимов.

Бегемот – гиппопотам.

Теперь попробуйте сами. (Слайд.)

Петух – кочет, курица – хохлатка и т.п.

— Бежать – мчаться.

— Очи (устар., поэт) – глаза (нейтр.) – гляделки (простореч.).

В русском языке много синонимов. Существуют специальные словари синонимов. В толковых словарях при разъяснении значений некоторых слов также приводятся синонимы.

Познакомимся со словарем синонимов З.Е. Александоровой. (Слайд.)

В алфавитном порядке даны слова и проведены синонимы к ним.

Показывает «Словарь синонимов русского языка».

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. работают с учебными пособиями.

фронтальная, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы

6.Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по вопросам. письменная работа, игры. Выполнение разноуровневых обучающихся упражнений

Решение грамматических задач.

Каждую задачу решает самостоятельно. Потом вызывается по желанию кто-то из ребят и предлагает свое решение, кратко объясняя его. Каждый ученик делает исправления в тетради и на полях ставит себе оценку по пятибалльной системе. учитель доверяет ученику и в выведении итоговой оценки. Тетради собираются, работы оцениваются. Все задачи записаны на доске или представлены на слайде.

Например.

Задача 1. Раскроем понятие «большой» (физический смысл) синонимическим рядом. Кто больше? Составьте цепочку слов по степени увеличения признаков.

Результат. Большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

— Подпишите под каждым прилагательным существительное, которое может сочетаться с данным признаком. (Например: сад, дом, небоскреб, город, наводнение.)

-Медвежонок предлагает поиграть в игру « Лови – назови» ( Я кидаю вам мячик и называю слово, а вы, поймав мяч, называете к этому слову синоним )

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, записывают синонимы в тетради и на доске, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Вопросы для уточнения информации

7.Самостоя-тельная работа с самопроверкой

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Задача 1. В стихотворении С. Маршака использованы два синонима. Догадайтесь, какого не хватает? Поставьте знаки препинания. Объясните смысловое различие синонимов.

Мы оставим Трезора

Без _____, без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

Задача 2. Подберите подходящее по смыслу сказуемые-синонимы и достройте предложение.

Человек на лошади – это … (всадник, наездник).

Редактирование.

Задание 1. Устраните речевые повторы.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

Задание 2. Найдите в предложении речевой изъян.

Этот большой, неудобный шкаф трудно перевезти. (Громоздкий)

-Игра «Кто больше».

Три ряда – три команды.

Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.

— Самостоятельная работа с самопроверкой: упр. 349 из учебника (ответ на слайде ).

-Игра от медвежонка «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо.

Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической позиции.

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий

Чтобы завершить нашу работу и узнать, насколько хорошо мы усвоили тему, пройдите тест за компьютерами в программе «Школьный наставник». Оценки вам поставит компьютер – самый объективный и беспристрастный судья.

-Если останется время, группы создают синквейн по теме.

Работают с тестами

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Вопросы для уточнения информации

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная работа по вопросам

1.Заполнить лист «Мой успех на уроке»

Что удалось

Трудности

2.- Какое настроение сейчас у вас? Урок понравился – поднимите карточку с улыбающимся лицом, нет-

карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневник достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания

10.Домашнее задание

Задание разноуровневое:

-упр. 353,

-найти и выписать синонимы из художественного текста,

-составить кроссворд на тему «Синонимы».

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя Артеменко Е.В.

2. Класс: 5

3. Дата: 13.04.16

4. Предмет: русский язык

5. Тема: « Синонимы»

6. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала

7. Цель урока: Создать условия для изучения учащимися учебного материала по теме «Синонимы».

8. Задачи

Образовательные: сформировать способность к отработке умения подбирать синонимы к словам, составлять синонимические ряды,

повторить изученную орфограмму «Правописание приставок на зс»

Развивающие: развивать умения и навыки подбирать синонимы к словам, находить синонимы в тексте, строить синонимические

ряды, развивать память, речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, коммуникативности.

9. Дидактические средства:

для учителя – учебник, презентация, карточки

для обучающегося – тетрадь, учебник «Практика», «Теория», карточки.

10. Планируемые результаты:

предметные:

знать: определение понятия синонимов, различать оттенки значений синонимов, особенности употребления по эмоциональной

окраске.

уметь: подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд

личностные: наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения

метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или

самостоятельно) необходимые действия, операции), действовать по плану.

познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно

находить ее в материалах учебников.

коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку

зрения.

11. Межпредметные связи: литература.

12. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,

поисковая

13. Основные понятия темы: синонимы, синонимический ряд.

Предмет: Русский язык. 3 класс.

Авторы учебника: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова.

Дидактическая цель: создать условия для формирования умений находить и использовать синонимы.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

Обучающая:

формирование представления:

  • «близкое» значение «не означает «одинаковое»;
  • о роли синонимах в речи;

формирование умения:

  • подбирать и правильно употреблять синонимы в текстах;
  • исправлять текст, изобилующий повторами, обращаясь к синонимам;

Развивающие:

развивать умения:

  • самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
  • способствовать развитию речи;

Воспитательные: содействие формированию:

  • интереса к родному языку;
  • умения слушать и слышать учителя и одноклассников;

Методы обучения: системно-деятельностный, словесный, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Средства обучения:

Для учителя:

  • М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. Русский язык, учебник для учащихся 3 класс общеобразовательных учреждений: в 3 ч. – М.: Академкнига/учебник, 2014; 1ч.
  • Н.М.Лаврова Русский язык. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник 2017.

Технические средства обучения:

  • компьютер, интерактивная доска, медиапроектор;
  • презентация к уроку для организации контроля.

Для обучающихся:

  • М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык, учебник для учащихся 3 класс общеобразовательных учреждений: в 3 ч. – М.: Академкнига/ учебник, 2014; 1ч.
  • рабочая тетрадь, карточки с заданием, алгоритм самооценки.

Технологическая карта урока

Информационная часть технологической карты

Предмет, класс

Родной (русский) язык 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Учитель

Авилкина Ирина Витальевна, учитель МБОУ «Европейский лицей» п.Пригородный

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Для чего нужны синонимы? Урок №9.

Цель урока

Дать представление о роли синонимов в речи.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы

воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; обогащать активный и пассивный словарный запас.

 формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения (КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (ПУУД)

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

учебник с.80-83

мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

-Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка.

-Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

— Повернитесь друг к другу и скажите такие слова:

— Я умею думать,

— Я умею рассуждать,

— Что полезно для работы,

— То и буду выполнять.

— У меня получится,

— И у тебя тоже.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Повторяют за учителем настраиваются на работу.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица?

-А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное.

— Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению? (Синонимы)

-Прочитайте слова (слайд), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю.

-Объясните, для чего в речи используют синонимы?

Улыбаются.

Дают ответы на вопрос. (Потому что эти слова близкие по значению/смыслу).

Выполняют задания учителя к упр.1.

Отвечают на вопросы.

(затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

-Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи.

-Что такое синонимы?

-Назовите еще раз тему урока.

-Найдите ответ на этот вопрос в рамочке.

-Для чего же нужны синонимы? Прочитайте.

-Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений.

— Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной»)

-Как будем доказывать? (выполняя упражнения)

Читают тему урока вслух.

Отвечают на вопросы.

Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя.

Обсуждают информацию.

Определяют цель и задачи урока.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд).

Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

-Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами).

-Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2.

-Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике,? Почему?

— Какими словами — синонимами заменили слово зябнет?

— Что они обозначают?

(ощущать холод)

— Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы.

-Проверьте и оцените свою работу смайликом.

-Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя.

Проверяют и оценивают работу смайликом.

Делают вывод с опорой на «важную информацию».

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

— Прочитайте отрывок (слайд).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Прочитайте выделенные слова.

— Можно ли их назвать синонимами? Почему?

(обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Покажите, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

— Покажите, как зайцы собрались.

— Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

— Что значит приплелись?

(пришли медленно)

Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.

— Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

-Выполните упр.3 на с.82, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов.

-Проверим работу и оценим смайликом.

Читают отрывок на слайде.

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

Делают вывод.

Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя.

Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

— Прочитайте еще раз «важную информацию» о синонимах. Что нам осталось доказать?

( синонимы делают речь яркой, выразительной)

-Вам предстоит самостоятельная работа по карточке. Чтобы с ней справиться, выполним устно упр. 6 на с. 82-83.

-Какую сказку А.С.Пушкина мы читали в этом году? («Сказка о рыбаке и рыбке»). А.С.Пушкин в сказке использовал определенные эпитеты. Вам нужно их выбрать из ряда синонимов и записать получившиеся словосочетания.

-Выполните самостоятельную работу по карточке:

Выбери из скобок слово, которое автор употребляет в сказке. Выпиши словосочетания.

(Ветхая, старая, дряхлая) землянка,

(драгоценная, золотая, прекрасная) рыбка, (жестокая, суровая, грозная) стража, асковое, нежное, доброе) слово.

Проверь себя по учебнику «Литературное чтение» на с.90,91,98.

-Оцените работу смайликом.

— Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы.

-О чём узнали на уроке?

— На какие вопросы вы получили ответы?

— Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Дети еще раз читают «важную информацию» и определяют, какой пункт осталось доказать.

Выполняют подготовительное упр.6

Выполняют самостоятельную работу по карточке.

Осуществляют самопроверку, оценивают работу смайликом.

Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

-По желанию можно

оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики.

(выставление отметок)

— Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям).

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор:

упр. 5, 7 или 8 на с.82-83.

-А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81

Записывают информацию о домашнем задании

Технологическая карта урока

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова

Тема урока: «Синонимы»

Цель урока: содействовать расширению представлений
обучающихся о синонимах;

Предметные задачи: создать условия для развития у обучающихся
умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых
ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить или подбирать слова-синонимы;

— работать со словарём;

— осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Метапредметные задачи: создать условия для развития у
обучающихся умения:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— определять общую цель и пути её достижения;

— работать со словарём;

— активно использовать речевые средства для решения
коммуникативных и познавательных задач;

— слушать собеседника, вести диалог;

— выделять информацию из учебника, словаря в соответствии с
учебной задачей.

Оборудование: учебник «Русский язык» (2 класс), словарь
синонимов, слайды к уроку.

Тип урока:  ОНЗ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                            Формируемые УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Орг. момент

Проверяет готовность
учащихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Ребята, с каким настроением
вы пришли на урок?

Чего вы ждёте от урока?

Показывают цветную карточку, отвечают на вопрос.

Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих
действий.

Осознанное построение речевого высказывания в  устной форме

Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками

Актуали-

зация знаний

Организует работу в
парах.

Я предлагаю вам начать урок
с работы в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

Даёт задание на поиск в
тексте особенностей.

Прочитайте текст.

Что можете сказать?

Какими словами вы
предлагаете заменить слово «ребята»?

Учитель записывает перечисленные
слова на доске.

Почему вы предлагаете
именно эти слова?

Сравните записанные слова.
Что можете сказать?

Учитель стирает с доски
слово «они».

Оставшиеся слова можно
объединить в группу, которая в русском языке имеет своё название. Сегодня на
уроке мы поговорим о таких словах. Уточняет понимание учащимися задач
урока.

Какие задачи к уроку вы для
себя поставите?

Перечисляют правила
работы.

Знакомятся с текстом.

Формулируют выводы
наблюдений.

В тексте есть речевые
ошибки, так как часто повторяется слово «ребята». Нужно заменить это слово
другими словами.

Слово «ребята» можно
заменить словами «дети, малыши, они, друзья».

Потому что они имеют такое
же значение, как и слово «ребята».

Анализируют, выявляют
закономерность
.

Это имена существительные,
кроме слова «они». Это слово можно назвать лишним.

Озвучивают задачи урока.

Узнать, как называется
такая группа слов?

Почему эти слова так
называются?

Для чего нужны такие слова?

Постановка учебной задачи.

Осуществлять анализ объектов, сравнение, синтез; строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Организовывать общение, включающее умение слушать
собеседника, решать конфликтные ситуации.

Формиро-

вание

новых знаний

Формулирует задание на
поиск информации.

Для того  чтобы ответить на
эти вопросы, обратимся к правилу на стр. 60.

Подводит учащихся к
выводу о теме урока.

Что теперь вы можете
сказать о словах, записанных на доске?

Почему?

Что ещё вы узнали о
синонимах?

Уточняет понимание
учащимися темы урока.
Какова же
тема нашего урока?

Организует беседу по
уточнению и конкретизации первичных знаний.

Посмотрите на группы слов.
Что можете сказать?

Докажите.

Какой вывод можно сделать?

Что можно сказать об
остальных словах?

Знакомятся с правилом в
учебнике.

Находят в тексте
понятие, информацию. Формулируют выводы. 

Это синонимы.

Потому что они обозначают
слова, близкие по значению.

Это слово в переводе с
греческого языка обозначает «одноимённый», т.е. одно имя, название. Синонимы
относятся к одной части речи, но пишутся по-разному.

Синонимы.

Анализируют. Сравнивают.
Объясняют свой выбор. Формулируют выводы наблюдений.

Слова лес, дубрава, роща,
пуща – это синонимы.

Эти слова близкие по
значению, относятся к одной части речи – имена существительные.

Слова красный, алый,
огненный, багряный – это синонимы.

Эти слова близкие по
значению, относятся к одной части речи – имена прилагательные.

Синонимами могут быть как
имена существительные, так и имена прилагательные.

Это однокоренные слова.

Запоминать и удерживать правило, выделять свойства в
изучаемых объектах.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование
знаний, осознанное построение речевого высказывания в  устной форме, анализ
объектов, сравнение, синтез; строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте.

Организовывать общение, полно и точно выражать свои мысли.

физминутка

Практи-

ческая деятель-

ность

Даёт задание на поиск в
тексте особенностей.

Посмотрите на запись на
доске. Что можно сказать?

По улице (идти)
подружки.

На площади (идти)
солдаты.

По дороге (идти) усталые
путники.

Праздничные колонны
торжественно (идти) на митинг.

Малыш неуверенно (идти)
к песочнице.

Организует поисковую
работу (формулировка возможного задания, составление плана действий).

Какое задание можно
предложить для выполнения?

Давайте составим план наших
действий.

Что заметили, когда
изменили слова и составили предложения?

Какой пункт нужно добавить
в план.

Выдвигает проблему.

Подберите синонимы.

Куда нужно обратиться за
помощью?

Организует работу в
группе.

Контролирует работу.

Сейчас вы будете работать
группой.

Я предлагаю вам обратиться
к словарю. Найдите в словаре  синонимы к слову «идти».

Что вас удивило?

Какие синонимы вы можете
назвать?

Организует игровую
деятельность.

Давайте поиграем
(«Театрализация»)

Покажите, как можно:

Обучающимся раздаются
карточки, на которых записаны слова: шагать, семенить, шествовать, брести,
маршировать.

Организует
самостоятельную работу. Контролирует работу.

А сейчас вернёмся к нашему
заданию. Запишите предложения, пользуясь планом работы.

Организует коллективную
проверку.

Давайте проверим, что у вас
получилось.

По улице шли подружки.

На площади шагали
(маршировали) солдаты.

По дороге брели  усталые
путники.

Праздничные колонны
торжественно шествовали  на митинг.

Малыш неуверенно
семенил  к песочнице.

Что помогло вам справиться
с заданием?

Для чего же нужны синонимы?

Организует
самостоятельную работу и  взаимопроверку. Контролирует работу.

Давайте вернёмся к тому
тексту,  с которого мы начинали урок. Отредактируйте текст, чтобы не было
повторов.

Анализируют.  Объясняют
свой выбор. Формулируют выводы наблюдений.

Это не предложения, потому
что слова не связаны между собой по смыслу.

Высказывают свои предположения,
составляют план действий.

Изменить слова, чтобы
получились предложения.

1.     Прочитать предложение.

2.     Изменить слово.

3.     Записать предложение.

Повторяется одно и тоже
слово.

4.    
Подобрать синоним к слову
«идти».

Учащиеся не смогут
подобрать нужного количества синонимов.

Спросить у кого-нибудь,
обратиться к словарю, посмотреть в компьютере, интернете.

Учащиеся работают со
словарём синонимов на стр. 154.

Устаревшие выражения.

Ступать, переступать,
шагать, вышагивать, семенить, выступать, шествовать, брести, плестись,
маршировать, направляться, держать курс, следовать и т.д.

Учащиеся  группой
выходят и показывают действие.

Учащиеся самостоятельно
записывают предложения.

Учащиеся сравнивают свои
работы с предложенным образцом. Исправляют ошибки. Делают выводы:

Наша речь становится
красивой, точной, с их помощью можно избежать повторов.

Учащиеся редактируют текст. Обмениваются результатами
работы друг с другом, выполняют взаимопроверку. Высказывают свои замечания.

Запоминать и удерживать правило и инструкцию во времени,
планировать, контролировать и выполнять действия по плану, овладение приёмами
контроля и самоконтроля, коррекции.

Осуществлять  расширенный поиск и выделение необходимой
информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого
высказывания в  устной форме, постановка и формулирование проблемы,
коллективное  создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Организовывать общение, включающее умение слушать
собеседника, решать конфликтные ситуации.

Заключение

Создаёт эмоциональный
настрой, обеспечивает мотивацию.

А сейчас я предлагаю
послушать вам песню, которая называется «Синонимы».

Для чего я это сделала?

Назовите синонимы.

Учащиеся слушают песню.
Делают выводы.

Чтобы мы услышали синонимы.

Учащиеся называют синонимы

Осознание качества и уровня усвоения.

Осуществлять анализ объектов.

Итог

Акцентирует внимание на
конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

О чём мы говорили на уроке?

Решили ли мы задачи, которые
ставили перед собой в начале урока?

Надо ли в своей речи использовать синонимы?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

О синонимах

Выделение и осознаний того, что усвоено.

Полно и точно выражать свои мысли.

Оценивание

Оцените свою работу на
уроке.

Почему выбрали карточку
такого цвета?

Учащиеся показывают цветную карточку, отвечают на вопрос.
Осуществляют предварительную оценку.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Полно и точно выражать свои мысли.

Д.З.

Даёт комментарий к
домашнему заданию.

II. Актуализация знаний

Цель: создание условий для осмысления изученного материала, глубины его понимания

Перед нами КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Мы на выставке картин известного художника И. И. Шишкина. (Портрет И. Шишкина на экране).

Рассмотрите картины.

И.И.Шишкин. Дубрава

И.И.Шишкин. Сосновая роща

И.И.Шишкин. Дуб в Беловежской пуще

Что общего в этих картинах?

— Прочитаем их название.

— Почему они по-разному называются?

— Обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова.

У вас на столах словарные статьи.

I ряд знакомится со словом дубрава

II ряд – со словом пуща

III ряд – со словом роща

Проверка по рядам.

— Слушаем значение слова пуща, лес, роща.

-Совпали ли ваши предположения со словарём? Докажите.

Постановка проблемы

Как в русском языке называются слова близкие по своему лексическому значению?

Чистописание

Погуляем по зимнему лесу, слепим Снеговика= соберём слово.

си син сино синон синони…

Кто гулял по лесу?

Какое слово получилось?

Кого мы скатали?

Вот с ним мы и отправимся дальше путешествовать в зимний лес. (На доску вывешивается картинка снеговика)

Дети рассматривают картины

изображён лес

Дубрава, пуща, роща

Работа в парах

ДУБРАВА

ж. Дубовый лес, роща дубрава, лиственная роща В тени дубрав.

ПУЩА

ж. Обширный, густой, труднопроходимый лес.

РОЩА

ж. 1. Небольшой — обычно лиственный — лес. 2. Специально выделяемый по каким-либо признакам или с какой-либо целью участок леса.

Дети зачитывают словарные статьи

Дубрава, пуща, роща- это слова близкие по своему лексическому значению со словом лес.

Ответы детей

Дети пишут, проговаривают слово

Мы

Синони+мы=синонимы

Снеговика

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

III. Основной этап

Цель:повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Ребята, мы с вами собрали слово «синонимы», а что оно обозначает?

Запишите тему нашего урока «Слова-синонимы»

Постановка цели

Какуюцельперед собой поставим?

Хочу УЗНАТЬ

Будем УЧИТЬСЯ

МОГУ работать

Н

синонимы

а доске постепенно выставляю карточки c фразами, чтобы «сложилось» правило о том, что такое слова-синонимы.

Работа с учебником

Снеговик предлагает прочитать Рубрику “Давай подумаем” на стр.43

-Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите.

Послушайте ещё раз и подумайте, что вам в этом тексте не совсем понравилось, показалось не очень красивым? 

Попробуйте исправить текст.

Откройте учебники на стр.42 , прочитайте второй текст и сравните со своим предположением.

Видите, какие вы молодцы, ваше мнение почти или даже совсем совпало с мнением авторов учебника.

Запишите эти слова в тетрадь. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте.

Ч

Слова близкие по значению

то вы можете сказать об этих словах?

Н

Слова отвечающие на один и тот же вопрос

а какой вопрос отвечают?

Откройте учебники (стр.43), прочитайте правило

Рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”.

— О чём вы узнали?

— Как называются слова, близкие по значению?

Речь становится яркой, без повторов

Для чего нужны синонимы?

Физкультминутка

Предлагаю прогуляться по ПАРКУ СИНОНИМОВ вместе со Снеговичком.

— А теперь встаньте, пожалуйста. Покажите, как можно: идти, шагать, семенить, шествовать, брести, маршировать.

— Садитесь.

— Как называются слова, которые я произнесла?

Работа в группах

Снеговичок приготовил нам задания для работ по группам.

Вспомним правила работы в группе

Называть друг друга по имени.

Внимательно слушать товарищей.

Выражать своё мнение.

Уважать чужое мнение.

Проверка

Слова относятся к одной части речи

Что объединяет данные слова?

Ответы детей

Записывают в тетрадях тему урока.

Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

…подбирать синонимы.

…употреблять их речи.

….различать схожесть и различие.

Активно, получать удовольствие от труда.

Один из учеников читает вслух

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Да. Несколько предложений, связанных по смыслу.

Повторяется слово «ребята».

Ответы детей

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

Дети, малыши, детвора

Ребята

Слова близкие по значению

Отвечающие на один и тот же вопрос

Чтение вслух

Дети подводят итог своей работы .

Синонимы

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

Слова-синонимы

Читают правила.

Работают в группах.

1. Имя существительное

Задание.Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Темнота, отметка, дом, шторм.

Здание, весна, оценка, сумерки.

Какие слова «лишние»? Почему?

2.Имя прилагательное.

Задание.Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Скорый, аккуратный, трудолюбивый.

Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный.

Какие слова «лишние»? Почему?

3. Глаголы

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам:Сказать,спешить, прыгать.Читать, мыть, говорить, скакать, торопиться.

Какие слова «лишние»? Почему?

Ответы детей

Одинаковая часть речи

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синонимы температура на улице
  • Синонимы тех карта
  • Синонимы темнота 5 класс
  • Синонимы тесты с ответами
  • Синонимы темная магия